УДК 82(091):03
АНАЛИЗ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ СТАТЕЙ Н. П. ОБНОРСКОГО В ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ БРОКГАУЗА И ЕФРОНА1
Александр Юрьевич Братухин
д. филол. н., доцент кафедры мировой литературы и культуры Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15. Bratucho@yandex.ru
В статье анализируется научное наследие первого заведующего кафедрой иностранных языков Пермского государственного университета Н. П. Обнорского - статьи в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, написанные им в молодости. Рассказывается о жизненном пути Николая Петровича, прежде всего, о его петербургском периоде, когда названные работы и были опубликованы. Даётся их тематический анализ, рассматриваются те научные источники, к которым Обнорский обращался чаще всего, также приводятся образцы его статей и определяются особенности их стиля.
Ключевые слова: Н. П. Обнорский, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, классическая филология, словарная статья, библиография.
Николай Петрович Обнорский известен в науке гораздо менее своего знаменитого брата Сергея Петровича. Нам не удалось найти ни одной статьи, опубликованной Н. П. Обнорским во время работы в Пермском (Молотовском) государственном университете. По всей видимости, в эту пору своей жизни он не занимался научной работой,2 будучи сильно загруженным иными делами: согласно «Жизнеописанию» (1934 г.), Николай Петрович с 1917 г. до 1932 г. заведовал университетской библиотекой (в этой должности он развернул интенсивную организационную деятельность, многократно ездя в командировки в Петроград, Гельсингфорс, Вышний Волочек, Москву и другие города), с 1917 г. по 1924 г. - лектором древних, а с 1919 г. - английского языка (до 1941 г.); с 1921 г. по 1929 г. читал курсы античной и западно-европейской литератур и Введения в литературу, а с 1932 г. стал заведующим кафедрой иностранных языков (до 1941 г.). В этот же период Обнорский занимает должность библиотекаря Биологиче-
© Братухин А.Ю., 2018
ского научно-исследовательского института при Пермском университете, где также является лектором английского языка и выполняет обязанности корректора-переводчика. С 1941 г. он становится старшим преподавателем латинского языка на историко-филологическом факультете университета. В характеристике, составленной в 40-е гг., подписанной ректором, об Обнорском говорится так: «Много труда вложил тов. Обнорский Н. П. в комплектование фундаментальной библиотеки Университета, организовав обмен изданиями с другими библиотеками и научными учреждениями. Работая в библиотеке Пермского Биологического Научно-Исследовательского института, принимал активное участие в издании "Трудов" и "Известий" Института, выполняя большое количество переводных работ». Согласно Автобиографии (1945 г.), Обнорский в разное время преподавал также латинский язык на медицинском факультете, а английский - в сельскохозяйственном и педагогическом институтах.
Об отсутствии своих публикаций в пермский период Николай Петрович сам свидетельствует в «Жизнеописании», составленном в 1934 г.: «Никаких печатных работ, кроме многочисленных вышеупомянутых статей в Большом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона не имеет».
В Автобиографии 1948 г. говорится: «С 1895 (в другом месте сообщается о 1896 г.) до 1905 г. сотрудничал в Большом Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона (начиная с т. 33-го до конца издания), где напечатан ряд самостоятельных статей, общим объёмом не менее 12 печатных листов (в других местах говорится о 10 п. л.), из области античной культуры (религия, мифология, география, история, литература)». В списке печатных трудов (1921 г.) и в Curriculum vitae (1922 г.) Обнорского указывается, что их автор некоторое время состоял сотрудником «Большой энциклопедии» издательства «Просвещение».
Таким образом, сфера научных интересов Обнорского может быть очерчена теми работами, которые он выполнил во время пребывания в Санкт-Петербурге (Петрограде). Мы не будем останавливаться на фактах его жизни и деятельности в Перми с 1917 по 1949 г., изложенных нами в статье «Н. П. Обнорский - пермский классик» [Братухин 2008: 34-41]. Сведения о «петербургском» периоде можно почерпнуть из хранящихся в Архиве ПГНИУ копии «Автобиографической справки» Николая Петровича, написанной им в Петрограде в 1917 г., заверенного его подписью печатного текста Curriculum vitae (1922 г.) и «Жизнеописания» (1934, 1937 гг.) и из находящихся в Государственном архиве Пермского края (ГАПК) личных дел его сыновей Николая3 и Алек-
сея4 и его брата Сергея5, а также из официальной биографии последнего.
Позволим себе составить жизнеописание Н. П. Обнорского на основании перечисленных документов.
Родился Николай Петрович 2 мая 1873 года в семье железнодорожного служащего («мелкого технического служащего», занимавшего «в разное время разные мелкие должности»), принадлежащего к сословию мещан6 с образованием начального училища) Петра Адриановича и Александры Мироновны. Материальное положение Обнорских было стеснённым: уже с 12-ти лет Николаю пришлось «жить собственным трудом». Тем не менее в 1890 г. он окончил 10-ую гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский университет на классическое отделение филологического факультета. Во время обучения он слушал в течение одного года курсы приват-доцента Брауна (готский, верхне--немецкий язык) и Ланге (англосаксонский и среднеанглийский язык). В 1894 г. был «зачислен в ратники ополчения второго разряда». Университет Николай Петрович закончил в 1895 г. с дипломом I степени. «За представленное перед окончанием Университета зачётное сочинение "Эротика в Александрийской поэзии" был оставлен проф. П. В. Никитиным при Университете» для подготовки к профессуре по кафедре греческого языка и литературы. С 1895 г. до августа 1917 г. работал преподавателем 10-ой гимназии (с 1895 «из платы по найму», с 1900 как штатный преподаватель, с 1908 г. как утверждённый в звании учителя для гимназий и прогимназий). В гимназии, кроме древнегреческого и латинского языков и древней истории, он преподавал философскую пропедевтику, английский, психологию, логику (всего 13 уроков7). В «Автобиографической справке» (1917) указывается, что кроме латинского, греческого, французского и немецкого языков, Обнорский хорошо знал английский и обладал «общими лингвистическими познаниями, необходимыми библиотекарю для ориентировки в других европейских языках (шведском, норвежско-датском, голландском, итальянском, испанском, финском)».
Положение семьи, согласно «Жизнеописанию» 1937 г., было «чрезвычайно тяжёлое». Отец «оказался неспособным поддерживать семью и отошёл от неё». Александре Мироновне, как известно из официальной биографии её младшего сына Сергея Петровича [Электронная энциклопедия ТГУ], пришлось воспитывать его на средства двух его старших братьев (Николая и Бориса).
С 1896 г. Николай Петрович, как было сказано выше, стал постоянным сотрудником большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (далее ЭСБиЕ) (в 1 изд.).
6-го апреля 1897 г. у Николая Петровича и Анны Алексеевны Конской, дочери ректора Минской духовной семинарии А. К. Конского и Сусанны Фёдоровны Лашковой, дочери протоиерея, родился сын Николай. Его восприемниками были дядя Пётр Алексеевич Конский, преподаватель Приюта принца П. Г. Ольденбургского, и бабушка Сусанна Фёдоровна. Николай окончит 10-ю гимназию в 1915 г. с серебряной медалью («четвёрки» по латыни, математике, физике, истории, географии; «пятёрки» по закону Божиему, русскому языку и словесности, философской пропедевтике, математической географии, законоведению, немецкому и французскому языкам). Один год (1915-1916) проучится в Петроградском университете на физико-математическом факультете, 1 июня 1916 г. его призовут в армию. В его личном деле (ГАПК) содержится удостоверение, датированное мартом 1918 г., в котором сообщается, что солдат 90-го полка Н. Н. Обнорский уволен в запас. В этом же году он подаст прошение о включении его в число студентов математического отделения физико-математического факультета Пермского университета.
С 1-го ноября 1897 г. Николай Петрович «по условиям материального характера не смог посвятить себя всецело научным занятиям и к магистерским экзаменам не приступил». По нашему мнению, это решение было принято именно в связи с рождением первенца и необходимостью увеличения расходов на пополнившуюся семью.
23-го мая 1897 г. Н. П. Обнорский утверждён в чине коллежского секретаря. Приказом по Министерству путей сообщения он был определён на службу по этому ведомству, где исполнял «секретарские обязанности в Комитете по делам Инвалидного для железнодорожных служащих и рабочих дома». Заметим, что и деятельность отца Николая Петровича была связана с железной дорогой.
26-го декабря следующего года у Обнорских родился второй сын -Алексей. Из его личного дела в ГАПК известно, что его восприемниками были прапорщик запаса Феодор Евфимович Зорин и жена лаборанта при Технологическом институте Императора Николая I Ольга Васильевна Петровская. В 1916 г. Алексей окончит с золотой медалью 10-ю гимназию и поступит в Петроградский университет. В 1917 г. он будет находиться на действительной военной службе в Казани в 1 -й добровольческой артиллерийской бригаде. Прошение о переводе его в Пермский университет за него подаст его брат Николай.
В «Жизнеописании» Николая Петровича (1937) читаем: «Из ближайших родственников, о которых имеются сведения, в войсках служили два сына, из которых один погиб в гражданскую войну в Сибири (где именно, когда и при каких условиях, неизвестно) и брат Борис.
Родственников за границей не имеется». В конце названного документа среди членов семьи называется «только дочь Ирина 19 лет, студентка Пермского пединститута» (любопытно, что брата Сергея Николай Петрович не упоминает), однако в «Личном листке по учёту кадров» (1940 г.) сообщается, что Обнорский «имеет дочь (студ.) и сына (слу-жащ.) в данный момент». О политических взглядах Н. П. Обнорского ничего не известно. Правда, отмечается, что в мая 1919 г. он в составе делегации от профессоров8 пермского университета поздравлял «командующего Сибирской армией Р. Гайде по случаю годовщины свержения советской власти в Сибири» [Обухов 2011: 147].
В 1900 г. Николай Петрович был пожалован орденом св. Станислава III степени и получил чин титулярного советника. С 1903 г. (по 1917 г.) он, кроме должности преподавателя, занимал в 10-й гимназии должность библиотекаря9. В этом же году он получил чин коллежского асессора, а на следующий год - надворного советника, в 1905 г. - коллежского советника, в 1910 г. - статского советника (пятый чин согласно табели о рангах). В 1913 г. он был награждён орденом св. Анны III степени, в 1916 г. - св. Станислава II степени.
Рассмотрев петербургский период жизни Обнорского, приступим к анализу написанных им статей. Сначала обратимся к тем из них, которые он называет сам. В списке печатных трудов 1921 г. указаны: «Ла-гиды», «Македония <до 148 г. до Р.Х.>», «Помпей», «Принципат», «Прометей», «Римская религия и мифология», «Сатирическая драма», «Семья и род у древних греков и римлян», «Сенека», «Сицилия <история>», «Софистика (лит.)», «Троянская война», «Федон», «Федр», «Храм (античный)», «Хоровая поэзия <у древних греков>», «Этрурия», «Юпитер». В Curriculum vitae (1922 г.) названа ещё статья «Юнона».
В «Жизнеописаниях» (1934 и 1937) и в «Автобиографии» (1940) упомянуты «Римская религия и мифология», «Семья и род у древних греков и римлян», «Софистика», «Троянова / Троянская война», «Сатурн», «Юнона», «Юпитер», «Янус». В «Автобиографии» (1945) содержится самый полный перечень: «Лагиды», «Латины»10, «Македония», «Помпей», «Пелопоннес» (заметим, что статью «Пелопоннесская война» написал Пётр Алексеевич Конский, шурин Н. П. Обнорского), «Принципат», «Прометей», «Римская религия и мифология», «Сатирическая драма», «Семья и род у древних греков и римлян», «Сатурн», «Сенека», «Сицилия», «Софистика», «Троянская война», «Федр», «Федон», «Филостраты», «Хоровая поэзия», «Этрурия», «Юнона», «Юпитер».
Если статьи, упомянутые их автором и, следовательно, рассматриваемые им как важные, распределить на две части по исследуемому материалу (относящиеся к греческой и римской истории и культуре, соответственно), то они поделятся поровну._
Лагиды Латины
Македония Помпей
Пелопоннес Принципат
Прометей Римская религия и мифология
Сатирическая драма Сатурн
Софистика Сенека
Троянская война Сицилия
Федон Этрурия
Федр Юнона
Филостраты Юпитер
Хоровая поэзия Янус
Семья и род у древних греков и римлян,
Храм (античный),
Кроме того, по семь статей написано по темам «религия и мифология» и «литература», пять статей по теме «история» и четыре - по теме «география»._
мифология география история литература
Прометей Македония Лагиды Сатирическая
Религия и мифология Пелопоннес Латины драма
Сатурн Сицилия Помпей Сенека
Храм Этрурия Принципат Софистика
Юнона Троянская Федон
Юпитер война Федр
Янус Филостраты
Хоровая поэзия
Таким образом, можно сделать вывод, что автор статей (чьё зачётное сочинение, как помним, называлось «Эротика в Александрийской поэзии», скорее всего, был лишён богатого выбора и получал задания редакции по совершенно различным предметам, которые невозможно объединить по какому-либо определённому принципу. Это обстоятельство говорит о способности Николая Петровича работать с весьма разнообразным материалом. О разносторонности его интересов говорят и занимаемые им должности: преподаватель таких гимназических дисциплин как древние языки, древняя история, философская пропедевтика, английский, психология, логика), библиотекарь, секретарь в Министерстве путей сообщения. Факт такого совместительства говорит о том, что в царской России преподаватели должны были подраба-
тывать, чтобы достойно содержать свою семью. Научная ценность его статей в исторической перспективе будет освещена в иной нашей работе. Сейчас мы ограничимся их анализом с точки зрения их тематики, привлекаемых источников и стиля.
Отметим, что в ЭСБиЕ одни статьи (например, о Кунгуре) вообще не подписаны или подписаны одним инициалом (например, С.), другие подписаны двумя инициалам (например, Н. О., иногда: Н. Обнорский, Н. О-скш - Николай Обнорский), третьи тремя инициалами (например, А. П. Л. - профессор Александр Павлович Лидов), иные - одним инициалом и фамилией (например, С. Булич или С. Б-чъ - профессор, известный лингвист и этнограф), некоторые двумя инициалами и фамилией (например, А. И. Горбов - заведующий химической лабораторией Николаевской Инженерной Академии).
Всего в ЭСБиЕ имеются 623 статьи Николая Петровича11. Из них четыре посвящены вопросам современной классической филологии и филологам-классикам («Унитарии» (3705)12, «Лобек» (674), «Никитин» (3087), «Преллер» (1273)), одна - византийскому автору Плануду (2712) и две - персидской тематике: Сузиану (1413) и Сузам (520). В статье о месопотамском городе Низибисе (580) упоминаются македонское владычество и римляне, в статье о г. Персеполе (593) - Александр Великий.
Четырнадцать статей содержат информацию, относящуюся как к Греции, так и к Риму: о мифологии («Эней» (3092)), по географии («Тарент» (2496)), по литературе («Юба II»13 (770)), по истории, быту и культам ((«Ристалище» (2231), «Семья и род у древних греков и римлян» (58317), «Сивилла» (16043), «Таран» (3007), «Теламоны» (ар-хитект.) (456), «Траур» (3627), «Трофеи» (2764), «Тюрьма у древних греков и римлян» (9578), «Укрепления городов в классической древности» (4996), «Чародейство у древних греков и римлян» (5271), «Черепаха» (2124)).
Остальные 600 статей мы условно разделили на «греческие» (343) и «римские» (257).
К первым относятся сто двадцать восемь статей по мифологии: «Лапифы» (1722), «Левкотея» (476), «Леда» (520), «Лета» (573), «Лето» (702), «Лин» (1348), «Литы» (327), «Мелеагр» (1354), «Мнемози-на» (1048), «Мойры» (2312), «Морфей» (475), «Наяды» (340), «Нектар» (715), «Немезида» (1982), «Неоптолем» (1696), «Нерей» (1164), «Нестор» (959), «Нике» (959), «Нимфы» (1625), «Ниоба» (1267), «Нис» (578), «Одиссей» (4601), «Океан» (1768), «Омфала» (1360), «Орфей» (11009), «Осса» (678), «Паламед» (1161), «Паллада Афина» (8073), «Паллант» (1581), «Пан» (3063), «Пандарей» (627), «Парис» (2280),
«Патрокл» (1000), «Пегас» (946), «Пелей» (1006), «Пелий» (886), «Пе-лопс» (1351), «Пенелопа» (955), «Пентей» (408), «Персей» (4148), «Персефона» (3078), «Посейдон» (6316), «Прокрида» (1158), «Прометей» (13064), «Протезилай» (749), «Протей» (1219), «Психея» (3866), «Сатиры» (3456), «Сизиф» (1929), «Силены» (3615), «Симплегады» (462), «Синис» (499), «Сирены» (2765), «Стентор» (645), «Стеропа» (586), «Стикс» (1346), «Сфенел» (1105), «Сфинкс» (2051), «Талия» (503), «Тантал» (1181), «Тартар» (703), «Тевкр» (1219), «Телегон» (726), «Телета» (428), «Тельхины» (1851), «Терей» (1025), «Терсандр» (416), «Терсит» (828), «Тидей» (347), «Тиндарей» (1053), «Титаны» (2095), «Тифон» (1561), «Тиха» (1945), «Тмол» (292), «Тоант» (839), «Триптолем» (3799), «Тритон» (2907), «Уран» (840), «Урания» (1337), «Феаки» (4274), «Фемида» (1251), «Фемисто» (277), «Фетида» (1976), «Филоктет» (1582), «Финей» (639), «Фороней» (623), «Фосфор» (528), «Фрикс» (536), «Хаос» (1060), «Харибда и Скилла» (5179), «Харон» (2932), «Химера» (1953), «Хиона» (521), «Хлоя» (307), «Хризаор» (236), «Хризипп» (831), «Хрон» (1061), «Хтоний» (394), «Хтония» (685), «Цербер» (1429), «Циклопы» (3688), «Цирцея» (1778), «Эак» (2031), «Эвриал» (426), «Эгиалей» (384), «Эгимий» (614), «Эгист» (1040), «Эдип» (2999), «Эзак» (665), «Эзон» (747), «Электра» (2265), «Эмпуса» (835), «Эндимион» (1206), «Эол» (1207), «Эос» (1462), «Эпаф» (567), «Эпигоны» (1409), «Эпимелиды» (310), «Эпиметей» (604), «Эпопей» (651), «Эрот» (2365), «Этеокл» (541), «Эфалид» (369), «Эхо» (758), «Язион» (519), «Язо» (180), «Язон» (3756), «Якх» (771).
Сто восемь статей по истории, быту и культам: «Лагиды» (11328), «Лахес» (1101), «Ленеи» (533), «Мавзол» (616), «Мемнон» (1807), «Метрополия» (733), «Музей» (3497), «Наварх» (908), «Неарх» (1763), «Никомед I» (1035), «Номофилаки» (897), «Одризы» (2230), «Олимпиада» (2564), «Олимпийские игры» (5871), «Остракизм» (2785), «Палестра» (1765), «Панафинеи» (4161), «Панионии» (936), «Панэллинизм» (1401), «Паразиты» (2272), «Паросская хроника» (1760), «Педагог» (1312), «Пелазги» (6190), «Пелопид» (3393), «Пелории» (464), «Пельтасты» (726), «Пентакозиомедимны» (1912), «Пентатлон» (458), «Пентеконтарх» (429), «Пеплос» (1964), «Пердикка» (3061), «Пери-андр» (2385), «Периойки» (4267), «Персей» (ист.) (2643), «Пизандр» (гос. деятель) (2617), «Питтак» (857), «Пифей» (1099), «Пифодорида» (403), «Пифон» (1319), «Полеты» (1060), «Полидор» (802), «Поликрат» (2382), «Пробулы» (1225), «Прузий» (2182), «Псефизма» (917), «Рин-фон Тарентский» (576), «Саки» (1118), «Сандалии» (1736), «Селлы» (394), «Сикофанты» (2616), «Симмахия» (2214), «Симмория» (2189), «Симпосий» (1434), «Синегоры» (819), «Сирийская богиня» (369),
«Ситофилаки» (437), «Стадий» (4739), «Стела» (2026), «Стоа» (868), «Стратег» (4518), «Таксиарх» (628), «Талант» (5122), «Телоны» (1440), «Теоксении» (1450), «Теорикон» (2001), «Теоры» (957), «Тесмофории» (1771), «Тетрархия» (1095), «Тиаз» (882), «Тизамен» (1098), «Тлепо-лем» (673), «Тразилл» (1903), «Триера» (2341), «Трифон» (2945), «Трофоний» (4943), «Троянская война» (20910), «Убежища в Древней Греции» (5898), «Фаланга» (2788), «Фаллический куль у греков» (4160), «Феаген» (1391), «Фессал» (312), «Халк» (504), «Халкеи» (980), «Харидем» (3714), «Харила» (1535), «Хармид» (696), «Харонд» (3525), «Хела» (771), «Хелидонии» (291), «Хелихелона» (88), «Хилиарх» (929), «Хитон» (2877), «Хламида» (962), «Хланида» (367), «Хлена» (536), «Хойник» (732), «Хорегия» (6117), «Эакид» (834), «Эгинская монетная система» (2945), «Эллины» (3736), «Эмпорий» (1439), «Эо-лийцы» (5505), «Эпаминонд» (4898), «Эпигамия» (752), «Эпоним» (843), «Эфебы» (4230), «Эфиальт» (1050), «Язон» (3110).
Семьдесят статей по географии: «Лакония» (3618), «Ларисса» (788), «Лемнос» (1321), «Локрида» (1000), «Мелитена» (696), «Немейская долина» (1217), «Ортигия» (618), «Орхомен» (2475), «Паннония» (2116), «Пантикапея» (462), «Парнас» (946), «Пелопоннес» (10107), «Пирей» (2960), «Платея» (717), «Понт» (3659), «Потидея» (510), «Приене» (518), «Саламин» (1644), «Селибрия» (444), «Селинунт» (2202), «Сериф» (789), «Сест» (414), «Сибарис» (1773), «Сикион» (4625), «Синоп» (1241), «Сипил» (280), «Сиракузы» (7939), «Сирт Большой и Малый» (933), «Сицилия» (ист.) (15756), «Стагир» (463), «Стимфал» (1395), «Стримон» (446), «Строфады» (792), «Сфактерия» (248), «Тайгет» (456), «Тегеатида» (2562), «Трахин» (1175), «Трезен» (2996), «Трифилия» (561), «Троада» (5263), «Фары» (879), «Феней» (536), «Фера» (1832), «Фермодонт» (172), «Фермопилы» (1634), «Фес-пия» (1908), «Феспроты» (771), «Фессалия» (6050), «Фивы» (Фессалия) (877), «Фивы» (Беотия) (9986), «Флиунт» (1543), «Фракия» (7337), «Фтия» (2015), «Халибы» (556), «Хаон» (499), «Чёрное море» (древняя история) (1720), «Эги» (656), «Эгина» (3097), «Эгион» (431), «Элатея» (562), «Элея» (663), «Элида» (3246), «Эматия» (1535), «Эолия» (665), «Эпидавр» (1615), «Эпидамн» (473), «Эпиделий» (429), «Эта» (686), «Этолия» (5014), «Эхалия» (569).
Тридцать семь по литературе и искусству: «Литики» (482), «Логографы» (3626), «Пизандр» (поэт) (527), «Полемон» (2095), «Полигис-тор» (1509), «Полидевк» (1202), «Рапсоды» (8046), «Сапфо» (10765), «Сатирическая драма» (14478), «Силлографы» (1934), «Сиринга» (703), «Сколии» (2273), «Сопатр» (698), «Софистика» (24043), «Сте-симброт» (388), «Стесихор» (6132), «Телесилла» (1014), «Телест»
(503), «Терпандр» (1538), «Тизий» (468), «Фаний» (1202), «"Федон"» (18318), Федон (1889), «"Федр"» (13003), «Фемистоген» (170), «Фео-помп» (4438), «Ферекид» (4148), «Филипп Опунтский» (3938), «Фило-дем» (3801), «Филолай» (2520), «Филостраты» (7671), «Форминга» (5б4), «Хирономия» (593), «Хойрил» (2073), «Хоровая поэзия у древних греков» (11089), «Эсхин» (4987), «Эсхин из Сфетта» (34б).
Соотношение между статьями с римской тематикой иное: сто восемьдесят четыре статьи по истории, быту и культам: «Ларентиналии» (415), «Латины» (5618), «Латифундии» (1770), «Лациния» (490), «Легаты» (5855), «Легион» (5687), «Lectica» (871), «Lectisternium» (772), «Лелии» (1203), «Лепид» (1268), «Либералии» (849), «Ливии» (856), «Лоллии» (1068), «Лукулл» (2479), «Лукумоны» (503), «Луперкалии» (1116), «Люстр» (827), «Мавритания» (1139), «Македония» (история) (18,561), «Макрин» (1111), «Максим Петроний» (512), «Мамертинцы» (1891), «Манлий» (Marcus) (738), «Манлий» (Titus) (636), «Марий» (8184), «Марсово поле» (727), «Matrona» (500), «Нума Помпилий» (6045), «Нумидия» (2509), «Овация» (1283), «Опимий» (770), «Опти-маты» (1155), «Оргеторикс» (995), «Ород» (1875), «Оски» (2281), «Па-ганалии» (918), «Pagus» (1696), «Палла» (1039), «Paludamentum» (727), «Папирии» (2972), «Parentalia» (923), «Патриции» (4577), «Пенаты» (2672), «Пизон» (1279), «Pilleus» (650), «Пилум» (521), «Пирр» (5022), «Планцина» «Мунация» (1297), «Плебисцит» (4525), «Плотина» (343), «Pluteus» (426), «Помпей» (2588), «Помпей» (Великий) (15311), «Пон-тифекс» (13910), «Поппея» (1362), «Постум» (832), «Постумии» (1142), «Потит» (520), «Преконы» (1525), «Претекста» (574), «Praeiudi-cium» (1033), «Примипил» (415), «Принципат» (14511), «Проб» (374), «Провокация» (1613), «Прокуратор» (4902), «Пролетарии» (1201), «Публиканы» (6225), «Рабирий» (3673), «Regifugium» (8б3), «Regio» (2505), «Регия» (2012), «Регул» (2894), «Religiosi dies» (822), «Rex ne-morensis» (777), «Rex sacrorum» (2588), «Ретиарии» (614), «Ромул» (732б), «Рорарии» (б24), «Ростра» (1884), «Росции» (2708), «Рубеллий» «Плавт» (1133), «Сабиняне» (4995), «Sagum» (592), «Sacrarium» (б97), «Салии» (391), «Салии» (жрецы) (2705), «Salutatio» (890), «Сардиния» (история) (4033), «Сатурналии» (1939), «Сатурнин» (полководец) (572), «Сатурнин» (полит. деятель) (5104), «Секваны» (бб4), «Септи-мии» (2б28), «Секстии» (917), «Секулярные игры» (4бб1), «Селевк I и Селевкиды» (1182б), «Семпроний» (3б15), «Сенакул» (419), «Сенату-сконсульт» (б550), «Сеноны» (1108), «Септемвиры» (1590), «Серторий» (б055), «Сестерций» (3254), «Сестии» (1310), «Signum» (1719), «Сицинии» (б11), «Скриба» (883), «Скрибонии» (2528), «Sod-alitas» (2582), «Солид» (503), «Spolia» (941), «Статилии» (1085),
«Стрены» (1633), «Тавроболий» (1013), «Терентинские игры» (1534), «Тарквинии» (9932), «Таций» (1805), «Тессера» (1928), «Тигеллий» (876), «Тирон» (428), «Тиции» (1307), «Тиции» (триба) (3755), «Тога» (3702), «Требоний» (1180), «Тресвиры» (2450), «Трипудии» (712), «Трирема» (554), «Tullianum» (2324), «Туллии» (813), «Туника» (2688), «Туррании» (587), «Ульпии» (1043), «Умбрен» (881), «Унция» (1624), «Urbs» (3743), «Fabri» (894), «Фала» (554), «Фаларика» (471), «Фа-лернское вино» (643), «Фамильное прозвание» (7170), «Fasti» (5213), «Февраль» (1991), «Федеративные общины» (6605), «Фералии» (1189), «Фециалы» (5404), «Feriae» (5384), «Филиппы» (1942), «Флавии» (1697), «Флакк» (1975), «Фламиний» (1805), «Фламинин» (2643), «Форнакалии» (483), «Фульвии» (2381), «Фуфидии» (423), «Фуфии» (1380), «Харистии» (703), «Хелидона» (682), «Херея» (1595), «Цеди-ции» (715), «Цезаревы сады» (531), «Цезеннии» (1530), «Целеры» (632), «Целеры» (cognomen) (6540), «Целии» (5951), «Центений» (615), «Церевизия» (435), «Цереллия» (656), «Церемония» (658), «Цериалии» (1319), «Цест» (1144), «Цецилии» (2411), «Цинциннат» (2503), «Эквы» (743), «Эмилиан» (325), «Эмилии» (7116), «Юба I» (2967), «Ювеналии» (621), «Ювенции» (2548), «Югер» (1238), «Юлии» (6068), «Юлия» (1668), «Юнии» (6199), «Япиги» (1503).
Сорок статей по мифологии: «Лары» (2870), «Латин» (2508), «Ли-бер и Либера» (1130), «Луна» (648), «Мания» (493), «Марс» (3119) «Mater Matuta» (894), «Меркурий» (1668), «Нептун» (1812), «Палес» (1870), «Парки» (608), «Пертунда» (281), «Прозерпина» (356), «Римская религия и мифология» (54234), «Salus» (881), «Санк» (938), «Сатурн» (2675), «Соран» (Аполлон) (1371), «Соспита» (1539), «Сумман» (848), «Теллус» (1796), «Термин» (2590), «Тиберин» (476), «Тисба» (926), «Тривия» (853), «Ультор» (432), «Фавн» (3982), «Фама» (1342), «Фатум» (568), «Фаустул» (1054), «Ферония» (617), «Флора» (1491), «Цекул» (1311), «Эгерия» (843), «Эпона» (384), «Ювента» (590), «Юнона» (4534), «Юпитер» (15995), «Ютурна» (585), «Янус» (6238).
Двадцать семь статей по географии: «Лукания» (1211), «Остия» (760), «Палатин» (4400), «Парфия и Парфяне» (1058), «Пиценум» (1293), «Сагунт» (694), «Сегеста» (1228), «Селевкия» (864), «Сена» (535), «Соракта» (473), «Теанум» (353), «Тибур» (851), «Тирренское море» (383), «Тразименское озеро» (414), «Триокала» (249), «Флегрей-ские поля» (412), «Формии» (622), «Fossa» (602), «Фрегеллы» (398), «Фуцинское озеро» (1275), «Целийская гора» (1532), «Ценина» (726), «Цере» (2052), «Циминийская гора» (552), «Энна» (576), «Эсквилин-ский холм» (3582), «Этрурия» (13438).
Шесть статей, имеющих отношение к литературе и искусству: «Мацер» (782), «Орозий» (1683), «Сенека» (17989), «Сизенна» (1225), «Юнии» (734), «Sortes Vergilianae» (891).
Мы видим, что большее количество статей Обнорского посвящено мифологии, истории и культам, затем следуют статьи по географии. Меньше всего статей касается литературы.
Самая маленькая статья, «Хелихелона», содержит 88 печатных знаков, самая большая, «Семья и род у древних греков и римлян», -58317.
Научная литература, которую использует Обнорский, весьма обширна; она включает в себя около девятисот наименований (на немецком, французском, английском, русском, латинском, итальянском, греческом языках). Иногда ссылки даются на конкретные страницы использованного источника (например: «Riese, "Der historiker Theopompos" (в "Fleckeisens Jahrb.", 1870, стр. 670); статьи о Феопомпе в "Eheinisches Museum — HirzelV' (1892, стр. 359 и след.) и Rohde (1893, стр. 110 и след.)»), иногда указывается автор, название работы и города (по-русски) и год (например: Abel, "Orphika et Procli hymn." (Прага, 1885)).
Николай Петрович чаще всего использует монографии следующих авторов: Латышев В. В. (Краткий очерк истории Боспорского царства, 1893; Очерк греческих древностей, 1897); Ambrosch J. A. (Studien und Andeutungen im Gebiet des altrömischen Bodens und Cultus, Breslau, 1839; Über die Religionsbücher der Römer. Bonn, 1843 и др.); AustE. (Die Religion der Römer. Münster, 1899 и др.), Baumeister A. (Denkmäler des klassischen Altertums zur Erläuterung des Lebens der Griechen und Römer in Religion, Kunst und Sitte. München, Leipzig, 1885-88), Beloch K. J. (Der italische Bund unter Roms Hegemonie. Leipzig, 1880; Griechische Geschichte. Strassburg, 1893, русский перевод M. О. Гершензона История Греции. М., 1897-1899 и др.); Böckh (Metrologische Untersuchungen über Gewichte, Münzfüsse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange. Berlin, 1838; Die Staatshaushaltung der Athener. 3. Aufl. Berlin, 1886)14; Boissier G. (La religion romaine d'Auguste aux Antonins. Paris, 1874; русский перевод 1878; La fin du Paganisme. Paris, 1890, 1891 и др.); Bouche-Leclercq (Les pontifes de l'ancienne Rome. Paris, 1871; Histoire de la divination dans l'Antiquité. Divination hellénique et divination italique. Paris, 1879-1882; Manuel des institutions romaines. Paris, 1886); Bursian С. (Geographie von Griechenland. Leipzig, 1862-1872); Christ W. von. (Römische Kalenderstudien. 1876; Homer oder Homeriden. München, 1885; Geschichte der griechischen Litteratur bis auf die Zeit Justinians. München, 1898 и др.); Croiset A. et M. (Histoire de la littérature
grecque. Paris, 1887 -1899); Curtins E. Peloponnesos: Eine historische-geographische Beschreibung der Halbinsel. Gotha, 1851-1852 h gp.)15; Droysen J. G. (Geschichte des Hellenismus. 2. Aufl. Gotha, 1877-1878 h gp.)16; Enmann A. (Über die Geschichtlichkeit des trojanischen Krieges,Cn6., 1887 h gp.); Gilbert G. (Studien zur altspartanischen Geschichte. Göttingen, 1872; Beiträge zur innern Geschichte Athens im Zeitalter des peloponnesischen Krieges, Leipzig 1877; Handbuch der griechischen Staatsalterthümer, 2. Aufl. 1893 h gp.); Hermann K. F. (Juris domes-tici et familiaris apud Platonem in legibus cum veteribus Graeciae inque primis Athenarum institutis comparatio. Marburg, 1836; Disputatio de Ae-schinis Socratici reliquiis. Göttingen, 1850; Lehrbuch der Griechischen Antiquitäten. Heidelberg, 1858 h gp.). Jordan H. (Topographie der Stadt Rom im Alterthum. Berlin, 1871 h gp.); Klausen R. H (Aeneas und die Penaten. Die italischen Volksreligionen unter dem Einfluss der griechischen. Gam-burg u. Gotha, 1839); Lange L. (Römische Altertümer, 1876, 1879; De patrum auctoritate commentatio. Lipsiae, 1877); Lobeck Ch. A. (Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis. Regimontii Prussorum <i.e. Königsberg>, 182917; Paralipomena grammaticae Graecae. Lipsiae, 1837; Pathologiae Graeci sermonis elementa. Königsberg, 1853-1862 h gp.); Marquardt K. J. (Römische Staatsverwaltung. 1-3 Bände. 2. Aufl. Leipzig, 1881-1885; Das Privatleben der Römer. Leipzig, 1886 h gp.); Meyer Ed. (Geschichte von Troas. Leipzig, 1877; Forschungen zur alten Geschichte. Bd. I: Zur älteren griechischen Geschichte. Halle, 189218; Geschichte des Altertums. Bd. II. Stuttgart, 1893); Mommsen Th. (Die Unteritalischen Dialecte. Leipzig,1850; Römische Chronologie bis auf Caesar. Berlin, 1859; Geschichte des römischen Münzwesens. Berlin, 186019; Römische Forschungen. Bd. I. Berlin, 1864; Römische Geschichte. Bd. V. 1885; Römisches Staatsrecht. 3. Aufl. Leipzig, 1887 h gp.); Müller K. O. (Prolegomena zu einer wissenschaftlichen Mythologie. Göttingen, 1825; Die Dorier. 2. Ausg. Breslau, 1844; Geschichte der griechischen Literatur bis auf das Zeitalters Alexander's, 3. Aufl. bearb. v. E. Heitz. Bd. I. Stuttgart, 1875; Handbuch der Archäologie der Kunst. 3. Aufl. v. Fr. G. Welcker. Stuttgart, 1878 h gp.)20; Niese B. (Die Entwickelung der Homerischen Poesie. Berlin, 1882; Geschichte der Griechischen und Makedonischen Staaten seit der Schlacht bei Charoneia. Gotha, 1893, 1899 h gp.); Preller L. (Die Regionen der Stadt Rom. Jena, 1841, 1846; Römische Mythologie. 3. Aufl. v. H. Joran. Bd.1. Berlin, 1881; Griechische Mythologie. 4. Auflage. Bearb. v. C. von Robert. Berlin, 1894 h gp.); Rohde E. (Der Griechische Roman und seine Vorläufer. Leipzig, 1876; Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeits-Glaube der Griechen, 1898 h gp.); Roscher W. H. (Studien zur vergleichenden Mythologie der Griechen und Römer. Bd. I-II. Leipzig, 1873-75; Ausführliches Lexi-
kon d. Griechischen u. Römischen Mythologie. Bd. I. Leipzig, 1884-1890 и др.); Schiller H. (Geschichte der römischen Kaiserzeit. Gotha, 1883-87 и др.); Smith W. (Dictionary of Greek and Roman antiquities, 1890-91); Teuf-fel W. S. (Geschichte der Römischen Litterature. Bd. I—II. 5. Aufl. bearb. v. L. Schwabe. Leipzig, 1892 и др.); Usener H. C. (Götternamen: Versuch einer Lehre von der Religiösen Begriffsbildung. Bonn, 1896 и др.); Welcker F. G. (Nachtrag zu der Schrift über die Aeschylische Trilogie, nebst einer Abhandlung über das Satyrspiel. Frankfurt, 1826; Der epische Cyclus, oder die homerischen Dichter. Bd. I. 2. Aufl. Bonn, 1865; Die griechische Götterlehre. Göttingen, 1857-1862 и др.)21; Wissowa G. (De feriis anni Romanorum vetustissimi ohservationes selectae. Marburg, 1891; Die Säcularfeier des Augustus. Marburg, 1894; Religion und Kultus der Römer. München, 1902 и др.); Zeller E. (Religion und Philosophie bei den Römern. Berlin, 1872 и др.).
Эта выборка работ22 учёных, на которых Н. П. Обнорский ссылается систематически, наглядно демонстрирует высокий научный уровень статей и его умение привлекать наиболее авторитетные исследования, многие из которых актуальны и по сей день. Почти исключительное присутствие в этом списке немецких фамилий объясняется тем фактом, что в XIX в. классической филологией занимались в основном сыны «Германии туманной».
Обнорский даёт слово как античным авторам, так и современным ему исследователям, словно направляя на предмет своей статьи два потока света или создавая чертёж, где наряду с видом сбоку имеется вид сверху. Для статей Николая Петровича, помимо их информативности, обилия ссылок на источники и исследования, присущи увлекательность изложения материала и использование ярких характеристик персонажей. Приведём несколько фрагментов его текстов, наглядно показывающих особенности его стиля.
В статье «Сапфо» Обнорский выступает превосходным адвокатом этой знаменитой поэтессы: «<...>Вследствие политических волнений, приведших к ниспровержению аристократии (ок. 595 г.), Сапфо, как принадлежавшая к знатной фамилии, должна была переселиться в Сицилию; лишь ок. 580 г., по восстановлении могущества аристократии, она возвратилась на Лесбос. К этой эпохе относится история её любви с Алкеем. Позднее она вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого имела дочь Клеиду. Ее постоянным местопребыванием был лесбийский город Митилена. К числу гадательных эпизодов её жизни относится любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, вследствие чего она бросилась в море с Левкадской скалы (в Акарнании). В древности существовало много других преданий на-
счёт отношений поэтессы к её подругам и избранникам. Начало этих преданий было положено представителями аттической комедии (известны имена семи комиков, избравших сюжетом своих пьес эпизоды из жизни Сапфо), которые, не поняв смысла поэзии Сапфо и относясь к культурному развитию эолийской женщины начала VI в. с точки зрения современной им афинской действительности, превратно истолковали некоторые намёки на образ жизни Сапфо. Источником предания о Фаоне вероятно была народная песнь об Адонисе-Фаоне (=Фаетон), любимце Афродиты, культ которого был общераспространённым в южной части Малой Азии и на островах, прилегающих к Малоазиатскому материку. Предание о Левкадской скале стоит в связи с обрядом, относившимся к культу Аполлона: на Левкадской скале был храм Аполлона, откуда каждый год в известный день свергались в море преступники в качестве искупительных жертв. Выражение броситься с Левкадской скалы стало в обыденном языке равнозначаще с выражением кончить жизнь самоубийством и означало также угрозу наложить на себя руки под влиянием отчаяния. В этом смысле Левкад-ский утес упоминается, напр., у Анакреонта (&. 19). Произведения Сапфо, в которых встречались наряду с восторженными признаниями в любви жалобы неудовлетворённой страсти и ревности, дали повод позднейшим биографам буквально понять означенное выражение. Наконец, много превратных толков существовало в древности, начиная с эпохи средней комедии, на счёт чистоты отношений Сапфо к тем женщинам, которых она воспевала в своих стихотворениях. Для афинской комедии особенно благодарной темой было осмеяние эксцессов поэтессы, притом не ионянки, писавшей на непонятном для афинян диалекте. Новейшие критики, начиная с Велькера и К. О. Мюллера, отнеслись, большей частью, с полным недоверием к свидетельствам древности о гетеризме Сапфо и объясняли страстность поэтического чувства её к женщинам отчасти особенностью художественных её приёмов, отчасти тем, что отношения женщин к женщинам на почве дружбы или возвышенной любви, которую Платон проповедовал в своём «Пире», для древности являются столь же нормальными, как и отношения, существовавшие, напр., среди спартанских эфебов или между Сократом и его учениками (Алкивиадом, Ксенофонтом и др.). Это мнение было высказано ещё в древности философом конца II века по Р. Хр. Максимом Тирским в 24-м его рассуждении (Дю&е^егр). Равным образом более чем вероятно, что и ревность Сапфо к своим соперницам, Иорго и Андромеде, вызвана была не чувством неудовлетворённой любви, а чувством соревнования на почве поэтического и музыкального искусства. Сапфо организовала кружок женщин и деву-
шек, объединённый служением музам; она сама называет свой дом домом муз, доюолоХор отаа (й\ 61); на почве поклонения красоте и служения искусству и могли создаться те чистые любовные отношения, какие открывает нам поэзия Сапфо Она обращается к девушкам в тех же выражениях, в каких Алкей обращался к юношам. Современники Сапфо не видели в этом ничего предосудительного: поэтесса пользовалась уважением Алкея, Солона, затем Платона и других выдающихся людей древности; митиленцы помещали на своих монетах её изображения. Из стихотворений её явствует, что она была прекрасная мать и жена. В произведениях Сапфо личные переживания переплетались притом с изображениями чувств и положений, созданных творческой фантазией; действительность мешалась с вымыслом, как у Анакреонта и Архилоха. Литературное потомство не потрудилось отделить действительность от вымысла; оттого наряду с Фаоном и Алкеем в число избранников Сапфо попали Анакреонт, живший на 60 лет позже её, и Архилох с Гиппонактом, разделённые друг от друга промежутком в 150 лет. <...> Вечные мотивы и темы этой поэзии - соловей, розы, Хариты, Эрот, Пейто, весна - встречаются среди остатков произведений Сапфо на каждом шагу. Особенно любит Сапфо розы; оттого в венке Мелеагра (АпШо1. Ра1а1 IV, 1, 6) ей посвящён этот цветок. Тон поэзии Сапфо - задушевный, местами страстный и порывистый, почти везде наивный и безыскусственный, в стиле народной песни. <...> Солон, услышав на пиру одно из стихотворений С., тотчас выучил его наизусть, при чём прибавил, что он не желал бы умереть, не зная его на память. Платон в одной из приписываемых ему эпиграмм (20) называет С. десятой музой. Трезвый Страбон называет Сапфо чудом (баидаст^ Т1 ХР^Да) и утверждает, что напрасно было бы искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать, хотя приблизительно, сравнение с Сапфо в поэзии <...>».
Такой благодушный тон не является неотъемлемой чертой статей Обнорского. Весьма колоритно начало статьи «Мамертинцы»: «По смерти сиракузского царя Агафокла (289), заклятого врага Карфагена, наёмная дружина его, состоявшая из разноплеменного сброда и наименовавшая себя мамертинской (Машейш - сыны Марса), утвердилась в сицилийском городе Мессане (282) и с помощью сицилийских авантюристов производила набеги на города острова <...>». Столь же суровые оценки находим в статье «Элида»: «Несмотря на высокий престиж области, заключавшей в своём центре всеэллинскую святыню, элейцы пользовались дурной славой, вследствие наклонности к пьянству, лжи и педерастии и полного несоответствия идеалу воинственного и крепкого населения».
Стиль Обнорского - безвозвратно ушедший научный стиль XIX в., когда учёные мужи создавали свои труды как литературные произведения. Недаром знаменитый историк и филолог-классик Теодор Мом-мзен, один из любимых исследователей Николая Петровича, получил за свою «Римскую историю» Нобелевскую премию по литературе. Быть может, эта черта гуманитариев той эпохи является наследием античной традиции, когда сочинения философа Платона и историков Фукидида и Ксенофонта считались эталонами литературного стиля. Примечания
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 18-412-590005р а "Пермские филологи-зарубежники: биографии, труды, ученики"
2 В характеристике, подписанной директором ПГУ М. И. Прохоровой и секретарём парткома А. И. Букиревым, отмечается, что Обнорский «научную работу в настоящее время не ведёт».
3 Фонд Р-180, опись 4, дело 2385.
4 Фонд Р-180, опись 4, дело 2386.
5 Фонд Р-180, опись 2, единица хранения 258. С.П. Обнорский в 1916 г. сочетался браком с Т. А. Соловьевой (род. в 1895 г.), слушательнице Петроградского женского медицинского института, окончившей курс частной женской гимназии Могилянской (в Петрограде). Личное дело Татьяны Александровны, студентки Пермского университета с 1918 по 1922 гг., имеется в ГАПК (Фонд Р-180, опись 4, дело 2384). Их дочь Елена родилась 19 июля 1917 г.
6 Николай Петрович был исключён из мещан СПб только в 1915 г.
7 За урок он получал 75 рублей.
8 Заметим, что в 1917-1918 учебном году Николай Петрович профессором не был и служил библиотекарем [Личный составъ ПГУ 1918: 8].
9 За исполнение обязанностей библиотекаря Николай Петрович получал 180 рублей.
10 Обнорскому принадлежит статья «Латины (истор.)» (2 колонки), «Латины (юрид.)» - В. М. Нечаеву.
11 Словарные статьи Николая Петровича Обнорского. URL: М1р8://га^Ш8оигсе.о^М1кЖатегория:Словарные_статьи_Николая_Петрович а_Обнорского (дата обращения: 25.07.2018).
12 Чтобы читатель получил представление об объёме статей, в скобках указаны знаки с пробелами (без ятя на конце).
13 Юба II был тесно связан с Римом, но писал свои труды по-гречески.
14 См.: [Бузескул 2005: 306-309].
15 См.: [Бузескул 2005: 343].
16 См.: [Бузескул 2005: 324, прим. 2].
17 «о мистериях и орфических стихотворениях; <...> капитальное сочинение» (прим. Н.О.). См.: [Бузескул 2005: 323].
18 Первый том «Истории древнего мира» («Geschichte des Altertums») Эд. Мей-ера появился в 1884 г.; только в 1893 г. последовал второй том, охватывающий историю Греции с древнейших времён до эпохи греко-персидских войн; этому
II тому в качестве добавления предпосылался I том («Forschungen zur alten Geschichte» «Исследования по древней истории»), На11е, 1892, в котором автор как бы вводит читателя в лабораторию предварительных штудий по наиболее спорным вопросам древнейшего периода истории Греции, требовавшим специальной критической переработки источников [Протасова 1938: 298].
19 «особенно во франц. переводе Blacas и de Witte» (прим. Н.О.).
20 См.: [Бузескул 2005: 314-316].
21 См.: [Бузескул 2005: 323].
22 Заметим, что выходные данные используемых Николаем Петровичем монографий мы приводим с некоторыми изменениями. Например, вместо «Beiträge zur innern Geschichte Athens» Обнорский указывает: «Beiträge zur innern Geschichte Atticas». Вместо «Pathologiae Graeci sermonis elementa» - «Pathologiae linguae Graecae elementa <...>».
Список литературы
Братухин А. Ю. Н. П. Обнорский - пермский классик // Классическая филология: Материалы секции XXXVII Международной филологической конференции, 11 - 15 марта 2008 г. С.-Петербург / Отв. ред. Н. М. Ботвинник, О. В. Бударагина. СПБ.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2008. С. 34-41.
Бузескул В. П. Лекции по истории Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова. СПб.: Издательский дом «Коло», 2005. 672 с.
Личный составъ Пермскаго государственнаго университета на 1917-1918 уч. годъ. Пермь: 2-я Государственная Типoграфiя, 1918. 76 с.
Обухов Л. А. Власть и профессура (из истории Пермского университета 1917-1931 гг.) // Вестник Пермского университета. История. 2011. Вып 2(16). С. 145-153.
Протасова С. И. История Древнего мира в построении Эд. Мейера // Вестник древней истории. №3(4). 1938. С. 298-313.
Электронная энциклопедия ТГУ. URL: http://wiki.tsu.ru/wiki/ index.php /Обнорский,_Сергей_Петрович (дата обращения: 25.07.2018).
ANALYSIS OF NIKOLAY P. ONORSKY'S HISTORICAL AND LITERARY ARTICLES IN THE BROCKHAUS AND EFRON ENCYCLOPEDIC DICTIONARY
Alexandr Yu. Bratukhin
Doctor of Sciences in Philology,
Associate Professor of Department of World Literature and Culture Perm State University
614990, Russia, Perm, Bukirev str., 15. Bratucho@yandex.ru
In the article the scientific heritage of the first head of the Department of Foreign Languages of Perm State University Nikolay P. Obnorsky is analyzed - his entries in the Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary written by him in his youth. It tells about the life of Nikolai Petrovich, first of all, about his Petersburg period, in which the works mentioned were published. Their thematic analysis is given, scientific sources are considered, especially those to which Obnorsky applied most often, examples of his entries are given and his style features are denoted.
Key words: Nikolay P. Obnorsky, the Brockhaus and Efron Encyclopaedic Dictionary, classical philology, dictionary entry, Bibliography.