УДК 338.22.021.4
Кузнецова А. С. студент магистратуры кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургский государственный университет
Россия, г. Оренбург АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ РОЗНИЧНОЙ
СЕТИ «МАГНИТ»
Аннотация
Все фирмы и предприятия, функционирующие в условиях рыночной экономики, находятся в зоне конкурентной среды. Если рассматривать понятие конкуренции в широком смысле, то можно сказать, что это борьба за покупателя. Основным положением анализа конкурентной среды является способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество на рынке, которое зависит не только от прямой конкуренции, но и от других конкурентных сил.
Ключевые слова:
Конкуренция, конкурентная борьба, конкурентоспособность, покупатель, борьба за покупателя, рыночная экономика, анализ конкурентной среды
Kuznetsova A.S., graduate student student of the department of accounting, analysis and audit
Orenburg State University Orenburg
ANALYSIS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF A RETAIL NETWORK "MAGNET"
Annotation
All firms and enterprises operating in a market economy are located in a competitive environment. If we consider the concept of competition in a broad sense, then we can say that this is a struggle for the buyer. The main point of the analysis of the competitive environment is the ability of the company to realize its competitive advantage in the market, which depends not only on direct competition, but also on other competitive forces.
Keywords:
Competition, competition, competitiveness, buyer, struggle for the buyer, market economy, analysis of the competitive environment.
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха.
Все фирмы и предприятия, функционирующие в условиях рыночной экономики, находятся в зоне конкурентной среды. Исключения составляют лишь те случаи, когда компания внедряет на рынок инновационный товар и аналогов на данном этапе не существует. Однако, в большинстве случаев
каждый новый товар представляет собой лишь некую модификацию уже имеющегося на рынке, следовательно, можно говорить о том, что он вступает в отношения косвенной конкуренции. Для того, чтобы грамотно спланировать маркетинговую составляющую бизнеса, необходимо провести детальный анализ конкурентной среды.
Конкуренцию в экономической сфере можно определить так -«соперничество субъектов рыночных отношений за наилучшие условия коммерческой деятельности». Если рассматривать понятие конкуренции в более широком смысле, то можно сказать, что это борьба за покупателя.
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха. Успех в конкурентной борьбе зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше имеющихся аналогов. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.
Была поставлена следующая цель: раскрытие сущности понятия конкурентной среды и её анализ на примере розничной сети «Магнит» АО «Тандер».
Конкурентная среда — это понятие, для которого нет единого определения. Так, по мнению:
Усик Н. И. «конкурентная среда — это институциональные условия координации деятельности субъектов рынков. Из этого определения следует, что понятие «конкурентная среда» связано с государственным или региональным образованием, имеющим развитую инфраструктуру, более или менее унифицированные инструменты бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политики и соответствующие институты» [3, с. 16].
Вальтер Ойкен «Конкурентная среда — это конкурентный порядок на основе законодательно закрепленных норм и правил хозяйствования, изменяющиеся под воздействием оперативного мониторинга результатов реализации установленных целей» [4, с. 45].
М. Портер считал, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете, фирма лидирует, если имеет прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров [2, с. 60].
Основным положением анализа конкурентной среды является способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество на рынке, которое зависит не только от прямой конкуренции, но и от других конкурентных сил. А именно от потенциальных конкурентов, от товаров-заменителей, от клиентов и от поставщиков. Целью проведения конкурентного анализа является идентификация благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться предприятие.
Анализ конкурентной среды предприятия позволит разработать
стратегические планы по устранению узких мест и увеличению прибыли.
Итак перейдём непосредственно к анализу розничной сети «Магнит» АО «Тандер».
Вид деятельности: торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Дополнительными видами деятельности розничной сети «Магнит» АО «Тандер» являются:
- производство мяса в охлажденном виде; -производство готовых пищевых продуктов и блюд -торговля оптовая молочными продуктами
-торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками
-торговля оптовая алкогольными напитками, кроме пива и пищевого этилового спирта
-торговля оптовая пивом
-торговля оптовая табачными изделиями
-торговля оптовая шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями
-торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов и т.д.
Обьектом исследования будут являться магазины, находящиеся в г. Оренбурге. Всего по городу 102 магазина, из них 3 семейных гипермаркета и 99 магазинов «Магнит у дома». Магазин находятся во всех районах города. На территории магазинов и близ них имеется множество торговых точек, что дает достаточное количество покупателей. Деятельность магазина активная, он зарекомендовал себя как розничный продавец качественных и доступных для разных слоев населения продуктов питания, имеет базу постоянных покупателей.
Итак перейдем непосредственно к анализу факторов конкурентоспособности.
Рассмотрим факторы конкурентоспособности на основе таблицы 1.
Таблица 1 - Факторы конкурентоспособности
Факторы Магнит Конкуренты
Пятерочка Лента
Качество Отличное Хорошее Отличное
Количество Более 100 шт Более 125 Более 5 шт
магазинов
Уровень цен Средний Средний Средний
ассортимент Широкой Широкий Широкий
ассортимент ассортимент ассортиментов
продуктов питания продуктов питания продуктов питания, бытовой химии Наличие товаров для дома и сада
Репутация Отличное Хорошее Хорошее
Так как внешняя и внутренняя среда изменяются под воздействием деятельности предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. И на основе полученных результатов предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT- анализ в таблице 2.
Таблица 2. SWOT- анализ
Конкурент 1 Магнит Конкурент 2 Пятерочка Конкурент 2 Лента
Сильные стороны Широкий ассортимент продуктов питания; Семья магазинов -«Магнит Косметик», «Магнит Аптека» Большая география магазинов; Карта лояльности Широкий ассортимент, постоянные клиенты, известность на рынке,частые акции,рекламная компания, Широкий ассортимент, постоянные клиенты, удобство с сервисным обслуживанием, известность на рынке, профессиональный коллектив, бонусные карты
Слабые стороны слабые возможности сервисного обслуживания, узкая структура подразделений Навязчивость продавцов, большое количество негативных отзывов,акции, потеря авторитета со временем,скачки цен Нехватка продавцов, жалобы на некачественную продукцию, неудобное расположение разгрузки и погрузки, скачки цен, Недостаток внутрифирменных коммуникаций
Возможности Расширение подразделений , усиление сервисного обслуживания , упор на рекламную компанию Возвращение былого авторитета в глазах покупателей Открытие новых магазинов, расширение ассортимента, усиление персонала
Угрозы Конкуренция на рынке розничной торговли Конкуренция на рынке розничной торговли Конкуренция на рынке розничной торговли
Итак, из таблицы видно, что главными конкурентными преимуществами магазина является широкий ассортимент продуктов питания; семья магазинов - «Магнит у дома», «Магнит Косметик», «Магнит Аптека», доступная ценовая политика, большое количество магазинов по
всем районам города, карта лояльности.
Исходя из данных таблицы для сохранения позиций, необходимо применять выгодную ценовую и товарную политику, что приведет к увеличению потребителей и росту объемов продаж. Также нужно сосредоточиться на возможностях и за счет сильных сторон вытеснить недостатки.
В заключении необходимо отметить, что в Российской Федерации пока еще идет становление отдельных рынков и институтов, формирование рыночной бизнес-среды, благоприятной для конкурентного поведения предпринимательских структур. Поэтому отечественные источники конкурентных преимуществ, в решающей степени, фокусирующие поведение хозяйствующих субъектов в конкурентной среде, имеют некоторую специфику, вытекающую из переходного характера экономики.
Использованные источники:
1. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика/ Усик Нина Ивановна/ Журнал «Теоретическая экономика» № 4, 2012.
2. Ленгинович С.Г. Конкурентная среда: методы исследования // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 88-91.
3. Курносова Е.А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: формирование инновационного поведения // Российский экономический интернетжурнал. 2009. № 1. С. 598-607.
4. Портер Майкл. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер.М.: Альпина Паблишер, 2015. 456 с.