98
Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ
Ключевые слова:
газомоторное
топливо,
компримированный природный газ, биометан, сжиженный природный газ, метановое число, теплотворная способность.
Keywords:
motor fuel, compressed natural gas, bio-methane, liquefied natural gas, methane number, the calorific value.
УДК 62-621.2
Л.А. Гнедова, К.А. Гриценко, Н.А. Лапушкин, В.Б. Перетряхина, И.В. Федотов
Анализ качества исходного сырья, применяемого для получения компримированного природного газа
Качественный уровень газомоторного топлива (ГМТ), произведенного на основе метана из различного исходного сырья (природного газа, сжиженного природного газа (СПГ), биометана, угольного метана), напрямую зависит от требований, предъявляемых к его моторным свойствам стандартами стран, использующих ГМТ (т.е. от допустимых этими стандартами значений теплотворной способности (числа Воббе) и детонационной стойкости - метанового числа (МЧ)).
Различия в качестве природного газа, поставляемого по газотранспортной сети (ГТС), наиболее наглядно проявляются в Европе. Национальные стандарты европейских стран устанавливают различные требования к его теплотворной способности и компонентному составу. Кроме того, в газотранспортную сеть подается очищенный биогаз - биометан (в Германии в 2010 г. его доля достигла 10 %), а также регазифицированный СПГ, импортируемый из различных стран.
В континентальной Европе изначально действовали две сети газопроводов: для низкокалорийного сорта газа (L-газ), поступающего из месторождения Грёнинген (Нидерланды), и высококалорийных сортов газов (H-газ), добываемых на месте или поступающих из Алжира, России, Норвегии, а также импортируемых в виде СПГ из различных стран. Так как спектр калорийности последних газов довольно широк, в европейских странах для упрощения импорта и торговли были приняты соответствующие спецификации на природный газ со значительными диапазонами по низшей теплоте сгорания и числу Воббе.
В Нидерландах, Бельгии, Франции, Люксембурге и частично на территории Германии применяют как H-, так и L-газ, но в каждой из этих стран данные сорта газов поставляются по разделенным сетям. В табл. 1 представлены нормативные требования к числу Воббе по теплотворной способности для трех сортов газов H, L и E (промежуточный сорт), установленные европейским стандартом EN437.
На рис. 1 показаны допустимые диапазоны значений чисел Воббе природного газа для рассмотренных в табл. 1 сортов природных газов, установленные национальными стандартами основных европейских стран - потребителей газа [1].
Природный газ, поставляемый по ГТС в Японии и странах Европы, имеет различный диапазон значений теплотворной способности и детонационной стойкости (табл. 2) [2]. В нескольких странах эти значения выходят за допустимые пределы, установленные эталонными газомоторными топливами. Кроме того, для сглаживания колебаний параметров газа, поставляемых по ГТС в периоды пикового потребления, применяют различные способы (табл. 3), в том числе добавку сжиженного углеводородного газа (СУГ). Это приводит, во-первых, к снижению детонационной стойкости получаемого из него компримированного природного газа (КПГ), а во-вторых -
Таблица 1
Классификация сортов природных газов по стандарту EN437
Число Воббе, МДж/м3
Сорт природного газа (при 15 °C и 1,01325 бар)
минимальное максимальное
H 45,7 54,7
L 39,2 44,8
E 40,9 54,7
№ 1 (21) / 2015
Современные технологии переработки и использования газа
99
Рис. 1. Допустимые диапазоны значений чисел Воббе природного газа, установленные национальными стандартами основных европейских стран для сортов природного газа H, L, E
Таблица 2
Характеристика природного газа, поставляемого по ГТС различных стран [2]
Страна Число Воббе, МДж/ м3 (при нормальных условиях) Детонационная стойкость, МЧ
значение, допустимое стандартом на газ или контрактом на поставку газа значение поступающего газа
Бельгия H: 49,13-56,81 50,9-55,5 75,8 ± 2
L: 42,7-46,89 43,9-46,6 85,4 ± 2
Чехия - 52,96 98
Дания Полный диапазон: 48,2-57,9 54,6-55,4 62,6-73,2
Рекомендуемый диапазон: 51,9-55,4
Финляндия 48,2-57,7 - 98-98,6
Франция H: 43,15-50,56 45,40-50,23
L: 38,0-41,86 39,93-41,86
Германия H: (43,2)1 46,1-56,5 (43,2) 46,1-56,5 67,7-73,2
L: (36,0)1 37,8-46,8 (36,0) 37,8-46,8
Япония 13A: 52,7-57,8 -
12A: 49,2-53,8
Нидерланды 43,4-44,4 43,4-44,4
48,3-56,1 (для промышленного использования) 48,3-56,1 (для промышленного использования)
Польша GZ50: 45,0 - 54,0 52,9 ±0,6
GZ35: 32,5 - 37,5 35,5 ± 1,2
GZ41,5: 37,5 - 45,0 В пределах диапазона
GZ30: 27,0 - 32,5 В пределах диапазона
GZ25: 23,0- 27,0 В пределах диапазона
GP2: 23,0 - 27,0
Испания 48,25-57,81 -
Швеция - 54-55 = 75
Швейцария 47,1-52,3 -
Украина 41,2-54,3 (41,2-54,3) ± 5
Примечание:
1 - только в течение ограниченного времени в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
2 - обеспечивается добавкой смеси «пропан - бутан - воздух».
№ 1 (21) / 2015
100
Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ
Таблица 3
Газовые смеси, применяемые для сглаживания колебаний параметров газа, поставляемого по ГТС в периоды пикового потребления [2]
Страна Газ, газовая смесь Число Воббе, МДж/м3
Финляндия Пропан - воздух (56 и 44 %) 50,5-53,0
Германия СУГ - воздух и природный газ > 41,8 (L-газ), > 47,2 (H-газ)
Япония СУГ - воздух 62,0-62,8
Нидерланды СПГ, газ из хранилищ 43,4-44,4
Польша Газ из хранилищ, СУГ - воздух -
Швейцария Пропан - воздух -
к возможному превышению максимально допустимых значений низшей теплотворной способности (НТС). В этом случае колебания показателей НТС и детонационной стойкости могут выходить за пределы, установленные национальными регламентами на КПГ.
Статистические показатели по изменению детонационной стойкости природного газа, поставляемого по газотранспортной сети США, отраженные в работе [3], дают важную информацию о возможном размахе колебаний МЧ газа, поступающего на автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции (АГНКС). По данным [3], размах колебаний детонационной стойкости достигает 23,1 МЧ, при этом 10 % объема газа имеет МЧ < 84,9 при среднем значении МЧ = 90.
Сжиженный природный газ
Требования к теплотворной способности СПГ, поставляемого в разные страны, изменяются в довольно широких пределах (рис. 2). Относительно сорта Н они ограничены эталон-
ными топливами GR и G23. Зачастую теплотворная способность поставляемого СПГ превышает значение НТС чистого метана (СН4), а также максимальное значение теплотворной способности газомоторного топлива, установленное эталонным топливом GR.
Это обусловлено тем, что многие установки для сжижения газа расположены в местах, удаленных от рынков газоконденсатных жидкостей (ГКЖ), что делает коммерчески нецелесообразной сепарацию более легких фракций ГКЖ из газа, особенно из этана (C2), а в некоторых случаях - из пропана (C3) и бутана (C4). Поэтому некоторые ГКЖ сжижаются вместе с метаном, и их содержание в СПГ достигает 14 % (рис. 3).
Япония, лидирующая на рынке сжиженных природных газов уже не одно десятилетие, предпочитает закупать H-газ с повышенным содержанием С3 и C4, чтобы увеличить содержание ГКЖ и энергоемкость газа, получаемого из СПГ. Поэтому значительная часть рыночного СПГ насыщена газоконденсатными жидкостями
44
42
о
К
ю
о
о
О
С
о
§
к
л
о
S
о
н
5
н
§
а
40
38
36
34
32
GR
CH4 G23
Япония Корея США Велико- Франция Испания
британия
Рис. 2. Допустимые диапазоны теплотворной способности сжиженного природного газа,
поставляемого в различные страны [4]
№ 1 (21) / 2015
Современные технологии переработки и использования газа
101
в гораздо большей степени, чем это допускается техническим требованием на КПГ.
Для того чтобы импортировать СПГ, насыщенный газоконденсатной жидкостью, и выполнять требования по поставке газа в ГТС, его теплотворную способность иногда необходимо уменьшать. Наиболее распространенным методом является закачка инертного газа (например, азота) до предела (по содержанию инертных элементов), установленного для трубопроводного газа (как правило, от 2 до 3 %).
При необходимости снижения теплотворной способности на 3 % и более необходимо удалять С2 и более тяжелые фракции. При наличии рынка сбыта ГКЖ в районе терминала приема СПГ процессы удаления С2 и выше экономически целесообразнее, чем разбавление
азотом. На рис. 4 представлено сравнение методов корректировки теплотворной способности СПГ добавкой азота (до 3 %) и за счет удаления высших углеводородов [5].
Сопоставление требований, предъявляемых к теплотворной способности газов спецификацией EASEE-gas, и диапазонов, установленных для ГМТ эталонными топливами GR, G23, G25, приведено на рис. 5. Ее максимальное значение для СПГ, поставляемого в Европу, и в некоторых случаях для газа, поставляемого по ГТС, превышает максимальные значения для ГМТ, ограниченные эталонным топливом GR (как по числу Воббе, так и по НТС). Как уже было отмечено, в странах-потребителях природный газ, поставляемый по ГТС, имеет различные допустимые диапазоны значений
100
о4-
95
90
85
Тринидад Алжир
■ N2
■ C4+
■ Сз
■ С
■ CH4
Катар ОАЭ Малайзия Оман
Рис. 3. Компонентный состав СПГ, поставляемого различными странами [3]
Высшая теплотворная способность, МДж/м3
Рис. 4. Методы корректировки теплотворной способности газа на приемных
терминалах СПГ
№ 1 (21) / 2015
102
Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ
Рис. 5. Допустимые значения теплотворной способности газов с учетом требований спецификации EASEE-gas и диапазонов, установленных для ГМТ эталонными
топливами GR, G23, G25
теплотворной способности и детонационной стойкости. Кроме того, при пиковом потреблении газа для поддержания требуемой теплотворной способности в некоторых странах применяют ввод смеси «СУГ - воздух».
Изменение качества газа, поступающего на АГНКС, может приводить к снижению детонационной стойкости КПГ:
• из-за высокого содержания высших углеводородов в исходном сырье (СПГ);
• колебаний параметров газа, поставляемого по ГТС, в пределах технологического допуска;
• при добавке сжиженного углеводородного газа для сглаживания колебаний параметров газа, поставляемого по газотранспортной сети, в периоды пикового потребления.
Для двигателей автотранспортных средств, работающих на сжиженном природном газе, необходимо нормировать детонационную стойкость используемого СПГ (или применять двигатели, рассчитанные на работу с ГМТ с низким значением МЧ).
Автотранспортные средства, работающие на КПГ, обычно рассчитаны на газомоторное топливо с детонационной стойкостью не менее 70 МЧ, что требует обеспечения этой величины при всех колебаниях параметров сетевого газа.
Использование биометана в качестве моторного топлива для автотранспортных средств и ввода в ГТС
В США, а также в странах Евросоюза (в связи с принятой Программой «20:20:20») увеличивается производство топлива из возобновляемых источников, в частности происходит наращивание производства биогаза.
По данным Биогазовой ассоциации [6], за последние 20 лет наблюдается устойчивая тенденция роста числа установок, производящих биогаз, используемый в основном для выработки электроэнергии и обогрева коммунального сектора (со 139 ед. в 1992 г. до 7470 ед. в 2012 г.).
Наряду с этим растет применение биогаза в качестве ГМТ и для подачи его в ГТС (рис. 6). В связи с этим заводы, производящие биогаз, снабжаются очистными установками, обеспечивающими подготовку биометана в соответствии с необходимыми требованиями.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что использование биометана в качестве ГМТ получает все более широкое распространение. Кроме того, успешно реализуется практика введения биометана в ГТС - поступая на АГНКС в смеси с природным газом, биометан становится сырьем для получения КПГ.
№ 1 (21) / 2015
Современные технологии переработки и использования газа
103
90
80 --
70 --
I 60
и
о
«
о
§
РО
О
S
50 --
40 --
I 30
20
10
Голландия
Франция
Германия
Исландия
Швеция
Япония
Швейцария
США
Другие
О00СГ5О^Г^Г0^1ПЧ01>00а5 00000005050505050505050505 05 05 05 05 05 05 05 05 05 05 05 05 05
in ко о 00 СГ5
<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N
Рис. 6. Количество заводов, производящих биометан, используемый в качестве ГМТ
и для ввода в ГТС [7]
0
В связи с этим целесообразно проанализировать нормативные требования, предъявляемые к качеству биометана, прошедшего соответствующую подготовку (очистку) для применения в качестве ГМТ и ввода в ГТС [7].
Сырьем для производства биогаза могут служить биоотходы, навоз, энергетические культуры, свалочный газ, сточные воды, ил и т. п. Свалочный газ может содержать более 500 различных загрязнителей (галогени-рованные углеводороды, высшие углеводороды и ароматические соединения), а газ от переработки осадка сточных вод - силоксаны. При этом все эти отходы могут вызывать серьезные проблемы при попадании в газоиспользующее оборудование.
Национальные стандарты европейских стран, регламентирующие использование биогаза
В настоящее время не существует единых международных технических стандартов для поставок биогаза. Лишь в некоторых странах были разработаны национальные стандарты и процедуры для его ввода в ГТС (например, в Швеции, Швейцарии, Германии и Франции). Также в 2007 г. МАРКО-ГАЗ и Ассоциация европейской газовой промышленности приняли
рекомендации к качеству газа и технические требования к поставке нетрадиционных газов (в том числе биогаза, предназначенного для ввода в ГТС).
В Швеции ученые Института контроля инфекционных заболеваний, Национального ветеринарного института и Университета сельскохозяйственных наук провели исследование по оценке риска передачи заболеваний через биогаз, вводимый в ГТС. Результаты данного исследования показали, что риск распространения инфекций через биогаз оценивается как очень низкий. Количество микроорганизмов, находящихся в этом топливе, равнялось уровню их содержания в природном газе.
Во всем мире биогаз используется в основном для производства электроэнергии, тепла и ввода в ГТС (в транспортном секторе -в Швеции и Швейцарии). Основным фактором стимулирования использования биогаза для генерации электроэнергии стали закупочные тарифы. В большинстве европейских стран закупочные тарифы на электроэнергию, выработанную из биогаза, были повышены. В Германии и Австрии на такой вид электроэнергии установлены льготные тарифы - до 21,5 евроцентов за киловатт-час. В Швеции исторически сложились низкие цены на электроэнергию
№ 1 (21) / 2015
104
Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ
(по сравнению с остальной Европой), поэтому она стала лидером в применении биогаза в качестве ГМТ. Высокий темп прироста его применения (например, на 25 % в год в 20042005 гг.) был обусловлен программой государственных инвестиций, снижением налогового обложения и бесплатными парковками в нескольких городах.
В 1999 г. Шведским институтом стандартизации (Swedish Standards Institute) был разработан национальный стандарт для использования биогаза в качестве моторного топлива -SS 15 54 38 «Motor fuels - Biogas as fuel for highspeed otto engines», получивший общее признание в европейских странах и применяющийся в отношении биометана. В соответствии с требованиями этого стандарта биометан как моторное топливо должен обладать определенными физико-химическими свойствами, его детонационная стойкость должна оцениваться октановым числом по моторному методу (табл. 4).
Шведский стандарт используется также при введении биогаза в ГТС, при этом соответствие требованиям более высокой теплотворной способности газа, применяемого для отопления, обеспечивается добавкой 7-9 % об. пропана.
Введение биогаза в газотранспортную сеть
При введении в ГТС биогаз может распространяться вместе с природным газом, так как оба газа в основном состоят из метана. Важным преимуществом является то, что ГТС соединяет установку производства биогаза с потребителями густонаселенных районов, что позволяет наращивать производство биометана без ограничения спроса.
Как было отмечено выше, в Швеции, Швейцарии, Германии, Франции и некоторых других европейских странах разработаны национальные стандарты для ввода биогаза в газотранспортную сеть во избежание загрязнений и выхода из строя ГТС или газоиспользующего оборудования. Нормирование числа Воббе необходимо для устранения негативного влияния на работу газоиспользующего оборудования. Основные требования нормативной базы европейских стран [7-10], регламентирующей ввод биометана в газотранспортную сеть, приведены в табл. 5.
Анализ данных табл. 5 показывает, что параметры вводимого в ГТС биометана, содержащего более 80 % СН4, близки к параметрам природного газа. Это не должно сказываться на моторных качествах КПГ, изготовленного из природного газа с добавками биометана.
Тенденции изменения качества природного газа
Соблюдение требований к газомоторному топливу на основе метана (достижение необходимого уровня моторных качеств (НТС, МЧ)) обусловливает его применение для автотранспортных средств. В то же время в требованиях должны учитываться расширяющийся спектр используемого сырья и тенденции изменения его качества.
Тенденция изменения качества газа на протяжении последнего десятилетия определялась увеличением доли СПГ на газовом рынке, что привело к росту теплотворной способности (числа Воббе) и снижению детонационной стойкости природного газа. Так, с 1999 по 2009 гг. качество газа, поставляемого
Таблица 4
Нормативные требования SS 15 54 38 к биометану, применяемому в качестве моторного топлива на двигателях с искровым воспламенением
Параметр Допустимое значение Метод анализа
Теплотворная способность, число Воббе, МДж/м3 43,9-47,3 SS-ISO 6976
Содержание метана, % об. 97±2 ISO 6974
Октановое число (моторный метод), ОЧ 130 ISO 15403
Температура точки росы при максимальном давлении хранения газа (низшая среднемесячная температура), °С 5 ISO 6327
Содержание воды, мг/м3 (не более) 32 SS-ENISO 10101
CO2 + O2 + N2, % об. (не более) 5,0 ISO 6974
O2, % об. (не более) 1,0 ISO 6974
Общее содержание соединений серы, мг/м3 23 ISO 6326, SS-EN ISO
Общее содержание соединений азота (за исключением N2) в пересчете на NH3, мг/м3 20 ISO 6974
№ 1 (21) / 2015
Современные технологии переработки и использования газа
105
Таблица 5
Нормативные требования стандартов некоторых европейских стран для ввода биометана
в газотранспортную сеть
Параметр Франция Германия Швейцария Австрия Нидер- ланды
L-газ H-газ L-газ H-газ ограни- ченный ввод неограни- ченный ввод
Число Воббе (высшее), МДж/м3 42,48-46,8 48,24-56,52 37,8-46,8 46,1-56,5 43,46-44,41
СН4, % об. 87-98,5 97,5 > 50 > 96 > 80
СО2, % об. < 2 < 6 < 6 < 25
О2, % об. < 3 < 0,5 < 0,55 < 0,55
О2, ppmv < 100
Н2, % об. < 6 < 5 < 5 < 45 < 12
CO2 + О2 + N2, % об.
Точка росы, °С < -51 < T4 < -86 -107
Относительная влажность, % < 60
Сера, мг/м3 < 1002 - < 753 < 30 < 30 < 5 < 45
Примечания:
1 - при максимальном рабочем давлении по потоку от точки ввода;
2 - максимально допустимое значение;
3 - среднее значение;
4 - температура почвы;
5 - молярная доля, %;
6 - при 40 бар;
7 - при 10 бар.
в Калифорнию, изменилось - при небольшом увеличении теплотворной способности детонационная стойкость снизилась на 3,4 МЧ для газа, поставляемого с северного направления (МаИп), и на 6,6 МЧ для газа, поставляемого с южного направления (Topock) (табл. 6) [11].
В связи с ростом добычи сланцевого газа импорт СПГ в США снижается. Соответственно, на качество газа будут оказывать влияние возрастающие объемы добычи и ввода сланцевого газа в ГТС. Известно, что сланцевый газ состоит преимущественно из метана, доля которого может значительно меняться. В работе [12] рассмотрена возможность его транспортировки и использования в тепловых
приборах. Авторы работы [13] предоставили данные по химическому составу сланцевого газа девяти разных образцов. Содержание метана в образцах варьируется от 79,4 до 95,5 %. Доля негорючих газов (азота и углекислоты) достигает 9,3 %, а доля этана - от 0,1 до 16,1 %. Таким образом, для соответствия требованиям, предъявляемым к качеству трубопроводного газа и КПГ, и последующего применения сланцевого газа требуется его очистка с удалением инертных компонентов.
Рост добычи угольного газа в мире обусловил повышение интереса к его использованию, что также может в некоторой степени повлиять на изменение качества газа.
Таблица 6
Изменение качества газа, поставляемого в Калифорнию
Состав газа, параметры 1999 г. 2009 г.
поставки с севера поставки с юга поставки с севера поставки с юга
Метан, % об. 94,9 96,12 95,93 95,86
Этан, % об. 3,15 1,69 2,17 1,79
С3+, % об. 0,20 0,27 0,33 0,57
С6+, % об. 0,01 0,01 0,01 0,02
Инертные газы, % об. 1,65 1,9 1,55 1,75
Детонационная стойкость, МЧ 98,7 101,9 95,3 95,31
Число Воббе, МДж/м3 1340,1 1333,4 1341,13 1335,64
№ 1 (21) / 2015
106
Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ
В настоящее время существует несколько методов добычи метана из угольных пластов [14]:
1) дегазация угольных шахт, снижающая объемы выделения метана в горные выработки и обеспечивающая безопасность работ в метанообильных шахтах. В этом случае каптированный газ с разной концентрацией метана является попутным полезным ископаемым, влияющим на уменьшение себестоимости угля. Содержание метана в шахтном газе колеблется от 10 до 98 %;
2) добыча вне полей действующих шахт путем бурения с поверхности специальных скважин с применением искусственных методов повышения газопроницаемости угольных пластов. Газ, извлекаемый из угольных пластов, называют угольным метаном, так как он содержит мало примесей и состоит в основном из чистого метана (95-98 % метана, 3-5 % азота и 1-3 % диоксида углерода). Кроме того, осуществляется дегазация угольных пластов. Газ является низконапорным, дебиты скважин ниже традиционных газовых месторождений. Для его подготовки и транспортировки необходимо строительство установок компримирования газа. Из-за более высокой себестоимости транспортировка такого газа на дальние расстояния будет нерентабельной. Однако, как показывают расчеты Сибирского отделения РАН, использование метана угольных пластов для газификации регионов, расположенных недалеко от мест добычи, будет оправдано даже при нынешних ценах на газ [15];
3) добыча из закрытых шахт; таким способом, например, добывается газ в угольных бассейнах Нор-Па-де-Кале (Франция), Эно (Бельгия) и Остравско-Карвинском (Чехия), содержащий от 50 до 80 % метана, что позволяет использовать его на ТЭС и ТЭЦ.
В 2010 г. в Кемеровской области начали добывать метан из угольных пластов на Нарык-ско-Осташкинском и Талдинском месторождениях в районе Новокузнецка. Примечательно, что метаном, добытым на промысле, заправляют машины, а также вспомогательный транспорт Талдинского разреза, торгового дома «Сибирь» и разреза «Южный» - всего более 100 автомобилей (в основном автомобили «газель» и автобусы ПАЗ, осуществляющие пассажирские перевозки, а также грузовики КамАЗ, доставляющие уголь населению). Станция также обеспечивает заправку двух передвижных
автомобильных газовых заправщиков [16].
Соответственно, для использования угольного газа в качестве ГМТ, как и в случае со сланцевым газом, необходима его предварительная подготовка путем компримирования и последующей очистки и удаления инертных компонентов, что позволит использовать его в качестве ГМТ.
В заключение можно сделать следующие выводы.
1. Увеличение доли этана и высших углеводородов в КПГ повышает его теплотворную способность и снижает детонационную стойкость. Значительная часть рыночного СПГ, поставляемого затем в ГТС, насыщена газоконденсатными жидкостями в гораздо большей степени, чем это допускается техническими требованиями на КПГ. В некоторых странах применяют ввод в поставляемый природный газ смеси сжиженного углеводородного газа с воздухом. Изменение качества газа, поступающего на АГНКС, может приводить к снижению детонационной стойкости КПГ в зависимости от ряда изложенных выше факторов. Таким образом, для КПГ, выработанного из СПГ и природного газа, сглаживание колебаний параметров которого обеспечивается вводом углеводородного газа, необходимо нормировать компонентный состав (особенно этана и высших углеводородов) и контролировать его детонационную стойкость.
2. Биометан не содержит большого количества этана и высших углеводородов, так как их исходное содержание в самом биогазе незначительно, что делает его вполне приемлемым сырьем для производства КПГ.
3. Сланцевый и угольный газы требуют предварительной подготовки путем компримирования и последующей очистки и удаления инертных компонентов, что позволит использовать их в дальнейшем в качестве ГМТ.
4. В отечественном стандарте на КПГ не предусмотрены ограничения максимальных значений теплотворной способности КПГ (как, например, в Правилах ЕЭК ООН № 49), что может приводить к повышенной теплонапряженности газовых двигателей. Также в данном стандарте детонационная стойкость КПГ оценивается октановым числом (не МЧ), что не отражает реальных значений. При разработке новой редакции ГОСТ 27577 следует устранить эти недостатки для сближения с требованиями международных стандартов.
№ 1 (21) / 2015
Современные технологии переработки и использования газа
107
Список литературы
1. Williams T. European gas interchangeability /
T. Williams // GL Industrial Services. - V 6. -P. 4654-4663.
2. Utilization of gases for domestic, commercial and transportation sector: report of working committee 6 / chairm. R.S. Clark // 21st World gas conference proceedings. - France, June 2000.
3. Liss W.E. Natural gas composition and fuel quality information report / W.E. Liss, D.M. Rue. -
Gas technology institute, 2005.
4. Bramoulle Y. LNG quality and Market flexibility challenges and solutions / Y. Bramoulle, P. Morin, J.-Y. Capelle // The 14th International conference & exhibition on liquefied natural gas. - March 2004.
5. Josten M. LNG quality & interchangeability /
M. Josten // World gas conference. - Argentina, Oct. 2009. - Is. 24.
6. Germany country report / B. Linke //
IEA Bioenergy. - Moss, Norway, 2012. -Task 37. - http://www.iea-biogas.net
7. Petersson A. Biogas upgrading technologies -developments and innovations / A. Petersson,
A. Wellinger. - Oct. 2009. -http://www.iea-biogas.net
8. Aardgas - afleverinstallaties voor motorvoertuigen: Richtlijn voor de arbeidsveilige, milieuveilige en brandveilige toepassing van installaties voor het afleveren van aardgas aan motorvoertuigen // Publicatiereeks Gevaarlijke Stoffen 25:2009 versie 1.0 (10-2009). - 2009.
9. Broomhall D. Hazards arising from the conveyance and use of gas from non-conventional sources (NCS): research report / D. Broomhall,
G. Morgan, M. Brown et al.; GL Noble Denton for the Health and safety executive. - 2011.
10. Gas safety (Management) regulations / HMSO. -1996. - http://www.HMSo.gov.uk
11. Compressed natural gas (CNG): Motor vehicle fuel specifications / California environmental protection agency air resources board. -May 2010.
12. George D.L. Shale gas measurement and associated issues / D.L. George, E.B. Bowles // Pipeline and gas journal. - Jul. 2011. - V 238. - № 7.
13. Ранкс К. Сланцевая революция: опасна ли она для России и «Газпрома»? / К. Ранкс. -http://www.gazetaprotestant.ru/2012/10/slancevaya-revolyuciya-opasna-li-ona-dlya-rossii-gazproma/
14. Кириллов Н.Г. Сможет ли угольный метан заменить природный газ? / Н.Г. Кириллов // Нефть. Газ. Промышленность. - 2008. -
№ 5 (41). - http://www.oilgasindustry.ru/?id=9391
15. Конторович А. Имеющаяся в России ресурсная база позволяет добывать угольный газ
в промышленном масштабе / А. Конторович. -http://www.gazprom.ru/press/comments/359460/
16. Запущен первый в России метаноугольный промысел. - http://www.ngt-holding.ru/news/ document451
References
1. Williams T. European gas interchangeability /
T. Williams // GL Industrial Services. - V. 6. -P 4654-4663.
2. Utilization of gases for domestic, commercial and transportation sector: report of working committee 6 / ^airm. R.S. Clark // 21st World gas conference proceedings. - France, June 2000.
3. Liss W.E. Natural gas composition and fuel quality information report / W.E. Liss, D.M. Rue. -
Gas technology institute, 2005.
4. Bramoulle Y. LNG quality and market flexibility challenges and solutions / Y. Bramoulle, P. Morin, J.-Y. Capelle // The 14th International conference & exhibition on liquefied natural gas. - March 2004.
5. Josten M. LNG quality & interchangeability /
M. Josten // World gas conference. - Argentina, Oct. 2009. - Is. 24.
6. Germany country report / B. Linke //
IEA Bioenergy. - Moss, Norway, 2012. -Task 37. - http://www.iea-biogas.net
7. Petersson A. Biogas upgrading technologies -developments and innovations / A. Petersson,
A. Wellinger. - Oct. 2009. -http://www.iea-biogas.net
8. Aardgas - afleverinstallaties voor motorvoertuigen: Richtlijn voor de arbeidsveilige, milieuveilige en brandveilige toepassing van installaties voor het afleveren van aardgas aan motorvoertuigen // Publicatiereeks Gevaarlijke Stoffen 25:2009 versie 1.0 (10-2009). - 2009.
9. Broomhall D. Hazards arising from the conveyance and use of gas from non-conventional sources (NCS): research report / D. Broomhall,
G. Morgan, M. Brown et al.; GL Noble Denton for the Health and safety executive. - 2011.
10. Gas safety (management) regulations / HMSO. -1996. - http://www.HMSO.gov.uk
11. Compressed natural gas (CNG): motor vehicle fuel specifications / California environmental protection agency air resources board. -May 2010.
12. George D.L. Shale gas measurement and associated issues / D.L. George, E.B. Bowles // Pipeline and gas journal. - Jul. 2011. - V 238. - № 7.
13. Ranks K. The shale revolution: is it dangerous for Russia and Gazprom? / K. Ranks. -http://www.gazetaprotestant.ru/2012/10/slancevaya-revolyuciya-opasna-li-ona-dlya-rossii-gazproma
14. Kirillov N.G. Can the coalbed methane replace the natural gas or not? / N.G. Kirillov // Neff. Gaz. Promyshlennost’. - 2008. - № 5 (41). -http://www.oilgasindustry.ru/?id=9391
15. Kontorovich A. The resource base of Russia allows to mine coal gas commercially /
А. Kontorovich. - http://www.gazprom.ru/press/ comments/359460
16. The first Russian coal-seam-methane field has been triggered. - http://www.ngt-holding.ru/news/ document451
№ 1 (21) / 2015