Научная статья на тему 'Анализ классификаций автобусных транспортных средств в системе городского пассажирского транспорта в современных условиях'

Анализ классификаций автобусных транспортных средств в системе городского пассажирского транспорта в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКАМИ ПАССАЖИРОВ / СТРУКТУРА ПАРКА АВТОБУСОВ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT / ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF PASSENGER TRANSPORTATION / BUS PARK STRUCTURE / VEHICLE / MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яценко Светлана Анатольевна

Проведен анализ нормативной и рекомендательной документации применительно к классификации автобусных транспортных средств в системе городского пассажирского транспорта. Установлено, что принятая на сегодняшний день типология общественного пассажирского транспорта является до конца не проработанной ни в организационном, ни в техническом исполнении. В нормативной и рекомендательной документации нет четкого указания групп автобусов по вместимости, что не позволяет обеспечить должный уровень проведения качественных обследований пассажиропотоков. Предложена скорректированная классификация транспортных средств, учитывающая разные динамические качества классов автобусов, а также наличие мест для сидения и мест для проезда стоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яценко Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF BUS CLASSIFICATION IN THE SYSTEM OF URBAN PASSENGER TRANSPORT IN MODERN CONDITIONS

The article provides the analysis of regulatory and advisory documentation as applied to the classification of bus transport in the system of urban passenger transport. It is established that adopted current typology of public passenger transport is not worked over sufficiently neither in organizational, nor in technical execution. The regulatory and advisory documentation does not clearly indicate the groups of buses by capacity, which prevents the provision of the proper level of passenger traffic quality surveys. The author proposes a corrected classification of vehicles, taking into consideration the different dynamic properties of bus classes, as well as the availability of seatings and standing places.

Текст научной работы на тему «Анализ классификаций автобусных транспортных средств в системе городского пассажирского транспорта в современных условиях»

УДК 656.13.072

АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИЙ АВТОБУСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С.А.Яценко1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведен анализ нормативной и рекомендательной документации применительно к классификации автобусных транспортных средств в системе городского пассажирского транспорта. Установлено, что принятая на сегодняшний день типология общественного пассажирского транспорта является до конца не проработанной ни в организационном, ни в техническом исполнении. В нормативной и рекомендательной документации нет четкого указания групп автобусов по вместимости, что не позволяет обеспечить должный уровень проведения качественных обследований пассажиропотоков. Предложена скорректированная классификация транспортных средств, учитывающая разные динамические качества классов автобусов, а также наличие мест для сидения и мест для проезда стоя.

Ил.1. Табл. 2. Библиогр.7 назв.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт общего пользования; организация и управление перевозками пассажиров; структура парка автобусов, транспортное средство, автотранспортное предприятие.

ANALYSIS OF BUS CLASSIFICATION IN THE SYSTEM OF URBAN PASSENGER TRANSPORT IN MODERN

CONDITIONS

S.A. Yatsenko

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article provides the analysis of regulatory and advisory documentation as applied to the classification of bus transport in the system of urban passenger transport. It is established that adopted current typology of public passenger transport is not worked over sufficiently neither in organizational, nor in technical execution. The regulatory and advisory documentation does not clearly indicate the groups of buses by capacity, which prevents the provision of the proper level of passenger traffic quality surveys. The author proposes a corrected classification of vehicles, taking into consideration the different dynamic properties of bus classes, as well as the availability of seatings and standing places. 1 figure. 2 tables. 7 sources.

Key words: urban public passenger transport; organization and management of passenger transportation; bus park structure; vehicle; motor transport enterprise.

Многообразие сфер применения автомобильного транспорта вызывает необходимость наличия разнообразных моделей подвижного состава, отвечающих условиям его эксплуатации. Конструкции пассажирских автомобилей непрерывно развиваются, увеличивается число типов и моделей автомобилей. Известно несколько классификаций автотранспортных средств, которые разрабатывались в интересах различных ведомств по соответствующим классификационным признакам. В связи с этим возникают проблемы классификации автобусных транспортных средств, применяемых в городских условиях для практических натурных исследований транспортной подвижности и обследований пассажиропотоков. Учитывая многообразие транспортных средств, используемых в настоящее время для перевозки пассажиров, а также то, что информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов, считаем необходимым провести сравнение, анализ и обобщение существующих директивных документов для конкретизации ряда параметров классификации транспортных средств, при-

меняемых в системе городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ), в целях решения поставленной задачи.

Общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта установлены и утверждены постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2001 г. № 461-ст «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования. ГОСТ Р51825-2001» [1]. Требования настоящего ГОСТа распространяются на услуги пассажирского автомобильного транспорта, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации. В данном стандарте устанавливаются классификация, общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, включая требования качества и безопасности, а также методы их контроля. Он является обязательным в части требований безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу граждан. Но в данном документе не приводится классификация подвижного со-

1Яценко Светлана Анатольевна, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 4Q5135, e-mail: [email protected]

Yatsenko Svetlana, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

става, позволяющая идентифицировать автобусы, применяемые на городских маршрутах.

Одним из основных нормативных документов, касающихся сертификации пассажирских транспортных средств, являются Правила ЕЭК ООН №36. ГОСТ Р41.36-2004 (Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции) [2]. В этом документе применяются термины, позволяющие отнести транспортные средства большой вместимости к одному из 3-х классов, в частности, само «...транспортное средство - это одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Транспортные средства класса I, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирооб-мена. Транспортные средства класса II, сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений. Транспортные средства класса III, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.». Из определений ГОСТа Р41.36-2004 следует, что пассажирские автобусы большой вместимости подразделяются только по категориям - городские, пригородные и междугородные, хотя четких указаний на этот счет в документе не прописано.

Следующий нормативный документ «Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении общей конструкции» ГОСТ Р41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН №52) [3]. В данном случае речь идет только о транспортных средствах малой вместимости. По правилам ЕЭК их необходимо разделять только на 2 класса: «...Класс А: транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров; транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров; класс В: транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.». Из данного документа следует, что разделять транспортные средства необходимо по наличию мест для проезда стоя и сидения и только по наличию мест для сидения. Если учитывать только этот нормативный документ, то классифицировать подвижной состав можно на легковые автомобили и автобусы.

Следующим документом, касающимся классификации транспортных средств, является ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» [4]. Согласно этому документу транспортные средства должны быть отнесены к определенным категориям. В частности, категория М1 предусматривает отнесение к ней транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих помимо места водителя не

более восьми мест для сидения. К категории М2 относят транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса их не превышает 5 т. К категории МЗ.относят транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса их превышает 5 т. Далее уточняется, что транспортные средства категорий М2 и МЗ относят: к одному или более из трех классов (I, II, III) по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.107 в частности «...Класс I. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена. Класс II. Транспортные средства, сконструированные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений. Класс III. Транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров...».

Кроме этого, транспортные средства согласно этому документу можно отнести к одному из двух классов (А, В) по ГОСТ Р 41.52. «...Класс А. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров. Класс В. Транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.». В данном документе кроме классификации автобусов по категориям, происходит перекрещивание с вышерассмот-ренными ГОСТами, что усложняет классификационные признаки автобусов.

Классификация транспортных средств по классам, габаритной длине и вместимости определяется согласно ГОСТ 18716-73 [5], кроме этого, в отечественном автомобилестроении используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР [6], регламентирующая классификацию и систему обозначения автотранспортных средств по подвижному составу.

В соответствии с данными документами автобусы подразделяются на три вида по конструктивной схеме: одиночные, сочлененные и автобусные поезда (автобусы с прицепом). Преобладающее большинство автобусов являются одиночными. Сочлененными выполняются автобусы лишь самых больших размеров для обеспечения лучшей их маневренности на дорож-но-уличной сети городов. Автобусы с пассажирскими прицепами имеют малое распространение по соображениям безопасности движения. Применение их может быть оправдано лишь в отдельных, частных случаях. Возможно все же применение автобусов с прицепом туристского назначения или применение малого прицепа для багажа, например, к автобусам, обслуживающим аэропорты. Двухъярусные или двухэтажные

I aun I

Транспорт

автобусы в классификации не выделены, так как они в России применения не получили. Их недостатком является ограниченная скорость движения по соображениям безопасности, особенно в зимнее время. Кроме того, в двухъярусном автобусе пассажиры должны подниматься на второй ярус, что затрудняет посадку и высадку и увеличивает время простоя на маршрутных остановках. В зарубежных странах двухъярусные автобусы городского типа получили ограниченное распространение. Они применяются в Англии, Китае и в некоторых других странах, однако постепенно заменяются обычными, одноярусными. Некоторое распро-

менять на действующих маршрутах в часы пик для увеличения провозной возможности общественного транспорта либо в их комбинации. Данная классификация была сориентирована в основном на автобусы марок ПАЗ, ЛАЗ, ЛИАЗ, Икарус, РАФ, разработана в 1973 г., и не корректировалась до настоящего времени. За последние без малого 40 лет появились новые модели автобусов как совместного, так и целиком зарубежного производства, которые успешно работают на городских маршрутах. Например, в г. Иркутске по данным УГАДН на конец 2010 г. марочный состав перевозчиков представлен более чем 41 наименовани-

22,0 20,0 18,0 16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

ю о

с

3

■ ■■I

//oWs'

ф

Ж

CsV-

sw

Марки подвижного состава

Марочный состав автобусного парка г. Иркутска

странение получают двухъярусные автобусы междугородного, туристского и экскурсионного типов.

Для развития рынка автотранспортных услуг и решения задач современного управления пассажирскими автотранспортными предприятиями более показательным критерием размерности является номинальная вместимость автобуса, выраженная количеством пассажирских мест. Для этих целей используется ГОСТ 18716-73. Согласно этому ГОСТу автобусы необходимо делить на пять классов: особо малый, малый, средний, большой, особо большой (сочлененный) (табл.1).

Эти классы являются ориентировочными и зачастую лишь приближенно соответствуют друг другу в прогнозах разных специалистов. Также окончательно не утверждена типология автобусов. Например, особо малый класс в различных источниках определяется как автобусы, микроавтобусы и маршрутные такси. Возникают разногласия и по целесообразности использования тех или иных типов транспортных средств. Например, малые и микроавтобусы предполагается использовать для освоения неохваченных существующей маршрутной сетью микрорайонов, либо не использовать в черте города вообще, либо при-

ем, не включая модификаций (рисунок).

При таком разнообразии марок автобусов, используемых в системе ГОПТ, для некоторых моделей возникают сложности с оценкой их класса. В частности, существуют марки автобусов, в которых есть только места для сидения и их больше чем пятнадцать, при этом в них не предусмотрены места для проезда стоя. Например, модели микроавтобусов, используемые в системе ГОПТ в России:

• немецкие - Mercedes-Benz 413 CDI Sprinter -18 мест, Volkswagen Crafter -19-21 место;

• южнокорейские - HYUNDAI County - 19 мест, HYUNDAI CHORUS - 25 мест, ASIA COMBI AM-825 -24 места;

• итальянские - IVECO DAILY18 - 21место;

• японские - Toyota COASTER - 24 места и пр.

Также в данной классификации пропущены типы

транспортных средств с общим количеством мест от 37 до 50, к которым относятся, например, отечественные автобусы ПАЗ-32053 (25 - посадочных, 41 - полная вместимость) и ПАЗ-32054 (23 - посадочных, 42 -полная вместимость). Отсутствует четкая классификация типов автобусов с общим количеством мест от

I ami

Транспорт

60 до 80. Кроме этого, есть модели автобусов, применяемые в городских условиях за Уралом (например, универсальный автобус среднего класса KIA Cosmos длиной свыше 8 м и количеством мест 25-35), у которых габариты по длине и количество мест не входят в одну и ту же группу.

Анализ данной классификации показывает, что в настоящее время в классе особо малых (I группа) и малых автобусов (II группа) происходит перекрещивание габаритной длины и количества мест для сидения, а значит применять их для практических инженерных расчетов в некоторых случаях невозможно.

В связи с вышеизложенным, в рамках решения задачи, связанной с определением класса транспортных средств, предлагается за основу взять существующую классификацию по габаритной длине (табл.1) и скорректировать ее (табл.2).

Такая разбивка транспортных средств представляется целесообразной в связи с разными динамическими качествами данных групп. В частности, речь идет о большой разнице динамических показателей I и II-А классов и показателей II-В и последующих групп, в частности, показателя ускорения-замедления транспортных средств, который влияет в конечном

Подводя итоги анализа классификаций автобусных транспортных средств в системе ГОПТ в современных условиях, можно сделать следующие выводы:

1. Принятая на сегодняшний день типологии общественного пассажирского транспорта показывает, что она является до конца не проработанной ни в организационном, ни в техническом исполнении. Вызывают споры пассажировместимость, наименование, целесообразность применения различных классов автомобилей в тех или иных условиях.

2. Анализ нормативных документов показывает, что в них нет четкого указания групп автобусов по вместимости.

3. Классификация транспортных средств автомобильного транспорта по длине, наполнению и типу подвижного состава не корректировалась порядка сорока лет.

4. На городских маршрутах используется огромное количество марок автобусов и их модификаций Российского и зарубежного производства, что усложняет определение класса автобусов, особенно в классе «особо малый», «малый» и «средний», что требует пересмотра существующей классификации ГОСТа 18716-73.

Таблица 1

Классификация автобусов (ГОСТ 18716-73)

Класс Длина, м Количество мест для сидения Количество мест для проезда стоя Всего

I. Особо малый До 5 10 - 10

II. Малый От 6 до 7,5 18-22 10 - 15 25-37

III. Средний От 8 до 9,5 20-25 30 - 35 50-60

IV. Большой От 10 до 12 25-35 55 - 75 80-110

V. Особо большой (со- От 16,5 до 24 35-45 85 - 100 120 и более

члененный)

Таблица 2

Скорректированная классификация транспортных средств в зависимости от длины, номинальной вместимости и наличия мест для сидения

Класс автобуса по вместимости Габаритная длина, м Номинальная вместимость автобусов, пасс Наличие мест

I. Особо малый До 6 9-15 Только места для сидения

II-А. Малый 6-7,9 16-25 Только места для сидения

II-В. Малый 26-49 Места для сидения и для проезда стоя

III. Средний 8-9,9 50-79 Места для сидения и для проезда стоя

IV. Большой 10-15 80-110 Места для сидения и для проезда стоя

V. Особо большой Свыше 15 Более 110 Места для сидения и для проезда стоя

итоге на скорость сообщения и время пассажира в пути следования. В связи с этим, I и II-А классы получили такое большое распространение в России и странах СНГ. Например, в г. Днепропетровске (Украина), несмотря на то что в нем проживает более 1,6 млн жителей, автобусов большого и особо большого класса в настоящее время не больше одного процента от всего количества транспортных средств [7].

5. Предлагается для натурных обследований пассажиропотоков в системе ГПОТ скорректированная классификация транспортных средств, учитывающая разные динамические качества классов автобусов, а также учитывающая наличие мест для сидения и мест для проезда стоя, что упрощает процесс обработки экспериментальных исследований.

1. ГОСТ Р 51825-2001. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования.

2. ГОСТ Р41.36-2004. Правила ЕЭК ООН №36. Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции.

3. ГОСТ Р41.52-2005 Правила ЕЭК ООН №52. Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категории М2 и М3 в отношении общей конструкции.

ский список

4. ГОСТ Р52051 -2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.

5. ГОСТ 18716-73. Классификация транспортных средств по классам, габаритной длине и вместимости.

6. Руководящий документ Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", Введ. 29.04.2003. Отраслевая нормаль автомобильной промышленности ОН 025 270-66, прилож. N 3.

7. Официальный сайт г. Днепропетровска [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gorod.dp.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.