Ссылка на статью_
Аль-Шукри Фатхи Мохаммед Ахмед. Анализ источников и факторов изменений в проектах строительства сложных энергетических объектов/ Аль-Шукри Фатхи Мохаммед Ахмед // УправлЫня проектами та розвиток виробництва. Зб.наук.пр. -Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2003. - № 4(8).- C.64-69._
УДК 332.528
Аль-Шукри Фатхи Мохаммед Ахмед
АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ФАКТОРОВ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЕКТАХ СТРОИТЕЛЬСТВА СЛОЖНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
Выделены наиболее существенные источники и факторы изменений в энергетических проектах. Приведены причины возникновения и оценено их влияние на ход реализации проектов. Ист. 6
Аль-Шу^ Фатхi Мохамед Ахмед
АНАЛ1З ДЖЕРЕЛ I ФАКТОР1В ЗМ1Н У ПРОЕКТАХ БУД1ВНИЦТВА СКЛАДНИХ ЕНЕРГЕТИЧНИХ ОБ'СКТ1В
Видтеы найбтьш ютоты джерела i фактори зм1н в енергетичних проектах. Наведен! причини виникнення та оцЫено !'х вплив на ход реалiзацiï проектiв. Дж. 6.
Al-Shukri Fathi Mohammed Ahmed
ANALYSIS OF SOURCES AND INFLUENCING FACTORS IN PROJECTS ON COMPLEX ENERGY OBJECT CONSTRUCTION
The essential sources and influencing factors typical for energy projects are emphasized. The reasons for their occurrence are stated and their influence on the project implementation is studied.
Постановка проблемы и анализ последних исследований. Переход организаций, занятых строительством сложных энергетических объектов, к новым условиям хозяйствования, изменение форм собственности, отношений между предприятиями и государственными органами, возникновение новых экономических структур, свойственных странам рыночной экономики, нестабильность законодательства повлияли на системы планирования, учета и отчетности предприятий энергетического строительства, выдвинули ряд требований к организации проектно-ориентированной деятельности данных предприятий. Поэтому осуществляемые сегодня в Украине реформы потребовали перехода к современной методологии управления проектами [1]. Безусловно, экономические условия Украины далеко не соответствуют тем условиям, которые благоприятствовали бы внедрению существующих передовых методов управления промышленными предприятиями. Постоянные проблемы, связанные с финансированием энергетических проектов, изменчивость законодательства, нарушения договоров между предприятиями -участниками энергетического проекта, отсутствие полной документации приводят к усложнению производственной деятельности предприятий энергетического строительства, к проблемам в планировании и обеспечения выполнения планов работ.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8) 1
В этих условиях одной из важнейших задач, обеспечивающей достижение поставленных перед энергетическим строительством целей, является создание приспособленной к постоянным изменениям системы управления [2].
Определение части проблемы, которая не решена ранее. Для того, чтобы система управления энергетическими проектами могла эффективно функционировать в условиях постоянных изменений, необходимо проанализировать источники, причины и факторы изменений и разработать принципы создания систем управления изменениями в энергетических проектах. В настоящее время эти вопросы практически не рассматривались в научных исследованиях.
Целью статьи является выявление причин возникновения наиболее существенных источников и факторов изменений в энергетических проектах.
Основная часть исследования. Основными источниками изменений в сложных энергетических проектах являются:
- проектировщик - ошибки в документации;
- подрядчик - невыполнение плана;
- поставщик - невыполнение договорных обязательств;
- заказчик - слабая заинтересованность в проекте, плохое финансирование.
Рассмотрим изменения, характерные приведенным участникам энергетического проекта.
Изменения, связанные с деятельностью Заказчика. В соответствии с классической схемой управления проектами наиболее заинтересованной стороной в реализации проекта является Заказчик. В ситуации со строительством энергетических объектов заказчиком есть государство, которое делегирует полномочия и функции Министерству энергетики Украины (МЭУ). МЭУ, в свою очередь, в соответствии с размещением объекта, передоверяет обязанности Заказчика администрации соответствующих энергогенерирующих предприятий (при строительстве АЭС эти полномочия делегируются национальной атомной энергетической компании „Энергоатом", которая, в свою очередь, передоверяет обязанности Заказчика обособленным энергогенерирующим предприятиям - администрации АЭС).
Заказчик в энергетическом проекте должен выполнять такие функции:
- формирование инвестиционного замысла;
- его предварительное согласование;
- разработка обоснования инвестиций;
- оценка жизнеспособности проекта;
- выбор и согласование места размещения объекта;
- предварительное инвестиционное решение;
- разработка предварительного плана проекта;
- финансирование проекта;
- контроль за расходованием средств;
- контроль за выполненными объемами работ;
- материально-техническое обеспечение (оборудование и некоторые виды МТР).
Но основная задача администрации энергогенерирующего предприятия состоит в выработке электроэнергии на существующих энергоблоках. В такой ситуации основным источником развития Проекта является потребность Подрядчика в работах, которые дают возможность ему выжить в рыночных условиях. Таким образом, основной заинтересованной стороной в результатах проекта выступает Подрядчик, с ограниченными возможностями в его финансировании. Поэтому довольно часто подрядные организации (а это в
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
своем большинстве акционерные общества), вынужденные переориентироваться на работы, которые лучше финансируются и никак не связаны с энергетическими проектами (например, в г.Киев).
Изменения, связанные с деятельностью Подрядчика. Подрядчик привлекаются к проекту на таких стадиях:
- проведение торгов и заключение контрактов, организация поставок, подготовительные работы;
- инженерная подготовка производства и планирование;
- строительно-монтажные работы;
- завершение строительной фазы проекта (пусконаладочные работы, сдача-приемка объекта, закрытие контрактов, анализ результатов).
Поэтому изменения, связанные с деятельностью подрядчика связаны с двумя основными группами факторов. В первую очередь это низкое качество инженерной подготовки производства, а отсюда и низкий уровень планирования проекта. Результатом этого является срыв сроков и перерасход средств на проект. Еще в бывшем СССР перерасход средств и нарушения сроков были, наверное, правилом, а не исключением, но статистические данные не публиковались. Другим признаком кризиса управления на уровне Подрядчика является резкое увеличение числа разных конфликтов, разногласий, неопределенностей, риска при реализации проекта (строительстве). Традиционные мероприятия борьбы с проблемами Подрядчика, типа изменение руководства или усиление бюрократических управленческих надстроек оказались неэффективными.
Факторы изменений, находящиеся в сфере деятельности Подрядчика, влияют, в первую очередь, на точность и эффективность планирования проектных процессов. Как показывает опыт, около 20% проектно-сметной документации (ПСД) аннулируется, изменяется, перерабатывается [3], что вносит изменения в планы выполнения работ по проекту, в структуру и сроки закупок. В свою очередь уровень технической подготовки Подрядчиков в Украине не позволяет на высоком уровне проводить инженерную подготовку производства. Проектно-конструкторская документация по энергетическому проекту включает десятки тысяч документов, поступающих по ходу реализации проекта, которые трудно обработать. Отсюда невозможность получения всего списка работ проекта, а также их физических объемов и ресурсного наполнения. Таким образом, на момент составления стратегического или текущего плана невозможно сформировать все содержание проекта. Недостатки проектных процессов могут компенсироваться возможностью различных путей реализации - использования различных технологий производства работ. Содержание и количество работ альтернативных технологий находятся в зависимости от промежуточных результатов, которые были достигнуты. Это означает, что в некоторых случаях часть работ может быть перенесена на другое время или может быть принято другое решение в зависимости от промежуточных результатов.
Основной причиной возникновения этих проблем является нечеткость, двусмысленность, неадекватность и просто ошибочность информационной среды по отношению к реальному процессу. Энергетическое строительство характеризуется огромными объемами работ и, вследствие этого, большими объемами информации. Никогда нельзя получить (в процессе инженерной подготовки производства) полную информацию об объемах работ, об исполнителях, графиках работ, поставщиках, сроках выполнения конкретных мероприятий.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
3
В соответствии с этим в последнее время была разработана новая логика управления, которая предполагает переход от ориентации на детерминированные, предварительно определенные схемы управления к ориентации на адаптацию систем и технологий управления к реальной ситуации. Это означает переход от раннего, детального, статического планирования к планированию приблизительному, базирующемуся на предвидении изменений и имеющему динамический характер. Более реалистический подход к управлению, которое развивается последние 15-20 лет, показывает, что сбои (изменения) в энергетических проектах, источником которых является Подрядчик, безусловно могут быть предупреждены.
Изменения, связанные с Поставщиком. Поставщик обеспечивает проект материально-техническими ресурсами (МТР) и оборудованием в сроки и по стоимости, обусловленной договорами и контрактами с руководством Подрядчика или Заказчика. Огромное количество проблем на строительной площадке энергетических объектов возникают из-за недостатков в организации взаимодействия с Поставщиком [4]. Большинство простоев людей и механизмов возникает из-за перебоев в обеспечении материалами, конструкциями, деталями, а также строительными и транспортными машинами. Достаточно часто возникает проблема искусственного дефицита, сущность которой в том, что ресурсы есть, но в нужном месте и в нужное время они отсутствуют [5].
В процессе материально-технического снабжения выделяются такие факторы, которые приводят к изменениям в планах выполнения работ:
- задержка поставок устройств, конструкций, материалов, механизмов;
- нарушение комплектности поставок;
- искусственный дефицит материально-технических ресурсов;
- перебои в снабжении электроэнергией;
- низкое качество материалов, комплектующих изделий.
Все эти факторы изменений связаны с проблемой взаимодействия с Поставщиком.
Изменения, связанные с Проектировщиком. Проектировщик привлекается к проекту на стадии разработки проектно-сметной документации, планировании проекта и подготовки к строительству. Проектировщик наряду с типовыми функциями (эскизное проектирование, рабочее проектирование, авторский надзор) выполняет дополнительные функции (подготовку к торгам, проектный анализ, разработка ТЭО, участие в управлении проектом через группы рабочего проектирования). Много изменений в процессе энергетического строительства обусловлено низким качеством проектирования, ошибочностью и неоднозначностью проектно-сметной документации. Опыт строительства АЭС в Украине показывает, что изменениям подвластно более 20% проектно-сметной документации. 6-7% документации вообще аннулируется в процессе строительства. Например, с 8700 смет по 3-му энергоблоку ЮУ АЭС 500 было аннулировано [3,6]. Все это обусловлено, прежде всего, значительной длительностью производственного цикла, за время которого появляются новые материалы и изделия, модифицируются схемы расстановки, оснащение и системы управление технологическими процессами, что приводит к значительной и практически постоянной модификации проектных решений.
Основными факторами изменений, которые связаны с деятельностью Проектировщика и которые определяют изменения в энергетическом проекте, являются:
- неполная информация о строительстве;
- нарушение целостности, систематизации документации;
- ошибки проектировщиков;
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
- несвоевременное поступление документации;
- ошибки в сметах, спецификациях, рабочих чертежах;
- несоответствие смет и рабочих чертежей;
- возможность изменений в технологии работ.
Причины низкого качества и неполноты проектно-сметной документации
[3,6].
1. Сложность энергетических объектов. Это не позволяет отобразить в проектно-сметной документации все технико-экономические показатели проекта, ход его реализации, принять безошибочные технические решения. Выявление дополнительной информации осуществляется уже на этапе строительства. Информированность проектировщиков находится на минимальном уровне, так как нереально предусмотреть все возникающие ситуации, начиная от цен на материально-технические ресурсы и заканчивая погодными условиями.
2. Различие целей Проектировщика и Подрядчика. Если основная задача Проектировщика состоит в техническом представлении в документации проектных решений для энергетических объектов, то на этапе реализации проекта приобретают актуальность управленческие задачи - инженерная подготовка строительного производства, планирование, управление содержанием, управление интеграцией и.т.п. Следствием такого расхождения целей является несоответствие информационного обеспечения проекта требованиям производства.
3. Различие нормативов на этапах проектирования и строительства. Остается актуальной задача дополнения некоторых документов необходимыми данными, а также представления этих документов в электронном виде.
4. Отсутствие экономических стимулов у Проектировщика. Данная проблема связана с материальным стимулированием проектировщиков, преследующих цель создания дешевого проекта.
Как показывает опыт, все это приводит к тому, что в проекте так или иначе встречаются ошибки, а именно ошибки в сметах и чертежах, которые носят как количественный характер (например, не учтены все объемы работ), так и качественный характер (например, ошибки проектных решений). Часто приводят также к несоответствию смет и чертежей.
Проведенный автором анализ показал, что результатом воздействия названных причин являются [6]:
- ошибки (качественные и количественные) проектировщиков;
- дополнительные объемы работ, выявленные в процессе реализации проекта;
- расхождение между документацией и реальной ситуацией в проекте. Например, указанные в смете, чертежах материалы, конструкции из-за отсутствия (не выпускаются, трудности с приобретением, технические решения) заменяются на другие, ввиду чего возникает необходимость в создании новой документации;
- отсутствие документации на момент начала работы;
- отсутствие документации и проблемы с ее разработкой на выполнение мелких, не требующих больших затрат дополнительных работ (например, асфальтирование небольших дорожек, строительство подсобных помещений, уборка мусора и т.п.).
Выводы. Ввиду значительного воздействия перечисленных источников и факторов изменений на проект приходим к необходимости создания системы управления изменениями, которая должна охватывать такие функции.
1. Анализ источников изменений.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)
5
2. Выявление актуальных факторов изменений и рисков, инициирующих подобные изменения.
3. Прогнозирование изменений.
4. Обсуждение изменений.
5. Оценка изменений.
6. Инициирование изменений.
7. Описание изменений.
8. Оценка результатов изменений.
9. Согласование изменений.
10. Одобрение изменений (принятое решение документируется);
11. Подготовка к изменениям.
12. Создание резерва времени и средств.
13. Отображение потенциальных изменений в документах проекта.
14. Разработка документации (в дополнение к имеющемуся проекту), связанной с изменением.
15. Внесение изменений в план проекта.
16. Внесение изменений в бюджет проекта.
17. Внесение изменений в процессы проекта.
18. Контроль и координация изменений.
19. Корректировка изменений.
20. Подтверждение исполнения.
Все эти изменения приводят к корректировке следующих документов управления энергетическим проектом:
1.Сводный финансовый расчет.
2.Титульные списки.
3.Проектно-конструкторская документация.
4.Планы работ (распределение работ по исполнителям).
5.Бюджет проекта.
6.Договора, контракты. 7.Организационная структура проекта.
Направление дальнейших исследований. Выполнение классификации источников изменений дает возможность перейти к созданию ориентированной на условия Украины системы управления изменениями в энергетических проектах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авотс И. Управление проектами в системном контексте // Мир управления проектами/ Под ред. Х. Решке и Х. Шелле. - М.: Аланс, 1994. - С.25-36.
2. Кнопфель Г. Изменения и их роль в управлении проектами // Мир управления проектами/ Под ред. Х.Решке и Х.Шилле. - М.: Аланс, 1994. - С. 17-24.
3. Тесля Ю.Н., Палагина Е.А. Проблемы автоматизации управленческой деятельности на предприятиях энергетического строительства // Прац III украТнсько'Т конференцп з автоматичного керування "Автоматика 96". - Севастополь. - 1996. - С.153-154.
4. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Управление закупками в проектах: В 2 т./ Украинская ассоциация управления проектами, УкрИНТЭИ. - К.: УкрИНТЭИ, 1999. Т.1.-188с. Т.2.-196с.
5. Шамшур А.З., Харченко О.В. Учет факторов риска при внедрении ERP- системы управления ресурсами предприятия BAAN IV на примере ОАО «Гидросила»// УправлЫня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2002. - № 1(4).- C.106-110.
6. Крошка Е.А. Подходы к интеграции систем информации САПР и АСУ // Збiрник статей астран^в i пошукачiв Ч1Т1. - Черкаси. - 1995. - С. 57-60.
Стаття надмшла до редакцп 03.12.2003 р.
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)