Научная статья на тему 'Анализ изменений в таможенном законодательстве Росийской Федерации в условиях применения таможенного кодекса таможенного союза'

Анализ изменений в таможенном законодательстве Росийской Федерации в условиях применения таможенного кодекса таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заварзин А.С., Чернова Л.Г.

Образование Россией, Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза повлекло за собой существенные изменения в таможенном законодательстве Российской Федерации. Это коснулось и понятийного аппарата, и изменений сроков и форм таможенного контроля, а также введения абсолютно новых понятий и порядков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений в таможенном законодательстве Росийской Федерации в условиях применения таможенного кодекса таможенного союза»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

В том же году, согласно Росстату, за аналогичный объем аналогичного напитка в России в среднем просили 1,78 долл.

Розничные цены на вина европейского производства в России в 2,5-3 раза выше, чем в странах Европы. Исследовав данные по 400 наименованиям вина, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) пришла к выводу, что соотношение таможенной стоимости к розничной цене составило от 200 до 470 % по итальянским винам и от 250 до 450 % по более дорогим французским. Например, итальянское «Кьянти» закупается поставщиками по 1-2 евро за бутылку, а продаваться в России может по 20-30 евро. При этом от 49 до 51 % в структуре розничной цены составляет розничная наценка. Прибыль оптового звена же, по данным ФАС, составляет 15-19 %. Получается, что дешевле 150 руб. натуральное вино в рознице стоить не может.

Отношение розничной цены к таможенной стоимости зависит от страны происхождения вина и ценового сегмента, в который входит продукция.

Наибольшая разница между таможенной стоимостью и розничной ценой наблюдается у вина следующих ценовых категорий: до 200 руб., от 200 до 500 руб. и свыше 3000 руб. Отношение розничной цены к таможенной стоимости у этих категорий вин в среднем 404 %, 376 % и 367 % соответственно.

Средние затраты на доставку и страховые платежи вина зависят от страны происхождения вина. Например, затраты на доставку вина производства Франции в среднем ниже чем производства Италии. Затраты на доставку и страховые платежи увеличиваются с повышением цены вина.

• Стоимость вина на условиях самовывоза

* Затраты на доставку до границы и страховые платежи

л * Таможенная пошлина * Прибыль оптовика * Затраты на выплаты сетям * Другие затраты оптовика (например: аренда, транспортные и маркетинговые расходы . заработная плата) _;

• Торговая наценка

Структура цены импортного вина

Изменения доли групп затрат «розница», «опт» и «до границы» в розничной цене зависит от ценового сегмента, в который попадает продукция.

Нельзя забывать о том, что импортерам не дают дешевых кредитов, как на Западе, о том, что проблема заключается не только в цене вина, но и в зарплатах россиян, то есть в социально-экономической ситуации в целом. Сейчас даже Сбербанк работает с импортерами по ставке 18 % и выше, а это достаточно обременительно для бизнеса.

С 1-го июля 2010 г. начал действовать Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Перед участниками торговли вином встала проблема - новый способ сертификации импорта. Если раньше на импортируемые товары было необходимо получать санитарно-эпидемиологические заключения (СЭЗ), то теперь они подлежат госрегистрации.

Как повлияют на стоимость бутылки вина новые законы эксперты прогнозировать боятся, но ситуация, по их мнению, не слишком удачная.

© Ефимова Е. С., Полежаева Н. В., 2011

УДК 669.713.7

А. С. Заварзин Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Образование Россией, Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза повлекло за собой существенные изменения в таможенном законодательстве Российской Федерации. Это коснулось и понятийного аппарата, и изменений сроков и форм таможенного контроля, а также введения абсолютно новых понятий и порядков.

В первую очередь изменения коснулись понятий. «Таможенный брокер» по новому законодательству называется «таможенный представитель», «таможенный режим» заменен на «таможенная процедура», «таможенное оформление» на «совершение таможенных операций», «принятие таможенной декларации» на «регистрация таможенной декларации», «таможенная ревизия» на «таможенная проверка», а «лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов» на «плательщик таможенных пошлин, налогов».

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТК ТС) предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, которые были ранее установлены Таможенным кодексом Россий-

ской Федерации (далее ТК РФ), а именно: учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и проверку системы учета товаров и отчетности. Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. В Таможенном кодексе аналогичных норм не было. Должностные лица таможенных органов теперь могут задерживать товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. Задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию

Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»

таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток.

Введена статья «Отказ в выпуске товаров», в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению [1].

Изменения коснулись и сроков:

- сроки уплаты таможенных пошлин, налогов (без продления срока) увеличились с 15 дней до 4 месяцев;

- проведения постконтроля - с 1 года до 3 лет;

- сроки предъявления товаров при предварительном декларировании - с 15 до 30 дней;

- переработки товаров на таможенной территории - с 2 до 3 лет;

- помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещённых под процедуру выпуска для внутреннего потребления, - с 6 месяцев до 1 года.

Однако некоторые сроки сокращены. Это можно назвать положительным моментом, так как изменения внесены с целью уменьшения времени таможенного декларирования. Например, срок выпуска товаров сократился на один рабочий день и срок регистрации таможенной декларации не может превышать двух часов с момента подачи таможенной декларации. В Таможенном кодексе РФ выпуск товаров был предусмотрен не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления, и предъявления товаров (п. 1 ст. 152 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Но в случае обоснованной необходимости для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя таможенного органа, этот срок может быть увеличен до десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 196 ТК ТС) [2].

Кроме того, ТК ТС установлены сроки относительно организации таможенного сопровождения - в тече-

ние 24 часов с момента принятия решения; регистрации или отказа в регистрации декларации - не более

2 часов с момента подачи декларации; совершения перевозчиком операций в месте прибытия/доставки -

3 часа с момента предъявления товаров; стоянки транспортных средств в местах перемещения товаров: автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт - 3 часа, водный транспорт - 8 часов.

Нововведением Таможенного кодекса Таможенного союза явилось также исключение таможенного режима «внутренний таможенный транзит», устной и конклюдентной формы декларирования, освобождение железнодорожного перевозчика от внесения обеспечения в качестве гарантии доставки товаров, ограничение перечня документов при подаче декларации на товары, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, предусмотрена возможность приостановления и возобновления деятельности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, введен институт уполномоченного экономического оператора. Вместо «специальных упрощенных процедур» для данного института предусмотрены дополнительные упрощения: выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей [3].

Таможенный кодекс Таможенного союза затрагивает много принципиально новых вопросов таможенного регулирования по сравнению с Таможенным кодексом РФ. С вводом его в действие выявилась определенная необходимость участникам внешнеэкономической деятельности и должностным лицам таможенных органов при осуществлении своей деятельности знать и руководствоваться положениями не только ТК ТС, но ТК РФ и многочисленными нормативные документы в области таможенного и иного законодательства.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.brokert.ru/material/tamozhennyy-soyuz-novoe-zakonodatelstvo.

2. URL: http://www.customs-code.ru/reforma/5446-no-voved.

3. URL: http://alliance-quality.ru/contents/50/

© Заварзин А. С., Чернова Л. Г., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.