УДК 728.1
doi: 10.52470/2619046X_2023_4_69
АНАЛИЗ КОНТЕКСТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ
Ф.Н. Коршаков, О.К. Маркова, Н.В. Новикова
Аннотация. Профессия архитектор несет важную идейно-воспитательную роль в обществе. Воспитание и обучение являются одной из концепций российской архитектурной школы. Сбор предпроектной информации (анализ контекста) является необходимой частью архитектурной проектной деятельности студента, что воспитывает его и как профессионала и как личность.
Ключевые слова: архитектор, студент, воспитание, анализ контекста, информационный метод.
CONTEXT ANALYSIS AS PART OF UPBRINGING WORK AT AN ARCHITECTURAL UNIVERSITY
F.N. Korshakov, O.K. Markova, N.V. Novikova
Abstract. The profession of an architect plays a very important ideological and educational role in society. Upbringing and education are one of the concepts of the Russian architectural school. The collection of pre-project information (contextual analysis) is a necessary part of the student's architectural design activity, which educates him both as a professional and as an individual.
Keywords: architect, student, upbringing, contextual analysis, information method.
У архитектуры и у архитекторов важная идейно-воспитательная роль в обществе. Архитекторы дают направление развитию всего общества по средствам создания пространства, в котором люди живут, работают, отдыхают, рождаются, болеют и умирают, а главное, растут и врастают как личность, гражданин своей страны.
«Архитектура по ее духовной сути и месту в целостном контексте культуры рассматривается как искусство социальное. Художественная сущность произведений архитектуры раскрывается через использование средств архитектурной выразительности и образа эмоционального языка архитектуры, долженствующее воплотить основные черты и идеалы общества...» [1].
Воспитание и обучение всегда были необходимой частью архитектурной проектной деятельности студента, что воспитывает в студенте и профессионала архитектора, и личность.
Анализ контекста (системы координат будущего проекта) воспитывает в студенте профессионализм и помогает ему развиваться как личности, пропитываясь «духом места».
«Дух места - система ощущений, чувствования, знаний, указывающих проектировщику возможные координаты творчества, степени свободы и объем ограничений. Дух места складывается из множества компонентов, таких как история места, природный ландшафт, жизненные процессы и т.д. К духу места можно отнести объективные функциональные факторы, а именно: инсоляцию, шумозащиту, климат, силуэт застройки, организацию пешеходных потоков, видовые характеристики. Но дух места может быть выражен и в нематериальной форме, о чем писал Норберг-Шульц: «Экзистенциальная цель строительства (архитектуры) заключается в том, чтобы побудить территорию стать местом, то есть раскрыть значения, потенциально представленные в данной среде» [4].
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Студент, который в процессе анализа смог пропитаться «духом места», к проектированию подходит более качественно и глубоко, за счет того, что становится патриотом этого места, переживая за его будущее развитие.
Первый этап архитектурного проектирования - это всегда «анализ ситуации».
Объект проектирования находится в системе взаимодействия многих факторов, изучение этих факторов, их систематизация и выявление наиболее значимых, формируют новые знания и воспитывают студента.
Глубокое изучение социально-культурных и духовно-нравственных факторов, влияющих на объект архитектурного проектирования являются также важными этапами воспитания будущих архитекторов.
«Воспитательная работа в вузе - приобщение к социально-культурным и духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации, полноценного развития и самореализации личности при активном участии самих обучающихся» [2].
На этапе анализа студент изучает и анализирует объективные и субъективные обстоятельства ситуации, формирующие контекстуальное поле. Это поле может состоять из: пожеланий заказчика, функционального наполнения объекта проектирования, его типологических особенностей, исторических особенностей места, социальных особенностей, культурных особенностей места и т.д. Иногда, некоторые из этих обстоятельств превалируют над другими, диктуя вектор развития архитектурного проекта.
Наилучшим способом начала реализации данного этапа архитектурного проектирования является «выезд на место проектирования».
Студенты 3-го курса МархИ в рамках изучения дисциплины «Архитектурное проектирование» для выполнения курсовой работы «поселок» и «дом средней этажности» выезжали на место проектирования в Псковскую область. Студенты посетили населенные пункты Середка и Палкино, рядом с которыми проектировались в последствии поселки для новых жителей. Студенты изучили ситуацию не только визуально, но и пообщались с администрацией и «активистами» поселений - в частности - в Середке была подробная экскурсия по объектам социально-культурным, посещена краеведческая комната в средней школе, аэропорт легкой авиации; в Палкино также посетили местное агропромышленное предприятие с туристической составляющей. Далее студентами был представлен анализ территорий и перспективы их развития (рисунок 1). Псковской области и их перспективного
Рисунок 1. Презентация студентов 3-го курса, 12 группы МархИ по анализу поселков Середка и Палкино Псковской области и их перспективного развития
Рисунок 2. Проект и презентация проект студентки Черняева К., 3-ий курс, 12 группа МархИ, 2022 г. по теме «Дом средней этажности»
развития. Поселки развиваются в туристическом направлении: Середка - место для спортивного туризма, лыж и легкой спортивной авиации (есть аэропорт); Палкино - место для агротуризма, проведения ярмарок и пляжного отдыха.
Далее студенты спроектировали поселки, граничащие с существующими, вписывающиеся в существующие потребности поселений, необходимые для роста и развития поселков, в рамках программы курсового проектирования 3-го курса по темам «Поселок» и «Дом средней этажности».
После сдачи курсового проекта в рамках изучении дисциплины «Архитектурное проектирование», студенты презентовали свои проекты жителям поселков в виде презентации и доклада в дистанционном формате (и курсовой проект по теме «Дом средней этажности» и по теме «Поселок») (рисунки 2-5).
Рисунок 3. Проект и презентация проект студентки Черняева К., 3-ий курс, 12 группа МархИ, 2022 г. по теме «Поселок»
Рисунок 4. Проект и презентация проект студентов Подольская А., Семенова Е., 3-ий курс, 12 группа МархИ, 2022 г. по теме «Дом средней этажности»
В процессе презентации студенты смогли аргументированно представить жителям свои проектные предложения, ответить на вопросы и выслушать критику со стороны жителей, что несомненно положительно скажется на дальнейшей работе студентов и архитекторов.
Во время поездки на место будущего проектирования в группе студентов тренируются коммуникационные навыки, участие коллективному взаимодействию. Подобные поездки помогают оттачивать способности и навыки, которые необходимы для будущих специалистов.
Рисунок 5. Проект и презентация проект студентов Подольская А., Семенова Е., 3-ий курс, 12 группа МархИ, 2022 г. по теме «Поселок»
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Таким образом, такой этап архитектурного проектирования, как сбор информации о месте проектирования и его анализ (анализ контекста), является не только важной частью профессиональной деятельности архитектора, но и безусловной частью воспитательной работы в архитектурном вузе.
Библиографический список
1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1991
2. Карпанина Е.Н. Воспитательный потенциал высшего архитектурного образования: теоретико-методологические аспекты исследования проблемы // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2011.
3. Трибельская Е.Г., СоковнинаИ.В. Изучение архитектурного контекста как основа предпроектного анализа // Architecture and Modem Information Technologies. 2018. № 4(45).
4. Шулика Т.О., Лебедев В.Н. Алгоритм создания проектной концепции на основе результатов анализа контекста // Architecture and Modern Information Technologies. 2021. № 3 (56).
Ф.Н. Коршаков
кандидат архитектуры, профессор
заведующий кафедры архитектуры сельских населенных мест Московский архитектурный институт (государственная академия) E-mail: fn.korshakov@markhi.ru
О.К. Маркова
кандидат архитектуры
доцент кафедры архитектуры сельских населенных мест Московский архитектурный институт (государственная академия) E-mail: 2036447@gmail.com
Н.В. Новикова
доцент, профессор кафедры архитектуры сельских населенных мест Московский архитектурный институт (государственная академия) E-mail: 92177041963@mail.ru