Научная статья на тему 'Анализ конкурентоспособности химического предприятия на внутреннем и внешнем рынке'

Анализ конкурентоспособности химического предприятия на внутреннем и внешнем рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентоспособности химического предприятия на внутреннем и внешнем рынке»

На основе проведённого анализа и полученных показателей полиэтиленовые трубы ОАО «Тамбов-маш» имеют достаточно высокий уровень конкурентоспособности. Но руководство предприятия должно уделять больше внимания поиску новых рынков сбыта для труб, так как по прогнозам экспертов рынок полиэтиленовых труб в скором будущем будет расти [3]. К тому же специфика данного рынка заключается

в том, что каждый производитель предпочитает работать напрямую с крупными заказчиками. Это позволяет с минимальными затратами на маркетинг находить новых покупателей труб из полиэтилена и реализовывать большие объёмы продукции.

На основе мнения экспертов был построен рейтинг конкурентоспособности предприятий-производителей труб из полиэтилена (табл. 2).

Таблица 2

^ейтингконкурентоспособностипроизводителейполиэтиленовыхтруб

Предприятие Рейтинговая оценка (Максимальное значение 10)

«Евротрубпласт» 9,75

«Казаньоргсинтез» 8,5

«Бородино-пласт» 6,25

«Сибгазаппарат» 6

«Тамбовмаш» 2,25

Данная рейтинговая оценка выявила низкий уровень конкурентоспособности ОАО «Тамбовмаш» среди выявленных предприятий-конкурентов на рынке полиэтиленовых труб. По нашему мнению, качество полиэтиленовых труб ОАО «Тамбовмаш» соответствует всем отраслевым стандартам и руководству предприятия требуется задуматься об увеличении производственных мощностей.

Для укрепления рыночных позиций и освоения новых рынков сбыта руководству ОАО «Тамбовмаш» нужно:

1. Проводить постоянные маркетинговые исследования рынка потребителей труб из полиэтилена.

2. Выработать общую стратегию развития данного производства.

3. Осуществить закупку нового ресурсо- и энергосберегающего оборудования.

4. Постепенно увеличивать производственные мощности в соответствии с потребностями рынка.

5. Разработать новые методы контроля качества и применять современное оборудование для измерения уровня качества выпускаемой продукции.

6. Совершенствовать технологию и способы производства.

При планировании хозяйственной деятельности

ОАО «Тамбовмаш» в первую очередь разрабатывается план производства. Проводится планирование объёмов производства полиэтиленовых труб, основанное на информации о потребности рынка и производственном потенциале предприятия. В соответствии с запланированным объёмом производства труб определяется потребность в оборудовании, запасах сырья, персонале, объёме финансовых ресурсов, а также составляется технологический маршрут.

Литература

1. Котлер. Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Кот-лер. 2004.

2. Мозгов Н.Н. Маркетинг: учеб. пособие /Н.Н. Мозгов. 2000.

3. http://www.him-kurier.ru

4. http://www.gaztrubplast.ru

5. http://www.kazanorgsintez.ru

6. http://www.borodino-plast.ru

7. http://sibgazapparat.narod.ru

8. http://tambovmash.ru

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХИМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКЕ А.И. Хорев, д-р экон. наук, профессор, А.Н. Морозов, экономист

Воронежская государственная технологическая академия ОАО «Воронежсинтезкаучук»

Для анализа конкурентоспособности предпри- В качестве критериев конкурентоспособности

ятия и его продукции на внутреннем и внешнем рын- предприятия рассмотрим следующую систему показа-ке рассмотрим методику расчета эффективности дея- телей.

тельности предприятия и апробируем ее на примере Конкурентоспособность по продукту.

ОАО «Воронежсинтезкаучук». Коэффициент рыночной доли:

КРД = оп

ООПР

(1)

где ОП - объем продаж продукта предприятия; ООПР - общий объем продаж продукта на рынке. Коэффициент предпродажной подготовки:

зпп

кпп =

зпоп

(2)

где ЗИП - сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП - сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.

В случае, если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что КПП = 1.

Коэффициент изменения объема продаж:

киоп= опкоп, опноп

(3)

где ОПКОП - объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП - объем продаж на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по цене.

Коэффициент уровня цен:

КУЦ =

Ц +ц .

шах пип *

(4)

уф

где Цпах - максимальная цена товара на рынке;

Цтт - минимальная цена товара на рынке;

Цуф - цена товара, установленная предприятием. Конкурентоспособность по критерию доведения продукта до потребителя.

Коэффициент доведения продукта до потребителя:

ГСб-ИЮП-ЗСВии,

ЗСБ,

(5)

ноп

где ЗСБКоп - сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец года;

ЗСБНОП - сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта.

Коэффициент рекламной деятельности:

крекД=

КЯОП-ЗРД^рп , і

(6)

ЗРД,

ноп

где ЗРДкоП - затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

ЗРДюп - затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта.

Назовем его коэффициентом маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК).

кмтк

КРД+ КПП+ КИОШ-КУЦ+ КС6+КрекД

(7)

где Ь - общее число показателей в числителе. В данном случае Ь = 6.

Кроме этого для расчета полной конкурентоспособности предприятия также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты. Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса предприятия за отчетный период.

В практике анализа результатов деятельности предприятия применяется сводная таблица финансовых показателей, включающая коэффициенты ликвидности, устойчивости, деловой активности, прибыльности и т. д. Однако для расчета конкурентоспособности предприятия можно ограничиться оценкой структуры баланса по следующим коэффициентам: коэффициент текущей ликвидности (КТЛ), коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС).

Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности предприятия (КП) будет следующей:

КП = КМТК * КТЛ * КОСС

(8)

Согласно значениям конкурентоспособности предприятия подразделяются на группы (рисунок).

Матрица групп предприятий, конкурирующих на рынке

Матрица представляет собой прямоугольник, разбитый на девять квадрантов (секторов), каждый из которых соответствует определенному коэффициенту КП от - 10 до 10. Сам прямоугольник делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе предприятий, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка.

Рыночные лидеры - предприятия, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности (КП).

Рыночные претенденты - предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти предприятия, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг.

Рыночные последователи - предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа предприятий проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности.

Предприятия, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от -0,99 до -6,9. Предприятия этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет.

Банкроты - предприятия с коэффициентом конкурентоспособности от -7 до -10. Эти предприятия принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются [1].

Проведем расчет конкурентоспособности предприятия ОАО «Воронежсинтезкаучук», в качестве примера возьмем каучук СКД.

Конкурентоспособность по продукту.

Коэффициент рыночной доли:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

89,31

КРД=-----!---=0,53

169,72

коэффициент изменения объема продаж:

топ =

35296,05

= 1,56

22672,89

Конкурентоспособность по цене: коэффициент

уровня цен:

54720 + 39900

КУЦ = •

= 2,19

43200

Показывает повышение конкурентоспособности предприятия за счет динамики цен на продукт.

Конкурентоспособность по критерию доведения

продукта до потребителя:

коэффициент доведения продукта до потребителя:

Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:

коэффициент рекламной деятельности:

„ „ 1,56 * 3280000

К'~Д= 2300425 = 2,22

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности.

ктк - 0,53+1,64+1,56+2,19+3,61+2,22 = 1 96

6

Далее проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Воронежсинтезкаучук» за 2005 год.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) - 0,88.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) - 0,6.

Проведем окончательный расчет конкурентоспособности предприятия:

КП = 1,96*0,88*(-0,6) = -1,03

Показатель конкурентоспособности ОАО «Воро-нежсинтезкаучук» имеет отрицательную величину, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности предприятия по результатам 2004 года.

При расчетном значении КП = -1,03 ОАО «Во-ронежсинтезкаучук» по итогам 2005 года занимает сектор матрицы, соответствующий рыночной нише. Для предприятия характерна минимальная доля рынка продаж и в минимальной степени проводимая оборонительная стратегия.

Однако предложенный метод не учитывает структурного характера конкурентоспособности. Конкурентоспособность как структура техникоэкономических показателей включает в себя не только собственно эти показатели, но и взаимосвязи и взаимодействия между ними [1].

Литература

1. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом.-2001.- №5.-С.63-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.