Научная статья на тему 'Анализ конкуренции и конкурентных стратегий'

Анализ конкуренции и конкурентных стратегий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2412
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ANALYSIS / MARKETING / COMPETITION / COMPETITIVE ADVANTAGES / MARKETING STRATEGY / АНАЛИЗ / МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подставка Полина Александровна

В статье анализируются основные конкурентные стратегии. Система анализа конкурентов это оценка сильных и слабых сторон, возможностей конкурентов. Она включает как агрессивную, так и консервативную стратегию, способствующую выявлению преимуществ и недостатков предприятия. Конкурентная стратегия предоставляет руководителям практические знания, новые навыки и инструменты для претворения стратегических идей в действия. Мы можем определять важные элементы выигрышных стратегий. Конкурентные исследования это область стратегических исследований, которая специализируется на сборе информации о конкурирующих фирмах. Это важная тактика для выяснения того, что конкуренты делают и какую угрозу они представляют для Вашей финансовой устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF COMPETITION AND COMPETITIVE STRATEGIES

The article analyzes competitive strategies. Competitor analysis is a valuation of the strengths and weaknesses of current and potential competitors. It offers both an offensive and self-justifying strategic context to recognizeopportunities and threats of the business. Competitive Strategy equips executives with practical knowledge, new skills and tools to turn strategic ideas into actions. We can to identify the important elements of winning strategies. Competitive research is a field of strategic research that specializes in the collection and review of information about rival firms. It's an essential tactic for finding out what your competitors are doing and what kind of threat they present to your financial well-being.

Текст научной работы на тему «Анализ конкуренции и конкурентных стратегий»

ANALYSIS OF COMPETITION AND COMPETITIVE STRATEGIES Podstavka P.A. (Russian Federation) Email: Podstavka243@scientifictext.ru

Podstavka Polina Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF MARKETING, MANAGEMENT AND BUSINESS, MASTER'S DEGREE, YUZHNY INSTITUTE OF MANAGEMENT, KRASNODAR

Abstract: the article analyzes competitive strategies. Competitor analysis is a valuation of the strengths and weaknesses of current and potential competitors. It offers both an offensive and self-justifying strategic context to recognizeopportunities and threats of the business. Competitive Strategy equips executives with practical knowledge, new skills and tools to turn strategic ideas into actions. We can to identify the important elements of winning strategies. Competitive research is a field of strategic research that specializes in the collection and review of information about rival firms. It's an essential tactic for finding out what your competitors are doing and what kind of threat they present to your financial well-being.

Keywords: analysis, marketing, competition, competitive advantages, marketing strategy.

АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ Подставка П.А. (Российская Федерация)

Подставка Полина Александровна - магистрант, кафедра маркетинга, менеджмента и предпринимательства, магистратура, Южный институт менеджмента, г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируются основные конкурентные стратегии. Система анализа конкурентов - это оценка сильных и слабых сторон, возможностей конкурентов. Она включает как агрессивную, так и консервативную стратегию, способствующую выявлению преимуществ и недостатков предприятия. Конкурентная стратегия предоставляет руководителям практические знания, новые навыки и инструменты для претворения стратегических идей в действия. Мы можем определять важные элементы выигрышных стратегий. Конкурентные исследования - это область стратегических исследований, которая специализируется на сборе информации о конкурирующих фирмах. Это важная тактика для выяснения того, что конкуренты делают и какую угрозу они представляют для Вашей финансовой устойчивости.

Ключевые слова: анализ, маркетинг, конкуренция, конкурентные преимущества, маркетинговые стратегии.

Для выбора наиболее подходящей, конкурентоспособной стратегии управления, необходимо понимать: что же такое стратегия и сущность ее предназначения, а также конкуренция и конкурентная стратегия.

Сначала разберём понятие «стратегия маркетинга». Синонимами этого понятия могут стать - логика рыночной деятельности. Другими словами - это базовые решения, которые направлены на достижение основной цели и обеспечение конкурентного преимущества. А, в свою очередь, конкурентная стратегия маркетинга ориентирована на обеспечение конкурентного преимущества, на то, чтобы занять устойчивую позицию, которая позволит диктовать условия конкуренту [5].

В маркетинге, как правило, используются следующие варианты конкурентной стратегии:

• экспансионистская стратегия: она должна быть подкреплена собственным значительным потенциалом, направлена на расширение рыночной доли (агрессивный маркетинг), вытеснение конкурента с рынка, рост продажи товаров, освоение новых региональных рынков, интенсивная противодействующая реклама;

• инновационная технологическая стратегия: выпуск новых конкурентоспособных товаров высокого качества, совершенствование технологии производства и продажи;

• ценовая стратегия: ценовая конкуренция, выпуск товаров по цене ниже, чем у конкурента, изучение реакции рынка на изменение цен; обеспечение эффективности издержек производства и обращения;

• коммерческая стратегия: совершенствование методов продажи и дистрибьюции; стимулирование продажи с помощью ряда поощрительных мер, организация интенсивной рекламной кампании;

• стратегия диверсификации: деятельность предприятия, традиционно выступающего на других рынках, но пытающегося проникнуть на наш рынок (конгломератная диверсификация);

• стратегия партизанской войны: выборочные снижения цен, рекламные атаки, новые, нетрадиционные формы продажи товаров, заимствование у конкурентов методов организации торгово-сбытовой деятельности.

Если основной стратегической целью является превосходство над конкурентом, то предприятие решает две исследовательские задачи: объективную оценку собственного потенциала и характеристику потенциальных возможностей конкурента. Для этого изучаются объем и структура продажи товаров, цены, финансовые характеристики. Эти данные дополняются информацией о менеджменте фирмы, склонности руководителя к тем или иным приемам конкурентной борьбы. В анализ деятельности конкурентов входят: изучение направлений товарной политики конкурентов (структура и ассортимент производства и продажи товаров, инновационный процесс); изучение уровня и динамики цен конкурентов; анализ организации сбыта и продажи товаров (торгово-сбытовой инфраструктуры, ее развития и размещения, форм товародвижения и дистрибьюции); оценки финансового состояния конкурентов. Здесь количественный анализ нередко заменяется качественным, а также приближенными оценками. Одновременно дается характеристика «человеческого фактора»: имидж руководства, квалификация работников маркетинговой службы и т.п. [3]. Важную роль играет опрос потребителей об их отношении к товарам и марке конкурентов, имеющиеся предпочтения товаров конкурента. Непосредственное наблюдение позволяет оценить нагрузку на конкурирующее предприятие, частоту покупок, характер сервиса.

Проблема выбора наиболее целесообразной конкурентной стратегии является достаточно сложной задачей, требующей учета ряда обстоятельств. Так, выбор наиболее подходящей конкурентной стратегии зависит от того, какими возможностями располагает функционирующее на целевом рынке предприятие [7]. Если оно обладает устаревшим оборудованием, недостаточно квалифицированными менеджерами, работниками, не располагает перспективными техническими новинками, но зато в нем не слишком высокая заработная плата и велики прочие затраты на производство, то наиболее подходящей в данном случае является стратегия — «ориентация на издержки».

Если сырье и материалы обходятся очень дорого, но на предприятии есть хорошее оборудование, отличные конструкторские разработки или изобретения, а работники обладают высокой квалификацией, то возможно применение стратегии обеспечения конкурентоспособности за счет организации выпуска товаров уникальных или с таким высоким уровнем качества, который оправдает в глазах покупателей высокую цену.

Все виды конкурентных преимуществ компании в зависимости от сложности их достижения можно разделить на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка.

Преимущества низкого порядка связаны с реальной возможностью использования сравнительно дешевых ресурсов: рабочей силы; материалов (сырья), комплектующих изделий; различных видов энергии и т.д.

Низкий порядок конкурентных преимуществ обычно связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать (или перекупить) главные конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка — это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущества над конкурентами надолго [6].

К преимуществам высокого порядка принято относить: наличие уникальной продукции; использование самых передовых технологий; высокий уровень менеджмента; прекрасную репутацию предприятия.

Если конкурентное преимущество достигнуто, например, за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для преодоления такого преимущества конкурентам необходимо или разработать аналогичную продукцию, или предложить что-то лучшее, или заполучить секреты с наименьшими затратами. Все эти пути требуют больших затрат и времени у конкурента. Это означает, что на некоторое время предприятие, вышедшее на рынок с принципиально новым товаром, оказывается в лидирующем положении и недосягаемо для конкурентов[4]. Это справедливо и применительно и к уникальным технологиям, и к «ноу-хау», и к высококлассным специалистам. Их трудно воспроизвести достаточно быстро.

Еще одно очень важное преимущество на рынке — репутация (имидж) фирмы. Данное конкурентное преимущество достигается с весьма большим трудом, за достаточно длительный период и требует больших трат денег на его поддержание.

Итак, можно констатировать, что достаточно надежными конкурентными стратегиями являются те, которые основываются на таких стратегических преимуществах, как уникальность товара (услуг, работ) и лидерство по его качеству.

Если рассматривать основные конкурентные стратегии по М. Портеру то стоит упомянуть:

Стратегия лидерства по издержкам. Ее смысл — стремиться стать производителем с низкими издержками производства для выпуска продукции с наименьшей себестоимостью в данной отрасли.

Стратегия дифференциации. Ее смысл — стремиться к дифференциации изделий и услуг для более полного удовлетворения нужд и запросов потребителей, что в свою очередь предполагает более высокий уровень цен.

Стратегия рыночной ниши. Ее смысл — сфокусировать внимание на основных сегментах рынка, для удовлетворения нужд и запросов строго очерченного круга потребителей, либо за счет низкой цены, либо высокого качества [1].

Рассмотрим не менее содержательную классификацию конкурентных стратегий по Л.Г Раменскому

Согласно так называемому биологическому подходу, предложенному российским ученым, различают стратегии обеспечения конкурентоспособности организации: виолентную, патиентную, коммутантную, эксплерентную [2].

Виолентная стратегия предполагает массовое производство и поставку на рынок продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчете на значительный объем спроса. Виолентная стратегия характерна для крупных компаний, доминирующих на рынке и опережающих конкурентов за счет низких издержек производства (и, следовательно, низкой цены) и высокой

32

производительности труда, что возможно при организации массового (крупносерийного) производства товаров, ориентированных на среднестатистического покупателя. Виолентную стратегию способны проводить крупные организации с устойчивой репутацией, постепенно овладевшие значительными сегментами рынка.

Патентная стратегия заключается в обслуживании узких сегментов рынка со специфическими потребностями на основе организации специализированного производства продукции, имеющей уникальные характеристики, рассчитана на завоевание и удержание относительно узких рыночных ниш, в пределах которых реализуются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высокого качества. Производители и продавцы таких товаров реализуют их на рынке по высоким пенам в расчете на состоятельных покупателей, что дает возможность при небольших объемах продаж получать значительную прибыль. Конкурентоспособность достигается изысканностью товара, удовлетворяющего тонким вкусам и запросам, показателями качества, превосходящими качество аналогичных товаров конкурентов.

Коммутантная стратегия призвана удовлетворять не редкие, а быстро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей в товарах услугах. Коммутантная стратегия нацелена на приспособление к условиям ограниченного спроса местного рынка, удовлетворение быстро меняющихся потребностей, имитации новинок. Поэтому коммутантная стратегия характеризуется прежде всего высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой продукции. Обычно такой стратегии придерживаются неспециализированные организации с достаточно универсальными технологиями и ограниченными объемами производства, когда при осуществлении данной стратегии не ставится задача достижения высокого качества и продажи по высоким ценам.

Эксплерентная стратегия ориентирована на радикальные нововведения и выход на рынок с новым продуктом. Эксплерентная стратегия опирается на достижение конкурентных преимуществ организации посредством осуществления конструктивных и технологических инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции, за счет вложения капитала в многообещающие, но рискованные инновационные проекты. Такие проекты в случае успешной реализации позволяют не только превзойти соперников по качеству представленной на рынке продукции, но и создавать новые рынки, где в течение определенного времени они могут не опасаться конкуренции, поскольку являются единственными производителями уникального продукта. Реализация такой стратегии требует наличия значительного начального капитала, научно-производственного потенциала, персонала высокой квалификации. Внедрение новшеств — одно из радикальных средств получения конкурентных преимуществ, способствующее монополизации рынка. Открытия, изобретения и другие новшества позволяют создать новый рынок с перспективой быстрого роста и большими возможностями для компании. Абсолютное большинство современных лидеров рынка появились именно вследствие разработки и использования инноваций, приводящих к революционным изменениям рыночной ситуации [2].. Примером могут служить лидеры в авиационной, автомобильной, электротехнической промышленности, а также в области компьютерной техники, разработки программного обеспечения, которые возникли из небольших пионерных предприятий, инновации которых в свое время буквально «взорвали» существующие рынки.

Главным достоинством стратегии внедрения новшеств является блокирование входа в отрасль конкурентов (на определенное время) и гарантированное получение высокой прибыли. Отсутствие товаров-заменителей и высокий потенциальный спрос на инновации создают благоприятные рыночные условия для компании-новатора.

33

Однако, как свидетельствует опыт, по причине больших рисков, вызванных неготовностью рынка воспринимать новшества, и в ряде случаев техническим и технологическим несовершенством и отсутствием опыта тиражирования и других причин, 80% этих компаний терпят банкротство. Но перспективы стать лидером в отрасли, на рынке и связанные с этим экономические преимущества создают стимул развития инновационной деятельности.

Предприятия, реализующие эксплерентную стратегию, имеют, как правило, высококвалифицированный персонал, проектную управленческую структуру, венчурную организацию бизнеса на начальных этапах процесса нововведения.

Предпосылки применения такой стратегии: отсутствие аналогов (продукции, технологии и др.); наличие потенциального спроса на предлагаемые новшества.

Преимущества эксплерентной стратегии: блокирование входа в отрасль в течение действия прав на новшество; возможность больших объемов продаж и получения сверхприбылей. Риски эксплерентной стратегии: большая неопределенность коммерциализации новшества; опасность имитации, быстрого освоения аналогичной продукции конкурентами; неготовность рынка воспринимать новшество; отсутствие каналов распределения новинок; конструкторская, технологическая и другая недоработка новшества [1].

Резюмируя, можно кратко обобщить: знание основ общего и стратегического менеджмента, основных маркетинговых стратегий конкурентов, их продукта, их принципов работы на рынке способствует повышению конкурентоспособности компании и укреплению ее стратегического положения.

Список литературы /References

1. Дунаев О.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / О.Н. Дунаев, Е.Ю. Кузнецова. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2000. 220 с.

2. Маевский В.И. Введение в эволюционную экономику. М.: Япония сегодня, 1997. 105 с.

3. Маевский В.И. Пора вернуться к эволюции / В. И. Маевский // Эксперт, 2000. № 38. С. 26-29.

4. Майбурд Е.М.Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е.М. Майбурд. М.: Дело, 2000. 560 с.

5. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

6. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / В.Н. Гунин [и др.]. М.: Инфра-М., 2000. Т. 7. 252 с.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюнктуры / Й. Шумперт. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.