АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОПЕРАТОРА СОТОВОЙ СВЯЗИ «TELE2»
© Бойко А.С.1
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
В данной статье был проведен анализ конкурентных преимуществ оператора сотовой связи ПАО «Те1е2», были выявлены 3 главных преимущества для молодого оператора и была проведена комплексная оценка конкурентах преимуществ среди главных конкурентов оператора. Выявлено, что оператор имеет конкурентные преимущества в борьбе с гигантами рынка, и претендует на успешное развитие на рынке сотовой связи.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, анализ, оператор, абонент, тариф, оценка, большая тройка.
Изучение конкурентных преимуществ имеет большое значение для управления предприятием, так как развитие организации неизбежно связано конкуренцией и противостоянием на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции [1].
На сегодняшний день рынок сотовой связи, обслуживающий Российских абонентов можно охарактеризовать как олигополистический. Другим же компаниям приходится играть под диктовку лидеров рынка, а именно -членов «большой тройки». В состав «большой тройки» входят три оператора сотовой связи:
- МегаФон (Публичное акционерное общество «МегаФон»).
- МТС (Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы»).
- Билайн (Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации»).
Каждый из вышеизложенных операторов уже давно занял определенный сегмент рынка и заслужил предпочтение своих абонентов. В такой борьбе другим компаниям на этом рынке очень сложно выжить и удержать свой сегмент. Как правило, гиганты сотового рынка выкупают акции компаний предприятия, при первой же возможности, продолжая сохранять лидерство.
Так как же быть молодым операторам на рынке, если «большая тройка» не дает и шанса на развитие? Определенно, чтобы держаться и успешно развиваться на рынке сотовой связи, молодым компаниям необходимо определить их конкурентные преимущества перед гигантами рынка.
Конкурентное преимущество - это система, обладающая какой-либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в
1 Студент 3 курса (направление Менеджмент).
экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Для примера возьмем оператора сотовой связи «Tele2» (полное название предприятия ПАО «Теле2 Россия»).
Изначально был основан в конце 1970-х как дочерняя компания группы компаний Investment AB Kinnevik, под названием «Comvik». В 1993 г. появилось название «Tele2».
С 2003 г. начинает свою деятельность на территории России, начав работу на российском рынке с запуска сети GSM в нескольких регионах, Tele2 прошла путь от небольшого регионального оператора до игрока федерального уровня. В 2013 г. объединившись с ПАО «Ростелеком» продолжает свою деятельность рынке сотовой связи в России.
Приблизительное количество абонентов (по данным компании) по состоянию на конец 2015 г. составляет 35500000 человек [3, 4, 5].
Количество абонентов «Tele2» в сравнении с операторами «большой тройки» предоставлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнение количества абонентов сотовой связи
Оператор Количество абонентов Процент от общего числа
«МТС» 104300000 34,4 %
«МегаФон» 82800000 27,6 %
«Билайн» 78900000 26,1 %
«Tele2» 35500000 11,9 %
Итого: 301500000 100 %
Как видно из табл. 1 «Теле2 Россия» занимает примерно 12 % рынка сотовой связи, что уже хорошо, но, выделив свои конкурентные преимущества они, в долгосрочной перспективе, могут подвинуть «Билайн», а даже, возможно, обойти «МегаФон».
Главным девизом «Теле2», а по совместительству и их политикой, является честность, как они сами заявляют на своем сайте:
«Скажем честно: мир полон мелких хитростей и крупных обманов. Они подстерегают нас на улице, в магазинах, на работе. А уж в бизнесе, кажется, без них просто никуда. Мы в Те1е2, конечно, могли бы принять эти правила, но вместо этого выбрали другой путь: мы другие, поэтому мы честные. Мы не используем запрещенных приемов, не путаем с помощью хитрых нолей и подводных камней, ничего не скрываем и не навязываем. Для нас самое главное - быть честными со своими клиентами. И этим действительно можно гордиться» [2].
Они позиционируют себя как честную компанию, таким образом, вызвав у своих потребителей симпатию к их бренду. Это, хоть и с натяжкой, можно выделить как первое конкурентное преимущество.
Но честности недостаточно для успешной конкурентной борьбы на рынке сотовой связи. Для поиска возможных конкурентных преимуществ «Те1е2» был проведен анализ тарифных планов.
Таблица 2
Анализ тарифов ПАО «Те1е2»
Тариф Абонентская плата Состав пакета тарифного плана
Черный 80 руб. - Бесплатные звонки на Те1е2 внутри региона. - Звонки на Те1е2 других регионов России (200 минут). - Мобильный интернет (500 МБ).
Очень черный 150 руб. - Звонки на все телефоны России (350 минут). - СМС на все телефоны России (350 сообщений). - Мобильный интернет (4096 МБ).
Самый черный 250 руб. - Звонки на все телефоны России (550 минут). - СМС на все телефоны России (550 сообщений). - Мобильный интернет (5120 МБ). - Бесплатные входящие звонки в роуминге. - Звонки в роуминге (100 минут). - СМС в роуминге (100 сообщений).
Сверхчерный 500 руб. - Звонки на все телефоны России (1000 минут). - СМС на все телефоны России (1000 сообщений). - Мобильный интернет (7168 МБ). - Бесплатные входящие звонки в роуминге. - Звонки в роуминге (200 минут). - СМС в роуминге (200 сообщений).
Оранжевый Отсутствует (поминутная тарификация) - Звонки по региону (0.19 руб.). - СМС на все мобильные телефоны региона (1,50 руб.). - СМС на остальные телефоны России (2,50 руб.). - Исходящие ММЗ (4,00 руб.). - 1 МБ интернет-трафика (6,50 руб.).
Интернет для устройств Отсутствует (посекундная тарификация) - Звонки по региону (1,80 руб.). - СМС на все мобильные телефоны региона (1,80 руб.). - СМС на остальные телефоны России (2,50 руб.). - Исходящие MMS (5,00 руб.). - 1 МБ интернет-трафика (1,80 руб.).
Делая выводы по таблице тарифных планов «Те1е2», можно обратить внимание, что тарифные планы, (сравнительно с главными конкурентами компании, а именно - «МТС», «МегаФон» и «Билайн») более выгодные для потребителя. Это и можно выделить для них вторым конкурентным преимуществом в борьбе за внимание потребителя. И хоть держаться на таком рынке довольно сложно - «Те1е2» может навязывать конкурентную борьбу с помощью цен на свои услуги.
Также одним из конкурентных преимуществ у «Те1е2» можно выделить открытость компании. Прогресс не стоит на месте, и в компании это понимают. Поэтому, каждый год они проводят стажировки для студентов старших курсов, по следующим направлениям стажировки:
- Техническое.
- Продажи.
- Продукт.
- Управление абонентской базой.
- Маркетинг.
- PR (связи с общественностью).
- Финансы.
- Юриспруденция.
- HR (управление персоналом).
Креативных и просто желающих влиться в коллектив студентов, после прохождения стажировки (практики) приглашают на пролонгированную программу на условиях гибкого графика. Что предполагает частичную занятость и позволяет совмещать учебу и работу в течение учебного года. На протяжении всего срока стажировки «Tele2» выплачивает участникам заработную плату и обеспечивает социальные гарантии, тем самым фактически принимая в штат сотрудников молодых специалистов, полных желания и сил [2].
Оценка конкурентной позиции предприятия особо актуальна в необходимости создании успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества [7].
Конкурентная позиция - это положение объекта среди его конкурентов, что отрицает сведение конкурентной позиции к ее количественным параметрам таким, как доля рынка, рейтинг (место) [7].
Составим таблицу с комплексной оценкой выделенных конкурентных преимуществ между операторами сотовой связи, где V (Value) - значение, E (Evaluation) - оценка:
Таблица 3
Комплексная оценка конкурентных преимуществ операторов сотовой связи
Показатели Вес Оператор сотовой связи
«МТС» «Билайн» «МегаФон» «Tele2»
V E V E V E V E
Показатели дифференциации тарифообразования 0,56 0,45 0,40 0,51 0,58
Малая корзина 0,18 135,8 4 146,9 2 142,9 3 128,2 1
Средняя корзина 0,26 454,1 3 490,4 4 449,2 2 416,3 1
Дорогая корзина 0,12 961,2 2 909,6 1 977,1 3 996,3 4
Показатели коммуникаций 0,37 0,33 0,47 0,58 0,61
Печатные средства 0,02 30 3 41 5 29 2 26 3
Плакатно-графические средства 0,11 36 4 40 5 24 1 47 5
Реклама на радио 0,05 33 3 38 4 29 2 28 3
Реклама в интернете 0,13 37 4 35 4 28 2 45 1
Реклама на телевидении 0,07 37 4 38 4 25 2 33 2
Показатели, характеризующие «имидж» оператора сотовой связи 0,19 0,50 0,35 0,71 0,65
Фирменный стиль 0,08 36 4 32 2 24 1 40 5
Логотип 0,06 43 3 23 2 34 2 39 4
Слоган 0,05 26 2 21 4 31 3 43 5
Итого 1,00 1,28 1,22 1,80 1,84
Приведенные критерии позволяют выявить узловые проблемы организации и определить направления углубленного анализа для выяснения главных резервов повышения эффективности работы [8].
Делая выводы по таблице, можно заметить, что все операторы похожи друг на друга по своим конкурентным преимуществам, однако «Tele2» немного выходит вперед по каждому из выбранных показателей. Рассмотрев показатели оценки конкурентных преимуществ, были выделены устойчивые конкурентные преимущества сотового оператора «Tele2»:
- тарифообразование (цены на тарифы с низкой и средней стоимостью ниже, чем у конкурентов);
- активное использование коммуникационных средств (а плакатно-графические средства; телевидении и в интернете);
- «сильный бренд» (компания имеет свой узнаваемый фирменный стиль, логотип и слоган), что значительно повышает ее конкурентоспособность. Можно заключить, что сотовый оператор ПАО «Tele2 Россия» может претендовать на лидерство рынка по многим аспектам.
Список литературы:
1. Куксова А.В., Белова Е.О. Управление конкурентными преимуществами на основе эксклюзивных ценностей объектов // Сб. науч. ст. факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар, 2015. - С. 165-167.
2. Официальный сайт «Tele2» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tele2.ru.
3. Официальный сайт «Билайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beeline.ru.
4. Официальный сайт «МегаФон» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.megafon.ru.
5. Официальный сайт «МТС» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mts.ru.
6. Качество услуг мобильной связи по регионам России: исследование компании «Systemics-PAB» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dv-reclama.ru.
7. Караченцева А.А., Белова Е.О Оценка конкурентной позиции организации // Сб. науч. ст. факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар, 2015. - С. 159-161.
8. Белова Е.О. Методы оценки успешности развития организации // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 5 -1. -С. 121-125.