Научная статья на тему 'Анализ логического описания гистерезисного триггера'

Анализ логического описания гистерезисного триггера Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
107
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г-ТРИГГЕР / САМОСИНХРОННАЯ СХЕМА / SELF-TIMED CIRCUITS (STC) / ПЕРЕХОДНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНДИКАТОР / КМОП РЕАЛИЗАЦИЯ / CMOS / NI MULTISIM 10 BY NATIONAL INSTRUMENTS ELECTRONICS WORKBENCH GROUP / MULLER C-ELEMENT / LOGICAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тюрин С. Ф.

В статье рассмотрен гистерезисный триггер (Г-триггер) или С-элемент Маллера, фиксирующий завершение переходного процесса в так называемых самосинхронных схемах (СмСхСх). СмСхСх рассматриваются как один из перспективных вариантов энергосберегающей «зелёной» логики, работающей на ультранизких напряжениях питания. Получаются логические функции КМОП реализации Г-триггера. Выполняется моделирование в системе схемотехнического моделирования NI Multisim 10 by National Instruments Electronics Workbench Group. Использование полученных результатов на занятиях по математической логике и схемотехнике в технических вузах способствует продвижению технологий «Гринкомпьютинга». Результаты описанного моделирования включены в разработанную программу подготовки аспирантов (PhD) по проекту ТЕМПУС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGICAL ANALYSIS MULLER C-ELEMENT

The article discusses the Muller C-element. C-element fixing the completion of the transition process in the so-called self-timed circuits (STC). Gets a Boolean function for CMOS implementation of the C-element. Describes the modeling element in the NI Multisim 10 by National Instruments Electronics Workbench Group.

Текст научной работы на тему «Анализ логического описания гистерезисного триггера»

Тюрин С. Ф.1

'Доктор технических наук, Пермский национальный исследовательский политехнический университет Работа выполнена при поддержке Fostering Innovations on Green Computing and Communications TEMPUS GreenCo project

«Технологии зеленых вычислений»

Project Number: 530270-TEMPUS-1-2012-1-UK-TEMPUS-JPCR Grant Holder: University of Newcastle upon Tyne (UK)

АНАЛИЗ ЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ГИСТЕРЕЗИСНОГО ТРИГГЕРА

Аннотация

В статье рассмотрен гистерезисный триггер (Г-триггер) или С-элемент Матера, фиксирующий завершение переходного процесса в так называемых самосинхронных схемах (СмСхСх). СмСхСх рассматриваются как один из перспективных вариантов энергосберегающей «зелёной» логики, работающей на ультранизких напряжениях питания. Получаются логические функции КМОП реализации Г-триггера. Выполняется моделирование в системе схемотехнического моделирования NI Multisim 10 by National Instruments Electronics Workbench Group. Использование полученных результатов на занятиях по математической логике и схемотехнике в технических вузах способствует продвижению технологий «Гринкомпьютинга». Результаты описанного моделирования включены в разработанную программу подготовки аспирантов (PhD) по проекту ТЕМПУС.

Ключевые слова: Г-триггер, самосинхронная схема, переходный процесс, индикатор, КМОП - реализация, NI Multisim 10 by National Instruments Electronics Workbench Group.

Tyurin S.F.1

1Doctor of Technical Sciences, Perm National Research Polytechnic University LOGICAL ANALYSIS MULLER C-ELEMENT

Abstract

The article discusses the Muller C-element. C-element fixing the completion of the transition process in the so-called self-timed circuits (STC). Gets a Boolean function for CMOS implementation of the C-element. Describes the modeling element in the NI Multisim 10 by National Instruments Electronics Workbench Group.

Keywords: Muller C-element, self-timed circuits (STC), CMOS, logical function, NI Multisim 10 by National Instruments Electronics Workbench Group.

Г-триггер (гистерезисный триггер, Г-триггер или С-элемент Маллера) один из основных элементов так называемых самосинхронных схем СмСхСх [1]. Г-триггер фиксирует завершение переходных процессов в индикаторах СмСхСх и в себе самом.

Пример КМОП реализации СмСхСх [2] с индикатором - элементом 2ИЛИ-НЕ, формирующим сигнал индикации I (реализация переноса в бинарном сумматоре) показан на Рис. 1:

Рис. 1 - Самосинхронная реализация функции бинарного переноса — мажоритарной функции V A * (C V B)

Переменные подаются в парафазном коде — имеются отрицания N переменных A,B,C переменных. Выход схемы также

парафазный (Р, NP).

На Рис.1 условно показана реализация логических функций:

P(A,B,C,NA,NB,NC) = NB * NC v NA * (NC v NB)(1), NP(A,B,C,NA,NB,NC) = B * C v A * (C v B)(2).

Именно индикатор оценивает выходные парафазные сигналы. В фазе гашения, когда на входы A,B,C, NA, NB, NC подаётся так называемый спейсер (A=1,B=1,C=1, NA=1, NB=1, NC=1), тогда P=0, NP=0, I=1, то есть схема готова к выполнению рабочей фазы. В ней входы (A,B,C) и (NA, NB, NC) инверсны (ортогональны), поэтому если Р=1, NP=0, если Р=0, NP=1, то есть I=0 в рабочей фазе. А сигналы различных индикаторов самосинхронной схемы «собираются» Г триггерами.

Вызывает интерес исследование и моделирование такого триггера в связи тем, что самосинхронная схемотехника, как предполагают, является весьма перспективной для так называемого «Гринкомпьютинга» [3-5] в рамках образовательного проекта ЕС: Fostering Innovations on Green Computing and Communications TEMPUS GreenCo project «Технологии зеленых вычислений»

Proj ectNumber: 530270-TEMPUS-1-2012-1 -UK-TEMPUS-JPCR

Grant Holder: University of Newcastle upon Tyne (UK).

112

Функция переходов Г триггера

Известен гистерезисный элемент (Г- триггер), содержащий три двухвходовых элемента 2И-НЕ, один трёхвходовой элемент ЗИ-НЕ[1]- Рис.2:

Рис. 2 - Г- триггер на базе трёх элементов 2И-НЕ и одного 3И-НЕ.

Г- триггер анализирует завершение переходных процессов на входах а,в и на своём выходе. То есть ситуация Рис.2 - это исходное состояние.

Функция переходов Г- триггера, изображённого на Рис.2 имеет вид:

c(t +1) = [a • c(t)] • [a • b] • [b • c(t)] = a • c(t) v a • b v b • c(t) =

= a • b v (b v a) • c(t) (3).

То есть, Г- триггер перейдёт из состояния 0 в состояние 1, если а=в=1; из состояния 1 в состояние 0, если а=в=0.

Моделирование работы Г триггера

Выполним моделирование логики работы Г триггера в системе схемотехнического моделирования NI Multisim 10 by National Instruments Electronics Workbench Group.

Допустим, изменяется сигнал a - становится равным 1-Рис.З:

Выход Г триггера не изменяется, он продолжает быть равным 0. Если все входные сигналы принимают значение 1 (все индикаторы некоторой самосинхронной схемы сработали в фазе гашения), то триггер устанавливается в состояние 1 - Рис.4:

По сигналу Г-триггера начинается рабочая фаза - например, изменяется сигнал а - становится равным 1, состояние триггера не изменяется - Рис.3:

113

Рис. 5 - Сигнал а =0, в=1, выход Г триггера =1.

Если все входные сигналы принимают значение 0 (все индикаторы некоторой самосинхронной схемы сработали в рабочей фазе), то триггер устанавливается в состояние 0, что означает готовность к очередной фазе гашения - Рис.6:

Г триггер, как библиотечный элемент.

Для реализации Г триггера (Рис.1) необходимо 18 транзисторов - 4 транзистора в каждом из трёх элементов 2И-НЕ и 6 транзисторов в элементе 3И-НЕ. Имеются библиотека элементов самосинхронной схемотехники, в которой есть Г триггер, построенный из транзисторных пар базового матричного кристалла (БМК)[2] и удовлетворяющий требованию однокаскадности [6] -Рис.7:

Рис. 7 - Библиотечный элемент GI2 - G-триггер с двумя унарными входами; а) УГО - условное графическое обозначение, б) схема электрическая функциональная, в) схема электрическая принципиальная В [6] показана некорректность схемы Г триггера Рис. 1 относительно задержек сигналов. В «правильном» Г - триггере GI2 всего 12 транзисторов - Рис.7. Указано, что элемент GI2 состоит из элемента А222О1 и инвертора INV.

Оказывается, А222О1 как отдельный элемент выглядит иначе [2] - Рис.8:

114

IQ_<

и_

12 • I3_‘

A2220I

a)

] Т 1 * 1 I-- ■ ±1 п

I ^ > £

Т R . >

ТА * —11

Т ^

1 —р~ р -SH I— С,

lZL Тт4'

io -------------

6)

Рис. 8 - Библиотечный элемент А222О1 - 2И-2И-2И-3ИЛИ-НЕ; а) УГО - условное графическое обозначение,

электрическая принципиальная.

б) схема

А222О! описывается выражением:

O = I0 • I1 v I2 • I3 v I4 • I5 (4).

Проверим ортогональность верхней и нижней КМОП подсхем. Получим выражение подключения шины «+» питания Еп:

O = I0 • I1 v I2 • I3 v I4 • I5 = (I0 v I1)(I2 v I3)(I4 v I5)(5).

Действительно, любой один ноль по входным переменным (в верхней части схемы транзисторы открываются нулём) в каждой из трёх скобок приведёт равенству единице выражений 4,5, то есть ток от«+» питания Еп будет протекать к выходу О.

Получим уравнения подключения шины «Ноль вольт»:

I0 • I1 v I2 • I3 v I4 • I5 = I0 • I1 v I2 • I3 v I4 • I5(6).

Действительно, равенство единице каждой трёх конъюнкций приведёт к равенству единице выражения 6 (в верхней части схемы транзисторы открываются единицей) то есть ток от«Ноль вольт» будет протекать к выходу О.

Очевидно, что выражения 5 и 6 ортогональны.

Однако, вернёмся к Г триггеру - Рис.7. Несоответствие указанного на нём элемента A2220I и элемента Рис.8 связано с тем, что в Г триггере использован внутренний вход Q.

Получим уравнения подключения шины «+» питания Еп - Рис.7:

QB = I0 • I1 v Q • (I0 v I1) = (I0 v И) • [Q v (I0 • IT)](7).

Преобразуем это выражение:

(I0 v IT) • [Q v (I0 • IT)] = I0 • Q v I0 • I0 • IT v IT • Q v I0 • IT • TT(8),

упрощая которое, получим:

ю • IT v IT-Q v I0 • Q = I0 • IT v (IT v I0)Q(9),

что мы и видим на схеме Рис.7.

Уравнения подключения шины «Ноль вольт» имеет вид:

QB = I0 • I1 v Q • (I0 v I1) = I0 • I1 v Q • (I0 v I1)(10).

что также мы и видим на схеме. То есть схемы соединения транзисторов в верхней и нижней подсхемах Рис.7 совпадают.

Получим на основании выражения (7) функцию переходов:

Q(t +1) = QB = I0 • I1 v Q(t) • (I0 v I1) = I0 • I1 v Q • (I0 v I1) (11),

что соответствует выражению (3).

Таким образом, исследован гистерезисный триггер (Г-триггер) или С-элемент Малера, фиксирующий завершение переходного процесса в так называемых самосинхронных схемах (ССС). Выполнено моделирование в системе схемотехнического моделирования NI Multisim 10 by National Instruments Electronics Workbench Group, подтвердившее правильность логики работы Г-триггера. Получены логические функции КМОП реализации Г-триггера, как библиотечного элемента. Использование полученных результатов на занятиях по математической логике и схемотехнике в технических вузах способствует дальнейшему продвижению технологий «Гринкомпьютинга». Результаты описанного моделирования включены в разработанную программу подготовки аспирантов (PhD) по проекту ТЕМПУС.

Литература

1. Апериодические автоматы: Под редакцией Варшавского В.И. - М.: Наука, 1976. - С.304.

2. Ю.А. Степченков, А.Н. Денисов, Ю.Г. Дьяченко, Ф.И. Гринфельд, О.П. Филимоненко, Н.В. Морозов, Д.Ю. Степченков. Библиотека элементов для проектирования самосинхронных полузаказных микросхем серий 5503/5507 и 5508/5509 — М.: ИПИ РАН, 2012. — 1348 с. С. 425

3. Тюрин С.Ф. Аляев Ю.А. Зелёная волна. Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 5 (8). С. 144-157.

4. Тюрин С.Ф., Плотникова А.Ю. Концепция «зелёной логики». Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления 2013. № 8. С. 61-72.

5. Kamenskih, A.N., Tyurin, S.F. Application of redundant basis elements to increase self-timedcircuits reliability Proceedings of the 2014 IEEE North West Russia Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, ElConRusNW 2014.

6. Ю.А. Степченков, А.Н. Денисов, Ю.Г. Дьяченко, Ф.И. Гринфельд, Н.В. Морозов,Л.П. Плеханов, О.П. Филимоненко, Ю.П. Фомин. Библиотека самосинхронных элементов для технологии БМК. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asic.ru/images/stories/publ/200.pdf (дата обращения 25.02.2015)

115

References

1. Aperiodicheskie avtomaty': Pod redakciej Varshavskogo V.I. - M.: Nauka, 1976. - S.304.

2. Yu.A. Stepchenkov, A.N. Denisov, Yu.G. D'yachenko, F.I. Grinfel'd, O.P. Filimonenko, N.V. Morozov, D.Yu. Stepchenkov. Biblioteka e'lementov dlya proektirovaniya samosinxronny'x poluzakazny'x mikrosxem serij 5503/5507 i 5508/5509 — M.: IPI RAN, 2012. — 1348 s. S. 425

3. Tyurin S.F. Alyaev Yu.A. Zelyonaya volna. Obrazovatel'ny'e resursy' i texnologii. 2014. № 5 (8). S. 144-157.

4. Tyurin S.F., Plotnikova A.Yu. Koncepciya «zelyonoj logiki». Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politexnicheskogo universiteta. E'lektrotexnika, informacionny'e texnologii, sistemy' upravleniya 2013. № 8. S. 61-72.

5. Kamenskih, A.N., Tyurin, S.F. Application of redundant basis elements to increase self-timedcircuits reliability Proceedings of the 2014 IEEE North West Russia Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, ElConRusNW 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Yu.A. Stepchenkov, A.N. Denisov, Yu.G. D'yachenko, F.I. Grinfel'd, N.V. Morozov,L.P. Plexanov, O.P. Filimonenko, Yu.P. Fomin.

Biblioteka samosinxronny'x e'lementov dlya texnologii BMK. [E'lektronny'j resurs]. - URL:

http://www.asic.ru/images/stories/publ/200.pdf (data obrashheniya 25.02.2015)

Фурман А.С.

Аспирант, Кузбасский Государственный Технический Университет им. Т.Ф. Горбачева ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЬНОГО УКЛОНА ДОРОГИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКАВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Аннотация

В статье рассмотрены - закономерности изменения производительности и себестоимости использования карьерных автосамосвалов от продольного уклона дороги.

Ключевые слова: продольный уклон дороги, карьерный автосамосвал, производительность, себестоимость.

Furman A.S.

Postgraduate student, Kuzbass State Technical University name T. F. Gorbachev THE EFFECT OF LONGITUDINAL SLOPE ON THE EFFICIENCY OF USE OF EXCAVATOR-CAR SYSTEMS

Abstract

The article considers the patterns of change in productive work and the cost of using open-pit dump trucks from the longitudinal slope of the road.

Keywords: longitudinal slope of the road, quarry haul trucks, performance, cost.

В настоящее время в угольной промышленности страны особое внимание уделяется открытому способу добычи угля, что связано с более высокой его производительностью и рентабельностью. По разным оценкам, доля угля, добываемого открытым способом, составляет в настоящее время 50 - 65%, а в дальнейшем увеличится до 80 - 85%.

Развитие открытого способа добычи полезного ископаемого сопровождается ростом масштабов производства, увеличением глубины карьеров и усложнением горнотехнических условий эксплуатации основного технологического оборудования. С ростом глубины карьеров наиболее узким местом в горном производстве становится технологический автомобильный транспорт, так как рост глубины увеличивает либо расстояние транспортирования, либо продольные уклоны дорог, а одно и другое снижает эффективность экскаваторно-автомобильных комплексов.

Удельный вес транспортных затрат в трудоемкости и энергоемкости процесса добычи полезных ископаемых достигает 55 -60 % при добыче с глубины 100 -150 м, а при увеличении глубины до 200 -250 м - 65 -70 %. Из них более 50 % приходится на автомобильный транспорт. В связи с этим повышение эффективности использования экскаваторно-автомобильных комплексов и снижение транспортных издержек на перевозки становится актуальной задачей.

В виду того, что в реальности геометрия маршрутов движения карьерных автосамосвалов характеризуются большим разнообразием, существует необходимость применения единой расчётной схемы маршрута. В зависимости от геометрии различают простую, петлевую, спиральную и комбинированную трассы, развертки которых представляют собой совокупность отрезков трассы. Если допустить, что продольные уклоны отрезков трассы изменяются незначительно, то можно представить любую трассу в виде простой, у которой длина транспортирования связана с продольным уклоном дороги обратно пропорциональной зависимостью.

Продольный уклон дороги оказывает сложное воздействие на производительность экскаваторно-автомобильных комплексов. Рассмотрим простой экскаваторно-автомобильный комплекс, состоящий из одного экскаватора и одного автосамосвала. С одной стороны, если принять техническую скорость автосамосвала неизменной, тогда с увеличением уклона за счет уменьшения расстояния транспортирования производительность ЭАК будет увеличиваться. С другой стороны, увеличение уклона приводит к снижению технической скорости, что увеличивает время транспортирования, а следовательно уменьшает производительность. Следовательно, реальная зависимость часовой производительности от продольного уклона дороги носит параболический характер (см. Рис. 1).

Переходя к более сложным экскаваторно-автомобильным комплексам, получим, что уменьшение величины продольного уклона приводит не только к увеличению расстояния транспортирования, но и к росту фактора движения ЭАК. Таким образом, уменьшение величины продольного уклона позволяет использовать большее число автосамосвалов в экскаваторно-автомобильном комплексе, увеличивая производительность и стабильность ЭАК (см. Рис.2, 3).

Рис. 1 - Зависимость производительности W автосамосвала БелАЗ-75131 от продольного уклона дороги i.

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.