57 -♦
Olga Aleksandrovna Golubenko,
PhD in Technical Sciences,
associate professor of the department of production technology and processing of livestock products, Saratov State Vavilov Agrarian University
Tatyana Sergeevna Nosova,
PhD in Agricultural Sciences, associate professor of the department of commodity science and goods inspection, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Lyudmila Gafitulovna Timush,
PhD in Technical Sciences, associate professor of the department of commodity science and goods inspection, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 339.1/.5
Ольга Александровна Голубенко,
кандидат технических наук, доцент кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства, Саратовский государственный аграрный университет
им. Н.И. Вавилова
Татьяна Сергеевна Носова,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
^¡аЬ [email protected]
Людмила Гафитуловна Тимуш,
кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. САРАТОВА
Успешная деятельность предприятий невозможна без учета функционирования конкурентов, которые являются звеньями одной цепи, экономики. Конкурентная борьба позволяет определить из многочисленных предприятий самых сильных, которые способны удовлетворить требования потребителей. Знание конкурентов, их сильных и слабых сторон позволяют организациям составить успешную стратегию своей деятельности. В настоящее время в торговле большое распространение получили сетевые формы. В условиях ужесточения конкуренции между ними необходимость в анализе возросла и является главным условием выживания предприятия в рыночной системе.
Ключевые слова: управление качеством, торговля, розничная торговля, конкурентоспособность, критерии конкурентоспособности, индекс конкурентоспособности, радар конкурентоспособности, розничные торговые сети, товары, услуги, ориентация, потребитель.
ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF TRADING BUSINESSES IN SARATOV
The article argues that successful business operation is impossible without taking into account competitors that are all linked into one economic chain. Competitive activity makes it possible to identify the strongest businesses that are able to satisfy the demands of consumers among numerous other businesses. Knowing about their competitors, their strengths and weaknesses business entities are able to develop successful strategies for their operations. At present, retail sector increasingly relies on chains. Toughening competition between those chains necessitates deeper business analysis that is now a major condition for their survival in the market system.
Keywords: quality management, trade, retail trade, competitiveness, criteria of competitiveness, competitiveness index, radar of competitiveness, retail trade networks, goods, services, orientation, consumer.
Торговля представляет собой одну из важнейших отраслей хозяйственной деятельности и оказывает большое влияние на экономическую жизнь страны. Она создает основу финансовой стабильности государства, так как является источником денежных средств, играет важную роль в развитии рыночных процессов, способствует улучшению качества жизни людей, удовлетворяя их спрос на товары и услуги.
В цепи товародвижения предприятие розничной торговли является звеном, в котором заложена завершающая стадия процесса кругооборота средств, вложенных в производство; происходит преобразование товара в денежную форму, тем самым формируется экономическое начало для нового цикла в производстве.
В основу рыночной экономики входит понятие «конкуренция», которая является главной движу-
58 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦
щей силой во взаимоотношениях субъектов, работающих в данной сфере. В современных условиях ужесточения конкуренции между торговыми предприятиями главным фактором успеха в работе стал уровень конкурентоспособности. Именно он способствует усилению эффективности в деятельности ритейла. Компания, которая находится на высоком уровне конкурентоспособности и поддерживает его, автоматически решает стратегическую задачу и обеспечивает себе устойчивую прибыль. Исследование конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но и факторов, воздействующих на отношение покупателей к нему.
Фундаментом розничной торговли являются потребители, предприятия-конкуренты и среда, в которой они существуют. Руководители ретейлов, стремящихся к успеху в своей деятельности, должны всегда находиться в курсе того, что желают их клиенты, предоставлять именно те товары и услуги которые они желают получить, а также следить за возникновением новых конкурентов, технологий, потребностей покупателей и т.д. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что конкурентоспособность предприятий торговли является важным элементом системы взаимодействия между ретейлом и потребителем как субъектов экономических отношений.
Теоретические проблемы, связанные с конкурентоспособностью, отражены в многочисленных трудах ученых [2; 4]. Однако исследования показывают, что большинство работ посвящено изучению конкурентоспособности применительно к промышленным предприятиям и остаются недостаточно разработанными вопросы, которые связаны с проблемами торговых предприятий.
Розничная торговля представляет собой один из наиболее важных элементов рыночной системы. Эту сферу коснулись изменения, связанные с такими факторами, как: торговые санкции в отношении страны; масштабное развитие отечественных магазинов; возникновение конкуренции между российскими и международными ретейлами. Кроме того, произошло резкое сокращение неорганизованной торговли, идет модернизация отечественного рынка, растет число современных форматов торговли, таких как супермаркеты, гипермаркеты, дискаун-теры, наряду с этим уменьшается доля традиционных форматов (открытые рынки, киоски, павильоны и т.п.). Сейчас предприятия розничной торговли находятся в постоянно изменяющейся внешней среде, в результате чего конкуренция становится выше, а требования потребителей возрастают. Эти факторы предъявляют серьезные требования в управлении бизнесом [2].
Конкурентоспособность организации показывает ее способность в любое время адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, обеспечивая свои конкурентные преимущества и прибыль. Она является формой соперничества между субъектами рыночных отношений. Средствами конкуренции выступают товары и услуги, благо-
даря которым предприятия стремятся заслужить признание потребителей и получить от них деньги. Высокая конкурентоспособность предприятия торговли определяется удовлетворенностью потребителей и готовностью их повторно приобрести товар в данном месте, отсутствием претензий от партнеров, престижностью организации.
Владение информацией об изменениях в рыночной системе, оценка удовлетворенности покупателей и сравнение ее с конкурентами, создание системы управления отношений с клиентами, понимание их настоящих и будущих потребностей - все это относится к высокоэффективной стратегии предприятия. Анализ удовлетворенности покупателей очень важен: он помогает найти нужные решения для усовершенствования работы предприятия, что увеличивает лояльность клиентов и приводит к улучшениям в бизнесе. В ИСО серии 9000:2015 содержатся требования и рекомендации по измерению степени удовлетворенности потребителей. Их главная цель состоит в принятии управленческих решений, которые приведут к повышению удовлетворенности настоящих покупателей, привлечению новых, расширению и завоеванию рынков сбыта [1; 3].
Предприятие, в соответствии с положением современной теории управления качеством, должно проявлять непрерывную готовность определять запросы потребителей и рынка. Это порождает потребность улучшения используемых методов в управлении, необходимость быстрого реагирования на изменения рыночных отношений. Важным принципом современного управления качеством является большая роль потребителей в деятельности предприятия. В книге Генри Нива «Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса» приведена цитата, которая отражает сущность этого принципа: «Качество начинается с услаждения потребителя. Потребитель должен получать то, что он хочет, тогда, когда он этого хочет. Компания должна стремиться не только удовлетворять ожидания потребителя - это самое малое, что она должна сделать. Компания должна стремиться к тому, чтобы заставить потребителя восторгаться, предоставляя ему больше того, что он мог ожидать» [3].
Таким образом, конкурентоспособность предприятия розничной торговли представляет собой многостороннее понятие и состоит не только из качественных и ценовых параметров продукции, но находится в большой зависимости от уровня менеджмента, системы управления финансовых потоков, инновационных составляющих его деятельности. Оказывает влияние ряд следующих факторов: конъюнктура рынка, степень конкуренции, покупательские предпочтения, государственное регулирование рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, квалификация персонала. Очень важную роль играет маркетинг: он направлен на обнаружение особенно важных потребностей, изменений предпочтений, создание и осуществление стратегий по повышению конкурентных преимуществ предприятия. В рыночных
59 -♦
отношениях анализ конкурентного уровня предприятия является необходимым, чтобы знать свои преимущества и слабые стороны по отношению к конкурентам и разработать успешную стратегию дальнейшей деятельности.
Оценка необходима для разработки мер по увеличения конкурентоспособности; создания плана выхода на новые рынки сбыта; выполнения инвестиционной деятельности; осуществления государственного регулирования экономики.
Конкурентоспособность организации рассматривается не только как качественная характеристика положения на рынке, но и как количественно измеряемый параметр. На данное время нет общепризнанной методики для оценки конкурентоспособности ретейла. Отсутствие комплексного подхода к выбору критериев анализа сейчас представляет собой главную причину недостатка имеющихся методов оценки сетевой розничной торговли.
Для оценки конкурентоспособности розничных ретейлеров города Саратова был использован метод «Многоугольник конкурентоспособности», или «Радар конкурентоспособности» [1]. Данный метод позволяет провести анализ предприятий в сравнении с ключевыми конкурентами и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.
Розничная торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в Саратове.
По итогам 2017 г. оборот розничной торговли города составил 327,7 млрд руб., что на 0,2% больше, чем в 2016 г. На рынке набирают популярность супермаркеты, потребители предпочитают большие светлые залы, низкие цены, возможность широкого выбора и самообслуживания. Все эти факторы влияют на развитие торговых розничных сетей. В Саратове основными конкурентами на розничном продуктовом рынке являются сети «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», «Гроздь», «Лента», «METRO Cash and Carry», «Семейный», «О'кей».
При проведении оценки конкурентоспособности выбранных торговых сетей было опрошено 200 потребителей и привлечено 10 экспертов, работающих в сфере розничной торговли. Оценка проводилась по 10-балльной шкале. Были определены критерии, позволяющие отобразить структуру продовольственных сетей розничного рынка города Саратова, составить представление о существующей модели развития рынка в целом (табл. 1).
В ходе анализа были выявлены следующие показатели, отображенные на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что по абсолютному (суммарному) показателю на розничном рынке Саратова присутствуют три основных конкурирующих предприятия: «Пятерочка» (121), «Магнит» (122) и «Лента» (131). К отстающим относятся «Карусель» (93), «Семейный» (92) и «О'кей» (83).
Таблица 1
Оценка конкурентоспособности продовольственных сетей на рынке розничной торговли г. Саратова
Критерий/наименование торговой сети «Карусель» «Перекресток» «Пятерочка» «Магнит» «Ашан» «Гроздь» «Лента» «METRO Cash and Carry» «Семейный» «О'кей»
Цена 7 7 9 9 8 9 10 6 7 6
Месторасположение 6 7 8 9 6 8 8 5 7 5
Величина магазина 7 8 9 9 8 8 10 10 6 7
Репутация 8 8 9 9 9 8 10 9 7 6
Ассортимент продукции 6 7 9 9 9 7 10 10 7 7
Качество товара 7 7 8 8 8 8 9 9 7 6
Уровень обслуживания 6 6 7 7 7 6 9 9 6 6
Режим работы 8 8 9 9 8 7 9 9 7 7
Реклама 6 6 10 10 4 4 10 5 4 4
Наличие скидок, акций 6 7 8 8 8 7 10 8 7 6
Количество магазинов 6 6 9 9 4 8 7 4 7 5
Динамика расширения сети 6 7 9 9 6 6 9 5 7 5
Уникальные продукты 7 7 8 8 9 7 10 10 7 7
Наличие парковки и остановки 7 7 9 9 9 8 10 10 6 6
60 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018.
№ 2 (71) -♦
Рис. 1. Суммарный балл согласно критериям конкурентоспособности продовольственных сетей розничного рынка г. Саратова
Рис. 2. Радар конкурентоспособности розничных сетей г. Саратова
Далее на основе данных табл. 1 был построен радар конкурентоспособности, который отражает уровень развития сети согласно выделенным критериям (рис. 2).
На основе построенного радара конкурентоспособности торговых сетей был рассчитан индекс конкурентоспособности для каждого предприятия.
Индекс конкурентоспособности рассчитывается по следующей формуле:
* (1)
ь =
я*
Площадь /-го радара определяется по формуле:
Я. = БШ
3601
(¿1А2 + А2 Аз + ...Л„Л1)
2
(2)
где п - число осей радара (число оценочных критериев); Л1 ... Ап - координаты показателей на соответствующих осях.
Площадь оценочного многоугольника определяется по формуле:
где Я. - площадь /-го многоугольника; 8шт - площадь общего многоугольника, I. - коэффициент абсолютной конкурентоспособности.
1 2
Я = — Я п X БШ 2
360е
(3)
где Я - радиус описанной окружности многоугольника, ед.
X
п
п
Результаты расчета индексов конкурентоспособности для предприятий розничных торговых сетей Саратова отображены в табл. 2.
Таблица 2
Индексы конкурентоспособности торговых сетей г. Саратова
Наименование торговой сети Индекс конкурентоспособности
«Карусель» 0,44
«Перекресток» 0,49
«Пятерочка» 0,75
«Магнит» 0,76
«Ашан» 0,54
«Гроздь» 0,52
«Лента» 0,88
«METRO Cash and Carry» 0,61
«Семейный» 0,43
«О'кей» 0,35
Согласно проведенным расчетам лидирующую позицию в Саратове среди продовольственных сетей занимает сеть магазинов «Лента» (0,88). Она выигрывает, так как в сети представлен широкий ассортимент товара высокого качества, установлены удовлетворяющие потребителя цены, работает высококвалифицированный персонал, оперативно обслуживают клиентов, проводятся различные акции и скидки на продукцию. Также максимальные показатели сеть получила по критериям «величина магазина», «репутация», «режим работы», «реклама», «уникальные продукты», «наличие парковки и остановки». Для удержания высокой позиции сети необходимо поддерживать свой уровень конкурентоспособности, сосредоточиться на увеличении количества магазинов, политике достижения умеренной цены.
Второе место занимает сеть «Магнит» (0,76), лидирующая по динамике роста сети, балансу цены и качества, рекламе, наличию скидок, акций, но значительно проигрывающая по уровню обслуживания, качеству и уникальности товаров и др., что требует мер по совершенствованию внутренней политики компании.
Сеть магазинов «Пятерочка» занимает третье место (0,75) за счет демократичных цен, благодаря чему ей удается охватить широкие слои населения. Однако требуют совершенствования такие критерии, как качество и уникальность товаров, уровень обслуживания.
Несмотря на то что торговые сети «Ашан» и «METRO Cash and Carry» имеют в Саратове всего по одному магазину, их индексы конкурентоспособности в сравнении с другими сетями составили
-♦
0,54 и 0,61, что обусловлено особенностью характера розничной торговли.
Торговые сети «Перекресток» (0,49) и «Гроздь» (0,52) имеют примерно одинаковые показатели. Наименьшие показатели получили торговые сети «Карусель» (0,44), «Семейный» (0,43) и «О'кей» (0,35). Они имеют слабую позицию по отношению к своим конкурентам. После проведенной оценки наиболее важными и возможными для них являются расширение ассортимента, улучшение уровня обслуживания клиентов, реклама сети, акции, для того чтобы вернуть доверие клиентов, иначе они могут проиграть конкурентную борьбу и уйти с рынка.
Таким образом, после проведенных исследований можно сделать вывод, что рынок розничной торговли в Саратове имеет развитый характер. В последние годы наиболее эффективными являются сети «Лента», «Магнит», «Пятерочка». Ужесточение конкуренции требует от участников рыночных отношений приобретать дополнительные преимущества за счет повышения уровня обслуживания покупателей, комфорта в торговом зале, проведения благотворительных акций, так как цена и качество являются недостаточными факторами для победы в конкурентной борьбе.
Необходимость в анализе конкурентоспособности предприятий розничной торговли высока. В первую очередь это важно для самих предприятий, так как это показывает их положение относительно друг друга и на основании этих данных они могут создать собственные успешные конкурентные стратегии. Проведение рейтингов имеет большое значение и для области, так как повышает экономику области, способствуя развитию торговой отрасли. Торговля помогает наполнению областного бюджета, так как обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений, а следовательно, финансовую стабильность области и создает условия для развития социальных сфер.
1. Байменов А.Ж., Голубенко О.А. Соблюдение законодательных актов в области стандартизации и метрологии предприятиями саратовской области // Актуальные проблемы ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2015. С. 231-236.
2. Голубенко О.А., Глухова С.А. Особенности внедрения системы менеджмента качества на торговом предприятии малого масштаба // Безопасность и качество товаров: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. / ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». Саратов, 2015. С. 43-49.
3. Голубенко О.А., Коник Н.В., Тяпаев Т.Б. Экономика качества: учеб. пособие. Саратов, 2011.
4. Королева А.Ю., Голубенко О.А. Необходимость внедрения системы менеджмента качества стандарта ИСО 22000 в трудовом хозяйстве по производству рыбы // Актуальные проблемы ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2015. С. 292-295.