АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
Шилова Т. А., Костерева Л. И.
МГПУ, Москва
В статье рассмотрены проблемы самооценки личности младших школьников, обучающихся на дому. Раскрыта структура ключевых компонентов самооценки: регулятивного, эмоционального, когнитивного.
Ключевые слова: самооценка личности младших школьников, обучение на дому, образовательная деятельность, самосознание, личность, категория «Я».
ANALYSIS OF THE COMPONENTS OF THE SELF-IDENTITY IN PRIMARY HOMESCHOOLERS
Shilova T. A., Kostereva L. I.
MGPU Moscow
In this article the problems of primary homeschoolers' self-identity are discussed. The structure of the key components of self-esteem is shown: regulatory, emotional, cognitive. Keywords: primary student's self-esteem, homeschooling, educational activity, consciousness, personality, category "The Self'.
Введение
Проблеме самооценки личности посвящено множество работ в различных отраслях психологии. В настоящее время наиболее востребованными и актуальными являются вопросы личности и индивидуальности, особенно с позиций генезиса источников ее развития. В них раскрывается содержание понятия «самооценка»: это «доверие к себе», «самоуважение», «осознание себя», «образ себя», «чувство собственного достоинства». Теоретические подходы в определении содержания понятия «самооценка» включают три группы индивидуальных особенностей: самосознание, личность, категория «Я» [1, 2, 4].
В концепции модернизации российского образования, по мнению Е. С. Романовой, определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [5, с. 5].
Главные компоненты самооценки выступают в следующей структуре: регулятивной, эмоциональной, когнитивной. Системно-психологический подход с позиций Б. Н. Рыжова «позволяет связать между собой возможности объективной диагностики» [6, с. 5]. Так, Л. И. Божович самооценку рассматривала как важное личностное образование, принимающее активное участие в регуляции личностью своего поведения и деятельности, как автономную характеристику личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. Автор считает, что «устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки взрослого и результатов собственной деятельности ребенка. В тех случаях, когда самооценка возникает лишь на основе усвоения оценки окружающих без умения самостоятельно оценить результаты своей деятельность, у ребенка легко может сложиться неправильная самооценка, являющаяся значительным препятствием для полноценного формирования его личности» [2, с. 233]. Проблема взаимосвязи самооценки и обучения в общеобразовательной школе, в том числе обучения на дому, весьма актуальна и оказывает значительное влияние как на
успешность обучения, так и на жизнедеятельность учащегося в целом.
У младших школьников осуществляются подготовка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, утверждается гражданская значимость личности. В результате и под воздействием социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений младших школьников с окружающими их людьми и изменяется его отношение к школе, самому себе, самооценке и своему самосознанию.
С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, включающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе. З. С. Акбиева в этой связи считает, что «самооценка представляет ступень развития самосознания, выражающуюся в способностях отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих, но и на уровне собственных требований к себе» [1, с. 10].
Цель данного исследования - рассмотрение системы компонентов самооценки детей младшего школьного возраста. Системно-структурный анализ компонентов самооценки играет огромную роль в дальнейшей жизнедеятельности личности. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки ребенка на его поведение, мотивацию к учебе, межличностные контакты, особенно если ребенок обучается на дому, однако мало сравнительных исследований личности младшего школьника, обучающегося в общеобразовательной школе и на дому.
В последнее время среди детей, поступающих в школу, все чаще встречаются школьники, имеющие различные отклонения в здоровье, поэтому им рекомендовано обучение на дому. По данным многих исследований такие дети еще до поступления в школу имеют ряд психологических особенностей. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к такому школьнику педагогических требований и его возможностей их удовлетворить, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом формирования проблем в школьной жизни [7]. Различные предметы, которые младшие школьники изучают в школе, служат лишь средством для достижения этой цели. Индивидуальное обучение учащихся на дому - одна из форм обучения, гаранти-
рованная российским законодательством. Оно организуется в целях создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для учащихся, которые по медицинским показаниям не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. По мнению Е. С. Романовой, «система требований государственных образовательных стандартов формирует систему оценок уровня и качества образования и степень интегрированности содержания образования» [4, с. 103].
Младшие школьники, обучающиеся на дому, имеют такие проблемы, как недостаток общения со сверстниками, трудность освоения новых норм поведения в отношениях с людьми, трудность формирования самооценки, самоопределения. Плохое самочувствие, ограничение движений, приводят к развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, депрессивным и регрессивным реакциям. Все это отражает социальную ситуацию развития, складывающуюся в данных условиях. Основными последствиями этой ситуации являются изменения в направленности личности, системе самооценок, установке на деятельность [1, 3]. Младшим школьникам, обучающимся на дому, присущи неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей. Это приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Такие учащиеся, лишенные общения с основной массой обычных сверстников, не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются в том, что жизнь их сложится успешно. Перед нами стоит задача понять роль структурных компонентов самооценки (регулятивного, эмоционального, когнитивного) с позиций системной психологии, при рассмотрении их как процессы организации и развития личности.
Условия и методы исследования
В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста (1-3-х классов) из Москвы: 20 учеников, посещающих школу, 20 испытуемых, обучающиеся на дому.
Для проведения экспериментального исследования, направленного на изучение са-
I Младшие школьники, обучающиеся в общеобразователь-
ной школе
Младшие школьники, обучающиеся на дому
Завышенная Нормативная Заниженная самооценка самооценка самооценка
Рисунок 1. Результаты исследования уровня самооценки по методике «Лесенка» (В. Г. Щур)
Младшие школьники, обучающиеся в общеобразовательной
Младшие школьники, обучающиеся на дому
Завышенная Нормативная Заниженная самооценка самооценка самооценка
Рисунок 2. Показатели определения эмоционального уровня самооценки (по А. В. Захаровой)
мооценки личности младшего школьника, обучающегося в общеобразовательной школе и обучающегося на дому, были использованы следующие методики: методика «Лесенка» (В. Г. Щур); методика определения эмоциональной самооценки (А. В. Захаровой); методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко).
Результаты исследования
Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений учащегося о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие ученики и как
эти представления соотносятся между собой. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рис. 1.
Расчет основных количественных показателей методики «Лесенка» показывает выраженные различия в самооценке учащихся: среди учеников 1-3-х классов, посещавших школу, 35% имеют завышенную самооценку, 55% - нормативную самооценку, 10% - низкую самооценку. Среди испытуемых, обучающихся на дому, завышенную самооценку никто не имеет, 30% показали нормативную самооценку, 70% - низкую самооценку.
Методика определения эмоционального уровня самооценки (А. В. Захаровой) позволя-
Мое положение I Хотел бы быть
Лидерство Нормальная Дружеская Устойчивое адаптация поддержка положение
Рисунок 3. Результаты методики самооценки по методике «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко)
Установка на преодоление препятствий
Утомляемость, слабость
Отстраненность, замкнутость, тревожность
Уход в себя Устойчивое положение Дружеская поддержка
Хотел бы быть Мое положение
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рисунок 4. Результаты исследования по методике самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко)
ет проанализировать особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста, увидеть особенности восприятия испытуемых себя и наиболее значимых взрослых, узнать, как ребенок видит себя в окружающей социальной среде, насколько он включен в нее. Данные по исследованию уровня самооценки испытуемых приведены на рис. 2.
Анализ полученных результатов показал, что среди учеников 1-3-х классов, посещавших общеобразовательную школу, 15% имеют завышенную самооценку, 85% - нормативную самооценку. Низкая самооценка не выявлена. Среди испытуемых, обучающихся на дому, завышенную самооценку никто не имеет, 45% показали адекватную самооценку, 55% - низкую самооценку. Учащиеся с низким уровнем самооценки характеризуются как крайне зависимые от непосредственного социального окружения, неспособные к самостоятельным поступкам.
Для изучения и выявления индивидуально-типологических особенностей учащихся была использована методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко). Полученные данные для учеников общеобразовательной школы показаны на рис. 3.
Среди учеников 1-3-х классов, посещавших общеобразовательную школу, установку на лидерство имеют 10%, нормальную адаптацию - 45%, 45% показывают в тестах общительность, дружескую поддержку.
На вопрос методики «Каким ты хотел бы быть и на чьем месте хотел бы находиться?» ученики 1-3-х классов, посещавших школу, выделили: установку на лидерство - 35%; комфортное состояние, нормальную адаптацию -30%; дружескую поддержку - 25%; устойчивость положения - 10%.
Данные исследования по методике самооценки «Дерево» для испытуемых, обучающихся на дому, приведены на рис. 4.
Среди испытуемых, обучающихся на дому, наблюдаются уход в себя и отстраненность -у 25% учащихся; замкнутость, тревожность -у 65%; утомляемость, слабость, застенчивость - у 10%.
На вопрос методики «Каким ты хотел бы быть и на чьем месте хотел бы находиться?» испытуемые, обучающиеся на дому выделили: дружескую поддержку, общительность - 80%; установку на преодоление препятствий - 20%.
Выводы
Анализ результатов исследования показал, что структуры самооценки младших школьников, обучающихся в школе, и младших школьников, обучающихся на дому, различаются.
Обнаруженная в исследовании в целом низкая самооценка учащихся, имеющих социальную изоляцию, отражает их психологические особенности. Они боятся неудач, страх порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, сковывают воображение, понижают познавательную активность, а чрезмерная самокритичность, свойственная им, может привести к творческому кризису.
Таким образом, проведенный анализ позволил определить адекватность самооценки и ее сравнительных характеристик у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Важное условие их успешного обучения - разработка и внедрение программ психологической помощи на начальных этапах адаптации к изменяющимся условиям образования младших школьников, обучающихся на дому. На основании полученных данных принято решение продолжить исследование, используя в качестве развивающей коррекционной работы задания, приемы, упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста.
В целом, приведенные материалы дают системно-психологическое обоснование технологии определения регулятивного, эмоционального, когнитивного компонентов самооценки личности, развития теории и качественной интерпретации полученных результатов. Приведенные данные свидетельствуют о целесообразности применения метода системно-структурного подхода в психодиагностике компонентов самооценки личности младшего школьника.
Литература
1. Акбиева З. С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 179 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
3. Казаренков В. И. Сотрудничество учителей и родителей в организации внеурочных занятий младших школьников (на примере российской школы) // Проблемы раннего образования. 2012. № 2. С. 73-79.
4. Романова Е. С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования //Системная психология и социология. 2011. № 3. С. 103-108.
5. Романова Е. С. Инновационная деятельность института в системе профориентационной работы // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 5-16.
6. Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология. 2013. № 8(II). С. 5-8.
7. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.
Refferences
1. Akbieva Z. S. Self-Esteem and Personal Orientation in Adolescents with Deviant Behavior: Dis. ... Kand. Psychol. Sciences. M., 1997. 179 p.
2. Bozhovich L. I. Personality and its Formation in Childhood. M.: Peter, 2008. 398 p.
3. KazarenkovV. I. Cooperation of Teachers and Parents in the Organization of Extracurricular Activities of Primary Students (on the example of the Russian school) // Problems of Early Education. 2012. № 2 . P. 73-79.
4. Romanova E. S. New forms of the Practical Realization of the Assimilated Integrative Content of the Education // Systems Psychology and Sociology. 2011. № 3, P. 103-108.
5. Romanova E. S. Innovative Activity of the Institute in a System of the Vocational Guidance Work // Systems Psychology and Sociology. 2011. № 4. P. 5-16.
6. Ryzhov B. N. Inner Structure of the Activity in the Theory of Systems Psychology // Systems Psychology and Sociology. 2013. № 8 (II), P. 5-8.
7. Shilova T. A. Diagnosis of Psycho-Social Maladjustment in Children and Adolescent: Practical manual: M: Airis press, 2006. 112 p.