дарственного университета. Автор более 80 научных работ в области теории н истории педагогики, педагогической этики.
А.В. ГОЛЕНКОВ
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗДАВАЕМОЙ В ВУЗЕ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Учебная литература - один из важных компонентов качества подготовки специалистов [1, 5]. Она является основным средством обучения [8], составной частью учебно-методического комплекса кафедры, направленного на организацию эффективной познавательной деятельности студентов [6]. Учебная литература в зависимости от содержания позволяет реализовать те или иные способы управления обучения (дидактические системы), сочетать их, оценивать эффективность [9]. Ее можно рассматривать как способ информационного общения в учебно-воспитательном процессе высшей школы [5]. Поэтому А.А.
) Гречихин, Ю.Г. Древе предлагают проводить аттестацию вузов по качеству издаваемой ими учебной книги.
Целью настоящей работы является анализ учебно-методической литературы, издаваемой в Чувашском государственном университете (ЧГУ), и разработки подходов для устранения выявленных недостатков.
Материалы и методы. Проанализировано 109 единиц учебной литературы для студентов медицинских факультетов, изданных в типографии ЧГУ в 2001-2003 гг. Методических указаний было 57, текстов лекций - 24, учебных пособий - 13, тестовых заданий - 8, словарей - 7. Для оценки качества учебной литературы использовались параметры книги из библиографической матрицы
[5]. При анализе методического обеспечения изданий учитывались рекомендации педагогов [2, 6, 8, 9, 11].
Результаты и их обсуждение. Направление или специальность указывались только в половине просмотренных изданий. В методических указаниях они встречались чаще всего (73,7% случаев), 25% - в тестовых заданиях, 29,2% -в текстах лекций и 30,8% - в учебных пособиях; ни разу их не было в словарях. Ссылка на программу обнаружена еще реже (7,3%): в тестовых заданиях (87,5%), в учебных пособиях (15,4%), в методических указаниях (5,3%), в текстах лекций и словарях - 0%. Распределение других параметров книги по каждому виду учебных работ приведено в таблице.
Введение и заключение - важнейшие составные части учебных изданий. По мнению П.П. Буга [1], введение должно ориентировать читателя в дальнейшей работе с книгой, подготовке его к усвоению материала и пониманию современного состояния проблемы. Оно характеризует роль и значение дисциплины (вида занятия) в подготовке специалиста, показывает место данного кур-
са (или его части) в ряду других дисциплин; содержит формулировку основных задач, стоящих перед студентом при изучении учебной дисциплины. Заключение подводит итог изложению учебного материала. Читателю сообщается о нерешенных вопросах той или иной отрасли знания, а также основных направлениях дальнейшего развития данной науки. В заключении необходимо показать, как будут использоваться полученные знания при изучении последующих дисциплин [1].
Распределение параметров книги в учебной литературе, %
Параметр УГ1 МУ ТЛ ТЗ Словари
Введение 84,6 не обязательны
Заключение 38,5
Направление или специальность 30,8 73,7 29,2 25,0 -
Соответствие программе 15,4 5,3 - 37,5 -
Оглавление, 15,4 40,4 33,3 - 42,9
в том числе:
деление на главы 61,5 59,6 66,7 37,5 57,1
деление на параграфы 46,2 5,3 29,2 62,5 -
Библиографический список, 15,4 19,3 75,0 - -
в том числе:
основная литература 15,4 80,7 83,3 - -
дополнительная литература 15,4 15,8 4,2 - -
ссылки на литературу в тексте 53,8 14,0 25,0 - -
Иллюстрации, 15,4 28,1 20,8 - -
в том числе:
таблицы 76,9 63,2 54,2 - -
рисунки 61,5 21,1 37,5 - -
Дидактический материал, - 35,1 79,2 - -
в том числе:
вопросы 38.5 36,8 8,3 - -
задачи 30,8 38,6 12,5 - -
примеры 7,7 5,3 - - -
упражнения - 14,0 - - -
тесты 23,1 15,8 4,2 100 -
Вид дидактического аппарата: рецептивный репродуктивный продуктивный 61.5 38.5 35,1 52,6 12,3 83,3 16,7 100 100
Задания для самостоятельной работы студентов - 24,6 . - -
Ориентировочная основа действия - 17,5 . - -
Логико-дидактические структуры - 1,8 - - -
Алгоритмы 7,7 - 4,2 - -
Примечание: У П - учебные пособия, МУ - методические указания, ТЛ - тексты лекций,
ТЗ - тестовые задания.
Достаточно редко встречалось оглавление (в среднем в 33% изданий), одноступенчатая рубрикация (деление на главы - в 59,6%) и многоступенчатая (деле-
ние на главы и параграфы - в 19,3%)- Между тем это являегся основой учебнометодического комплекса средств обучения. Например, каждая глава издания должна иметь точное определение целей обучения, уровни необходимого усвоения, задания для освоения нового материала, набор задач, задания для самопроверки усвоения [8]. Параграфы позволяют разбить материал главы (целого) на части, изучая которые студент достигает цели обучения. Изложение должно соответствовать таким принципам дидактики, как систематичность, последовательность и доступность. Библиографический список был приведен в 26,6% учебных работ, с указанием основной литературы - в 62,4%, дополнительной - в 11%; ссылки на авторов в тексте отмечены в 19,3%. Зачастую (78,9%) отсутствовали какие-либо внетекстовые элементы. Чаще всего встречались таблицы (54,1%) и рисунки (26,6%). Перечисленные внетекстовые элементы литературы помогают представлению учебного материала зрительно (наглядно). Наглядность должна соответствовать целям обучения. Внетекстовые элементы необходимо сопровождать соответствующим объяснением, а число демонстрируемых признаков должно быть невелико [11]. Оптимальным количеством считается не более семи наглядных объектов. Если объектов больше семи, то желательно их организовать в структуры. В анализируемых учебных работах встречались две крайности: чрезмерно много наглядности (граф таблицы более семи) либо мало. Перегруженность представленной информации ухудшает работу мысли, замедляет усвоение, недостаток — не позволяет установить взаимосвязь между понятиями, провести полноценный анализ и синтез знания [6].
Дидактический материал присутствовал в 35,8% изданий: в виде учебных задач - в 26,6%, вопросов - в 25,7%, тестовых заданий - в 19,3%, упражнений -в 7,3%, примеров - в 3,7%. Эти задания имели рецептивную направленность в 50,5% случаев, репродуктивную - в 43,1%; продуктивные (творческие задания) обнаружены нами только в 6,4% случаев. Организация самостоятельной работы студентов (СРС) предусматривалась в 24,6% изданий, ориентировочная основа действия (последовательность выполнения врачебной манипуляции) -(00Д) - в 17,5% (главным образом у стоматологов), алгоритмы - в 1,8%, логико-дидактические структуры (ЛДС) - в 0,9%. Как известно, СРС - разносторонняя деятельность учащихся по выполнению разнообразных заданий с целью получения, усвоения и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, развития необходимых профессиональных и личностных качеств
[6]. Известно, что в память человека закладывается около 90% того, что он выполняет самостоятельно, до 50% - увиденного и лишь 10% - услышанного [7]. Поэтому СРС следует рассматривать как качественную характеристику учебного издания. Ю.М. Орлов [12] считает, что необходимо создавать специальные учебные издания, в которых было бы заключено все для СРС. Они могут выступать в качестве временного заменителя преподавателя. Такие учебные издания должны иметь совокупность учебных задач, вопросов, проблемных ситуаций, с помощью решения которых студент приобретает соответствующие
знания, умения и навыки. Согласно педагогике высшей школы, ООД является и средством, и методом обучения, поскольку предусматривает обучение действию и усвоение его ориентировочной части [10]. Алгоритм близкое к ООД понятие. Он является ее составной частью, описанием плана достижения цели -строгая последовательность команд к выполнению определенных операций. ЛДС - другая педагогическая методика, позволяющая перевести конспектно-аннотированный материал учебных пособий в его структурированный вариант [2, 6]. При этом страница делится на две части, слева записываются основные вопросы темы, а справа дается их всестороннее раскрытие. ЛДС способствует поиску системообразующих элементов: выделению признаков, их соединение и разделение. Она является наглядным ориентиром для углубленного понимания учебного материала, помогает отработке и закреплению с помощью пере-структурирования фрагментов знания [6]. Поэтому можно констатировать, что в изданной учебной литературе приводится преимущественно готовая и известная информация, содержащая задания для усвоения. Мало внимания уделялось заданиям для поиска информации, ее обработки и подачи.
К сожалению, ни в одном из изданий мы не обнаружили указаний на межпредметные связи, изучаемых студентами дисциплин. Как известно, педагогика выделяет горизонтальные связи (между отдельными дисциплинами, идущими синхронно) и вертикальные (между дисциплинами семестров, курсов). Их наличие способствует интеграции учебного процесса, соотносит понятие структуры одного учебного предмета к понятиям другой учебной дисциплины [2, 6].
В анализируемых изданиях можно было обнаружить дублирование материалов учебников, известных монографий, других учебных пособий. При этом нигде не указывалось, что учебный материал плохо «усваивается» студентами, морально устарел и т.д. Дублирования в литературе на кафедрах (курсах) можно избежать, соблюдая принципы междисциплинарной интеграции и планирования. Так, при подготовке учебных пособий нужно знать, что уже издано и что будет издаваться.
К недостаткам можно отнести несоответствие содержания и способа подачи учебного материала виду издания (учебное пособие, методические указания, тексты лекций, словари). Учебное пособие должно опираться на учебник, являться его продолжением, развитием и конкретизацией, но никак не повторением его содержания [8]. Учебник содержит концептуальные основы науки, которые служат объяснению устойчивых закономерностей и фактов, ее количественных и качественных характеристик [1]. В связи с этим учебником обычно пользуются 10-20 лет. Учебное пособие включает дополнительный и новый материал, поэтому оно может переиздаваться каждые 3-5 лет. Кроме того, учебное пособие должно содержать больше указаний, управляющих процессом обучения (задания для усвоения нового материала, набор задач, задания для самопроверки своих знаний и др.), обеспечивая усвоение на более высоком уровне, чем учебник [8].
Методические указания должны обязательно содержать цель обучения определенным умственным или мануальным навыкам и умениям, формировать у студентов профессиональное поведение [6, 8]. Для успешного и более быстрого достижения поставленной учебной цели они часто поддерживаются различными техническими средствами обучения. Например, структура методических указаний для практических занятий должна иметь: название темы занятия; определение цели, мотивации студентов на ее изучение; базисные знания (вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия с указанием кафедры и источника: учебник, пособие и т.д.); план-хронокарту практического занятия; задачи, тесты-вопросы для контроля исходных знаний; схематическое представление учебного материала по теме занятия: схема ООД, граф логической структуры или блок заданий для подготовки студентов к работе с больными или фантомами; учебные (ситуационные) задачи для отработки знаний; задания для курации больных; задания для работы с фантомами, муляжами; задачи для контроля результатов усвоения; задания к следующему занятию [6]. Схожую структуру методических указаний приводят и другие авторы [2]. В учебно-методический комплекс кафедры, кроме того, могут быть включены методические указания для преподавателей по психолого-педагогическим основам ведения учебного предмета, руководству студентами в клинике (на месте основной работы), индивидуальному подходу в обучении [6].
Текст лекций также призван компенсировать недостатки учебника и учебного пособия, в первую очередь их отставание от новейших достижений науки [8]. Их материал не должен повторять указанные издания, а дополнять. В текстах лекций рубрикация обязательна, с соотношением соответствующих глав и параграфов учебника и учебного пособия, чтобы конкретизировать и развивать их содержание [8]. Как показал наш анализ (таблица), в 2/з изданных текстов лекций не выделялись главные мысли, часто дублировался текст учебника. Это было особенно характерно для изданий объемом 1-2 печатных листа (50% работ). Можно еще раз констатировать те же самые недочеты, выявленные нами ранее при проверки лекций в медицинском вузе [2].
К учебно-справочным изданиям относятся: толковый и терминологический словари, учебный справочник [5]. Они содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке удобном для их быстрого поиска и предназначенного для обучения. Ю.М. Орлов [8] считает, что справочники для студентов-медиков должны составляться по синдромальному принципу, в котором в алфавитном порядке даны болезни и их описание. Создание такого рода изданий уменьшает потребность студента в консультации с преподавателем, помогает ему во время производственной практики и курации больных. Справочники должны соответствовать целям и содержанию обучения, быть ориентированы на студентов определенного курса [8].
Отсутствовали работы, предназначенные для преподавателей. Не встретились нам учебно-наглядные (альбомы, атласы) и учебно-библиографические издания, предназначенные для организации СРС по изучению, освеще-
нию и закреплению пройденного материала, дающие возможность дополнить и расширить их знания за счет изучения приведенного в нем источников.
Среди всех просмотренных изданий с тестовыми заданиями 100% составили вопросы с единственным ответом. Мы уже ранее указывали, что такие тесты относительно трудны для составления главным образом за счет подбора надежных четырех дистракторов [4]. Не случайно, что в анализируемых тестовых заданиях нередко приводилось менее четырех дистракторов. Это значительно повышает шансы случайного угадывания. Кроме того, указанные тестовые задания носят репродуктивный характер (узнавание ранее изученного материала) деятельности студентов, что не позволяет наращивать их сложность, проверять мыслительные операции и формировать клиническое мышление будущих врачей. По мнению М.С. Дианкиной [6], на каждой кафедре следует иметь тесты, содержащие материал по разным темам в одном задании и межпредметное содержание. Необходима высококвалифицированная оценка каждого тестового задания, а для их разработки - совместная деятельность врачей, педагогов, психологов и инженеров-программистов.
Таким образом, анализ учебной литературы показал ее «слабые» стороны. Обсужденные критерии для оценки качества изданной литературы нуждаются в дальнейшей конкретизации и проверке на практике. Для повышения качества учебных изданий нужна кропотливая и совместная работа преподавателей каждого подразделения и учебно-методических комиссий факультета, редакционноиздательского отдела и Методического совета университета. Свой вклад в обозначенную проблему должны внести и специалисты в области качества.
Литература
]. Буга П. Г Создание учебных книг для вузов: Науч.-метод, пособие. М., 1987. 63 с.
2. Врач-педагог в изменяющемся мире: Традиции и новации / Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. и др. М., 2001. 304 с.
3. Голенков А.В. Объективная и субъективная оценка лекций в вузе // Вестник Чуваш, унта. 2002. №1. С. 189-193.
4. Голенков А.В., Козлов В.А. Опыт составления и использования тестового контроля знаний у студентов медицинского вуза// Вестник Чуваш, ун-та. 1999. №1-2. С. 179-185.
5. Гречихин А.А.. Древе ЮГ. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб.-метод, пособие в помощь авт. и ред. М., 2000. 255 с.
6. Дианкина М.С Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психо-лого-педагогический аспект). М., 2002. 256 с.
7. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе: Учеб. пособие / Новаков И. А.. Попов Ю.П., Подлеснов В.Н. и др. Волгоград, 2003. 316с.
8. Орлов Ю.М. Средства обучения. М., 1997. 24 с.
9. Орлов Ю.М. Управление обучением. М., 1997. 24 с.
10. Орлов Ю.М. Методы обучения. М., 1998. 36 с.
11. Орлов Ю.М. Принципы обучения. М., 1998. 36 с.
12. Орлов Ю М. Формы обучения. М., 1998. 36 с.
ГОЛЕНКОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ родился в 1960 г. Окончил Астраханский государственный медицинский институт. Доктор медицинских наук,
профессор, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Чувашского государственного университета. Научные интересы: разработка путей совершенствования подготовки молодых специалистов в вузе. Автор 270 научных публикаций, в том числе трех монографий.____________________
Л.П. КЛЕМЕНТЬЕВ, Л.А. ПЕТРОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Семья - наименьшая по количеству, но наиважнейшая по значению ячейка любого общества. Уровень жизни общества, государства можно определить по его отношению к семье, в частности, к воспитанию детей в семье. Мало таких государств, которые могли бы похвастаться в этой сфере. Часто такое положение в сфере воспитания детей в семье возникает не оттого, что государство не понимает важность полноценного воспитания в семье, а от неско-ордированности отдельных государственных учреждений в этом вопросе, в том числе и образовательных учреждений.
Жизнь в семье, деятельность ее членов во многом является прообразом и тенью жизни всего государства, всех ее членов. Отсюда нетрудно сделать вывод: улучшение жизни и деятельности членов семей в материальной, душевной и духовной сфере ведет к улучшению всего общества. Известно, что хорошая семья - это прекрасная школа жизни, нравственности, добра, любви и формирования делового человека.
Чтобы воспитать ответственного, делового семьянина, надо включить нынешних школьников в деловые взаимоотношения. В ЧГУ им. И.Н. Ульянова под руководством доцента Л.П. Клементьева разработана методика воспитания деловых и нравственных качеств учащихся и студентов. Ученые создали технологию воспитания делового человека в процессе ученического самоуправления. Результаты доказали ее эффективность.
Вот что сообщает заслуженный учитель Чувашской Республики В. Гурьева из Вурнарской средней школы: «Будучи классным руководителем в 5-м классе, я решила использовать в своей работе предложенную методику. Польза несомненна. Впоследствии мои ученики не только успешно закончили школу, но и все 23 выпускника обычного класса, обыкновенной школы поступили в разные вузы». Учитель русского языка и литературы Малобик-шихской средней школы Канашского района ЧР З.А. Иванова в своем выступлении по воспитательной работе сказала: «Жаль, я не знала методику организации самоуправления 20 лет назад! Уже выпустила бы целую армию не только деловых людей, а воспитателей для будущих своих семей, семейных психотерапевтов, умеющих организовать дружный коллектив в своей семье,