Научная статья на тему 'Анализ кредиторской задолженности организаций'

Анализ кредиторской задолженности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7509
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачева Надежда Алексеевна, Соломатина Наталия Сергеевна

В статье представлена и описана методика анализа кредиторской задолженности коммерческой организации. На основе статистических данных проведен анализ кредиторской задолженности предприятий РФ, в том числе предприятий Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ кредиторской задолженности организаций»

экологические аспекты, сборник научных трудов З-й Международной научно-практической конференции. 2GlB. С. 130-136.

2B. Региональный маркетинг: принципы и основные понятия/ Блехцин И.Я., Голив -цова Н.Н.// Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2GG6. № l. С. 5З.

29. Основы профессиональной деятельности/ Голивцова Н.Н.// Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров. Санкт-Петербург, 2Gl5.

30. Менеджмент/ Голивцова Н.Н., Юдин А.П.// Санкт-Петербург, 2Gl7.

31. Гражданское участие в обеспечении устойчивого развития моногорода/ Голивцо -ва Н.Н.// Путеводитель предпринимателя. 2G1B. № 37. С. 3B-45.

Goliusova Natalia Nikolaevna, candidate of Economics, associate Professor St. Petersburg state University of industrial technologies and design, St. Petersburg, Russia (e-mail: golivzova@rambler.ru)

COWORKING CENTER: BASIC ASPECTS BUSINESS MANAGEMENT Abstract. This article discusses the main aspects of the management of the carpet king. The analysis of advantages and disadvantages, popularity in professional communities, target audience, comparison of carpet king with similar forms of business: Technopark, business incubator, freelance, outsourcing. The proposed model of effective management of the development of the coworking center.

Keywords: coworking, startup, management, office business, target audience, business model, coworking center.

УДК 657.631.6

АНАЛИЗ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ Грачева Надежда Алексеевна, к.э.н., доцент

(e-mail: n-a-gracheva@mail.ru) Соломатина Наталия Сергеевна, бакалавр (e-mail: nsolomatina1991@mail.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье представлена и описана методика анализа кредиторской задолженности коммерческой организации. На основе статистических данных проведен анализ кредиторской задолженности предприятий РФ, в том числе предприятий Курской области.

Ключевые слова: задолженность, кредиторская задолженность, платежеспособность, финансовое состояние

Составной частью оценки финансового состояния организации является анализ кредиторской задолженности. Своевременное погашение кредиторской задолженности и ее оптимальная величина по отношению к дебиторской задолженности во многом определяют устойчивость финансового положения организации. Значительный и неконтролируемый рост кредиторской задолженности приводит к утрате контроля над величиной текущих обязательств и в отдельных случаях - к банкротству организации. Поэтому проблеме анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженно-

стью во всех организациях уделяется повышенное внимание, ведь от этого зависит финансовое благополучие и конкурентоспособность компании, а также достижение целей развития.

Наличие кредиторской задолженности является нормальным состоянием для большинства предприятий различных видов деятельности, при этом грамотное управление ею определяет платежеспособность и финансовую устойчивость организации.

Методика анализа кредиторской задолженности организации включает:

1. Определение доли кредиторской задолженности в краткосрочных обязательствах и пассиве баланса, оценка этой доли.

2. Анализ динамики кредиторской задолженности (рассчитываются и оцениваются темпы роста или прироста в целом по кредиторской задолженности и по отдельным ее видам). У нормально работающего предприятия темпы роста кредиторской задолженности близки к темпам роста дебиторской задолженности.

Причины роста кредиторской задолженности организации: рост объемов производства; рост просроченной дебиторской задолженности из-за ухудшения финансового состояния покупателей; создание сверхнормативных запасов сырья, материалов, комплектующих; невозможность получения банковских кредитов из-за высоких процентов или неплатежеспособности организации; затоваривание готовой продукцией из-за снижения спроса на нее и т.д.

3. Анализ структуры кредиторской задолженности - это определение доли каждого вида задолженности в общем ее объеме. Необходимо оценить, как изменилась эта структура к концу отчетного периода по сравнению с началом периода.

4. Анализ состояния (качества) кредиторской задолженности, который имеет два аспекта:

а) определение доли просроченной кредиторской задолженности в общем ее объеме, в том числе задолженности со сроком свыше 3-х месяцев;

б) анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Для этого выделяют кредиторскую задолженность со следующими сроками: до 1 месяца, от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 12 месяцев, свыше 12 месяцев. Определяют и оценивают долю каждой группы в общем объеме кредиторской задолженности.

5. Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности (определение периода погашения кредиторской задолженности, в днях)

ттч /- Т/-Г-, Ср.величина КЗ*360 /1Ч

Д1обор. КЗ = -------(1)

Производственная себестоимость.

Длительность 1 оборота кредиторской задолженности показывает, сколько в среднем дней проходит с момента возникновения кредиторской задолженности до ее погашения.

Следует отметить, что рост просроченной кредиторской задолженности и увеличение периода ее погашения отрицательно сказывается на финансовых результатах: во-первых, несвоевременное погашение обязательств перед поставщиками приводит к уплате штрафов за нарушение условий договора и означает увеличение прочих расходов организации; во-вторых, несвоевременная уплата налогов и отчислений во внебюджетные фонды приводит к уплате пеней, штрафов из чистой прибыли.

6. В ходе анализа кредиторской задолженности также рассчитывается коэффициент текущей задолженности (отношение дебиторской задолженности к кредиторской задолженности):

Ктек.зад = ДЗ / КЗ < 1

(2)

Как известно, дебиторская задолженность - это средства, временно отвлеченные из оборота организации (они находятся в чужом хозяйственном обороте), а кредиторская задолженность - это средства, временно привлеченные в оборот организации. Для обеспечения непрерывности хозяйственной деятельности организации лучше, когда привлеченных средств больше, чем отвлеченных. Однако, если кредиторская задолженность существенно больше дебиторской задолженности, то это может привести к потере контроля над ростом текущих обязательств и в перспективе - к банкротству.

В ходе сопоставительного анализа рассчитывают и сравнивают средние величины дебиторской и кредиторской задолженности, темпы их роста, периоды погашения. Наибольшую долю в дебиторской задолженности занимают покупатели и заказчики, а в кредиторской задолженности -поставщики и подрядчики. Поэтому необходим сопоставительный анализ этих двух задолженностей.

Таблица 1 - Динамика кредиторской задолженности России, млрд.руб.[2]

Год Кредиторская задолженность Из нее просро- че-нная И з общего объема кредиторской задолженности

Задол-жен-ность перед поставщиками Из нее: просро-че-нная Задол- же-нность по платежам в бюджет Из нее: просро-че-нная Задолженность во внебюд-жет-ные фонды Из нее просро- че-нная

201 3 27532 1470 14974 1157 1458 60 225 40

201 4 33174 1881 16745 1451 1798 64 271 44

201 5 38925 2429 18045 1621 1762 68 333 51

201 6 42280 2656 19857 1969 2076 63 345 55

201 7 44481 2616 20654 1961 2182 63 345 51

В условиях инфляции рост просроченной дебиторской задолженности -это негативная для предприятия тенденция, так как денежные средства обесцениваются, и, наоборот, выгоден рост кредиторской задолженности.

Рассмотрим динамику кредиторской задолженности организаций РФ по данным таблицы 1.

Из таблицы 1 видно, что в составе кредиторской задолженности выделена задолженность перед поставщиками, по платежам в бюджет и внебюджетными фондами. Общая сумма кредиторской задолженности увеличивается на протяжении 2013-2017гг. с 27532 до 44481 млрд.руб. или в 1,61 раза. Причем рост наблюдается по всем ее составляющим. Данные таблицы 1 показывают, что наибольшая часть задолженности приходится на расчеты с поставщиками. В составе общей кредиторской задолженности, расчеты с поставщиками занимали в 2013 году - 54,39%, в 2014 году - 50,48%, в 2015 году - 46,36%, в 2016 году - 46,97%, в 2017 году - 46,43%, а остальное приходится на задолженность перед бюджетом по налогам, внебюджетными фондами и др.

В составе кредиторской задолженности на просроченную задолженность приходится: в 2013 году - 5,34%, в 2014 году - 5,67%, в 2015 году - 6,24%, в 2016 году - 6,28%, в 2017 году - 5,88%. Наибольшая просроченная задолженность отмечена в 2015-2017гг. Значительный размер просроченной кредиторской задолженности и ее рост в динамике свидетельствуют об ухудшении финансового состояния коммерческих организаций. В абсолютном выражении просроченная кредиторская задолженность в 2013 году составляла 1470 млрд. руб., а в 2017 году - 2616 млрд. руб., т.е. можно сказать, что показатель за анализируемый период вырос почти в 2 раза (1,78 раза). Необходимо отметить, что темп прироста кредиторской задолженности за весь анализируемый период (2013-2017 гг.) составил 61,6%, тогда как просроченная кредиторская задолженность увеличилась на 78%, т.е. росла более высокими темпами, что является отрицательным фактором, поскольку свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятий.

В таблице 2 представлена информация о темпах роста кредиторской задолженности.

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что в 2013-2016 гг. просроченная задолженность росла более высокими темпами по сравнению с темпами роста всей кредиторской задолженности. Исключением является 2017 год, когда вся кредиторская задолженность увеличилась на 5,2%, а просроченная кредиторская задолженность уменьшилась на 1,5%. Аналогичные тенденции в том же году произошли и с задолженностью перед поставщиками, когда она увеличилась на 4%, а просроченная задолженность, напротив, уменьшилась на 0,4%. Просроченная задолженность по платежам в бюджет в 2017 году сократилась на 0,3%., а во внебюджетные фонды снизилась на 7,1%.

Таблица 2 - Темпы роста кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства РФ (на конец года, в %)

Год Кредиторская задолженность Из нее про-сроче-нная Из общего объема кредиторской задолженности

Задолженность перед поставщика-ми Из нее: просроченная Задол- же-нность по платежам в бюджет Из нее: про-сроче-нная Задолженность во вне-бюджетные фонды Из нее про-сроче-нная

2013 116,5 123,7 119,5 127,0 111,1 84,6 112,6 103,7

2014 120,5 128,0 112,0 125,4 123,3 107,5 120,2 110,4

2015 117,3 129,1 107,8 111,7 98,0 105,5 122,8 114,2

2016 108,6 109,4 110,0 121,4 117,8 93,6 103,8 107,5

2017 105,2 98,5 104,0 99,6 105,0 99,7 99,7 92,9

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности (коэффициент текущей задолженности) показывает сколько дебиторской задолженности приходится на каждый рубль кредиторской задолженности.

Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и в дальнейшем приведет к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банка и займов для поддержки текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому менеджменту компаний необходимо выстраивать политику по управлению дебиторской задолженностью, что позволит своевременно погашать кредиторскую задолженность.

Зачастую у организаций эти две задолженности разбалансированы. Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия.

Если темпы роста дебиторской задолженности сопоставимы с темпами роста кредиторской задолженности, а коэффициент текущей задолженности близок к 1, это благоприятная ситуация.

На рисунке 1 представлена соотношение дебиторской и кредиторской задолженности организаций Российской Федерации.

Наличие значительного размера дебиторской задолженности, и ее постоянный рост в условиях преодоления последствий финансового кризиса создают серьезные проблемы и угрозы деятельности предприятий. По данным рисунка 1 сделан вывод о превышении кредиторской задолженности над дебиторской. В 2013 году превышение составило 1268 млрд. руб., а 2017 году 4223 млрд. руб. Наибольшее превышение наблюдалось в 2016 году - 5227 млрд.руб., что составило 14%. В целом отметим, что отклонение кредиторской задолженности от дебиторской не является критичным и расценивается как вполне приемлемое.

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

дебиторская задолженность ■ кредиторская задолженность

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 1 - Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности в России, млрд.руб.

На рисунке 2 представлено соотношение дебиторской и кредиторской задолженности Курской области.

Данные рисунка 2 свидетельствуют о том, что в Курской области, в отличие от тенденций российской экономики в целом, отмечается превышение дебиторской задолженности над кредиторской на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2014 года. В 2013 году превышение составило 5462 млн.руб., а 2017 году - 15325 млн.руб. Наибольшее превышение наблюдалось в 2017 году и составило 17,7 %.

120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

дебиторская задолженность ■ кредиторская задолженность

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 2 - Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности организаций Курской области, млн.руб.

Таким образом, истоком нынешнего кризиса выступают внутренние экономические факторы и явления, а сложная внешнеэкономическая обстановка, в частности, введение экономических санкций, эти проблемы лишь усугубляет. Вместе с тем основными причинами, с нашей точки зрения, являются несостоятельность существующей модели хозяйствования большинства организаций реального сектора экономики, неспособность генерировать приток денежных средств в требуемом объеме из-за недостаточной конкурентоспособности производимой продукции, проблемы в управлении денежными потоками, отсутствие бюджетирования, низкая квалификация финансовых менеджеров и др.

Для оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности и совершенствованию организации расчетов с контрагентами организациям можно предложить следующие методы по управлению задолженностями:

- контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемость;

- проводить инвентаризацию задолженностей и составлять акты сверок между организациями;

- проводить взаимозачеты и предоставлять коммерческие кредиты;

- создавать резервы по сомнительным долгам;

- разрабатывать модели договоров с гибкими условиями оплаты;

- поощрять предоставлением скидок контрагентов.

Применение вышеизложенных рекомендаций по совершенствованию внутреннего контроля расчетов контрагентов будет способствовать укреплению расчетно-платежной дисциплины и снижению риска неплатеже способности организаций.

Список литературы

1. Экономический анализ и аудит деятельности коммерческих организаций [Текст] : учебное пособие / В.В. Алексеева, Е.А. Бессонова, Н.А. Грачева и др.; под общ. ред. Е.А. Бессоновой. - Курск, 2015. - 311 с.

2. www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

3. www.kurskstat.gks.ru - официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области

4. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. - 4-у изд., перераб. и доп.. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. - 528с.

5. Ендовицкий, Д. А. Финансовый анализ [Текст]: учебник / Д. А. Ендовицкий, Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. — 3-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2016. — 300 с.

6. Емелин, В. Н. Управление кредиторской задолженностью организации [Текст] / В. Н. Емелин // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 65-67.

6. Казакова, Н.В. Финансовый анализ [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.В. Казакова - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 470с.

8. Мильгунова, И.В. Учетно-аналитическая система кредиторской задолженности [Текст] / И.В. Мильгунова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. №1. С. 208-213.

Gracheva Nadezhda Alekseevna, cand.econom.sci., associate professor

(e-mail: n-a-gracheva@mail.ru)

Southwest state university, Kursk, Russia

Solomatina Natalia Sergeevna, bachelor of economics (e-mail: nsolomatina1991@mail.ru) Southwest state university, Kursk, Russia ANALYSIS OF ACCOUNTS PAYABLE ORGANIZATIONS

Abstract. The article presents and describes the method of analysis of accounts payable of a commercial organization. On the basis of statistical data, the analysis of accounts payable of enterprises of the Russian Federation, including enterprises of Kursk region. Keywords: debt, accounts payable, solvency, financial condition

УДК 004.51

АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ CRM-СИСТЕМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КЛИЕНТАМИ И ПЕРСОНАЛОМ Деулина Светлана Александровна, студент (e-mail: Deulinasa@gmail.com) Ромашова Ирина Алексеевна, студент (e-mail: romashova.ira@mail.ru) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент

(e-mail: sineva-nl@rambler.ru) Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: Elenay2@yandex.ru)

В данной статье рассмотрено использование CRM-систем для управления клиентами и персоналом. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня прикладные технологии играют ведущую роль в управлении взаимоотношениями с клиентами. CRM-системы повышают уровень престижности фирмы. Выявлены процессы, которые можно автоматизировать с помощью CRM, а также рассмотрены основные задачи и функционал этой системы: сохранность операций с клиентами, защита клиентской базы от увода, настройка системных событий по клиенту, повышение качества работы, сбор контактов по заказчику в одном месте, а также разграничение прав. Авторами определена точка опоры при выборе платформы для своей фирмы. Определена классификация CRM-систем по двум направлениям: на основе общей технологии системы (Saas и Standalone) и по уровню обработки информации о заказчиках (аналитическая, коллаборативная и операционная). Приведен рейтинг лучших CRM-систем 2017 года. На базе представленной шкалы была выявлена наиболее оптимальная платформа CRM. Анализ различных систем и функций, по которым была проведена оценка, позволил определить наиболее важные из них: интеграция с 1С, IP-телефонией и сайтом, качество поддержки воронки продаж, уровень автоматизации бизнес-процессов, сложность управления использования системы и ее стоимость. Полученная информация о платформе CRM, представление о ее ведущей роли в формировании и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.