Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ'

АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / САМОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / КАТЕГОРИЯ "Я" / CATEGORY "THE SELF' / PRIMARY STUDENT'S SELF-ESTEEM / HOMESCHOOLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шилова Тамара Алексеевна, Костерева Людмила Ивановна

В статье рассмотрены проблемы самооценки личности младших школьников, обучающихся на дому. Раскрыта структура ключевых компонентов самооценки: регулятивного, эмоционального, когнитивного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шилова Тамара Алексеевна, Костерева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the components of the self-identity in primary homeschoolers

In this article the problems of primary homeschoolers' self-identity are discussed. The structure of the key components of self-esteem is shown: regulatory, emotional, cognitive.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ»

АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

Шилова Т. А., Костерева Л. И.

МГПУ, Москва

В статье рассмотрены проблемы самооценки личности младших школьников, обучающихся на дому. Раскрыта структура ключевых компонентов самооценки: регулятивного, эмоционального, когнитивного.

Ключевые слова: самооценка личности младших школьников, обучение на дому, образовательная деятельность, самосознание, личность, категория «Я».

ANALYSIS OF THE COMPONENTS OF THE SELF-IDENTITY IN PRIMARY HOMESCHOOLERS

Shilova T. A., Kostereva L. I.

MGPU Moscow

In this article the problems of primary homeschoolers' self-identity are discussed. The structure of the key components of self-esteem is shown: regulatory, emotional, cognitive. Keywords: primary student's self-esteem, homeschooling, educational activity, consciousness, personality, category "The Self'.

Введение

Проблеме самооценки личности посвящено множество работ в различных отраслях психологии. В настоящее время наиболее востребованными и актуальными являются вопросы личности и индивидуальности, особенно с позиций генезиса источников ее развития. В них раскрывается содержание понятия «самооценка»: это «доверие к себе», «самоуважение», «осознание себя», «образ себя», «чувство собственного достоинства». Теоретические подходы в определении содержания понятия «самооценка» включают три группы индивидуальных особенностей: самосознание, личность, категория «Я» [1, 2, 4].

В концепции модернизации российского образования, по мнению Е. С. Романовой, определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [5, с. 5].

Главные компоненты самооценки выступают в следующей структуре: регулятивной, эмоциональной, когнитивной. Системно-психологический подход с позиций Б. Н. Рыжова «позволяет связать между собой возможности объективной диагностики» [6, с. 5]. Так, Л. И. Божович самооценку рассматривала как важное личностное образование, принимающее активное участие в регуляции личностью своего поведения и деятельности, как автономную характеристику личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. Автор считает, что «устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки взрослого и результатов собственной деятельности ребенка. В тех случаях, когда самооценка возникает лишь на основе усвоения оценки окружающих без умения самостоятельно оценить результаты своей деятельность, у ребенка легко может сложиться неправильная самооценка, являющаяся значительным препятствием для полноценного формирования его личности» [2, с. 233]. Проблема взаимосвязи самооценки и обучения в общеобразовательной школе, в том числе обучения на дому, весьма актуальна и оказывает значительное влияние как на

успешность обучения, так и на жизнедеятельность учащегося в целом.

У младших школьников осуществляются подготовка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, утверждается гражданская значимость личности. В результате и под воздействием социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений младших школьников с окружающими их людьми и изменяется его отношение к школе, самому себе, самооценке и своему самосознанию.

С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, включающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе. З. С. Акбиева в этой связи считает, что «самооценка представляет ступень развития самосознания, выражающуюся в способностях отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих, но и на уровне собственных требований к себе» [1, с. 10].

Цель данного исследования - рассмотрение системы компонентов самооценки детей младшего школьного возраста. Системно-структурный анализ компонентов самооценки играет огромную роль в дальнейшей жизнедеятельности личности. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки ребенка на его поведение, мотивацию к учебе, межличностные контакты, особенно если ребенок обучается на дому, однако мало сравнительных исследований личности младшего школьника, обучающегося в общеобразовательной школе и на дому.

В последнее время среди детей, поступающих в школу, все чаще встречаются школьники, имеющие различные отклонения в здоровье, поэтому им рекомендовано обучение на дому. По данным многих исследований такие дети еще до поступления в школу имеют ряд психологических особенностей. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к такому школьнику педагогических требований и его возможностей их удовлетворить, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом формирования проблем в школьной жизни [7]. Различные предметы, которые младшие школьники изучают в школе, служат лишь средством для достижения этой цели. Индивидуальное обучение учащихся на дому - одна из форм обучения, гаранти-

рованная российским законодательством. Оно организуется в целях создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для учащихся, которые по медицинским показаниям не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. По мнению Е. С. Романовой, «система требований государственных образовательных стандартов формирует систему оценок уровня и качества образования и степень интегрированности содержания образования» [4, с. 103].

Младшие школьники, обучающиеся на дому, имеют такие проблемы, как недостаток общения со сверстниками, трудность освоения новых норм поведения в отношениях с людьми, трудность формирования самооценки, самоопределения. Плохое самочувствие, ограничение движений, приводят к развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, депрессивным и регрессивным реакциям. Все это отражает социальную ситуацию развития, складывающуюся в данных условиях. Основными последствиями этой ситуации являются изменения в направленности личности, системе самооценок, установке на деятельность [1, 3]. Младшим школьникам, обучающимся на дому, присущи неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей. Это приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Такие учащиеся, лишенные общения с основной массой обычных сверстников, не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются в том, что жизнь их сложится успешно. Перед нами стоит задача понять роль структурных компонентов самооценки (регулятивного, эмоционального, когнитивного) с позиций системной психологии, при рассмотрении их как процессы организации и развития личности.

Условия и методы исследования

В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста (1-3-х классов) из Москвы: 20 учеников, посещающих школу, 20 испытуемых, обучающиеся на дому.

Для проведения экспериментального исследования, направленного на изучение са-

I Младшие школьники, обучающиеся в общеобразователь-

ной школе

Младшие школьники, обучающиеся на дому

Завышенная Нормативная Заниженная самооценка самооценка самооценка

Рисунок 1. Результаты исследования уровня самооценки по методике «Лесенка» (В. Г. Щур)

Младшие школьники, обучающиеся в общеобразовательной

Младшие школьники, обучающиеся на дому

Завышенная Нормативная Заниженная самооценка самооценка самооценка

Рисунок 2. Показатели определения эмоционального уровня самооценки (по А. В. Захаровой)

мооценки личности младшего школьника, обучающегося в общеобразовательной школе и обучающегося на дому, были использованы следующие методики: методика «Лесенка» (В. Г. Щур); методика определения эмоциональной самооценки (А. В. Захаровой); методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко).

Результаты исследования

Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений учащегося о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие ученики и как

эти представления соотносятся между собой. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рис. 1.

Расчет основных количественных показателей методики «Лесенка» показывает выраженные различия в самооценке учащихся: среди учеников 1-3-х классов, посещавших школу, 35% имеют завышенную самооценку, 55% - нормативную самооценку, 10% - низкую самооценку. Среди испытуемых, обучающихся на дому, завышенную самооценку никто не имеет, 30% показали нормативную самооценку, 70% - низкую самооценку.

Методика определения эмоционального уровня самооценки (А. В. Захаровой) позволя-

Мое положение I Хотел бы быть

Лидерство Нормальная Дружеская Устойчивое адаптация поддержка положение

Рисунок 3. Результаты методики самооценки по методике «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко)

Установка на преодоление препятствий

Утомляемость, слабость

Отстраненность, замкнутость, тревожность

Уход в себя Устойчивое положение Дружеская поддержка

Хотел бы быть Мое положение

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 4. Результаты исследования по методике самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко)

ет проанализировать особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста, увидеть особенности восприятия испытуемых себя и наиболее значимых взрослых, узнать, как ребенок видит себя в окружающей социальной среде, насколько он включен в нее. Данные по исследованию уровня самооценки испытуемых приведены на рис. 2.

Анализ полученных результатов показал, что среди учеников 1-3-х классов, посещавших общеобразовательную школу, 15% имеют завышенную самооценку, 85% - нормативную самооценку. Низкая самооценка не выявлена. Среди испытуемых, обучающихся на дому, завышенную самооценку никто не имеет, 45% показали адекватную самооценку, 55% - низкую самооценку. Учащиеся с низким уровнем самооценки характеризуются как крайне зависимые от непосредственного социального окружения, неспособные к самостоятельным поступкам.

Для изучения и выявления индивидуально-типологических особенностей учащихся была использована методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко). Полученные данные для учеников общеобразовательной школы показаны на рис. 3.

Среди учеников 1-3-х классов, посещавших общеобразовательную школу, установку на лидерство имеют 10%, нормальную адаптацию - 45%, 45% показывают в тестах общительность, дружескую поддержку.

На вопрос методики «Каким ты хотел бы быть и на чьем месте хотел бы находиться?» ученики 1-3-х классов, посещавших школу, выделили: установку на лидерство - 35%; комфортное состояние, нормальную адаптацию -30%; дружескую поддержку - 25%; устойчивость положения - 10%.

Данные исследования по методике самооценки «Дерево» для испытуемых, обучающихся на дому, приведены на рис. 4.

Среди испытуемых, обучающихся на дому, наблюдаются уход в себя и отстраненность -у 25% учащихся; замкнутость, тревожность -у 65%; утомляемость, слабость, застенчивость - у 10%.

На вопрос методики «Каким ты хотел бы быть и на чьем месте хотел бы находиться?» испытуемые, обучающиеся на дому выделили: дружескую поддержку, общительность - 80%; установку на преодоление препятствий - 20%.

Выводы

Анализ результатов исследования показал, что структуры самооценки младших школьников, обучающихся в школе, и младших школьников, обучающихся на дому, различаются.

Обнаруженная в исследовании в целом низкая самооценка учащихся, имеющих социальную изоляцию, отражает их психологические особенности. Они боятся неудач, страх порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, сковывают воображение, понижают познавательную активность, а чрезмерная самокритичность, свойственная им, может привести к творческому кризису.

Таким образом, проведенный анализ позволил определить адекватность самооценки и ее сравнительных характеристик у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Важное условие их успешного обучения - разработка и внедрение программ психологической помощи на начальных этапах адаптации к изменяющимся условиям образования младших школьников, обучающихся на дому. На основании полученных данных принято решение продолжить исследование, используя в качестве развивающей коррекционной работы задания, приемы, упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста.

В целом, приведенные материалы дают системно-психологическое обоснование технологии определения регулятивного, эмоционального, когнитивного компонентов самооценки личности, развития теории и качественной интерпретации полученных результатов. Приведенные данные свидетельствуют о целесообразности применения метода системно-структурного подхода в психодиагностике компонентов самооценки личности младшего школьника.

Литература

1. Акбиева З. С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 179 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.

3. Казаренков В. И. Сотрудничество учителей и родителей в организации внеурочных занятий младших школьников (на примере российской школы) // Проблемы раннего образования. 2012. № 2. С. 73-79.

4. Романова Е. С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования //Системная психология и социология. 2011. № 3. С. 103-108.

5. Романова Е. С. Инновационная деятельность института в системе профориентационной работы // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 5-16.

6. Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология. 2013. № 8(II). С. 5-8.

7. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.

Refferences

1. Akbieva Z. S. Self-Esteem and Personal Orientation in Adolescents with Deviant Behavior: Dis. ... Kand. Psychol. Sciences. M., 1997. 179 p.

2. Bozhovich L. I. Personality and its Formation in Childhood. M.: Peter, 2008. 398 p.

3. KazarenkovV. I. Cooperation of Teachers and Parents in the Organization of Extracurricular Activities of Primary Students (on the example of the Russian school) // Problems of Early Education. 2012. № 2 . P. 73-79.

4. Romanova E. S. New forms of the Practical Realization of the Assimilated Integrative Content of the Education // Systems Psychology and Sociology. 2011. № 3, P. 103-108.

5. Romanova E. S. Innovative Activity of the Institute in a System of the Vocational Guidance Work // Systems Psychology and Sociology. 2011. № 4. P. 5-16.

6. Ryzhov B. N. Inner Structure of the Activity in the Theory of Systems Psychology // Systems Psychology and Sociology. 2013. № 8 (II), P. 5-8.

7. Shilova T. A. Diagnosis of Psycho-Social Maladjustment in Children and Adolescent: Practical manual: M: Airis press, 2006. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.