Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕФЕКТОВ ЭЛЕКТРОННО-КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ НА СТАДИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ "ПРОИЗВОДСТВО" И "ЭКСПЛУАТАЦИЯ"'

АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕФЕКТОВ ЭЛЕКТРОННО-КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ НА СТАДИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ "ПРОИЗВОДСТВО" И "ЭКСПЛУАТАЦИЯ" Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФЕКТНОСТЬ ЭКБ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / РЕКЛАМАЦИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Остапенко Сергей Николаевич, Рынкова Ольга Геннадьевна

Регрессионный анализ и сопоставление корреляций на различных стадиях выявления дефектов позволяет локализовать области для анализа и повышения эффективности мероприятий по устранению дефектов ЭКБ на ранних стадиях ЖЦ. Анализ проводился с использованием статистических методов (гистограммы, диаграммы Парето, диаграммы рассеивания, стратификация, причинно-следственные диаграммы Исикавы) и математического аппарата теории вероятности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Остапенко Сергей Николаевич, Рынкова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CORRELATION DEPENDENCE OF DEFECTS OF THE ELECTRONIC COMPONENT BASE AT THE STAGE OF THE LIFE CYCLE "PRODUCTION" AND "OPERATION"

Regression analysis and correlation comparison at various stages of defect detection allows localizing areas for analyzing and improving the effectiveness of measures to eliminate defects in the electronic component base at the early stages of the life cycle. The analysis was carried out using statistical methods (histograms, Pareto diagrams, scattering diagrams, stratification, Ishikawa causal diagrams) and the mathematical apparatus of probability theory.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕФЕКТОВ ЭЛЕКТРОННО-КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ НА СТАДИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ "ПРОИЗВОДСТВО" И "ЭКСПЛУАТАЦИЯ"»

УДК 658.562

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-8-14-17

АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕФЕКТОВ ЭЛЕКТРОННО-КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ НА СТАДИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ «ПРОИЗВОДСТВО» И «ЭКСПЛУАТАЦИЯ»

С.Н. Остапенко, О.Г. Рынкова

Регрессионный анализ и сопоставление корреляций на различных стадиях выявления дефектов позволяет локализовать области для анализа и повышения эффективности мероприятий по устранению дефектов ЭКБ на ранних стадиях ЖЦ. Анализ проводился с использованием статистических методов (гистограммы, диаграммы Парето, диаграммы рассеивания, стратификация, причинно-следственные диаграммы Исикавы) и математического аппарата теории вероятности.

Ключевые слова: дефектность ЭКБ, статистические методы управления качеством, жизненный цикл, рекламация, корреляция.

Правильно построенная и организованная структура, отвечающая за рекламации, обеспечивает возможность отслеживать деятельность предприятия в целом по отчетам по принятым рекламациям и решать задачи управления качеством продукции на основе полученных данных.

Внедрение методики анализа рекламационной работы по отдельным категориям и сопоставление результатов со статистикой выявления дефектов на производстве и эксплуатации, позволяет локализовать область для разработки мероприятий по улучшению качества ЭКБ на этапе ЖЦ «производство».

Анализ рекламационной работы необходимо начинать со сбора информации, согласно чек листу, и представления ее в виде отдельных массивов данных по следующим категориям: потребитель и количество претензий за год, тип изделия с количеством претензий за год их разбивка по результатам и стадиям выявления рекламации, двумерную матрицу с локализацией основных дефектных изделий, тип изделия, количество признанных изделий и причина его признания.

Анализ категории потребителей и количества претензий за год (рис.1) позволяет выделить предприятия ОПК для дальнейшего поиска корреляции соотношения числа купленных изделий к числу претензий. На основе этих данных определяется корректность проведенных рекламационных работ, в случае хорошей корреляции, проводится дальнейший глубокий анализ выделенного блока предприятий по методу Парето.

Дифференцированный анализ каждого типа изделия с количеством претензий за год и их разбивкой по результатам и стадиям выявления рекламаций позволяет определить изделия вносящие наибольшие затраты на качество (рис. 2).

Диаграмма Парето по потребителям с 2016-2020 гт У =285 шт претензии с 2016-2020 гт

I-

1

■ 1

1 1 iil.il-.......

Рис. 2. Трехуровневая диаграмма по типам изделий и количеству претензий (красный цвет претензии - признанные, желтый цвет - соответствует ТУ, синий цвет - отказ из-за некорректной эксплуатации)

Для выявления наиболее дефектных изделий и предприятий с большим количеством претензий наиболее эффективным и наглядным инструментом является двумерная матрица по предприятиям, типу изделий и количеству претензий.

Основным принципом является выявление корреляции между основными дефектами на производстве с дефектными приборами (рис.3), выявляемыми на различных этапах появление претензий у потребителя (входной контроль, производство, эксплуатация). Определение данной корреляции позволяет правильно распределить затраты на разработку мероприятий по улучшению качества ЭКБ на этапе ЖЦ «производство».

у=Ц$1ЯК+сци4Е

а.1 сиз из

Доля гэфекткч; ндделин на жхжапцзк у жпреагезц, %

0.4;

Рис. 3. Корреляционная зависимость дефектов на стадии производства и выявленных дефектов на стадии эксплуатации

Расчет коэффициента корреляции для определения связи дефектов на стадии эксплуатация у потребителя и стадии производство у производителя, проводился по базовому уравнению регрессии с долевым представлением числа дефектных изделий у потребителя и производителя.

(1)

где выборочные средние по доле дефектов на стадии эксплуатация у потребителя (х) и стадии производство у производителя (у) и их произведения (х ■ у), а среднеквадратические отклонения данных величин обозначены 5(х) и 5(у).

Для данной зависимости коэффициент корреляции R2=0,86, что говорит о прямой связи между основными дефектами, выявляемыми на производстве у производителя и дефектными изделиями на эксплуатации у потребителя. Таким образом внедрение мероприятий именно по данному виду дефектов позволит сократить не только дефекты на производстве но и сократить затраты на выявление и устранение дефектов на стадии эксплуатация у потребителя.

% 1

D.E

0.3 □

3D

2D 15

' :d

5 □

7"

iilal

й I

Mil.........

ш- "I 1 с ? В Р й 8 f

i I I Й I |

П R §

% 1

оя О/

о-г о

1

II

а

1

ОБ О*

ог а

Рис. 4. Диаграммы распределения количества претензий по типам изделий для различных этапов выявления у потребителя: А - входной контроль; В - эксплуатация;

С - производство

Анализ распределения претензий по этапам дает возможность определить слабые зоны контроля у потребителя и переместить ресурсы на более ранний этап контроля с меньшими затратами (рис.4).

Таким образом, в рамках методики на основе регрессионного анализа и сопоставления корреляций на различных стадиях выявления дефектов локализуются области для анализа и повышения эффективности мероприятий. Применение диагностирования дефектов на этапе жизненного цикла «эксплуатация» через дефекты на «производстве» позволило на примере АО «НПП «Завод Искра» сократить количество анализируемых предприятий на 60 % без потери точности выявления дефектов на стадии ЖЦ «производство».

Список литературы

1. Ковалев М.И. Анализ статистических данных с помощью диаграммы Парето // Информационные и управляющие системы в пищевой и химической промышленности: материалы междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2009. С. 92 - 96.

2. Школина Т.В., Изотикова Е.Ю. Оценка и улучшение качества процессов рекламационной деятельности // Вестник Брянского государственного технического университета № 1(54), 2017. С. 254-260.

3. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: ГИЗФМЛ, 1962. 562 с.

Остапенко Сергей Николаевич, д-р техн. наук, профессор, olya-rynkova@mail. ru, Россия, Москва, Концерн ВКО «Алмаз-Антей»,

Рынкова Ольга Геннадьевна, главный технолог, Россия, Ульяновск, АО «НПП «Завод

Искра»

ANALYSIS OF CORRELATION DEPENDENCE OF DEFECTS OF THE ELECTRONIC COMPONENT BASE AT THE STAGE OF THE LIFE CYCLE «PRODUCTION»

AND «OPERATION»

S.N. Ostapenko, O.G. Rynkova 16

Regression analysis and correlation comparison at various stages of defect detection allows localizing areas for analyzing and improving the effectiveness of measures to eliminate defects in the electronic component base at the early stages of the life cycle. The analysis was carried out using statistical methods (histograms, Pareto diagrams, scattering diagrams, stratification, Ishikawa causal diagrams) and the mathematical apparatus of probability theory.

Key words: defect of electronic component base, statistical methods of quality management, life cycle, complaint, correlation.

Ostapenko Sergey Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, olya-ryn-kova@,mail.ru, Russia, Moscow, «Almaz - Antey» Air and Space Defence Corporation»,

Rynkova Olga Gennadievna, chief technologist, Russia, Ulyanovsk, JSC «NPP «Iskra

Plant»

УДК 336.581

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-8-17-23

НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В.П. Димитров, И.Н. Нурутдинова, О.И. Фомочкина

Предложен лингвистический подход к оценке привлекательности торговых предприятий для потребителей с использованием нечеткой логики. В современных условиях высокой конкуренции возрастает актуальность задачи обеспечения большого потока потребителей, выбирающих данную торговую сеть. В настоящей статье разработаны критерии, определяющие оценку привлекательности торговых предприятий для потребителей, введены лингвистические переменные, определены базовые и расширенные терм-множества. На основе экспертной информации построены функции принадлежности, вычислены показатели согласованности, создана база продукционных правил. Проведено исследование трех торговых предприятий, проведена статистическая обработка результатов анкетирования и получены значения критериев. Нечеткий логический вывод оценки привлекательности выполнен в пакете Fuzzy Logic Toolbox в среде Matlab, проанализированы результаты и сформулированы рекомендации для повышения привлекательности объектов исследования.

Ключевые слова: лингвистическая переменная, функция принадлежности, нечеткий логический вывод.

Актуальность задачи обеспечения привлекательности для потребителя в сфере обслуживания в современных условиях все большей конкуренции непрерывно возрастает. Данная тенденция обусловлена появлением новых видов услуг, увеличением количества игроков на рынке, эпидемиологической и экономической ситуацией в мире. Условия рыночной системы таковы, что предприятиям необходимо обеспечить потребителя не только качественной продукцией, но и соответствующим уровнем сервиса. Успешность торговых предприятий определяется прибылью, количеством продаж и другими подобными характеристиками, которые прямо зависят от интенсивности потока потребителей. В свою очередь поток потребителей определяется привлекательностью данного объекта торговли. В настоящей работе введено понятие привлекательности торгового предприятия, выделены влияющие на неё факторы, среди которых важное место занимает качество обслуживания [1,2]. Также существенную роль играют и такие факторы, как расположение, транспортная доступность, наличие систем скидок и бонусных программ и т.п., их можно рассматривать как качество обслуживания в широком смысле. В настоящей статье систематизированы факторы, влияющие на степень удовлетворенности потребителя качеством обслуживания, понимаемым в широком смысле, куда включены все упомянутые выше сопутствующие характеристики. Для описания этих характеристик использован лингвистический подход, который целесообразно использовать в подобных задачах [3]. Вопросы оценки удовлетворенности уровнем сервиса не являются тривиальными. В [4] вводится понятие «воспринятое качество», для описания которого используется два параметра - качество выхода (то, что получает потребитель), и качество процесса взаимодействия (то, как получает). Модель качества сервиса [5], которой на сегодняшний день пользуется большое количество как отечественных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.