____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 153, кн. 4 Гуманитарные науки
2011
УДК 332.05
АНАЛИЗ КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ В КРУПНЕЙШЕМ ГОРОДЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ (на примере г. Казани)
И.С. Глебова Аннотация
Комфортность проживания в городе рассматривается в статье как фактор, оказывающий существенное влияние на выбор населением территории для проживания. На основе сопоставления результатов социологического обследования (оценки населением г. Казани условий комфортности проживания в городе) и объективных показателей социально-экономического развития территории автор приходит к заключению, что крупнейший город можно сделать более привлекательным для жизнедеятельности при проведении грамотной политики в области повышения комфортности проживания. Даны рекомендации по повышению комфортности города Казани.
Ключевые слова: комфортность города, привлекательность города, возможности повышения комфортности территории, параметры комфортности города.
В настоящее время в России наблюдается тенденция уменьшения административных и экономических препятствий для перемещения населения, возрастают возможности людей по перемене места жительства. В связи с этим все более актуальной для городов становится проблема массового оттока молодых людей, которые перемещаются на те территории, где есть хорошие возможности для получения образования, высокой заработной платы, для жизни в более комфортных условиях и т. п. Человек, имеющий намерение поселиться в том или ином городе, ориентирован прежде всего на такую территорию, где сможет максимально удовлетворить свои потребности и реализовать личностный потенциал. У него есть выбор, и он может сравнивать между собой альтернативы, учитывая преимущества и недостатки рассматриваемых вариантов. В результате выигрывает та территория, которая предлагает лучшие условия.
Городские власти начинают осознавать, что процветание территории зависит от проводимой политики социально-экономического развития города. Важно создавать условия для повышения привлекательности территории, то есть поддерживать постоянно растущий уровень жизни населения города за счет повышения производительности использования труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями.
Несмотря на то что города развиваются и в них проводится определенная политика по улучшению условий жизни населения, требования горожан к качеству жизни и уровню комфортности городской среды постоянно растут. Если
представить город как некий товар, то основных его потребителей можно разделить на две большие группы - деловые (предприниматели, инвесторы) и частные (розничные) потребители. Среди деловых потребителей выделяют группу предпринимателей, существующих и потенциальных инвесторов, государственных чиновников и политиков. Частные потребители - это местные жители и экономически активное население других регионов, туристы.
Остановимся на анализе привлекательности города для местного населения. Для лиц данной категории стоимость города определяется количеством потребляемых и накапливаемых в течение жизни благ, или стоимостью жизни на данной территории с учетом уровня удовлетворения индивидуальных потребностей. В связи с этим важными экономическими показателями для жителя города являются уровень доходов и уровень расходов, которые определяются средней заработной платой и средней стоимостью основных товаров и услуг для населения, включая налоги. Наряду со стоимостью жизни часто важными для потребителя оказываются показатели ее качества, которые, в свою очередь, влияют на привлекательность города. Чем выше качество жизни на территории, тем более привлекательной она будет для потребителя.
Город считается идеальным для жизни, если в нем поддерживается равновесие между различными секторами экономики. В. Виноградов в качестве основных характеристик идеального города выделяет следующие показатели (см. [1]):
- обеспечиваются гражданские права и улучшаются условия жизнедеятельности;
- город отражает образ жизни и мысли своих жителей и реагирует на них;
- учитываются интересы всех, кто работает, живет и отдыхает в городе.
Таким образом, привлекательность проживания в городе - понятие широкое.
На наш взгляд, оно включает в себя кроме вышеперечисленных и такие составляющие, как возможность получить образование и устроиться на работу, отсутствие дискриминации, социальной напряженности, информационная открытость, веротерпимость, культура населения, возможность реализовывать свои интересы, вести бизнес, объективность городских СМИ, доверие к органам городской власти, возможность участвовать в решении городских проблем, а также непосредственно комфортность проживания в городе.
Комфортность проживания является составляющей привлекательности территории. Она отражает степень удобства проживания на территории и служит показателем удовлетворенности материальных, культурных и духовных потребностей населения.
Комфортность города оценивается с учетом особенностей, отражающих специфику городского образа жизни, в частности, рассматривается обеспеченность жителей современными городскими удобствами и благами. Активное промышленное строительство и возведение объектов социально-бытовой и социально-культурной сфер определяют высокий уровень территориальной концентрации рабочих мест, обеспечивая тем самым благоприятные условия для трудоустройства населения. По сравнению с сельскими поселениями в городах идет активное жилищно-коммунальное строительство, строительство объектов культурно-бытового назначения, транспортных линий, инженерных коммуникаций, поликлиник, школ, больниц, детских дошкольных учреждений. Все это
обеспечивает необходимые условия воспроизводства рабочей силы и роста качества жизни населения. В то же время активный, преимущественно экстенсивный характер развития городов вызывает все более серьезные экологические проблемы, которые отражаются на комфортности проживания.
Выделим основные показатели, определяющие уровень комфортности города:
1) демографический показатель - сбалансированность половозрастной структуры населения города;
2) экономические показатели:
- наличие свободного, достаточно дешевого жилья (аренда, покупка и
т. п.);
- относительно низкие цены на строительство нового жилья;
- наличие свободных рабочих мест, обеспечивающих высокий доход;
3) социальные показатели:
- доступность образования и медицинского обслуживания;
- доступность социальных, культурных и бытовых услуг;
- безопасность в целом в городе (низкий уровень преступности);
4) культурные показатели - уровень и насыщенность культурной жизни города;
5) экологические показатели:
- наличие зеленых зон;
- соблюдение установленной нормы концентрации городских предприятий и городского транспорта;
- чистота города, а также чистота воды, воздуха, земли;
6) инфраструктурные показатели:
- освещенность улиц города;
- состояние дорог;
- наличие пробок на дорогах;
- работа городского транспорта;
- наличие мест для отдыха;
- наличие социальных, культурных, спортивных и бытовых инфраструктурных объектов в городе и удобство их расположения;
- красота города.
Проанализируем комфортность проживания в городе Казани по вышеперечисленным критериям, при этом сопоставим количественные показатели социально-экономического развития города с ответами его жителей, принявших участие в исследовании.
Социологическое обследование было проведено с целью определения уровня привлекательности и комфортности проживания в Казани с позиции ее жителей. Выборка составила 642 человека, при этом учитывался район проживания респондента, распределение респондентов по полу (45% мужчин, 55% женщин), возрасту, образованию, доходу.
Для оценки комфортности города в обследовании были учтены и такие параметры, как:
- частота посещения жителями социальных, культурно-развлекательных, бытовых объектов;
Табл. 1
Соотношение численности мужчин и женщин по возрастным группам в г. Казани по годам (см. [2])
Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число женщин на 1000 мужчин (данные на начало года) 1245 1250 1254 1255 1253 1250
в том числе в возрасте, годы
0-2 951 948 959 958 952 948
3-5 950 950 943 954 951 964
6-13 961 959 956 955 956 953
14-19 1007 1008 1013 1003 988 976
20-24 1136 1134 1119 1104 1074 1053
25-29 1129 1140 1153 1159 1168 1152
30-34 1079 1081 1092 1109 1115 1136
35-39 1134 1130 1117 1106 1102 1093
40-44 1191 1184 1196 1186 1173 1159
45-49 1249 1253 1241 1247 1243 1238
50-54 1316 1328 1342 1342 1339 1327
55-59 1371 1394 1401 1410 1416 1430
60-64 1582 1583 1533 1528 1533 1543
65-69 1774 1784 1793 1818 1827 1826
70 и старше 2519 2524 2528 2497 2509 2491
- удобство расположения культурных, спортивных, торгово-развлекательных и иных инфраструктурных объектов;
- стоимость услуг (их доступность для жителей);
- уровень удовлетворенности качеством предлагаемых услуг.
Первый показатель комфортности проживания в городе - это сбалансированность половозрастной структуры населения (табл. 1).
Из данных таблицы видно, что мужское население в возрасте до 14 лет по численности превосходит женское, следующему возрастному интервалу (от 14 до 19 лет) соответствует пропорциональность в половозрастной структуре города, а затем - с 20 лет - наблюдается устойчивая тенденция количественного преобладания женского населения над мужским. Причем с увеличением возраста этот разрыв заметно усиливается (до 50%).
Второй показатель комфортности города - наличие свободного, относительно доступного жилья (аренда, покупка и т. д.) и низкая стоимость нового. На сегодняшний день в Казани цены на жилье очень высокие. На рынке первичного жилья стандартные квартиры экономкласса можно приобрести в среднем по цене 37-39 тыс. руб. за 1 кв. м. Самые дешевые предложения оцениваются в 3536 тыс. руб. за 1 кв. м. Что касается вторичного рынка, то здесь стоимость квадратного метра еще выше. Самые ходовые квартиры - хрущевки и ленинградки. У них метраж меньше, чем у новых квартир, поэтому может сложиться впечатление, что стоимость вторичного жилья ниже. Однако если однокомнатную ленинградку (34 кв. м) можно приобрести за 1.6 млн. руб., то новая однокомнатная
Табл. 2
Оценка жителями города Казани стоимости жилья
Оценка Частота Процент
Дорого 439 68.4
Приемлемо 184 28.7
Дешево 5 0.8
Не знаю 14 2.2
Итого 642 100
квартира площадью 40-44 кв. м обойдется в 1.7-1.8 млн. руб. Гостинку (20 кв. м) можно купить всего за 800 тыс. руб. Однако в пересчете на квадратные метры получится, что 1 квадрат такого жилья стоит 40 тыс. руб. [3].
Рассмотрим данные социологического исследования. Прежде всего определим, что думают жители Казани о стоимости жилья (см. табл. 2) и жилищнокоммунальных услуг.
Как видно из данных таблицы, 68.4% респондентов считают, что стоимость жилья в Казани высокая, при этом 42.7% опрошенных покупали жилье за наличные средства, 8.9% - путем купли-продажи с доплатой. Что касается стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), в 2011 г. произошло увеличение предельной стоимости набора ЖКУ по г. Казани на 114% по сравнению с 2010 годом. Стоимость набора ЖКУ в Казани на 2011 год в расчете на 1 кв. м составляет 61 руб. 33 коп. [4].
Анализ предельной стоимости набора жилищно-коммунальных услуг по сравнению с другими городами Республики Татарстан показывает, что уровень стоимости ЖКУ в Казани ниже, чем в Зеленодольске, Чистополе, Менделеевске, Лениногорске. Однако даже при том, что по сравнению с основными промышленными городами России, такими как Санкт-Петербург, Самара, Пермь, Ульяновск, Нижний Новгород, Екатеринбург, стоимость набора жилищно-коммунальных услуг в Казани одна из самых низких ([4], см. рис. 1), 59.7% опрошенных жителей города считают, что она высокая, а 35.2% - приемлемая.
Третий критерий оценки комфортности города - наличие свободных рабочих мест. Респондентам предлагалось оценить возможность устроиться на работу в г. Казани. Ответы участников опроса распределились следующим образом: 0.6% считают, что в городе отличные возможности для трудоустройства, 18.4% - хорошие, 37.1% - удовлетворительные, 30.1% - плохие, остальные 13.9% не знают, так как это лица, относящиеся к категории домохозяек или пенсионеров, которых данная проблема не затрагивает напрямую.
Четвертый показатель комфортности территории - доступность образования, медицинского обслуживании, социальных, культурных и бытовых услуг, а также уровень насыщенности жизни горожан культурными событиями.
Прежде чем рассматривать эти вопросы, обратим внимание на уровень доходов опрошенных и их удовлетворенность своим материальным положением (табл. 3).
Из полученных в результате опроса данных видно, что процент людей, имеющих низкие доходы, составляет 17.8, процент людей со средними доходами -
78.5, процент респондентов, не имеющих денежных проблем, составляет 3.7.
Рис. 1. Сравнительный анализ предельной стоимости набора ЖКУ для различных городов РФ в 2011 г., руб./м2
Табл. 3
Оценка респондентами своего материального положения
Ответ Частота Процент
Едва хватает на еду 36 5.6
Хватает на еду, но проблемы с покупкой одежды 78 12.1
Хватает на еду и одежду, но трудности с приобретением бытовой техники 248 38.6
Хватает на еду, одежду, бытовую технику и туристические поездки 186 29.0
Можем купить все, кроме дорогих вещей 69 10.7
Нет денежных проблем 25 4.0
Итого 642 100
Что касается удовлетворенности опрошенных своими доходами, то удовлетворенных доходами - 23.1%, частично удовлетворенных - 38.9%, неудовлетворенных - 30.7%.
Респонденты высоко оценивают возможность получить образование в Казани - на 4.43 балла по 5-балльной шкале, а возможность реализации своих интересов - на 3.89 балла. 59% респондентов иногда посещают театр, 16% - часто, причем это не зависит от уровня их дохода. В кинотеатры ходят часто 27.9%, а иногда - 42%, концертные залы посещают часто 10%, а 60.4% - иногда. В целом 39.1% опрошенных полностью удовлетворены своим досугом, 43.8% частично удовлетворены и только 14.3% неудовлетворены. При этом почти все предложенные в анкете объекты (продуктовые магазины, кинотеатры, рестораны, кафе, ночные клубы, школы, детские сады, салоны красоты, химчистки, аптеки), по мнению респондентов, расположены удобно по отношению к месту их жительства.
Безопасность в городе (низкий уровень преступности) - важный параметр комфортности проживания в городе. «По итогам 2010 года, в органы внутренних дел города Казани поступило 255882 заявления и сообщения о происшествиях, что на 13.7% больше, чем в 2009 г. (224963). Это свидетельствует о повышении доверия жителей Казани к органам внутренних дел столицы Татарстана.
Анализ состояния преступности в Казани за последние 5 лет свидетельствует о том, что криминальная ситуация начиная с 2007 года достаточно стабильная и имеет тенденцию к улучшению, что стало закономерным результатом принимаемых мер по повышению эффективности в борьбе с преступностью, в том числе путем разработки и реализации целого комплекса мероприятий профилактического характера, а также внедрения современных технологий борьбы с преступностью» [4].
Несмотря на положительные тенденции в статистике по криминальной ситуации, безопасность в городе жители оценивают в среднем на 3.28 балла из 5. Оценку «отлично» поставили лишь 5.5%, «хорошо» - 32.9%, «удовлетворительно» - 41.1%, «плохо» - 16.8%, затруднились ответить 3.7% опрошенных.
Параметры, связанные с экологией города, с его чистотой, становятся в последнее время все более значимыми для населения.
Уровень техногенной нагрузки по городу Казани оценивается как высокий и составляет на 2009-2010 гг. 1.47 п., хотя среднее значение по Республике Татарстан равно 0.14 п. (см. [5]).
По данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками в 2010 г. в Казани составил примерно 31 тыс. т. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят предприятия химической (44.3%), энергетической (25.4%), строительной (8.3%) отраслей. Выбросы от автотранспорта в Казани составляют около 105.5 тыс. т. Общий выброс загрязняющих веществ от промышленных предприятий города и автомобильного транспорта по расчетным данным составляет примерно 137 тыс. т [5].
Что касается водных ресурсов, то объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, составляет приблизительно 252 млн. м3/год. Из них 5% сбрасывается без очистки, 86% относятся к категории недостаточно очищенных, 9% составляют нормативно чистые, не требующие очистки [5].
Одним из наиболее важных показателей экологического состояния города является площадь древесно-кустарниковых насаждений и травянистой растительности. Зеленые насаждения в г. Казани занимают площадь 98 км2. Это составляет лишь 23% от площади города, или половину от требуемой по нормативам. Наиболее проблемными по этому показателю являются новые районы многоэтажной застройки. Согласно градостроительному нормативу (СНиП 07.01.89), 40% общей площади населенного пункта должно быть покрыто зеленью, а в случае наличия промышленной зоны эта площадь должна увеличиваться до 55% [5].
Рассматривая экологическую обстановку, следует отметить, что по данным Всемирной организации здравоохранения соотношение застроенных и открытых озелененных пространств не должно превышать 70% к 30%, а в Казани зеленые насаждения занимают всего 19% территории. И если не учитывать лесопарк в районе озеро Лебяжье, то этот показатель сокращается до 15% [6, с. 7].
Таким образом, очевидно, что экологическая обстановка в городе не может не вызывать обеспокоенности. Отмечается перегрузка территории высотными зданиями, строящимися в конкретной близости друг от друга, наблюдается недостаток лесопосадочных зон, парков, озелененных территорий внутри городской зоны.
Что же думают жители, принявшие участие в опросе, об экологической обстановке в Казани?
Чистоту города в целом респонденты оценили на 3.37 балла по 5-балльной шкале; наличие зеленых зон - на 3.13 балла; экологическую обстановку - на 2.84 балла. Ответы на вопрос об удовлетворенности состоянием придомовой территории распределились следующим образом: удовлетворены - 27.7%, частично удовлетворены - 44.4%, неудовлетворены - 26.6%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что жители замечают имеющиеся проблемы.
Работа городского транспорта - следующий параметр комфортности проживания в городе, связанный с оценкой городской инфраструктуры.
Транспортные проблемы города очевидны. Это перегруженность улиц транспортом, дефицит автомобильных стоянок, особенно в центре города, пробки и высокая аварийность на дорогах. Наблюдается постоянный рост уровня автомобилизации населения. Он составляет 150 автомашин на тысячу жителей. Прогноз на ближайшее будущее - 250 автомобилей на тысячу жителей [6, с. 4]. В связи с подготовкой к Универсиаде идет активное строительство дорог, многоуровневых развязок и пешеходных переходов [7]. Так, в 2010 г. протяженность маршрутной сети наземного городского пассажирского транспорта увеличилась по сравнению с 2009 годом на 4% и составила 2240.9 км, в том числе по автобусным маршрутам - на 10.9% (1770.9 км), по троллейбусным - на 6.1% (359.9 км) [8].
Для обеспечения контроля за качеством транспортного обслуживания населения и безопасностью пассажирских перевозок, соблюдением графиков и интервалов движения все автобусы были оборудованы бортовыми комплектами спутниковой навигационной системы. Данная система осуществляет оперативный диспетчерский контроль и управление работой автобусов на линии, учитывает выполнение транспортной работы, способствует оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.
Тем не менее, несмотря на проводимые в городе мероприятия по улучшению дорожно-транспортных условий, опрошенные низко оценивают скорость движения транспорта - всего на 2.45 балла из 5 возможных, при этом указывая на главную проблему - наличие пробок.
Наружное освещение улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и других объектов является составляющей комфортности проживания в городе. Наружное освещение производится по утвержденному уполномоченным органом графику в соответствии с Правилами благоустройства города Казани. Включение и отключение устройств наружного освещения подъездов жилых домов, номерных знаков домов и указателей улиц, а также систем архитектурно-художественной подсветки производятся в режиме работы наружного освещения улиц. Количество нефункционирующих светильников на основных площадях, магистралях и улицах, в транспортных тоннелях не должно превышать 3%, на других
Табл. 4
Оценка жителями освещенности улиц Казани
Оценка Частота Процент
Отлично 46 7.2
Хорошо 261 40.7
Удовлетворительно 230 35.8
Плохо 101 15.7
Не знаю 4 0.6
Итого 642 100.0
городских территориях (улицах районного назначения, дворовых территориях) -5%, в подземных пешеходных переходах - 10% в дневное, вечернее и ночное время (на 10 включенных светильников допускается один невключенный) [9].
Рассмотрим распределение ответов респондентов, отражающее оценку освещенности улиц и дворов города (см. табл. 4).
Из приведенных результатов видно, что ответы «удовлетворительно» и «плохо» в сумме составляют 51.5%. Средний показатель освещенности в городе на основании мнений его жителей составляет 3.39 балла, то есть он очень низкий. Учитывая это, можно предположить, что нормативы освещенности улиц в Казани не соблюдаются.
Обратимся, наконец, к последним параметрам комфортности города - это наличие социальных, культурных, спортивных и бытовых инфраструктурных объектов в городе и удобство их расположения.
В последнее время в Казани ведется активное строительство спортивных объектов. В 2010 г. в рамках подготовки к Универсиаде в городе были введены в эксплуатацию 15 объектов. Кроме того, переданы в эксплуатацию такие крытые спортивные объекты, как сооружения Академии тенниса им. Ш. Тарпищева (два спортивных зала, крытый плавательный бассейн, 7 крытых теннисных кортов, тренировочный зал) и сооружения Центра образования (школа № 178) в жилом комплексе «Казань XXI век» (два спортивных зала, плавательный бассейн). Построено 12 открытых плоскостных спортивных сооружения.
На сегодня Казань располагает 1572 спортивными объектами. В их число входит 14 стадионов, 2 дворца спорта, баскетбольное спортивное сооружение «Баскет-Холл», 7 крытых катков с искусственным льдом, футбольно-легкоатлетический манеж, 3 легкоатлетических манежа, 27 плавательных бассейнов, 345 спортивных залов, 640 плоскостных спортивных сооружений, 1 ипподром, 14 лыжных баз, 477 других спортивных сооружений [4, с. 154].
Интересно, насколько активно население Казани пользуется спортивной инфраструктурой. Обратимся к данным проведенного социологического опроса (см. табл. 5).
В целом можно констатировать, что половина жителей города часто или иногда занимаются спортом, при этом 35.2% респондентов считают, что предлагаемые спортивные услуги стоят приемлемо или дешево, 20% оценивают их как дорогие.
Кроме спортивной инфраструктуры жители города активно пользуются социально-бытовыми объектами, магазинами, развлекательными комплексами.
Табл. 5
Частота посещения жителями г. Казани спортивных сооружений в процентах
Спортивные объекты Часто Иногда Никогда
Ледовые катки 11.4 37.2 50.8
Бассейны 9.8 38.3 51.1
Спортивные центры 15.9 34.9 48.6
Табл. 6
Частота посещения жителями города торговых точек в процентах
Торговые точки Постоянно Иногда Никогда
Рынок 34.7 53.6 11.7
Супермаркеты «Перекресток», «Паттерсон» 21.8 59.3 18.8
Гипермаркет «Бахэтле» 25.4 51.2 23.4
Магазины «Пятерочка», «Корзинка», «Магнит» 42.2 51.4 6.4
Киоски 14.6 55.6 29.8
На сегодняшний день обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей Казани составляет порядка 850 кв. м, что превышает европейскую норму почти в полтора раза [10, с. 3]. К перенасыщенным относятся рынки Вахитовско-го и Новосавиновского районов. Рассмотрим пропорциональность расположения данных объектов по районам. В Вахитовском районе функционирует 6 торговоразвлекательных комплексов («Кольцо», «Suvar Plaza», «Караван», «Родина», «ГУМ», «Алтын»), в Ново-Савиновском - «XL», «Савиново» и др. В Московском районе только один развлекательный центр - «Тандем». Учитывая большую площадь территории этого района, можно отметить, что одного центра для его жителей явно недостаточно. В Авиастроительном и Кировском районах крупные торговые центры отсутствуют. В каждом районе кроме ТРК есть продуктовые центры, среди них: «Бахэтле», «Эдельвейс», «Провизия», «Перекресток», «Карусель», «Реал», «Магнит», и магазины шаговой доступности. По данным табл. 6 можно оценить, где чаще всего делают покупки жители города.
Очевидно, что чаще всего жители совершают покупки в магазинах типа «Пятерочка», «Корзинка» или на рынке, редко - в киосках. В супермаркетах или гипермаркетах иногда делают покупки более 50% опрошенных.
Рассмотрим теперь, как казанцы оценивают удобство расположения выделенных инфраструктурных объектов (табл. 7).
Среди предложенных в анкете объектов как удобно или нормально расположенные респонденты выделили продуктовые магазины (96%), промтоварные магазины (81,8%), аптеки (93,4%), школы (60,3%), поликлиники (71,4%). Неудобно расположены театры для 36,3% опрошенных, и примерно для 20-24% респондентов неудобным является местоположение кинотеатров, ТРК, спортивных центров, бассейнов и стадионов. В целом можно констатировать факт удобства расположения основных инфраструктурных объектов в городе.
В табл. 8 представлена оценка жителями Казани доступности предлагаемых этими объектами услуг.
Из материалов таблицы видно, что респонденты выделяют как приемлемые или дешевые услуги парикмахерских (74.4%), общественного транспорта (65.6%),
Табл. 7
Удобство расположения инфраструктурных объектов (в процентах)
Объекты Удобно Нормально Неудобно
Продуктовые магазины 57.2 38.8 4
Промтоварные магазины 35.8 46.0 16
Аптеки 52.6 40.8 6.4
Кинотеатры 17.3 36.0 24.0
ТРК 20.1 38.2 22.3
Рестораны, кафе 24.6 40.2 14
Бассейны 12.8 26.3 23.1
Спортивные центры 14.2 29.4 19.3
Стадионы 8.7 28.2 23.5
Школы 24.6 35.7 6.1
Детские сады 24.3 34.1 6.5
Поликлиники 24.5 46.9 21.5
Театры 8.1 40.2 36.3
Табл. 8
Оценка жителями Казани стоимости услуг (в процентах)
Объекты Дорого Приемлемо Дешево
Парикмахерские 16.7 70.2 4.2
Химчистки 19.5 38.5 3.1
Общественный транспорт 22.0 55.3 10.3
Кинотеатры 13.7 54.8 5.0
Рестораны, кафе 27.9 45.6 1.1
Школы 9.8 36.9 6.5
Детские сады 14.0 35.5 4.2
Поликлиники 23.4 63.9 6.2
Театры 16.7 59.5 3.4
кинотеатров (59.8%), поликлиник (70.1%), театров (62.9%). Среди дорогих услуг на первом месте находятся услуги ресторанов и кафе (27.9%).
Подведем некоторые итоги. С уверенностью можно утверждать, что большинству горожан (90%) нравится жить в Казани, причем 38% опрошенных проживает в городе более 40 лет, 19% - от 26 до 40 лет, 18% - от 16 до 25 лет. Несмотря на разницу в доходах, наблюдается преимущественно положительное отношение населения к городу: 86.4% жителей нравится город и только 13.6% дали отрицательный ответ.
Вместе с тем треть жителей предпочли бы сменить место жительства. На вопрос «Переехали бы Вы жить в другое место, если бы была такая возможность?» 38.5% дали положительный ответ, при этом 11% уехали бы в другой город, 9% - в сельскую местность и 18% - за границу.
Средний показатель комфортности города Казани, который был выведен с учетом оценки респондентами различных определяющих его показателей, составляет 3.19 балла из 5 возможных. Наиболее негативной характеристикой, снижающей комфортность города, было признано наличие пробок на дорогах (2.45 балла), а самым положительным параметром оказалась красота города (3.98 балла).
Обозначим проблемные точки города Казани. Так, в сфере благоустроенности к ним относятся: недостаточная освещенность улиц и их озелененность, плохое состояние дорог и тротуаров; в сфере транспортной инфраструктуры -перегруженность дорог, наличие пробок. К серьезным проблемам относится также сложная экологическая обстановка в городе. В жилищно-коммунальном комплексе - высокая стоимость жилья и достаточно высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Сформулируем возможные рекомендации по повышению комфортности города.
Состояние дорог в Казани должно улучшиться в связи с активной подготовкой к Универсиаде 2013 года. Строительство новых дорог и развязок уменьшит загруженность городских улиц транспортом, но полностью не сможет решить проблемы наличия пробок. В связи с этим необходима принципиально новая транспортная концепция. Интересен в данном случае зарубежный опыт, в основе которого лежит концепция скоординированной мультимодальной транспортной системы. В соответствии с этой концепцией в городах активно развиваются все виды транспорта: общественный, личный автомобильный, пешеходный и велосипедный. Главный упор в системе транспортного управления делается на развитие именно общественного транспорта, при этом продумывается система зонирования территории, месторасположение линий движения скоростных трамваев, четко определяются места для развязок, парковок и пересадок в районе слияния границ центра города с основными транспортными потоками, идущими из пригородных зон. Вместе с тем заметим, что общественные автобусы и трамваи отличаются повышенной комфортностью, а характер их движения точностью, систематичностью в соответствии с расписанием. Реализация концепции здорового образа жизни стимулирует людей пересаживаться на велосипеды и ходить пешком. По этой причине в городах активно строятся специально выделенные велосипедные дорожки.
Проблемы, связанные с освещенностью улиц и озеленением придомовой территории, отчасти можно решать путем активизации деятельности самих граждан, организовавшихся в товарищества собственников жилья. В многоквартирных домах открываются дополнительные возможности по использованию общественных помещений, которые могут сдаваться в аренду под различные виды услуг (хозяйственно-бытовые, спортивно-оздоровительные) или отводиться под коллективные нужды собственников жилья для решения проблем, связанных с созданием домашних детских садов, игровых комнат, семейноразвлекательных досуговых центров. Что касается снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, то эту проблему необходимо решать комплексно с использованием счетчиков расхода воды, электроэнергии и тепла, а также с внедрением специальных инновационных технологий обогрева, теплоизоляционных и энергосберегающих установок.
Для решения имеющихся в Казани экологических проблем необходимо постоянно проводить экологический мониторинг влияния автотранспорта на окружающую среду, переводить автотранспорт на экологически чистые виды моторного топлива. Важно также обеспечить экологическое воспитание, образование и просвещение населения города.
Перечисленные мероприятия будут способствовать повышению комфортности, а соответственно и привлекательности города Казани.
Summary
I.S. Glebova. Analysis of the Living Convenience of a Big City and Possibilities of Its Improvement (On the Example of Kazan).
The convenience of living in a city is considered in the article as an important factor determining people’s choice of an area to live in. Here, we compare the results of our own sociological survey (people’s estimates of the convenience of living conditions in Kazan) and the objective rates of socio-economic development of the city. We draw a conclusion that it is possible to make a big city more attractive for living by selecting an appropriate policy of improvement of the level of living convenience. We also give some recommendations for increasing the level of convenience of Kazan.
Key words: convenience of a city, attractiveness of a city, possibilities of improvement of the convenience of an area, parameters of the convenience of a city.
Литература
1. Виноградов В. Европейская Хартия городов - стратегия и практика для российского города // Г ородское управление. - 2001. - № 11. - С. 45-49.
2. Казань в цифрах 2009: Стат. ежегодник. - 2010. - 131 с.
3. Жилье: дешево и недоступно. - URL: http://116metrov.ru/news/306640.html, свободный.
4. Отчет о деятельности Исполкома и руководителя Исполкома Казани в 2010 году на отчетной сессии Казанской городской Думы 3 марта 2011 года. - URL: http://www.kzn.ru/news/show/22305, свободный
5. Аналитическая информация Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по г. Казань. - URL: http://eco.tatarstan.ru/rus/file/pub/ pub_67868.pdf, свободный.
6. Доклад исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета
г. Казани Р.Т. Бурганова на очередной XXVI сессии Казанской городской Думы «О генеральном плане муниципального образования г. Казань». - URL:
http://www.kzn.ru/upload/documents/1222.doc, свободный.
7. Информация по развитию улично-дорожной сети г. Казани на период 2010-2013 гг. -URL: http://uag.kzn.ru/struct/red_lines/informaciya_po_razvitiyu_ulichno-dorozhnoj_seti_ gkazani_na_period_2010-2013gg, свободный.
8. Отчет о деятельности Комитета по транспорту Исполнительного комитета г. Казани за 2010 год. - URL: www.kazantransport.ru/downloads/dwnl63.doc, свободный.
9. Решение Казанской городской Думы от 18 окт. 2006 г. № 4-12 «Правила благоустройства города Казани». - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/tatarstan/147758/, свободный.
10. Мониторинг цен объектов недвижимости, земельных участков, арендных и депозитных ставок по состоянию на 01.01.2011 г. - URL: http://mzio.tatarstan.ru/rus/file/ pub/pub_69205.pdf, свободный.
Поступила в редакцию 09.02.11
Глебова Ирина Станиславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]