Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ КОМПАНИЙ THE COCA COLA COMPANY И PEPSICO'

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ КОМПАНИЙ THE COCA COLA COMPANY И PEPSICO Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
762
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ КОМПАНИЙ THE COCA COLA COMPANY И PEPSICO»

Семенова Н. С. студент Айдаркина Е. Е. преподаватель Южный Федеральный Университет Россия, г. Ростов - на - Дону АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ КОМПАНИЙ THE COCA COLA

COMPANY И PEPSICO

В настоящее время конкуренция - одна из движущих сил успеха компаний. Именно от того, как компания ведет себя в этой борьбе, зависит и то, как долго она продержится на рынке.

К сожалению, не многие компании могут устоять под натиском и подавляющей силой борьбы за лидерство. Как говорил Ч. Дарвин: «Выживает сильнейший». Данное высказывание применимо и к конкурентной борьбе между компаниями.

В условиях сложившейся экономики сложно представить, чтобы компании, выходя на рынок, бездействовали и не применяли никаких мер, чтобы утвердить или сохранить свои позиции. Ярким примером острой конкурентной борьбы является соперничество The Coca Cola Company и PepsiCo, которая началась в тридцатых годах прошлого века и продолжается до сих пор.

В практике известен случай, когда сотрудник Coca Cola Company был замечен за распитием напитка своего конкурента, за что он был уволен по одному из пунктов устава компании, который запрещает порочить репутацию Coca Cola Company.

Данной бесконечной «холодной войне» между двумя ведущими компаниями посвящено множество статей и книг. Среди авторов, уделяющих внимание этой проблеме можно выделить знаменитого Филипа Котлера, который часто в своих книгах по маркетингу приводит в пример эту борьбу.

Спрашивая любого человека о том, какой напиток самый популярный, он с огромной вероятностью ответит, что это Coca Cola. Проведя анализ рейтинга данного напитка на сайте http://www.top20brands.ru/ru/, где отражаются любимые бренды россиян, было выявлено, что на протяжении нескольких последних лет Coca Cola является лидером, значительно обгоняя своего главного соперника - Pepsi.

Одним из основных конкурентных преимуществ Coca Cola является его многолетняя история. Coca Cola появилась на рынке значительно раньше, нежели ее конкурент.

В тоже время, компании по-разному позиционируют свои напитки на рынке: Pepsi позиционирует свой продукт, как укрепляющий, веселящий и улучшающий пищеварение напиток, а Coca Cola, которая изначально являлась своеобразным лекарством от депрессии и нервных расстройств, в настоящее время делает упор на традиционный напиток и качество

проверенное годами. Подобный подход к позиционированию товара, позволил Coca Cola укрепить свои позиции в США и Европе, а Pepsi первыми выйти на новые рынки, в том числе и на российский.

Помимо позиционирования продуктов компании на рынке, был также проведен анализ маркетинговых стратегий компаний конкурентов.

Coca Cola отличается большей стабильностью, делает акцент на более взрослых людей, на проверенную временем классику и семейные ценности. В основе рекламной кампании Coca Cola лежит традиция. Цветовая гамма, форма и размер бутылки практически не изменяются. Ярким примером традиционности, является рекламный ролик с Санта Клаусом, запущенный в 1931 году и до сих пор появляющийся ежегодно в преддверии Нового года.

Однако, летом 2014 года, для сохранения своих позиций на рынке, компания The Coca Cola Company запустила новую рекламную акцию -именные этикетки на упаковке напитка, которая увеличила продажи напитка, за счет привлечение большего количества молодежи. Задача данной акции заключалась в том, чтобы напомнить покупателям, что все они индивидуальности, но есть вещи, которые объединяют людей, и это напиток Coca Cola.

Что касается компании PepsiCo, ее маркетинговая политика является значительно более агрессивной, в отличие от конкурента. Pepsi очень часто меняет свои логотипы и рекламные слоганы, больше ориентируясь на молодое и прогрессивное поколение. Ни в одной рекламной кампании не снималось столько звезд, сколько в роликах Pepsi, за что этот напиток считается звездным.

На наш взгляд, маркетинговая политика The Coca Cola Company является более эффективной, так как лежащие в ее основе вечные ценности намного сильнее и прочнее впечатлений, связанных с отдельными популярными личностями, а также молодежными трендами.

К тому же, молодежь имеет свойство расти и менять свои предпочтения. Поэтому Pepsi каждый год сосредотачивается на новых и новых группах потенциальных потребителей, в то время как Coca-Cola поддерживает ценности, созданные и оцененные уже существующими группами.

Для поддержания своих конкурентных позиций Pepsi часто проводит так называемые «слепые тесты двух кол», когда людям предлагают определить, какой напиток лучше. В этих тестах, как показывают результаты, Pepsi является лидером, что повышает значимость и популярность данного бренда. Тем не менее, многие исследования показали, что вкусы этих напитков одинаковы. Человек не способен отличить их ни по цвету, ни по вкусу, ни по запаху. Это обусловлено тем, что не рецепторы определяют предпочтения человека, а мозг, который реагирует на силу бренда и рекламную кампанию.

Анализируемые компании имеют разные стратегии развития. The Coca

Cola Company реализует стратегию фокусирования, основанную на выборе отраслевого сегмента и достижения на нем безусловных конкурентных преимуществ, в данном случае речь идет о рынке газированных напитков.

Компания PepsiCo реализует стратегию диверсификации. Помимо безалкогольных газированных напитков она реализует иной товарный ассортимент под различными брендами. Некоторые из них непосредственно входят в состав компании, на остальные - у нее имеются определенные права. Состав брендов компаний представлен в таблице.

Компания

The Coca Cola Company PepsiCo

Газированные напитки

Coca - Cola; Fanta; Sprite; Schweppes; Burn; IRN BRU; Adrenaline Rush; Mountain Dew; 7

Fruktime; Gladiator Up; Mirinda; Pepsi

Минеральная питьевая вода

BonAqua Evervess; Ессентуки; Русский дар; Аква минерале; Родники России

Соки

Rich Привет; Tropicana; Фруктовый; Сад; Тонус; J7; Я; Северная ягода; Чудо - Ягода; Любимый; 100% Gold Классик

Молочная продукция

- Ламбер; Чудо; Веселый Молочник; Имунеле; БиоМакс; Домик в деревне; Мажитель; Кубанская буренка; Гранфор; Фругурт

Снеки

- ХрусTeam; Cheetos; Lay's; Каши «Чудо»

Детское питание

- Здрайверы, Агуша

В ходе исследования был проведен опрос предпочтений напитков Coca Cola и Pepsi в социальной сети «ВКонтакте». Исследование показало, что из 234 человек, 153 отдали предпочтение Coca Cola. Среди основных критериев выбора данного напитка были следующие: запоминающиеся рекламные ролики, приятный вкус, напиток менее газированный по сравнению с конкурентом, удачная акция с именными этикетками на упаковке напитка.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что борьба компаний The Coca Cola Company и PepsiCo вышла далеко за пределы напитков Pepsi и Coca Cola. И если компании PepsiCo пока не удалось завоевать лидерских позиций в реализации напитка Pepsi, то она нашла выход из ситуации за счет расширения брендов, входящих в ее состав.

Как показывает исследование, стратегия фокусирования и рекламная кампания, основанная на семейных ценностях и традициях, используемые компанией The Coca Cola Company являются наиболее конкурентоспособными на рынке газированных напитков

в настоящее время.

Использованные источники:

1. Лебедев О. История успеха компании Coca - Cola // Режим доступа: http://timesnet.ru/success/2/

2. Лебедев О. История успеха Pepsi Cola // Режим доступа: http://timesnet.ru/success/142/

3. Малая К. Coca - Cola & Pepsi: война миров // Режим доступа: http://www.forex-teach.ru/statii/coca-cola-vs-pepsi/

4. Потехин А. Pepsi и Cola - война на все времена // Режим доступа: http://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/pepsi-i-coca-vojna-na-vse-vremena-34261/

5. Газета «Коммерсантъ». Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/31876

6. Любимые бренды россиян. Режим доступа: http://www.top20brands.ru/ru/

7. Официальный сайт Coca - Cola Hellenic в России. Режим доступа: http://www.coca-colahellenic.ru/Productsandbrands/

8. Официальный сайт PepsiCo. Режим доступа: http://www.pepsico.ru/

9. Удивительная, почти сказочная, история о Санта Клаусе и появлении «Coca - Cola». Режим доступа: http://www.manalfa.com/istorii-uspeha/sozdanie-koka-koli

10. Чем отличается Coca - Cola от Pepsi Cola. Режим доступа: http://masterok.livejournal.com/686729.html

11. Чем отличается Pepsi от Coca - Cola. Режим доступа: http://thedifference.ru/otlichie-pepsi-ot-coca-cola/

Семёнычев А.А. студент 5 курса Суслова О.М., к. э. н. научный руководитель, доцент кафедра Экономики и управления ЧФ КНИТУ-КАИ Российская Федерация, г. Чистополь ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ МАГАЗИНАМ И ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Каждый день мы делаем покупки различных товаров. На потребительском рынке работают множество традиционных магазинов. Но быстрыми темпами растет спрос на покупки через Интернет.

У каждого потребителя свое отношение как к традиционным магазинам, так и к Интернет-магазинам. Какие факторы определяют потребительский выбор в пользу тех или других? Ответить на этот вопрос позволяют результаты проведенного автором маркетингового исследования, цель которого заключалась в изучении отношения потребителей к традиционным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.