Научная статья на тему 'Анализ кризиса автомобильной отрасли в Российской Федерации'

Анализ кризиса автомобильной отрасли в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
CARS / CRISIS / DECLINE IN DEMAND / STATISTICS / AUTOMOBILE BRANCH / PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Светлана Васильевна, Жуланов Алексей Леонидович

В этой статье приведены статистические данные по количеству продаж автомобилей в России за период с 2013-2015 гг. В 2015 г. автомобильный рынок в стране снизился на 36 % по сравнению с 2014 годом и продажи составили 1,6 млн. автомобилей. В 2016 г. по оценкам экспертов падение ожидается до 1,2 млн. автомобилей, а при отсутствии поддержки государства и до 1 млн. автомобилей за год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ кризиса автомобильной отрасли в Российской Федерации»

УДК 338 Экономические науки

Пономарева Светлана Васильевна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Тел: +7(342) 2-198 -064 e-mail: psvpon@mail.ru

Жуланов Алексей Леонидович,

соискатель кафедры «Микропроцессорные средства автоматизации» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Тел: +7(982) 234-30-42 e-mail: alexeyzhulanov@yandex.ru

АНАЛИЗ КРИЗИСА АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в этой статье приведены статистические данные по количеству продаж автомобилей в России за период с 2013-2015 гг. В 2015 г. автомобильный рынок в стране снизился на 36 % по сравнению с 2014 годом и продажи составили 1,6 млн. автомобилей. В 2016 г. по оценкам экспертов падение ожидается до 1,2 млн. автомобилей, а при отсутствии поддержки государства и до 1 млн. автомобилей за год.

Ключевые слова : автомобили, кризис, падение спроса, статистика, автомобильная отрасль, льготы.

Abstract : This article presents statistical data on the number of sales of cars in Russia in 2013-2015. In 2015, the automobile market in the country fell by 36 % compared to the year 2014 and sales of 1.6 million vehicles. In 2016 it is estimated Experts will fall to 1.2 million vehicles , and in the absence of state support , and up to 1 million cars for a year

Keyword: cars, crisis, decline in demand, statistics, automobile branch, privileges.

Основная часть

Автомобильная отрасль - одна из крупнейших отраслей в России, которая создает порядка 1 миллиона рабочих мест только в дилерских компаниях и около 4,5 миллионов рабочих мест в смежных областях. С каждым годом автомобильная отрасль в России расширялась, открывались новые сборочные заводы, увеличивалось количество иномарок, увеличивались продажи автомобилей.

Актуальность темы связана с падением рынка продаж автомобилей в связи с девальвацией рубля.

Цель исследования изучить автомобильный рынок, выявить причины падения продаж и предложить меры по их увеличению.

В научной полемике активно принимали участие такие ученые и практики как: С.В. Куликова [1], П.А. Деев, А.О. Шабардин [9], исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов, также вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева, вице-президент РОАД Олег Моисеев, директор по развитию «РОЛЬФ» Владимир Мирошников, а так же представитель подразделения Lifan в России Александр Штода.

В своей научной работе П.А. Деев, А.О. Шабардин рассматривали актуальные аспекты автомобильных продаж, основанный на существующих рейтингах и статистических данных [9].

Осенью 2014 года начался экономический кризис, которые повлиял на многие отрасли и в большей степени автомобильную. Факторами, оказывающими негативное влияние на рынок автомобилей, являются следующее:

-снижение курса рубля (как следствие повышение цен на автомобили);

-снижение реальных доходов населения;

-резкое снижение сделок в кредит;

-повышение стоимости владения автомобилем;

-переориентация на сегмент автомобилей с пробегом [2].

В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране по статистике многие люди отказались менять свои автомобили и обслуживаться в дилерских центрах, ища более дешевые места обслуживания авто. Так же многие автолюбители обратили свое внимание на вторичный рынок, а кто-то был вынужден пересесть с привычных автомобилей таких марок как Audi и Mercedes на более дешевые марки (так называемый дауншифтинг). Ключевыми факторами для повышения продаж новых автомобилей могут стать продолжение программы льготного автокредитования, продление программы утилизации, а также совершение лизинговых сделок с физическими лицами.

Продавцы импортных автомобилей вынуждены следовать за валютным курсом. Несмотря на то что производители жертвуют частью маржи, цены на автомобили все равно будут корректироваться на основании спроса и предложения. Местные

производители имеют преимущество перед иностранными производителями, так как могут закупать комплектующие за рубли. Таблица 1 - рост иностранных валют по отношению к рублю в период с 1 января 2014 по 9 декабря 2014 г.

Наименование валюты Стоимость валюты на Стоимость валюты на Процентный рост

01 января 2014 г. 09 декабря 2014 г. валюты

Доллар США руб./$ 32,66 53,31 +63 %

Юань руб./10 ¥ 53,96 86,36 +60%

Южнокорейская Вона руб ./1000 вон 30,93 47,65 +54%

Евро 1руб./1евро 45,05 65,42 +45%

Японская иена 1 31,12 43,92 +41%

руб ./100 иен

Из таблицы 1 следует, что европейская валюта подорожала на 45 %, однако многие европейские производители успели построить свои заводы на территории Российской Федерации. Лидирует в этом списке французский концерн Renualt, который собирает на территории России 8 из 13 продаваемых автомобилей. Гораздо хуже дела обстоят у немецких производителей Volkswagen и Opel, которые вынуждены поднять цены на свои автомобили на 5 и 14 % соответственно. Так же компания Volvo подняла цены на свои автомобили на 5 %, в Audi анонсировали рост цен на 9 %.

Японцам попроще на фоне роста евро и доллара, так как на японские марки приходится 20 % российского рынка и рост иены вышел меньше, чем других валют. Марка Toyota на конец 2014 года не поднимала свои цены. Nissan поднял цены на свои автомобили всего на 2 %. Это связано с высокой локализацией запчастей и наличию завода в городе Санкт-Петербург, на котором собираются автомобили. Mazda повысила цены на 1-9 %, а компания Honda на 9 %.

На корейские компании Kia и Hyundai приходится 15,3 % продаж на российском рынке. Компания Kia подняла цены на 1 %, так как автомобили имеют высокий уровень локализации. Марка Hyundai повысила свои цены на 5-10 %, а SsangYong вынужден поднять цены на 20-30%.

Доллар показал самый впечатляющий рост по отношению к рублю 63 %. Американские компании занимают 9 % российского рынка. Компания Chevrolet собирает 9 из 15 автомобилей в России и в связи с этим рост цен составил 10-20 %. Завод Ford существует в России с 2002 года, однако уровень локализации марки составляет 37 % в связи с этим цены поднялись на 5 %. У Jeep нет российского производства и с 1 декабря цены повысились на 5 %. Уровень локализации Cadillac составляет всего лишь 15 % и поэтому цены вынуждены подняться на 10%.

Китайские марки занимают всего лишь 3 % российского рынка. Самая известная марка Lifan на конец 2014 года не планирует поднимать цен. Однако другие не менее известные автопроизводители Geely,Great Wall и Haima планируют поднять цену на 30-40 % [3]. В связи с ростом цен, спрос на автомобили снизился, данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика продаж новых автомобилей за 2014 и 2013 год [8]

Место Марка 2014 год 2013 год Разница

1 Lada 387307 456309 -15,1%

2 Kia 195691 198018 -1,2%

3 Renualt 194531 210099 -7,

4 Hyundai 179631 181153 -0,8

5 Nissan 162010 146319 +10,7

Из данных представленных в таблице 2 следует, что Lada является лидером продаж в России, несмотря на то, что количество проданных авто сократилось на 15,1 %. Всего за 2014 год было продано 2491404 автомобилей, а в 2013 2777547 автомобилей, то есть рынок продаж сократился на 10,3 %.

Подорожание автомобилей в 2015 году продолжилось, в связи с чем продажи автомобилей упали еще сильнее по сравнению с 2014 годом.

В марте любителей продукции компании «АвтоВАЗ» ждало новое огорчение, когда стоимость этих автомобилей увеличилась на 10-45 тысяч рублей. Правда, повышение расценок коснулось только машин, выпущенных в 2015 году. Больше всех подорожала модель LADA Largus.

Если в январе ее можно было приобрести за 412 000 рублей, то уже в марте 2015 года дешевле, чем за 457 000 рублей новый автомобиль Largus найти было уже нельзя. Расценки на более дешевую LADA Priora выросли на 15 тысяч рублей.

Конечно, рост цен на авто концерна ВАЗ самый показательный, среди машин российских производителей, но и на продукцию других отечественных автопроизводителей они также значительно поднялись. Так, на машины предприятия УАЗ цены в 2015 году поднимались три раза. В общем, с начала года рост расценок на модельный ряд Hunter составил 8,1 %, Patriot - 7,7 %, а Pickup - на целых 14,1 %. В среднем подорожание российских автомобилей составило 13 %.

Рассмотрим аспект подорожания иномарок в Российской Федерации. Насколько бы ни огорчило потребителей подорожание продукции отечественного автопрома, но новости относительно расценок на автотранспорт иностранного производства в 2015 году

были куда плачевнее. Выясним, сколько прибавили в стоимости иномарки. Еще в начале 2015 года произошло существенное подорожание иностранных машин. Это можно видеть на примере стоимости продукции следующих производителей автомобилей:

-Renault поднял цены на 3-5 %;

-Nissan - до 15 %;

-BMW - до 18 %;

-Toyota - до 20 %;

-Volvo - до 24 %.

Цифрой материал представлен без учета значительного подорожания иномарок в 2014 году. Кроме того, уже на протяжении 2015 года отдельные автопроизводители еще несколько раз поднимали стоимость своей продукции. Нужно заметить, что наибольшее подорожание произошло у марок, которые полностью собираются за рубежом.

Тех же машин иностранных брендов, которые собираются в России, рост цен коснулся чуть слабее, так как последние в меньшей степени зависят от курса доллара. В среднем авто иностранного производства с начала 2015 года подорожали на 21 % [5].

Таблица 3 - Сравнительная характеристика продаж новых автомобилей за 2015 и 2014 год [7]

Место Марка 2015 год 2014 год Разница

1 Lada 269096 387307 -31

2 Kia 163500 195691 -16

3 Hyundai 161201 179631 -10

4 Renualt 120411 194531 -38

5 Toyota 98149 161954 -39

1601216 2491404 -35,7

Из данных таблицы 3 следует, что продажи в 2015 г. снизились на 35,7 % и составили 1601216 автомобиля, 9 мелких компаний покинули российский рынок. Так же ушли из России такие крупные компании как General Motors, которые включали в себя такие марки как Opel и Chevrolet. 2015 год для автомобильной отрасли был очень неудачный, многие концерны были вынуждены перейти с 3 рабочих смен на 2, а

некоторые и вообще приостанавливали свои производства.

Таблица 4 - Сравнительная характе ристика продаж поддержанных автомобилей за 2014-2015 гг.

Место Марка 2015 тыс./год 2014 тыс./год Разница

1 Lada 1500 1891 -20,7

2 Toyota 535 700 -23,6

3 Nissan 248 314 -21

4 Chevrolet 197 245 -19,5

5 Ford 186 229 -18,8

Опираясь на данные представленные в таблице 4 можно сделать вывод, что автомобилисты стали реже менять свои автомобили в связи с большой стоимостью нового авто и предпочитают передвигаться на старом автомобиле.

Рассмотрим прогноз развития автомобильной отрасли на 2016 год. Удорожание на 20-25 % предсказывают эксперты аналитического агентства "Автостат". При этом речь идет не о конкретных марках или моделях, а о рынке в целом. Специалисты отмечают, что одной из причин повышения цен станет переход Российского автомобильного сектора на весьма требовательный экологический стандарт Евро-5. Второй причиной, разумеется, станет нестабильный курс рубля.

Аналитики объясняют, что в такой ситуации у производителей просто нет иного выхода, чтобы отбить затраты. При этом повышение цен будет проходить постепенно: например, компания Volvo уже предупредила о росте в 3-5 % с 1 января 2016 года, аналогичные планы - у Jaguar Land Rover и Rolls-Royce.

Один из дилеров Lada рассказал "Коммерсанту", что отечественный автопроизводитель планирует поднять цены на 3 % (для автомобиля ценой 500 000 руб. подорожание составит 15 000 руб.). Исключение будет сделано для новейшего седана Vesta, цены на который были объявлены в конце ноября.

Для сравнения, за 2015 год цены на новые автомобили в России выросли в среднем на 20 %. Согласно опубликованной на днях статистике Ассоциации европейского бизнеса, в ноябре российский рынок новых автомобилей рухнул сразу на 42,7 % по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года - это рекордно низкое падение в этом году. Более того, ноябрьская статистика оказалась ощутимо хуже октябрьской и сентябрьской, когда было зафиксировано падение в 38,5 % и 28,6 % соответственно [6].

Заключение. Для снижения падения автомобильного рынка планируются следующие меры:

- программа поддержки экспорта;

- льготное кредитование.

Также для поддержания автомобильной отрасли необходимо ввести возможность взятия автомобиля в лизинг для физических лиц, а также продлить программу утилизации

Библиографический список

1. Куликова С.В. Повышение эффективности управления дилера грузовых автомобилей за счет совершенствования методов исследования внешней среды // диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук, М.: 2009. - 160 с.

2. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://www.autostat.ru/news/20464/ (дата обращения: 22.02.2016 г.).

3. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://www.rbc.ru/newspaper/2014/12/09/56bd59029a7947299f72c5c7 (дата обращения 21.02.2016 г.).

4. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2015/12/03/619422-2016-gospodderzhku-avtoproma (дата обращения: 21.02.2016 г.).

5. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://finhow.ru/events/economics/naskolko-podorozhali-avtomobili-v-2015-godu-i-prognoz-na-2016/ (дата обращения: 23.02.2016 г.).

6. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://auto.vesti.ru/news/show/news id/657153/ (дата обращения: 24.02.2016 г.)

7. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://serega.icnet.ru/CarSaleAuto 2015 Russia.html (дата обращения: 23.02.2016 г.).

8. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://serega.icnet.ru/CarSaleAuto 2014 Russia.html (дата обращения: 23.02.2016 г.).

9. Пономарева С.В., Деев П.А., Шабардин А.О. Алгоритм автомобильных продаж, основанный на существующих рейтингах и статистических данных // Контентус [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «Контентус» — Эл № ФС77-44282. — Режим доступа: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2016/01/Ponomareva Deev Shabardin.pdf - Загл. с экрана. (дата обращения: 01.03.2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.