Научная статья на тему 'Анализ количественных характеристик развития аптечных сетей формата "дискаунтер" на фармацевтическом рынке города Воронежа'

Анализ количественных характеристик развития аптечных сетей формата "дискаунтер" на фармацевтическом рынке города Воронежа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АПТЕЧНАЯ СЕТЬ / "АПТЕКИ-ДИСКАУНТЕРЫ" / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ "ДИСКАУНТЕР" / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / PHARMACY ORGANIZATION / PHARMACY CHAIN / "PHARMACY DISCOUNTERS" / BUSINESS MODEL "DISCOUNTER" / PHARMACEUTICAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузёмкина А.В., Чупандина Елена Евгеньевна, Болдырева Елена Владимировна

Последние годы охарактеризовались значительным изменением формы ведения фармацевтического бизнеса в розничном сегменте рынка города Воронежа. Изменения выразились в переориентации формы ведения бизнеса в сторону использования принципиально нового для розничного фармацевтического рынка формата «дискаунтера». В ходе настоящего исследования был проведен анализ розничного фармацевтического рынка города Воронежа. Было выявлено 8 аптечных сетей, функционирующих по бизнес-модели «аптеки низких цен». По результатам контент-анализа единого реестра лицензий по фармацевтической деятельности Воронежской области было установлено, что преимущественной организационно-правовой формой ведения бизнеса для аптек-дискаунтеров являются общества с ограниченной ответственностью федерального масштаба. Начало развития данного формата относится к 2013 году. За 5 лет общее количество субъектов розничной торговли, придерживающихся бизнес-модели «дискаунтера», достигло 158 единиц по 8 аптечным сетям. Анализируемое пятилетие охарактеризовалось постепенным переходом рынка от модели «мягкого» дискаунтера к более жесткой агрессивной ценовой политике. Результатом экстенсивного роста аптечных сетей высокой ценовой доступности стала адаптация потребителей к рынку вследствие его насыщения и, как результат, замедление темповразвития новых игроков, работающих по аналогичной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузёмкина А.В., Чупандина Елена Евгеньевна, Болдырева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE DATA ANALYSIS OF THE DISCOUNT PHARMACY CHAINS DEVELOPMENT PERFORMED ON THE PHARMACEUTICAL MARKET OF THE VORONEZH CITY

Recent years could be characterized as a period of significant changes of the pharmaceutical business forms in the retail segment of the Voronezh city market. These changes resulted in the reorientation of business dealing forms towards the discounter format usage, which is fundamentally new for the retail pharmaceutical market. In the course of this study an analysis of the retail pharmaceutical market of the Voronezh city was conducted. Eight pharmacy chains operating according to the business model of the "low price pharmacy” were identified. According to the results of the content analysis of the Unified State Register of licenses for the pharmaceutical activity of the Voronezh region, it was established thatprimary type of discount pharmacy chains business organization was private limited company. The beginning of this format development refers to 2013. Over last 5 years the total number of retail entities that adhere to the discounter business model has reached 158 units across 8 pharmacy chains. The analyzed five-year period was characterized by a gradual transition from the "soft” discounter model into the much aggressive pricing. The extensive growth of pharmacy chains of high price affordability resulted in the adaptation of consumers to the market due to its saturation and, as a consequence, the slowdown in the development of new players working on a similar model.

Текст научной работы на тему «Анализ количественных характеристик развития аптечных сетей формата "дискаунтер" на фармацевтическом рынке города Воронежа»

Since 1999

The journal of scientific articles

Healtlj

& millennium

Education

УДК 614.27+338.516.4 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-12-98-102

АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗВИТИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ ФОРМАТА «ДИСКАУНТЕР» НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА Кузёмкина А.В., Чупандина Е.Е., Болдырева Е.В. ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Российская Федерация Аннотация. Последние годы охарактеризовались значительным изменением формы ведения фармацевтического бизнеса в розничном сегменте рынка города Воронежа. Изменения выразились в переориентации формы ведения бизнеса в сторону использования принципиально нового для розничного фармацевтического рынка формата «дискаун-тера». В ходе настоящего исследования был проведен анализ розничного фармацевтического рынка города Воронежа. Было выявлено 8 аптечных сетей, функционирующих по бизнес-модели «аптеки низких цен». По результатам контент-анализа единого реестра лицензий по фармацевтической деятельности Воронежской области было установлено, что преимущественной организационно-правовой формой ведения бизнеса для аптек-дискаунтеров являются общества с ограниченной ответственностью федерального масштаба. Начало развития данного формата относится к 2013 году. За 5 лет общее количество субъектов розничной торговли, придерживающихся бизнес-модели «дискаунтера», достигло 158 единиц по 8 аптечным сетям. Анализируемое пятилетие охарактеризовалось постепенным переходом рынка от модели «мягкого» дискаунтера к более жесткой агрессивной ценовой политике. Результатом экстенсивного роста аптечных сетей высокой ценовой доступности стала адаптация потребителей к рынку вследствие его насыщения и, как результат, замедление темповразвития новых игроков, работающих по аналогичной модели. Ключевые слова: аптечная организация, аптечная сеть, «аптеки-дискаунтеры», бизнес-модель «дискаунтер», фармацевтический рынок. QUANTITATIVE DATA ANALYSIS OF THE DISCOUNT PHARMACY CHAINS DEVELOPMENT PERFORMED ON THE PHARMACEUTICAL MARKET OF THE VORONEZH CITY Kuzyomkina A. V., Chupandina E.E., Boldyreva E. V. Voronezh state university, Voronezh, Russian Federation Annotation. Recent years could be characterized as a period of significant changes of the pharmaceutical business forms in the retail segment of the Voronezh city market. These changes resulted in the reorientation of business dealing forms towards the discounter format usage, which is fundamentally new for the retail pharmaceutical market. In the course of this study an analysis of the retail pharmaceutical market of the Voronezh city was conducted. Eight pharmacy chains operating according to the business model of the "low price pharmacy" were identified. According to the results of the content analysis of the Unified State Register of licenses for the pharmaceutical activity of the Voronezh region, it was established thatprimary type of discount pharmacy chains business organization was private limited company. The beginning of this format development refers to 2013. Over last 5 years the total number of retail entities that adhere to the discounter business model has reached 158 units across 8 pharmacy chains. The analyzed five-year period was characterized by a gradual transition from the "soft" discounter model into the much aggressive pricing. The extensive growth of pharmacy chains of high price affordability resulted in the adaptation of consumers to the market due to its saturation and, as a consequence, the slowdown in the development of new players working on a similar model. Key words: pharmacy organization, pharmacy chain, «pharmacy discounters», business model «discounter», pharmaceutical market.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Чупандина Е.Е., Кузёмкина А.В. Анализ некоторых характеристик бизнес-модели аптеки дискаунтера / Е.Е. Чупандина, А.В. Кузёмкина // Современная экономика: проблемы и решения. - 2018. - Т.8. - №8 (104). - С. 68-76. [2] Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения. Специальный REFERENCES [1] Chupandina E.E., Kuzyomkina A.V. Analiz nekotoryh harakteristik biznes-modeli apteki diskauntera / E.E. Chupandina, A.V. Kuzyomkina // Sovremennaya ehkonomika: problemy i resheniya. - 2018. - T.8. - №8 (104). - p. 68-76. [2] Monitoring social'no-ehkonomicheskogo polozheniya i social'nogo samochuvstviya naseleniya. Special'nyj

выпуск «Потребление медицинских услуг и лекарств в период экономического спада» / под ред. Л.Н. Овча-ровой. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 39 с.

[3] Официальный сайт Департамента Здравоохранения Воронежской области. URL: https://zdrav36.ru/ (дата обращения 24.11.2018)

[4] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 24.11.2018).

[5] Рыжкова М.В. и др. Выбор торгового формата аптечной организации / М.В. Рыжкова, Е.Ю. Чистякова, Н.К. Дукельская // Ремедиум. - 2012. - №11. - С. 3539.

vypusk «Potreblenie medicinskih uslug i lekarstv v period ehkonomicheskogo spada» / pod red. L.N. Ovcharovoj. -M.: NIU VSHEH, 2017. — 39 p.

[3] Oficial'nyj sajt Departamenta Zdravoohraneniya Voro-nezhskoj oblasti. URL: https://zdrav36.ru/ (data obrash-cheniya 24.11.2018)

[4] Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statis-tiki URL: http://www.gks.ru/ (data obrashcheniya 24.11.2018).

[5] Ryzhkova M.V. i dr. Vybor torgovogo formata aptechnoj organizacii / M.V. Ryzhkova, E.YU. CHistyakova, N.K. Dukel'skaya // Remedium. - 2012. - №11. - p. 35-39.

Происхождение формата «дискаунтер» в розничном сегменте фармацевтического рынка имеет двойственную природу. С одной стороны, такой формат соответствует ожиданиям и потребностям потребителей, которые в период экономического спада склонны существенно экономить на лекарственных препаратах и товарах аптечного ассортимента. Кроме того, основными потребителями лекарственных препаратов являются люди старшего трудоспособного возраста и пенсионеры, уровень доходов которых диктует необходимость экономить на данной статье бюджета [1, 2, 3]. С другой стороны, послекризисный период охарактеризовался сокращением издержек аптечных организаций на продвижение товаров, однообразием применяемых способов стимулирования сбыта. На фоне перенасыщения фармацевтического рынка города Воронежа аптечными организациями вышеуказанные явления привели, в конечном итоге, к адаптации и безразличию потребителей к применяемым маркетинговым инструментам и снижению привязанности к определенной

о%

аптечной организации. Двустороннее воздействие рассматриваемых факторов вслед за продуктовым ритей-лом привело к появлению и стремительному росту на фармацевтическом рынке города Воронежа аптечных организаций формата «дискаунтер», полностью отвечающего ценовым ожиданиям современного потребителя [1, 5].

Анализ развития данного формата розничной торговли на фармацевтическом рынке проводился по аптечным сетям, которые позиционируют себя как «экономные», «социальные», «доступные каждому», «аптеки низких цен» с ценовой политикой, отличающейся на 20-40% от среднего уровня цен по г. Воронежу на аналогичные товары аптечного ассортимента в сторону уменьшения. Исследование по масштабам деятельности показало, что подавляющее большинство (87,5%) функционирующих в г. Воронеже аптечных сетей-дискаунтеров является федеральными, значительно меньшая часть (12,5%) - региональными (рис. 1).

12,50%

Федеральные I Региональные Местные

Рис. 1. Распределение аптечных сетей формата «дискаунтер» по масштабам деятельности.

Такой перекос в сторону увеличения масштабов деятельности является логичным с точки зрения

организации функционирования данного торгового формата, который с одной стороны сопряжен с

---■—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 99 ~

необходимостью сокращения издержек, а с другой - с возможностью получения бонусов и скидок от оптового и производственного сегментов за счет больших объемов единовременных закупок. В этом смысле становится также понятным, что региональный дискаун-тер по своему уровню цен не способен достичь желаемого потребителем минимума в цене и поэтому является «мягким» ввиду значительно меньших объемов оборота товарных запасов. Таким образом, формат «жесткого» дискаунтера, с ощутимо более низкими

ценами для потребителя, наиболее характерен для федеральных аптечных сетей, характеризующихся значительными масштабами деятельности, «мягкого» диска-унтера - для региональных или местных аптечных организаций.

Распределение аптечных сетей данной бизнес-модели по организационно-правовым статусам отмечено однообразием с преобладанием общества с ограниченной ответственностью (75%) и незначительной долей ИП - 25% (рис. 2).

25%

ИП

ООО

Рис. 2. Распределение аптечных сетей формата «дискаунтер» по организационно-правовым статусам.

Исследование динамики развития данного торгового формата проводилось по выпискам из единого реестра лицензий по фармацевтической деятельности за период с января 2013 по октябрь 2018 года включительно [3]. В ходе проведенного исследования было

установлено, что начало развития аптечных организаций низкой ценовой политики относится к началу 2013 года, когда появляются первые аптечные организации данного формата (рис. 3).

•АО NS1 •АО №2 •АО №3 •АО №4-•АО №5 •АО №б АО №7 АО №8

2013

2014

2015

2016

2017

2013

Рис. 3. Динамика развития аптечных сетей формата «дискаунтер» на фармацевтическом рынке

города Воронежа.

Анализ рис. 3 показывает, что в настоящее время на региональном рынке города Воронежа функционируют 8 аптечных сетей низкого ценового сегмента. Первая из аптек данного формата (АО №1 на рис. 3) является региональной по масштабам своей деятельности с «мягкой» ценовой политикой. Развитие данной аптечной сети отмечено медленными темпами роста, периодами стагнации (2014-2015 гг.) с приостановлением открытия новых субъектов ввиду стремительного охвата рынка более крупными игроками, функционирующими в исследуемом ценовом сегменте. Заметный рост аптечных сетей, использующих данную бизнес-модель, начинается в 2014 году, когда активное развитие и распространение получают сразу 2 аптечные сети (АО №2 и АО №3 на рис. 3), интенсивно наращивающие количество субъектов. С 2017 года начинается явный спад развития АО №2 и АО №3, обусловленный более мягким форматом деятельности по сравнению с вновь открывающимися АО №5 и АО №6, развитие

Стремительный рост и развитие дискаунтеров «второй волны» с жесткой ценовой политикой и тотальным охватом рынка, оказавшим влияние на сокращение численности дискаунтеров «первой волны» и переориентацию потребителей, не ограничили вхождение на рынок новых участников. Однако, дискаунтеры «третьей волны» (АО №7 и АО №8), получившее свое развитие в 2017 году, развиваются значительно более медленными темпами ввиду пресыщения рынка и адаптации потребителей к данной форме организации фармацевтического бизнеса.

которых на рынке города Воронежа отмечено скачкообразным интенсивным ростом, начавшемся в 2016 году и продолжающимся по сегодняшний день. Беспрецедентно низкая ценовая политика новых участников рынка, стремительный охват рынка, который пришелся на 2017 год привел к изменению потребительской лояльности в сторону новых аптечных организаций. Агрессивная ценовая политика АО №5 и АО №6, ассоциирующаяся у конкурентных аптечных организаций с демпингом, и их повсеместное распространение на рынке создало риски для уже существующих аптечных сетей, в том числе дискаунтеров первой волны и оказало непосредственное влияние на сокращение их численности. Как показывает анализ рис. 4, на фоне начавшегося в 2016 стремительного развития «жестких» дискаунтеров было отмечено сокращение численности уже существующих аптек низкого ценового сегмента с более мягкой ценовой политикой (АО №1, АО №2, АО №3, АО №4).

Характеристика аптечных сетей-дискаунтеров по количеству субъектов розничной торговли» представлена в таблице 1, из которой видно, что по состоянию на ноябрь 2018 года на территории г. Воронежа функционируют 158 субъектов, работающих по модели «аптеки низких цен». Анализ таблицы 1 показывает, что ряд аптечных организаций (№2, 3, 5, 6) характеризуется значительными масштабами деятельности, с количеством субъектов, достигающих 3 и 4 десятков. Короткий период достижения значительного количества субъектов свидетельствует о пути экстенсивного роста исследуемых аптечных сетей.

Таблица 1

12

10

00000

2013

00000

I1 1 о |°|°|

2014

2015

2016

2017

10

201S

I АО №1 I АО №2 АО №3 I АО №4 АО №5 АО №6 АО №7 АО №S

Рис. 4. Динамика сокращения численности аптечных организаций формата «дискаунтер»

Характеристика аптечных сетей-дискаунтеров по количеству субъектов розничной торговли на территории города Воронежа

Аптечная организация Год начала деятельности Количество субъектов по состоянию на ноябрь 2018 г.

АО №1 2012 6

АО №2 2014 41

АО №3 2014 27

АО №4 2015 7

АО №5 2015 28

АО №6 2016 39

АО №7 2017 4

АО №8 2018 6

ИТОГО - 158

Таким образом, на основе проведенного анализа было выявлено, что развитие формата «дискаунтер» на розничном фармацевтическом рынке г. Воронежа характеризуется тремя периодами. Первому периоду соответствуют дискаунтеры «мягкого» формата с умеренными темпами роста; второму периоду - «жесткие» дискаунтеры, развивающиеся по экстенсивному пути, который выражается в быстром наращивании

количества субъектов и агрессивной ценовой политике; третьему периоду - «жесткие» дискаунтеры, характеризующиеся замедленным развитием. Замедление темпов развития данного сегмента рынка является следствием экстенсивного роста предыдущих лет, что привело к адаптации потребителей к рынку вследствие его насыщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.