БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Егорина А. В. О формировании туристского кластера в Восточом Казахстане // Сервис и туризм: инновации, теория и практика : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. — Абакан : ХГУ, 2011. — С. 32-41.
2. Егорина А. В., Теплова Ю. А. Туристские объекты Калбинского Алтая и возможности их использования в рекреационных целях. — Барнаул : АлтТГУ им. И. Ползунова, 2013.
3. Егорина А. В., Сабырбаева Б. Т. Эколого-климатические ресурсы Восточного Казахстана // Вопросы географии Казахстана. — Караганда : Изд-во КарГУ, 2011. — Т. 2. — С. 112-114.
4. Егорина А. В., Женсикбаева Н. Ж. Ландшафты Южного Алтая как объекты туризма // Вестник ВКГТУ им. Д. Серикбаева, 2011. — № 4. — С. 104-107.
5. Егорина А. В. Природные предпосылки развития туризма в Восточном Казахстане: тенденции и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Семей), дек. 2010.
6. Оценка рекреационных ресурсов горных территорий на примере Западных Саян / В. П. Буров // География и туризм. — М. : Наука, 1973. — 365 с.
7. Шабельникова С. А. Методика комплексной оценки рекреационных ресурсов для целей развития туризма и отдыха. — Алматы : Казак; университет^ 1999. — 296 с.
8. Рекреационная оценка горных территорий Казахстана / В. И. Попов, Т. С. Гуляева и др. — Алматы : Мектеп, 2003. — 168 с.
9. Мироненко Н. С. Оценка рекреационного потенциала Севера России. — Смоленск : Маджен-та, 1996. — 326 с.
УДК 379.851 (795.5)
АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
И.В. Колупаева
Алтайский государственный университет, г. Барнаул
ANALYSIS OF HISTORICAL DEVELOPMENT OF TOURIST
INFRASTRUCTURE OF ALTAI REGION
I. V. Kolupaeva
Развитие туристской инфраструктуры в рамках туристско — рекреационной системы любого региона зависит от определенных факторов и условий. Метод системного анализа в рекреационной географии включает в себя и исторический анализ, который позволяет выявить основные этапы формирования, развития элементов туристской инфраструктуры. Именно он, главным образом, отражает специфику формирования инфраструктуры того или иного региона.
Ключевые слова: рекреационная география, туристская инфраструктура, системный подход, историческое развитие, туризм, туристский регион, туристско — рекреационные системы.
Development of tourist infrastructure the confines of tourist — recreational system of any region depends on factors, conditions. The method of system analysis in recreational geography includes a historical analysis that reveals the main stages of formation, development of tourist infrastructure elements. It reflects the specificity of formation of the infrastructure of a region. Key words: recreational geography, tourism infrastructure, system approach, historical development, tourism, tourist region, tourist — recreational system.
Анализ исторического развития туристской инфраструктуры Алтайского края
51
Под туристской инфраструктурой нами понимается совокупность путей сообщения, транспорта, объектов размещения туристов, предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей отдыхающих.
Историческое формирование и развитие объектов туристкой инфраструктуры Алтайского края целесообразнее проследить поэтапно в рамках развития сферы туризма в стране в целом. При таком подходе хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. по настоящее время. В рассматриваемом временном периоде, вслед за И. В. Зориным [2], можно выделить следующие этапы: просветительский, предпринимательский, организационно — централизованный, административно — нормативный, переходный.
1. Просветительский период (до 90-х гг. XIXв.). Говоря о развитии инфраструктуры на территории Алтайского горного округа нужно отметить, что в данный период времени, какие-либо путешествия на Алтай были связаны, прежде всего, с развитием горнозаводского дела, строительством заводов, поиском месторождений полезных ископаемых (в современной терминологии — «деловой туризм»). Собственно к туристской инфраструктуре можно отнести появившиеся в 1860-х гг. в г. Барнауле первый гостиничный комплекс — гостиницу и несколько категорий подобных заведений — «меблированные комнаты», в которых постояльцы могли проживать довольно длительное время, а также постоялые дворы, где предпочитали останавливаться крестьяне, приезжавшие в город.
Наиболее важным в истории создания туристской инфраструктуры этого периода является организация курортного места Белокуриха, где использовались в целях оздоровления («лечебно-оздоровительный туризм» в современной терминологии) термальные воды с лечебными свойствами. Построенные деревянный бассейн — купель с защитным навесом и раздевалкой уже к концу XIX в. принимали около 300-500 человек ежегодно, но, к сожалению, только в летний период («сезонность»).
Со второй половины XIX в. на Алтае с целью оздоровления начали использоваться также лечебные воды и грязи озер Кулунднской равнины.
Таким образом, на рассматриваемом этапе в пределах территории современного Алтайского края появились первые объекты туристской инфраструктуры, связанные со сферой гостеприимства и санаторно-курортным делом.
2. Предпринимательский период (1890-1929 гг.). В рассматриваемый период на территории современного Алтайского края формировалась прежде всего транспортная инфраструктура.
Во второй половине XIX в. большая часть грузов и пассажиров перевозилась по реке Обь. Начальной датой пароходного сообщения является 1854 г., и в 1890-х гг. Барнаул становится одной из главных пристаней Оби.
В начале XX в., помимо развития водного транспорта, на Алтае начало формироваться железнодорожное сообщение, а также активизировалось строительство гужевого Чуйского тракта, важнейшего инфраструктурного объекта края. Изначально это была всего лишь Чуйская тропа, служившая русским, алтайским, монгольским и китайским купцам основным торговым путем. В 1911 г. Чуйский тракт перешёл в ведение Министерства путей сообщения, которое планировало провести ряд технических мероприятий по улучшению дороги. Однако начавшаяся мировая война не позволила осуществить намеченные работы по переустройству Чуйского пути. Лишь в 1922 г., после того как тракт был объявлен дорогой федерального значения, начались основные дорожные работы.
Начиная с 1925 г. на Алтай организуются несколько экспедиций как для изучения Алтая, так и для исследования возможности открытия первого собственно туристского маршрута. Эти исследования, по сути, явились началом формирования сети турбаз и кемпингов. Именно они способствовали появлению в с. Артыбаш палаточного лагеря, который уже в 1928 году был превращен в турбазу «Золотое озеро», старейшую на Алтае.
Как и по всей стране, на Алтае начиналось строительство предприятий санаторно — курортного типа, и Белокуриха стала превращаться во все более значимую и популярную здравницу страны. Можно отметить, что в рассматриваемый период туристско — экскурсионная деятельность начинает оформляться в самостоятельную отрасль.
3. Организационно-централизованный период (1930-1970 гг.). Данный период характеризуется установлением государственной монополии в туризме. Важной особенностью этапа явилось лимитирование внешнего (выездного) туризма, что привело к развитию внутреннего, и, соответствен-
но, созданию дополнительной материально — технической базы туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря), а также продолжение формирования курортной составляющей туристской индустрии Алтайского края на базе курорта Белокуриха с соответствующей инфраструктурной базой.
Важным моментом в процессе формирования туристской инфраструктуры Алтая послужили территориальные изменения Алтайской губернии — в 1937 г. образовался Алтайский край, со столицей в г. Барнауле. В связи с образованием края, начали формироваться и новые инфраструктурные объекты. Так, 1937 г. является началом деятельности аэропорта г. Барнаула, когда было создано авиационное звено из 12 самолетов По-2. Позднее начал свою работу аэропорт в городе Горно-Алтайске. Параллельно с развитием воздушных путей сообщения все больше формировались и наземные. Так, в 1935 г. был на всем протяжении сдан в эксплуатацию Чуйский тракт. Территориальные изменения привели к постепенному увеличению числа гостиниц. В городе Барнауле появились гостиницы «Сибирь» на 56 мест (год постройки — 1961 г.), гостиница «Центральная» на 301 место (год постройки 1968 г.), а годом позднее, в 1969 г. — «Колос» (285 мест).
Вторая мировая война помешала дальнейшему развитию туристской инфраструктуры. Почти 10 лет на Алтае не принимали гостей, лишь в 1951 г. Алтай вновь начали посещать туристы, что привело к открытию в 1953 г. первого организованного туристского маршрута [1].
Важным этапом развития туристской инфраструктуры является открытие навигации на озере Телецком. Начиная с 1964 г., по озеру совершались прогулки на комфортабельных теплоходах «Пионер Алтая» (с 1964 по 1997 г.), и «Яков Баляев».
В послевоенные годы продолжилось развитие курорта Белокуриха. С 1960-х гг. в Белокурихе начинают строиться санатории, позволяющие размещать уже большее количество отдыхающих, развивается инфраструктура поселка.
4. Административно-нормативный период (1970-1990 гг.). Развитие туризма в рассматриваемый период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. В период 1980-х и до 1990 г. увеличивается материально-техническая база туризма. К концу данного периода в каждом городе края имелись средства размещения, была сформирована сеть культурно — познавательных объектов инфраструктуры, развивалось дорожное строительство. Данный период отличается и активным строительством средств размещения на территории Алтайского края. Так, к началу 1990-х гг. в каждом городе края имелись гостиницы.
5. Переходный период (с 1990 г.). Одной из основных особенностей периода явилась слабая востребованность имеющейся материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха), связанная со сложной экономической обстановкой в стране. Тем не менее в крае продолжалось развитие транспортной инфраструктуры, например — строительство аэропорта в г. Бийске в 1994 г.
Начиная с 2000-х гг. XXI в., формирование туристской инфраструктуры перешло на качественно новый уровень, что связано с активным развитием туристской отрасли в Алтайском крае. В рамках федеральной и краевой целевых программ развития туризма началось формирование 11 туристских кластеров на территории 14 муниципальных образований. Были введены в эксплуатацию особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета, которые выступили новыми локомотивами развития туристской инфраструктуры края.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арефьев В. Е. Теоретические основы туризма : учеб. пособие. — Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. — 298 с.
2. Зорин И. В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. — М. : Изд-во Финансы и статистка, 2005. — 299 с.
3. Ревякин, В. С. Очерки истории Алтайского края. — Барнаул : Изд-во Алт. кн., 1987. — 448 с.
4. Туристические районы СССР. — М., 1987. — 264 с.