Научная статья на тему 'Анализ макросреды функционирования пригородной пассажирской компании'

Анализ макросреды функционирования пригородной пассажирской компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2389
1178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГОРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PEST-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / SUBURBAN PASSENGER TRANSPORTATION / PEST-ANALYSIS / DEVELOPMENT STRATEGY / MACRO-ECONOMIC FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лякина М.А., Волкова Е.М., Сакович И.Л.

Обоснована необходимость и описана методика проведения PEST-анализа внешней среды пригородной пассажирской компании. Идентифицированы и описаны факторы каждой группы, их возможное влияние на результаты деятельности пригородной компании. Выполнены количественная оценка значимости и волатильности каждого фактора, а также сводная оценка. Обобщены результаты PEST-анализа в сводной таблице. Разработаны рекомендации менеджменту по предотвращению негативных последствий или усилению положительного влияния каждого фактора на деятельность пригородной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Macro environment analysis of suburban passenger company operation

The article provides the background for necessity and describes the method of PEST-analysis of the external environment of suburban passenger company. It also identifies and describes the factors of each group, their possible impact on the suburban company performance. A quantitative estimation of the value and the volatility of each factor is made, as well as an evaluation summary. The article summarized the results PEST-analysis in the summary table. Recommendations for management to prevent adverse effects or to improve the positive impact of each factor on the activities of the suburban are developed.

Текст научной работы на тему «Анализ макросреды функционирования пригородной пассажирской компании»

Социально-экономические проблемы

123

УДК 338.47:656

М. А. Лякина, Е. М. Волкова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

И. Л.Сакович

Октябрьская железная дорога - филиал ОАО «РЖД

АНАЛИЗ МАКРОСРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИГОРОДНОЙ ПАССАЖИРСКОЙ КОМПАНИИ

Обоснована необходимость и описана методика проведения PEST-анализа внешней среды пригородной пассажирской компании. Идентифицированы и описаны факторы каждой группы, их возможное влияние на результаты деятельности пригородной компании. Выполнены количественная оценка значимости и волатильности каждого фактора, а также сводная оценка. Обобщены результаты PEST-анализа в сводной таблице. Разработаны рекомендации менеджменту по предотвращению негативных последствий или усилению положительного влияния каждого фактора на деятельность пригородной компании.

Пригородные пассажирские перевозки, PEST-анализ, стратегия развития, макроэкономический фактор.

Условия функционирования пригородных пассажирских компаний (ППК) после организационного выделения их в отдельный вид бизнеса в 2006-2011 гг. значительно изменились. Трансформируются структуры региональных рынков пригородных перевозок, усиливается межвидовая конкуренция, обостряются проблемы взаимодействия ППК с регуляторами рынка - органами исполнительной власти субъектов РФ. В 2014 г. определены основные стратегические направления развития железнодорожного пригородного сообщения на федеральном уровне, с учетом которых каждый регион самостоятельно вырабатывает политику по отношению к рынку пригородных перевозок. В этих условиях пригородная компания должна выстроить гибкую стратегию функционирования и развития, учитывающую не только ее внутреннее состояние, но и возможные изменения внешней среды. На первом этапе формирования стратегии развития любой компании необходим предварительный анализ и прогноз изменения факторов ее внешней среды.

Методика

PEST-анализа

Для анализа внешней среды компании целесообразно использовать такой инструмент, как PEST-анализ, включающий идентификацию и оценку основных групп факторов: политико-правовых (political), экономических (economical), социально-культурных (sociocultural) и технологических (technological). [1, 2, 5].

При оценке факторов в PEST-анализе не только учитывается их фактическое состояние, но и прогнозируются возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед. Горизонт прогнозирования может быть различным, но обязательно должен соответствовать периоду разработки стратегии компании.

PEST-анализ выполняется в пять этапов:

1) идентификация и описание внешних факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании;

2) анализ динамики каждого фактора и характера его возможного влияния (положитель-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2015/2

124

Социально-экономические проблемы

ного, отрицательного) на результаты деятельности пригородной компании;

3) оценка значимости и степени влияния каждого фактора на компанию;

4) составление сводной таблицы PEST-анализа, содержащей ранжирование факторов по весу;

5) выработка рекомендаций менеджменту по предотвращению негативных последствий и/или усилению положительного влияния каждого фактора.

Приведем результаты PEST-анализа среды функционирования Северо-Западной (СЗ) ППК, которая имеет обширный полигон обслуживания, включающий регионы с различным уровнем экономического развития, демографического состояния, плотности населения и интенсивности пассажиропотоков в пригородном сообщении. PEST-анализ проводили эксперты отрасли, имеющие непосредственное отношение к рынку железнодорожных пригородных перевозок: руководство ОАО «СЗ ППК» и Октябрьской железной дороги, экономисты ППК, исследователи в области экономики транспорта.

Степень влияния каждого фактора на продажи и прибыль пригородной компании оценивалась по 3-балльной шкале, где:

1 балл - влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании;

2 балла - только значимое изменение фактора влияет на продажи и прибыль компании;

3 балла - влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании.

Вероятность изменения каждого фактора оценивалась по 5-балльной шкале, где 1 балл - низкая вероятность, 5 баллов - высокая. Горизонт прогнозирования для всех групп факторов, влияющих на СЗ ППК, составляет 5 лет, поскольку в условиях неопределенности и высокой волатильности многих факторов внешней среды компания разрабатывает долгосрочную стратегию развития именно на такой период времени.

Результаты анализа могут применяться для других ППК в части политико-правовых, макроэкономических, технологических факторов, а также дополняться и конкретизироваться для определенного сегмента рынка или субъекта РФ.

Оценка факторов макросреды Северо-Западной ППК

В соответствии с описанной методикой PEST-анализа эксперты определили факторы макросреды, воздействующие на ППК и представляющие возможности или угрозы для ее функционирования. Эти факторы схематично представлены в таблице.

Политико-правовые факторы связаны с изменением подходов к регулированию рынка пригородных перевозок на федеральном уровне и с принятием Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Данная концепция определяет механизм государственного заказа как основную форму взаимодействия ППК и субъектов РФ [4]. Наиболее вероятна реализация таких факторов, как закрепление условий предоставления «инфраструктурной субсидии», гарантирующее ППК полное возмещение выпадающих доходов, выделение нерегулируемого сегмента в пригородных перевозках (прежде всего, в крупных агломерациях - в Москве и Санкт-Петербурге), изменение режима налогообложения для ППК.

Экономические факторы связаны с динамикой макроэкономических показателей: ВВП, доходов населения. Прогноз изменения этих показателей с учетом введенных против нашей страны санкций пессимистичен. В соответствии с прогнозами экономических ведомств (Минэкономразвития, Банка России) и независимых аналитических центров предстоящий период (до 2017 г.) будет характеризоваться снижением реальных доходов населения [3]. Валютный курс характеризуется крайне высокой неопределенностью, резкая девальвация рубля, прошедшая осенью - зи-

2015/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

125

Оценка значимости и степени влияния факторов внешней среды на СЗ ППК

Факторы Влияние фактора, баллы Вес фактора Средняя оценка (вероятность изменения) Оценка с поправкой на вес

Политико-правовые

Возможности

Принятие ФЗ «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации» 3 0,048 1,7 0,082

Упрощение процедуры взимания штрафа с безбилетных пассажиров 2 0,032 2,7 0,087

Закрепление условий предоставления «инфраструктурной субсидии» 3 0,048 4,7 0,227

Изменение структуры пригородного тарифа 2 0,032 1,3 0,042

Выделение нерегулируемого сегмента в пригородных перевозках 1 0,016 2,3 0,037

Изменение режима налогообложения, введение нулевой ставки НДС по пригородным перевозкам 3 0,048 4,3 0,208

Угрозы

Закрепление конкурсной процедуры выбора обслуживающих ППК 2 0,032 1,7 0,055

Экономические

Возможности

Замедление темпов автомобилизации населения 3 0,048 3,0 0,145

Расширение территориальных границ рынка труда 1 0,016 2,3 0,037

Угрозы

Замедление темпов роста ВВП 3 0,048 3,7 0,179

Замедление темпов роста доходов населения и их растущая дифференциация 3 0,048 4,3 0,208

Рост стоимости услуг, предоставляемых ОАО «РЖД» 3 0,048 3,7 0,179

Ухудшение инвестиционного климата в отрасли 2 0,032 3,7 0,119

Монополия ОАО «РЖД» в сфере оказания сопутствующих идополнительных услуг пассажирам пригородной компании 3 0,048 1,7 0,082

Социально-культурные

Возможности

Развитие маятниковой миграции и новых форм расселения 2 0,032 3,7 0,119

Возможности развития санаторных, курортных зон и дачных поселков в регионах 2 0,032 2,7 0,087

Возможности развития туризма. 2 0,032 3,0 0,097

Формирование доступной среды на транспорте 1 0,016 2,3 0,037

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2015/2

126

Социально-экономические проблемы

Окончание табл.

Факторы Влияние фактора, баллы Вес фактора Средняя оценка (вероятность изменения) Оценка с поправкой на вес

Угрозы

Снижение доли городского населения, падение численности населения 2 0,032 2,0 0,065

Ухудшение отношения потребителя к компании, качеству услуг, имиджу используемой технологии 3 0,048 1,7 0,082

Изменение возрастного и социального состава населения, рост безработицы 3 0,048 1,3 0,063

Технологические

Возможности

Развитие информационных и коммуникационных технологий 2 0,032 4,3 0,139

Сокращение времени поездки 3 0,048 2,3 0,111

Повышение уровня технологического развития 2 0,032 1,7 0,055

Снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду 1 0,016 1,3 0,021

Снижение уровня энергоемкости 2 0,032 1,0 0,032

Угрозы

Высокий уровень развития альтернативных видов транспорта 2 0,032 3,0 0,097

ИТОГ 62 1,000 73,1 2,721

мой 2014 г., обусловлена комплексом причин, прежде всего, неблагоприятной динамикой цен на углеводороды и санкциями к российской банковской системе. Эти изменения, с одной стороны, вызовут рост расходов компании, но с другой - будут способствовать замедлению темпов роста автомобилизации населения вследствие удорожания частных автомобилей, а значит, дадут компании возможность укрепить свои конкурентные позиции. Прогнозируемое снижение темпов экономического роста приведет к росту напряженности на рынке труда, к изменению территориальных границ рынка, привлечению более дешевой рабочей силы из пригородных районов, росту маятниковой миграции.

В настоящее время ОАО «РЖД» является монополистом в сфере предоставления производственных услуг ППК (аренда, обслуживание и ремонт подвижного состава) и оказания сопутствующих услуг пассажирам. Этот факт значительно воздействует на величину расходов ППК и их динамику, на возможность оптимизации затрат и на получение дополнительных доходов.

К социально-культурным факторам отнесены изменение численности, плотности, возрастного и социального состава населения, доли городского населения в общей численности, возможность развития маятниковой миграции и новых форм расселения, туризма, санаторно-курортных зон, дачных поселков,

2015/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

127

а также имидж компании в глазах потребителей и возможности формирования доступной среды на транспорте.

Полигон обслуживания СЗ ППК включает в себя регионы, существенно различающиеся по численности и плотности населения. Все эти факторы определяют интенсивность формирования рынков пригородных перевозок, их структуру, величину спроса на пригородные перевозки. В условиях рецессии значительных изменений динамики и уровня перечисленных факторов не предполагается.

Следует отметить, что на всем полигоне работы компании, за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в период с 2009 по 2014 г. наблюдалось сокращение численности населения как за счет отрицательного значения естественного прироста населения, так и в результате миграции. Проблемные регионы, обслуживаемые компанией (в первую очередь, Псковская и Новгородская области), отличаются высокой долей нетрудоспособного населения, в том числе растущей долей лиц пенсионного возраста. Здесь (а также в Мурманской области и в Республике Карелия) происходит абсолютное сокращение численности экономически активного населения [6].

Позитивная тенденция последних лет связана с развитием туризма и рекреационных услуг в регионе, с ростом популярности отдыха в пригородной зоне. При этом железнодорожный транспорт проигрывает в конкуренции частному автотранспорту высокодоходных сегментов населения. В то же время железнодорожное пригородное сообщение остается основным средством транспорта для жителей дачных поселков, в большинстве своем пользующихся различными формами льготных тарифов.

Технологические факторы связаны с внедрением технологии электронной реализации проездных документов, с уровнем развития автодорог и с возможностями формирования мультимодальных пригородных маршрутов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в рыночном сегменте пригородных пассажирских перевозок активно развиваются автобусный и таксомоторный

виды транспорта. Для них характерны высокие темпы роста и широкое использование новых технологий. Активно идет строительство высокоскоростных автомагистралей, транспортные средства оснащаются современными телекоммуникационными устройствами. Следует отметить отставание железнодорожного транспорта от автомобильного по уровню технико-технологического развития, обусловленное высоким уровнем износа подвижного состава и недостатком инвестиций в инфраструктуру.

Описанные факторы при проведении PEST-анализа оценивали по вероятности изменения и уровню значимости для компании. Согласованность мнений экспертов оценивали с использованием коэффициента конкор-дации, значение которого составило 0,78, что говорит об удовлетворительной степени согласованности. Сводная оценка факторов представлена в таблице.

Выводы

По результатам PEST-анализа можно сделать следующие выводы. Итоговая оценка (2,721) указывает на среднюю степень готовности компании реагировать на текущие и прогнозируемые факторы макросреды.

Можно выделить факторы внешней среды, на которые компании следует обратить особое внимание:

• закрепление условий предоставления «инфраструктурной субсидии» (оценка с поправкой на вес - 0,227);

• замедление темпов роста доходов населения и их растущая дифференциация (0,208);

• изменение режима налогообложения, введение нулевой ставки НДС по пригородным перевозкам (0,208);

• рост стоимости услуг, предоставляемых ОАО «РЖД» (0,179).

Результаты PEST-анализа могут служить основой для более углубленного анализа возможностей и угроз ППК. Их следует учесть при разработке стратегии развития ОАО «СЗ

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2015/2

128

Социально-экономические проблемы

ППК» и можно использовать в качестве базы для оценки факторов макросреды других пригородных пассажирских компаний.

Библиографический список

1. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент / Д. В. Арутюнова. - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.

2. Дюков И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход / И. Дюков. - СПб. : Питер, 2008. -236 с.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пери-

од до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ). - URL : http://base.garant.ru (дата обращения

15.01.2015) .

4. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2014 № 857-р «Об утверждении Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом». - URL : http://base.consultant.ru (дата обращения 10.01.2015).

5. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М. : Вильямс, 2006. - 928 с.

6. Федеральная служба государственной статистики. - URL : http://www.gks.ru (дата обращения

16.01.2015) .

УДК 339.138

Т. М. Шманёв, Е. К. Шмарина

Октябрьская региональная служба развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД»

ФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОАО «РЖД»

В СФЕРЕ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Рассмотрены общие принципы выделения составляющих в структуре доходов и расходов по перевозкам. Проанализирована инфраструктурная составляющая в структуре расходов, выявлена взаимосвязь между вагоно-километровой работой в пригородном сообщении и полученными ОАО «РЖД» доходами от оказания услуг инфраструктуры.

Тариф, инфраструктурная составляющая, вагоно-километр.

В условиях экономических преобразований и реформ в России и ориентации на ускоренное решение социально-экономических проблем, на повышение жизненного уровня населения, на удовлетворение его потребностей, в том числе в передвижении, эффективное развитие системы пассажирских сообщений приобретает особую актуальность.

Правильная тарификация работ и услуг железнодорожного транспорта - задача слож-

ная, поэтому заслуживает комплексного рассмотрения. Установление тарифов (цен) - одно из самых важных решений в любом бизнесе. Поведение цен на рынке представляет собой сложный процесс, и в зависимости от установленной цены компания может как получить большую прибыль, так и понести значительные потери. Важно отметить, что ценообразование не основано на данных какой-то одной науки, а опирается на знания и достижения

2015/2

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.