Научная статья на тему 'Анализ качества стоматологической помощи по результатам экспертной оценки'

Анализ качества стоматологической помощи по результатам экспертной оценки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1760
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY CONTROL OF DENTAL CARE / EXPERT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF DENTAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нагаев Р. Я., Алалыкин А. Е., Ахмерова С. Г.

В экспертизе качества оказания стоматологической помощи населению значительное место занимает детальный анализ данных, зафиксированных во врачебной отчетной документации. Проведено изучение 576 карт экспертного контроля качества стоматологической помощи при оказании стоматологических услуг на основе договоров обязательного медицинского страхования (ОМС) медицинскими организациями различных форм собственности в Республике Башкортостан. Оценка качества стоматологической помощи была проведена экспертами Уфимского филиала ОАО «МСК «Уралсиб»» по результатам работы стоматологических организаций за период с 2006 по 2012 годы. В 48,2% случаев эксперты не сделали замечаний. В 27,1% случаев выявлены завышенные показатели по классификатору основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий (нормы УЕТ), в 15,7% случаев отмечены нарушения при заполнении амбулаторных карт пациентов. Полученные данные свидетельствуют о необходимости акцентирования внимания стоматологов на правилах ведения документации, имеющей юридическую силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нагаев Р. Я., Алалыкин А. Е., Ахмерова С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF EXPERT REVIEW FOR DENTAL CARE QUALITY

Detailed analysis of data recorded in medical reporting documentation takes an important place in the examination of the quality of dental care. The work studied 576 cards of expert quality control of dental care provided by medical organizations of various forms of ownership in the Republic of Bashkortostan based on compulsory health insurance contracts. Assessment of the quality of dental care was carried out by experts of the Ufa branch of OJSC «MSC «Uralsib» for performance of dental organizations for the period from 2006 to 2012. In 48.2% of cases no comments were made. In 27.1% of cases inflated figures by Classifier of major dental treatment and diagnostic measures and Technology (UET standards) were revealed. In 15.7% incorrect filling in patients’ cards were noted. The findings suggest the need for focusing on rules for legal documentation management.

Текст научной работы на тему «Анализ качества стоматологической помощи по результатам экспертной оценки»

Сведения об авторе статьи:

Муратова Жанара Кочкоровна - соискатель медицинского факультета Ошского государственного университета. Адрес: 723500, г. Ош, ул. Ленина, 331. E-mail: allergyjasu@rambler.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аллергология и иммунология: клинические рекомендации для педиатров / А.А. Баранов [и др.]. - М.: Союз педиатров России. - 3-е изд., испр. и доп., 2011. - 256 с.

2. Узаков, О.Ж. Атопический дерматит: новые аспекты этиопатогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики: учебное пособие / О.Ж. Узаков, Ж.К. Муратова, Б.Д. Кудаяров. - Ош, 2012. - 52 с.

3. Балаболкин, И.И. Актуальные проблемы аллергологии детского возраста на современном этапе / И.И. Балаболкин // Педиатрия. -2012. - Т. 91, № 3. - С. 15-17.

4. Боронбаева, Э.К. Современные методологические аспекты эпидемиологических и клинических исследований аллергической патологии у детей: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Бишкек, 2005. - 23 с.

5. Кожевникова, С.Л. Клинико-эпидемиологические особенности бронхиальной астмы и аллергического ринита у школьников г. Чебоксары: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Казань, 2001. - 25 с.

6. Колхир, П.В. Доказательная аллергология-иммунология / П.В. Колхир. - М.: Практическая медицина, 2010. - 528 с.

7. Лысикова, И.В. Распространенность аллергических заболеваний у детей по результатам мультицентровых исследований в рамках международной программы ISAAC: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1999. - 20 с.

8. Луткова, Т.С. Клинико-эпидемиологические аспекты атопического дерматита у школьников города Чебоксары: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Чебоксары, 2005. - 28 с.

9. Мачарадзе, Д.Ш. Распространенность атопических заболеваний среди детей в г. Москве (по данным I и III фаз исследования по программе ISAAC) / Д.Ш. Мачарадзе // Российский аллергологический журнал. - 2005. - №5. - С. 59-63.

10. Ревякина, В.А. Атопический дерматит у детей. Современные проблемы / В.А. Ревякина // Фарматека. - 2012. - N° 6. - С. 34-38.

11. Стандартизированные эпидемиологические исследования аллергических заболеваний у детей. Адаптация программы "Международное исследование астмы и аллергии у детей (ISAAC)" в России: пособие для врачей. - М., 1998. - 30 с.

12. Сулайманов, Ш.А. ISAAC в Кыргызстане / Ш.А. Сулайманов, Н.А. Тороев, Н.Н. Бримкулов // Центрально-азиатский медицинский журнал. - 2003. - Т. IX. Приложение 2. - С. 10-11.

13. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению атопического дерматита. Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов. Утверждено Президиумом РААКИ (23 декабря 2013 г.). - М., 2013. - 28 с.

14. The International Study of Asthma and Allergies in Childhood (ISAAC) Steering Committee. Worldwide variation in prevalence of symptoms of asthma, allergic rhinoconjunctivitis, and atopic eczema: ISAAC. Lancet. - 1998. - Vol. 351. - P. 1225-32.

15. Worldwide variations in the prevalence of symptoms of atopic eczema in the International Study of Asthma and Allergies in Childhood / H. Williams, C. Robertson, A. Stewart [et al.] // J. Allergy Clin. Immunol. - 1999. - Vol. 103. - P. 125-38.

16. Climate and the prevalence of symptoms of asthma, allergic rhinitis, and atopic eczema in children / S.K. Weiland, A. Husing, D.P. Strachan [et al.] // Occup. Environ. Med. -2004. - Vol. 61. - P. 609-15.

17. WAO White Book on Allergy. - 2011 - 2012: Executive Summary. - P. 4.

18. Wolter S. Atopic dermatitis / S. Wolter // Pediatr. Clin. North Am. - 2014. - Vol. 61 (2). - P. 241-260.

УДК 616.314-001.4:616.314-76 © Р.Я. Нагаев, А.Е. Алалыкин, С.Г. Ахмерова, 2015

Р.Я. Нагаев1, А.Е. Алалыкин2, С.Г. Ахмерова1 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа 2ООО «АГ Фабер Дентаплант», г. Уфа

В экспертизе качества оказания стоматологической помощи населению значительное место занимает детальный анализ данных, зафиксированных во врачебной отчетной документации. Проведено изучение 576 карт экспертного контроля качества стоматологической помощи при оказании стоматологических услуг на основе договоров обязательного медицинского страхования (ОМС) медицинскими организациями различных форм собственности в Республике Башкортостан. Оценка качества стоматологической помощи была проведена экспертами Уфимского филиала ОАО «МСК «Уралсиб»» по результатам работы стоматологических организаций за период с 2006 по 2012 годы. В 48,2% случаев эксперты не сделали замечаний. В 27,1% случаев выявлены завышенные показатели по классификатору основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий (нормы УЕТ), в 15,7% случаев отмечены нарушения при заполнении амбулаторных карт пациентов. Полученные данные свидетельствуют о необходимости акцентирования внимания стоматологов на правилах ведения документации, имеющей юридическую силу.

Ключевые слова: управление качеством стоматологической помощи, экспертная оценка качества стоматологической помощи.

R.Ya. Nagaev, A.E. Alalykin, S.G. Akhmerova RESULTS OF EXPERT REVIEW FOR DENTAL CARE QUALITY

Detailed analysis of data recorded in medical reporting documentation takes an important place in the examination of the quality of dental care. The work studied 576 cards of expert quality control of dental care provided by medical organizations of various forms of ownership in the Republic of Bashkortostan based on compulsory health insurance contracts. Assessment of the quality of dental care was carried out by experts of the Ufa branch of OJSC «MSC «Uralsib» for performance of dental organizations for the period from 2006 to 2012. In 48.2% of cases no comments were made. In 27.1% of cases inflated figures by Classifier of major dental treatment and diagnostic measures and Technology (UET standards) were revealed. In 15.7% incorrect filling in patients' cards were noted. The findings suggest the need for focusing on rules for legal documentation management.

Key words: quality control of dental care, expert assessment of the quality of dental care.

В современных социально-экономических условиях новые для здравоохранения технологии управления медицинскими организациями позволят сбалансировать их деятельность и достигнуть основной стратегической цели - повышение качества медицинской помощи населению, в том числе качества стоматологической помощи [1,4,6]. Использование различных методических подходов к решению вопросов контроля качества и обеспечения гарантий качества медицинской помощи свидетельствует о сложности и многогранности проблемы [1,3,4].

Экспертиза качества оказания стоматологической помощи (КСП) населению невозможна без сбора и детального анализа данных, зафиксированных во врачебной отчетной документации. Важнейшими средствами контроля КСП являются показатели работы врача-стоматолога наряду с экспертной оценкой и медицинскими стандартами [2,5,6].

Целью исследования явился анализ карт экспертного контроля качества стоматологической помощи при оказании стоматологических услуг на основе договоров ОМС медицинскими организациями различных форм собственности в Республике Башкортостан.

Материал и методы

Основным объектом исследования в рамках настоящей работы были экспертные документы, отражающие качество и доступность стоматологических услуг, процесс их оказания и конечный результат. Нами проведен анализ 576 карт экспертной оценки КСП медицинских организаций различных форм собственности. Оценка КСП была проведена экспертами Уфимского филиала ОАО «МСК «Уралсиб»» по результатам работы стоматологических организаций за период с 2006 по 2012 годы. Во всех случаях экспертиза КСП была проведена без освидетельствования больного. Все анализируемые случаи относились к оказанию стоматологической терапевтической помощи. Среди обратившихся за стоматологической помощью большую часть составили женщины (64,4%), мужчин - 35,6%.

Все статистические расчеты проведены с помощью пакета программ 81ай8йса 8.0 (81а180Й, 2007). В качестве описательных статистик использованы абсолютные и относительные величины.

Результаты и обсуждение

Согласно детальному изучению карт экспертных оценок КСП специалистами страховой компании ОАО «МСК «Уралсиб»» по результатам работы городских и сельских стоматологических медицинских организаций

республики различных форм собственности уровень оказания стоматологической помощи населению оказался достаточно высоким. Об этом может свидетельствовать отсутствие обоснованных жалоб пациентов на бригаду лечащих врачей во всех проанализированных случаях оказания стоматологической помощи, своевременно проведенный курс лечения для большинства пациентов и благоприятный исход лечения в 99% случаев. Также экспертами были высоко оценены как сами лечебно-диагностические мероприятия, так и точность постановки диагноза.

Так, оценка точности постановки диагноза на 100% была проведена экспертами в 81,5% случаев, оценка диагноза в объеме 75% - в 12,7% случаев. Оценка диагноза на 50% и 25% была осуществлена в 4,2% и 1,2% случаев соответственно.

Выставленный врачами стоматологами-терапевтами диагноз пациентов в 84,7% случаев соответствовал коду МКБ-10 и принятой клинической классификации.

Сравнительный анализ данных показал, что в 95,1% случаев число фактических посещений соответствовало числу посещений, зарегистрированных по реестру.

Согласно экспертным оценкам своевременное лечение было проведено 93% пациентов, обратившимся за стоматологической помощью. В оставшихся 7% случаев графа «курс лечения» в медицинской документации не была заполнена специалистами.

Основной исход стоматологического лечения в виде улучшения (компенсации) отмечен врачами у 84,7% пациентов. Полное выздоровление было в 15% случаев оказания стоматологической помощи.

На основе экспертной оценки различных этапов диагностических мероприятий была проведена оценка объема и качества выполненной работы с использованием балльной шкалы. В полном объеме (100%) диагностические мероприятия были проведены у 80,1% пациентов. 17,3% больных оценка сбора анамнеза была проведена в достаточном объеме, за исключением некоторых позиций, что оценивалось как 0,75 балла. Частично диагностические мероприятия были проведены у 1,9% пациентов (оценка в 0,5 балла).

По данным экспертной оценки максимально (на 100%) качество проведенного лечения было оценено в 69,7% случаев. Качество лечения, оцененное в 75%, зарегистрировано экспертами в 28% случаев. В 2,3% случаев оценка качества лечения экспертами не проводилась.

В ходе исследовании был проведен анализ такого важного показателя, как уровень качества лечения (УКЛ). В 62,9% случаев оказания стоматологической помощи он был оценен экспертами максимально высоким баллом (1,0). Остальные случаи оказания стоматологических услуг были ранжированы в диапазоне от 0,69 до 0,94 балла.

Значимость проведенного анализа экспертной оценки КСП состоит в своевременном выявлении дефектов оказанной помощи в каждом клинико-стоматологическом случае. Среди всех выявленных нарушений общего характера наиболее частыми были завышение условных единиц трудоемкости (УЕТ) по классификатору основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий. В 27,1% случаев завышение находилось в интервале от 0,5 до 3,00 единицы в зависимости от вида работ.

Среди других замечаний общего характера следует отметить отсутствие описания жалоб пациентов (9,7%), несоответствие выставленного диагноза коду МКБ (8,7%), использование классификатора для взрослых при приеме ребенка (7,8%), отсутствие объективных данных при постановке диагноза (6,8%), неправильная оценка случаев, относящихся к сложной хирургической патологии (6,8%), отсутствие описания динамики процесса лечения (4,85%).

При описании лечебно-диагностических мероприятий в медицинских картах пациентов эксперты страховой компании в большинстве случаев зафиксировали неправильную интерпретацию рентгеновских снимков или их отсутствие (40,5%), отсутствие описания состояния мягких тканей зуба по окончании лечения (27%). Остальные замечания (21,7%), зафиксированные в экспертных картах, касались неудовлетворительного качества пломб, отсутствия описания зубной формулы в карте пациента, постановки на учет, ошибок обработки кариозной полости. Также зарегистрированы случаи, когда лечение пациентов не-доведено до конца (10,8%).

Анализ экспертных карт показал и ряд нарушений систематически встречающихся при оформлении и ведении медицинской докумен-

тации, в частности заполнения медицинской карты стоматологического больного или медицинской карты амбулаторного больного.

При заполнении амбулаторных карт пациентов самым частым нарушением со стороны лечащего врача является отсутствие указания наименования медицинской организации (45,3%). Достаточно часто встречались такие замечания, как нарушение хронологического порядка записей в картах (15,1%), ошибки в написании названий лекарств и медицинских терминов (10,4%), отсутствие записи в графе «отчество пациентов» (8,13%).

Анализ экспертных оценок дает основание констатировать недостаточную внимательность врачей, оказывающих стоматологическую терапевтическую помощь, при оформлении медицинской документации. Правильное оформление медицинской документации необходимо не только для решения медицинских, но и юридических вопросов. В случае возникновения конфликтов с потребителями медицинских услуг и/или их законными представителями правильное оформление медицинской документации может стать основой правовой защищенности специалиста [2,5].

Заключение

Исследование показало, что в 48,2% случаев оказания стоматологической помощи эксперты страховых компаний не сделали замечаний ни по лечебно-диагностическим мероприятиям, ни по оформлению медицинских карт. В 27,1% случаев замечания касались завышенных показателей по классификатору основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий (нормы УЕТ). Нарушения при заполнении амбулаторных карт пациентов были отмечены в 15,7% случаев. Неправильная интерпретация рентгенограмм, несоответствие диагноза коду МКБ в амбулаторной карте и реестре зафиксированы в 5,6% случаев оказания стоматологической помощи.

Результаты исследования могут быть использованы руководителями государственных и частных медицинских организаций, оказывающих стоматологическую помощь, для текущей оценки работы специалистов и оптимизации системы управления качеством медицинской помощи.

Сведения об авторах статьи:

Нагаев Ринат Явдатович - к.м.н., доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел./факс: 8(347) 272-22-19. Е-шаИ: NagaevRY@doctorrb .ги.

Алалыкин Александр Евгеньевич - директор ООО «АГ Фабер Дентаплант». Адрес: 450096, г. Уфа, ул. Энтузиастов, 6А. Тел./ факс: 8(347) 248-30-03. Е-шаИ: agf-klinika@mail.ru.

Ахмерова Светлана Герценовна - д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел. / факс: 8(347) 272-22-19. Е^И: ahm.63@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алимский, А.В. Перспективы и возможные направления трансформирования государственной стоматологической службы страны / А.В. Алимский // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2010. - № 3 (32). - С. 17-22.

2. Бутова, В.Г. Экспертиза качества стоматологической помощи / В.Г. Бутова, В.И. Бычков, К.В. Умарова // Институт Стоматологии. - 2011. - № 3 (52). - С. 14-17.

3. Гринин, В.М. Современные организационные подходы к обеспечению качества стоматологической помощи / В.М. Гринин, О.О. Янушевич // Российская стоматология. - 2009. - № 1. - С. 5-8.

4. Матвеев, Р.С. Развитие стоматологической службы в России (Обзор литературы) / Р.С. Матвеев, В.Н. Викторов, Н.Е. Козлова // Здравоохранение Чувашии. - 2013. - № 2. - С. 69-78.

5. Нецепляев, Д.А. Общее и особенное в профессиональной деятельности врачей частных и государственных медицинских учреждений: автореф. дис.... канд. мед. наук. - Волгоград, 2011. - 24 с.

6. Шестаков, В.Т. Управление качеством организации и оказания стоматологической помощи (методологические основы) / В.Т. Шестаков // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2012. - № 2. - С. 62-66.

УДК 614.2:616-082

В.В. Сазанов, М.А. Ратманов, Т.П. Васильева, М.Ю. Осипов, Е.Ю. Уткин, 2015

В.В. Сазанов1, М.А. Ратманов2, Т.П. Васильева1, М.Ю. Осипов1, Е.Ю. Уткин1 ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧА НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ МУЖЧИНАМ РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

'ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России, г. Иваново 2Департамент здравоохранения Ивановской области, г. Иваново

Актуальность исследования определена неблагоприятными тенденциями снижения мужского репродуктивного здоровья. Представлен анализ принадлежности характеристик врачей к факторам риска снижения качества медицинских услуг по вторичной профилактике прогрессирования соматических заболеваний, являющихся факторами риска нарушения репродуктивной функции мужчин (далее исследуемые медицинские услуги). Использованы методы: контент-анализа, Дель-фи, социологического опроса, психометрический, экспертного анализа исследуемых медицинских услуг, биостатистики. Результаты исследования составили основу для формирования субъективной и объективной модели качества врачебного ресурса исследуемых медицинских услуг, шкалы прогноза риска его нарушения, алгоритма выбора мер коррекции. Выявленные отличия от базовой структуры характеристик врачей, влияющих на качество исследуемых медицинских услуг, могут использоваться при формировании территориальных программ управления качеством медицинских услуг по охране репродуктивного здоровья мужчин.

Ключевые слова: медицинские услуги, качество врачебного ресурса, отличия от базового уровня.

V.V. Sazanov, M.A. Ratmanov, T.P. Vasilyeva, M.Yu. Osipov, E.Yu. Utkin IFLUENCE OF DOCTOR'S CHARACTERISTICS ON QUALITY OF MEDICAL SERVICE FOR MEN OF REPRODUCTIVE AGE

Relevance of research is determined by unfortunate trends of decrease in man's reproductive health. The work presents the analysis of relation of doctor's characteristics to risk factors of decline in quality of medical services in secondary prevention of progressing of somatic diseases which are risk factors for violation of reproductive function of men (further the studied medical services). The content analysis method, the method of Delfi, sociological poll, psychometric method, the expert analysis of the studied medical services, biostatistics methods are used in the research. Results of the research made a basis of subjective and objective model of quality of a medical resource of the studied medical services, scales of the forecast of risk of its violation, algorithm of a choice of correction measures. The revealed differences from the basic structure of doctors' characteristics influencing the quality of the studied medical services can be used when forming territorial programs of quality management of medical services in protection of reproductive health of men.

Key words: medical services, quality of medical resource, difference from the basic level.

Актуальность проблемы улучшения качества медицинских услуг, оказываемых мужчинам по вторичной профилактике обострения хронических заболеваний внутренних органов и систем в репродуктивный период, определяется неблагоприятными показателями заболеваемости, инвалидности, смертности и репродукции. Ряд экстрагени-тальных заболеваний мужчин являются факторами риска нарушения их репродуктивной функции [1], в частности таких как, ожирение, артериальная гипертония, хронический пиелонефрит, хронический тонзиллит, хрониче-

ский бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические инфекции половой системы, патология щитовидной железы [2-5]. При этом исследователями отмечено отсутствие учета врачами общелечебной сети рисковой значимости соматической патологии [1,5].

Среди исследований качества медицинских услуг существенное место занимают работы, посвященные кадровому ресурсу [6-9], при этом выделяются характеристики, которыми должен обладать врач. Объективизация этих характеристик проведена в исследовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.