Научная статья на тему 'Анализ маркетинговых мероприятий для нивелирования последствий институциональных «Ловушек» российского образовательного пространства'

Анализ маркетинговых мероприятий для нивелирования последствий институциональных «Ловушек» российского образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ "ЛОВУШКА" / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕТОДЫ / PEST-АНАЛИЗ / INSTITUTIONAL "TRAP" / HIGHER EDUCATION MARKETING TECHNIQUES / PESTANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Ю.В., Шабельник Л.С.

В статье рассматриваются проблемы российского высшего образовательного пространства. Авторами предложены мероприятия по выходу из образовавшихся проблем высшей школы посредством экономических методов, в том числе посредством методов маркетинга. В работе проведен анализ эффективности предложенных мероприятий методом PEST-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of marketing activities for the leveling effects of institutional "traps" the russian educational space

The article deals with the problems of Russian higher education space. The authors suggest measures to overcome the problems of high school formed through economic methods, including through marketing techniques. The analysis of the effectiveness of the proposed measures by PESTanalysis.

Текст научной работы на тему «Анализ маркетинговых мероприятий для нивелирования последствий институциональных «Ловушек» российского образовательного пространства»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

УДК 330

Ю.В. Сорокина , Л.С. Шабельник

АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ «ЛОВУШЕК» РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматриваются проблемы российского высшего образовательного пространства. Авторами предложены мероприятия по выходу из образовавшихся проблем высшей школы посредством экономических методов, в том числе посредством методов маркетинга. В работе проведен анализ эффективности предложенных мероприятий методом PEST-анализа.

Ключевые слова: институциональная «ловушка», высшее образование, маркетинговые методы, PEST-анализ.

На современном этапе развития экономики, образовательные учреждения перестали рассматриваться только с точки зрения возможности получения социального эффекта, став организациями по оказанию образовательных услуг. Коммерционализация системы высшего образования имеет ряд положительных и отрицательных эффектов. Тем не менее, в европейских странах такая практика сформировалась давно. Возможность рассмотрения системы высшего образования с точки зрения теории услуг позволила разработать предложения по совершенствованию качества услуг, оказываемых высшими учебными заведениями. Как считают эксперты, такие предложения эффективны и имеют право на существование.

Справедливо заметить, что в сфере высшего образования сформировались некоторые проблемные пласты, ликвидация которых затруднительна при применении сугубо экономических или же напротив социальных методов. Ряд проблем, о которых мы говорим, ученые - институционалисты называют институциональными «ловушками» в связи с их устойчивым само-поддерживающим характером.

Одной из наиболее весомых проблем является отсутствие баланса между рынком труда и рынком образовательных услуг. Для ликвидации сложившейся проблемы были выдвинуты различные предложения, основывающиеся на маркетинговых методах. К таким предложениям относились:

- проведение мониторингов рынков образовательных услуг для выявления спроса и предложения на данном рынке;

- применение франчайзинговой модели финансирования студентов потенциальными работодателями;

- дополнительное стимулирование студентов, обучающихся по приоритетным направлениям подготовки;

- совершенствование сайтов вузов путем создания возможности размещения на них резюме выпускников вузов и вакансии партнеров для удобства обеих сторон;

- организация работы служб по трудоустройству на базе вузов для содействия размещения резюме выпускников на сайтах по подбору вакансий, таких как SuperJob.ru, HeadHunter;

© Сорокина Ю.В., Шабельник Л.С., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.10

Сорокина Юлия Витальевна - аспирант, ассистент кафедры «Сервис», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Россия.

Шабельник Лилия Сергеевна - студент направления «Информационный сервис», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, Россия.

82

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

- интеграция работы центров занятости населения с отделами трудоустройства вузов и проведение «Ярмарок вакансий» не только на региональном уровне, но и на местном;

- усиление профориентационной политики приемных комиссий перед началом приема студентов в вузы (разработка современных буклетов, видеороликов с трансляцией на местном телевидении, вирусная реклама, проведение флеш-мобов, вручения памятных призов на днях открытых дверей и т.д.) и улучшение оказания услуг приемной комиссии (компьютеризация процесса подачи документов, предоставление полной информации о направлениях подготовки бакалавров и магистров и т.д.).

Эффективность предложенных мероприятий пока находится на стадии исследования, тем не менее, политиками в области высшего образования были предложены новые методы решения проблемы. По официальным статистическим данным на данный момент четверть всех выпускников российских вузов испытывали значительные трудности при трудоустройстве, работая не по специальности.

Ранее мы упоминали о франчайзинговой модели поддержки студентов потенциальными работодателями. Модель на первый взгляд выглядит оптимистично, пока речь не идет об издержках, связанных с ней. Франчайзинговая модель в данном случае носит характер целевого обучения, при котором студенты, получают гарантию трудоустройства на работу по окончании вуза и финансовую поддержку. При нежелании выпускника устраиваться на предприятие, затратившего денежные средства на его обучение, целесообразно трансформацию сделать невыгодной для выпускника, обязав уплатить его сумму, затраченную на него предприятию или государству в двукратном размере. Студенты хотят иметь гарантии трудоустройства, не желая нести ответственности за это. По мнению политиков, такой комплекс мер способен значительно улучшить ситуацию на рынке труда и рынке образовательных услуг.

Проведем анализ целесообразности применения вышеуказанных способов, направленных на достижение баланса спроса и предложения между рынком труда и рынком образовательных услуг. Воспользуемся методом PEST-анализа.

Таблица 1

Pest-анализ мероприятий и методик, уменьшающих влияние институциональных «ловушек» в высших школах.

1 2

Описание фактора Влияние фактора

Политические

Бюрократизация и уровень коррупции 2

Устойчивость политической власти и существующего правительства 1

Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли 3

Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли 1

Экономические

Уровень располагаемых доходов населения 3

Темпы роста экономики 2

Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда 2

Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны 1

Социально-культурные

Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию 1

Требования к качеству продукции и уровню сервиса 2

Уровень миграции и иммиграционные настроения 2

Технологические

Степень использования, внедрения и передачи технологий 2

Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств 3

Законодательство в области технологического оснащения отрасли 2

83

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Таблица 2

Подробное описание влияние факторов на разработку и реализацию способов уменьшения институциональных «ловушек»

Политические факторы Экономические факторы

Принятие и реализации проектов и методов, направленных на решение проблемы институциональных «ловушек» в образовательной системе высшей школы, может быть затруднено высоким уровнем коррупции в сфере образования. Сейчас активно идут работы по улучшению качества образования, предоставляемого в высших учебных заведениях, но в тоже время эти работы могут быть приостановлены в связи со сменой лидирующей партии и ее концепции развития государства. В настоящее время активно проводятся мероприятие по снижению количества проблем в сфере образования, но эта тенденция может кардинально поменять свою полярность. С развитием технологической оснащенности университетов будет также расти и стоимость обучения студентов на коммерческих отделениях, а также стоимость проживания в общежития, следовательно, необходимо также учитывать уровень располагаемых доходов населения, уровень безработицы, размер и условия оплаты труда. Направления развития кредитно-денежной политик также будут определять уровень и возможность финансирования проектов по поддержке высшей школы, а также возможности предпринимателей инвестировать в будущих работодателей.

Социально-культурные факторы Технологические факторы

Стимулирование студентов приоритетных направлений не окажет значительной роли, если у учащихся нет заинтересованности в учебе и привлечении внимания работодателя путем активной студенческой позиции. Качество технической оснащенности и сервиса в процессе приема документов у абитуриентов оказывает большое влияние на последующее решение абитуриента: «На каком учебном заведении остановить свой выбор?» Уровень миграции и иммиграционное настроение также оказывает большое влияние на разработку способов усовершенствования высших школ, например, статистика иностранных студентов поможет в разработке более комфортного способа приема документов для ВУЗа. Степень использования и внедрения различных технологий также играет существенную роль в принятии решений по поводу разработки решений проблем институциональных «ловушек», например, плохо и некачественно проработанный сайт ВУЗа. Организация проведения качественного и доступного интернет-подключения по все территории страны. Без создания законодательной базы о полном технологическом оснащении высших учебных заведений невозможно было бы провести и половины мероприятий по повышению качества образования.

Как видно по таблице 2, внешние факторы оказывают существенное влияние на сферу образования, в том числе и на мероприятия, разработанные для нивелирования последствий т.н. «институциональных ловушек» высшей школы и выхода из них. Применение вышеуказанных методов рискованно, но при благоприятных внешних условиях способно значительно улучшить качество образовательных услуг высшей школы.

UDC 330

Yu.V. Sorokina, L.S. Shabelnik

ANALYSIS OF MARKETING ACTIVITIES FOR THE LEVELING EFFECTS OF INSTITUTIONAL "TRAPS" THE RUSSIAN EDUCATIONAL SPACE

The article deals with the problems of Russian higher education space. The authors suggest measures to overcome the problems of high school formed through economic methods, including through marketing techniques. The analysis of the effectiveness of the proposed measures by PEST- analysis.

Keywords: institutional "trap", higher education marketing techniques, PEST- analysis.

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.