ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Media Education Practices
АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
А.В. Морозова, научный сотрудник Института высшего образования НАПН Украины, Киев
Аннотация. В данной статье представлен анализ ключевых слов корпуса текстов научной периодики как метод работы с научным медиатекстом определенной предметной области. Цель метода - повышение уровня компетентности в генерировании и интерпретации смысла научного медиатек-ста, развитие умения обучаться посредством исследования. Изложенное в статье является первой попыткой разработки такой исследовательской технологии, как анализ ключевых слов с целью выявления индикаторов состояния предметной области, что, в свою очередь, может быть использовано для повышения эффективности генерирования и считывания смыслов, функционирующих в данной области в форме актуальных концептов - ключевых слов. Вместе с тем, автор предлагает рассматривать данную технологию как медиаобразовательную.
Ключевые слова: Авторские ключевые слова, актуальные концепты, генерирование смысла, интерпретация смысла, медиатекст, медиаобразова-тельная технология, предметная область
Keyword Analysis scientific journals as a method of increasing media competence researchers
A.V. Morozova, research associate Institute of Higher Education NAPS, Ukraine, Kiev
Abstract. This paper presents an analysis of the key words of corpus of scientific periodicals as a method of working with scientific media texts of certain subject area. The purpose of the method is improving of competence in generating and interpreting the meaning of a scientific research and development of learning skills through research. This study is the first attempt to develop such a research technology as keyword analysis to identify indicators of the subject area, which in turn can be used to improve the efficiency of generating and reading meanings which operating in this area in the form of topical concepts - keywords. However, the author proposes to consider this technology as media educational.
Keywords: authors keywords, topical concepts, generating of meaning, interpretation of meaning, media text, media educational technology, the subject area 68
Рост объемов медиатекстов (сообщений, изложенных в любом виде и жанре медиа ... [Федоров, 2010]) для людей, которые работают с текстом профессионально, актуализирует потребность в соответствующем уровне медиакультуры особенно остро. С ростом объема текстов объем информационного шума также увеличивается, что замедляет скорость движения смыслов в поле коммуникации, понижает ее эффективность. В свете сказанного проблемы оптимизации информационного поиска, повышения эффективности передачи и получения смысла текста представляются весьма актуальными.
Проблематика, связанная с исследованием роли ключевых слов (далее - КС) в процессе понимания текста ныне активно разрабатывается в разных областях гуманитарных наук: в теории познания, когнитивистике, лингвокульту-рологии, коммуникативной стилистике, психологии, психолингвистике, филологическом анализе текста, текстологии, литературоведении и других. Исследователи, в частности, отмечают, что в научной литературе для обозначения подобных элементов используются различные термины, наиболее распространенным из которых является термин «ключевые слова». Наряду с ним встречаются и другие, близкие по содержанию: «опорный элемент» (В .В .Одинцов), «ключевой элемент» (А.В.Пузы-рев), « смысловые вехи» (А .Н .Соколов), «смысловые опорные пункты» (А.А.Смирнов), «смысловые ядра» (А.Р.Лурия), «смысловые кванты» (Т.М.Николаева), «ключе-
вые знаки» (В.А.Лукин), «концептуальные ключевые слова» (Е.М.Ку-барев), «тематические ключевые слова» (И.В.Арнольд), «маркемы» (А.А.Кретов), «лингвокультуремы» (В.В.Воробьев), «логоэпистемы» (В. Г Костомаров), «культурознак» (Онкович А.В.) и др.
Кроме того, множество ключевых слов текста рассматривают как целое, называя его «набором ключевых слов» (Л.В.Сахарный) или «системой ключевых слов» (К.И.-Белоусов). И.А.Осипова отмечает, что объединяет все эти термины то, что они обозначают такие части текста, которые в первую очередь служат для его понимания [Осипова, 2010а, с.789]. Существуют и такие понятия, как «ключевые слова эпохи», «ключевые слова текущего момента» и даже «ключевые слова ушедшего года» [Не-фляшева, 2009. с.177].
В свою очередь, в научной литературе достаточно много определений термина «ключевые слова» (КС), которые выделяют, в зависимости от целей и задач исследования, те или иные его характеристики.
Исследователи отмечают, что лексемы КС выступают в роли единиц, несущих основной смысл в тексте, т.е. единицами смысла, «смысловыми вехами», т.к. они служат ориентирами, с помощью которых происходит членение текста на отдельные смысловые группы и их обобщение. В существующих концепциях КС не рассматривается объединение КС в языковые единицы большего объема (словосочетание, предложение). [Осипова, 2010, с. 120]. И.А. Осипова отмечает и тот факт, что в трактовке поня-
тия «КС» разными учеными уделяется мало внимания триаде «автор - текст - читатель», хотя в тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего субъекта (производителя текста), рассчитанная на ответную деятельность читателя (интерпретатора), на его восприятие через набор КС. Таким образом, текст оказывается одновременно и результатом деятельности (автора) и материалом для деятельности (читателя - интерпретатора). Именно благодаря неоднократному повторению в тексте КС образуют семантический стержень произведения, выступают в качестве своеобразных скреп, придающих тексту связность, целостность и единство [Осипова, 2010, с.121].
КС научного текста выполняют коммуникативную функцию, являются средством научной коммуникации. Использование КС в предметных каталогах, реферативных журналах способствует облегчению поиска необходимой научной информации, ускоряет процесс обмена научными данными [Москви-тина, 2009, с.283].
В русле нашего исследования, представляет интерес позиция украинских исследователей О. Ляш-ко и И.Миклушки, которые анализируют процедуры выделения ключевих слов как индикаторов предметной области. Нельзя не согласиться с их мнением, что набор КС - это каталог концептов, вокруг которых возникают основные идеи научного текста. Именно этот набор дает читателю представление о состоянии знаний в данной области, он научно ориентиру-
ет читателя. Чем лучше читатель знает предметную область, тем понятнее для него текст. [Ляшко О., Миклушка I., 2012, с.287].
В этой связи интересно проанализировать ключевые слова научных периодических изданий, представляющих определенную предметную область. Существование тематических журналов помогает сформировать релевантный корпус текстов. Полагаем, что такие тематические журналы отражают основные направления исследований, осуществляющихся в данной предметной области, поэтому корпус текстов тематических журналов, вслед за К. Белоусовым и Н. Зелянской, мы принимаем как репрезентативный, а закономерности организации информационного пространства корпуса текстов как обладающие свойствами внешней валидности [Белоусов К.И., Зе-лянская Н.Л., 2012, с.106].
Наше исследование опирается на корпус текстов тематических журналов «Вища осв^а Укра'ши» с момента начала публикации при-статейной информации про ключевые слова и до последнего, вышедшего в свет номера (№ 2, 2010 - №4, 2013), который сформирован по принципу сплошной выборки на основе КС.
Выбранный нами для анализа, журнал «Вища освп"а Украни» (далее - ВОУ), который выходит 4 раза в год в Киеве с 2001 года, - это теоретический и научно-методический журнал, который имеет все признаки общественно-политического издания. Не избегая анализа методики учебно-воспитательного процесса и распространения педагогичес-
кого опыта, он сосредотачивается, прежде всего, на проблемах философии, содержания и прогнозирования высшего образования, путях его реформирования, ведет дискуссии о коренном изменении всей образовательной парадигмы. Значительное внимание уделяется анализу мировых и национальных систем образования, проблемам интеграции Украины в Болонский процесс. [«Вища освгга Укра'ши: покаж-чик публкацм», 2005, с.5.] Исходя из этого, мы обозначим тематическую область исследуемого корпуса текстов как теорию и практику высшего образования Украины.
Операциональными единицами в нашем анализе корпуса научных текстов послужили обозначенные авторами публикаций ключевые слова (далее - КС) к своим статьям. Наше обращение к КС научных публикаций обусловлено также тем, что они «представляют собой легко формализуемый конструкт даже в рамках большого корпуса текстов» [Белоусов К.И., Зе-лянская Н.Л., 2012, с.107]. Следует отметить, что к КС, в данном случае, отнесены также словосочетания и любые другие речевые конструкты определенные авторами статей в качестве КС.
Как отмечает Т.Н. Москвитина, лексическая единица употребляется в своем узком терминологическом значении, которое, в свою очередь, является более комплексным, сложным и более глубоким, чем то значение слова, которое более привычно неспециалисту данной области знания. Немаловажной проблемой является и то, какие именно единицы являются
решающими для понимания всего текста. Принадлежность слова к ключевым определяется, прежде всего, его частотностью, повторяемостью в данном тексте. И именно ключевые слова являются наиболее существенными для понимания текста, они сигнализируют о предметной области знания, пространстве и времени; их одинаково понимают члены одного социума, что облегчает диалог между ними [Москвитина, 2009, с.279]. Такой критерий отнесения лексических единиц к ключевым, как частотность, повторяемость в тексте, не актуален для нашего анализа КС, поскольку лексические единицы, определенные путем частотного выделения в текстах статей могут не совпадать с пристатейны-ми ключевыми словами, которые мы анализируем в данном эмпирическом исследовании. Посредством КС в научных публикациях авторы сами обозначают доминанты концептуального пространства своих исследований, сами ориентируют будущих читателей в нахождении смысла. Можно также утверждать, что, выделяя те или иные КС к данной публикации, авторы влияют на выбор собственных читателей, т.к. одна из важнейших функций КС научных публикаций -это возможность нахождения релевантной предметной информации в тех случаях, когда полнотекстовый информационный поиск не доступен. Таким образом, мы видим, что объективно определяемые ключевые слова в научной периодике - это лексические единицы с другими свойствами, чем КС выделяемые авторами. Чтобы от-
делить одни от других в назывании, обозначим КС, выделяемые авторами, будем иметь ввиду что в данной статье речь идет именно о них.
Ход эмпирического этапа исследования: был сформирован массив данных всех записей КС, которые были обозначены к статьям в журнале ВОУ (№ 2, 2010 -№ 4, 2013) общим количеством 1264 (общее количество КС в базе данных (БД)). Затем - проведена машинная обработка в табличном редакторе MS Excel, которая выявила, что количество КС, использованных авторами, составляет 704, т.е. 55,7% от общего количества КС. Далее, также путем машинной обработки в программе MS Excel, был произведен подсчет частотности использования одних и тех же КС в разных статьях. Подсчет производился путем сравнения двух таблиц - первой, со всем массивом КС и техническим столбиком с единицами для каждой записи КС, и второй таблицы, которая содержала только неповторяющиеся строки с записью КС («Удалить дубликаты» во вкладке «Данные»). Непосредственно для подсчета частотности была использована формула MS Excel «СУММЕСЛИ(диапазон; критерий; диапазон_суммирования)», где диапазон - это весь ряд записей КС из первой таблицы, критерий -соответствующая строка с КС во второй таблице и диапазон суммирования - соответствующая строка с единицей из первой таблицы. Таких КС, которые повторялись в БД лишь 1 раз было выявлено 534, более одного раза - 170 (730 записей повторяющихся КС), из них
105 КС (210 записей в БД) повторялись дважды, 21 КС (63 записи в БД) - трижды, 17 КС (68 записей в БД) - 4 раза и т.д. (см. данные в табл.). Таким образом, мы выявили наиболее часто повторяемые КС - актуальные для рассматриваемого периода и предметной области, обозначаемой нами как теория и практика высшего образования Украины. Также было подсчитано, какой процент данное количество повторений одного КС (т.е. частотность) составляет от общей суммы записей КС в БД (1264), от общего использованных авторами КС (704) и от количества записей КС которые встречаются в БД более 2 раз (504), все последние представлены в таблице. Отметим, что мы не ставили задач выявления авторской принадлежности КС и влияния публикационной активности того или иного автора на частотность того или иного КС, эти задачи обозначим как перспективные. Ниже в таблице представлены данные с наиболее часто встречаемыми КС.
Данное исследование - первая попытка разработки такой исследовательской технологии, как анализ КС с целью выявления индикаторов состояния предметной области и умения авторов научных статей определять КС к своим публикациям наиболее эффективным для научной коммуникации образом. Критерии определения эффективности подбора КС в научной периодике - также перспективная тема для исследовательского поиска. Полученные (или - получаемые) результаты могут быть использованы для повышения эф-
Частотность КС в журнале «Вища освгга УкраУни» (2010-2013)
Ключевые слова Час- % от % от % от
тот- общ. общ. суммы
ность кол-ва кол- записей
записей ва КС в БД
КС в БД КС >2
образование 62 4,91 8,81 11,92
культура 53 4,19 7,53 10,19
человек 52 4,11 7,39 10,00
воспитание 43 3,40 6,11 8,27
личность 27 2,14 3,84 5,19
учеба 15 1,19 2,13 2,88
нанотехнологии 10 0,79 1,42 1,92
высшее образование; университет 9 0,71 1,28 1,73
наука; ценности 8 0,63 1,14 1,54
глобализация; медиаобразование; 7 0,55 0,99 1,35
ноотехнологии; сознание; управление
высшее учебное заведение; мировоззрение; учебный процесс 6 0,47 0,85 1,15
Болонский процесс; демократия; информа- 5 0,40 0,71 0,96
ционные технологии; ответственность;
парадигма; педагогика; практика; творчество
автономия; гражданское общество; дети с особенными потребностями; здоровье; интернатное образование; информационное 4 0,32 0,57 0,77
общество; компетентностный подход; Лиссабонский проект; медиаграмотность;
молодежь; образовательная политика;
общество; социализация; студент; устойчивое развитие; философия
образования; экологическое сознание
академическое сотрудничество; 3 0,24 0,43 0,58
воспитательная среда; деятельность;
жизнетворчество личности; компетентность;
мировоззренческие ориентации; мораль; непрерывное образование; ноообщество; общество знаний; одаренность; политика; понимание; развитие; ребенок; свобода;
система образования; студенческая
молодежь; туризм; целостность; экология
фективности генерирования и считывания смыслов, функционирующих в данной области, в форме актуальных концептов - КС. Мы предлагаем рассматривать данную технологию как медиаобразователь-ную, т.е. направленную на повышение уровня компетентности в генерировании и интерпретации смыс-
ла научного медиатекста, опубликованного в научной периодике.
Литература
Белоусов К. И., Зелянская Н.Л. Онтология и онтография частнонаучных предметных областей и научная картина мира // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 4. С.104-111. 1^1.:
http://elibrary.ru/download/23460671 .pdf Вища ocBiTa Укра'ни: покажчик публь кацш (2001-2005 рр.) / Уклад. А.В. Морозова, А.Д. Онкович. Передмова Ку-ляс П.П. / За заг. ред.д.п.н. Онкович Г.В. К.: 1нститут вищоТ освiти АПН Укра'ши, 2005. С.5.
Ляшко О., Миклушка I. Науковi тексти та особливост видiлення в них клю-чових слiв // Комп'ютернi технологи друкарства. 2012. Вип.27. С.287. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Natural/ Ktd/2012_27/myklywka.pdf Москвитина Т.Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 11. С. 270-283. URL: http://elibrary.ru/ download/66896493.pdf Нефляшева И.А. Ключевые слова и словообразовательные модели современного дискурса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 2. С. 177-183. URL: http://elibrary.ru/download/79625527.pdf Осипова И.А. Моделирование понятийного потенциала термина «ключевые слова» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 11. С. 117-122. URL: http:// elibrary.ru/download/39866006.pdf Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетент-ности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c. URL: http:// www.evartist.narod.ru/text23/ 0013.Мт#з_13
Осипова И.А. Смысловая структура текста в аспекте существующих концепций ключевых слов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010а. Т. 12. № 53. С. 789-792.
URL: http://www.ssc.smr.ru/media/ journals/izvestia/201 0/ 2010_5_789_792.pdf
References
Belousov, K.I., Zelyanskaya, N.L. Ontology and ontography of separately scientific areas and scientific picture of world // Bulletin of the University of Perm. Russian and foreign philology. 2012. № 4. P.104-111. URL: http://elibrary.ru/ download/23460671 .pdf Fedorov, A.V. Glossary of media education, media pedagogy, media literacy, media competence. Publisher Taganrog State Pedagogical Institute, 2010. 64 p. URL: http://www.evartist.narod.ru/text23/ 0013.htm # z_13
Higher Education in Ukraine: Index of publications (2001-2005) / Compilers: A.D. Onkovych, preface Kulas P.P. / Under general editorship by Doctor of Pedagogical Sciences Onkovych G.V. Kyiv: Institute of Higher Education of Academy Pedagogical Sciences of Ukraine, 2005. p.5.
Lyashko, O., Myklushka, I. Scientific texts and features a highlight of these keywords // Computer technology of printing. 2012. Issue 27. P. 287. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Natural/ Ktd/2012_27/myklywka.pdf Moskvitina, T.N. Keywords and their functions in the scientific text // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2009. № 11. P. 270-283 URL: http://elibrary.ru/download/66896493.pdf Neflyasheva, I.A. Key words and wordformation models contemporary discourse // Bulletin of the Adyghe State University. Series 2: Literature and Art Criticism. 2009. №2. P.177-183. URL: http://elibrary.ru/download/79625527.pdf Osipova, I.A. Modeling conceptual potential of the term «keywords» // Bulletin of the Orenburg State University. 2010. №11. P.117-122. URL: http://elibrary.ru/ download/39866006.pdf Osipova, I.A. Semantic structure of the text in terms of existing concepts Nations keywords // Proceedings of the Samara Scientific Center, Russian Academy of Sciences. 2010a. Vol. 12. Number 5-3. Pp. 789-792. URL:
http://www.ssc.smr.ru/media/journals/ izvestia/2010/2010_5_789_792.pdf