-►
ЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
УДК 621.315.17
Ю.В. Соловьев, А.И. Таджибаев
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И ПРОЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ИЗОЛИРОВАННЫХ ПРОВОДОВ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ НАГРУЗОК
В электрических сетях 35 кВ и ниже все шире внедряются линии с изолированными проводами и полимерными конструкциями [1].
Исследования в области обеспечения надежности электрических сетей и линий электропередачи (ЛЭП) уже проводились как российскими, так и зарубежными учеными [2,3,4], однако применительно клиниям с изолированными проводами — в недостаточной мере. Статистические данные о повреждаемости свидетельствуют, что вместе с ростом протяженности таких линий растет объем отказов в их работе и повреждений по неустановленным причинам, что говорит о недостаточной изученности условий возникновения и развития дефектов при воздействиях эксплуатационных факторов.
Анализ состояния оборудования сетей и ЛЭП 35 кВ и ниже показал, что более половины отказов на линии связано с повреждениями проводов и узлов их крепления, которые оказались наиболее уязвимыми элементами. Вместе с тем из всего объема повреждений более 40 % произошло по неустановленным причинам. Это связано с неизученностью механизмов зарождения и развития дефектов в этих проводах в условиях воздействия эксплуатационных факторов, что требует внесения коррективов и уточнений в существующие модели и математический аппарат для исследования неизолированных проводов [5].
Разработка моделей и математического аппарата, который бы учитывал влияние эксплуатационных нагрузок на техническое состояние (ТС) изолированных проводов, позволит в дальнейших исследованиях определить ресурсные показатели сетей и ЛЭП с такими проводами,
а также обеспечить решение задачи управления ТС сетевых предприятий.
В статье предлагается модель колебаний одиночного изолированного провода (однофазного исполнения) в пролете линии рассматриваемого класса напряжения в условиях гололедно-ветровой нагрузки, приводящей к возникновению опасных вибраций, которую можно использовать для анализа влияния аэродинамических свойств провода на ТС. Изолированный провод рассматривается в качестве системы с распределенными параметрами, и математическое описание его колебаний производится на основании дифференциальных уравнений в частных производных, в которых отклонение произвольной точки провода от равновесного положения является функцией координаты этой точки и времени. Новизна модели связана с учетом эксплуатационных факторов, аэродинамических характеристик изолированного провода, а также свойств линейной арматуры и конструкций, несущих механическую нагрузку. Учет различных факторов и связей между ними позволил сформировать общее дифференциальное уравнение , определяющее характер колебаний изолированного провода:
д4и
уя-^г+у
01
ЕР
дд Э/2"
. З2и
ди _ ., .
(1)
где Е1— жесткость провода на изгиб; ЕР—жесткость провода на растяжение; и = и(1,0 — поперечное смещение провода от положения равно-
весия; / — линейная координата вдоль провода; Ь — длина пролета между опорами; р — масса единицы длины провода; ц — присоединенная масса единицы длины провода; Тср — величина среднего натяжения провода в положении равновесия; у — коэффициент, учитывающий свойства линейной арматуры; е — коэффициент демпфирования; /р (/, /) — внешняя нагрузка.
Из формулы (1) можно заключить, что характер изменения состояния провода определяется рядом факторов: величиной натяжения изолированного провода в пролете между опорами с учетом выполнения требований по монтажу, климатических условий (температурные изменения, гололедные отложения, ветровая нагрузка ит. д.); значениями параметров жесткости провода на изгиб и растяжение , зависящих от характеристик и свойств материалов токоведущей жилы и защитной полимерной оболочки, процессы старения в которых при эксплуатации зачастую не учитываются; качеством и свойствами применяемой линейной арматуры и полимерных конструкций, несущих механическую нагрузку; значением коэффициента демпфирования, зависящего от свойств материалов, конструкции провода и величины его натяжения. Внешняя нагрузка на провод в правой части (1) может быть представлена модулем суммарного вектора, проекции которого на продольную и поперечную оси провода представляют собой соответственно силу лобового сопротивления провода (Л) и боковую силу (У). В свою очередь каждая из этих сил может быть представлена как сумма двух составляющих: Хср + № и 7ср + А У, где Хср и 7ср — средние значения сил X и У, соответствующие
АА
составляющие сил Хи У, которые в общем случае есть сложные функции времени и частоты. Пе-
АА
ник вибрации провода, причем между данными силами и деформациями провода возникает обратная связь, что позволило определить безразмерные коэффициенты, отражающие зависимость характера нагрузки от геометрических параметров провода:
2ЛХ
л ' с>>=-
Л
/2 1
(2)
явлений [6], когда колебания синхронизируют частоту периодической силы с одной из собственных частот колебаний провода, могут превышать двукратное значение, а амплитуда вибрации провода может достигать максимально возможного значения
40 с.М
А=-г--
гс.
(3)
Исследования на модели позволили определить характер изменения параметра сх и амплитуды пульсации натяжения провода от скорости ветра при вибрации. Установлена корреляционная связь (рис. 1) между характером изменения безразмерного коэффициента сопротивления и пульсационной нагрузкой тяжения изолированного провода Тп с диаметром й = 20 мм при переменных ветровых нагрузках. Это позволяет принять безразмерный коэффициент сх, характеризующий аэродинамические свойства изолированного провода в воздушном потоке, в качестве одного из параметров, определяющих его техническое состояние.
Накопление усталостных напряжений внутри провода приводит к снижению его прочностных характеристик, которые служат основным критерием для определения фактической прочности провода при оценке его ТС согласно [7].
В условиях возникновения резонансных явлений безразмерный коэффициент стпри небольших длинах пролета ЛЭП определяется следующим образом:
сх - Сх0
1 + 25(-
<11
-)2
(4)
где й — диаметр провода, У0 — скорость ветра.
Безразмерные параметры сх и су в наиболее опасных условиях возникновения резонансных
М + Р Р
где сл — коэффициент сопротивления провода при отсутствии вибрации; с1, ц, рр — обозначенные выше конструктивные параметры.
Переменные напряжения, вызываемые вибрацией провода, связаны с его изгибом и удлинением в процессе колебаний. Максимальные изгибные напряжения при вибрации возникают в узлах крепления провода к опорной конструкции. При определении напряженного состояния провода с целью выявления дефектов на ранней стадии развития необходимо принимать во внимание конструктивные особенности провода с учетом свойств полимерных материалов защитной оболочки. При определении максимальных
4
Энергетика и электротехника^
Рис. 1. Коэффициент сопротивления и пульсационная нагрузка на изолированном проводе в зависимости от числа Рейнольдса Ле = Ус1 /и, где V— скорость ветра, м/с; с1— диаметр провода; и — кинематическая вязкость воздуха, м2/с
напряжений на изгиб для изолированного провода используется следующее выражение:
пА„Щ Гт\
К=~> <5)
п
где Е— модуль упругости материала то ко ведущей жилы; I — момент инерции площади сечения; Е* — приведенный модуль площади сечения, не совпадающий с модулем упругости материала жилы с учетом защитной полимерной оболочки; ™ — коэффициент, учитывающий свойства линейной арматуры и узлов крепления провода; у — коэффициент, учитывающий механические свойства полимерного материала защитной оболочки; Ап — амплитуда вибрации по (3) с учетом (4); Хп — длина полуволны п-й формы колебаний; Ь — длина пролета.
Максимальные растягивающие напряжения при нулевой податливости опор приближенно вычисляются по формуле
Для определения коэффициентов, учитывающих механические свойства полимерного материала защитной оболочки изолированного провода на изгиб и растяжение в уравнениях (5)
и (6), проведено дополнительное исследование ресурсных показателей полимера в зависимости от характера приложенной механической нагрузки. На основании положений кинетической теории разрушения полимеров получено соотношение для расчета ресурсных показателей в виде функции эксплуатационных факторов:
т = т0ехРД-^), (7)
кТ
где т0 — период тепловых колебаний молекул полимера; и0 — энергия активации процесса разрыва химических связей в отсутствие механического напряжения; у — структурно-чувствительный коэффициент, зависящий от обработки полимера и от молекулярной и надмолекулярной структуры, ориентации цепи макромолекул, наличия пластификатора; к — постоянная Больц-мана; Т— температура; а — механическое напряжение.
Анализ показал, что уравнение (7), полученное на основе классических моделей разрушения полимера, имеет определенные границы применимости: при уменьшении внешнего растягивающего напряжения погрешность определения ресурсных показателей становится недопустимо большой (кривая 1 рис. 2). Принятые уточнения в модели обеспечили более точное совпадение с экспериментальными данными (кривая 2 рис. 2). В уточненной модели для
lgx, с -,
6,0
5,5 ■
5,0
4,5 ■
4,0
3,5
3,0
2,5
2,0 ■
1,5
1,0'
0,5
3§
т_
?С 40 60 80 100 120 140 160 180 200 о, МПа
Рис. 2. Зависимости ресурсного показателя материала защитной оболочки изолированного провода (сшитый полиэтилен) от величины растягивающего напряжения согласно классической (/) и уточненной (2) моделям
материала защитной оболочки из сшитого полиэтилена с целью определения его ресурсных показателей при растягивающих напряжениях получена следующая аппроксимирующая функция:
lg(x) = 0,07 + 8,42exp
87,4
затели стойкости линейной арматуры и узлов крепления к вибрациям. Поэтому в рамках модели рассматриваются два параметра, характеризующие изменение тяжения провода в условиях наиболее опасных вибраций:
Т Т -Т ■
у _ тах фу _ ^т.п
Исследование изолированных проводов на модели показало существенное влияние на их техническое состояние характера действия переменных механических нагрузок. В частности выявлено, что в условиях переменной механической нагрузки напряженно-деформированное состояние полимерного материала защитной оболочки провода возникает в локальных областях перенапряжения, окружающих неоднородности и дефекты структуры. Переход в такое состояние приводит к случайным термоактивированным процессам перестройки структуры материала под приложенную нагрузку и последующий разрыв связей, ведущий в конечном итоге к образованию трещин (трансформаций нарушений сплошности материала в поле напряжений). При этом происходит разрушение материала и нарушение целостности защитной оболочки провода, что приводит к резкому снижению надежности и ресурсных показателей проводов.
При оценке технического состояния изолированных проводов требуется учитывать пока-
Т •
mm
Т ■
К — - т1П
Та
т
— _ max
Та
У0 10 где 7^, Tmjn — соответственно максимальное и минимальное тяжение провода; Т0 — начальное тяжение провода при температуре О °С и отсутствии ветра. Результаты расчетов коэффициентов для защищенных проводов марки СИП-3 номинальных сечений 50—150 мм2 при различных начальных тяжениях приведены на рис. 3.
Анализ результатов показал, что относительные изменения максимальных тяжений могут достигать двукратных величин и более. При циклическом воздействии растягивающих нагрузок на провод необходимо учитывать показатели стойкости линейной арматуры. Для удобства
оценки показателей выразим усилия Г0, Tmm, р
разр'
^тах через PD.
К0 =
Р
1 разр
Т ■
г- mm
At —"
Р
1 разр
К,
' разр
Энергетика и электротехника
Рис. 3. Графики зависимости коэффициентов у(/), 8у (2), К{ (3), К2 (4) от величины тяжения (в % от разрывной нагрузки провода Я.™ по каталогу)
Анализ данных соотношений показал, что максимальные колебания тяжения лежат в диапазоне нагрузок от 15 до 35 % от Р при Т0 = = 0,25/,ра3р, это служит критерием оценки стойкости и свойств линейной арматуры и узлов крепления провода. В модели согласно (1) результат оценки учитывается соответствующим коэффициентом при решении задачи о техническом состоянии ЛЭП с изолированными проводами.
Проведен анализ модели изменения аэродинамических и прочностных свойств изолированных проводов в условиях гололедно-ветровых нагрузок, являющихся источником колебаний
и опасных вибраций. Обоснованные математические зависимости позволяют учесть следующие факторы при решении задачи оценки технического состояния ЛЭП с изолированными проводами: изменение натяжения провода за счет воздействия гололедно-ветровых и температурных нагрузок; изменения изгибной жесткости, зависящей от свойств материалов токоведущей жилы и защитной оболочки провода; характеристики линейной арматуры и элементов конструкций, несущих механическую нагрузку. Полученные результаты позволят определить ресурсные показатели линий с изолированными проводами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» в распределительном электросетевом комплексе |Текст| / ФСК ЕЭС,- М„ 2006.
2. Федоров, Ю.Г. Оценка надежности электрической сети методом имитационного моделирования [Текст] / Ю.Г. Федоров // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики. Вып. 59. Методические и практические проблемы надежности либерализованных систем энергетики. — Иркутск: Изд-во ИСЭМ СО РАН,- 2009,- С. 141-152.
3. Мисриханов, М.Ш. Диагностика линий электропередачи с формированием рефлектограмм повышенной разрешающей способности [Текст] /
М.Ш. Мисриханов, АЛ. Куликов, Д.М. Кудрявцев, А.А. Петрухин // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики. Вып. 59. Методические и практические проблемы надежности либерализованных систем энергетики. — Изд-во Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2009,- С. 388-392.
4. Marinsek, М. Benefits of integrated informational, geographical and asset management system for power utility networks |Текст| / M. Marinsek, S. Jamsek et al. // C1GRE Paper B2/D2 - 109,-Paris.- 2006.
5. Сергей, И.И. Численное моделирование пляски одиночных проводов воздушных ЛЭП [Текст] /
И.И. Сергей, П.И. Климович, Ю.Л. Цветков // Энергетика. Изв. вузов и энергетических объединений СНГ. - 2002. № 3. - С. 3-8.
6. Dale, J.R. Flow-Excited Underwater Cable Vibration |Текст| / J.R.Dale, R.A.Holler, G.Goss //
Naval Research Reviews.— N° 7,— P. 14—21.
7. Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35— 800 кВ IТекстI / СПО ОРГРЭС,- М„ 1991.— Ч. 1,- 108 с.
УДК621.3.04:621.31 5
М.И. Сухичев, В.В. Титков ТЕПЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ШИНАХ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
Контактные соединения в электроустановках достаточно подробно изучены. Это и понятно, ведь от их надежной работы во многом зависит работоспособность электроустановки в целом. Основное внимание в исследованиях было сосредоточено на изучении температуры самого контактного соединения или контактной площадки. Потому что именно там температура максимальна, а значит, и процессы, на скорость протекания которых влияет температура, там наиболее активны. Следовательно, ограничивая эту температуру, можно априори гарантировать, что изоляция не пострадает от перегрева.
С другой стороны, стремительно развивается тепловизионная диагностика, имеющая такие неоспоримые преимущества, как отсутствие необходимости отключения электроустановок при проведении измерений, их оперативность и относительная безопасность. Все это (в теории) позволяет определить дефект в начальной стадии развития.
Однако с использованием только критерия максимальной температуры контактного соединения обнаружить дефект в начальной стадии развития не получится. Этому будут мешать хотя бы зависимость этой температуры от температуры окружающей среды и от нагрузки.
Поэтому понимание особенностей тепловых процессов в шине очень важно для создания методов диагностики дефектов контактных соединений в начальной стадии развития.
Формулировка задачи
Рассмотрим задачу в одномерном приближении, но будем учитывать, что в реальности шина является трехмерным объектом. Можно условно
разделить все тепловые потоки на две группы: теплообмен вдоль шины и теплообмен поперек шины.
Теплообмен вдоль шины. Теплообмен включает три вида процессов: теплопроводность, конвекционный теплообмен и лучистый теплообмен.
Вдоль шины основным механизмом теплообмена будет теплопроводность по шине.
Стационарное основное уравнение теплопроводности для одномерного случая в изотропной среде записывается так:
д2
Х^Т(х)+ ах) = 0, (1)
дх2
где X — коэффициент теплопроводности; х — координата; Т — температура; 0 — объемная плотность тепловых источников.
В дальнейшем будем основываться на этом уравнении. Для учета тепловых процессов поперек шины примем, что плотность тепловых источников можно представить как суперпозицию источников тепловыделения и теплообменных механизмов.
В шине источником тепловыделения является джоулев нагрев. Тогда плотность источников тепловыделения можно записать как
= = (2)
где 0зЫД — объемная плотность источников тепловыделения;/—плотность тока; р' — объемное электрическое сопротивление; / = /5 —ток
п> Р™
в шине; к — погонное сопротивление шины; площадь поперечного сечения шины.