Научная статья на тему 'Анализ использования современных методов вовлечения персонала в деятельность организации'

Анализ использования современных методов вовлечения персонала в деятельность организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ / METHODS FOR INVOLVING EMPLOYEES / INCREASING COMPETITIVENESS / TRAINING / CORPORATE CULTURE / IMPROVING METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Ирина Юрьевна

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что высокая степень вовлеченности работника положительно влияет на показатели деятельности компании и зачастую является решающим конкурентным преимуществом. Ведущие мировые компании, уделяя большое внимание проблеме персонала, постоянно внедряют новые формы и методы вовлечения персонала. Цель данной статьи обобщить опыт вовлечения персонала в таких известных компаниях, как Google, Zappos и ПАО «Сбербанк России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of application of modern methods of involving employees in the work of the organization

Numerous studies confirm the fact that a high degree of employee involvement positively affects the performance of the company and is often a decisive competitive advantage. Leading world companies, paying great attention to the problem of staff, constantly introduce new forms and methods of involving employees. The goal of this article is to summarize the experience of involving employees in such well-known companies as Google, Zappos and PJSC "Sberbank of Russia".

Текст научной работы на тему «Анализ использования современных методов вовлечения персонала в деятельность организации»

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 4 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2017 ISSN 2410-1664

Leadership and Management

>

Креативная экономика

издательство

Анализ использования современных методов вовлечения персонала в деятельность организации

Ким И.Ю. 1

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что высокая степень вовлеченности работника положительно влияет на показатели деятельности компании и зачастую является решающим конкурентным преимуществом. Ведущие мировые компании, уделяя большое внимание проблеме персонала, постоянно внедряют новые формы и методы вовлечения персонала. Цель данной статьи - обобщить опыт вовлечения персонала в таких известных компаниях, как Google, Zappos и ПАО «Сбербанк России».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методы вовлечение персонала, повышение конкурентоспособности, обучение, корпоративная культура, совершенствование методов

Analysis of application of modern methods of involving employees in the work of the organization

Kim I.Yu. 1

1 Far Eastern Federal University, Russia

Введение

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что высокая степень вовлеченности работника положительно влияет на показатели деятельности компании и зачастую является решающим конкурентным преимуществом. Ведущие мировые компании, уделяя большое внимание проблеме персонала, постоянно внедряют новые формы и методы вовлечения персонала. Цель данной статьи - обобщить опыт вовлечения персонала в таких известных компаниях как Google, Zappos и ПАО «Сбербанк России».

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

АННОТАЦИЯ:

Анализ вовлечения персонала в организации

Грамотно сформированный и сплочённый на решение общих задач коллектив -это одно из главных конкурентных преимуществ предприятия. Такое состояние достигается за счет высокой вовлеченности каждого сотрудника.

Вовлеченность - это моральное и интеллектуальное состояние сотрудника, мотивирующее его на лучшее выполнения своих обязанностей. В настоящее время вовлеченность персонала используется для проверки отношений сотрудников к своей работе и организации в целом. Данные исследования могут показать результаты производительности, текучесть кадров и удовлетворенность потребителей.

Повышение конкурентоспособности организации предполагает в том числе активное исполнение человеческих потребностей.

Эта проблема изучается уже на протяжении 100 лет, со времен экспериментов Э. Мейо, который получил название «Хоторнский эксперимент».

В результате эксперимента психологи пришли к выводу, что производительность труда изменялась под влиянием социальных факторов, а именно благодаря интересу к процессу труда и рабочих со стороны руководства. [1] (Коре1з, 2010).

Широкую известность методы вовлечения персонала получили в японской производственной системе Тойота, в которой на первом месте стоит развитие сотрудников. В данной системе каждый сотрудник происходит следующие этапы: интенсивное обучение;

постижение особенности работы на конвейере; возможность обучения сотрудников за рубежом.

ABSTRACT:_

Numerous studies confirm the fact that a high degree of employee involvement positively affects the performance of the company and is often a decisive competitive advantage. Leading world companies, paying great attention to the problem of staff, constantly introduce new forms and methods of involving employees. The goal of this article is to summarize the experience of involving employees in such well-known companies as Google, Zappos and PJSC «Sberbank of Russia».

KEYWORDS: methods for involving employees, increasing competitiveness, training, corporate culture, improving methods.

JEL Classification: J24, M12, M14, M53 Received: 11.07.2017 / Published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kim I.Yu. (Irinairinovna920mail.ru)

CITATION:_

Kim I.Yu. (2017) Analiz ispolzovaniya sovremennyh metodov vovlecheniya personala v deyatelnost orga-nizatsii [Analysis of application of modern methods of involving employees in the work of the organization]. Liderstvo i menedzhment. 4. (3). - 131-137. doi: 10.18334/lim.4.3.38181

На предприятиях «Тойота» действуют «Кружки контроля качества», это группы сотрудников, предлагающие идеи, инновации по улучшению своего рабочего процесса. Данная деятельность осуществляется на всех заводах «Тойота», это еще один способ развития сотрудников и командной работы, направленный на обеспечение высокого качества в каждом производственном процессе.

Лучшие группы контроля качества регулярно посещают международные конференции, делятся своими предложениями, достижениями с коллегами других заводов «Тойота». С каждым годом число участвующих в «Кружках контроля качества» растет.

Современный этап управления персоналом, с одной стороны, характеризуется высоким уровнем образования сотрудника, с другой стороны, основной потребностью становится не выживание, как 100 лет назад, а развитие, самостоятельность в производственном процессе и самосовершенствование.

Передовые компании пытаются изобрести в связи с этим инновационные формы вовлечения персонала в деятельность организации.

Большинство крупных компаний в развитых странах полностью доверяются сотруднику и дают ему полную свободу в принятии тех или иных решений.

К примеру, компания Google для вовлечения работников использует следующее: предоставляет каждому работнику свободный график, он может уделить один день в неделю своим проектам, которые, при должном развитии, могут привести его к повышению. Сотрудники Google во время рабочего дня разъезжают по офису на самокатах и сегвеях. У них есть возможность поиграть в волейбол или футбол, получить массаж в специальной комнате и т.д. В результате проект не тяготит работника, т.к. он может приступить к нему в тот момент, когда работоспособность его мозговой деятельности будет в большей активности. Но при этом работник ответственен за свой проект и должен сдать его к определенному сроку.

Компания Zappos применила свои методы вовлечения персонала, разработав ценности компании, которые способствуют активному увлечению персонала:

Принимайте и предлагайте изменения.

Создавайте атмосферу веселья и поощряйте небольшие странности.

Будьте смелыми, творческими и открытыми.

Поддерживайте в команде позитивный настрой, будьте одной семьёй [2] (Shey, 2016).

Каждый сотрудник Zappos мог внести свои предложения по корпоративной куль-

ОБ АВТОРЕ:_

Ким Ирина Юрьевна, специалист по учебно-методической работе [irinairinovna920mai1.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ким И.Ю. Анализ использования современных методов вовлечения персонала в деятельность организации // Лидерство и менеджмент. - 2017. - Том 4. - № 3. - С. 131-137. doi: 10.18334/lim.4.3.38181

туре в письменном виде, в дальнейшем принятые предложения были опубликованы в отдельной статье без изменений.

Рассмотрев примеры крупных компаний развитых стран: Google и Zappos, можно выделить сходство в корпоративной культуре: каждый из работников не боится выделиться и делится своими самыми безумными идеями, не беспокоится о том, что может получить осуждение со стороны коллектива. Каждый сотрудник трудится для достижения своей цели, при этом работая на общую идею организации.

Крупные российские компании тоже не стоят на месте и ищут адекватные решения для вовлечения персонала. Лидером можно выделить компанию «Сбербанк».

«Сбербанк» активно использует методы вовлечения персонала в своей организации. Одним из методов вовлечения персонала в организацию стала корпоративная социальная сеть «Биржа идей», данный проект позволял сотрудникам предлагать свои идеи, инновации для улучшения работы банка и уменьшению его затрат. Корпоративная социальная сеть объединяет всю страну и сотрудников «Сбербанка».

Термин «краудсорсинг» не имеет однозначного определения, данный термин был введен в Англии в 2006 году и дословно переводится как «использование ресурсов толпы».

Краудсорсинг применяется во многих сферах: в ведении бизнеса, в обществе также встречается в политике, применяется для решений следующих задач:

для создания новых продуктов в организации;

для поиска людей;

проведения опросов;

поиска новой информации для решения тех или иных задач;

для голосований и т.д. [4]

Краудсорсинг является наилучшим вариантом по распространению информации внутри определенного сегмента, а также по получению интересующей информации с минимальными затратами.

В «Сбербанке» краудсорсинг был бы невозможен без соответствующей системы вовлечения персонала. В банке сотрудников знакомят с перспективными исследованиями по экономике и менеджменту, которые каждый месяц публикуются издательством «Сбербанка» и распространяется среди сотрудников всех отделений для ознакомления с содержанием и «пропиткой» единой системой. Участие персонала в краудсорсинговых проектах по актуальным для банка темам является личной вовлеченностью персонала, а не административными методами.

Лучшим участникам краудсорсинга положена материальная премия, а также служит для выявления профессиональных качеств (с целью потенциального карьерного роста).

На сегодняшний день в «Сбербанк» внедряется новый метод вовлеченности персонала - это «Бирюзовые» организации. В новой Бирюзовой модели коллектив меняется изнутри: сотрудники несут ответственность за свои решения, а также учатся

нести ответственность за свои действия, а руководители становятся наставниками. Это заметно не только самим сотрудникам, но и клиентам. Бирюзовые организации имеют три характерные черты:

1. Самоуправление.

2. Целостность.

3. Эволюционная цель.

Цель данного метода - максимально вовлечь сотрудников в рабочую сферу организации, чтобы они не чувствовали себя наемными рабочими, внести в организацию равноправие между взаимодействием коллег. В Бирюзовых организациях побуждают обратиться к внутренней целостности человека и быть на работе тем, кто мы есть на самом деле.

Обобщение современных методов вовлечения персонала представлены в таблице. Таким образом, совершенствование методов вовлечения персонала характеризует следующее:

направленность на постоянное совершенствование сотрудников; создание и поддержание корпоративной культуры; создание индивидуальной, нематериальной системы мотивации. Предприятие, которое использует этот ресурс, должно творчески и ответственно подходить к выполнению мотивации сотрудников. К сожалению, в литературе недостаточно информации о том, насколько малый и средний бизнес может использовать методы вовлечения крупных компаний.

Одним из факторов успешного существования предприятия на рынке является высокая вовлеченность сотрудников в трудовую деятельность предприятия.

Для успешного существования и развития средних и малых предприятий руководству предстоит проделать немалую работу над управлением персоналом и их вовлечением в трудовой процесс. Мы предлагаем несколько рекомендаций: создание корпоративной культуры организации; непрерывное обучение персонала; создание системы информирования работников;

привлечение персонала в решение проблем организации путем предложенных сотрудниками выходов из существующих проблем; развитие навыка командной работы; поощрение командной работы; определение потребностей в коммуникациях; разработка политики и плана коммуникаций; развитие каналов обмена информацией; обеспечение возможных знаний и улучшение практики.

Для определения степени заинтересованности сотрудников руководству предстоит провести исследование, к примеру, путем анонимного анкетирования или письменного опроса персонала.

Таблица

Методы вовлечения, используемые в крупных компниях

Компания Методы вовлечения персонала Преимущества Недостатки

Тойота Кружки контроля качества - развитие сотрудников; - постоянное совершенствование производственного процесса; - сплочение сотрудников.

Google Индивидуальная нематериальная мотивация сотрудников - заинтересованность сотрудников в производственном процессе; - ответственные сотрудники. - данный метод подходит не для всех предприятий; - результат может быть неоправданным.

Zappos Создание корпоративной культуры - заинтересованность сотрудников; - поддержание позитивного настроя на рабочем месте; - совершенствование производственных процессов.

Биржа идей - объединение сотрудников всей страны; - улучшение производственного процесса. недопонимание со стороны сотрудников внутри корпоративной социальной сети

ПАО «Сбербанк России» Краудсорсинг - информирование каждого сотрудника с нововведением банка в области экономики и менеджмента; - заинтересованность персонала по актуальным темам банка; - выявление профессиональных качеств сотрудников. возможная малая активность со стороны сотрудников

Бирюзовые организации - самоуправление; - целостность; - эволюционная цель. - сложный, долгий процесс внедрения данной системы; - на первых этапах могут возникнуть недопонимание со стороны сотрудников.

По результатам проведенного анализа было выявлено, что непрерывная работа над совершенствованием персонала, доверие к работникам, развитие командной работы, материальная мотивация, эмоциональное и физическое поддержание коллектива дает очень хорошие результаты, что в последствии отражается на производительности труда и конкурентоспособности организации. Коллектив имеет те же потребности, что и человек, для успешного существования которого необходима постоянная работа над собой и своими возможностями, а также признание в его окружении.

ИСТОЧНИКИ:

1. Копец Л.В. Классические эксперименты в психологии. 2010.

2. Тони Шей. Доставляя счастье. От нуля до миллиарда. История создания выдающей-

ся компании из первых рук. 2016. - 304 с.

3. Внутренний краудсорсинг как инструмент вовлечения персонала // Управленец. -

2016. - № 61.

4. Вестник ПНИПУ. № 4. 2015. Социально-экономические науки

5. ВЕДОМОСТИ № 3372 от 25.06.2013. Советы консультанта: Западно-восточная ось

лояльности.

6. ВЕДОМОСТИ № 4295 от 05.04.2017. Общество знания: Новые «неуправляемые».

7. В зоне денег: зарабатывает, богатеем, экономим. Vzonedeneg. [Электронный ресурс].

URL: http://vzonedeneg.ru.

REFERENCES:

Vnutrenniy kraudsorsing kak instrument vovlecheniya personala [Internal crowdsourcing as a tool for employee involvement]. (2016). Manager. 3 (61). (in Russian).

Kopets L.V. (2010). Klassicheskie eksperimenty v psikhologii [Classical experiments in psychology] (in Russian).

Toni Shey (2016). Dostavlyaya schaste. Ot nulya do milliarda. Istoriya sozdaniya vydayuscheysya kompanii iz pervyh ruk [Delivering happiness. From zero to one billion. The history of creating an outstanding company straight from the tin] Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.