Научная статья на тему 'Анализ контрольной деятельности ИФНС России № 1 по г. Краснодару'

Анализ контрольной деятельности ИФНС России № 1 по г. Краснодару Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
898
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / НАЛОГОВЫЕ ДОНАЧИСЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каломбо Муламба Виктория Имадовна, Аббас Усама Мохаммед Али

В статье представлен анализ проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также анализ основных показателей оценки эффективности контрольной деятельности инспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каломбо Муламба Виктория Имадовна, Аббас Усама Мохаммед Али

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ контрольной деятельности ИФНС России № 1 по г. Краснодару»

4. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика. М.: ГУ ВШЭ, 2010.

5. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2011.

6. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., Финансы и статистика, 2010. 544 с.

7. Курс экономической теории. Учебное пособие. 3-е издание. М. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. 1040 с.

8. Экономическая энциклопедия. М. Экономика, 2011. 1055 с.

9. Фишер. С., ДорнбушР. Экономика. М.: Дело, 2010.

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИФНС РОССИИ № 1

ПО Г. КРАСНОДАРУ Каломбо Муламба В.И.1, Аббас Усама М.А.2

'Каломбо Муламба Виктория Имадовна — кандидат экономических наук, доцент;

2Аббас Усама Мохаммед Али — студент магистратуры, кафедра рыночных и государственных институтов, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье представлен анализ проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также анализ основных показателей оценки эффективности контрольной деятельности инспекции.

Ключевые слова: налоговый контроль, выездные налоговые проверки, камеральные налоговые проверки, налоговые доначисления.

В статье рассматривается эффективность проведения выездных и камеральных налоговых проверок в рамках осуществления контрольной деятельности ИФНС России №1 по г.Краснодару.

Об эффективности контрольной деятельности в результате применения современных аналитических инструментов, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы и соблюдение законных прав и интересов налогоплательщиков свидетельствуют достигнутые в 2017 г. показатели. Основным условием повышения эффективности действующей налоговой системы является сокращение роли выездного налогового контроля и внедрение текущего и предварительного налогового контроля.

Для того чтобы оценить результат контрольных работ налоговой инспекции необходимо провести анализ проведения камеральных налоговых проверок, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ проведения камеральных налоговых проверок в ИФНС России № 1 по г. Краснодару за

2015-2017 гг.

Показатели 2015 г 2016 г 2017 г Абсолютное отклонение, 2017 г. от 2015 г. Темп роста, %, 2017 г. к 2015 г.

Количество проведенных камеральных проверок, ед. 70499 90101 136145 65645 193,12

в т.ч, выявивших нарушения, ед. 4238 5022 7516 3278 177,35

Доначислено платежей по результатам проверок в том числе: 143753 126748 286854 143101 199,55

-налог 110024 66380 174105 64081 158,24

-пеня 4170 5109 6267 2097 150,29

Проверки с «нулевым» результатом, ед. 66261 85079 128629 62368 194,12

Количество проверок на одного инспектора, ед./чел. 2014 2574 3889 1875 193,10

Результативность, % 16,63 17,94 18,11 1,48 108,9

По данным таблицы 1 видно, что количество камеральных налоговых проверок увеличивается, в связи с ежегодным увеличением количества налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за 3 года количество камеральных налоговых проверок увеличилось на 93,12%,так же выросло количество проверок с «нулевым» результатом на 94,12%,а также растет количество доначислений по результатам проверок, что положительно сказывается на пополнении бюджета и эффективности налогового контроля за соблюдением законодательства.

По результатам 2015 г камеральных налоговых проверок организаций (юридических лиц) было дополнительно начислено по всем видам налогов (сборов) включая пени и налоговые санкции 143753 тыс. руб., из них налогов 110024 тыс. руб. По результатам 2016 г камеральных налоговых проверок организаций (юридических лиц) было дополнительно начислено по всем видам налогов (сборов) включая пени и налоговые санкции 126748 тыс. руб., из них налогов 66380 тыс. руб. По результатам 2017 г камеральных налоговых проверок организаций (юридических лиц) было дополнительно начислено по всем видам налогов (сборов) включая пени и налоговые санкции 286854 тыс. руб., из них налогов 174105 тыс. руб.

Главным показателем эффективности выездных налоговых проверок является результативность проверки. Именно оценивая результативность выездной налоговой проверки можно судить и о количестве доначислений по произведенным проверкам, и о штрафных санкциях и прочих денежных эквивалентах, свидетельствующих о степени эффективности проведенной выездных налоговых проверок [1].

Для того чтобы оценить результат контрольных работ налоговой инспекции необходимо провести анализ проведения выездных налоговых проверок, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Анализ проведения выездных налоговых проверок в ИФНС России № 1 по г. Краснодару за 20152017 гг.

Показатели 2015 г 2016 г 2017 г Абсолютное отклонение, 2017г. от 2015г. Темп роста, %, 2017г. к 2015г.

Количество проведенных выездных проверок, ед. 80 61 65 -15 81,25

в т.ч, выявивших нарушения, ед. 80 61 65 -15 81,25

Доначислено платежей по результатам проверок в том числе: 335794 680282 1456418 1120624 433,72

-налог 242 503 493 531 997 932 755429 411,51

-пеня 43 545 107 643 116 939 73394 268,55

-штрафные санкции 49 746 79 108 341 547 291801 686,58

Проверки с «нулевым» результатом, ед. - - - - -

Количество проверок на одного инспектора, ед./чел. 4 3 3 -1 75

Результативность, % 100 100 100 - -

Исходя из таблицы 2 видно, что количество выездных налоговых проверок уменьшилось на 18,75 % на 15 единиц, количество проверок на одного инспектора уменьшилось на 1 единицу на 25%, однако за 3 года результативность проведения выездных налоговых проверок не уменьшилась, а сумма доначислений значительно возросла и на 2017 год составила 1456418, темп роста 333,72%.

По результатам 2015 г. выездных налоговых проверок организаций (юридических лиц) было дополнительно начислено по всем видам налогов (сборов) включая пени и налоговые санкции 335794 тыс. руб., из них налогов 242503 тыс. руб. По результатам 2016 г. выездных налоговых проверок организаций (юридических лиц) было дополнительно начислено по всем видам налогов (сборов) включая пени и налоговые санкции 680282 тыс. руб., из них налогов 493531 тыс. руб. По результатам 2017 г. выездных налоговых проверок организаций (юридических лиц) было дополнительно начислено по всем видам налогов (сборов) включая пени и налоговые санкции 1456418 тыс. руб., из них налогов 997932 тыс. руб.

Для целей оценки эффективности налогового контроля проанализируем показатели контрольной деятельности ИФНС России № 1 по г. Краснодару в таблице 3.

Таблица 3. Анализ основных показателей оценки эффективности контрольной деятельности ИФНС

России № 1 по г. Краснодару

Показатели 2015 г 2016 г 2017 г 2017 г. в % к 2015 г.

Результативность камеральных налоговых проверок, % 16,63 17,94 18,11 1,48

Результативность выездных налоговых проверок, % 100 100 100 -

Нагрузка на налоговых инспекторов по результатам камеральных налоговых проверок, % 2014,26 2574,31 3889,86 1875,6

Нагрузка на налоговых инспекторов по результатам камеральных выездных проверок 3,64 2,77 2,95 -0,69

Дополнительные доначисления в бюджет на 1 работника по результатам камеральных проверок, тыс. руб 2,04 1,41 2,11 0,07

Дополнительные доначисления в бюджет на 1 работника по результатам выездных проверок, тыс. руб 4197,43 11152,16 22406,43 18209

Дополнительные доначисления в бюджет по результатам камеральных налоговых проверок в расчете на 1 результативную проверку 33,92 25,24 38,17 4,25

Дополнительные доначисления в бюджет по результатам выездных налоговых проверок в расчете на на 1 результативную проверку 4197,43 11152,16 22406,43 18209

Исходя из данных таблицы 3 можно сделать вывод, что наиболее результативными налоговыми проверками являются - выездные, при этом нагрузка на налоговых инспекторов является более низкой на 2017 г. 2,95%, несмотря на сокращение выездных налоговых проверок, количество сумм доначисленных платежей на одну выездную налоговую проверку на 2017 г 22406,43 тыс. руб намного превосходит количество сумм доначисленных платежей на одну камеральную налоговую проверку на 2017 г. 2,11 тыс. руб за весь анализируемый период. Причиной увеличения количества сумм доначисленных налогов является введение единого электронного ресурса и дополнительно разработанных программ, позволяющих налоговым органам более эффективно проводить налоговый контроль по камеральным налоговым проверкам [2].

Таким образом, выездные налоговые проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля. Текущее состояние налогового контроля в Российской Федерации не идеально и имеет ряд проблем, которые необходимо решать, чтобы повысить эффективность процесса сбора налогов. Правительству следует поддерживать тенденции развития выездных налоговых проверок, но в то же время ему необходимо в обязательном порядке совершенствовать процедуры камеральных налоговых проверок [3].

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nalog.ru - официальный сайт ФНС России/ (дата обращения: 18.06.2018).

2. РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.rian.ru/economy/ (дата обращения: 11.05.2018).

3. Электронно-библиотечная система. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. znanium.com/ (дата обращения: 13.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.