Научная статья на тему 'Анализ итогов единого государственного экзамена по физике в Тульской области (2013год)'

Анализ итогов единого государственного экзамена по физике в Тульской области (2013год) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ / UNIFIED STATE EXAM / METHODS OF TEACHING PHYSICS AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лахатова М. И., Якунова Е. В.

В статье рассмотрены итоги подготовки и проведения ЕГЭ по физике в Тульской области и приведены рекомендации учителям физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF UNIFIED STATE EXAM IN PHYSICS IN THE TULA REGION (2013)

The article considers the results of carrying out EGE on the physicist in the Tula region and provides recommendations for teachers of physics.

Текст научной работы на тему «Анализ итогов единого государственного экзамена по физике в Тульской области (2013год)»

Таким образом, методическая система являет собой теоретическую базу для разработки технологии обучения, а технология обучения является воплощением методической системы в конкретном учебно-воспитательном процессе, и только в своем единстве они образуют необходимое и достаточное условия для его осуществления.

Литература

1. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

2. Чошанов М. А. Что такое педагогическая технология? // Школьные технологии. - М.,1996. - №3. - С. 8-13.

3. Сибирская М. П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников / Науч.-метод. совет. Учеб.-науч.-метод. объединение вузов России по инж.-пед. образованию. - СПб., 1997. - 193 с.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

Лахатова МИ1, Якунова Е.В.2

1Учитель физики, Муниципальтая общеобразовательная школа №60, г.Тула; 2Кандидат технических наук, доцент кафедры

физики, Тульский государственный университет

АНАЛИЗ ИТОГОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФИЗИКЕ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (2013ГОД)

Аннотация

В статье рассмотрены итоги подготовки и проведения ЕГЭ по физике в Тульской области и приведены рекомендации учителям физики.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, методика преподавания физики в школе.

Lahatova ML1, Yakunova E.V.2

1 Teacher of physics, Munitsipaltaya secondary school number 60, Tula; 2Candidate of technical Sciences, associate Professor of

physics,

Tula state University

ANALYSIS OF THE RESULTS OF UNIFIED STATE EXAM IN PHYSICS IN THE TULA REGION (2013)

Abstract

The article considers the results of carrying out EGE on the physicist in the Tula region and provides recommendations for teachers of physics.

Keywords: unified state exam, methods of teaching physics at school.

Основная задача единого государственного экзамена по физике — оценка подготовки по физике выпускников XI классов общеобразовательных учреждений с целью конкурсного отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения РФ.

Средний тестовый балл в Тульской области по физике составил 55,18, по математике средний балл в этом году составил 45,5.

Распределение участников ЕГЭ по баллам приведено в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Сред.балл Всего участников Ниже 70 баллов Выше 70 баллов

55,18 2107 1694 413

Таблица 2.

0 1-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 61-65 66- 70 71-75 76- 80 81- 85 86- 90 91- 100

1 188 237 226 220 295 278 169 80 104 75 84 90 60

КИМ представлены задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня содержатся только в первой части работы. Ими проверяется усвоение основных физических понятий и законов. Задания повышенного уровня распределены между первой и второй частями работы. Данные задания контролируют умение использовать физические понятия и законы для анализа более сложных процессов или умение решать задачи на применение одного-двух законов (формул). К заданиям более высокого уровня сложности относятся одна качественная и 5 расчетных задач, которые требуют применения знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач.

Экзаменационные варианты составляются таким образом, чтобы обеспечить проверку различных видов деятельности выпускника: владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики, владение основами знаний о методах научного познания, решение задач различных типов и уровня сложности.

В вариантах 2013 года продолжена тенденция постепенного увеличения доли «качественных заданий» по физике проверяющих понимание сути физических явлений, заданий повышенного уровня сложности, для выполнения которых необходимо обоснование используемой физической модели, позволяют расширить диапазон проверяемых знаний, умений и навыков.

Большая часть заданий в КИМ по физике состоит из заданий с выбором ответа и заданий позволяющих проверить умения использовать несколько (два и более) физических законов или определений, относящихся к одной и той же теме. Для выполнения таких заданий требуется повышенный уровень подготовки выпускников. Задания с выбором ответа достаточно информативны, но направлены на проверку лишь одно-двух элементов знаний или умений, и, следовательно, могут проверить усвоение учащимися далеко не всех видов деятельности. Такие задания позволяют отследить типичные ошибки, допускаемые учащимися при ответах на подобные тесты. Это делает задания с выбором ответа привлекательными для использования в целях диагностики состояния преподавания физики и корректировки применяемых методик.

При проверке работы оценивается умение применять законы физики в измененной или новой ситуации, умение выбирать оптимальный способ решения, оформление представленного решения и т.п. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта данная форма заданий позволяет выявить неусвоенные или плохо усвоенные элементы знаний или умений с целью дальнейшего повышения уровня обученности.

Задания со свободными развернутыми ответами проверяют базовые знания, умения и навыки по физике и математике выпускников средней школы, которые не могут быть проверены другими видами заданий. Необходимо отметить положительную тенденцию увеличения количества заданий с использованием графиков зависимостей физических величин, которые позволяют оценить логическое мышление учащихся на основе применения знаний о физических процессах, также такие задания позволяют установить межпредметные связи физики и математики.

Проверка решений заданий с развернутым ответом показала, что на основном экзамене наиболее часто выпускники выполняли задания С1 и С3. По результатам ЕГЭ правильные решения представили 14,67% и 22,26% участников, соответственно. Наибольшее затруднение при решении у участников экзамена традиционно вызывало задание С6. Так же вызвали затруднения задачи по разделу «Электричество» в которых рассматривались неидеальные схемы, задачи на рассмотрение тепловых процессов. Наибольшее количество ошибок было допущено при решении и составлении систем уравнений.

103

На основании полученных результатов можно предложить учителям, работающим с учащимися старших классов, следующее: 1) больше внимания уделять рассмотрению качественных задач; 2) чаще решать задачи в общем виде, тем самым поясняя школьникам возможность исключения промежуточных арифметических ошибок; 3) больше решать задач, требующих поясняющих рисунков и графиков; 4) чаще проводить репетиционный экзамен, развивая у детей чувство времени и навыков оформления решений традиционных задач; 5) обратить внимание на межпредметные связи в естественных науках.

Также необходимо осуществлять преемственность в преподавании физики между средним звеном, дающем базовые знания, и старшей школой осуществляющей подготовку к последующему изучению физики в высшей школе.

Литература

1. Публичный доклад министерства образования и культуры Тульской области о состоянии и перспективах развития системы образования Тульской области, 2012г.// education.tularegion.ru

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ARTS

Бойко В.Л1., Чайкин С.Г2.

‘Профессор, кандидат философских наук, Красноярская государственная академия музыки и театра; “Чайкин С. Г.- профессор, кандидат искусствоведения, Красноярская государственная академия музыки и театра.

ТВОРЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ КАФЕДРЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ КРАСНОЯРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ И ТЕАТРА)

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы значимости музыкального искусства в частности, и культуры в целом для различных социально-культурных общностей в новых информационных и экономических условиях. Показывается значение творческого профессионального подхода к формированию позитивного общественного мнения о ценности культуры и искусства, о необходимости сохранения и эффективного использования культурно-исторического наследия.

Ключевые слова: музыкальное образование, творческий проект, кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки

Boiko V. L.‘, Chaikin S.G.“

‘PhD in philosophy, Professor, Krasnoyarsk’s State Academy of Music and Theatre; “Chaikin S.G.- PhD in fine art, Professor,

Krasnoyarsk’s State Academy of Music and Theatre

CREATIVE REALIZATION OF CULTURAL REQUIREMENTS OF SOCIETY IN ACTIVITY OF MUSICAL HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Abstract

In this article questions of the importance of musical art, in particular, and cultures - as a whole - for various welfare communities in new information and economic conditions are considered. Value of creative professional approach to the formation of positive public opinion about culture and art value, the need ofpreservation and effective use of cultural and historical heritage is shown.

Keywords: musical education, creative project, chamber ensemble and accompaniment cathedra.

Высшее музыкальное образование - специфическая область вузовской системы. Современная жизнь требует от музыканта-профессионала владения не только своей специальностью - композиторской, исполнительской, музыковедческой или иной10, но также умения организовать публику, найти спонсоров для проведения музыкальных мероприятий, научно обосновать творческий проект и многое другое. На сегодняшний день выпускник творческого вуза должен владеть следующими профессиональными компетенциями:

«...- осуществлять работу, связанную с организационно-производственной структурой концертных и театральных организаций, различных агентств, а именно: обеспечивать функционирование творческого коллектива, социально-культурное и финансовое планирование, проектирование и маркетинг в концертных организациях (ПК-14);

- применять знания в области организации менеджмента в сфере искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-15);.

- реализовывать управленческие технологии информационного маркетинга в сфере музыкального искусства, культуры, образования (ПК-17).» [1].

Иными словами, назрела потребность в универсализации и интенсификации деятельности музыканта.

Эти тенденции обусловлены динамикой социальных процессов, изменением общественных вкусов. Сегодняшняя картина духовных запросов общества очень пестра, как разнолик и сам современный социум. В значительной мере он разобщен, коллективизм уступил место индивидуализму, материальные и духовные потребности разных социальных групп значительно разнятся. Существовавшая ранее системная господдержка образования и культуры реформировалась в «точечные» вливания, целевое финансирование отдельных организаций и проектов.

В этих условиях в культуре, представляющей собой систему материальных и духовных ценностей, начался процесс самосохранения и самовоспроизводства (что характеризует любую сложную систему)11. На практике импульс к саморазвитию выразился в поиске новых идей и способов приобщения людей к культурным ценностям. Примеров тому множество: организация музеями бесплатных посещений, «музейных ночей» и иных арт-проектов при активном участии СМИ; оживление быта русских усадеб благодаря восстановлению народных промыслов, организации культурно-массовых мероприятий, а также подчас совершенно новых форм привлечения посетителей - вплоть до развития сервисного дела; «проникновение» в академические залы джаза и фольклора; возведение «театральной сцены» на крыше дома etc.

Подобные явления, при всей неоднозначности их восприятия, позволяют представителям творческих профессий, откликаясь на запросы времени, находить свою нишу в самых разных областях деятельности. Такой нишей для музыкантов-преподавателей кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки (ККАиКП) Красноярской государственной академии музыки и театра (КГАМиТ) стали формы социокультурной работы, позволяющие выйти за пределы учебного заведения (более того - города и края) и охватывающие как профессиональную аудиторию, так и слушателей с разным уровнем подготовленности.

В последнее время, в условиях тотального реформирования и многочисленных новаций, затронувших все сферы жизни, особую актуальность приобрела тема сохранения культурно-исторического наследия. Именно она легла в основу совместного Проекта Министерства культуры Красноярского края и кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, получившего название «Музыка в исторических домах Красноярска». Проект был инициирован преподавателями кафедры и

10 Многие музыкальные вузы открывают новые, «сопутствующие» специальности - звукорежиссуру, хореографию и другие.

11 Этот процесс является своеобразным откликом на провозглашение государством приоритетного развития инновационных технологий одновременно с сокращением гуманитарного образования.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.