Научная статья на тему 'Анализ изменения внешней среды страховой компании в условиях глобального финансового кризиса'

Анализ изменения внешней среды страховой компании в условиях глобального финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / АНТИКРИЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Монахов Владимир Сергеевич

В статье систематизируются и классифицируются изменения внешней среды страховой компании в условиях глобального финансового кризиса. На основе данных за 2008 год и 6 месяцев 2009 года проведен анализ воздействия изменений внешней среды на страховые компании в порядке их актуализации для компании. Показаны основные угрозы и возможности, которые несет в себе мировой финансовый кризис для страховой отрасли, заданы основные направления управленческих воздействий со стороны менеджмента и акционеров компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ изменения внешней среды страховой компании в условиях глобального финансового кризиса»

Монахов В. С.

Анализ изменений внешней среды страховой компании в условиях глобального финансового кризиса

По силе и масштабам многие экономисты сравнивают мировой финансовый кризис, начавшийся в четвертом квартале 2GG8 года, с Великой депрессией 3G^ годов в США. Действительно, изменение финансовых показателей поражает воображение:

• за четвертый квартал 2GG8 года мировой ВВП упал на 6,25% в годовом исчислении, с прогнозом на продолжение падения с результатом в -1,25% на конец 2GG9 года1,

• по прогнозам МВФ объем мирового производства по итогам 2GG9 года сократится на 1,3 процента против в среднем 5 процентного роста с года 2GG32

• на конец 2GG9 года прогнозируется рост безработицы на 2,56 процентных пункта3. В то же время в августе 2GG9 года в США, экономика которой особенно пострадала от кризиса, уровень безработицы достигал рекордных с 1983 года 9,7%4.

• Особенно ярко влияние кризиса проявилось на стоимости публичных компаний: совокупная капитализация 3G крупнейших финансовых компаний в 2GG8 году упала на 1,2 триллиона евро, из которых только 326 млрд. евро удалось отыграть за 6 месяцев 2GG9 года.

Индустрия страхования была затронута кризисом не менее, а в некоторых случаях и более сильно, нежели прочие индустрии5:

• основные игроки страхового рынка6 потеряли 58% процентов капитализации,

• показатель операционной прибыли упал на 157%. Без учета результатов American Insurance Group (AIG), чья прибыль упала на 854%, прибыль крупнейших страховщиков снизилась примерно на 79%,

• существенный вклад в падение показателей внес не только убыток от инвестиционной деятельности, но и стагнация объемов собранных премий по видам страхования, отличным от страхования жизни (средний рост порядка G,1%), и падение в среднем на 7% сборов по страхованию жизни.

Рассматриваемый кризис, уместно названый мировым, еще раз продемонстрировал степень глобализации мировой экономики - ни одна страна не убереглась от его сокрушительного влияния на экономику, и, через экономику, на социальную сферу. Не обошел данный кризис стороной и Россию - по результатам 2GG8 года7:

• Рост ВВП не оправдал радужных ожиданий начала года и составил лишь на 5,6%

• Уровень промышленного производства вырос лишь на 2,1%

1 CPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis, http://www.cpb.nl/eng/data/

2 International Monetary Fund, 2009, World Economic Outlook: Crisis and Recovery (Washington, April).

3 Там же.

4 Haver Analytics, www.haver.com

5 Ниже данные на основе годовых отчетов компаний за 2008 год

6 К основным игрокам отнесены Allianz, AEGON, AIG, AVIVA, AXA, Generali, Hartford, ING, Zurich FS. Здесь и далее China Life, несмотря на наибольшую капитализацию, исключена из данного списка в виду негомогенной по отношению к остальным компаниям структуры бизнеса и неоднозначности оценки капитализации - компания торгуется исключительно на Шанхайской бирже, что по мнению экспертов приводит к существенной спекулятивной составляющей в ее оценке - подробнее см. статью http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B796A3D45-BB83-4C4A-A1CF-975754851C1A%7D.uif.

7 Данные РОССТАТа www.gks.ru

• Уровень безработицы вырос на 70 процентных пунктов до 6,8% - на январь 2009 года в России насчитывался 6,1 миллион безработных против 4.3 миллионов на начало 2008 года.

Первое полугодие 2009 года не принесло утешения - макроэкономические показатели продолжили снижение (ВВП -10%, уровень промышленного производства -12,1%, уровень безработицы пробил вверх уровень в 10%).

Эффект кризиса на отечественную отрасль проявился не сразу - если по итогам 2008 года рост рынка составил 14% и незначительно отличался от прогнозов, то по результатам 6 месяцев 2009 года кризис проявился в полную силу. 8% падение по сравнению с тем же периодом прошлого года в целом, и падение до 30% некоторым линиям бизнеса - например, КАСКО. Не углубляясь в цифры остроту ситуации отлично продемонстрировал Регулятор рынка, отозвав 47 лицензий страховщиков, и выпустив массу предписаний8.

В таких сложных условиях, в ситуации, когда большинство экспертов не могут сойтись во мнениях по поводу дальнейшей судьбы мировой и отечественной экономики, отечественный страховой рынок выглядит особенно уязвимым. Отсюда наиболее острым становится вопрос антикризисных стратегий отрасли.

Вывод отрасли из кризиса, безусловно, всегда представляет собой объединение двух воздействий: воздействия «сверху» - государственной политики, и воздействия «снизу» - стратегий компаний частного сектора. В рамках данной статьи мы предлагаем сфокусироваться на воздействии «снизу» - на антикризисных стратегиях частных страховых компаний.

Безусловно, в рамках одной статьи, затруднительно с достаточной степенью детализации рассмотреть все аспекты формирования, внедрения и контроля за исполнением антикризисных стратегий страховых компаний. Предметом исследования данной статьи выбран первый этап формирования стратегии компании - анализ изменений внешней среды.

Изменения внешней среды страховых компаний - глобальные тренды. При систематизации подходов к разработке стратегии (как общей, так и антикризисной) исследователи, как правило, сходятся во мнении касательно первого этапа данного процесса, его целей и задач, а так же структуры.

Создание любой стратегии должно начинаться с анализа внешней среды организации. В результате проведенного анализа менеджмент компании должен иметь четкое и структурированное представление о:

1. угрозах,

2. возможностях, которые несет компании текущая ситуация и ожидаемая динамика отраслевого развития.

Первоочередным вопросом становится понимание причин спада в отрасли -ситуации, когда спрос ниже, чем максимальный объем производства. Среди наиболее распространенных внешних причин спада исследователи выделяют9:

• изменения технологий;

• изменение социальных ценностей или моды;

• насыщение конкретных сегментов рынка;

• действия конкурентов;

• изменения в структуре отрасли;

• снижение отраслевых продаж.

В условиях глобального финансового кризиса наибольшее влияние, безусловно, оказывает последний фактор - снижение отраслевых продаж, вызванное общим

8 Данные по объемам рынка и состоянию лицензий - ФССН, www.fssn.ru

9 Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. М., 2004.

экономическим спадом. Тем не менее, в условиях резкого падения продаж, дефицита ликвидности и возрастающей конкуренции, компания обязана проводить регулярный мониторинг остальных факторов, опасаясь динамичного возникновения и развития новых угроз с одной стороны, и ища новые, ранее недоступные возможности с другой.

С точки зрения общей методологии наиболее распространенным подходом к анализу внешней среды является использование модели PESTEL10 для анализа макросреды, сопровождаемый анализом конкурентной среды через модель 5 сил Портера11. Однако, учитывая специфику страхового бизнеса и рассматриваемых условий, мы предлагаем использовать следующую систематизацию внешних причин спада, вокруг которой и построим дальнейшее изложение материала:

1. Возрастание волатильности финансовых рынков:

a. Убыточность операций с валютой и финансовыми инструментами.

b. Высокая стоимость капитала.

2. Снижение спроса на страховые продукты:

a. Уменьшение выручки страховых компаний.

b. Угроза платежеспособности страховых компаний.

c. Ужесточение конкуренции и неэффективные стратегии конкурентов.

Предложенная классификация на наш взгляд наилучшим образом отражает

порядок актуализации следствий данных причин для менеджмента страховых компаний и позволяет показать развитие кризиса как цепочку взаимосвязанных и взаимоперетекающих событий.

Возрастание волатильности финансовых рынков.

Система финансовых рынков, и в особенности, бирж, будучи своеобразным барометром мировой финансовой системы, наиболее быстро и резко ответила на начавшиеся в мире тенденции. «Банковская неделя 6 — 10 октября 2008 года принесла исторически максимальное падение индексов на торговых площадках США: Dow Jones Industrial Average упал до 7882,51 и закрылся на 8451,19. The Financial Times сравнивала обвал фондового рынка в пятницу 10 октября 2008 года с 10 октября 1938 года: «На утренних торгах в пятницу падение индекса S&P 500 за десятилетие было почти идентичным его падению за десятилетие в ту же дату в 1938 году.»

Обвал фондового рынка в октябре 2008 года стал рекордным для рынка США за последние 20 лет, для рынка Японии — за всю историю»72.

Для страховых компаний падение мировых финансовых индексов в первую очередь вылилось в фиксацию рекордных убытков от инвестирования. Учитывая, что в среднем доход от инвестирования резервов в несколько раз превышает результат от страховой деятельности, и составляет порядка 80% доходов страховой компании, отрасль понесла жестокие потери. В кратчайшие сроки компании во всем мире столкнулась с проблемой соблюдения требований к достаточности капитала. В зависимости от агрессивности выбранной инвестиционной политики компании либо банкротились, либо срочно искали средства для восстановления платежеспособности.

В данном случае особенность страхования как индустрии, оказывающей важное воздействие как на социальную сферу, так и на общее развитие экономики, сыграло на руку страховщикам. Все крупнейшие страховщики (в отличие, например, от инвестбанокв), чье существование было поставлено под вопрос, получили поддержку

10 Association of Chartered Certified Accountants. Workbook 1.

11 Петухов Д.В. Антикризисное управление. Учебный курс.

12 Мировая рецессия конца 2000-х. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80% D0%B5%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86% D0%B0 2000-%D1%85#cite note-36

государства. Так, AEGON получил порядка 10 миллиардов евро прямой господдержки. AIG через различные программы и инструменты получил порядка 180 миллиардов евро. Господдрежка предоставлялась на достаточно жестких условиях - все средства должны были быть направлены на защиту интересов застрахованных, прежде всего в США, и подразумевали жесткую политику снижения расходов - программы сокращения операционных расходов, изъятие капитала из проектов развития, прежде всего закрытие или срочную продажу иностранных подразделений.

Второй эффект, следующий вместе с обвалом финансовый рынков - резкое удорожание капитала. Кризис, начавшийся с продаж активов в поисках средств для выполнения обязательств, привел к рекордному дефициту ликвидности. Для страховщиков удорожание капитала несет двоякий эффект. С одной стороны, обладание хотя и существенно сократившимися, но все же огромными резервами, страховые компании становятся «денежными коровами» для прочих отраслей, что дает им сильные позиции в переговорах с контрагентами. Многие финансовые холдинги и группы строятся на страховом и пенсионном бизнесе как источнике ликвидности для остальных подразделений - отличным примером такой организации бизнеса является Уоррен Баффет и его холдинг Berkshire Hathaway. Нередко руководство финансовых групп может принимать решение о приоритетной поддержке именно страхового бизнеса, дабы не потерять доступ к огромному инвестиционному ресурсу.

Третий эффект - усиление инфляции и флуктуации курсов валют. При скачкообразных изменениях данных показателей страховщики оказываются в ситуации, когда их активы - т.е. премии, собранные на стабильном рынке, обесцениваются наряду с удорожанием принятых на себя обязательств по ранее заключенным договорам страхования.

Снижение спроса на страховые продукты

Менеджмент компаний, которым удалось избежать банкротства и сохранить контроль над компанией, оказываются перед лицом второй группы факторов - резкого снижения объемов страхового рынка.

Причины падения выручки страховых компаний. Основными причинами снижения премий являются:

• Общее снижение стоимости активов в экономике

• Сокращение рынков, напрямую связанных со страхованием

• Сокращение расходов предприятий

• Снижение государственных расходов разного уровня

• Снижение доходов физических лиц

• Падение доверия населения к страховым институтам

Рассмотрим их более подробно.

Сокращение активов в экономике. Мировой кризис характеризуется снижением макроэкономических показателей.

Сокращается количество предприятий в экономике, уменьшаются объемы производства, снижается оценочная стоимость объектов страхования - все вышеперечисленное приводит к уменьшению потенциального рынка в абсолютных цифрах.

Сокращение рынков, напрямую связанных со страхованием. По распространенному мнению основной причиной мировых финансовых кризисов является чрезмерное использование левереджа. Обилие всевозможных сложных финансовых инструментов раздувает денежную массу, при этом значительная часть этой массы направляется на займы в виде банковских кредитов, лизинговых операций и проч. Сокращение объемов кредитных операций, уменьшение количества выданных кредитов, отсутствие пролонгации по ранее выданным кредитам - все это сокращает страховую базу и, следовательно, объем страхового рынка.

Сокращение расходов предприятий. Мировой финансовый кризис приводит к сокращению выручки большинства участников экономических отношений. За сокращением выручек предприятия вынуждены сокращать собственные расходы. Предприятие может сокращать расходы на страхование по двум направлениям:

• Отказ от части добровольных видов страхования имущества и операций предприятия

• Сокращение расходов на социальный пакет сотрудников

Предприятие может пойти по пути приобретения исключительно обязательных видов страхования, а так же страхования, проистекающего из договорных обязательств (страхование предмета залога, страхование ответственности). В некоторых случаях, в целях оптимизации расходов, может быть закрыто или заморожено направление деятельности, требующее обязательного страхования.

Эффект от изменения кадровой политики в части компенсаций зависит от страховой и пенсионной систем конкретного государства. В случае преобладания пенсионного обеспечения сотрудников через пенсионные фонды, объем страхового рынка снижается незначительно.

Снижение государственных расходов разного уровня. С одной стороны государственные органы разных уровней сокращают инвестиционные программы, что приводит к сокращению страховой базы. С другой - может быть принято решение о пересмотре тарифов по услугам, связанным с выполнением социальной функции (например, уменьшить долю расходов на ведение дела в тарифах по Обязательному медицинскому страхованию), чем снизит маржинальность соответствующих линий бизнеса.

Снижение доходов физических лиц. Эффект на страховой рынок в данном случае похож на эффект снижения доходов предприятий - население начинает снижать расходы, как на страхование, так и на иные товары и услуги, объем которых напрямую создает дополнительные объемы страховых премий. Таким образом, влияние данного фактора можно разложить на 3 составляющие, влияние на:

• рынок обязательных видов страхования

• объем товаров и услуг, для которых страховые продукты - вмененные продажи

• объем рынка добровольных видов страхования

Отказ от обязательных видов страхования, как правило, ведет к привлечению к ответственности физического лица, наложению штрафов. Тем не менее, статистика показывает, что люди, вынужденные резко сокращать свои расходы, могут принимать данный риск, выбирая сэкономить на страховых платежах. Так в России рост премий по Обязательному страхованию гражданской ответственности в период кризиса начал отставать от роста количества автомобилей - при сохранении текущих тенденций уровень проникновения ОСАГО, равный общему количеству автомобилей, деленному на количество действующих полисов, составит порядка 88% против 96-97% в прошедшие 2 года13.

Среди товаров и услуг, для которых страховой продукт является вмененной продажей, большую часть рынка формируют кредитные продукты - ипотека и автокредитование, с обязательным страхованием предмета залога. По распространенному мнению мировой финансовый кризис начался с ипотечного кризиса 2007 года, оказавшим 3 эффекта на страховую отрасль. С одной стороны, падение цен на жилье привело к снижению страховых сумм - в результате 20% падения цен на дома американские обыватели обеднели почти на 5 триллионов долларов14. С другой стороны - сократилось количество выдаваемых ипотечных ссуд. С третьей - некоторые

13 Данные РСА, ФССН, Автостат, собственные расчеты.

14 Ведомости от 21.11.2008, 221 (2243) Картина мира: Последний пузырь. Алексей Байер.

страховые компании мультиплицировали экспозицию не только приобретая «сабпрайм»-бумаги в инвестиционные портфели, но и страхуя невозврат по ипотечным кредитам.

Аналогичная ситуация наблюдается и с автокредитами. С одной стороны банки сокращают количество выдаваемых кредитов, увеличивая процентную ставку, в которую одновременно закладывают и фактическое удорожание капитала, и растущий риск невозврата. С другой - население приобретает все меньше автомобилей и смещает спрос в сторону более низкого ценового сегмента, оказывается не в состоянии далее выплачивать кредиты и отказывается от пролонгации.

Динамика рынка добровольного страхования физических лиц полностью зависит от уровня страховой культуры конкретной страны. По видам страхования, отличным от страхования жизни, общая тенденция заключается в поиске более дешевых продуктов и решений, с одновременно увеличенным вниманием к надежности страховщика. На рынках с более развитой страховой культурой люди, понимая, что их и так сократившиеся семейные бюджеты не выдержат крупных убытков, либо не снижают объемов страхования, либо даже увеличивают количество продуктов в своем портфеле. В странах с низкой страховой культурой, к сожалению, страхование стоит в начале списка услуг, попадающих под секвестр домашних бюджетов. Объемы по страхованию жизни так же сокращаются, здесь на наш взгляд наиболее интересными тенденциями являются активизация интереса к накопительным программам с гарантированной доходностью, позволяющими защитить капитал в период нестабильности финансовых рынков, и возросшая потребность в пересмотре структуры продуктов в сторону изменения графиков платежей и структуры портфеля.

Падение доверия населения к страховым институтам. Является вполне объективной тенденцией для всех стран и вызвана рядом причин, как правило, находящих свое выражение в негативном новостном фоне15:

• информация о фиксации страховыми компаниями рекордных убытков,

• новости о банкротстве крупнейших страховщиков,

• информация о росте числа отказов и задержек с выплатами.

Все перечисленные выше причины приводят к одному и тому же результату -резкому падению сборов страховых премий, и, как следствие угрозе платежеспособности компаний.

Угроза платежеспособности страховых компаний. Почему компании, успешно выдержавшие первый удар кризиса, пересмотрев свою финансовою и инвестиционную политику, найдя более дешевые источники финансирования, по-прежнему могут стать объектом процедуры банкротства? Для ответа на этот вопрос необходимо структурировать риски, связанные с резким снижением собранных премий:

• отставание мер по сокращению расходов от сокращения выручки

• отсутствие возможности финансирования текущих убытков за счет динамичного роста портфеля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• снижение доли наиболее прибыльных линий бизнеса (линий - «доноров») в портфеле

Каждый из перечисленных риском может стать фатальным для компании, и к сожалению только на зрелых рынках они встречаются по отдельности. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Отставание мер по сокращению расходов от сокращения выручки. Страховой бизнес, как правило, несет в себе высокую операционную нагрузку - при средней доле розничных продуктов от 50 до 80% портфеля, компании вынуждены постоянно

15 Третьяков К.И. Отечественный страховой бизнес: поиск источников существования в условиях кризиса. http://www.insur-info.ru/analysis/542

расширяться, чтобы стать ближе к клиенту. Экстенсивный рост затрагивает как географическое расширение - открытие новых точек продаж и обслуживания клиентов, так и операционное - несмотря на часто декларируемый высочайший уровень автоматизации процессов, темпы роста бек-офиса как правило сопоставимы с темпами роста портфеля. Временной лаг между инициацией секвестра двух главных статей расходов страховых компаний - ФОТа и аренды составляет несколько месяцев. Даже в случае оперативной реакции менеджмента компании на изменения рынка, в зависимости от законодательства и силы профсоюзов конкретной страны, сокращение штата занимает до полугода. Ситуация с расходами на помещения усугубляется характерным для финансового кризиса резким снижением спроса на площади. В безусловном выигрыше в данной ситуации оказываются компании с высокой степенью автоматизации процессов, мотивацией продающего персонала с высокой долей переменной части и преобладанием аренды над собственными помещениями.

Отсутствие возможности финансирования текущих убытков за счет динамичного роста портфеля. Данный риск особенно актуален на развивающихся рынках - компании, привыкшие к динамичному росту рынка, выбирали агрессивные экспансивные стратегии развития. Постоянный двузначный рост портфеля обеспечивал компании достаточным количеством денежных средств для покрытия убытков по мало сегментированным портфелям, так же как и для финансирования своих программ развития. Сокращение денежного потока на входе приводит к так называемому эффекту «догоняющих убытков», в результате которого компания оказывается не в состоянии выплачивать все убытки, ассоциированные с уже накопленным портфелем контрактов.

Снижение доли наиболее прибыльных линий бизнеса (линий - «доноров») в портфеле. В обычных условиях страховщик стремится наращивать портфель. С одной стороны, таким образом он увеличивает свой инвестиционный портфель, тем самым увеличивая потенциальный инвестиционный доход. С другой - приобретает долю рынка и доступ к наиболее прибыльным сегментам страхования, как, например, страхованию имущества. Так, компании стабильно имеют большую долю автострахования в своих портфелях, несмотря на то, что даже на развитых рынках этот сегмент имеет СЯ около 100%. Общая доходность портфеля достигается за счет выдерживания баланса доходных и убыточных видов страхования, а так же ожидаемого инвестиционного дохода. Именно наиболее доходные виды страхования в первую очередь сокращаются вследствие кризиса, что еще более усугубляется низким, если не отрицательным, инвестиционным доходом. В итоге портфели страховых компаний, не предпринявших проактивные меры, сокращаются в абсолютных числах, в то время как убытки и расходы, связанные с поддержанием этих портфелей только возрастают.

Все вышеперечисленные эффекты наиболее характерны и губительны для развивающихся рынков, где часто совмещаясь, они дают синергию негативного эффекта. Страховщики, в особенности те, кто своевременно не подготовился к развитию кризисных явлений, вынуждены использовать неэффективные механизмы конкуренции. Таким образом, фактически откладывая свое банкротство, они еще больше усугубляют кризис в индустрии.

Ужесточение конкуренции и неэффективные стратегии конкурентов. Сокращение рынка всегда приводит к ужесточению конкуренции. Главные тенденции рынка страхования мало отличаются от прочих индустрий - серии банкротств и консолидация, укрупнение игроков. Всех участников рынка можно разделить на 3 группы:

• стабильные компании, для которых банкротство в 1-2 летней перспективе маловероятно.

• компании-борцы, старающиеся «выжить» в новых условиях. Риск их банкротства в ближайшей перспективе велик.

• компании-жертвы, их банкротство либо уже произошло, либо является вопросом времени.

Стратегические приоритеты компании первой категории полностью определяются целями и возможностями их акционеров - либо ориентация на прибыль, либо на захват рынка. Задача захвата рынка для данных компаний так же не подразумевает агрессивного экспансивного роста - на фоне схлопывания общего объема рынка одно только поддержание текущего портфеля позволяет существенно продвинуться в рейтингах. При необходимости захват отдельных сегментов осуществляется за счет приобретения компаний второй и третьей категории. Анализ особенностей слияний и поглощений в условиях кризиса безусловно, представляет научный интерес, однако выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что в условиях мирового финансового кризиса большая часть компаний второй и третьей группы имеют фактическую отрицательную стоимость, что с одной стороны дает больший простор для структурирования сделки, а с другой - делает стратегию развития через слияния и поглощения особенно рискованной.

Компании второй группы фактически становятся маркет-шейперами кризисного рынка. Как ни странно, именно они определяют основные тенденции развития рынка. Как было показано выше, сокращение объемов собираемых премий является прямой угрозой существования страховщиков, особенно тех из них, кто ранее выбирал стратегию агрессивного экспансивного роста невзирая на качество формируемого портфеля и сопряженный уровень постоянных издержек. Для таких игроков сохранение не только объемов, но и темпов роста портфеля становится вопросом выживания на рынке. Именно эти игроки становятся источником главной тенденции рынка -демпинга.

В то время как общее снижение цен на продукты и услуги является нормальным ответом индустрии на сокращение спроса и покупательной способности, компании второй группы доводят тарифы до абсурдно низких величин, приводя к общему снижению маржинальности на рынке, усугубляя последствия кризиса для всех страховщиков. Для компаний второй группы стратегия демпинга, и, соответственно, раздувания портфеля является единственной возможностью самостоятельно избежать банкротства. Расчет заключается в том, чтобы искусственно поддерживать темпы роста портфеля до тех пор, пока спрос на рынке не восстановится и рост портфеля снова станет естественным. Просчет в оценке продолжительности кризиса приводит к гарантированному банкротству страховщика, т. к. его «догоняют выплаты».

Компании-лидеры могут сопротивляться компаниям-борцам лишь в случае наличия единого сильного коллегиального органа принятия решений. Ситуация напоминает «дилемму заключенного» - лидеры рынка могут выиграть только в случае совместного поддержания цен. Любой из лидеров, решивший последовать со своими тарифами за компаниями-борцами на фоне неснижения тарифов его конкурентами, может в кратчайшие сроки существенно увеличить свою долю рынка.

На практике стратегия демпинга несет деструктивный эффект, приводит к увеличению числа банкротств на рынке, к падению доверия населения средним и малым игрокам, что приводит к еще большей консолидации рынка.

В рамках представленного анализа тенденций изменения внешней среды страховой компании в условиях глобального финансового кризиса была произведена систематизация основных рисков и возможностей, предстающих перед страховой компанией в условиях глобального финансового кризиса. Выводы были сделаны на основе исследования мирового опыта и общей логики страхового дела - предложенная структура может быть использована для построения анализа изменений внешней среды

компании на отечественном рынке и стать базой для построения антикризисной стратегии страховой компании.

Список литературы:

1. Автостат, www.autostat.ru

2. Байер А. Картина мира: Последний пузырь // Ведомости от 21.11.2008. 221 (2243).

3. Годовые отчеты компаний Allianz, AEGON, AIG, AVIVA, AXA, Generali, Hartford, ING, Zurich FS за 2008 год.

4. ЗубА.Т. Стратегический менеджмент. М., 2004.

5. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент. Методология и практика. М., 2001.

6. Петухов Д.В. Антикризисное управление. Учебный курс. Электронная версия.

7. Российский Союз Автостраховщиков, www.autoins.ru

8. РОССТАТ. www.gks.ru

9. Сахирова Н.П. Страхование. Учебное пособие. М., 2007.

10. Третьяков К.И. Отечественный страховой бизнес: поиск источников

существования в условиях кризиса // http://www.insur-info.ru/analysis/542

11. ФССН, www.fssn.ru

12. Association of Chartered Certified Accountants. Workbook 1.

13. CPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis. http://www.cpb.nl/eng/data/

14. Haver Analytics. www.haver.com

15. International Monetary Fund, 2009, World Economic Outlook: Crisis and Recovery (Washington, April).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.