• скелетный ковш. Такие ковши также называют просеивающими, решетчатыми. С их помощью происходит разделение камня на разные фракции. При необходимости им можно извлекать камни крупной формы, отсеивая мелкие фрагменты.
Таким образом применение большого числа навесного оборудования позволяет существенно повысить универсальность данной подъемно-транспортной машины тем самым снизить издержки на владение большим парком менее универсальных машин.
Список литературы
1. Тутов С.С. Анализ и пути увеличения производительности роторных экскаваторов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. Вып. 12. С. 234-236.
2. Кочеткова А.С. Подъемно-транспортное оборудование в горной промышленности: анализ и сравнение // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. Вып. 6. С. 218-221.
3. Григорьев М.С. Грейферы: назначение, основные виды и конструктивные особенности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. Вып. 5. С. 244-246.
АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИМЕНЕНИЯ ГОРНЫХ ПОДЪЕМНЫХ МАШИН НА ПРИМЕРЕ РОТОРНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ Тутов С.С.
Тутов Сергей Сергеевич - студент, кафедра геотехнологий и строительства подземных сооружений, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в данной работе проводится анализ конструкции роторного экскаватора, как одного из видов подъемно-транспортного оборудования. Приводится классификация экскаваторов и сферы применения подобных транспортных машин. Анализируются технические характеристики оборудования. Ключевые слова: горное дело, карьер, оборудование, подъемно-транспортное оборудование, экскаватор, конструкция, особенности.
УДК 621.86:622
Прогресс не стоит на месте, в том числе и в области землеройных технологий. Большой интерес представляют роторные экскаваторы, о которых и пойдет речь далее в статье. Подобные работы уже существуют [1-3], однако в настоящей работе особое внимание уделяется классификации и анализу технических характеристик.
Роторный экскаватор представляет собой самоходный агрегат, имеющий в своем составе несколько заборных ковшей, движущихся на огромном колесе, именуемом ротором. Движение ротора вперед и в стороны осуществляется при помощи стрелы. В настоящее время такие машины выпускаются в Германии, РФ, Японии и США. Развитие технологии в настоящий момент смещается в двух направлениях: создание крупных агрегатов с большим КПД и создание компактных мобильных моделей.
Роторные экскаваторы в зависимости от выполняемых задач подразделяются на вскрышные и добычные. Также агрегаты можно классифицировать по способу перемещения на самодвижущиеся, в которых движение осуществляется на рельсах и гусеницах, и на навесные, прикрепленные к трактору-тягачу.
Основными сферами использования многоковшовых экскаваторов считаются следующие:
• Работы при строительстве газопроводов;
• Устройство стоковых коммуникаций;
• Прокладка под землей линий связи;
• Копка неглубоких траншей.
Роторные экскаваторы нашли широкое применение на песчаных и глиняных карьерах благодаря способностям отгружать огромные количества сыпучих веществ.
Достоинством агрегата считаются высокие эксплуатационные характеристики, позволяющие непрерывно использовать технику бесперебойно и круглосуточно в течение длительного времени. На качество выполняемой работы абсолютно не влияют климатические условия и изменение температуры окружающей среды. Такая техника, несмотря на немалую стоимость, является весьма экономичной, благодаря, в том числе, и конструкции ковшей, ведь захватываемый материал практически не рассыпается при движении ротора.
Принцип работы у большинства роторных экскаваторов схож между собой. Конструкция экскаватора представляет собой систему, состоящую из платформы с кабиной, роторной стрелой и лентой, ходовая часть и другие узлы. Разница между агрегатами может быть в следующих моментах:
• Количество ковшей;
• Длина стрелы;
• Мощность двигателя;
• Способы разгрузки ковшей и др.
Самыми мощными машинами считаются те, которые устроены на гусеничном ходу в основном от европейских производителей. Например, производительность немецких роторных экскаваторов SRS-6300 и SchRs-6340 может превышать 230 тысяч кубических метров за сутки. Модель SchRs-6340 оснащена стрелой длиной 70 м, позволяющая осуществлять обработку уступов более 50 м в высоту и 16 м в глубину. Мощность двигателя такого роторного экскаватора составляет порядка 3400 кВт.
Самым большим роторным экскаватором, произведенным в России, является ЭРШРД-5250. Данный агрегат применяют в работах, связанных с добычей бурого угля. В своем составе машина имеет более 20 ковшей, позволяющих добывать за час более 5 тысяч кубов угля. Общая масса экскаватора составляет более 4 тысяч тонн.
Несмотря на то, что роторные экскаваторы очень дорогие, их стоимость очень быстро окупается благодаря огромной производительности и возможности бесперебойной работы. Поэтому в некоторых сферах деятельности человека данный агрегат стал незаменимым.
Список литературы
1. Кочеткова А.С. Подъемно-транспортное оборудование в горной промышленности: анализ и сравнение // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. Вып. 6. С. 218-221.
2. Ковалёва Т.Е. Общий анализ конструкций и особенностей гидравлических экскаваторов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. Вып. 12. С. 166-168.
3. Тутов С.С. Анализ и пути увеличения производительности роторных экскаваторов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. Вып. 12. С. 234-236.