Научная статья на тему 'Анализ логистических структур российских вертикально интегрированных нефтяных компаний'

Анализ логистических структур российских вертикально интегрированных нефтяных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2535
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / ОПЕРАЦИИ / ТРАНСПОРТИРОВКА / СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА / ЗАПАСЫ / КОНТРОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Е.А., Мусина Д.Р.

В статье анализируются сегменты вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с точки зрения логистических процессов, анализируются транспортные затраты компаний в динамике за последние четыре года и их доли в разных ВИНК. Приводятся примеры вывода логистических функций на внутренний аутсоринг и обосновывается необходимость создания системы логистического контроллинга в ВИНК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ логистических структур российских вертикально интегрированных нефтяных компаний»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

5. Сергеев В.М., Казанцев А.А. Структуры мирового порядка: историческая типология: М.: Космополис. -2008. - №1(20).

6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 2003. - 250 с.

7. Глущенко В.В. Государствология и правология (наука о государстве и праве - общая теория государства и права): кризисология государства, государственное антикризисное управление. - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 116 с.

8. Сапожникова Н.Т. Процесс глобализации и международные монополии / Современная теория глобализации: экономические очерки. - М.: ГУУ, 2002, с.63-75.

9. Государственное управление в 21 веке: повестка дня российской власти:10-я Международная научная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 29-31 мая 2012 г.Материалы в 3 ч.:Часть 1.- М.: Издательство Московского университета, 2013.- 736 с.-(материалы конференций).

10. Глущенко В.В. Гражданология: введение в теорию гражданского общества - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009. - 64 с.

©В.В. Глущенко, 2015

УДК 338.45:622.276

Е.А. Григорьев

магистрант кафедры Экономики и управления в нефтяной и газовой промышленности Уфимский государственный нефтяной технический университет

Д.Р. Мусина

к.э.н., доцент кафедры Экономики и управления в нефтяной и газовой промышленности

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Г. Уфа, Российская Федерация

АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР РОССИЙСКИХ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация

В статье анализируются сегменты вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с точки зрения логистических процессов, анализируются транспортные затраты компаний в динамике за последние четыре года и их доли в разных ВИНК. Приводятся примеры вывода логистических функций на внутренний аутсоринг и обосновывается необходимость создания системы логистического контроллинга в ВИНК.

Ключевые слова

Логистические издержки, операции, транспортировка, складская логистика, запасы, контроллинг.

Современные научно-практические разработки в сфере экономики и менеджмента нефтегазового бизнеса сосредоточены на повышении эффективности управления инновационными проектами [1, с.541], инвестиционными проектами [2, с.8; 3, с.38], реструктуризацией компаний [4, с. 220], управлении рисками [5, с. 50], затратами на охрану труда и промышленную безопасность [6, с.70; 7, с. 342] и в целом производственно-хозяйственной деятельностью [8, с.7; 9, с.93], а также на совершенствовании системы налогообложения нефтяной отрасли [10, с.131; 11, с.3; 12, с. 75].

Одним из актуальных направлений для сокращения издержек компаний является совершенствование логистических процессов на предприятиях нефтегазовой отрасли [13, с.550; 14, с. 7; 15, с. 15, с.1].

37

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

В таких глобальных структурах как вертикально-интегрированные нефтяные и газовые компании на отдельных дочерних и зависимых предприятиях логистические процессы являются основными (например, в сегменте «Сбыт»), на большинстве - вспомогательными. О необходимости сосредоточения внимания компаний на логистических операциях говорят масштабы логистических издержек. Так, к примеру, в ПАО «Роснефть» в 2014 г. объем закупок составил 1,4 трлн.руб., что составляет 33,8% затрат компании в соответствующем периоде, аккредитацию в Роснефти прошла 6191 организация [16, с.82]. Впечатляют масштабы складской логистики ПАО «ЛУКойл». Так запасов материалов для добычи и бурения, для нефтепереработки, прочих сырья и материалов на конец 2014 г. в ЛУКойле насчитывалось на сумму 934 млн. долл. [17, с. 112]

В таблице 1 представлены транспортные затраты вертикально интегрированных нефтяных компаний в динамике за четыре года.

Таблица 1

Доля транспортных затрат в общих затратах вертикально-интегрированных нефтяных компаний

Показатель Год

2011 | 2012 | 2013 | 2014

ПАО «ЛУКОЙЛ»

Затраты и прочие расходы компании, млн. долл.США 120495,0 125101,0 138891,0 137041,0

в том числе затраты на транспортировку нефтепродуктов и экспортируемой нефти, млн. долл.США 6121,0 6171,0 6290,0 5894,0

Операционные расходы, млн.долл.США 9055,0 9359,0 10086,0 10115,0

в том числе затраты на транспортировку нефти до НПЗ 1060,0 1241,0 1265,0 1036,0

Итого транспортные затраты, млн. долл. США 7181,0 7412,0 7555,0 6930,0

Доля транспортных затрат в общих затратах, % 6,0 5,9 5,4 5,1

ОАО «НК «Роснефть»

Затраты и расходы компании, млрд. руб. 2249,0 2677,0 4139,0 4144,1

в том числе затраты на транспортировку нефтепродуктов и экспортируемой нефти, млрд. руб. 216,0 241,0 392,0 471,0

Доля транспортных затрат в общих затратах, % 9,6 9,0 9,5 11,4

ОАО «Башнефть»

Затраты и расходы компании, млрд. руб. [18, с. 1321 410,48 451,8 481,9 560,3

в том числе затраты на транспортировку нефтепродуктов и экспортируемой нефти, млрд. руб. 23,15 26,78 28,28 31,26

Доля транспортных затрат в общих затратах, % 5,64 5,93 5,87 5,58

ОАО «Татнефть»

Затраты и расходы компании, млрд. руб. [19, с. 981 323,00 342,42 350,57 369,83

в том числе затраты на транспортировку нефтепродуктов и экспортируемой нефти, млрд. руб. 21,76 29,11 30,39 23,21

Доля транспортных затрат в общих затратах, % 6,74 8,50 8,66 6,28

Как видно из таблицы 1, в российских вертикально-интегрированных компаниях транспортные издержки колеблются от 5,1 до 11,4%. При этом одним компаниям удается удерживать и даже снижать транспортную составляющую в общих затратах («ЛУКойл», «Башнефть», «Татнефть»), в других - издержки растут («Роснефть»).

К настоящему времени руководство многих нефтяных компаний пришло к пониманию необходимости сокращения операционных затрат, в том числе через сокращение логистических расходов и вывело транспортные операции, операции по материально-техническому снабжению производства на внутренний аутсорсинг. Так в ПАО «Роснефть» в 2010 г. была создана транспортная компания «Роснефть-Логистика» с

38

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

целью освободить нефтеперерабатывающие заводы от функций, которые не связаны с переработкой нефти, и непрофильных активов железнодорожного хозяйства. В 2014 г. в компании изучали возможность создания логистического центра для обеспечения проектов в Латинской Америке.

Цель закупочного процесса - обеспечить потребность компаний в товарах, работах, услугах по оптимальным ценах, в кратчайшие сроки и приемлемого качества. Для достижения данной цели отдельные ВИНКи создают департаменты материально-технического снабжения. В частности, в 2011 г. в ПАО «Газпром нефть» подобные процессы отданы на внутренний аутсорсинг дочерней структуре ООО «Газпромнефть-Снабжение». Основные направления деятельности предприятия: управление логистикой, мультимодальные перевозки, перевозка грузов водным, железнодорожным, автомобильным транспортом, управление логистическими проектами, разработка транспортно-технологических схем перевозок, комплексные решения по консолидации, складированию и хранению грузов в пунктах перевалки и дистрибуции.

Обобщение изученного опыта российских вертикально-интегрированных нефтяных и газовых компаний позволяет сделать следующие выводы: во-первых, под логистическими операциями в большинстве компаний понимается деятельность компаний по управлению транспортировкой нефти и нефтепродуктов, природного газа до потребителей, под объектами логистической инфраструктуры понимаются терминалы по перевалке нефтепродуктов, соответственно отслеживаются компаниями и выделяются в годовой отчетности в качестве логистических только транспортные затраты компаний, что свидетельствует об узости понимания логистических процессов и затрат в подобных компаниях; во-вторых, наряду с тем, что в компаниях довольно жестко регламентирована закупочная деятельность как процесс, как результат она слабо регламентирована, другие функциональные области логистики, такие как производственная логистика, распределительная, информационная, логистика управления запасами охвачены слабо. Следовательно, в настоящее время требуют пристального внимания указанные выше области логистики с более четкой проработкой вопросов эффективности деятельности логистических звеньев, например, через создание системы логистического контроллинга на предприятиях вертикально-интегрированных нефтяных и газовых компаний.

Список использованной литературы:

1. Котов Д.В., Ефимова О.Ю. Оценка стратегического потенциала инноваций.// Научное обозрение. 2012. №

4. С. 539-549.

2. Авдеева Л.А., Герасимова М.В. Проблемы стандартизации управления нефтегазовыми инвестиционными

проектами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015)

http://naukovedenie.ru/PDF/23EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/23EVN315

3. Мусина Д.Р. Управление сроками реализации нефтегазового проекта.// Инновационная наука. 2015. № 81 (8). С. 38-41.

4. Тасмуханова А.Е., Мазитова А.Р. Формирование методологии комплексной оценки эффективности реструктуризации нефтегазовых компаний. В сборнике: Проблемы и перспективы экономики и управления Материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2014. С. 216-221.

5. Хайруллин В.А., Сайфуллина С.Ф. Оценка рисков в деятельности экономических систем с высоким фактором неопределённости. Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4 (17). С. 48.

6. Муталов С.В., Мусина Д.Р. Методический подход к оценке экономических потерь в промышленной безопасности нефтяной компании. Науч. журнал «Вестник ВЭГУ», №1-2, февраль 2014 г.- С.70-76.

7. Муталов С.В., Мусина Д.Р. Формирование системы контроллинга промышленной безопасности в нефтегазовой компании// Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2014. № 4. С. 341-352.

8. Буренина И.В. Механизм формирования программы повышения экономической эффективности деятельности нефтегазодобывающего предприятия. Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2011. № 2. С. 7-10.

9. Бирюкова В.В. Факторы устойчивого развития нефтяной компании. Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 5 (24). С. 93. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/62EVN514.pdf

39

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

10. Мусина Д.Р., Соловьева И.А. Анализ экспортной политики РФ в сфере сбыта нефтепродуктов// В сборнике: Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика Сборник научных трудов по материалам 1 Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет». 2013. С. 131-133.

11. Соловьева И.А., Макашева А.М. Совершенствование экономического механизма государственного регулирования нефтегазового комплекса // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/53EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/53EVN215

12. Мусина Д.Р. Влияние налога на добычу полезных ископаемых на эффективность разработки нефтяного месторождения// Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 69-76.

13. Мусина Д.Р. Формирование системы логистического контроллинга в буровой компании // Электронный

научный журнал «Нефтегазовое дело». 2015. №4. С.549-563. URL:

http://ogbus.ru/issues/4_2015/ogbus_4_2015_p549-563_MusinaDR_ru.pdf

14. Ситдиков Р.Р., Мусина Д.Р. Учет логистических рисков в планировании материальных запасов бурового

предприятия // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015)

http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/05EVN315

15. Мусина Д.Р. Стоимостная оценка потерь от риска в производственной логистике

нефтеперерабатывающего завода // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №4 (2015)

http://naukovedenie.ru/PDF/84TVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/84TVN415

16. Годовой отчет ОАО «НК «Роснефть» за 2014 г. - Официальный сайт ОАО «Роснефть» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.rosneft.ru. (дата обращения 18.09.2015).

17. Годовой отчет ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2014 г. - Официальный сайт ОАО «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.lukoil.ru. (дата обращения 18.09.2015).

18. Годовой отчет ОАО АНК «Башнефть» за 2014 г. - Официальный сайт ОАО АНК «Башнефть» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.bashneft.ru. (дата обращения 18.09.2015).

19. Годовой отчет ОАО «Татнефть» за 2014 г. - Официальный сайт ОАО «Татнефть» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.tatneft.ru. (дата обращения 18.09.2015).

© Григорьев Е.А., Д.Р. Мусина, 2015

УДК 333.9 (078.6)

И.П. Гурова, д.э.н., профессор Факультет международных экономических отношений Московский государственный институт международных отношений (университет) МГИМО (У) МИД России, г. Москва, РФ

ИНТЕГРАЦИЯ РЫНКОВ И ИНСТИТУТЫ ИНТЕГРАЦИИ В РЕГИОНЕ СНГ1

Аннотация

Цель статьи заключается в исследовании вопроса о взаимосвязи интеграции рынков и институциональной интеграции на основе институционального подхода и анализа статистических данных. 1

1 Представлены результаты исследования в рамках проекта «Теоретическое и эконометрическое исследование региональной торговли СНГ», финансируемого Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) (проект № 13-06-00001).

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.