АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ЧЕХИИ КАК ИНСТРУМЕНТА ЕЁ
ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Я. Зиба, магистрант
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-248-251
Аннотация. В данной статье представлен анализ явления «мягкой силы» Чехии как инструмента ее внешней политики. Рассматривается понятие «мягкая сила» и его подходы с позиции политолога Джозефа Найя, приводятся способы реализации политики мягкой силы Чехии за рубежом. Анализируются официальные и неофициальные механизмы публичной дипломатии, выявляются проблемы и вызовы, ограничивающие использование Чехией инструментов мягкой силы.
Ключевые слова: мягкая сила, международные отношения, инструмент мягкой политики, Чехия, культура, образование.
Концепция «мягкой силы» занимает ключевое место в международных отношениях, представляя собой мощный инструмент для стран, стремящихся укрепить своё влияние и создать позитивный образ без применения военной или экономической силы. Введение этого термина политологом Джозефом Найем в 1990-е годы вызвало большой интерес исследователей, и с тех пор было проведено множество исследований, которые раскрывают значение мягкой силы в формировании международного имиджа и дипломатических связей [1].
Чехия, будучи небольшой страной с ограниченными ресурсами, активно использует мягкую силу как один из ключевых механизмов своей внешней политики.
Цель данной статьи - выявить способы реализации политики мягкой силы Чехии за рубежом. Так, исследователь Джозеф Най, являясь автором концепции «мягкой силы», в своих трудах не дает четкого определения данного понятия. Доктор политических наук О.Г. Леонова утверждает, что «мягкая сила» -«это умение делать так, чтобы другие захотели тех же результатов, что и вы хотите, умение вовлекать и объединять людей, а не принуждать их» [2].
Исследователь А.М. Бобыло отмечает, что «мягкая сила» - «это привлекательная сила», которая, согласно Дж. Наю, характеризуется тремя основными компонентами: во-первых, культурой (определяемой как набор значимых для общества ценностей, несводи-
мый к массовой культуре), во-вторых, политической идеологией, в-третьих, внешней политикой» [3].
Согласно исследователю М.М. Лебедевой, наиболее распространённая интерпретация концепции «мягкой силы», особенно характерная для российского научного дискурса и сводится к использованию невоенных средств влияния на другие государства. В рамках такого подхода под категорию «мягкой силы» зачастую включаются экономическое и политическое давление, а также иные формы принуждения, что несколько расширяет её классическое определение [4].
Итак, это сила, основанная на уже упомянутых качествах, а именно на привлекательности для других и подаче примера. Таким образом, внешняя политика может продвигать интересы своей страны в мировой политике, потому что другие разделяют ее ценности. Другие страны следуют ее примеру и стремятся к такому же уровню процветания и открытости.
Способы применения концепции «мягкой силы» отличаются разнообразием. Одним из наиболее эффективных инструментов в данной области является публичная дипломатия, которая может реализовываться как через официальные, так и через неофициальные механизмы.
Так, согласно исследователю Лебедевой, к официальным инструментам относятся публичные заявления государственных деятелей в средствах массовой информации, организа-
ция пресс-брифингов министерствами иностранных дел, а также активность политиков в блогосфере и социальных сетях (например, «цифровая дипломатия» через платформы, такие как Telegram). Неофициальные механизмы включают деятельность таких акторов, как средства массовой информации, университеты, неправительственные организации и
др. [4].
Чехия, несмотря на свои скромные размеры и ограниченные ресурсы, занимает относительно сильную позицию в Центральной Европе и старается использовать инструменты мягкой силы для укрепления своего международного влияния. Как было отмечено ранее, концепция «мягкой силы», разработанная американским политологом Джозефом Найем, предполагает достижение внешнеполитических целей через привлекательность культуры, политических ценностей и внешней политики, а не через принуждение или экономическое давление. Для Чехии, страны с богатым культурным наследием и историей демократических преобразований, этот подход стал особенно актуальным.
Согласно отчёту Министерства иностранных дел Чехии, публичная дипломатия занимает центральное место в её внешнеполитической стратегии.
Так, министерство организовало более 500 мероприятий, не только самостоятельно, но и совместно с партнерами (в основном с Чешскими центрами): семинары, дискуссионные панели по различным темам и приуроченные к годовщинам, литературные встречи, концерты и выставки. К традиционным мероприятиям относятся международная конференция памяти жертв Холокоста, мероприятие, организованное министром иностранных дел в память о Яне Масарике, а также День открытых дверей Чернинского дворца с рекордным количеством посетителей за 2023 год. К новым мероприятиям можно отнести выставку 15 всемирно известных чешских брендов и изобретений (таких как Jawa, Zetor, Skoda, контактные линзы, Moser и электрическая сковорода Remoska) [5].
Чехия также активно использует своё культурное богатство для формирования привлекательного образа страны за рубежом. Прага давно считается одним из крупнейших культурных центров Европы, что позволяет Чехии
реализовывать культурные проекты и инициативы на международной арене. Например, чешские культурные центры (Czech Centres), работающие в 28 странах мира, продвигают чешский язык, литературу, кино и музыку [6]. Чешские центры являются неотъемлемой частью внешней политики Чехии и являются ключевым инструментом культурной дипломатии в рамках общественной дипломатии, миссией которой является распространение и поддержка доброго имени Чешской Республики в мире и укрепление культурных связей между странами [7].
Образовательная сфера Чехии, наряду с культурной, играет ключевую роль в стратегии мягкой силы, способствуя укреплению её позиций на международной арене. Важнейшим элементом является участие страны в глобальных образовательных программах, таких как Erasmus+, которые способствуют не только академическому обмену, но и культурному взаимодействию. Эти инициативы создают платформу для формирования долгосрочных связей между Чехией и другими государствами, укрепляя взаимопонимание и доверие. В 2023 году в Чехии обучалось 55 493 иностранных студентов (это составляло 18% из общего числа студентов), что является показателем высокого уровня привлекательности её образовательной системы, ориентированной на международное сотрудничество и инновации [8].
Кроме того, Чехия активно поддерживает популяризацию чешского языка за рубежом, что также является важной составляющей её публичной дипломатии. Программы, реализуемые в рамках университетского сотрудничества и через чешские культурные центры, позволяют иностранным студентам и профессионалам погружаться в язык и культуру страны. Чешские центры также организуют сертифицированные экзамены по чешскому языку. Эти усилия способствуют не только распространению знаний о Чехии, но и укреплению её культурного присутствия в различных регионах мира [7].
В число важнейших инструментов мягкой силы Чехии также следует отнести сферу туризма. В 2023 г. страна приняла более 10 миллионов иностранных туристов [9]. Это позволяет не только формировать положительное восприятие Чехии за рубежом, но и развивать
экономику. Туристские кампании, такие как «Czech Republic: Land of Stories», акцентируют внимание на богатой истории страны, её природных красотах и культурных традициях. Согласно Стратегии агентства CzechTourism на 2021-2025 гг., особое внимание уделяется культурному, курортному, MICE и активному видам туризма [10].
Несмотря на активное использование Чехией инструментов мягкой силы в своей внешней политике, существуют несколько проблем и вызовов, которые ограничивают её эффективность. Одной из основных проблем является ограниченность материальных и финансовых ресурсов для полноценной реализации стратегии мягкой силы. Чехия, несмотря на свою активность на международной арене, является сравнительно небольшой страной с ограниченным бюджетом, что сдерживает её способность активно конкурировать с более крупными державами. Чехия сталкивается с конкуренцией со стороны более крупных и влиятельных стран, которые также активно используют мягкую силу. Например, Германия и Франция имеют более развитые и устойчивые культурные и образовательные инициативы, такие как германские и французские институты, которые действуют по всему
миру. Также необходимо отметить, что Чехия, как часть Европейского Союза и НАТО, часто оказывается в ситуации, когда её внешняя политика и стратегии мягкой силы связаны с более широкими геополитическими интересами. Это может ограничивать её способность проводить независимую и гибкую внешнюю политику, особенно в отношениях с государствами, с которыми ЕС или НАТО имеют напряжённые отношения.
Заключение
Таким образом, несмотря на ограниченные ресурсы и конкуренцию со стороны более мощных игроков, Чешская Республика активно использует мягкую силу как один из центральных элементов своей внешней политики. Для страны с ограниченными ресурсами, культурные и образовательные программы являются важным способом укрепления международного влияния. Чехия, имея богатую культуру и развитую образовательную систему, акцентирует внимание на продвижении чешского языка и культуры за рубежом, а также на поддержке научного сотрудничества и академических обменов. Значительную роль в этих усилиях играют культурные институты Чехии и программы обмена для студентов и исследователей.
Библиографический список
1. Nye, J.S. Soft Power // Foreign Policy. № 80, Twentieth Anniversary (Autumn, 1990). Pp. 153171.
2. Леонова, О.Г. Джозеф Най и «мягкая сила: попытка нового прочтения // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - №1. - С. 101-114.
3. Бобыло, А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №14. - С. 129-135.
4. Лебедева, М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. -2017. - № 3(54). - С. 212-223.
5. Czech Diplomacy 2023 // Ministry of Foreign Affairs of the Czech Republic. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mzv.gov.cz/file/5568828/czech_diplomacy_2023_sanitized.pdf (дата обращения: 15.11.2024).
6. Sit Ceskych center // Ceska centra. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://czechcentres.gov.cz/our-network (дата обращения: 15.11.2024).
7. O nas // Ceska centra. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://czechcentres.gov.cz/o-nas (дата обращения: 15.11.2024).
8. Doktorandu je nejmene za poslednich dvacet let // Cesky statisticky urad. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://csu.gov.cz/produkty/doktorandu-je-nejmene-za-poslednich-dvacet-let (дата обращения: 16.11.2024).
9. Cestovni ruch v Cesku nabira na sile. Pocet turistu se vlonskem roce dostal na predcovidova cisla // CzechTourism. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.czechtourism.cz/cs-CZ/7806f065-7a89-4690-b29a-d51ee770e2cd/article/cestovni-ruch-v-cesku-nabira-na-sile-pocet-turistu (дата обращения: 16.11.2024).
10. Strategie agentury CzechTourism a destinace Ceska republika 2021-2025 // CzechTourism. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cms.czechtourism.cz/cms/getmedia/ea2d3dad-b831-45b0-87b0-6a771a1bf891/Strategie-CzT-2021_2025.pdf (дата обращения: 16.11.2024).
ANALYSIS OF THE CZECH REPUBLIC'S "SOFT POWER" AS AN INSTRUMENT OF ITS
FOREIGN POLICY
J. Zieba, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. This article presents an analysis of the phenomenon of "soft power" of the Czech Republic as an instrument of its foreign policy. The concept of "soft power" and its approaches from the position ofpolitical scientist Joseph Nye are considered, and the ways of implementing the Czech Republic's soft power policy abroad are given. The official and unofficial mechanisms of public diplomacy are analyzed, and the problems and challenges that limit the use of soft power instruments by the Czech Republic are identified.
Keywords: soft power, international relations, soft policy instrument, Czech Republic, culture, education.