Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оразова Ф.О.

В работе представлена информация об использовании ролевой игры в качестве практико-ориентированного задания в методике обучения иностранному языку. Определена актуальность использования ролевых игр в методике обучения иностранному языку, охарактеризованы критерии отбора ролевых игр; изложены особенности применения ролевых игр; определены этапы работы с ролевыми играми. Выявлен высокий практический потенциал ролевой игры, позволяющий заложить в нее действия, отношения и намерения, которые являются компонентами педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USE OF ROLE GAMES IN THE METHODOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE SPHERES OF PEDAGOGICAL PURPOSE

The article presents information about the use of role-playing game as a practice-oriented task in the methodology of teaching a foreign language. The relevance of using role-playing games in the methodology of teaching a foreign language is determined, the criteria for selecting role games are characterized; outlines the features of the use of role-playing games; The stages of work with role games are defined. The high practical potential of the role-playing game is revealed, allowing to put into it actions, attitudes and intentions, which are components of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Оразова Ф. О.

Чирчикский педагогический институт Ташкентская область

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация. В работе представлена информация об использовании ролевой игры в качестве практико-ориентированного задания в методике обучения иностранному языку. Определена актуальность использования ролевых игр в методике обучения иностранному языку, охарактеризованы критерии отбора ролевых игр; изложены особенности применения ролевых игр; определены этапы работы с ролевыми играми. Выявлен высокий практический потенциал ролевой игры, позволяющий заложить в нее действия, отношения и намерения, которые являются компонентами педагогической деятельности.

Ключевые слова: ролевая игра, профессиональная компетенция, методика обучения, практико-ориентированное задание, иностранный язык, коммуникативная компетенция.

Orazova F. O.

Chirchik Pedagogical Institute Tashkent region

ANALYSIS OF THE USE OF ROLE GAMES IN THE METHODOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE SPHERES OF

PEDAGOGICAL PURPOSE

Abstract: The article presents information about the use of role-playing game as a practice-oriented task in the methodology of teaching a foreign language. The relevance of using role-playing games in the methodology of teaching a foreign language is determined, the criteria for selecting role games are characterized; outlines the features of the use of role-playing games; The stages of work with role games are defined. The high practical potential of the role-playing game is revealed, allowing to put into it actions, attitudes and intentions, which are components of pedagogical activity.

Key words: role play, professional competence, teaching methods, practiceoriented task, foreign language, communicative competence.

Анализируя нормативно-правовые документы и Федеральные государственные образовательные стандарты, можно констатировать необходимость изменений в требованиях к образовательному процессу. К

моменту окончания педагогического вуза у будущего учителя иностранных языков должен быть сформирован ряд общих и профессиональных компетенций. Содержание образования, применение современных педагогических технологий, взаимодействие между преподавателем и студентами или между самими студентами в процессе обучения формируют данные компетенции. Будущие педагоги должны научиться прогнозировать и диагностировать развитие обучаемых, ставить педагогические цели и достигать их оптимальным способом, предвидеть результаты своих действий. На сегодняшний день востребован специалист с уже сложившимся духовно-личностным, творческим, проектноконструктивным опытом, не нуждающийся в инструкциях от кого-либо.

Высокий уровень реализации индивидуальных качеств студента, собственный стиль деятельности свидетельствуют о его педагогическом профессионализме. Эти качества вырабатываются в ходе обучения и обеспечивают успешность в будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения в педагогическом вузе необходимо создать такие условия, которые пробуждают педагогическое самосознание будущего учителя иностранных языков, стимулируют постоянное стремление к творческому профессиональному росту, его самообразование и самовоспитание, выработку оптимального стиля профессиональной деятельности.

Целью практико-ориентированных заданий является формирование у студентов умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике.

Практико-ориентированные задания способствуют активному внедрению полученных знаний, побуждают студентов использовать дополнительные источники информации, что повышает мотивацию к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обучения.

Одним из наиболее эффективных практико-ориентированных (ситуационных) заданий в методике обучения иностранному языку является ролевая игра. В настоящее время вызван большой интерес к этому методу обучения, т.к. он является приемом моделирования реальной ситуации общения. Следует рассмотреть такой феномен как ролевая игра подробнее и остановиться на ее составляющих.

Интерес методистов к ролевой игре вовсе не случаен, ведь именно в игре у обучаемого развиваются творческие способности, умение ориентироваться в определенной ситуации. Обыгрывание запланированного урока является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач.

Использование ролевых игр в обучении имеет свои положительные моменты: высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия и эмоциональное, духовное единство участников. Особенности подобного взаимодействия заключаются в следующем: субъекты образования пребывают в одном смысловом пространстве; совместно погружаются в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включаются в единое творческое пространство; согласуют выбор средств и методов реализации решения задачи; совместно входят в похожее эмоциональное состояние, переживают подобные чувства, которые сопутствуют принятию и осуществлению решения задач. Используя ролевые игры, можно успешно оптимизировать процесс овладения навыками иноязычного общения, формирования профессиональной компетенции. Схематически принцип взаимодействия преподавателя и студентов можно представить следующим образом (Схема 1):

Как видно из приведенной Схемы 1, ролевые игры призваны стимулировать более широкое взаимодействие участников не только с преподавателем, но и друг с другом, а также доминирование активности обучаемых в процессе обучения.

Существуют определенные принципы организации проведения ролевых игр на занятиях. Необходимо помнить, что для успешной деятельности необходимо выполнение двух основных функций - решение поставленных задач и оказание поддержки всем членам группы в ходе совместной работы. В структуре ролевой игры необходимо придерживаться следующих моментов:

1) организовать учебное пространство и создать благоприятную обстановку;

2) выработать нормы группового взаимодействия;

3) объединить участников в микрогруппы, если ролевая игра предполагает участие нескольких небольших групп;

4) организовать внутри группы и микрогрупп учебную деятельность;

5) подвести итоги;

6) осуществить презентацию ролевой игры;

7) рефлексия.

Ролевая игра является психологическим эквивалентом творчества, она формирует индивидуальный опыт в педагогической деятельности, что очень важно в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка.

Преподаватель

Студент -> Студент

Схема 1. Принцип взаимодействия в ролевой игре

Перенос профессиональных навыков, как известно, обеспечивается осознанием соответствия условий обучения условиям внедрения результатов обучения. Поэтому перенос из учебной сферы в реальную жизнь будет действительно успешным, если работа в аудитории предполагает точную имитацию условий естественной профессиональной коммуникации на иностранном языке.

Использованные источники:

1. Zuparova, S., Shegay, A., & Orazova, F. (2020). Approaches to Learning English as the Source of All. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(5).

2. Zuparova, S., Shegay, A. (2021). Methods of Teaching Foreign Languages. Eastern European Scientific Journal, 1(7), 141-143.

3. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

4. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

5. Ruzmetova, M., Orazova, F., & Kayumova, G. (2020). The Role of Teaching Vocabulary Competence in English. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 509-513.

6. Ruzmetova, M., Otajonova, D., & Babadjanova, N. (2021). CONSIDERATIONS ON UNDERSTANDING THE MEANING OF A WORD. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(2), 1238-1242.

7. Krivosheyeva, G., Zuparova, S., & Shodiyeva, N. (2020). INTERACTIVE WAY TO FURTHER IMPROVE TEACHING LISTENING SKILLS. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 520-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.