Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНТЕКСТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ'

АНАЛИЗ КОНТЕКСТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектор / студент / воспитание / анализ контекста / информационный метод / architect / student / upbringing / contextual analysis / information method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Н. Коршаков, О.К. Маркова, Н.В. Новикова

Профессия архитектор несет важную идейно-воспитательную роль в обществе. Воспитание и обучение являются одной из концепций российской архитектурной школы. Сбор предпроектной информации (анализ контекста) является необходимой частью архитектурной проектной деятельности студента, что воспитывает его и как профессионала и как личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXT ANALYSIS AS PART OF UPBRINGING WORK AT AN ARCHITECTURAL UNIVERSITY

The profession of an architect plays a very important ideological and educational role in society. Upbringing and education are one of the concepts of the Russian architectural school. The collection of pre-project information (contextual analysis) is a necessary part of the student’s architectural design activity, which educates him both as a professional and as an individual.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНТЕКСТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ»

УДК 728.1

doi: 10.52470/2619046X_2023_4_69

АНАЛИЗ КОНТЕКСТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ

Ф.Н. Коршаков, О.К. Маркова, Н.В. Новикова

Аннотация. Профессия архитектор несет важную идейно-воспитательную роль в обществе. Воспитание и обучение являются одной из концепций российской архитектурной школы. Сбор предпроектной информации (анализ контекста) является необходимой частью архитектурной проектной деятельности студента, что воспитывает его и как профессионала и как личность.

Ключевые слова: архитектор, студент, воспитание, анализ контекста, информационный метод.

CONTEXT ANALYSIS AS PART OF UPBRINGING WORK AT AN ARCHITECTURAL UNIVERSITY

F.N. Korshakov, O.K. Markova, N.V. Novikova

Abstract. The profession of an architect plays a very important ideological and educational role in society. Upbringing and education are one of the concepts of the Russian architectural school. The collection of pre-project information (contextual analysis) is a necessary part of the student's architectural design activity, which educates him both as a professional and as an individual.

Keywords: architect, student, upbringing, contextual analysis, information method.

У архитектуры и у архитекторов важная идейно-воспитательная роль в обществе. Архитекторы дают направление развитию всего общества по средствам создания пространства, в котором люди живут, работают, отдыхают, рождаются, болеют и умирают, а главное, растут и врастают как личность, гражданин своей страны.

«Архитектура по ее духовной сути и месту в целостном контексте культуры рассматривается как искусство социальное. Художественная сущность произведений архитектуры раскрывается через использование средств архитектурной выразительности и образа эмоционального языка архитектуры, долженствующее воплотить основные черты и идеалы общества...» [1].

Воспитание и обучение всегда были необходимой частью архитектурной проектной деятельности студента, что воспитывает в студенте и профессионала архитектора, и личность.

Анализ контекста (системы координат будущего проекта) воспитывает в студенте профессионализм и помогает ему развиваться как личности, пропитываясь «духом места».

«Дух места - система ощущений, чувствования, знаний, указывающих проектировщику возможные координаты творчества, степени свободы и объем ограничений. Дух места складывается из множества компонентов, таких как история места, природный ландшафт, жизненные процессы и т.д. К духу места можно отнести объективные функциональные факторы, а именно: инсоляцию, шумозащиту, климат, силуэт застройки, организацию пешеходных потоков, видовые характеристики. Но дух места может быть выражен и в нематериальной форме, о чем писал Норберг-Шульц: «Экзистенциальная цель строительства (архитектуры) заключается в том, чтобы побудить территорию стать местом, то есть раскрыть значения, потенциально представленные в данной среде» [4].

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Студент, который в процессе анализа смог пропитаться «духом места», к проектированию подходит более качественно и глубоко, за счет того, что становится патриотом этого места, переживая за его будущее развитие.

Первый этап архитектурного проектирования - это всегда «анализ ситуации».

Объект проектирования находится в системе взаимодействия многих факторов, изучение этих факторов, их систематизация и выявление наиболее значимых, формируют новые знания и воспитывают студента.

Глубокое изучение социально-культурных и духовно-нравственных факторов, влияющих на объект архитектурного проектирования являются также важными этапами воспитания будущих архитекторов.

«Воспитательная работа в вузе - приобщение к социально-культурным и духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации, полноценного развития и самореализации личности при активном участии самих обучающихся» [2].

На этапе анализа студент изучает и анализирует объективные и субъективные обстоятельства ситуации, формирующие контекстуальное поле. Это поле может состоять из: пожеланий заказчика, функционального наполнения объекта проектирования, его типологических особенностей, исторических особенностей места, социальных особенностей, культурных особенностей места и т.д. Иногда, некоторые из этих обстоятельств превалируют над другими, диктуя вектор развития архитектурного проекта.

Наилучшим способом начала реализации данного этапа архитектурного проектирования является «выезд на место проектирования».

Студенты 3-го курса МархИ в рамках изучения дисциплины «Архитектурное проектирование» для выполнения курсовой работы «поселок» и «дом средней этажности» выезжали на место проектирования в Псковскую область. Студенты посетили населенные пункты Середка и Палкино, рядом с которыми проектировались в последствии поселки для новых жителей. Студенты изучили ситуацию не только визуально, но и пообщались с администрацией и «активистами» поселений - в частности - в Середке была подробная экскурсия по объектам социально-культурным, посещена краеведческая комната в средней школе, аэропорт легкой авиации; в Палкино также посетили местное агропромышленное предприятие с туристической составляющей. Далее студентами был представлен анализ территорий и перспективы их развития (рисунок 1). Псковской области и их перспективного

Рисунок 1. Презентация студентов 3-го курса, 12 группы МархИ по анализу поселков Середка и Палкино Псковской области и их перспективного развития

Рисунок 2. Проект и презентация проект студентки Черняева К., 3-ий курс, 12 группа МархИ, 2022 г. по теме «Дом средней этажности»

развития. Поселки развиваются в туристическом направлении: Середка - место для спортивного туризма, лыж и легкой спортивной авиации (есть аэропорт); Палкино - место для агротуризма, проведения ярмарок и пляжного отдыха.

Далее студенты спроектировали поселки, граничащие с существующими, вписывающиеся в существующие потребности поселений, необходимые для роста и развития поселков, в рамках программы курсового проектирования 3-го курса по темам «Поселок» и «Дом средней этажности».

После сдачи курсового проекта в рамках изучении дисциплины «Архитектурное проектирование», студенты презентовали свои проекты жителям поселков в виде презентации и доклада в дистанционном формате (и курсовой проект по теме «Дом средней этажности» и по теме «Поселок») (рисунки 2-5).

Рисунок 3. Проект и презентация проект студентки Черняева К., 3-ий курс, 12 группа МархИ, 2022 г. по теме «Поселок»

Рисунок 4. Проект и презентация проект студентов Подольская А., Семенова Е., 3-ий курс, 12 группа МархИ, 2022 г. по теме «Дом средней этажности»

В процессе презентации студенты смогли аргументированно представить жителям свои проектные предложения, ответить на вопросы и выслушать критику со стороны жителей, что несомненно положительно скажется на дальнейшей работе студентов и архитекторов.

Во время поездки на место будущего проектирования в группе студентов тренируются коммуникационные навыки, участие коллективному взаимодействию. Подобные поездки помогают оттачивать способности и навыки, которые необходимы для будущих специалистов.

Рисунок 5. Проект и презентация проект студентов Подольская А., Семенова Е., 3-ий курс, 12 группа МархИ, 2022 г. по теме «Поселок»

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Таким образом, такой этап архитектурного проектирования, как сбор информации о месте проектирования и его анализ (анализ контекста), является не только важной частью профессиональной деятельности архитектора, но и безусловной частью воспитательной работы в архитектурном вузе.

Библиографический список

1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1991

2. Карпанина Е.Н. Воспитательный потенциал высшего архитектурного образования: теоретико-методологические аспекты исследования проблемы // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2011.

3. Трибельская Е.Г., СоковнинаИ.В. Изучение архитектурного контекста как основа предпроектного анализа // Architecture and Modem Information Technologies. 2018. № 4(45).

4. Шулика Т.О., Лебедев В.Н. Алгоритм создания проектной концепции на основе результатов анализа контекста // Architecture and Modern Information Technologies. 2021. № 3 (56).

Ф.Н. Коршаков

кандидат архитектуры, профессор

заведующий кафедры архитектуры сельских населенных мест Московский архитектурный институт (государственная академия) E-mail: fn.korshakov@markhi.ru

О.К. Маркова

кандидат архитектуры

доцент кафедры архитектуры сельских населенных мест Московский архитектурный институт (государственная академия) E-mail: 2036447@gmail.com

Н.В. Новикова

доцент, профессор кафедры архитектуры сельских населенных мест Московский архитектурный институт (государственная академия) E-mail: 92177041963@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.