УДК 33 Еремина В. С., Жикина О.В.
Еремина В.С.
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург, Россия)
Научный руководитель: Жикина О.В.
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург, Россия)
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: данная статья направлена на выявление малоизвестных видов анализа конкурентоспособности международной компании. В статье рассматриваются данные виды, а также осуществляется анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на позицию компании на мировом рынке, а также их взаимосвязь и влияние на ее конкурентоспособность.
Ключевые слова: конкурентоспособность, международная организация, анализ, статистические данные.
Современный мировой рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, поэтому для международных организаций важно иметь высокую конкурентоспособность. Конкурентоспособность является ключевым фактором успеха в глобальной экономике, поскольку она позволяет организациям выделяться на рынке и обеспечивать стабильные позиции в условиях ожесточенной конкуренции. В связи с этим, анализ конкурентоспособности
международной организации имеет важное практическое значение для разработки и реализации стратегии укрепления ее позиций на мировом рынке.
Конкурентоспособность - один из наиболее важных аспектов успешного функционирования международной компании. Понятие конкурентоспособности имеет свойство складываться из множества факторов, таких как качество товаров или услуг, уровень цен, инновации в производстве и маркетинге, квалификация персонала, эффективность управления и многое другое. Поэтому проведение анализа конкурентоспособности позволяет выявить наиболее сильные и слабые стороны международной организации и определить ее позицию на рынке.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью осознания и понимания значимости конкурентоспособности для международных организаций. В условиях глобализации, появления новых технологий и усиления конкуренции, компании сталкиваются с необходимостью активного повышения своей конкурентоспособности для успешного выживания и развития на рынке.
Современный международный рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, поэтому каждая организация должна постоянно анализировать и осуществлять управление своей конкурентоспособностью. Успешность международной компании тесно связана с ее конкурентными преимуществами, такими как инновации, качество продукции, эффективность управления, маркетинговые стратегии и многие другие факторы [1].
Гипотеза данной научной статьи заключается в том, что анализ конкурентоспособности международной компании позволяет оценить ее состояние и выявить сильные и слабые стороны, а также определить потенциал для улучшения конкурентоспособности.
Глобализация открывает новые возможности для международного бизнеса, но при этом обеспечивает конкуренцию. Бурное развитие технологий меняет структуру бизнеса и открывает новые возможности для международных компаний. Те, кто научился быстро адаптироваться к новым технологиям и инновациям, получают конкурентное преимущество. В связи с этим необходимо вовремя определять слабые и сильные стороны компании и вовремя
анализировать конкурентоспособность предприятия, во избежание исчезновения компании с рынка.
Целью данной научной статьи является исследование анализа конкурентоспособности международной компании с использованием нового подхода. Также будет затронуто понятие и сущность статистических данных.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи: изучить теоретические основы конкурентоспособности международных компаний, рассмотреть существующие инструменты для анализа конкурентоспособности, исследовать факторы, влияющие на конкурентоспособность международной компании, предложить новый подход к анализу конкурентоспособности международной компании, применить использованный подход на практике и выявить общее состояние компании, изучить, для чего нужен статистический анализа данных о конкурентоспособности международной компании, описать проведенную работу, сформировать выводы и итоги по заданной теме.
Для обеспечения понимания и дальнейшего анализа конкурентоспособности международной организации, необходимо определить понятие и сущность этого понятия, а также рассмотреть основные определения, используемые в литературе. Конкурентоспособность - это способность организации достичь и удержать высокие позиции на рынке путем обеспечения уникальности и качества своих товаров или услуг. Оценка конкурентоспособности включает в себя анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на успех компании [2].
Конкурентоспособность международной компании - это ее способность эффективно конкурировать на мировом рынке, занимать лидирующие позиции среди конкурентов и успешно занимать позиции на различных рынках в зависимости от происхождения своей страны [3].
Сущность конкурентоспособности международной компании определяется следующими ключевыми аспектами: Международная компания должна предлагать продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности и
ожидания на мировых рынках. Это может означать адаптацию продуктов и услуг к различным культурным и экономическим контекстам.
Конкурентоспособность определяется как способность организации конкурировать на рынке и эффективно использовать свои ресурсы для достижения конкурентных преимуществ. Важными составляющими конкурентоспособности являются качество продукции или услуги, инновации, эффективность управления и маркетинговая стратегия [4].
В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных конкурентоспособности и ее факторам. Для проведения анализа конкурентоспособности международной компании рассмотрим существующие точки зрения и подходы ученых в данной области. (табл. 1).
Таблица 1. Точки зрения и подходы ученых в исследованиях, посвященных конкурентоспособности и ее факторам.
Подходы Сходства точек зрений Различие точек зрений
1 .Ресурсно- ориентированный подход: В основе этого подхода лежит идея о том, что конкурентоспособность компании определяется её ресурсами и способностью эффективно их использовать. Некоторые исследователи подчеркивают важность не только количества ресурсов, но и их уникальности и способности компании создавать устойчивые конкурентные преимущества на основе этих ресурсов.
2. Стратегический подход. Этот подход акцентирует внимание на стратегических решениях компании и её способности адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям. Некоторые исследователи уделяют больше внимания разработке стратегий на основе анализа внешней среды и внутренних ресурсов.
Подходы Сходства точек зрений Различие точек зрений
3 .Контекстуальный подход. Этот подход учитывает важность контекста для анализа конкурентоспособности. Контекст может включать экономические, политические, культурные и социальные факторы. Некоторые исследователи сосредотачиваются на анализе макроэкономических факторов, в то время как другие обращают внимание на микроуровень, такой как стратегии конкретной компании.
4. Инновационный подход. Этот подход подчеркивает роль инноваций в повышении конкурентоспособности международной компании. Некоторые исследователи акцентируют внимание на технологических инновациях, в то время как другие обращают внимание на инновации в маркетинге, управлении или производстве.
5. Комплексный подход: Этот подход объединяет различные аспекты анализа конкурентоспособности, включая ресурсный, стратегический, контекстуальный и инновационный аспекты. Одни исследователи предлагают более системный подход, в то время как другие склонны к более узкой специализации и анализу определенных аспектов конкурентоспособности [5].
В целом, разнообразие точек зрения в научной литературе по анализу конкурентоспособности международной компании позволяет получить более полное понимание этого важного аспекта деловой деятельности. Комбинирование различных подходов может быть наиболее эффективным при
разработке стратегий повышения конкурентоспособности компании на мировом рынке.
Конкурентоспособность - это тема, которая привлекала внимание многих выдающихся личностей из мира бизнеса, политики и науки.
Майкл Портер, известный американский экономист, говорил: "Конкурентоспособность не является случайным явлением. Она приходит из сознательного стремления к выдающемуся исходу." [6].
Портер, разработал концепцию "пяти сил Портера", которая объясняет, что конкурентоспособность компании зависит от воздействия пяти основных сил: угрозы новых конкурентов, угрозы замены продуктов или услуг, сила покупателей, сила поставщиков и степень конкуренции в отрасли.
Один из основателей компании Oracle Corporation Ларри Эллисон, подчеркивает важность понимания потребностей и желаний клиентов как ключевого фактора конкурентоспособности. "Конкурентоспособность проста. Понимай своих клиентов лучше, чем это делает твой конкурент, и продавай то, что они хотят купить." [7].
Понимание рыночных потребностей и адаптация продуктов или услуг компании к этим потребностям помогает удерживать и привлекать клиентов.
Также Стив Джобс, основатель Apple Inc., призывает к балансу между конкурентоспособностью и уникальностью: "Будьте конкурентоспособными, но не забывайте быть уникальными." [8].
Компания должна уметь конкурировать на рынке, но в то же время создавать продукты или услуги, которые отличаются от конкурентов и привлекают внимание потребителей.
Высказывания о конкурентоспособности международных компаний могут вдохновить на понимание важности анализа и стратегического мышления в бизнесе. Вот несколько цитат, которые отражают эту тему:
Джек Уэлч (бывший CEO компании General Electric): "Если ваша компания не конкурентоспособна, тогда вы уже проиграли." [9].
Уэлч подчеркивает, что конкурентоспособность является ключевым аспектом выживания и успеха любой компании на мировом рынке.
Акио Морита (сооснователь и бывший председатель компании Sony Corporation): "Мы должны анализировать конкурентоспособность, но не должны позволять ей определять нашу стратегию." [10].
Данная цитата отражает необходимость учитывать конкурентов, но при этом сохранять собственную уникальность и стратегию компании.
Приведенные цитаты отражают различные аспекты анализа конкурентоспособности международных компаний и подчеркивают важность стратегического подхода, инноваций и постоянного развития для успешной деятельности на мировом рынке.
Для проведения анализа конкурентоспособности международной компании необходимо ознакомиться с доступными методами и подходами.
Существует несколько видов анализа конкурентоспособности, которые включают анализ внутренних и внешних факторов, анализ конкурентной среды, анализ корпоративных стратегий и другие.
Ниже представлены несколько видов анализа конкурентоспособности:
1. Анализ структуры отрасли (Industry Structure Analysis) - оценка структуры отрасли, включая степень конкуренции, потенциал для новых участников, сила поставщиков и покупателей, а также наличие заменителей продуктов.
2. Анализ конкурентов (Competitor Analysis) - исследование действий и стратегий конкурентов, их сильных и слабых сторон, инноваций, реакций на изменения рынка.
3. Анализ рыночной доли (Market Share Analysis) - оценка доли компании на рынке по сравнению с конкурентами и тенденции изменения этой доли во времени.
4. Анализ потребителей (Consumer Analysis) - изучение потребностей, предпочтений и поведения потребителей как основы для разработки и адаптации продуктов и услуг компании.
5. Анализ технологий (Technology Analysis) - исследование технологических трендов и инноваций в отрасли, оценка технологического потенциала компании и её способности к инновациям.
6. Анализ финансовых показателей (Financial Analysis) - оценка финансовых показателей компании, таких как прибыльность, ликвидность, эффективность использования капитала и т. д., и сравнение их с конкурентами и отраслевыми стандартами.
7. Анализ макроэкономической среды - изучение внешних факторов, таких как экономические, политические, социальные и технологические тенденции, которые могут влиять на конкурентоспособность компании [11].
Эти методы анализа могут использоваться как самостоятельно, так и в комбинации, чтобы получить более полное представление о конкурентоспособности международной компании и её позициях на рынке.
Для анализа конкурентоспособности международной компании будут использованы различные инструменты, но перед этим будет представлена информация по компании «Газпром нефть». По данной компании в будущем можно будет проводить анализ конкурентоспособности представленным методом.
Основными конкурентами "Газпрома" в поставках нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки являются ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "Славнефть", ПАО "Роснефть", ПАО "Башнефть", которые являются вертикально интегрированными предприятиями России.
Исходная информация для оценки конкурентоспособности ПАО «Газпром» представлена в табл. 2 [12].
Таблица 2. Выручка и чистая прибыль крупнейших российских нефтегазовых компаний (по отчетности МСФО) за 2021-2023 гг.
Выручка Выручка Выручка Прибыль Прибыль Прибыль
2021, тыс. 2022, тыс. 2023, тыс. 2021, тыс. 2022, тыс. 2023, тыс.
№ Компания руб. руб. руб. руб. руб. руб.
1 Лукойл 204725,8 322811,9 1589317,2 105736,7 197559,1 355708,3
2 Славнефть 9377,1 12378,4 16217,6 2001 5178,3 1061,9
3 Роснефть 14832,9 16600,4 18092,3 536 415,6 -186
4 Башнефть 504627,2 702211,7 427969,6 53526,2 49159,6 -23557
Газпром 1006872,8 133347,1
5 нефть 1512791,7 2675243,9 162550,4 344113,2
Итого 1740435,8 2566794,2 4726840,6 295147 414863 657140,2
В таблице 2 мы видим, что по объему выручки лидером среди предприятий специализирующихся на добычи нефти и газа за период 2021-2023 гг. является ПАО «Газпром нефть» и составляет 1006872,8, 1512791,8 и 2675243,9 тыс. Р. соответственно, но по показателям прибыли за 2022 и 2023 год ПАО «Лукойл» обгоняет ПАО «Газпром нефть» и его прибыль в предыдущем и отчетном периоде составляет 197559,1 и 355708,3 тыс. Р. соответственно.
Показатели крупнейших российских нефтегазовых компаний (по отчетности МСФО), представлены в табл. 3.
Таблица 3. Балансовые показатели крупнейших
российских нефтегазовых компаний (по отчетности МСФО), тыс. р.
№ Оборотные активы Краткосрочные обязательства
п/п Компания 2021 2022 2023 2021 2022 2023
1 Лукойл 267864,2 342368,5 759113,9 534926,2 621650 896049,5
2 Славнефть 13488,9 25058,6 49528,5 11286,8 17732,4 21627,2
3 Роснефть 3101,3 3380,8 3290,7 432,1 695,6 839,8
4 Башнефть 1945,7 2058,6 1535,4 199368,6 120915 115613
5 Газпром нефть 428831,7 693172,8 1115163,4 493223,1 750617,6 1356076
В таблице 3 мы видим, что оборотные активы «Газпром нефть» превышает объем оборотных активов «Лукойл» практически в 2 раза, это свидетельствует о больших объемах производства , что, несомненно является положительным показателем «Газпром нефть». Несмотря на это мы наблюдаем, что «Газпром нефть» также имеет и большой объем краткосрочных обязательств, тенденцию к его увеличению в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
Далее перейдем непосредственно к оценке и анализу конкурентоспособности ПАО "Газпром нефть" в сопоставлении с агрегированными показателями конкурентов. В табл. 4 представлены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ПАО "Газпром нефть".
Таблица 4. показатели финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Газпром нефть», тыс. руб.
Год Выручка Расходы Чистая прибыль
2021 1006872,8 902545,5 104327,3
2022 1512791,7 1350241,3 162550,4
2023 2675243,9 2331130,7 344113,2
Относительно представленных данных в таблице 4 необходимо отметить, что динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ПАО "Газпром нефть» оцениваются руководством компании как вполне хорошие. За 2021-2023г. наблюдается весомое увеличение выручки от реализации продукции, сопровождавшаяся соответствующим ростом чистой прибыли. Принимая во внимание высокие оценки ПАО "Газпром нефть" в отраслевых рейтингах, уровень конкурентоспособности Исследуемого предприятия оценивается его руководством как высокий.
Далее обратимся к показателям финансово-хозяйственной деятельности группы основных конкурентов Исследуемого предприятия. Путем суммирования соответствующих величин по каждому предприятию выборки (табл. 5) получаем агрегированные показатели. Результаты агрегирования представлены в табл. 5.
Таблица 5. Агрегированные показатели финансово-хозяйственной деятельности по группе основных конкурентов ПАО «Газпром нефть».
Год Выручка, тыс. р. Затраты, тыс. р. Чистая прибыль, тыс. р.
2021 733563 571763,1 161799,9
2022 1054002,4 801689,8 252312,6
2023 2851596,7 2538569,5 313027,2
В период 2021-2023гг наблюдается тенденция к росту агрегированных показателей конкурентов [13].
Далее рассмотрим саму модель анализа конкурентоспособности, и, если потребуется, в будущем, можно будет проанализировать конкурентоспособность «ПАО Газпром нефть» данным методом.
В качестве подхода к комплексному анализу конкурентоспособности организации предлагается использовать модель Барни. Данная модель включает в себя несколько аспектов, таких как ресурсы, компетенции и возможности [14].
Модель Барни (Barney) - это теоретическая модель, которая выделяет ресурсы компании как основной источник конкурентных преимуществ. Основываясь на этой модели, мы можем провести анализ конкурентоспособности международной компании с учетом её ресурсов. Рассмотрим пример анализа ООО «БизнесБас» с использованием модели Барни:
Ресурсный подход к стратегии первым стала изучать еще в 1954 г. Эдит Перроуз. Повторно интерес к этому подходу возник спустя четыре десятилетия, в 1990-х гг. Одним из первых и активных его сторонников был Джей Барни.
При определении устойчивого конкурентного преимущества на основе ресурсного подхода основное внимание скорее уделяется внутренней конкурентоспособности фирмы, чем ее внешнему позиционированию. Здесь больше используется подход изнутри наружу, чем снаружи внутрь, больше делается ставка на предложение, чем на спрос.
Барни утверждает, что для формирования устойчивого конкурентного преимущества у фирмы должны быть ресурсы, для которых характерно наличие четырех атрибутов: ценность, редкость, неповторимость, отсутствие субститутов (рисунок 1).
Рис. 1. Ресурсы типа VRIN.
1. Ценность: ресурсы должны продемонстрировать свою ценность, позволяющую упрочить конкурентную позицию и/или использовать рыночные возможности (или ослабить рыночные риски).
2. Редкость: ресурсы не должны быть в распоряжении большинства конкурентов, а иметься лишь у немногих или только у вашей фирмы.
3. Неповторимость: ресурсы должны быть такими, чтобы соперники могли быстро их продублировать, так как в противном случае преимущество не будет устойчивым.
4. Отсутствие субститутов: эти ресурсы не должны иметь легко создаваемых субститутов, даже если ресурс является редким или неповторимым, у него могут быть субституты, т. е. другие ресурсы, способные в большей или меньшей степени добиваться той же цели, и тогда устойчивое конкурентное преимущество может ослабляться, из-за чего цена продукта станет снижаться [15].
На примере компании ООО «БизнесБас» проведем анализ конкурентоспособности по модели Барни: 1. Физические ресурсы.(табл. 6)
Таблица 6. Физические ресурсы.
Ресурс Оценка (1-5) Комментарий
Производственные мощности 4 Компания обладает современным оборудованием.
Транспортные средства 3 Есть собственный автопарк, но требуется обновление.
Недвижимость 5 Имеются собственные офисы и склады.
2. Человеческие ресурсы (табл. 7) Таблица 7. Человеческие ресурсы.
Ресурс Оценка (1-5) Комментарий
Квалификация персонала 5 Компания имеет высококвалифицированный персонал.
Опыт и навыки сотрудников 4 Сотрудники обладают опытом работы в отрасли.
Программы обучения 4 Есть система корпоративного обучения.
3. Организационные ресурсы (табл. 8) Таблица 8. Организационные ресурсы.
Ресурс Оценка (1-5) Комментарий
Корпоративная культура 5 Сформирована сильная корпоративная культура.
Структура компании 4 Существует эффективная организационная структура.
Системы управления 4 Применяются современные системы управления.
4. Финансовые ресурсы. (табл. 9). Таблица 9. Финансовые ресурсы.
Ресурс Оценка (1-5) Комментарий
Оборотные средства 5 Компания обладает достаточными оборотными средствами.
Кредитоспособность 4 Имеется хорошая кредитная история.
Инвестиционные возможности 4 Компания активно инвестирует в развитие.
5. Технологические ресурсы (табл. 10). Таблица 10. Технологические ресурсы.
Ресурс Оценка (1-5) Комментарий
ИТ-приложения 4 Компания использует достаточно удобные ИТ-приложения.
ИТ-инфраструктура 3 ИТ-инфраструктура на начальном этапе.
ИТ- процессы 4 Компания активно инвестирует в ИТ-процессы
После проведения оценки каждого ресурса международной компании «БизнесБас» по модели Барни, мы можем сделать выводы о её конкурентоспособности по уровню ресурсов:
- Компания обладает сильными физическими и технологическими ресурсами, что способствует её конкурентоспособности,
- Наличие высококвалифицированного персонала и хорошо структурированной организационной культуры также являются ключевыми преимуществами компании,
- Некоторые слабые стороны, такие как необходимость обновления транспортного парка, могут потенциально снизить уровень конкурентоспособности,
- Технологические ресурсы компании находятся не на высшем уровне, но компания развивается в этом направлении.
Следовательно компании необходимо поработать над обновлением транспорта, чтобы достичь высокого уровня конкурентоспособности в своей нише.
Этот анализ позволяет компании понять свои сильные и слабые стороны, а также определить направления для улучшения конкурентоспособности на мировом рынке.
Также очень важен анализ статистических данных, охватывающий конкурирующие международные компании, чтобы выявить тенденции и особенности, которые могут способствовать их успеху. В ходе анализа статистических данных конкурентоспособности международной компании используются различные показатели:
- анализ доли рынка,
- прибыли,
- капитализации,
- уровня занятости,
- инвестиций в исследования и разработки,
- другие показатели, отражающие состояние компании на рынке.
С помощью статистических методов анализируется зависимость между этими показателями и конкурентоспособностью компании.
Анализ статистических данных позволяет оценить текущее положение компании на рынке, выявить тенденции и прогнозировать будущее развитие [16].
На основе полученных результатов, в дальнейшем, можно будет сформулировать рекомендации для международных компаний по улучшению их конкурентоспособности. Рекомендации могут включать в себя внедрение новых технологий, развитие уникальных компетенций и так далее.
Исходя из данной статьи, можем еще раз утвердить, что конкурентоспособность международной организации играет важную роль в современной экономике. Также можем подтвердить гипотезу о том, что анализ конкурентоспособности международной компании позволяет оценить ее состояние и выявить сильные и слабые стороны, а также определить потенциал для улучшения конкурентоспособности [17].
В условиях все увеличивающейся конкуренции на мировом рынке, обеспечение конкурентоспособности представляет собой одну из главных задач для компаний, стремящихся достичь успеха и процветания. В связи с этим, в основной части данной статьи были изучены понятия конкурентоспособности, рассмотрены варианты анализа конкурентоспособности международной компании, а также приведен пример анализа на примере компании ООО «БизнесБас» с использованием модели Барни. Были представлены полученные в результате анализа данные, которые позволили оценить состояние конкурентоспособности компании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Михаил Эйзенштейн, Константин Шишко. Конкурентоспособность российских компаний на международном рынке. - М.: Дело, 2019 г;
2. Международный доклад о конкурентоспособности. - Всемирный экономический форум, 2020 г;
3. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2019. - Geneva: World Economic Forum, 2019 г;
4. Михаил Портез. Международная конкуренция и конкурентоспособность. -М.: Деловая книга, 2019 г;
5. European Commission. European Competitiveness Report 2020. - Brussels: European Commission, 2020 г;
6. Майкл Портер. URL: https://w.litres.ru/book/maykl-porter/konkurentnoe-preimuschestvo-kak-dostich-vysokogo-rezultata-i-21131427;
7. Лари Эллисон. URL: https://seosolution.ua/blog/personality/larry-ellison-pyt-k-yspehy.html;
8. Стива Джобс. URL: https://w.litres.ru/litres_subscription/?erid=LjN8KBBBp;
9. Джек Уэлч. URL: https://ru.citaty.net/avtory/dzhek-uelch/;
10. Акио Морит. URL: https://w.litres.ru/book/akio-morita/sony-sdelano-v-yaponii-8336989/citaty;
11. Международный доклад о конкурентоспособности. - Всемирный экономический форум, 2020 г;
12. Бухгалтерская и другая отчетность ПАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс] URL: https://w.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2020;
13. «Газпром нефть» [Электронный ресурс] URL: https://w.Rus profile.ru/id/1406180;
14. Веселов А. Концепция CRM, или как победить конкурентов // LMI-Russia. 2019. No 7. С. 34-36;
15. Модель Барни. URL: https://econ-wikireading-ru.turbopages.org/econ.wikireading.ru/s/67749;
16. ООО «БизнесБас» URL: https://bbus.ru/about;
17. Роберт Маки, Джеймс Гринли. Конкурентоспособность компании на мировом рынке. - М.: Финансы и статистика, 2019 г.
Eremina V.S., Zhikina O. V.
Eremina V.S.
Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
(Saint Petersburg, Russia)
Scientific advisor: Zhikina O.V.
St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
(St. Petersburg, Russia)
ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF INTERNATIONAL ORGANIZATION
Abstract: this article is aimed at identifying little-known types of analysis of the competitiveness of an international company. The article examines these types, as well as analyzes the external and internal factors affecting the company's position in the global market, as well as their relationship and impact on its competitiveness.
Keywords: competitiveness, international organization, analysis, statistical data.