Научная статья на тему 'Анализ изменений поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Балаковского муниципального района при переходе на порядок определения налоговой базы данного налога, исходя из кадастровой стоимости'

Анализ изменений поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Балаковского муниципального района при переходе на порядок определения налоговой базы данного налога, исходя из кадастровой стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / БЮДЖЕТ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ / PROPERTY TAX / BUDGET / CADASTRAL VALUE / REAL ESTATE / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенко Александр Александрович, Чугунова Ольга Анатольевна

В статье приводится краткий анализ изменений поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Балаковского муниципального района при переходе на порядок определения налоговой базы данного налога, исходя из кадастровой стоимости. Особое внимание уделяется Отчету об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Саратовской области от 26.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the change of receipts of property tax in the consolidated budget of Balakovo municipal district during switching to the calculation of the property tax based on a cadastral value of real estate

The author provides analysis of the change of receipts of property tax in the consolidated budget of Balakovo municipal district during switching to the calculation of the property tax based on a cadastral value of real estate. The author pays special attention to the Report of calculation of the property tax based on a cadastral value of real estate in Saratov region dated September, 26, 2012.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Балаковского муниципального района при переходе на порядок определения налоговой базы данного налога, исходя из кадастровой стоимости»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Анализ изменений поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Балаковского муниципального района при переходе на порядок определения налоговой базы данного налога, исходя из кадастровой стоимости

Грищенко

Александр Александрович

Магистрант кафедры экономической теории Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС

Alexandr A. Grishchenko

Graduate student at the Department of Economics theory of Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of the RANEPA

Чугунова

Ольга Анатольевна

Исполняющий обязанности декана факультета государственно-правового управления, доцент кафедры экономики и финансов Балаковского филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук, доцент

Analysis of the change of receipts of property tax in the consolidated budget of Balakovo municipal district during switching to the calculation of the property tax based on a cadastral value of real estate

В статье приводится краткий анализ изменений поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Балаковского муниципального района при переходе на порядок определения налоговой базы данного налога, исходя из кадастровой стоимости. Особое внимание уделяется Отчету об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Саратовской области от 26.09.2012 г.

Ключевые слова и словосочетания: налог на имущество, бюджет, кадастровая стоимость, оценка недвижимости

The author provides analysis of the change of receipts of property tax in the consolidated budget of Balakovo municipal district during switching to the calculation of the property tax based on a cadastral value of real estate. The author pays special attention to the Report of calculation of the property tax based on a cadastral value of real estate in Saratov region dated September, 26, 2012.

Keywords: property tax, budget, cadastral value, real estate assessment

Olga A. Chugunova

Acting Dean of the Faculty of Legal Foundations of Public Administration, Associate Professor at the Department of Economics and Finance of Balakovo branch of the RANEPA, Candidate of Economic Sciences, Docent

e-mail: olan.77@mail.ru УДК 33

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - «НК РФ») налог на имущество относится к региональному (для юридических лиц) и местному (для физисемких лиц) уровню [1]. Стабильность наполнения местных бюджетов относится к условиям успешного развития страны в целом за счет расширения возможностей собственного развития территорий. Основной акцент на плате за имущество, находящееся на территории муниципалитетов, сделан практически во всех современных системах местного налогообложения.

Рассмотрим результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, которые утверждены распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N° 990-р на основании Отчета N° 01-ГКООН-64-2012 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных натерритории Саратовской области от 26.09.2012 I? (далее - «Отчет»), выполненного в рамках государственного контракта (№ 37Д2012), заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ», субподрядчиком выполнения работ являлось ООО «Группа комплексных решений» [2].

Применение налога на имущество физических лиц [3] приведет к снижению годовых начислений налога в консолидированный бюджет БМР в сумме более 73 млн. рублей, в том числе, бюджет города Балаково - 68 млн. рублей. При проведении анализа была применена базовая ставка налога от кадастровой стоимости, (0,1% - жилых и хозяйственных объектов, 0,5% - прочих объектов) [4] без учета применения ставки 2% в связи с отсутствием в областном перечне объектов в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ строений и сооружений, расположенных на территории БМР

Ставки налога на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости при проведении представленного анализа, применялись в соответствии с Решением Совета МО город Балаково от 31.10.2014 г № 122 с учетом изменений от 03.11.2015 г № 205 и Решениями Советов сельских поселений, действующих на территории муниципальных образований БМР в 2015 году (поступление в бюджеты 2016 года). Применение результатов кадастровой оценки земельныхучастков [5], являющейся налоговой базой платежей за землю, привело к значительным потерям бюджетов муниципальных образований по земельному налогу и арендной плате за землю. В 2014 году совокупные поступления в консолидированный бюджет БМР по этим источникам составляли 350 млн. рублей, в 2015 году - 308 млн. рублей, в 2016 году ожидаемое поступление -200 млн. рублей. Утвержденная кадастровая оценка объектов недвижимости в Саратовской области имеет ряд значительных недостатков, подтвержденных проведенным выборочным сравнительным анализом объектов недвижимости с различными техническими характеристиками и месторасположением на территории БМР, а именно: 1. Проведенный анализ объектов жилого назначения, находящихся на территории БМР, показал, что по 23 264 объектам недвижимости из 96 653 кадастровая стоимость ниже инвентаризационной оценки; 2. На территории БМР расположены 1 682 объекта недвижимости, находящиеся в собственности физических лиц, и в отношении которых налог на имущество физических лиц в настоящее время исчисляется исходя из инвентаризационной оценки, но у них отсутствуют сведения о кадастровой стоимости; 3. Приложением № 3 к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года № 990-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Саратовской области» установлены минимальные по муниципальным образованиям показатели кадастровой стоимости, которые применялись в методике при определении кадастровой стоимости значительного количества объектов недвижимости [5]. Как видно из Диаграммы 1, минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости г Балаково ниже показателей сельских поселений БМР

Социально-экономическое развитие территорий

Диаграмма 1. Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости (руб./кв.м.) объектов недвижимости (нежилое здание, жилой и многоквартирные дома) на территории объектов административного деления в БМР - аналогичные по характеристикам квартиры в городе Балаково имеют различную кадастровую стоимость объектов. Например, в соседних однотипных домах разница в кадастровой стоимости достигает 12 раз, что нарушает принцип равенства налогообложения и экономической обоснованности взимания налога на имущество физических лиц при равных по характеристикам объектах налогообложения, что в дальнейшем приведет к жалобам со стороны налогоплательщиков, оспариванию стоимости и значительным потерям бюджета (см. Диаграмма 2).

.1200 000,00 ю а.

о fi

ю о

g «оооо.оо

s

о

400 000,00

- Инвентаризационная стоимость объекта (с учетом к=1,147)

-Кадастровая стоимость объекта

Общая площадь жилого помещения, кв.м

Диаграмма 2. Стоимостное сравнение соседних однотипных объектов недвижимости на территории МО город Балаково В Отчете № 01-ГКООН-64-2012 от 26.09.2012 г. указываются параметры моделей, отобранных для расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости, и значения коэффициентов при факторах (см. Таблица 1), алгоритмы расчетов объектов с неполными исходными данными [2]. Следует заметить, что, хотя данный Отчет находится в Фонде данных государственной кадастровой оценки, сведения которого являются открытыми и общедоступными, часть приложений, а именно, касающиеся параметров составления модели, алгоритмы расчета и проверок, представленные в виде электронных таблиц Microsoft Excel, отсутствуют.

Свободный член 28917,90

11 Площадь 0,10

о S II Материал стен 0,62

g. 6 * & ö ï § s ю и Расстояние объекта до общественно-делового центра населенного пункта 0,51

О g о g § Расстояние от объекта до локального центра, положительно влияющего на стоимость объектов 0,16

s H Год постройки числовой 0,40

о s й эВ s о 2 Свободный член -59 496,30

H й ig-% g 8 Материал стен 1 842,14

>В о X Среднемесячная заработная плата по муниципальным районам (городским округам) (В 2012 г. в БМР - 18 898,03 руб./мес.) 5 056,91

1 S §1 Количество надземных этажей, числовой 5 803, 73

1 <u § 1 s s Год постройки, числовой 58 900,10

S ra И о Свободный член 2 276,18

Ö X в н 3 i a Площадь 0,81

о g Объект индивиду a. ЖИЛО! застрой: Численность населения в населенных пунктах 0,72

S. те о Он s Среднемесячная заработная плата по муниципальным районам (городским округам) (В 2012 г. в БМР - 18 898,03 руб./мес.) 0,67

S m Расстояние от населенного пункта до столицы субъекта РФ 0,07

-0 >в о Свободный член 12 976,90

К G. « s й >В н Площадь 1,02

Ю g Материал стен 0,22

8 s" n i Объекты эквартирно застройю Наличие в населенном пункте или вблизи (до 1 км) остановок общественного транспорта (автовокзалы, и т. д.) 0,50

1 Год постройки, числовой 14,49

S Расстояние от населенного пункта до столицы субъекта РФ 0,09

2 OH 5 s к к 5 о в Расстояние от населенного пункта до ближайших ж/д вокзала, станции, платформы 0,98

Ph cd >в о Свободный член 2 975,01

С В X S4 « в й Расстояние от населенного пункта до центра муниципального района (или городского округа) 0,45

1 il Численность населения в населенных пунктах 0,89

о 03 CÛ s Среднемесячная заработная плата по муниципальным районам (городским округам) (В 2012 г. в БМР - 18 898,03 руб./мес.) 0,07

Расстояние до ближайшей к населенному пункту дороги федерального значения 0,05

в Расстояние от населенного пункта до столицы субъекта РФ 0,87

-s*

-s-

Таблица 1. Параметры модели, отобранные для расчета кадастровой стоимости в городских и сельских населенных пунктах по объектам индивидуальной жилой застройки (ИЖЗ) и многоквартирным домам (МКД)

По итогам расчета оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Саратовской области в Отчете был проведен анализ сопоставимости рыночной информации с полученными результатами (см. Таблица 2) [2]. Следует заметить, что параметры модели г. Саратов отличаются от параметров остальных городских населенных пунктов. Связано это, в первую очередь, с избытком информации по столице (административному центру) субъекта РФ и недостатком - по остальным населенным пунктам, что неизбежно сказывается на качестве представленных результатов оценки.

На основании приведённой таблицы (см. Таблица 2) в Отчете кадастровой оценки объектов недвижимости был сделан вывод, что полученный уровень кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствует рыночной стоимости, что достаточно странно, поскольку среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости (руб./кв.м.) на 48% больше среднего значения удельного показателя рыночной стоимости (руб./кв.м.).

Наименование Наименование подгруппы Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости, руб./кв.м. Среднее значение удельного показателя рыночной стоимости, руб./кв.м. Изменение,%

Здания 25 721,65 26 518,00 -3%

Объекты многоквартирной жилой застройки Остальные городские населенные пункты 19 623,53 20 328,38 -3%

Саратов 34 891,12 33 824,21 3%

Сельский населенный пункт 11 904,52 15 475,30 -23%

Объекты индивидуальной жилой застройки Остальные городские населенные пункты 23 007,37 15 506,70 48%

Сельский населенный пункт 7238,75 8 796,13 -18%

Таблица 2. Анализ сопоставимости рыночной информации с полученными результатами

Что касается возможной компенсации потерь от налогообложения объектов, возведенных после 01.01.2013 г. и не имеющих инвентаризационной стоимости, то здесь складывается следующая ситуация. За период 2013-2016 гг. количество объектов жилого фонда (квартиры, дома) увеличилось на 3 471 единиц. Общая сумма поступлений налога на имущество физических лиц, исходя из усредненных показателей кадастровой стоимости новостроек города Балаково при ставке налога 0,1% даже без учета налоговых льгот, составит 2,4 млн. рублей, т. е. поступления не смогут компенсировать потери бюджета от применения некорректных результатов кадастровой оценки.

Следует заметить, что дополнительным доходом местных бюджетов могли бы быть поступления налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости от объектов торгово-офисного назначения, владельцы которых, применяющие специальные режимы налогообложения, в настоящее время освобождены от уплаты налога, исходя из инвентаризационной стоимости. Законодательство предусмотрело такую возможность с 01.01.2016 года для объектов, облагаемых налогом на имущество организаций и физических лиц. В целях реализации нормы законодательства в 2015 году был сформирован областной перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Однако, несмотря на обращения администрации Балаковского района о включении торговых объектов физических лиц, в перечень были включены только объекты, принадлежащие юридическим лицам, облагаемые налогом на имущество организаций.

Библиографический список

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 30.11.2016 г.

2. Отчет № 01-ГКООН-64-2012 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Саратовской области от 26.09.2012 г.

3. Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года № 990-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.