Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АО "АК ОЗНА")'

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АО "АК ОЗНА") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СИТУАЦИЯ / КОНКУРЕНТЫ / КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ОТРАСЛЬ / КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ / MARKET SITUATION / COMPETITORS / QUALITY OF MANAGEMENT / ACCOUNTS RECEIVABLE / INDUSTRY / CREDIT RATINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валишина Г.С., Гумерова З.Ж.

На данный момент управление конкурентоспособностью, а также сохранение и совершенствование конкурентных преимуществ, позволяет повысить эффективность использования ресурсов, повысить инновационную активность, а также качество товаров и услуг предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF COMPETITIVE ADVANTAGES AND RECOMMENDATIONS ON ENSURING BUSINESS ACTIVITY OF THE ORGANIZATION (ON THE MATERIALS OF AK OZNA)

At the moment, management of competitiveness, as well as the preservation and improvement of competitive advantages, allows to increase the efficiency of resource use, increase innovation activity, as well as the quality of goods and services of the enterprise.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АО "АК ОЗНА")»

Валишина Г. С. студент магистратуры Гумерова З.Ж., к.э.н.

доцент

научный руководитель: Гумерова З.Ж.,

доцент

«Уфимский государственный авиационный технический университет» Россия, г. Уфа

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АО «АК ОЗНА»)

Аннотация: На данный момент управление

конкурентоспособностью, а также сохранение и совершенствование конкурентных преимуществ, позволяет повысить эффективность использования ресурсов, повысить инновационную активность, а также качество товаров и услуг предприятия.

Ключевые слова: рыночная ситуация, конкуренты, качество менеджмента, дебиторская задолженность, отрасль, кредитные рейтинги

Valishina G.S. master's student "Ufa State Aviation Technical University" Russia, Ufa

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

"Ufa State Aviation Technical University" Gumerova Z.Zh.

Scientific supervisor: Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

"Ufa State Aviation Technical University" Gumerova Z.Zh.

ANALYSIS OF COMPETITIVE ADVANTAGES AND RECOMMENDATIONS ON ENSURING BUSINESS ACTIVITY OF THE ORGANIZATION (ON THE MATERIALS OF AK OZNA)

Abstract: At the moment, management of competitiveness, as well as the preservation and improvement of competitive advantages, allows to increase the efficiency of resource use, increase innovation activity, as well as the quality of goods and services of the enterprise.

Keywords: market situation, competitors, quality of management, accounts receivable, industry, credit ratings

Компания «ОЗНА» — это современная российская многопрофильная компания, важное звено топливно-энергетического комплекса страны. АО «Акционерная компания ОЗНА» является ведущим производителем нефтепромыслового и нефтегазоперерабатывающего оборудования в стране.

Основными конкурентами Компании с различным объемом и ассортиментом производимого оборудования являются: ООО «ГМС -Нефтемаш» (г. Тюмень), ОАО «Электрон» (г. Тюмень), ПАО «Нефтеавтоматика» (г. Уфа), ОАО «Завод БКУ» (г. Тюмень), ИПФ «Сибнефтеавтоматика» (г. Тюмень), ООО «Корпорация УралТехнСтрой» (г. Уфа), ООО «Уфанефтегазмаш» (г. Уфа), ООО «Технотекс» (г. Уфа), ООО «Модульнефтегазкомплект» (г. Уфа), Компания ИМС (г. Москва), ООО «Завод НГО Техновек» (г. Воткинск).

Отмечая достигнутые показатели доли рынка в современных условиях финансовой и экономической нестабильности, можно утверждать, что компания ОЗНА приложила большие усилия по удержанию позиций на рынке. В течении трех анализируемых периодов занимаемые клиентами доли в общем объеме реализации в Компании стабильны, основными клиентами являются «Роснефть», «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», «ТНК-ВР» и «Лукойл».

Зависимость Компании от нефтяной отрасли требует решения задач по диверсификации продукции. Учитывая направление развития рынка нефтепромыслового оборудования в сторону высокотехнологичных изделий, АО «АК ОЗНА» постоянно расширяет номенклатуру своей продукции. Специалисты компании постоянно повышают уровень своих профессиональных компетенций, проходя стажировки и обучение в ведущих технологических компаниях мира.

АО «АК ОЗНА» имеет большой и успешный опыт партнерства с такими ведущими технологическими корпорациями мира как Schlumberger, Emerson, Sulzer, ABB, Siemens, General Electric и многими другими. Это позволяет сегодня предлагать заказчикам лучшие мировые технологии в нефтегазовой отрасли и характеризует «ОЗНА» как компанию всегда открытую к партнерству.

Следует отметить, что в настоящее время падение спроса и цен на нефть в сочетании с высокой стоимостью заимствований приводит к сокращению инвестиционной активности нефтяных компаний. Прежде всего, со -кращается финансирование проектов по модернизации оборудования и проектов с длительным сроком окупаемости, в том числе и в регионах с неразвитой инфраструктурой и на морском шельфе.

Два крупных сегмента нефтегазового оборудования, на которых присутствует компания (АГЗУ и СИКН), напрямую зависят от политики государства в области применения стандартов, касающихся измерения, которые требуют модернизировать существующее измерительное оборудование и приобретать новое оборудование в соответствии с

требованиями ГОСТ. Предполагается, что в долгосрочной перспективе, данные требования будут более жестко применяться и ужесточаться [4].

Качество продукции компании соответствует всем стандартам в области безопасности, что подтверждено соответствующими российскими сертификатами и сертификатами Таможенного союза.

В настоящее время система менеджмента качества компании сертифицирована по международным стандартам. «ОЗНА» также соответствует отраслевым стандартам СДС Газсерт, СДС Транссерт и Морского регистра.

Одной из конкурентных преимуществ компании «ОЗНА» является забота об экологии. Это связано не столько с жесткими нормативными требованиями со стороны государства, сколько с пониманием компанией важности сохранения экологического баланса, являющегося залогом здоровья и благополучия жизни последующих поколений.

АО «АК ОЗНА» — социально ответственная компания, выполняю-щая все взятые на себя обязательства. В своей благотворительной деятельности ОЗНА ориентирована на поддержку ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны и труда, детских дошкольных и образовательных учреждений, организаций здравоохранения, спортивных клубов, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.

АК ОЗНА обладает значительными производственными мощностями, позволяющими производить широкий спектр блочного оборудования для обустройства нефтяных и газовых месторождений. Оборудование компании «АК ОЗНА» отгружается во все нефтяные регионы России, а также в Казахстан, Узбекистан, Белоруссию [6].

Следующее конкурентное преимущество состоит в том, что компания ОЗНА создала собственный мультифазный поверочный стенд и вошла в число немногих мировых компаний, обладающих данным оборудованием. Для Холдинга «ОЗНА» это важный шаг, способствующий локализации производства многофазных расходомеров. Планируется, что производство на «АК ОЗНА» будет покрывать потребности нефтяников в многофазных измерениях на территории России.

Ресертификационный аудит подтвердил, что система менеджмента качества на предприятии постоянно совершенствуется, все процессы результативны, обеспечивается предсказуемый и стабильно высокий уровень качества продукции, удовлетворяющий всем предполагаемым требованиям потребителя [2].

Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что АО «АК ОЗНА» обеспечено всеми необходимыми технологиями, производственными площадями и энергоресурсами. Высокая квалификация конструкторского персонала, большой накопленный опыт проектирования и изготовления нефтедобывающего и нефтепромыслового оборудования, наличие метрологического центра, собственных инжиниринговых и сервисных служб, система менеджмента качества, позволяют компании стабильно развиваться, расширять сотрудничество и поддерживать положительную

деловую репутацию в обществе.

По итогам проведенного анализа финансового состояния АО «АК ОЗНА» были выявлены тенденции, отрицательно влияющие на деловую активность. Основной причиной этого является нежелательный рост дебиторской задолженности.

Для снижения дебиторской задолженности в компании ОЗНА предлагается проранжировать контрагентов по значению кредитных рейтингов, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Значение кредитных рейтингов

Платежная дисциплина Объем поставок

Просрочка оплаты, дни Рейтинг Сумма реализации за год, рублей Рейтинг

Больше 90 Е Больше 1 миллиона Е

Меньше 90 D Больше 7 миллионов D

Меньше 60 С Больше 10 миллионов С

Меньше 30 В Больше 50 миллионов В

0 А Больше 100 миллинов А

В качестве двух наиболее важных характеристик кредитоспособности покупателя выделяют платежную дисциплину и объем продаж (в денежном выражении) в предшествующие периоды. Данные характеристики контрагентов наиболее полно отражают складывающие деловые отношения, позволяют определить финансовую дисциплинированность партнера, его важность с точки зрения объема поставок продукции.

Сначала клиенты ранжируются по платежной дисциплине. Получившие рейтинг <Ю» или «Е» к ранжированию по объему продаж не допускаются, договора с ними заключаются на условиях, рассматриваемых руководством организации индивидуально для каждого контрагента. Для компаний, получивших рейтинги «А», «В» и «С», рекомендованы следующие условия работы:

- рейтинг «С»: работа с такой компанией только при условии наличия залога;

- рейтинг «В»: обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение;

- рейтинг «А»: предоставление отсрочки платежа без использования санкций со стороны компании.

На основании рейтинга объема поставок определяется максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию. К примеру, для компании с рейтингом объема поставок «В» размер товарного кредита не должен превышать 50 миллионов рублей в год, а цена реализации устанавливается на 5% ниже базовой, для рейтинга «А» кредитный лимит не больше 100 миллионов рублей в год, а цена - на 10% ниже базовой.

С целью недопущения роста просроченной дебиторской задолженности в договоры с контрагентами целесообразно включать

пункты, предусматривающие возложение на должника штрафных санкций в случае нарушения условий договоров (просрочка платежа, невыполнение работ в срок по перечисленному авансу).

На этапе применения штрафов и неустоек для АО «АК ОЗНА» имеет большое значение разработка шкалы штрафных санкций, регламентирующей возможность их применения в каждом конкретном случае. Например, предлагается установить определенный размер штрафов для организаций, проранжированных в соответствии со значением кредитных рейтингов. Величина штрафов для каждой группы будет зависеть от количества дней, на которую производится задержка платежа, в соответствии со следующей шкалой штрафных санкций, приведенной в таблице 2.

Приведенная шкала штрафных санкций устанавливает фиксированную величину штрафов для каждого контрагента в зависимости от просрочки платежа.

Таблица 2 - Шкала штрафных санкций, %

0 дней 0-30 дней 30-60 дней 60-90 дней Свыше 90 дней

А 0 0 0 0 0

В 0 0,01 0,02 0,03 0,04

С 0 0,02 0,03 0,04 0,05

D 0 0,03 0,04 0,05 0,06

Е индивидуально индивидуально индивидуально индивидуально индивидуально

Неустойка начисляется в процентах от просроченной суммы за каждый день просрочки платежа (таким образом, по условиям договора, если контрагент, отнесенный к группе «С», производит задержку платежа на срок от 30 до 60 дней, он обязан уплатить неустойку в сумме 0,03% от просроченной суммы). После проведения ранжирования дебиторской задолженности по дате образования и величине целесообразно в соответствии методикой начисления штрафных санкций произвести начисление штрафов на задолженность контрагентов по тем договорам, по которым произведена задержка выполнения работ или оплаты.

Таблица 3 - Регламент управления дебиторской задолженностью

компании ОЗНА

Этап управления дебиторской задолженностью Процедура Ответственное лицо (подразделение)

Критический срок оплаты не наступил Заключение договора Менеджер по продажам

Контроль отгрузки Коммерческий директор

Выставление счета Финансовая служба

Уведомление об отгрузке

Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской

За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием

Просрочка до 7 дней При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование Менеджер по продажам

Прекращение поставок (до оплаты) Коммерческий директор

Направление предупредительного письма о начислении штрафа Финансовая служба

Просрочка от 7 до 30 дней Начисление штрафа Финансовая служба

Предарбитражное предупреждение Юридический отдел

Ежедневные звонки с напоминанием Менеджер по продажам

Переговоры с ответственными лицами

Просрочка от 30 до 90 дней Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному взысканию Менеджер по продажам

Официальная претензия (заказным письмом) Юридический отдел

Просрочка более 90 дней Подача иска в арбитражный суд Юридический отдел

Кроме вышеуказанных штрафных санкций приказом руководителя компании ОЗНА целесообразно ввести персональную ответственность должностных лиц, инициировавших заключение договора с «ненадежными» контрагентами, повлекшее возникновение просроченной или безнадежной для взыскания задолженности. Для этого необходимо закрепить ответственность сотрудников организации в регламенте управления дебиторской задолженностью. В упрощенном виде указанный регламент приведен в таблице 3.

Подобное регламентирование функций отделов и служб организации позволяет конкретизировать действия, осуществляемые ими в целях снижения дебиторской задолженности, а также установить персональную ответственность за необоснованный рост задолженности.

Как отмечалось ранее, в АО «АК ОЗНА» наблюдается низкая оборачиваемость запасов, что отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия.

Можно предложить следующие рекомендации по ускорению оборачиваемости запасов на анализируемом предприятии:

- проводить оценку общей потребности в материалах на предстоящий период (анкетирование и опрос клиентов о потребности и перспективах спроса);

- периодически уточнять оптимальную партию заказа и момент заказа сырья;

- регулярно контролировать условия хранения запасов;

- улучшить организацию материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения предприятия необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;

- периодически уточнять и сопоставлять затраты по заказу сырья и затраты по хранению;

- ускорить процесс отгрузки, оформления расчетных документов и сокращения времени расчетов благодаря применению различных форм безналичных расчетов.

Не менее важно грамотное прогнозирование запасов, нахождение их оптимального уровня. Это позволит компании ОЗНА осуществлять своевременный сбыт поставляемых партий товара, а не хранить неликвидный товар.

Таким образом, мною были предложены необходимые меры и рекомендации, которые могут способствовать улучшению деловой активности АО «АК ОЗНА».

Анализ рыночной ситуации и конкурентных преимуществ показал, что АО «АК ОЗНА» обеспечено всеми необходимыми технологиями, производственными площадями и энергоресурсами. Высокая квалификация конструкторского персонала, большой накопленный опыт проектирования и изготовления нефтедобывающего и нефтепромыслового оборудования, наличие метрологического центра, собственных инжиниринговых и сервисных служб, система менеджмента качества, позволяют компании стабильно развиваться, расширять сотрудничество и поддерживать положительную деловую репутацию в обществе.

Использованные источники:

1. Приказ от 21.10.2015 № 073 "Порядок формирования финансовых планов Компании «ОЗНА» на 2016 год".

2. Приказ по основной деятельности от 01.02.2016 "Об организационных и штатных изменениях в ОАО АК ОЗНА".

3. Родионова Л.Н., Фатхлисламов Р.А. Страхование финансовых рисков в инвестиционном проекте // Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть 3. /Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. С. 62.

4. Родионова Л.Н. Экономическая безопасность как фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Материалы научно-практической конференции: "Экономическая безопасность: концепция, стандарты" С.-11.

5. Формирование инновационной стратегии промышленного развития регионов. Родионова Л.Н. Международная научно-практическая конференция «Развитие экономики и менеджмента в современном мире» (г. Воронеж). 1 декабря 2014г. С. 76-80.

6. Финансовый менеджмент /под редакцией Лукасевич И.Я. - 3-е изд. - М.: издательство «Национальное образование», 2013. - 768 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Официальный сайт ОАО «АК ОЗНА» [Электронный ресурс]. -http://ozna.ru/.

8. Электронный журнал "Корпоративный менеджмент" [Электронный ресурс]. - http://www.cfin.ru/.

9. Электронный журнал "Финансовый менеджмент" [Электронный ресурс]. -http: //www.finman .ru/.

10. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. -http://www.marketing.spb.ru/

УДК 339.9: 656

Васильева А.А. студент магистратуры 2 курса кафедра «Менеджмент» Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна Россия, г. Санкт-Петербург ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК Аннотация:

В статье показана актуальность исследований, направленных на достижение стратегических показателей развития международных перевозок. Выявлены перспективные показатели развития международных перевозок, на примере морских портов Санкт- Петербурга и Ленинградской области. Установлено, что через данные порты к 2030 г. ожидается прирост объемов перевозки и перевалки международных грузов до 1,5 раз (экспорт); до 4,6раз (импорт). Систематизированы ограничения, влияющие на достижение стратегических показателей.

Ключевые слова: международные перевозки, стратегическое развитие, морской порт, транспорт, эффективность

Vasileva A.A.

2nd year student of Master 's Degree Course Department «Management» St. Petersburg State University of Industrial Technology and Design

Russia, St. Petersburg

PROSPECTS AND LIMITATIONS OF THE STRATEGIC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.