Научная статья на тему 'Анализ лексикона Николеньки Иртеньева - главного героя повести «Детство» Л. Н. Толстого'

Анализ лексикона Николеньки Иртеньева - главного героя повести «Детство» Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4901
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ЛЕКСИКОН / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА ЛЕКСИКИ / ТОПОНИМЫ / АНТРОПОНИМЫ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ ВКРАПЛЕНИЯ / LINGUISTIC PERSONALITY OF CHILD / LEXICON / THEMATIC GROUP OF VOCABULARY / TOPONYMS / ANTHROPONYMS / FOREIGN-LANGUAGE INCLUSIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давлетова Татьяна Андреевна

Статья посвящена анализу лексикона Николеньки Иртеньева главного героя повести «Детство» Л. Н. Толстого. На разных этапах исследования применялись следующие лингвистические методы: 1) метод теоретического исследования; 2) контекстуальный анализ; 3) метод описания языковой личности на основе общепризнанной в настоящее время трехуровневой модели языковой личности; 4) статистический метод. Результатом исследования является возможность использования наработанного материала для дальнейшей разработки теории языковой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE LEXICON OF NIKOLENKA IRTENEV - THE MAIN CHARACTER OF LEO TOLSTOY’S NOVEL “CHILDHOOD”

The article is devoted to the analysis of the lexicon of Nikolenka Irtenev who is the main character of Leo Tolstoy’s novel “Childhood”. At different stages of the study the following linguistic methods were used: 1) method of theoretical research; 2) contextual analysis; 3) method of describing the linguistic personality on the basis of the generally recognized three-level model of linguistic personality; 4) statistical method. The result of the research is the possibility of using the accumulated material for the further development of the theory of linguistic personality.

Текст научной работы на тему «Анализ лексикона Николеньки Иртеньева - главного героя повести «Детство» Л. Н. Толстого»

Давлетова Татьяна Андреевна

АНАЛИЗ ЛЕКСИКОНА НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА - ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ "ДЕТСТВО" Л. Н. ТОЛСТОГО

Статья посвящена анализу лексикона Николеньки Иртеньева - главного героя повести "Детство" Л. Н. Толстого. На разных этапах исследования применялись следующие лингвистические методы: 1) метод теоретического исследования; 2) контекстуальный анализ; 3) метод описания языковой личности на основе общепризнанной в настоящее время трехуровневой модели языковой личности; 4) статистический метод. Результатом исследования является возможность использования наработанного материала для дальнейшей разработки теории языковой личности.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/6-2/26.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(72): в 3-х ч. Ч. 2. C. 92-98. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/6-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

УДК 81'37

Статья посвящена анализу лексикона Николеньки Иртеньева - главного героя повести «Детство» Л. Н. Толстого. На разных этапах исследования применялись следующие лингвистические методы: 1) метод теоретического исследования; 2) контекстуальный анализ; 3) метод описания языковой личности на основе общепризнанной в настоящее время трехуровневой модели языковой личности; 4) статистический метод. Результатом исследования является возможность использования наработанного материала для дальнейшей разработки теории языковой личности.

Ключевые слова и фразы: языковая личность ребенка; лексикон; тематическая группа лексики; топонимы; антропонимы; иноязычные вкрапления.

Давлетова Татьяна Андреевна

Средняя общеобразовательная школа № 2, г. Туймазы kofka85@mail.ru

АНАЛИЗ ЛЕКСИКОНА НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА -ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО» Л. Н. ТОЛСТОГО

В настоящее время значительно возрос интерес к изучению языка отдельной личности. В новейшей лингвистике понятие «языковая личность» все чаще рассматривается в смежных науках в качестве объекта междисциплинарных исследований.

Теорию языковой личности разрабатывали многие ученые-лингвисты: В. В. Виноградов, А. Вежбицкая, М. М. Бахтин, Г. Н. Беспамятнова, Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов, А. А. Волков, В. В. Воробьев, В. И. Карасик, А. А. Залевская, А. М. Шахнарович и др.

Выдающийся ученый Ю. Н. Караулов считает, что в самом термине содержится идея получения (на основе анализа языка текстов) обобщенного знания о личности:

1) как индивидууме и авторе этих текстов, с его характером, интересами, социальными и психологическими предпочтениями и установками;

2) как типовом представителе данной языковой общности и более узкого, входящего в нее речевого коллектива, как усредненном носителе данного языка;

3) как представителе человеческого рода, неотъемлемым свойством которого является использование знаковых систем и естественного языка.

Язык в этом случае предстает и как система, и как текст, и как способность говорения его носителей, а под языковой личностью понимается «личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» [2, с. 38].

Человек овладевает речью, языковой способностью в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее. Родную речь ребенок перенимает от близких людей, от родителей, из окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью в общении, а позже - и в самовыражении. Так формируется языковая личность - совокупность способностей и характеристик, обусловливающая создание и восприятие ребенком речевых произведений (текстов), которые отражают особенности понимания им процессов и явлений окружающего мира.

Языковая личность ребенка, как и языковая личность взрослого носителя языка, представляет собой сложную структуру, включающую три уровня: структурно-языковой, лингвокогнитивный, мотивационный.

Структурно-языковой уровень отражает степень владения и способы использования обыденного языка (лексикон, в том числе грамматикон). Лингвокогнитивный уровень показывает языковую картину мира личности (тезаурус). Мотивационный уровень включает цели, мотивы, интересы и установки личности (прагматикон).

Языковая личность художественного персонажа - это совокупность произведенных данным лицом текстов и фрагментов авторского повествования, которые характеризуют речевую манеру персонажа. Следовательно, анализ языковой личности персонажа предполагает рассмотрение как персонажных, так и авторских языковых (речевых) особенностей, касающихся конкретного действующего лица художественного произведения.

В данной статье мы рассмотрим лексикон Николеньки Иртеньева - главного героя повести «Детство» Л. Н. Толстого, для которого характерна своя речевая манера, свой лексикон, отражающий процесс восприятия и познания окружающего мира.

Структурно-языковой уровень языковой личности предполагает анализ лексикона и грамматикона личности. Однако этот анализ в структуре языковой личности ребенка как персонажа художественного произведения оказывается затруднительным, поскольку, во-первых, реальной языковой личностью в произведении выступает автор текста и, во-вторых, повествование характеризуется наличием двух точек зрения на происходящее. Поэтому, несмотря на «созерцание мира глазами ребенка» [3, с. 485], в повести нет присущих только детской речи языковых средств, а значит, преобладает общеупотребительная лексика и грамматика. Соответственно, основу текстов главного героя составляет лексика обыденного содержания, которая отражает взаимодействие Николеньки с предметами и явлениями окружающего мира.

В работе рассмотрение лексикона главного героя осуществляется на основе тематического принципа, с учетом которого вся лексика делится на тематические группы.

Термин «тематическая группа» впервые ввел Ф. П. Филин, который под этим термином понимал «группу слов, объединённых на основе классификации самих реалий, а не лексико-семантических связей. Замена одного из слов тематической группы другим с течением времени не приводит к изменению в значении, стилистической окраске слов той же группы, что свидетельствует о почти полном отсутствии семантических связей между словами группы в языке на данном этапе его развития» [5, с. 526].

В речи Николеньки выделяются следующие тематические группы лексики: 1) быт; 2) природа; 3) жизнь и деятельность человека; 4) топонимы; 5) антропонимы. Рассмотрим каждую группу более подробно.

Тематическая группа «Быт» ориентирует читателя на историческую эпоху, на понимание особенностей быта, нравов, социальных условий, материальной культуры народа [1, с. 3].

Данная тематическая группа включает 3 тематические подгруппы: а) наименования жилища, внутреннего убранства комнаты; б) названия одежды; в) названия еды и напитков. Слова тематической группы «Быт» употреблялись Николенькой 469 раз.

A) Слова, обозначающие наименования жилища, внутреннего убранства комнаты, использовались 284 раза. Наиболее употребительные лексемы в данной подгруппе следующие: постель, кровать, дверь, стена, окно, стол, комната, лестница, кабинет, кресло, гостиная, стул, зала, пол, классная, чулан, дом, передняя, постель, рояль, подъезд, диван, крыльцо, спальня, ширма, коридор.

Пример употребления в речи ребенка слов, обозначающих наименования жилища, внутреннего убранства комнаты:

(1) «Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься на верх, в классную, смотришь - Карл Иванович сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг» [4, с. 28].

Таким образом, сразу с первых глав вместе с Николенькой мы погружаемся в атмосферу дворянского быта XIX века и оказываемся в родовом доме в селе Петровское семьи Иртеньевых, а потом и в доме бабушки в Москве. Перед нашими глазами предстают со своей обстановкой спальня Володи и Николая Ирте-ньевых, классная комната, зала, гостиная, кабинет отца, столовая, чулан, терраса, крыльцо, подъезд, передняя, лакейская, кабинет бабушки, диванная, девичья и коридор.

Николенька подробно описывает именно гостиную и классную комнату в доме в селе Петровское, потому что в гостиной собиралась вся семья и с этим местом связаны самые теплые воспоминания о маме. В классной комнате мальчику приходилось много находиться и заниматься, поэтому его воспоминания о ней не всегда веселые, особенно воспоминания о памятном угле комнаты, куда ставили ребенка за какие-нибудь провинности.

Б) Названия одежды использовались 151 раз. Наиболее употребительные лексемы в данной подгруппе:

шапочка, платье, халат, сапоги, кисточка, курточка, шляпа, перчатка, башмак, сюртук, манишка, панталоны, фрак, чепчик, мундир, шапка, шарф, платьице, шаль, салоп, воротник, платок.

Пример употребления названий одежды в речи мальчика:

(2) «Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы» [Там же].

Николенька часто употребляет в своей речи названия одежды, притом он обращает внимание не только на одежду высшей аристократии, но и на одежду слуг, крестьян. Это говорит о том, что мальчик еще мало задумывается о сословной принадлежности людей и ему интересны все люди вокруг. Ребенок и сам любит хорошо и модно одеться. Николеньке хотелось быть похожим на взрослых, поэтому он так ненавидел свои башмачки с бантиками, а московское платье у бабушки ему пришлось по душе, так как панталоны были «со штрипками, настоящие» [Там же, с. 70].

B) Названия еды и напитков использовались 34 раза. Наиболее употребительные лексемы в данной подгруппе: чай, сахар, суп, пирожок, пирожное, кофе, мороженое, фрукты, квас, карамельки, винная ягода, молоко, пирог.

Пример употребления названий еды и напитков в речи мальчика:

(3) «Она вынула из-под платья корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне» [Там же, с. 61].

Как видим, Николенька мало употреблял в своей речи названия еды и напитков. Но даже по этим малочисленным словоупотреблениям можно увидеть, что семья мальчика принадлежала к богатым людям, так как в их рационе присутствовали сахар, чай, кофе, мороженое, фрукты, карамельки.

Таким образом, самой многочисленной является тематическая подгруппа, называющая жилище, внутреннее убранство комнат, в которых молодой герой повести жил, играл, учился, танцевал. Николенька помнит каждую деталь в убранстве своего дома. Главный герой показывает вещи и предметы не изолированно, а в тесной связи с людьми:

(4) Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком [Там же, с. 27].

Названия одежды в речи ребенка встречаются также часто. Это говорит о том, что одежда, внешний вид человека важны для Николеньки, так как он воспитывается в богатой и знатной семье.

Подгруппа «Еда и напитки» немногочисленна. По всей видимости, Николенька еще не слишком придает значение тому, что он будет есть или пить. Для него важнее другое: семья, общение, игры, наблюдение за окружающими людьми.

Тематическая группа «Природа» включает 3 тематические подгруппы: а) животный мир: домашние животные, насекомые, дикие животные, птицы; б) растительный мир; в) природные явления. Слова данной тематической группы употреблялись мальчиком 189 раз.

A) Слова тематической подгруппы «Животный мир» использовались 89 раз. Данная тематическая подгруппа делится на микроподгруппы.

- Домашние животные. Слова этой микроподгруппы использовались в речи ребенка 58 раз. Наиболее употребительные лексемы в данной подгруппе: собака, лошадь, клепер, пристяжная, жеребёнок, щенок, собачонок.

Пример употребления в речи мальчика слов микроподгруппы «Домашние животные»:

(5) «Остров был голосистый, и гончие варили варом» [Там же, с. 47].

- Насекомые. Слова данной микроподгруппы использовались 15 раз. Наиболее употребительными лексемами в микроподгруппе «Насекомые» являются муха, блоха, овод, насекомое, муравей, бабочка, червяк.

Пример употребления в речи Николеньки слов этой микроподгруппы:

(6) «От этих интересных наблюдений я был отвлечен бабочкой с желтыми крылышками, которая чрезвычайно заманчиво вилась передо мною» [Там же].

- Дикие животные. Слова микроподгруппы «Дикие животные» употреблялись всего 11 раз. Все 11 раз употреблялась только одна лексема - заяц.

Пример употребления лексемы заяц в речи ребенка:

(7) «Воображение мое, как всегда бывает в подобных случаях, ушло далеко вперед действительности: я воображал себе, что травлю уже третьего зайца... » [Там же].

- Птицы. Слова данной микроподгруппы использовались 5 раз. Лексемы - перепел, птица, галчонок, курица, ласточка.

Примером употребления слов микроподгруппы «Птицы» в речи мальчика может служить следующее предложение:

(8) «Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?» [Там же, с. 86].

Таким образом, тематическая подгруппа «Животный мир» состоит из 4 микроподгрупп: домашние животные, насекомые, дикие животные, птицы. Из названий домашних животных Николенька употребляет в своей речи только два вида домашних животных: лошадь и собака, но в разных вариациях. Собаки у него борзые, гончие, псарные. Есть упоминание щенка и собачонки. Лошади тоже разные: верховая, охотничья, пристяжная. Говорит мальчик и о клепере, о лошади с жеребенком.

Названия насекомых мальчик использует в своей речи в двух случаях: 1) вместе с домашними животными (это такие насекомые, как муха, блоха, овод) и 2) в связи с выездом семьи Николеньки на охоту (муравей, бабочка, червяк). Именно наблюдения за муравьями, а потом и за бабочкой привели ребенка к тому, что он сильно расстроился, так как упустил зайца во время охоты.

Из названий диких животных мальчик употребляет только одну лексему заяц. 11 раз использует Нико-ленька слово заяц во время охоты. Именно тогда во время охоты собралась вся семья вместе с девочками и с мамой на эту увлекательную прогулку. Мальчику очень хотелось отличиться во время поимки зайца и показать, какой он уже большой, но, к сожалению, это ему не удалось.

Слова микроподгруппы «Птицы» использовались всего 5 раз. Из этого числа употребление слов галчонок и курица связаны с душевными муками главного героя, когда он раздумывал над своим поведением и поведением Володи и братьев Ивиных во время того, как все они мучили бедного Иленьку Грапа.

Б) Слова тематической подгруппы «Растительный мир» использовались 82 раза. Наиболее употребительные лексемы: аллея, лес, сад, поле, жнивье, цветок, листок, лист, дерево, березка, трава, куст, сено, опушка, дуб, корень, палисадник, травка, копна, скирд, хворостинка, рожь, липа.

Примером употребления слов данной тематической подгруппы является следующее предложение:

(9) «Избрав у корня высокого дуба тенистое и ровное место, я лег на траву, усадив подле себя Жирана, и начал ожидать» [Там же, с. 46].

Как видим, слова, относящиеся к растительному миру, использовались в речи Николеньки часто. Это связано с его близостью к природе. В родовом селе мальчика встречались и прекрасные липовые аллеи, и луг, и сад, и лес, и березовая аллея. Мог видеть ребенок также крестьян, работающих на ржаном поле. Тогда же Николенька наблюдал копны сены и жнивье.

B) Слова тематической подгруппы «Природные явления» используются главным героем 18 раз. Наиболее употребительные лексемы: солнышко, зима, лето, ветер, гроза, туча, дождь, погода, облако, ветерок.

Пример употребления слов тематической подгруппы «Природные явления» в речи Николеньки:

(10) «Легкий ветерок, пробегая по листве деревьев, по моим волосам и вспотевшему лицу, чрезвычайно освежал меня» [Там же, с. 48].

Главный герой повести редко использовал в своей речи слова тематической подгруппы «Природные явления». Большинство слов, которые употреблял мальчик, относятся к такому времени года, как лето, так как именно летом Николенька мог находиться на улице и играть вместе с другими детьми, наблюдая за природой.

Слова тематической группы «Жизнь и деятельность человека» показывают семейный уклад, различные виды деятельности человека, отношение к религии, к вопросам жизни и болезни людей. Данная тематическая

группа включает в себя 5 тематических подгрупп: а) лексика семьи; б) лексика деятельности с микроподгруппами: досуговая (танцы, охота, рисование), учебная, игровая, трудовая; в) религиозная лексика; г) лексика смерти; д) лексика болезни. Слова тематической группы «Жизнь и деятельность человека» употреблялись Николенькой 411 раз.

A) Слова тематической подгруппы «Лексика семьи» использовались 211 раз. Наиболее употребительные лексемы в данной подгруппе: maman, сестра, матушка, папа, бабушка, отец, мамаша, мать, сын, дочь, дедушка, брат, сестра, родители, папенька.

Примеры употребления слов тематической подгруппы «Лексика семьи» в речи мальчика:

(11) «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело» [Там же, с. 31].

Таким образом, Николенька очень часто употреблял в своей речи слова тематической подгруппы «Лексика семьи». Особенно много в его речи слов maman, матушка, папа, бабушка. Связано это с тем, что больше всего в жизни мальчик любил свою маму, которую потеряет вследствие ее болезни и смерти. Отца ребенок больше уважал и боялся, чем любил. После смерти мамы именно бабушка займется воспитанием Николая и Володи, поэтому для главного героя она станет очень значимым в его жизни человеком.

Б) Слова тематической подгруппы «Лексика деятельности» использовались Николенькой 103 раза.

Здесь можно назвать несколько видов деятельности.

- Досуговая деятельность, которая разветвляется на три части: танцы, охота и рисование.

Слова части «Танцы» использовались 32 раза. Наиболее употребительные лексемы: кадриль, мазурка, фигура, такт, гросфатер.

Пример употребления Николенькой слов, связанных с танцами:

(12) ««Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой» [Там же, с. 93].

Слова части «Охота» употреблялись мальчиком 22 раза. Наиболее употребительными лексемами являются: охота, лошадь, охотник, выжлятник.

Пример употребления ребенком слов, связанных с охотой:

(13) «Охота кончилась» [Там же, с. 48].

Слова части «Рисование» использовались Николенькой 11 раз. Наиболее употребительными лексемами в этой части являются следующие: краска, бумага, карандаш.

Пример употребления мальчиком слов, связанных с рисованием: «Maman села за рояль, а мы, дети, принесли бумаги, карандаши, краски и расположились рисовать около круглого стола» [Там же, с. 53].

- Учебная деятельность. Слова данной микроподгруппы использовались 20 раз. Наиболее употребительные лексемы - диктовка, диалоги, учитель, доска, классы, книга, чистописание, тетрадь, урок, гувернер.

Примером употребления может служить следующее предложение:

(14) ««Вернувшись в классную, Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку» [Там же, с. 38].

- Игровая деятельность, знакомящая Николеньку с окружающим миром и существующими в нем отношениями. Мальчик употребил в своей речи 14 раз слова данной микроподгруппы. Наиболее употребительными лексемами здесь являются игра, игрушка, разбойник, Робинзон.

Пример употребления слов микроподгруппы «Игровая деятельность»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(15) ««Игра эта состояла в представлении сцен из "Robinson Suisse"» [Там же, с. 49].

- Трудовая лексика, показывающая тяжелый труд крестьян и дядьки (слуги-воспитателя) Николая. Данная лексика малочисленна: использовалась только 4 раза. Лексемами здесь являются работа, уборка, жница, соха.

Пример употребления трудовой лексики:

(16) ««Хлебная уборка была во всем разгаре» [Там же, с. 45].

Таким образом, слова тематической подгруппы «Лексика деятельности» использовались Николенькой довольно часто. Данная подгруппа включает в себя несколько микроподгрупп: досуговая (танцы, охота, рисование), учебная, игровая, трудовая деятельность.

Микроподгруппа «Досуговая деятельность» оказалась самой многочисленной. Это связано с тем, что ребенку больше запоминаются приятные занятия, приносящие удовлетворение и радость.

Микроподгруппа «Учебная деятельность» малочисленна, так как Николенька с неохотой учится и только и ждет минуты, когда придет слуга Фока с сообщением о начале обеда.

В микроподгруппу «Игровая деятельность» входят только 14 слов. Мальчик мало употреблял слова, связанные с игрой, так как для него важнее было даже не играть с другими детьми, а наблюдать за ними.

Игра в «Robinson Suisse» очень сильно расстроила ребенка. Когда дети сели на землю и начали представлять, что плывут по морю, усиленно махая руками, имитируя греблю, старший брат Николеньки, увидев детские забавы, саркастически заметил, что, несмотря на их усилия, они не сдвинутся с места, так как на самом деле находятся не на воде, а в саду. Детский мир главного героя, его жизненное восприятие от таких слов начали бесповоротно рушиться.

Слова микроподгруппы «Трудовая деятельность» использовались главным героем только 4 раза. Это объясняется тем, что Николенька был далек от трудовой деятельности. Он принадлежал к высшему сословию. У семьи мальчика были слуги, и ребенку и его семье не приходилось самим работать, чтобы себя прокормить.

B) Слова тематической подгруппы «Религиозная лексика» использовались Николенькой 51 раз. Наиболее употребительные лексемы в данной подгруппе: вериги, молитва, бог, дьячок, священник.

Примером употребления мальчиком в своей речи религиозной лексики является следующее предложение:

(17) «С молитвой поставив свой посох в угол и осмотрев постель, он стал раздеваться» [Там же, с. 56].

Как видим, слова тематической подгруппы «Религиозная лексика» использовались главным героем часто, так как он рос в православной семье с устоявшимися традициями, и религия была важной опорой не только для ребенка и его семьи, но и для всего государства в целом.

Г) Слова тематической подгруппы «Лексика смерти» употреблялась главным героем повести 34 раза. Наиболее употребительные лексемы: гроб, панихида, смерть, похороны, покойница, погребение, кончина.

Пример употребления в речи Николеньки лексики смерти:

(18) «Любочка, в черном платьице, обшитым плерезами, вся мокрая от слез, опустила головку, изредка взглядывала на гроб, и лицо ее выражало при этом только детский страх» [Там же, с. 111].

Лексика смерти полностью связана со смертью любимой мамы и няни Натальи Савишны. Мальчику рано пришлось познакомиться со смертью близких, тех людей, которые повлияли на становление его как личности. Во время похорон матери Николенька сделал для себя открытие, что именно Наталья Савишна любила его маму больше всех, даже больше его самого, так как ее горе, в отличие от других, не было показным и наигранным.

Д) Слова тематической подгруппы «Лексика болезни» Николенька использовал в своей речи 12 раз. Наиболее употребительными лексемами в данной подгруппе являются лексемы: доктор, лекарство, страдание, беспамятство, болезнь, страдание, конвульсия.

Пример употребления лексики болезни:

(19) «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением... » [Там же, с. 119].

Слова тематической подгруппы «Лексика болезни» использовались Николенькой редко и только в связи с болезнью мамы и Натальи Савишны.

В тексте есть упоминание светского праздника - именин бабушки:

(20) «Когда нам объявили, что скоро будут именины бабушки и что нам должно приготовить к этому дню подарки, мне пришло в голову два стиха с рифмами... » [Там же, с. 69].

Таким образом, лексика, связанная с жизнью и деятельностью человека, разнообразна по своему составу и многочисленна. Много слов относится к тематической подгруппе «Семья». Это говорит о духовной близости мальчика со своими родными. Есть слова микрогруппы «Учебная деятельность». Этих слов немного. Видно, что Николенька не любит учиться и пока учебная деятельность не занимает много мыслей ребенка. Намного больше слов, относящихся к досуговой деятельности, которая у мальчика разнообразна: это охота, рисование, различные игры, танцы. Много в речи ребенка религиозной лексики, что свидетельствует о православных традициях семьи мальчика. Лексика семьи и смерти в речи Николеньки связана с горячо любимыми им мамой и Натальей Савишной.

Топонимов в речи ребенка немного: всего 16 наименований. В основном, это села родителей Николень-ки и прилегающие к этим селам места (Петровское, Хабаровка, Калинов мост), а также город Москва.

Пример употребления мальчиком топонимов:

(21) «Хабаровка была деревня maman» [Там же, с. 33].

Небольшое количество топонимов говорит о том, что ребенок мало путешествовал и кроме как в имениях своих родителей и в городе Москве пока нигде не был.

Антропонимы в речи Николеньки представлены: а) именами учителей и воспитателей; б) именами окружающих Николеньку детей; в) именами ближайших родственников; г) именами окружающих мальчика людей; д) именами поэтов и писателей; е) именами людей, связанных с музыкой. Всего ребенок использовал в своей речи 409 антропонимов.

А) Имена учителей и воспитателей Николенька употреблял 150 раз. Лексемы: Карл Иваныч, Наталья Савишна, дядька Николай, Марья Ивановна, Herr Frost.

Примером употребления имени учителя в речи ребенка является следующее предложение:

(22) «В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник» [Там же, с. 27].

Б) Имена окружающих Николеньку детей употреблялись в речи мальчика 109 раз. Лексемами в данном случае являются: Катенька, Ивины, Сережа, Иленька Грап, Сонечка, Этьен.

Пример употребления в речи ребенка имен окружающих Николеньку детей:

(23) «...вот и Мими с Любочкой и Катенькой (Катенька - двенадцатилетняя дочь Мими) идут из саду... » [Там же, с. 38].

Таким образом, главный герой с детства окружен детьми. Хотя некоторые из детей принадлежат к дворянскому сословию (Ивины, Сережа, Сонечка, Этьен), а другие его знакомые дети - к другим сословиям (Иленька Грап, Катенька), Николенька общается одинаково хорошо со всеми в независимости от положения в обществе семьи этого ребенка. Так, например, дочь гувернантки Катенька была его первой любовью. Плохое же отношение к Иленьке Грапу, сыну незнатных родителей, складывалось под влиянием братьев Ивиных и брата Володи.

Николеньке Сережа Ивин казался воплощением красоты, удали, смелости. Ребенок очень ценил и любил Сережу. Но уже тогда главный герой усматривал в поведении своего друга что-то нехорошее: это и показной бег Сережи после падения, и плохое отношение Ивина к Иленьке Грапу. Только возникшее чувство влюбленности в Сонечку Валахину как бы «пробудило» главного героя. Он понял, что любовь к Сереже

была его ошибкой, так как по сравнению с Сонечкой, девочкой тоже красивой, но открытой, естественной и доброй, Сергей Ивин уже не казался таким идеальным.

В) Имена ближайших родственников мальчик употреблял в своей речи 70 раз. Лексемы: Володя, Любочка.

Примером употребления имен ближайших родственников является следующее предложение:

(24) «... перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка... » [Там же, с. 30].

Как видим, из имен ближайших родственников Николенька употребляет только 2 имени: брата Володи и сестренки Любочки, но делает он это часто, так как больше всего своего времени главный герой проводит с братом и сестрой. Маму, папу и бабушку по имени мальчик не называет. Связано это с русской традицией называть родителей и бабушек-дедушек не по имени.

Г) Имена окружающих мальчика людей Николенька использовал в своей речи 62 раза. Лексемами в данном случае являются: Яков Михайлов, Яков, Фока, Гриша, Игнат, Турка, Гаврило, Иван Иваныч, Вала-хина, Аким, Корнакова.

Пример употребления:

(25) «Это был юродивый и странник Гриша» [Там же, с. 39].

Мальчика с детства окружало много людей. Дома, в деревне это были такие люди, как приказчик Яков Михайлов, дворецкий Фока, юродивый Гриша, кучер Игнат, буфетчик Гаврило, доезжачий Турка, дурачок Аким. Все эти знакомые Николеньке люди принадлежали не к дворянскому сословию, но ни про кого ничего плохого главный герой не сказал.

У бабушки в Москве ребенок познакомился со знатью: с князем Иван Иванычем, который поразил Нико-леньку своей статью, красотой, а также тем, как князь душевно общается с бабушкой мальчика, хотя с остальными людьми Иван Иваныч вел себя высокомерно. Княгиня Корнакова произвела на ребенка неблагоприятное впечатление своей внешностью, неестественным поведением, манерой разговаривать, а также тем, что она бьет своих детей. А госпожа Валахина, мама Сонечки, мальчику понравилась, так как была схожа лицом со своей дочерью.

Д) Имена поэтов, писателей и драматургов Николенька использовал 12 раз. Лексемы в данном случае:

Дмитриев, Державин, Расин, Корнель, Боало, Мольер, Монтень, Фенелон, Сегюр, Гете, Шиллер, Байрон.

Пример употребления имен поэтов в речи ребенка:

(26) «... но ни Дмитриев, ни Державин не помогли мне... » [Там же, с. 69].

Как видим, главный герой нечасто употреблял имена поэтов, писателей и драматургов в своей речи. Но следует сказать, что названные литераторы создавали свои шедевры в разные века (16, 17, 18 и начало 19 века) и в разных странах, а творчество их относилось к двум направлениям в литературе - классицизм и романтизм. Широта познания литературы маленьким мальчиком свидетельствует о его начитанности, образованности и эрудированности.

Е) Имена людей, связанных с музыкой, мальчик использовал 6 раз. Лексемы: Clementi, Бетховен, Семенова, Танюша, Фильд.

Примером употребления имен людей, связанных с музыкой, является следующее предложение:

(27) «...только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi» [Там же, с. 30].

Сам Николенька ни на чем не играл. Занималась музыкой его сестра Любочка, да и мама любила играть на фортепиано, поэтому мальчику знакомы имена Clementi, Бетховена, Фильда. Папа ребенка отличался другим вкусом: он любил слушать песни в исполнении Семеновой и цыганки Танюши.

В речи ребенка отмечены многочисленные иноязычные вкрапления из европейских языков: из французского, немецкого и итальянского.

Примеры употребления вкраплений:

- из французского (15 вкраплений, слово maman употреблено 38 раз): «Только два больших тома "Histoire des voyages"... » («История путешествий») [Там же, с. 27];

- из немецкого (8 вкраплений): «... возьмешь за руку и скажешь: "Lieber Карл Иваныч!"» (Милый) [Там же, с. 28];

- из итальянского (2 вкрапления): «...могла брать только arpeggio» (Арпеджио - звуки аккорда, следующие один за другим) [Там же, с. 30].

К большинству иноязычных вкраплений даются комментарии. Немецкие и французские вкрапления передают атмосферу двуязычия, в которой проходило детство Николеньки. Писатель включил иноязычные вкрапления в свое произведение «Детство», чтобы показать сословную принадлежность Николеньки Иртеньева. Знание мальчиком музыкального термина из итальянского языка говорит о том, что ему знакома нотная грамота.

Таким образом, анализ лексикона Николеньки Иртеньева показывает, что ребенок очень сильно привязан не только к членам своей семьи, но и к своим наставникам, воспитателям, учителям, а также к дворовым людям, охотникам. Мальчику дорог родной дом, обстановка в доме. Много в речи ребенка слов, обозначающих одежду. Это связано с тем, что Николенька - очень внимательный и наблюдательный мальчик, которому важно, как выглядят люди. Ребенок очень любит природу, животных, насекомых. Лексика, связанная с жизнью и деятельностью человека, представлена лексикой семьи, смерти, болезни, деятельности, религиозной лексикой. Именно эта тематическая группа раскрывает всю глубину личности маленького мальчика, который постоянно наблюдает за другими людьми и анализирует не только увиденное, но и пытается понять свои и чужие переживания.

Список источников

1. Белая А. С. О лингвокультурологической информативности бытовой лексики в произведениях С. Т. Аксакова и Н. В. Гоголя // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: матер. междунар. прак-тич. конф. (28-29 сент. 2001 г.): в 2-х ч. / отв. ред. Т. Н. Дорожкина. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2003. Ч. 2. С. 3-6.

2. Караулов Ю. Н Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.

3. Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Изд. 2-е, доп. М.: Худож. лит., 1973. 575 с.

4. Толстой Л. Н Детство. Отрочество. Юность. Орджоникидзе: Ир, 1976. 349 с.

5. Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов // Езиковедски исследования в честь на акад. Стефан Младенов. София: Бьлг. акад. на науките, 1967. С. 523-538.

THE ANALYSIS OF THE LEXICON OF NIKOLENKA IRTENEV -THE MAIN CHARACTER OF LEO TOLSTOY'S NOVEL "CHILDHOOD"

Davletova Tat'yana Andreevna

Municipal Budgetary Educational Institution Secondary School № 2, Tuymazy

kofka85@mail. ru

The article is devoted to the analysis of the lexicon of Nikolenka Irtenev who is the main character of Leo Tolstoy's novel "Childhood". At different stages of the study the following linguistic methods were used: 1) method of theoretical research; 2) contextual analysis; 3) method of describing the linguistic personality on the basis of the generally recognized three-level model of linguistic personality; 4) statistical method. The result of the research is the possibility of using the accumulated material for the further development of the theory of linguistic personality.

Key words and phrases: linguistic personality of child; lexicon; thematic group of vocabulary; toponyms; anthroponyms; foreign-language inclusions.

УДК 811.161.1'27:070:654

Статья посвящена особенностям взаимодействия телеведущего с аудиторией в дискурсе передачи «Наблюдатель» (телеканал «Россия - Культура») в условиях двунаправленной ситуации общения: с собеседниками в студии (уровень межличностной коммуникации) и с телезрителями (метакоммуникативный уровень). Отмечается особая роль журналиста, от мастерства и интенций которого зависит, будет ли сформирован интерес телезрителей к теме передачи и к передаче в целом. В связи с этим подробно рассматриваются авторские речевые структуры, а также невербальные средства, которые использует телеведущий Андрей Максимов для организации метакоммуникации в дискурсе передачи «Наблюдатель».

Ключевые слова и фразы: телевизионный дискурс; массовая коммуникация; метакоммуникация; речевые структуры; невербальные средства коммуникации; телеведущий А. Максимов; передача «Наблюдатель».

Казакова Ирина Николаевна

Ульяновский государственный университет kazakova_irina_87@mail. ги

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОММУНИКАЦИИ В ДИСКУРСЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «НАБЛЮДАТЕЛЬ»

В настоящее время проблема взаимодействия с аудиторией, отношения к ней в средствах массовой коммуникации приобретает особую остроту и актуальность в связи с «демассификацией» СМИ: «растет число источников разнообразной по форме и содержанию информации, адресованной все более узкой целевой аудитории» [3, с. 29]. Однако из-за отсутствия обратной связи аспект взаимоотношения со зрителем зачастую находится на периферии стратегического интереса ведущих телевизионных программ. Не у всех журналистов обнаруживается сформированная установка на контакт с аудиторией, что обусловливает актуальность рассматриваемой проблемы.

Материалом данного исследования послужили выпуски передачи «Наблюдатель» (телеканал «Россия -Культура»), одним из конституирующих признаков которой является двунаправленная коммуникация: с одной стороны, журналист Андрей Максимов ведет беседу с гостями в студии (межличностная коммуникация), а с другой стороны, «выстраивает особую публицистическую драматургию беседы», рассчитанную на восприятие ее телезрителем в условиях массовой коммуникации [6, с. 8-9].

Цель нашего исследования - выявление и описание речевых структур, а также невербальных средств, которые использует телеведущий А. Максимов для организации коммуникации с телезрителями в дискурсе передачи «Наблюдатель».

В. П. Москвин отмечает, что по типу адресата существенным является разграничение личной (интерперсональной) и публичной коммуникации. При этом целесообразно говорить о разных уровнях коммуникации, поскольку «механизм общения в направлении от интерперсонального к публичному усложняется» [8, с. 77].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.