Социол
[ОГИЯ №1 2019
Теория и методология
Анализ концепции Жана Бодрийяра в формировании гипер- и виртуальной реальности в СМИ
Пензина А.И., Пархитько Н.П.
Статья посвящена изучению принципиально новых социальных явлений, характерных для информационного общества XXI в. В частности, системному анализу подвергнуты научные выводы, сделанные крупным французским социологом Ж. Бадрийяром относительно влияния контента развлекательных СМИ на формирование психологического восприятия аудиторией получаемой информации. Актуальность проблематики обусловлена всевозрастающей ролью развлекательного контента СМИ, в частности - разработок в игровой индустрии и в сфере виртуальной реальности в течение последних двух с половиной десятилетий. При подготовке исследования авторами применялся системно-аналитический метод, метод аналогий, метод контент-анализа и историко-аналитический метод. Ключевые слова: Медиаиндустрия, досуг, контент, аудитория, гиперреальность.
Penzina A.I., Parkhitko N.P.
Analysis of Jean Bodriyar's virtual reality concept and the role of media in hyperreality forming
The article is devoted to the study of fundamentally new social phenomena that characterize the information society of the xXl century. In particular, the scientific conclusions made by the large French sociologist J. Badriar on the influence of media entertaining content on the formation of psychological perception by the audience of the information received are subjected to system analysis. The relevance of the issue is based on the ever-increasing role of entertainment content in the media, in particular - development of the gaming industry and in the field of virtual reality over the past two and a half decades. Preparing the study, the authors used the system-analytical method, the analogy method, the method of content analysis and the historical-analytical method. Key words: Media industry, leisure, content, audience, hyperreality.
Жан Бодрийяр (1929-2007) - выдающийся французский философ и социолог ХХ века. Бодрийяр является одним из ведущих представителей постструктурализма и постмодернизма. В своих работах философ подвергал критическому анализу западное общество потребления и его эстетику. Жан Бодрийяр разработал известную концепцию «симулякра» (фр. - образ, подобие), которая говорит об отношении человека и мира вещей, которые получают власть над ним [7]. Также центральной темой в философских трудах Бодрийяра является тема виртуальной реальности и ее влияние на общество.
Современное общество, которое называют информационным, характеризуется стремительным развитием компьютерных технологий. Это привело к возникновению качественно новых форм передачи и обработки информации. Сфера применения компьютерных технологий и сфера применения их функционального содержания невероятно расширились. Компьютерные технологии стали носить универсальный характер. Создание новейшего программного обеспечения стирает границы между работой на компьютере и управлением материальными объектами, онлайн-коммуникацией и реальным общением.
В работе «Вопрос о технике» немецкий философ Мартин Хайдеггер размышлял о технике и ее влиянии на человека. Главный тезис философа в том, что технику нельзя понимать как нечто инструментальное. Хайдеггер вспоминает, что древние греки понятием «техне» определяли и ремесленное мастерство, и изящные искусства. Техника давала человеку некую власть над миром [8]. Согласно Бодрийяру, создание виртуальной реальности изменило вектор этой власти. Техника стремится влиять на человека и его внутренний мир.
Теория и методология_Социо
логия №1 2019
Человек сегодня окружен не только естественной культурной средой, но и средой виртуальной. Это создает совершенно иной уровень отношений человека с окружающей действительностью, тем самым поднимает проблему соотношения реальности и ее символического отображения.
Виртуальную реальность можно назвать крупнейшим достижением техники ХХ. Возникнув в сфере развлечений (в частности видеоигр), сфера виртуальной реальности перешла в разные области науки, техники, образования и медицины.
Одной из областей, которая изменилась благодаря виртуальной реальности, стала журналистика. Нарастающий тренд новых медиа -иммерсивная журналистика - погружение в новости с помощью виртуальной реальности. Журналистика, в которой эффект присутствия становится как никогда настоящим. Недаром ме-диаэксперты, понимая расширение воздействия этого эффекта в виртуальной реальности, назвали его эффектом вовлечения или погружения.
Один из недавних журналистских экспериментов с виртуальной реальностью - проект ABC «Внутри Сирии VR» [1] (значок VR говорит о контенте, созданном с помощью технологий виртуальной реальности. Такой формат предполагает использование специальных устройств - очков виртуальной реальности). Благодаря виртуальной реальности, зритель переносится в Дамаск, чтобы увидеть, как археологи пытаются защитить памятники истории от войны. И это неединственный пример.
Бодрийяр в своих философских трудах рассматривает систему общества как производную от знаковой системы. Единица такой системы по Бодрийяру - симулякр - центральное понятие концепций философа. Жан Бодрийяр определяет симулякр как ложное подобие, копию, скрывающую отсутствие оригинала и как воображаемый образ [4]. Французский философ видит в истории общества заселение социальной реальности ложными объектами, тем самым человеческая личность «выпадает» из реальности из-за постоянного перехода из виртуальной реальности в обычную и обратно.
Важную роль в этом процессе Жан Бодрий-яр отводит СМИ. В своем труде «Симулякры и симуляции» (1981 г.) он говорит о том, что че-
ловечество утратило связь с реальностью и вошло в эпоху гиперреальности, когда картинка важнее содержания. По мнению философа, современный бесконечный поток информации создаёт огромное количество копий и симулякров, которые тем самым уничтожают реальность. Более того, замечает Бодрийяр, чем больше становится информации, тем меньше смысла несет эта информация.
Объясняя утрату смысла информации в СМИ, Бодрийяр выдвинул три гипотезы:
1) информация продуцирует смысл, но не компенсирует жестокую потерю смысла во всех областях. Попытки повторно его инъецировать, через все большее число СМИ, сообщений и контентов оказываются тщетными: потеря смысла происходит быстрее, чем его повторная инъекция;
2) информация вообще ничего общего не имеет с сигнификацией (фиксацией значений (понятий) с помощью символических средств)[6];
3) между смыслом и сигнификацией существует жесткая и необходимая корреляция в той мере, в какой информация непосредственно разрушает или нейтрализует их [4].
Бодрийяр говорит о то, что в обществе принято считать информацию как созидательницу коммуникации. Однако автор убежден, что там, где человечество полагает, что информация производит смысл, происходит нечто обратное.
В своем труде «Общество потребления» (1970 г.) Бодрийяр обращается к проблеме потребления как к цепной психологической реакции. Потребление предметов не связано с их сущностью. Речь идёт скорее об отчужденных знаках предметов, которые существуют лишь в связи друг с другом. Бодрийяр считает, что общество потребления - это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита.
Говоря о средствах массовой информации, Бодрийяр делает вывод, что СМИ закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Суть этого тоталитаризма в том, что СМИ убивают живое содержание мира, то есть обыденную реальность заменяют виртуальной, и извлекают из события содержание, которое основано на бесконечной отсылке друг на друга [3].
[■щ
Социол
огия №1 2019 Теория и методология
О создании СМИ искусственной, несуществующей в обыденной реальности картинки посвящен труд Бодрийяра под названием «Войны в заливе не было». Война в Персидском заливе стала, по мнению Бодрийяра, чем-то нереальным и несуществующим. Отличительной особенностью стало то, что война широко освещалась в СМИ в режиме реального времени. Однако философ утверждает, что война в Персидском заливе - это «мертвая война», которая не несет в себе материальной составляющей. Бодрийяр считает, что именно СМИ заставляли общество того времени верить в войну, которой не было. Именно СМИ создали некую форму виртуальной реальности, в которой общество должно было существовать.
«Все мы заложники медиаугара, заставляющего нас верить в войну, так же как когда-то в революцию в Румынии, и мы помещены в симу-лякр войны, словно под домашний арест. Все мы стратегические заложники in situ (на месте): наше место обязательного пребывания - экран телевизора, где мы ежедневно подвергаемся виртуальной бомбардировке, и в то же время выступаем в качестве меновой стоимости» [2].
Здесь Бодрийяр уже открыто говорит о том, что СМИ создают виртуальную, несуществующую реальность, давая обществу неправдоподобную интерпретацию. Философ рассуждает о том, что существует некая логическая связь между виртуальным и реальным, в соответствие с которой всё вооружение будет использовано и приведет к столкновению. Однако наблюдается обратная ситуация. Виртуализация является тем сдерживающим фактором от перехода к действию. «Кажется, что эта боязнь перехода к действию определяет сегодня все наше поведение: боязнь всякой реальности, всякого реального события, всякого реального насилия, всякого слишком реального наслаждения. Катастрофе (происшествию) реального мы предпочитаем изгнание в виртуальный мир, универсальным зеркалом которого служит телевиде-ние»[2].
Анализируя войну, Бодрийяр видит в ней процесс, который существует в нереальном пространстве. Информация в режиме реального времени передает на экраны телевизоров изображение, ненаполненное смыслом. Это возвращает нас к труду Бодрийяра «Симуляции и си-мулякры», в котором он говорит о бессмыслен-
1
ности в сообщениях СМИ, которые копируют друг друга.
Все труды Бодрийяра отсылают нас к подменам смысловых значений реальности, где средства массовой информации лишь усиливают этот процесс. Подмена реальности гиперреальностью кроется, как считает Бодрийяр, в том, что под действием симуляции реальное заменяется знаковыми явлениями. Гиперреальность создает ситуацию, когда истинность и реальность воспринимаются в качестве символических порядков. «Само определение реальности гласит: это то, что можно эквивалентно воспроизвести»^]. Это определение пришло из науки, которая говорит о том, что любой процесс можно точно воспроизвести в определенных заданных условиях. Получается, что реальность - не просто то, что можно воспроизвести, а то, что уже всегда воспроизведено.
Гиперреальность является новым состоянием реальности, которое сформировано вместе с появлением телевидения, и делает так, что реальность начинает совпадать с ее симулятив-ной моделью. На развитие гипперреальности повлияли определенные тенденции: материалы и формы вещей не зависят от их функций и операций, которые с ними производит человек; телесные передвижения и усилия заменяются электронными гаджетами (яркий тому пример - интернет-покупки, которые пользователи совершают, не выходя из дома с помощью смартфона или компьютера); процессы миниатюри-зируются в пространстве и во времени (карты памяти для хранения данных, компьютеры и т.д. Даже бумажные деньги перешли в электронный формат, исключив тем самым свою материальную сущность). Бодрийяр видит опасность в технологическом развитии, поскольку прогресс стал настолько быстрым, что становится независимым от своего создателя - человека.
В основе концепции виртуальной реальности Бодрийяра - теория симулякров - пустых форм и знаков. Симулякр возвращает нас к Платону, который впервые употребил это понятие в значении «копия копий». В философию постмодернизма термин ввел Ж. Батай. Но именно в философии Бодрийяра термин нашел воплощение. Повторение объектов приводит к тотальному распространению аудиовизуальных образов, которые создают пространство гиперреальности. А средства массовой информации
80
Теория и методология
Свцис
усиливают этот процесс, посредством копирования. Тем самым событие теряет истинный смысл и значение для общества.
Критика СМИ у Бодрийяра это, скорее, взгляд лишь на одну сторону медали. С точки зрения создания виртуальной информационной реальности с французским философом можно согласиться, но это будет лишь однонаправленная точка зрения, которая основана лишь на негативных последствиях влияния СМИ на современное общество.
Технологическое развитие также не является полем для создания копий. Виртуальная реальность становится здесь самостоятельным инструментом для научного познания.
Возможно, Бодрийяр в своих работах хотел предотвратить некую социальную катастрофу - потерю личности и индивидуальности человека, окруженного симуляциями и симуляк-рами как чем-то искусственным. Однако с точки зрения окружающей действительности - то, что окружает человека и есть его реальность, поскольку в ней ему приходится существовать постоянно.
Потенциал концепций Бодрийяра очень высок. Значимость таких, пусть и односторонних концепций, в том, что в них продемонстрированы начальные этапы понимания виртуальной реальности как совершенно иного процесса, который развивается быстрее, чем процессы, помогающие его трактовать. Концепции Бодрийяра открыты для дальнейшего усовершенствования и исследования представлений о виртуальной реальности.
<югия Ml 2019
Литература
1. Effron L., Marquardt A., Louszko A., Roeber B. The Fight to Save Syria's Antiquities From the Hands of ISIS / Lauren Effron, Alex Marquardt, Ashley Louszko, Bruno Roeber / ABC News / URL: https://abcnews.go.com/International/fight-save-syrias-antiquities-hands-isis/story?id=33776060 (Дата обращения: 15.01.2019)
2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / Жан Бодрийяр; пер. с фр. А. Качалова. - М.: РИПОЛ Классик, 2016. - 224 с.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления / Жан Бодрийяр; Культурная революция. Республика; Москва. - 2006 год. 269 с.
4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Жан Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. - Москва: ПОСТУМ, 2016. - 238, с.
6. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
7. Сергеева О.В., Терещенко О.В. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник / Белорусский государственный университет, Социологический институт Российской академии наук; ответственные редакторы О. В. Сергеева, О. В. Терещенко. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. - 262 с. С. 32
8. Солтан Мохаммади Рад Хассан. Проблема соотношения искусства и техники в философии М. Хайдеггера: автореферат дис. кандидата философских наук: 09.00.04 / Солтан Мохаммади Рад Хассан; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2016. -30 с.
i
íüP