Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ'

АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / переподготовка / повышение квалификации / новые профессии / технологии / основные навыки для работы / ключевые модели навыков / digital transformation / retraining / advanced training / new professions / technologies / basic skills for work / key skill models

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехина Светлана Вячеславовна

В представленной статье затронуты важность понимания основных навыков, которыми должны владеть потенциальные и текущие работники рынка труда в условиях цифровой трансформации организаций. Рассмотрены такие понятия как переподготовка, повышение квалификации, а также проведен анализ востребованных направлений деятельности и новых профессий. Выделены две ключевые модели основных навыков для работы McKinsey и WorldSkills, рассмотрев которые можно понять, что ценным становится сочетание когнитивных, социальных и технологических навыков, а не только узкоспециализированные знания в определенной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехина Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE KEY SKILLS OF THE STAFF IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONS

The presented article touches upon the importance of understanding the basic skills that potential and current employees of the labor market should possess in the conditions of digital transformation of organizations. Such concepts as retraining, advanced training are considered, as well as an analysis of popular areas of activity and new professions is carried out. Two key models of basic skills for work are identified McKinsey and WorldSkills, after considering which it can be understood that a combination of cognitive, social and technological skills becomes valuable, and not only highly specialized knowledge in a certain area.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 331.54

Терехина Светлана Вячеславовна, старший преподаватель

Дагестанский государственный университет народного хозяйства

АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В представленной статье затронуты важность понимания основных навыков, которыми должны владеть потенциальные и текущие работники рынка труда в условиях цифровой трансформации организаций. Рассмотрены такие понятия как переподготовка, повышение квалификации, а также проведен анализ востребованных направлений деятельности и новых профессий. Выделены две ключевые модели основных навыков для работы - ЫсКтву и WorldSkills, рассмотрев которые можно понять, что ценным становится сочетание когнитивных, социальных и технологических навыков, а не только узкоспециализированные знания в определенной области.

Ключевые слова: цифровая трансформация, переподготовка, повышение квалификации, новые профессии, технологии, основные навыки для работы, ключевые модели навыков.

Сейчас наблюдается огромная пропасть между навыками, которых требует рынок, и навыками, которыми владеют потенциальные и текущие работники рынка труда. Так, 1,3 млрд людей по всему миру испытывает нехватку навыков для выполнения своей работы. Ситуация с пандемией показала, что это число драматически увеличилось в связи с необходимостью перехода в дистанционные форматы деятельности и освоения новых цифровых технологий. В результате почти все организации предпринимали решительные шаги для заполнения пула новых вакансий: дополнительный найм, использование услуг фрилансеров или переход внутренних сотрудников на новые роли и трудовые траектории. Наиболее распространенной стратегией для получения необходимых навыков работы в условиях цифровой трансформации организаций становится профессиональная переподготовка кадров. Поэтому и возникает необходимость в раскрытии такого термина как «reskilling» и его отличия от повышения квалификации, определении ключевых навыков работы персонала, обуславливая тем самым актуальность выбранной темы.

Цифровая трансформация - это внедрение в деятельность компании новейших цифровых технологий, направленных на ускорение роста компании, для повышения ее эффективности и ценности на рынке в целом. Изменения касаются как механизмов работы, так и профессиональных компетенций, которые необходимы для работы с новым цифровым инструментарием. [1]

Переподготовка (от англ. геэкПИ^) — это развитие новых компетенций для подготовки к новой карьерной траектории, в том числе для перехода на более высокую должность, или сохранение текущей при кардинальном изменении профессиональных требований к ней. Распространенные инструменты — уровневые и специализированные программы обучения для новой должности или роли.

По оценкам западных консультантов, на рескилинг потребуется год-полтора. Поэтому лучше уже сегодня планировать переобучение своих сотрудников. Также существует понятие «апскилинг». [2]

Повышение квалификации (от англ. ирэЫШ^) — это совершенствование уровня мастерства в текущей должности, без ее смены. Распространенные инструменты — обучение в процессе работы, включая лучшие практики в сообществах с наставниками, менторами, коллегами. [3] Это повышение уровня мастерства в должности, на которой уже находится сотрудник. Обычно апскилингом занимаются, если хотят вырасти в карьере и повысить зарплату. В этом помогает обмен практиками с другими коллегами, работа с коучем или наставником. [2]

В предстоящее десятилетие появятся совершенно новые профессии, которые потребуют иного набора уникальных навыков.

Новые профессии — это профессии, появившиеся в результате кардинальной смены технологий в сфере производства товаров и оказания услуг и требующие особых знаний, умений и навыков для выполнения новых видов трудовых операций.

На формирование новых профессий влияют не только технологические инновации, но и социальные.

Прогнозы о профессиях будущего дополнительно могут быть сделаны на основе анализа существующих научно-технологических трендов и направлений развития рынка труда. Например, Сбер совместно с НИУ ВШЭ создает «Атлас профессий будущего», который станет самостоятельным периодически обновляемым социальным проектом и будет размещен в открытом доступе в виде онлайн-портала. Прогноз, выполняемый Сбером в сотрудничестве с НИУ ВШЭ, опирается на оценки спроса на специалистов различных отраслей, анализ динамики изменений российского и мирового рынка труда, опросы ведущих ученых из различных областей науки, а также результаты мониторинга глобальных трендов научно-технологического развития с использованием системы анализа больших данных 1Бога.

Анализ существующих материалов на тему новых профессий позволяет предположить появление следующих востребованных направлений в ближайшие десятилетия.

Таблица 1 - Анализ востребованных направлений _деятельности и новых профессий_

№ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВЫЕ ПРОФЕССИИ

1. Дизайн - ШК-исследователь - Дизайнер голосового интерфейса - Дизайнер эмоционального опыта - Продуктовый дизайнер - Дизайнер нейронных интерфейсов

2. Финансы - Аналитик роста выручки - Оценщик технологических инициатив - Process-mmmg-аналитик - Дизайнер бизнес-моделей - Архитектор интегрированной отчетности - Финтех-эмбеддер

3. Agile - Scrum-мастер - Владелец продукта - Agile-коуч

4. ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) - Эксперт по работе с ESG-показателями - Эксперт по ESG-коммуникациям - Менеджер по ESG-трансформации - Эксперт по климатическим вопросам компании - Менеджер по развитию ESG-практик в регионах - Продуктовый менеджер по ESG

5. Информационные технологии - Архитектор мультиоблачных решений - Нейроинформатик - Инженер-робототехник - Инженер виртуальной/дополненной реальности

6. Маркетинг - Цифровой маркетолог - Нейромаркетолог - Консультант по электронному бизнесу - Форсайтер

7. Кибербезопасность - Специалист по кибербезопасности гибридной среды - Исследователь уязвимостей - Специалист по защите персональных данных - Специалист по противодействию кибермошенничеству

8. Здоровье - Биоинформатик - Менеджер индивидуальных медицинских программ - Биоэкономист - Нейрореабилитолог - Консультант по здоровой старости

9. Урбанистика - Экоурбанист - Специалист по транспортному развитию городов - Менеджер местного сообщества - Геоаналитик

10. Менеджмент в сфере досуга - Менеджер по формированию впечатлений - Менеджер по управлению доходом в индустрии гостеприимства и туризме - Спортивный менеджер - Цифровой продюсер

11. Юриспруденция - Юрист по защите персональных данных и цифрового профиля - Блокчейн-юрист - Специалист по правовому регулированию в фармацевтике и биотехнологиях

12. Логистика - Менеджер по логистике и планированию цепей поставок - Цифровой логист

Источник: Report_reskilling.pdf

https://sberuniversity. ru/upload/iblock/abc/Reportreskittmg.pdf [3]

Частичное изменение деятельности или полная смена профессии — неизбежность, вызванная развивающейся экономикой. Если навыки, требующиеся для меняющихся профессий, возможно будет приобрести за счет краткосрочного обучения, то новые профессии будут требовать кардинальной переподготовки работников. Планируя успешную переподготовку, необходимо опираться на прогнозируемые технологические и социальные инновации и обучать навыкам, запрос на которые формируется вследствие научных исследований и высокотехнологичных разработок. [3]

Таблица 1 - Модель основных навыков для работы McKinsey

КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ НАВЫКИ

Критическое мышление Планирование и организация работы Умение мобилизовать людей

- структурированное решение проблем - разработка плана работы - пример для подражания - беспроигрышные переговоры

- логические - тайм-менеджмент и - мастерство и вдохновляющее видение

рассуждения приоритизация - организационная осведомленность

- понимание - agile-мышление

предубеждений

- поиск релевантной информации

Коммуникативные навыки Ментальная гибкость Построение отношений Эффективная командная работа

- сторителлинг и публичные - креативность и воображение - эмпатия - внушение доверия - умение вовлечь всех участников

выступления - перевод знаний в - обходительность, - мотивация

- умение задать другой контекст тактичность, скромность - разрешение

правильный вопрос - обобщение информации, комбинирование идей, формирование - способность принять другую точку зрения - адаптивность - способность учиться - коммуникабельность конфликтов - сотрудничество - обучение и наставничество

выводов - расширение прав и

- активное слушание возможностей

НАВЫКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ

Самосознание и самоуправление Свободное владение цифровыми технологиями

- понимание собственных эмоций и триггеров - цифровая грамотность

- самоконтроль и регуляция - цифровое обучение

- понимание своих сильных сторон - цифровое взаимодействие

- честность, добропорядочность - цифровая этика

- самомотивация и благополучие

- уверенность в себе

Предприимчивость Достижение целей Использование и разработка программного обеспечения Понимание цифровых систем

- смелость и - самообладание и - навыки - информационная

рискованность решительность программирования грамотность

- инновационность и - ориентация на - анализ данных и - понимание смарт-

способность к достижение статистика систем

переменам - выдержка и - вычислительное и - понимание

- энергия, страсть и настойчивость алгоритмическое кибербезопасности

оптимизм - преодоление мышление - технический

- нешаблонность неопределенности перевод и поддержка

мышления - саморазвитие

Источник: McKinsey - «Defining the skills citizens will need in the future world of work», 2021 [4]

Ключевые модели навыков будущего

Запросы организаций находят отражение в моделях основных навыков, которые разрабатываются различными государственными органами, консалтинговыми компаниями и исследователями. Выделим две такие модели, которые наиболее полно отражают общие направления развития организаций:

1) Модель основных навыков для работы McKinsey. В исследовании McKinsey «Определение навыков, необходимых людям для будущего успеха в работе» (Defining the skills citizens will need in the future world of work) предложена модель, которая включает 56 навыков, необходимых специалистам будущего. Они разбиты на 13 групп, которые формируют четыре категории: когнитивные, цифровые, межличностные и навыки саморегуляции. Так, гибкость мышления и коммуникативные навыки входят в категорию когнитивных навыков, а эффективная командная работа относится к межличностным (таблица 1).

2) Модель основных навыков для работы WorldSkills. Набор навыков, предложенный WorldSkills, включает во многом аналогичные базовые, когнитивные, цифровые, социально-экономические, культурные навыки. В ходе анализа ключевых секторов мировой экономики авторам удалось выявить повторяющийся набор компетенций, которые необходимы специалистам любой сферы. Освоение всего спектра навыков не всегда возможно для каждого работника, но для сохранения востребованности на рынке труда потребуется по крайней мере четыре блока навыков, перечисленных ниже (таблица 2).

Некоторые группы компетенций имеют нечеткие границы. Например, группа «Разнообразие, уважение к другим культурам, инклюзия» может быть отнесена к кластеру социально-культурных факторов или факторов, связанных с благополучием. Компетенции, входящие в несколько кластеров, обозначаются с помощью «звездочки».

В модели WorldSkills самостоятельным блоком выделяются «зеленые» (относящиеся к экологии) навыки и навыки, связанные с универсальным благополучием человека. Именно они должны решить проблему независимости от ресурсов и обеспечить будущее процветание общества. [3]

Вышеуказанные модели позволяют сделать вывод о том, что всё более ценным становится сочетание когнитивных, социальных и технологических навыков, а не только узкоспециализированные знания в определенной области.

Следует также отметить, что цель применения этих навыков заключается не только в повышении производительности, росте прибыли, но и в формировании системы благополучия работников современных организаций.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (69), 2023 169 Таблица 2 - Модель основных навыков для работы WorldSkills_

КОГНИТИВНЫЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ Универсальные навыки, которые позволяют отдельным индивидам адаптироваться к усложняющейся, нестабильной реальности и преуспевать в ее условиях ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЦИФРОВЫЕ Навыки, актуальность которых обусловлена развитием технологий и цифровизацией рабочих мест

Адаптивность, способность формировать видение будущего и умение управлять изменениями (например, в области технологий), преодоление неопределенности и кризиса. Критическое и творческое мышление, понимание предубеждений, интеллектуальная скромность. Мультидисциплинарная универсальность и системное мышление, понимание сложности и понимание нашей роли в системах. Умение учиться и разучиваться, интеллектуальная скромность, т.е. умение признавать свои ошибки. Цифровые навыки, включая навыки использования технологий искусственного интеллекта и больших данных, а также новых технологий (например, блокчейн, дополненная/виртуальная, смешанная реальность и пр.). Кибербезопасность. Разработка программного обеспечения и управление робототехникой / 11оТ. Интеграция и объединение технологий. Неоремесло услуги (включая 3-Б производство). Базовые навыки для использования цифровых технологий: математика, логика, построение умозаключений.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ Навыки общения с людьми, которые способствуют успешной командной работе, поддержание отношений внутри сообщества и сетей «ЗЕЛЕНЫЕ» И СВЯЗАННЫЕ С УНИВЕРСАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ Навыки, гарантирующие процветание всего общества в будущем

Сотрудничество и объединение в команды (онлайн и офлайн) включая выстраивание доверительных отношений. Фасилитация и сотворчество. Предпринимательство (включая финансы и электронную коммерцию, клиентоориентированность и пр.). Создание пользовательского опыта и развитие отношений с потребителем*. Гибкое управление проектами*. Человеческие, социально-эмоциональные навыки: доброта, сострадание, эмпатия, урегулирование конфликтов. Междисциплинарная, межотраслевая и межкультурная коммуникация, навыки сторителлинга и информационно-пропагандистской работы. Языковые навыки. Навыки безбумажной / визуальной коммуникации. Экологические, устойчивые и регенеративные практики - как в технической сфере (например, управление ЖЦ и пр.), так и в гуманитарной (воссоединение с природой). Навыки заботы о благополучии (включая заботу о себе, психическом здоровье, преднамеренное бездействие, самозащиту). Разнообразие, мультикультурная осведомленность (понимание особенностей других культур и готовность взаимодействовать с ними), инклюзия*. Навыки принятия этичных решений*.

Источник: WorldSkills — «Навыки будущего для 2020-х. Новая надежда», 2020 [5]

Для успешного выполнения бизнес-задач в будущем организациям нужно не только думать о переподготовке и дообучении действующего персонала, но и работать над лояльностью сотрудников во временной перспективе 5-10 лет.

Список литературы

1. Soft skills и цифровая трансформация. [Электронный ресурс] URL: https://premiummanagement.com/blog/kompetencii-v-jepohu-cifrovizacii (дата обращения: 03.05.2023).

2. Рескилинг: почему важно заниматься переобучением своих сотрудников. [Электронный ресурс] URL: https://theoryandpractice.ru/posts/19647-

reskiling-pochemu-vazhno-zanimatsya-pereobucheniem-svoikh-sotrudnikov (дата обращения: 04.05.2023).

3. Report_reskilling.pdf. [Электронный ресурс] URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/abc/Report_reskilling.pdf (дата обращения: 06.05.2023).

4. Навыки гражданина будущего | McKinsey. [Электронный ресурс] URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/defining-the-skills-citizens-will-need-in-the-future-world-of-work (дата обращения: 08.05.2023).

5. Навыки будущего для 2020-х Доклад GEF и WSR. [Электронный ресурс] URL: https://futureskills2020s.com/ru (дата обращения: 10.05.2023).

Terekhina Svetlana Vyacheslavovna, Senior lecturer Dagestan State University of National Economy

ANALYSIS OF THE KEY SKILLS OF THE STAFF IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONS Annotation. The presented article touches upon the importance of understanding the basic skills that potential and current employees of the labor market should possess in the conditions of digital transformation of organizations. Such concepts as retraining, advanced training are considered, as well as an analysis of popular areas of activity and new professions is carried out. Two key models of basic skills for work are identified - McKinsey and WorldSkills, after considering which it can be understood that a combination of cognitive, social and technological skills becomes valuable, and not only highly specialized knowledge in a certain area.

Key words: digital transformation, retraining, advanced training, new professions, technologies, basic skills for work, key skill models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.