2. Пат. РФ№ 2317671 С1. Пневматическая сеялка / Цыбулевский В.В., Куцеев В.В., Куцеев В.В. Опубл. 27.02.2008; Бюл. № 6.
3. Пат. РФ № 2479192 С2. Устройство для сбора семян / Курасов В.С., Куцеев В.В., Драгуленко В.В., Руднев С.Г.; Опубл 20.04.2013; Бюл. №11.
4. Матущенко А.Е. Высев мелкосемянной культуры, костреца безостого // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. по матер. 12 Всерос. конф. молодых учёных. Краснодар, 2019. С. 142 - 143.
5. Халанский В.М., Горбачев И.В. Сельскохозяйственные машины. М.: КолосС, 2004. 624 с.
6. Драгуленко В.В. Анализ устройства для высева амаранта // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 12 - 3. С. 68 - 70.
7. Сергунцов А.С. Модернизация конструктивных рабочих органов зерновой сеялки // Проблемы и перспективы инновационного развития агротехнологий: матер. XX Междунар. науч.-производств. конф. Белгород, 2016. С. 90 - 91.
8. Пат. РФ № 2626170 С1. Комплекс для обработки почвы, внесения удобрений и сева семян травосмесей / Тарасенко Б.Ф. и др. Опубл. 25.04.2016; Бюл. № 14.
Валерий Викторович Цыбулевский, кандидат технических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Россия, 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, valera-1913@mail.ru
Алексей Евгеньевич Матущенко, ассистент. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Россия, 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, archangel24@mail.ru
Александр Александрович Полуэктов, соискатель. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Россия, 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, aleksand.poluektov2000@yandex.ru
Valery V. Tsybulevsky, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor. Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina. 13, Kalinina St., Krasnodar, 350044, Russia, valera-1913@mail.ru
Alexey E. Matushchenko, assistant. Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina. 13, Kalinina St., Krasnodar, 350044, Russia, archangel24@mail.ru
Aleksandr A. Poluektov, research worker. Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina. 13, Kalinina
St., Krasnodar, 350044, Russia, aleksand.poluektov2000@yandex.ru
-♦-
Научная статья УДК 629.331
Анализ малогабаритных транспортных средств для сельского хозяйства
Игорь Евгеньевич Припоров, Евгений Владимирович Гаврилов
Кубанский государственный аграрный университет
Аннотация. Исследование проведено с целью повышения эффективности работы автомобильных транспортных средств для получения конкурентоспособной продукции сельскохозяйственного назначения. Представлен обзор конструкций малогабаритных грузовых автомобилей, используемых в малых фермерских хозяйствах. Проведена статистическая обработка данных по методике, предложенной автором. На её основании осуществлён корреляционно-регрессионный анализ влияния грузоподъёмности и полной массы на максимальную мощность двигателя грузового автомобиля. Использование транспортных средств в сельском хозяйстве в виде большегрузных самосвалов типа КамАЗ, ЗИЛ-ММЗ, ГАЗ-САЗ, «Урал», УАЗ и др. при заезде на поле приводит к уплотнению почвы, что сказывается на урожае сельхозкультур. Разработан грузовой автомобиль с колёсной формулой 6x6 типа НАМИ-3333, который прошёл испытания. Доказано, что наибольшее влияние на мощность двигателя грузового автомобиля оказывает полная его масса и грузоподъёмность, что подтверждает коэффициент корреляции - соответственно 0,89 и 0,63. Приведены уравнения регрессий, описывающие зависимость мощности двигателя грузового автомобиля от полной массы грузового автомобиля и грузоподъёмности.
Ключевые слова: транспортные средства, сельское хозяйство, перевозка, корреляционно-регрессионный анализ, мощность двигателя, грузоподъёмность.
Для цитирования: Припоров И.Е., Гаврилов Е.В. Анализ малогабаритных транспортных средств для сельского хозяйства // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2021. № 3 (89). С. 115 - 119.
Original article
Analysis of small-sized vehicles for agriculture
Igor E. Priporov, Evgeny V. Gavrilov
Kuban State Agrarian University
Abstract. The study was carried out with the aim of increasing the efficiency of motor vehicles in order to obtain competitive agricultural products. An overview of the designs of small trucks used in small farms is presented. Statistical data processing was carried out according to the method proposed by the author. On its
basis, a correlation-regression analysis of the effect of carrying capacity and total mass on the maximum engine power of a truck was carried out. The use of vehicles in agriculture in the form of heavy-duty dump trucks such as KamAZ, ZIL-MMZ, GAZ-SAZ, Ural, UAZ, etc. when entering the field leads to soil compaction, which affects the crop yield. A truck with a wheel arrangement of 6 x 6 type NAMI-3333 has been developed, which has passed tests. It is proved that the greatest influence on the engine power of a truck is exerted by its total mass and carrying capacity, which is confirmed by the correlation coefficient - 0.89 and 0.63, respectively. Regression equations describing the dependence of the engine power of a truck on the total weight of the truck and load capacity are given.
Keywords: vehicles, agriculture, transportation, correlation and regression analysis, engine power, load capacity.
For citation: Priporov I.E., Gavrilov E.V. Analysis of small-sized vehicles for agriculture. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2021; 89(3): 115 - 119. (In Russ.).
Эффективность сельского хозяйства [1] зависит от транспортного обслуживания и характеризуется большими объёмами перевозок и многообразием грузов [2].
Для перевозок используются большегрузные самосвалы, которые имеют недостатки: большие затраты и потери, уплотнение почвы, что сказывается на урожае. Уплотнение почвы в зерно-сеющих районах России приводит к снижению урожая на 8 - 13 %, а урожайность картофеля снижается на 10 - 50 % [3].
Развитие крестьянских фермерских хозяйств идёт по пути растениеводства (производство зерновых культур, картофеля [4, 5], овощей, кормов) и животноводства (производство молока, мяса). Эффективность их определяется природными и экономическими условиями, организацией производственного процесса и технической оснащённостью. Парк машин сельскохозяйственных организаций составляет специализированная высокопроизводительная техника [6], к которой предъявляются такие требования, как: безотказная работа в течение сезона; высокая маневренность, удобство и малая трудоёмкость подготовки агрегата к работе; универсальность; экономичность и простота эксплуатации; низкая трудоёмкость технического обслуживания; высокая погодная независимость; ограниченное количество работающих; приемлемые цены. Развитие сельскохозяйственного производства приводит к увеличению объёма перевозок и улучшению эффективности его работы, приобретает народнохозяйственное значение для повышения конкурентоспособности продукции [7].
Цель исследования - повышение эффективности работы автомобильных транспортных средств для получения конкурентоспособной продукции сельскохозяйственного назначения.
В задачи исследования входило проведение анализа грузовых автомобилей, применяемых в сельском хозяйстве при перевозке сельскохозяйственных культур; определение зависимости мощности двигателя грузового автомобиля от полной его массы и грузоподъёмности путём корреляционно-регрессионного анализа.
Материал и методы. Автомобильный парк сельскохозяйственных предприятий оснащён
автомобилями большой грузоподъёмности и низкой проходимости. Они применяются для вне- и внутрихозяйственных перевозок [4 - 6], в том числет ракторными транспортными агрегатами [8]. К таковым относятся автомобили типа КамАЗ, ЗИЛ-ММЗ, ГАЗ-САЗ, Урал и др., но они по многим показателям не отвечают требованиям современных сельхозпредприятий России [9]. Сегодня эти предприятия нуждаются в транспортных средствах сельскохозяйственного назначения, которые соответствуют условиям и количеству автосамосвалов грузоподъёмностью 2 - 8 т.
В новом семействе грузовых автомобилей сельскохозяйственного назначения у автомобиля типа «Урал» двигатель сдвинут за кабину, что привело к распределению его полной массы между передней и задней осями и позволило отказаться от откидной кабины. «Урал-432091» является универсальным со сменными кузовами и предусматривает сезонные работы, требует специального оборудования [3].
В России и за рубежом производятся грузовые и грузопассажирские автомобили малой и средней грузоподъёмности с приводом на одну ось и полноприводные (УАЗ-3303, УАЗ-39094, Unimog и400 и др.). Основными недостатками комплектования ими фермерских хозяйств являются высокая стоимость подвижного состава и сменного рабочего оборудования [10].
Специалистами Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) совместно с учёными МГАУ им. В.П. Горячкина разработано семейство тракторомобилей, которые отличаются габаритами, мощностью и номенклатурой агрегатируемого оборудования. Модельный ряд тракторомобилей представлен машинами НАМИ-1337, НАМИ-1338, НАМИ-2338 [10].
ФГУП «НАМИ» создал опытный образец трёхосного грузового автомобиля с колёсной формулой 6x6 - НАМИ-3333 [11].
Из всех автомобилей, поставляемых сельскому хозяйству, к специализированным относились типа 4x2, которые отличались конструкцией кузова. В транспортной системе использовались автомобили, приспособленные для малых форм хозяйствования: автомобиль-фургон ИЖ-2715 (грузоподъёмность - 350 кг) и автомобиль-
пикап ИЖ-27151 (400 кг); автомобиль-фургон ЕрАЗ-762В (1150 кг); УАЗ-451М и УАЗ-451ДМ (1000 кг) и их модификации высокой проходимости УАЗ-452 и 452Д (800 кг) [12].
В ходе проведённых исследований С.А. Вой-наш и др. (Алтайский ГТУ) был разработан, изготовлен и испытан фермерский малотоннажный грузовик ЭМ-0,6 с двигателем мощностью 21 кВт, гидроуправляемым самосвальным кузовом и приспособлением для самопогрузки [13].
В результате исследований разработаны исходные требования на автомобиль-самосвал с погрузочно-разгрузочным устройством МАС на шасси автомобилей типа КамАЗ и технические задания на разработку сменного кузова сельскохозяйственного назначения. Они позволили создать и организовать производство мобильных систем МАС-16 для тракторных полуприцепов и МАС-20 машиностроительным заводом опытных конструкций ГНУ «ВИМ» в количестве 520 комплектов в период 2003 - 2007 гг. [14].
На основе материала, приведённого выше, и исходных данных в работе М.А. Козловской [11] была проведена их статистическая обработка по авторской методике [15]. На её основе был осу-
ществлён корреляционно-регрессионный анализ влияния грузоподъёмности и полной массы на мощность двигателя грузового автомобиля.
Результаты исследования. Технические характеристики грузовых автомобилей представлены на рисунке 1.
Анализ диаграммы, приведённой на рисунке 1 А, показывает, что максимальная грузоподъёмность наблюдается у грузового автомобиля марки ГАЗ-САЗ 35071, а наименьшая - у НАМИ-1337. В связи с этим полная их масса изменяется в пределах 1700 - 15000 кг, а снаряжённая масса -1240 - 7800 кг. Максимальная мощность двигателя грузового автомобиля изменяется в диапазоне 22,3 - 170 кВт (рис. 1 Б).
Результаты корреляционно-регрессионного анализа влияния грузоподъёмности и полной массы на максимальную мощность двигателя грузового автомобиля показаны на рисунке 2.
Анализ данных, приведённых на рисунке 2, показывает, что наибольшее влияние на мощность двигателя грузового автомобиля оказывают полная его масса и грузоподъёмность, что подтверждают коэффициенты корреляции - соответственно 0,89 и 0,63.
16000
14000
5 с 12000
я 10000
я
л о 8000
в
6000
4000
2000
1 |
1 1 ft:
1 1 FT У/,
1
ЛЙ! rJll
if и
и а
и «
I
« S
CS о
И Н
* S
са «
НАМИ-3333 ГАЗ-САЗ 35071 УАЗ-3303 УАЗ-39094 Unimog Ш00 НАМИ-1337 НАМИ-1338 НАМИ-2338
Марки автомобилей Ш Грузоподъёмность ЕЭ Полная масса Снаряжённая масса
А
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
ш
I 1
Ü
I
НАМИ-3333 ГАЗ-САЗ 35071 УАЗ-3303 УАЗ-39094 Unimog Ш00 НАМИ-1337 НАМИ-1338 НАМИ-2338
Марки автомобилей Б
Рис. 1 - Технические характеристики марок грузовых автомобилей и их распределение по основным показателям
0
Standard deviation:
SD(x) := stdev(x)
Мели
n- 1
X-Coordinates Y-Coordinates
mean(X) = 5.159x 103
mean(Y) = 73.038
Median median (X) = 3.135 x 10 median(Y) = 68.8
Standard dev. SD(X) = 4.419 x Ю3 SD(Y) = 46.291 Variance SD(X)2 = 1.953 x 10? SD(Y)2 = 2.143 x 103
Standard delation:
SD(x) - stdev(x)
Mean
n - 1
X-Coordinates Y-Coordinates
mean(X) - 1.625 x 103
mean(Y) = 73.038
Median median(X) » 1.15x 10 median (Y) = 68.8
Standard dev. SD(X) = 1.42 x Ю3 SD(Y) - 46.291 Variance SD(X)2 = 2.017 x 10® SD(Y)2 = 2.143 x 103
Regression Statistics
Intercept bo := intercept (X, Y) bo = 24.883
Slope bi := slope(X,Y) b| = 0.0093
Correlation
corr(X,Y) = 0.8911
-.2
coeff.
RJ coff(X,Y)' = 0.794
Covariance cvar(X,Y) = 1.595 x Ю1
Standard Error stderr(X, Y) = 22.691
Plots r(x) := bo + Ь, ■ X дса[е:= max(|r(X)-Yj ) • 1.1
А
Regression Statistics Intercept bo := intercept(X,Y) bo = 39.595
Slope bi := slope(X, Y) bi = 0.021
Correlation coelf.
corr(X, Y) = 0.6314
corr(X.Y) = 0.399
Covariance cvar(X,Y) = 3 633 x 10 Standard Error stderr(X.Y) = 38 771
Plots r(x) := bo + bi ■ x scak;= tnax( |r(X) - Y|) - 1.1
Б
Рис. 2 - Результаты корреляционно-регрессионного анализа влияния между полной массой (А) и грузоподъёмностью (Б) на мощность двигателя грузового автомобиля
Уравнения регрессий, описывающие зависимость мощности двигателя грузового автомобиля от:
- полной массы грузового автомобиля:
y = 24,88 + 0,0093х,
- грузоподъёмности:
y = 39,6 + 0,021х.
Вывод. Транспортные средства для сельского хозяйства в виде большегрузных самосвалов при заезде на поле приводят к уплотнению почвы, что сказывается на урожае сельхозкультур. Разработан грузовой автомобиль с колёсной формулой 6^6 типа НАМИ-3333, который успешно прошёл испытания.
Наибольшее влияние на мощность двигателя грузового автомобиля оказывают полная его масса и грузоподъёмность.
Литература
1. Bayboboev N.G., Goyipov U.G., Nishonov X.X. Justification of the cinematic parameters of the oscillating lattice of potato harvesters // The American Journal of Engineering and Technology. 2,08,7-18,2020.
2. Дзоценидзе Т.Д. Создание малогабаритных транспортных средств для сельского хозяйства // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2009. № 1. С. 54 - 58.
3. Современная техника для АПК и перспективы её модернизации / Н.И. Верещагин, Г.Д. Кокорев, С.В. Колупаев [и др.] // Научный журнал КубГАУ 2016. № 120 (06).
4. Влияние конструктивно-технологической схемы на показатели работы картофелеуборочной машины /
Н.В. Бышов, С.Н. Борычев, М.Ю. Костенко [и др.] // Вестник Рязанского государственного агротехнологи-ческого университета им. П.А. Костычева. 2019. № 1 (41). С. 108 - 114.
5. Пат. на изобретение RU 2048726 С1. Картофелеуборочный копатель-погрузчик / Сорокин А.А., Чеботарева И.Г., Ловкис З.В., Бубен В.М., Синкуть И.З., Литвиненко Ю.А., Байбобоев Н.Г., Салохиддинов Н.С. 27.11.1995. Заявка № 5062322/15 от 16.09.1992.
6. Байбобоев Н.Г., Мухамедов Ж.М., Акбаров Ш.Б. Оптимизация параметров опорно-копирующего устройства картофелеуборочного комбайна // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. 2015. № 4 (28). С. 45 - 48.
7. Разработка грузовых автомобилей сельскохозяйственного назначения для транспортного обслуживания АПК / Т.Д. Дзоценидзе, А.Г. Левшин, С.Н. Галкин [и др.] // Международный научный журнал. 2012. № 3. С. 92 - 97.
8. Успенский И.А., Юхин И.А., Панов Д.А. Модернизация автомобиля ЗИЛ-5301 для эксплуатации в сельском хозяйстве // Научный журнал КубГАУ 2017. № 128 (04).
9. Вербицкий В.В., Курасов В.С., Шепелев А.Б. Эксплуатационные материалы. 2-е изд., испр. СПб., 2018. 76 с.
10. Ганжа В.А., Кайзер Ю.Ф., Ковалевич П.В. Универсальные транспортно-технологические машины для сельского хозяйства // Вестник КрасГАУ 2013. № 8. С. 137 - 142.
11. Козловская М.А. Разработка и исследование опытного образца трёхосного грузового автомобиля НАМИ-3333 // Технология колёсных и гусеничных машин. 2012. № 1. С. 41 - 47.
12. Загарин Д.А. Колёсная транспортно-тяговая машина сельскохозяйственного назначения // Международный научный журнал. 2010. № 3. С. 48 - 53.
13. Войнаш С.А., Войнаш А.С., Демидов А.С. Повышение проходимости и манёвренности фермерского малотоннажного грузовика // Транспорт Урала. 2014. № 3 (42). С. 86 - 89.
14. Измайлов А.Ю., Евтюшенков Н.Е. Проблемы и перспективы технологического транспорта в сельском
хозяйстве АПК // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2010. № 1. С. 8 - 11.
15. Основы научных исследований: учебное пособие / В.С. Кравченко, Е.И. Трубилин, В.С. Курасов [и др.]. Краснодар: КубГАУ, 2005. 126 с.
Игорь Евгеньевич Припоров, кандидат технических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Россия, 350044, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, i.priporov@yandex.ru
Евгений Владимирович Гаврилов, соискатель. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Россия, 350044, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, mail@kubsau.ru
Igor E. Priporov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor. Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13, Kalinina St., Krasnodar, Krasnodar Krai, 350044, Russia, i.priporov@yandex.ru
Evgeny V. Gavrilov, research worker. Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina. 13, Kalinina St.,
Krasnodar, 350044, Russia, mail@kubsau.ru
-♦-
Научная статья УДК 631.173
Современная концепция организации технического сервиса машин в АПК
Сергей Юрьевич Журавлёв
Красноярский государственный аграрный университет
Аннотация. В статье приведены результаты анализа существующих в настоящее время форм организации технического сервиса сельскохозяйственной техники, эксплуатируемой предприятиями АПК Рассмотрены варианты современных методов организации системы технического обслуживания и ремонта, основанные на управлении техническим состоянием машин с учётом теории их старения. Эти новые взгляды на организацию технического обслуживания машинно-тракторного парка, основанные на конструктивных особенностях современной техники, могут существенно повлиять на повышение эффективности обслуживания машин за счёт сокращения времени выполнения работ и сокращения перечня технологических операций. Разработаны и предложены к внедрению рекомендации по формированию новой, перспективной, организации технического сервиса машин с участием дилерских центров и других участников сферы технического сервиса сельхозпредприятий. Приведены результаты работы двух дилерских центров, занимающихся поставками и последующим сервисным сопровождением машин и оборудования сельхозпроизводителей. Изучение опыта работы сервисных дилерских предприятий позволяет утверждать, что основная сфера их деятельности - это поставки машин и прочего оборудования для потребителей и последующее их гарантийное и послегарантийное сопровождение, в том числе услуги по периодическому техосмотру машин, проведение частичного текущего ремонта вышедших из строя отдельных, сложных по своей конструкции агрегатов и систем сельскохозяйственной техники.
Ключевые слова: технический сервис, концепция организации, завод-производитель, дилерская сеть.
Для цитирования: Журавлёв С.Ю. Современная концепция организации технического сервиса машин в АПК// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2021. № 3 (89). С. 119 - 125.
Original article
Modern concept of organization of technical service of machines in the agro-industrial complex
Sergey Yu. Zhuravlev
Krasnoyarsk State Agrarian University
Abstract. The article presents the results of the analysis of the currently existing forms of organization of technical service of agricultural machinery operated by enterprises of the agro-industrial complex. Variants of modern methods of organizing the system of maintenance and repair, based on the management of the technical condition of machines, taking into account the theory of their aging, are considered. These new views on the organization of maintenance of the machine and tractor fleet, based on the design features of modern technology, can significantly affect the increase in the efficiency of machine maintenance by reducing the time of work and reducing the list of technological operations. Recommendations on the formation of a new, promising, organization of technical service of machines with the participation of dealer centers and other participants in the field of technical service of agricultural enterprises have been developed and proposed for