УДК: 338.2
Каджаметова Т. Н.
д.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Асанова А. Ш.
Студент, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В 2014-2016 ГГ.
В данной статье рассматриваются вопросы формирования сбалансированного бюджета Республики Крым. Изучена динамика доходов и расходов бюджета за период 2014-2016 гг. Произведен анализ качества сбалансированности бюджета Республики Крым.
Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, планирование бюджета, сбалансированный бюджет, формирование бюджета, исполнение бюджета.
На сегодняшний день существует необходимость преобразования бюджетной системы Республики Крым. В связи с тем, что данный регион в полной мере не обеспечивает свои расходы соответствующими им доходами и является дотационным, проблема сбалансированности бюджета субъекта РФ имеет важное значение. Несоответствие доходов и расходов бюджета приводит к несбалансированности бюджета Республики Крым и, как следствие, к возникновению дефицита бюджета.
Целью исследования является выявление особенностей формирования бюджета Республики Крым и анализ качества его сбалансированности за период 2014-2016 гг.
Степень формирования бюджетных взаимоотношений непосредственно влияет на процесс развития общества, таким образом, обществу нужна мощная и влиятельная власть, которая способна вести контроль над этими процессами, в которых рынок не в силах осуществить, а только государственный бюджет дает возможность применять для этого финансовые инструменты. В связи со сменой нынешней экономической реальности, необходимо совершенствовать бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, усовершенствование бюджетного устройства имеет возможность положительно воздействовать на функционирование всей экономической концепции страны. И это усовершенствование необходимо реализовать как по отношению к внутренним межбюджетным отношениям, базируя их только лишь на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и исполняя необходимый контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в сильный стимул экономического роста.
Рассмотрим основные характеристики бюджета Республики Крым за 2014-2016 гг., которые представлены в таблице 1.
По данным таблицы видно, что бюджет Крыма несбалансированный и требует внесения изменений как в области формирования статей доходов, так и расходов. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается увеличение доходной и расходной части бюджета более, чем в 8 раз, тогда как в 2016 г. по сравнению с 2015 г. — снижение доходной части на 25%, расходной — на 8%.
Таблица 1 — Основные показатели бюджета Республики Крым за 2014-2016гг.
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год
Доходы, руб. 12730377390,1 89 908381832,6 67353913780,0
в том числе дотации 7620000000,0 66115883662,3 43459913700,0
Расходы, руб. 11264506463,9 94283565737,2 86653913780,0
Дефицит (-) / + 1465870926,1 -4375183904,6 -19300000000,0
Профицит (+)
ИФДБ - 16 771 966 722,8 19 300 000 000,0
Безвозмездные поступления 7 620 000 000,0 66 115 883 662,3 43 459 913700,0
Субвенции 2109992 000,6 3467679600,0 2604314 300,0
Рассмотрим проблему сбалансированности бюджета Республики Крым в 2016 году. Доходная часть республиканского бюджета составит 67,4 млрд. рублей. Расходная часть бюджета Республики Крым составит 86,6 млрд. рублей. Расходы превышают доходы, что свидетельствует о дефиците бюджета. Дефицит составил 19,3 миллиарда рублей, его покрытие планируется за счет привлечения бюджетных кредитов.
В сравнении с 2015 годом доходы бюджета увеличены почти на миллиард, а расходы — более чем на 20 миллиардов рублей. При этом дотации из федерального бюджета снижены на 7,2 миллиарда рублей, а плановые показатели по сбору собственных доходов увеличены на 8 миллиардов рублей.
В структуре налоговых и неналоговых поступлений основная сумма в размере 21,6 млрд рублей (90,5%) поступит из 5 основных доходных источников. В частности, за счет налога на доходы физических лиц прогнозируется поступление в размере 10,39млрд рублей, налога на прибыль — 6,8 млрд рублей, акциза — 2,5 млрд рублей, налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения — 997 млн рублей, а также налога на имущество — 900 млн рублей [10].
Кроме того, из федерального бюджета планируется поступление средств в размере 43,5 млрд рублей. При этом, удельный вес трансфертов в общем объеме доходов консолидированного бюджета Республики составит 64,3%, а налоговых и неналоговых доходов — 35,7%. Таким образом, удельный вес собственных доходов республиканского бюджета продолжит положительную тенденцию роста в 2016 году. Для наглядности отобразим основные источники доходов бюджета в 2016 году на рисунке 1.
■ НДФЛ ■ Налог на прибыль ■ Акциз I Налоги при УСН ■ Налог на имущество ■ Федеральный бюджет
Рисунок 1 — Источники формирования доходной части бюджета Республики Крым в 2016 г.
По данным диаграммы видно, что источником большей части доходов Республики Крым являются дотации из Федерального бюджета РФ. Это свидетельствует о том, что данный регион в большей степени является дотационным. Большую долю доходов, кроме поступлений из бюджета Российской Федерации, составляют налоговые поступления.
Структура и механизмы распределения доходов являются важными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета. Рассмотрим состав и структуру доходов Республики Крым за период 2014-2016 гг., которые приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Динамика и структура доходов бюджета Республики Крым за 2014-2016 гг., руб._
Показатели 2014 год 2015 год 2016 год
Факт % Факт % Факт %
Доходы итого в том числе 20434892000,1 - 66526573900,0 - 67353913780,0 -
Налоговые и неналоговые доходы 16836267127,1 82,3 15824396000,0 23,7 23894000080,0 35,5
Гос. пошлина 6841900,0 0,1 11000000,0 0,1 176298300,0 0,3
Налог на прибыль 171839214,8 0,8 1412000000,0 2,1 6800000000,0 10,1
Налог на доходы физических лиц 245186678,0 1,2 8693410000,0 13,1 10388000000,0 15,3
Акциз 480231916 2,3 2416030000,0 3,6 2540000000,00 3,7
Налог на имущество 20265400,0 0,1 2200000000,0 3,3 900000000,00 1,3
Федеральный бюджет 7620000000,0 37,3 50702177900,0 76,2 43459913700,0 64,5
Как видно по данным приведенным таблице 2, поступления из федерального бюджета составляют существенную часть бюджета Республики Крым (64,5%), что доказывает дотационный характер бюджета и неспособность обеспечения своих расходов собственными доходами.
Налоговые доходы занимают основную и значительную часть всех поступлений с регионального уровня в бюджет Республики Крым за период 2014-2016 гг. Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц. Значительный удельный вес занимают налоги на прибыль. Значительный темп роста имеет налог на прибыль, что положительно характеризует экономику региона. Это свидетельствует о росте прибыли от хозяйственных операций на территории полуострова.
Для того, чтобы повысить уровень налоговых поступлений правительству необходимо: устранить административные барьеры для стимулирования к исполнению налоговых обязанностей и противодействовать уклонению от уплаты налогов.
Для обеспечения полноценного формирования доходов регионального бюджета необходимо повысить уровень поступлений от региональных доходов. Недостаток средств в региональном бюджете покрывается за счет финансовой помощи из федерального бюджета.
Основной объем расходов республиканского бюджета в текущем году, направляется на развитие и укрепление материально-технической базы отраслей образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения. Для наглядности изобразим на рисунке 2 основные статьи расходов бюджета в 2016 году.
Рисунок 2 — Расходная часть бюджета Республики Крым на 2016 год
Рассмотрим динамику и структуру расходов бюджета Республики Крым в 2014-2016 гг. в таблице 3.
Таблица 3 — Анализ динамики и структуры расходов Республики Крым в 2014-2016 гг., руб._
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год
Расходы итого 19961221000,4 66526573900,0 67353913780,0
В том числе:
Общегосударственные 230254180,0 136953800,0 3486520800,0
вопросы
Образование 3348750000,0 17332948500,0 21986956830,0
Здравоохранение 1401220000,0 16010971200,0 17540018500,0
Культура и 23524620,0 1174741900,0 1219557300,0
кинематография
Средства массовой 915424500,2 253076900,0 540627800,0
информации
Национальная экономика 341609200,0 10057804380,0 17328876308,0
Национальная 114434700,0 685601700,0 1001641475,0
безопасность и
правоохранительная
деятельность
Социальная политика 3448145000,0 13126074400,0 14754401981,0
Проанализировав динамику и структуру расходов бюджета Республики Крым, можно сделать вывод, что основными статьями затрат являются расходы на образование, здравоохранение и социальную политику государства. В период 2014-2016 гг. существует тенденция увеличения этих статей затрат, что свидетельствует об улучшении экономической ситуации на полуострове.
Проведем оценку качества сбалансированности бюджета Республики Крым по предложенной ниже методике.
Анализ оценки качества сбалансированности бюджетов Субъектов Федерации рационально осуществлять согласно методике Е. В. Кузнецовой [9].
Для оценки качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ рационально использовать приведенные ниже коэффициенты [9].
1) Коэффициент общей сбалансированности Ко, отображающий соотношение расходов бюджета и всех источников их финансирования
(Д+ИФДЕ)
Кл
где Д — доходы бюджета;
ИФДБ — источники финансирования дефицита бюджета; Р — расходы бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ значение коэффициента общей сбалансированности любого бюджета должно быть приравнено к единице.
2) Коэффициент базовой сбалансированности бюджета Кб, отображающий соотношение доходов и расходов (в расчет не включается ИФДБ)
(2)
В случае, если Кбс принимает значение, близкое к единице, то бюджет можно считать сбалансированным при невысоком уровне риска возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.
3) Коэффициент собственной сбалансированности бюджета следующей формуле:
Д-БП
Кс
исчисляется по
КСс -
Р-С
(3)
где БП — безвозмездные поступления в бюджет;
С — субвенции.
Если данный коэффициент принимает значение близкое к 1, можно рассматривать бюджет сбалансированным за счет собственных источников поступлений с несущественным риском возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.
Расчет и анализ значений коэффициентов общей, базовой и собственной сбалансированности в разрезе субъектов РФ увеличивает уровень объективности оценки состояния региональных бюджетов, способствует выявлению факторов, оказывающих влияние на такое положение [9].
Определим качество сбалансированности Республики Крым, рассчитав данные коэффициенты для 2014-2016 гг. по формулам 1-3. Данные для проведения оценки качества сбалансированности бюджета Республики Крым представлены в таблице 1. Результаты расчета коэффициентов оценки качества сбалансированности бюджета приведены в таблице 4.
Таблица 4 — Анализ качества сбалансированности бюджета Республики Крым в 2014-2016 гг.
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Коэффициент общей сбалансированности бюджета 1,13 1,13 1,00
Коэффициент базовой сбалансированности бюджета 1,13 0,95 0,78
Коэффициент собственной сбалансированности бюджета 0,55 0,26 0,28
шшшЛауг.заепсе
Коэффициент общей сбалансированности бюджета Ко должен быть максимально приближен к единице, а полученные данные свидетельствую о том, что бюджет Республики Крым за период 2014-2016 гг. является сбалансированным. Однако сбалансированность достигается за счет источников финансирования дефицита бюджета или безвозмездных поступлений, что приводит к ежегодному возрастанию государственного долга, и как следствие существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств.
В 2016 году коэффициент базовой сбалансированности бюджета Кбс не равен 1 и не приближен максимально к ней, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что бюджет не является сбалансированным.
Коэффициент собственной сбалансированности бюджета К сс находится на очень низком уровне. За короткий промежуток времени коэффициент собственной сбалансированности снизился вдвое. В 2016 году произошел рост на 3%, однако этого недостаточно для покрытия расходов бюджета собственными доходами. Следовательно, основная часть доходов представлена безвозмездными поступлениями. Это вызвано недостатком налоговых поступлений, возросшими потребностями в расходах.
Анализ динамики, структуры и качества сбалансированности бюджета Республики Крым за 2014-2016 гг. позволил разработать прогнозную модель сбалансированности бюджета Республики Крым на ближайшую перспективу — 2017 год, отображенную на рисунке 3.
160 000 000 000 140 000 000 000 120 000 000 000 100 000 000 000 80 000 000 000 60 000 000 000 40 000 000 000 20 000 000 000 0
-20 000 000 000 -40 000 000 000
у = Основнойx - Основной R2 = Основной
-Доход
-•— Расход
-•—Дефицит/Профицит
Линейная(Доход)
Линейная (Расход) Линейная
(Дефицит/Профицит)
Рисунок 3 — Динамика доходов, расходов и дефицита/профицита бюджета Республики Крым в 2014-2016 гг.
Диаграмма наглядным образом показывает несоответствие доходной и расходной части бюджета Республики Крым в 2014-2016 гг. По данным диаграммы четко прослеживается тенденция роста расходной части бюджета, что, в свою очередь, должно сопровождаться соответствующим ростом доходной части, но в данном случае доходы не успевают расти вслед за расходами.
На диаграмме построены линии тренда и прогнозные значения по расходам, доходам и дефициту бюджета на 2017 год. Очевидно, что в следующем году расходы будут расти, а доходы не будут им соответствовать, что снова приведет к увеличению дефицита бюджета.
Короткий анализируемый период (2014-2016 гг.) и неустойчивая динамика показателей не позволили осуществить прогноз на более длительную перспективу. Степень точности такого прогноза не всегда поддается определению из-за возможного вмешательства в социальный процесс новых, не имевших место в предшествующей социальной практике факторов.
Подводя итог оценки сбалансированности бюджета Республики Крым, можно сказать, что бюджет имеет общую сбалансированность (баланс достигается с помощью привлечения поступлений из федерального бюджета). Собственных источников финансирования расходов недостаточно для покрытия расходов бюджета. Бюджет субъекта РФ собственными доходами несбалансированный и в большей степени зависит от финансовой поддержки со стороны государства.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция от 29.12.2014) // ГАРАНТ. РУ. 2015. URL: http://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 10.10.2016).
2. Закон Республики Крым от 17 июня 2015 года №136-ЗРК/2015 «Об исполнении бюджета Республики Крым за 2014 год».
3. Закон Республики Крым от 10 декабря 2014 года №53-ЗРК/2014 «О бюджете Республики Крым на 2015 год».
4. Закон Республики Крым от 25 декабря 2015 года №192-ЗРК/2015 «О бюджете Республики Крым на 2016 год»
5. Алмаев М. Х., Терещенко Г. Н., Медведев С. А Экономика России: проблемы ускорения экономического роста. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — № 29 (281) — 2013. — С. 90-98
6. Замятина Н. В. О повышении устойчивости региональных и местных бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 7 (238). С. 37-44.
7. Коротина Н. Ю. Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 17 (353). С. 17-27.
8. Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ [Текст] / Е. В. Кузнецова // Финансы. — 2011. — № 2. — С. 15-19.
9. Министерство Финансов Республики Крым: [Официальный сайт]. — URL: http://minfin.rk.gov.ru/