Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СТУДЕНТОВ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СТУДЕНТОВ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПЕРВОКУРСНИКИ / ВТОРОКУРСНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ницина Ольга Александровна, Бонько Татьяна Ивановна, Сухинина Ксения Викторовна, Брель Павел Юрьевич, Черкашина Елена Владимировна

Проведено психологическое тестирование у 295 человек - студентов Иркутского государственного университета - с целью изучить особенности изменений адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и уровня мотивации в потребности достижении успеха на первом и втором курсах обучения. Количество обследованных юношей составило 89 человек, из которых в контрольную группу вошли 30 человек, а в экспериментальную 38 человек (с заболеванием вегетососудистая дистония (ВСД) - 27 человек, заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - 15 человек, с миопией - 17 человек), 17,2±0,4 лет. Количество девушек составило 206 человек, из которых в контрольную группу вошли 112 человек, в экспериментальную группу - 94 человека (ВСД - 33 человека, ОДА - 22 человека, миопия - 39 человек). Возраст обследуемых девушек составил 18,1±0,2 лет. В исследовании использованы многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, тест-опросник Ю. М. Орлова «Потребность в достижении успеха», метод статистической обработки с использованием пакета прикладных стандартных статистических программSPPS(версия 15). Студенты-первокурсники (юноши и девушки), здоровые и с хроническими заболеваниями, характеризовались средними уровнями адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и мотивации к достижению успеха. На 2 курсе у юношей и девушек (здоровых и с отклонениями в состоянии здоровья) происходит повышение уровней адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала. Также на 2 курсе в группе здоровых юношей происходит увеличение количества человекс высоким уровнем мотивации к достижению успеха, тогда как у студентов с хроническими заболеваниями (специальная медицинская группа (СМГ)) уровни мотивации не изменяются в динамике обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ницина Ольга Александровна, Бонько Татьяна Ивановна, Сухинина Ксения Викторовна, Брель Павел Юрьевич, Черкашина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CHANGES IN PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN THE FIRST AND SECOND YEARS OF EDUCATION IN UNIVERSITY

Psychological testing was carried out in 295 people - students of the Irkutsk State University - in order to study the features of changes in adaptive abilities, personal adaptive potential and the level of motivation in the need to achieve success in the first and second years of study.The number of young men examined was 89 people, of which 30 people were in the control group, and 38 people were in the experimental group (27 people with vegetovascular dystonia (VVD), 15 people with diseases of the musculoskeletal system, 17 people with myopia), 17,2±0,4 years.The number of girls was 206 people, of which 112 people were in the control group, 94 people were in the experimental group (VVD - 33 people, diseases of the musculoskeletal system - 22 people, myopia - 39 people). The age of the examined girls was 18,1±0,2 years.The study used a multi-level personality questionnaire “Adaptiveness” by A. G. Maklakov, S. V. Chermyanin, test questionnaire by Yu. M. Orlova“The need to achieve success”, statistical processing method using the package of applied standard statistical programs SPPS (version 15). First-year students (boys and girls), healthy and with chronic diseases, were characterized by average levels of adaptive abilities, personal adaptive potential and motivation to achieve success.In the 2nd year, boys and girls (healthy and with health problems) experience an increase in the levels of adaptive abilities, personal adaptive potential.Also, in the 2nd year in the group of healthy boys, there is an increase in the number of people with a high level of motivation to achieve success, while in students with chronic diseases (special medical group (SMG)) the levels of motivation do not change in the dynamics of learning.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СТУДЕНТОВ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

УДК 378.147:159.9.072:159.923 DOI 10.26170/2079-8717_2023_01 _05

ББК Ю962.3 ГРНТИ 15.21.51 Код ВАК 5.3.1

Ницина Ольга Александровна,

старший преподаватель, Иркутский государственный университет; 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1; e-mail: 0lichk1102@yandex.ru

Бонько Татьяна Ивановна,

доцент, Иркутский государственный университет; 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1; e-mail: tatyanabnk@gmail.com

Сухинина Ксения Викторовна,

кандидат биологических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения; 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15; e-mail: k0nstanta2003@inb0x.ru

Брель Павел Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный медицинский университет; 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1; e-mail: brel69@mail.ru

Черкашина Елена Владимировна,

старший преподаватель, Байкальский государственный университет; 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, корп. 3; e-mail: CherkashinaEV1@bgu.ru

Чмаркова Елена Гирадьевна,

старший преподаватель, Байкальский государственный университет; 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, корп. 3; e-mail: ChmarkovaEG@bgu.ru

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СТУДЕНТОВ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшие учебные заведения; студенты; первокурсники; второкурсники; образовательный процесс; адаптивные способности; адаптация студентов; личностный адаптационный потенциал; личность студента; мотивационная сфера; достижение успеха; специальные медицинские группы; личностные характеристики; психологические тесты

АННОТАЦИЯ. Проведено психологическое тестирование у 295 человек - студентов Иркутского государственного университета - с целью изучить особенности изменений адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и уровня мотивации в потребности достижении успеха на первом и втором курсах обучения. Количество обследованных юношей составило 89 человек, из которых в контрольную группу вошли 30 человек, а в экспериментальную 38 человек (с заболеванием вегетососудистая дистония (ВСД) - 27 человек, заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - 15 человек, с миопией - 17 человек), 17,2±0,4 лет. Количество девушек составило 206 человек, из которых в контрольную группу вошли 112 человек, в экспериментальную группу - 94 человека (ВСД - 33 человека, ОДА - 22 человека, миопия - 39 человек). Возраст обследуемых девушек составил 18,1±0,2 лет. В исследовании использованы многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, тест-опросник Ю. М. Орлова «Потребность в достижении успеха», метод статистической обработки с использованием пакета прикладных стандартных статистических программ SPPS (версия 15). Студенты-первокурсники (юноши и девушки), здоровые и с хроническими заболеваниями, характеризовались средними уровнями адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и мотивации к достижению успеха. На 2 курсе у юношей и девушек (здоровых и с отклонениями в состоянии здоровья) происходит повышение уровней адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала. Также на 2 курсе в группе здоровых юношей происходит увеличение количества человек с высоким уровнем мотивации к достижению успеха, тогда как у студентов с хроническими заболеваниями (специальная медицинская группа (СМГ)) уровни мотивации не изменяются в динамике обучения.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ницина, О. А. Анализ изменений личностных характеристик у студентов на первом и втором курсах обучения в вузе / О. А. Ницина, Т. И. Бонько, К. В. Сухинина, П. Ю. Брель, Е. В. Черкашина, Е. Г. Чмаркова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 1. - С. 39-45. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2023_01_05.

Nitsina Olga Alexandrovna,

Senior Lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

Bonko Tatiana Ivanovna,

Associate Professor, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

Sukhinina Ksenia Viktorovna,

Candidate of Biology, .Associate Professor, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia

© Ницина О. А., Бонько Т. И., Сухинина К. В., Брель П. Ю., Черкашина Е. В., Чмаркова Е. Г., 2023

Brel Pavel Yurievich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia

Cherkashina Elena Vladimirovna,

Senior Lecturer, Baikal State University, Irkutsk, Russia

Chmarkova Elena Giradievna,

Senior Lecturer, Baikal State University, Irkutsk, Russia

ANALYSIS OF CHANGES IN PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN THE FIRST AND SECOND YEARS OF EDUCATION IN UNIVERSITY

KEYWORDS: higher educational institutions; students; freshmen; sophomores; educational process; adaptive abilities; adaptation of students; personal adaptive potential; the identity of the student; motivational sphere; achieving success; special medical groups; personal characteristics; psychological tests

ABSTRACT. Psychological testing was carried out in 295 people - students of the Irkutsk State University - in order to study the features of changes in adaptive abilities, personal adaptive potential and the level of motivation in the need to achieve success in the first and second years of study. The number of young men examined was 89 people, of which 30 people were in the control group, and 38 people were in the experimental group (27 people with vegetovascular dystonia (VVD), 15 people with diseases of the musculoskeletal system, 17 people with myopia), 17,2±0,4 years. The number of girls was 206 people, of which 112 people were in the control group, 94 people were in the experimental group (VVD - 33 people, diseases of the musculoskeletal system - 22 people, myopia - 39 people). The age of the examined girls was 18,1±0,2 years. The study used a multi-level personality questionnaire "Adaptiveness" by A. G. Maklakov, S. V. Chermyanin, test questionnaire by Yu. M. Orlova "The need to achieve success", statistical processing method using the package of applied standard statistical programs SPPS (version 15). First-year students (boys and girls), healthy and with chronic diseases, were characterized by average levels of adaptive abilities, personal adaptive potential and motivation to achieve success. In the 2nd year, boys and girls (healthy and with health problems) experience an increase in the levels of adaptive abilities, personal adaptive potential. Also, in the 2nd year in the group of healthy boys, there is an increase in the number of people with a high level of motivation to achieve success, while in students with chronic diseases (special medical group (SMG)) the levels of motivation do not change in the dynamics of learning.

FOR CITATION: Nitsina, O. A., Bonko, T. I., Sukhinina, K. V., Brel, P. Yu., Cherkashina, E. V., Chmarko-va, E. G. (2023). Analysis of Changes in Personal Characteristics of Students in the First and Second Years of Education in University. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 39-45. DOI: 10.26170/2079-8717_2023_01_05.

За последние 16 лет исследователями отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья молодежи в возрасте 17-18 лет [2]. Известно, что молодой организм в период роста и развития подвергается большому количеству стресс-факторов в современном мире: смена учебной нагрузки, поступление в университет, расширение круга общения и т. д. [6]. Эти факторы, несомненно, влияют как на психологическое, так и на физиологическое состояние организма. Негативной тенденцией последних лет является стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний среди первокурсников [1]. Также данная тенденция отмечается и за рубежом [9, с. 1232].

Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье [1; 8].

Согласно данным исследований, наиболее часто встречающимися заболеваниями у

первокурсников на 2019-2021 гг. являются заболевания органов зрения (миопии различной степени тяжести), которые составили 25% случаев [6]. На втором месте по частоте встречаемости оказались заболевания опорно-двигательной системы (нарушения осанки, сколиозы различной степени, плоскостопие), данная патология встречалась у 23,4% первокурсников [6], на третьем месте были заболевания бронхолегочной системы - у 16% первокурсников в виде бронхиальной астмы, аллергии. Также согласно данным авторам, часто встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) в виде хронического гастрита и заболеваний желчного пузыря (14,3% человек), а частота встречаемости заболеваний сердечнососудистой системы регистрировалась у 10,7% студентов-первокурсников [6].

В условиях современной жизни здоровье молодежи подвергается большому риску. На данном этапе жизни на молодой организм оказывает большое влияние стресс, который сопровождается психофизиологическими изменениями [9]. В связи с вышесказанным изучение психологических особенностей у здоровых студентов и студентов, определенных в специальную меди-

цинскую группу (СМГ), является актуальным в области адаптивности студентов к смене учебной нагрузки, экзаменационному стрессу.

Цель исследования. Выявить особенности изменений личностных психологических характеристик у студентов (девушек и юношей) на первом и втором курсах обучения в зависимости от состояния здоровья.

Задачи исследования:

1. Изучить личностные психологические показатели у девушек и юношей, здоровых и имеющих хронические заболевания на первом курсе.

2. Исследовать уровни мотивации достижения успеха у студентов в динамике обучения на первом курсе.

3. Изучить динамику изменений психологических показателей у студентов в зависимости от состояния здоровья и пола.

Структура объекта исследования. Объектом исследования были юноши и де-

вушки (п=295), обучающиеся на первом и втором курсах Иркутского государственного университета в 2019-2020 уч. г. Все студенты обучались на 6 факультетах: физическом, психологическом, химическом, географическом, биолого-почвенном, факультете филологии и журналистики. Количество всех обследованных юношей составило 89 человек, из которых в контрольную группу вошли 30 человек, а в экспериментальную - 38 человек (ВСД - 27 человек, ОДА - 15 человек, миопия - 17 человек), 17,2±0,4 лет. Количество девушек составило 206 человек, из которых в контрольную группу вошли 112 человек, в экспериментальную группу - 94 человека (ВСД - 33 человек, ОДА - 22 человека, миопия - 39 человек). Возраст обследуемых девушек составлял 18,1±0,2 лет. Распределение студентов по группам здоровья представлено в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Структура объекта исследования (девушки)

Курс Контрольная группа ВСД ОДА Миопия

1 курс (n=i8o) 107 23 18 .32

2 курс (n=26) 5 10 4 7

Всего n=2o6 112 33 22 39

Таблица 2

Структура объекта исследования (юноши)

Курс Контрольная группа ВСД ОДА Миопия

1 курс (n=63) 25 17 11 10

2 курс (n=26) 5 10 4 7

Всего n=89 30 27 15 17

Студенты были распределены по группам здоровья на основании медицинского освидетельствования, проведенного Иркутской городской поликлиникой № 1.

Методы исследования.

Методы психологического тестирования. Для проведения методов оценки адаптивного состояния у студентов в период обучения использовался многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) [3; 4]. Теоретической основой теста является представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека.

Также в исследовании был использован тест «Оценка уровня мотивации в достижении успеха» (Ю. М. Орлов, 1978 г.) [7]. Методика данного теста используется для измерения потребности в достижении цели, успеха. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на дости-

жения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку. Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей и оказывает влияние на всю человеческую жизнь.

Статистические методы обработки данных. Для статистической обработки данных использовалась программа Microsoft Office Excel 2010 и программа SPSS Statistics - компьютерная программа для статистической обработки данных на персональном компьютере. Для анализа различий по частоте встречаемости использовался ф2-критерий Фишера с угловым преобразованием. Различия считались достоверными при уровне значимости р<0,01, р<0,05 [5].

Результаты исследования и обсуждение. Были изучены уровни адаптивных способностей (АС) у девушек на 1 и 2 курсах (рис. 1).

Рис. 1. Уровни адаптивных способностей у девушек (1, 2 курсы)

Большинство студенток имели средние адаптивные способности. Уровень высоких адаптивных способностей в первый год обучения в контрольной (основной) группе составляет 9% (п=20), на 2 курсе - 10% (п=зз), у студенток специальной медицинской группы данный показатель увеличивается с 10% до 18,5%. Уровень низких адаптационных способностей существенно изменяется в группе здоровых девушек на 2 курсе по сравнению с первым (снижается до 18,2%).

В группе девушек с отклонениями в здоровье также происходит увеличение количества человек с высокими АС. Таким образом, на 2 курсе у всех девушек отмечено повышение количества человек с высокими АС, т. е. происходит успешная адаптация к обучению.

Далее были изучены уровни личностного адаптационного потенциала (ЛАП) (рис. 2).

Рис. 2. Уровни личностного адаптационного потенциала у девушек (1, 2 курсы)

Большинство девушек имели средний уровень ЛАП. Было установлено увеличение количества девушек с высоким ЛАП в контрольной группе. Данные результаты свидетельствуют об улучшении процесса социально-психологической адаптации у здоровых студенток. В СМГ у девушек происходит

уменьшение количества человек с низким уровнем ЛАП, что также свидетельствует об улучшении социально-психологической адаптации у девушек.

Далее был исследован показатель уровня мотивации к достижению успеха (рис. 3).

Рис. 3. Уровни мотивации достижения успеха у девушек (1, 2 курсы)

У большинства девушек уровень мотивации к достижению успеха был средним. В

контрольной группе происходит снижение количества человек с высоким уровнем мо-

тивации к достижению успеха, тогда как у девушек СМГ не происходит значительных изменений высоких уровней мотивации.

Таким образом, большинство обследованных девушек имели средние уровни адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и мотивации к достижению успеха. Было установлено увеличение девушек с высокими уровнями адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и мотивации к достижению успеха в обеих группах на вто-

ром курсе.

Далее были исследованы адаптивные способности у юношей (рис. 4). На 1 курсе у юношей в обеих группах преобладали средние АС. В группе здоровых юношей у 11% (п=15) регистрировались высокие адаптивные способности, на 2 курсе было установлено, что здоровые юноши характеризовались только средними и низкими АС. У юношей СМГ на 2 курсе происходит увеличение количества человек с высокими АС.

66,70%

■Ы 90% I

1 60,00%

141,20% I 4090%

I ИЗ« 33.30% I

I -И И Ш

0СН(п-17! СМП(п-21| ОСН2(п=3]

■ викок ВСред иНм.И'

СМГ2(п=6]

Рис. 4. Уровни адаптивных способностей у юношей (1, 2 курсъО

При изучении ЛАП у юношей было выявлено преобладание среднего уровня в обеих группах (рис. 5). На втором курсе у

юношей в СМГ отмечено увеличение количества человек с высоким ЛАП.

66,70«

52 90% И I

' 50,00%

141,20® И 4Э.9ЭЯ.

I 33,30% 3^,3056 Щ

I -|| II |||

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСЩп 17)

амЦн-и\

СМГ2(п=&|

■ ВЫСОК ■ 11111»

Рис. 5. Уровни личностного адаптационного потенциала у юношей (1, 2 курсъО

При изучении мотивации к достижению успеха у юношей было установлено преобладание среднего уровня в обеих группах на 1 курсе (рис. 6). Следует отметить, что в СМГ были выявлены только низкие и средние уровни мотивации к до-

стижению успеха. На втором курсе у здоровых юношей происходит уменьшение количества человек с низким уровнем мотивации к достижению успеха, тогда как в СМГ не было выявлено никаких изменений.

Рис. 6. Уровни мотивации достижения успеха у юношей (1, 2 курсъО

Таким образом, у юношей на первом и втором курсах преобладал средний уровень адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и мотивации к достижению успеха в обеих группах. На 2 курсе происходит увеличение количества человек с высокими уровнями адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и мотивации к достижению успеха.

Согласно проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1. Юноши и девушки-первокурсники, как здоровые, так и определенные в специальную группу, характеризовались средними уровнями адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала и мотивации к достижению успеха.

2. На втором курсе происходит увеличение количества девушек (здоровых и с отклонениями в состоянии здоровья) с высокими уровнями адаптивных способностей,

личностного адаптационного потенциала.

3. В группах юношей, здоровых и с отклонениями в состоянии здоровья, происходит увеличение количества человек с высокими уровнями адаптивных способностей, личностного адаптационного потенциала на втором курсе.

4. У здоровых юношей на 2 курсе происходит изменение уровня мотивации к достижению успеха в сторону высоких показателей, тогда как у студентов, занимающихся в специальной медицинской группе, уровень мотивации к достижению успеха не изменяется в динамике обучения.

В заключение можно сделать общий вывод о том, что психическое и физическое состояние студентов нуждается в особом внимании. Мы рекомендуем студентам обратить внимание на режим организации своей жизни: количество сна, рацион питания, наличие физических нагрузок и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ взаимозависимостей между показателями физического развития и физиометрическими показателями у студентов-первокурсников, определенных в третью функциональную группу здоровья / К. В. Сухинина, А. Ю. Колесникова, Т. И. Бонько, О. А. Ницина // Человеческий капитал. - 2022. - № 5 (161). - С. 244-251.

2. Вассерман, Л. И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика : учебно-методическое пособие / Л. И. Вассерман. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.

3. Медникова, А. А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков / А. А. Медникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. -С. 120-123.

4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чер-мянина / / Практическая психодиагностика. Методы и тесты : учебное пособие / ред. и сост. Д. Я. Райго-родский. - Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. - С. 549-672.

5. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2006. - 392 с.

6. Морфофункциональные критерии здоровья студентов непрофильных вузов : учебно-метод. пособие / К. В. Сухинина, В. Ю. Лебединский, А. Ю. Колесникова, О. Ю. Александрович. - Иркутск : ООО «Ме-гапринт», 2019. - 250 с.

7. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб. : Речь, 2001. - 256 с.

8. Dilekmen, M. Orientation and adaptation of university students / M. Dilekmen // Psychology Rep. -2007. - Vol. 101. - P. 1141-1144.

9. Dyson, R. Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping / R. Dyson, R. Renk // J. Clin. Psychol. - 2006. - Vol. 62, No. 10. - P. 1231-1244.

REFERENCES

1. Sukhinina, K. V., Kolesnikova, A. Yu., Bonko, T. I., Nitsina, O. A. (2022). Analiz vzaimozavisimostei mezhdu pokazatelyami fizicheskogo razvitiya i fiziometricheskimi pokazatelyami u studentov-pervokursnikov, opredelennykh v tret'yu funktsional'nuyu gruppu zdoroVya [Analysis of the Interdependences between Indicators of Physical Development and Physiometric Indicators in First Year Students, Defined in the Third Functional Group of Health]. In Chelovecheskii kapital. No. 5 (161), pp. 244-251.

2. Vasserman, L. I. (2010). Sovladanie so stressom: teoriya ipsikhodiagnostika [Coping with Stress: Theory and Psychodiagnostics]. Saint Petersburg, Rech'. 192 p.

3. Mednikova, A. A. (2009). Osobennosti struktury kommunikativnykh sposobnostei starshikh podrostkov [Features of the Structure of Communication Abilities of Older Adolescents]. In Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. No. 2, pp. 120-123.

4. Mnogourovnevyi lichnostnyi oprosnik «Adaptivnost'» (MLO-AM) A. G. Maklakova i S. V. Chermyanina [Multilevel Personal Questionnaire "Adaptiveness" (MLO-AM) by A. G. Maklakov and S. V. Chermyanin]. (2006). In Raigorodsky, D. Ya. (Ed.). Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metody i testy: uchebnoe posobie. Samara, Iz-datel'skii Dom «BAKhRAKh-М», pp. 549-672.

5. Nasledov, A. D. (2006). Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i inter-pretatsiya dannykh [Mathematical Methods of Psychological Research. Data Analysis and Interpretation]. Saint Petersburg, Rech'. 392 p.

6. Sukhinina, K. V., Lebedinsky, V. Yu., Kolesnikova, A. Yu., Aleksandrovich, O. Yu. (2019). Mor-fojunktsional'nye kriterii zdorov'ya studentov neprofil'nykh vuzov [Morphofunctional Criteria for the Health of Students of Non-core Universities]. Irkutsk, OOO «Megaprint». 250 p.

7. Heckhausen, X. (2001). Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of Achievement Motivation]. Saint Petersburg, Rech'. 256 p.

8. Dilekmen, M. (2007). Orientation and Adaptation of University Students. In Psychology Rep. Vol. 101, pp. 1141-1144.

9. Dyson, R., Renk, R. (2006). Freshmen Adaptation to University Life: Depressive Symptoms, Stress, and Coping. In J. Clin. Psychol. Vol. 62. No. 10, pp. 1231-1244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.