АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДВЕРНЫХ БЛОКОВ ИЗ
МАССИВА ДРЕВЕСИНЫ
THE ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF DOOR BLOCKS FROM
THE ARRAY OF WOOD
Карасова Т.И. (ФГБОУ ВПО «КГТУ», г. Кострома, РФ) Karasova T.I. (Kostroma State Technological University)
Рассмотрены вопросы эффективности производства межкомнатных дверей из массива древесины на одном из деревообрабатывающих предприятий г. Костромы
Considered the issues of efficiency of production of interior doors from the array of wood on one of the woodworking enterprises of city. Kostroma
Ключевые слова: анализ, конкуренция, потребность
Key words: analys, competition, the need
Сегодня Костромской лесопромышленный комплекс представляет собой мощный потенциал, обладающий огромными запасами леса. Территория Костромской области на 73,5 % покрыта лесами. Основными лесообразующими породами являются сосна, ель и береза. Используя данное сырье, промышленные предприятия г. Костромы выпускают разнообразную продукцию из древесины. Одним из видов продукции являются межкомнатные двери. Двери из массива древесины обладают удивительной способностью преобразить интерьер любой квартиры и придать ему своеобразную изюминку изысканного вкуса и современного утонченного стиля.
Покупатели дверных блоков на долгий срок обеспечивают свои жилища долговечными, высококачественными, безопасными и экологически чистыми деревянными дверными полотнами. Заказчиками межкомнатных дверей являются как крупнейшие строительные компании, так и небольшие фирмы, а также физические лица.
Натуральное дерево имеет ряд достоинств, поэтому и межкомнатные двери из массива имеют большие конкурентные преимущества, такие как: прочность, хорошую звукоизоляционную способность и высокую теплоизоляцию. К недостаткам можно отнести: наличие пороков (сучки, трещины, синева и др.), повышенная гигроскопичность, а также древесина горит.
Ассортимент дверных блоков в Костромском регионе достаточно разнообразен. Сегодня производством межкомнатных дверей из массива древесины занимаются 5 предприятий из 14, остальные выпускают двери комбинированные из поливинилхлорида, алюминия и стекла. Несмотря на это среди населения особой популярностью пользуются межкомнатные двери из натуральных материалов, и в первую очередь - из массива древесины.
Оценка конкурентных преимуществ была проведена на предприятии ООО «Корона-К». Основными видами деятельности предприятия являются: производство и реализация межкомнатных дверей для жилых и общественных зданий.
В конкурентном анализе [1] существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли:
• угроза появления новых конкурентов;
• угроза появления товаров - заменителей;
• способность поставщиков торговаться;
• способность покупателей торговаться;
• угроза со стороны имеющихся конкурентов в отрасли.
Был проведен анализ отдельных факторов (показателей), носящих долговременный характер и оказывающих влияние на деятельность ООО «Корона-К». Оценки даются по 10-бальной шкале (от 0 до 10), причем оценка «10» соответствует самому высокому уровню неблагоприятного воздействия анализируемого фактора на позиции ООО «Корона-К», а оценка «0» - наиболее благоприятное для ООО «Корона-К» значение параметра.
Оценка уровня интенсивности конкуренции проводилась на основе информации, собранной на предприятии при опросе инженеров технологической службы предприятия.
Первая сила - угроза появления новых конкурентов в отрасли рассматривалась по следующим факторам:
• стабильность по отношению к воздействию внешних факторов (5 баллов);
• продуктовая дифференциация потребителей (7 балла);
• возможность поддержки оптимальных цен (5 баллов);
• всегда можно сделать дополнительный заказ продукции (4 балла);
• цены на монтаж - оптимальны (5 балл);
• доступ к источникам сырья (6 баллов);
Как отмечалось при анализе угрозы появления конкурентов (первая сила конкурентного анализа), помимо ООО «Корона-К» деревянные межкомнатные двери аналогичного класса выпускают следующие предприятия: ЗАО «Агатекс», ООО «Алюпластинвест», ООО «Для души», филиал в г. Костроме ООО «Еврострой», ООО «Застава-2», ООО «Класс-Волга», ООО «Завод строительных материалов», ООО «Костромадревпрестиж» ООО «Макрос, фирма», и многие другие [2]. Для целевых рынков ООО «Корона-К» влияние данного показателя существенно и, следовательно, продуктовая дифференциация потребителей служит заметным барьером для его потенциальных конкурентов.
Итоговая оценка появления новых конкурентов в отрасли определяется по сумме баллов: (5+7+5+4+5+6)/6=5,3.
Полученный результат свидетельствует о положительной тенденции роста предприятия на фоне появлении новых конкурентов в отрасли и, следовательно, о высокой степени дальнейшего развитии производства межкомнатных дверей.
Вторая сила - угроза товаров - субститутов (заменителей) рассмотрена по следующим факторам:
• склонность потребителей к продуктам - субститутам (9 баллов);
• уровень цен на товары - субституты (5 баллов).
Средняя оценка угрозы появления товаров - субститутов: (9+5)/2=7.
Полученные 7 баллов - это достаточно серьезная угроза для производства межкомнатных дверей из массивной древесины. Другими словами, ООО «Корона-К» должен «компенсировать» расходы потребителя, возникающие при переходе на покупки его продукции путем создания достаточно весомых для потребителя привлекательных моментов.
Третья сила - способность поставщиков диктовать свои условия оценивалась следующими факторами:
• наличие собственных служб сервиса и качества (5 баллов);
• стабильность отношений с поставщиками (3 балла);
• уровень цен и качество сырья, материалов и комплектующих (6 баллов).
При сравнительно низком уровне цен, качество поставляемых на ООО «Корона-К» сырья, материалов и комплектующих в целом высокое.
Средняя оценка давления со стороны поставщиков: (5+3+6)/3=4,67.
Полученный результат характеризует слабое влияние поставщиков.
Четвертая сила - способность покупателей диктовать свои условия была оценена на основании анализа следующих факторов:
• максимальная оперативность в исполнении заказа (3 балла);
• доставка и монтаж (4 балла);
• чувствительность потребителей к уровню цен (8 баллов);
• доступ к информации о товарах (2 балла);
Оценка давления со стороны покупателей: (3+4+8+2)/4=4,25.
Оценка покупательского спроса может характеризовать значимую организацию по выпуску межкомнатных дверей из массива.
Пятая сила - соперничество существующих в отрасли предприятий зависит от следующих факторов:
• надежные технологии производства (2 балла);
• гарантированная стабильность качества (1 балл);
• прочность конструкции (3 баллов);
• эстетичность внешнего вида изделия (2 балла);
• соответствие передовым тенденциям мирового дизайна (4 балла).
Средний уровень интенсивности внутриотраслевой конкуренции составит: (2+1+3+2+4)/5=2,4.
Полученная оценка говорит о стабильности работы предприятия, но угроза субститутов (заменителей) в настоящее время существует.
Конкурентный анализ по пяти силам составил: (5,3+7+4,67+4,25+2,4)/5 =
4,7.
Полученный результат интегрального показателя конкуренции 4,7 балла свидетельствует о высокой зрелости деревообрабатывающего предприятия, и его инвестиционной привлекательности. Модель конкурентного анализа представлена на рис. 1.
Рисунок 1- Модель конкурентного анализа: 1 - угроза появления новых конкурентов; 2 - угроза товаров - субститутов; 3 - способность поставщиков диктовать свои условия; 4 - способность покупателей диктовать свои условия; 5 - соперничество существующих в отрасли
предприятий
Список использованных источников
1. Какие межкомнатные двери предпочесть? Сравнение материалов дверей. [Электронный ресурс] .(http://www.oberon-porte.ru/info/articles/5-materialy-po-teme/12-kakie-mezhkomnatnye-dveri-predpochest-sravnenie-materialov-dverej.html). Проверено 27.03.2013.
2. Кострома и Костромская область, справочник, костромской портал. [Электронный ресурс]. (http://www.region44.ru/razdel/org/cat_org.php?id_categ=86). Проверено 03. 04. 2013.