Научная статья на тему 'Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов'

Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / TAX PAYMENTS / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TAX POTENTIAL / РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА (РНС) / REPRESENTATIVE TAX SYSTEM (RTS) / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВРП) / GROSS REGIONAL PRODUCT (GRP) / НАЛОГООБЛАГАЕМЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА / TAXABLE RESOURCES OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пелевин Игорь Юрьевич

Статья посвящается анализу методов оценки и формированию налогового потенциала регионов. Оценка налогового потенциала позволяет обеспечить рост налоговых поступлений в бюджетную систему. Также, в статье предлагается понятие валового регионального продукта (ВРП) и репрезентативной налоговой системы (РНС), данные показатели позволяют правильно оценить налоговый потенциал региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пелевин Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONCEPTUAL APPROACHES AND METHODS OF REGION’S TAX POTENTIAL EVALUATION

The article is devoted to the analysis of evaluation methods and formation of tax potential of the regions. Evaluation of tax potential allows to achieve the growth of tax revenue in budget system. Also in the article offered the definition of gross regional product (GRP) and representative tax system, following indicators helps to correctly evaluate the tax potential of the region.

Текст научной работы на тему «Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов»

АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ

УДК 336.027

Игорь Юрьевич Пелевин,

к.э.н., заместитель начальника отдела Управления Экономической Безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) по МВД России по Калининградской области, Полковник полиции Управление Министерство Внутренних Дел ( УМВД) России по Калининградской области Калининград Тел.: 8 (967) 351-39-33 Эл. почта: [email protected]

Статья посвящается анализу методов оценки и формированию налогового потенциала регионов. Оценка налогового потенциала позволяет обеспечить рост налоговых поступлений в бюджетную систему. Также, в статье предлагается понятие валового регионального продукта (ВРП) и репрезентативной налоговой системы (РНС), данные показатели позволяют правильно оценить налоговый потенциал региона.

Ключевые слова: государство, налоговые платежи, налоговый потенциал, репрезентативная налоговая система (РНС), валовой региональный продукт (ВРП), налогооблагаемые ресурсы региона.

Igor Yu. Pelevin,

Deputy Head of the Division of the Authority of Economic Security and AntiCorruption in the Ministry of Internal Affairs of Russia in Kaliningrad region PhD in Economics Colonel of Police

Authority of the Ministry of internal Affairs (MIA) of Russia in Kaliningrad region Kaliningrad

Tel.: 8 (967) 351-39-33 E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF CONCEPTUAL APPROACHES AND METHODS OF REGION'S TAX POTENTIAL EVALUATION

The article is devoted to the analysis of evaluation methods and formation of tax potential of the regions. Evaluation of tax potential allows to achieve the growth of tax revenue in budget system. Also in the article offered the definition of gross regional product (GRP) and representative tax system, following indicators helps to correctly evaluate the tax potential of the region.

Keywords: government, tax payments, tax potential, representative tax system (RTS), gross regional product (GRP), taxable resources of the region.

1. Введение

Количественная оценка налогового потенциала региона в настоящее время является одной из приоритетных задач, решение которой позволит обеспечить не только рост налоговых поступлений в бюджетную систему, но и с достаточной долей вероятности определить прогнозный уровень поступлений налогов и сборов по данной территории.

Первый этап анализа налоговых платежей предполагает изучение региональных факторов, влияющих на состояние налогооблагаемой базы.

На процесс формирования налогового потенциала региона оказывают влияние следующие ключевые блоки:

- нормативно-законодательный;

- экономический;

- бюджетный.

2. Процесс формирования налогового потенциала региона

Первый блок - нормативно-законодательный, к нему относятся: налоговое законодательство, структура и полномочия налоговых органов, система налогового контроля и налоговые ставки. Нормативный блок дифференцируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

На региональном уровне нормативный блок определяется комплексом основных положений введенных в ранг общепринятых требований и правил, соблюдение которых является обязательным условием для всех субъектов налогового права региона.

Для обеспечения учета особенностей региона, прогнозирования налоговой нагрузки и определения его налогово-бюджетного потенциала необходимо создать единый информационный банк данных. Он должен включать: паспорта муниципальных и государственных предприятий, а также иных хозяйствующих субъектов региона. Все получаемые сведения целесообразно сводить в таблицы, которые дают полное представление об основных социально-экономических показателях деятельности юридического лица, его структуре, наличие дочерних предприятий, основных показателей, используемых для расчета налоговой базы по налогу на прибыль, о динамике поступления налоговых платежей, задолженности и налоговой нагрузке.

Второй блок - экономический, связанный с основными макроэкономическими параметрами развития реального сектора экономики, влияющего на развитие налоговой базы региона и налоговую нагрузку в целом и по отраслям экономики.

Третий блок - происходящие в бюджетно-налоговом законодательстве изменения в отчислении налогов в разные уровни бюджетов.

3. Определение налогового потенциала региона

Само понятие «налоговый потенциал» означает совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более детальном рассмотрении этого понятия в практическом смысле налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально возможных поступлений в бюджет, рассчитанных из налогооблагаемых баз, которые могут быть получены в рамках региона по действующим (прогнозным) налоговым ставкам с учетом установленного порядка их начисления в сложившихся условиях хозяйствования региона за определенный промежуток времени. На величину налогового потенциала оказывают влияние множество как объективных, так и субъективных факторов. К первым относится действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта.

На практике сложились два основных подхода к определению налогового потенциала региона: по показателю фактически поступивших налоговых платежей в бюджет и по показателю налоговой нагрузки на ВРП.

Оценка налогового потенциала региона по показателю фактически поступивших платежей налогов в бюджет широко используется для выявления регионов-доноров и дотационных регионов при перераспределении средств фонда поддержки регионов.

Оценка налогового потенциала региона по показателю фактически собранных платежей является некорректной, так как на практике образуется разрыв между количеством фактически собранных в регионе налогов и потенциальной способностью региона генерировать бюджетные доходы. У регионов с равными налоговыми потенциалами собираемость налогов может быть различной, так как помимо величины налогооблагаемой базы на размер фактически собранных платежей могут оказывать влияние такие факторы как результативность работы налоговых органов и уровень налоговой дисциплины налогоплательщиков.

Наиболее очевидный источник доходов регионального бюджета - доходы проживающих в этом регионе налогоплательщиков - напрямую связан с одним из показателей относительного уровня налогового потенциала региона - среднедушевыми доходами населения региона. Его основное преимущество - простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения по субъектам Российской Федерации, ежегодно публикуемых Росстатом.

4. Определение и механизм применения ВРП

Более полно налоговый потенциал регионов отражает валовый региональный продукт (ВРП), определяемый как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов региона (земли, труда и капитала) за данный период

времени, и включающий все доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания работников или регистрации предприятий.

На практике в показателе ВРП значительную долю занимают доходы физических лиц - жителей соответствующего региона, поскольку большинство жителей региона работают в том же регионе, в котором и живут. ВРП включает и доходы нерезидентов, которые подлежат налогообложению в данном регионе. Кроме того, в отличие от показателя среднедушевого дохода, ВРП отражает также суммы, потраченные туристами на гостиничные услуги и на покупки на территории региона.

Недостатки ВРП в качестве меры налогового потенциала связаны с особенностями структуры российских налогов. Например, в настоящее время налог на прибыль предприятий уплачивается по месту регистрации предприятия, а не по месту осуществления хозяйственной деятельности. В связи с этим между налоговым потенциалом и ВРП возникает расхождение. В других странах доходы предприятий разверстываются по всем регионам, в которых они осуществляют свою хозяйственную деятельность, посредством формул, учитывающих местонахождение производственных мощностей, трудовые ресурсы, территориальную структуру продаж.

Попытка преодолеть несоответствие между реальными налогооблагаемыми ресурсами и ВРП привела к созданию показателя совокупных налогооблагаемых ресурсов региона (СНР).

Данный более точно отражает фактический объем налоговых ресурсов региона, чем ВРП, однако для расчета этого показателя, так же, как и для ВРП, необходима достаточно большая база, что сдерживает его применение.

Более комплексный характер имеет так называемая «репрезентативная налоговая система» (РНС), разработанная экспертной комиссией США по межбюджетным отношениям. Суть РНС в качестве меры

налогового потенциала регионов заключается в расчете суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе, при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех регионах. Именно эта величина и принимается за меру налогового потенциала региона.

Данный метод позволяет весьма достоверно и объективно оценить налоговый потенциал региона. В России, где основными налоговыми источниками доходов региональных бюджетов служат отчисления от федеральных налогов, а базы значительной части остальных налогов определяются преимущественно федеральными законами, применение метода РНС облегчается. При этом необходимо только решить вопрос выбора налоговых баз (количество видов налоговых поступлений), включаемых в расчеты потенциально налогооблагаемых ресурсов регионов.

5. Заключение

В настоящее время назрела необходимость разработки новых, нестандартных подходов к аналитической работе по оценке налогового потенциала региона. В частности для выработки адекватных подходов к изменениям ситуации в отраслях экономики и регионах страны необходима информация о социально-экономическом положении субъектов РФ. Учитывая это, представляется целесообразным организовывать работу в направлении комплексного анализа системы показателей связанных с экономико-географической характеристикой и оценкой макроэкономической ситуации субъектов Российской Федерации, увязав их с состоянием налогооблагаемой базы.

Литература

1. Волошина А.Н. Анализ налогового потенциала Белгородской области / А.Н. Волошина, Т.И. Федорова, А.В. Клименко // Налоговый вестник. - 2002. - №7. - с. 123-127.

2. Коломиец А.Л. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона / А.Л. Коломиец,

Экономика, Статистика и Информатика

71

№5, 2014

А. Д. Мельник // Налоговый вестник. - 2010. - № 1. - с. 3.

3. Мельник А. Д. О резервах повышения налоговых поступлений / А.Д. Мельник // Российский налоговый курьер. - 2009. - №1. - с. 56.

References

1. Voloshina A.N. Analysis of tax potential of Belgorod regions/ A.N. Voloshina, T.I. Fedorova, A.V Klimenko // Tax reporter. - 2002. - №7. - p.123-127.

2. Kolomiets A.L. About definitions

of financial and tax potential of the region / A.L. Kolomiets, A.D. Melnik // Tax reporter. - 2010. - № 1. - p.3.

3. Melnik A.D. About reserves of increasing tax return/ A.D. Melnik // Russian tax courier. - 2009. №1. - p. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.