4. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
Семенова Анна Юрьевна, старший преподаватель, asn087@mail.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева
ON FOREIGN INVESTMENT IN RUSSIA: A COMPARATIVE ANALYSIS
A.Y. Semenova
A comparative analysis of foreign investment in the Russian economy during the period, 2005-2012. Considered regional features to attract foreign capital. The main directions of improving the investment climate in Russia.
Key words: foreign capital, foreign direct investment, portfolio investment, investment climate, investment risk.
Semenova Anna Yu, Senior Lecturer, asn087@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University
УДК 330.52
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕНТЫ В ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
А.В. Овчаров
Рассмотрен мировой опыт изъятия, аккумулирования и использования ренты в финансовой системе государства. В зарубежной практике автор выделяет три основных налоговых инструмента по изъятию природной ренты: налоги на прибыль; налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы; бонусы и плата за пользование месторождением.
Ключевые слова: рентный доход, недропользование, финансовый механизм, налогообложение, аккумулирование.
В мировой практике недропользования накоплен значительный опыт по изъятию, аккумулированию и использованию рентного дохода в финансовой системе государства. Этот опыт достаточно подробно рассмотрен в работах Ю.Ф. Матвеева, М.А. Субботина [1], Н.Н. Лукьянчикова [2], Б.Н. Кузыка [3] и др. на примере шести стран - Норвегии, Кувейта, Омана, Венесуэлы, Чили и Аляски. Во всех странах на базе рентных платежей формируются специальные резервные фонды.
В 1990 году в Норвегии был создан государственный Нефтяной
фонд. Причиной его создания стал устойчивый рост доли граждан старшего и преклонного возраста в населении страны. Предполагается, что к 2040 г. доходы от нефтедобычи составят лишь 3% ВВП страны, а на выплату пенсий и социальных пособий потребуется не менее 17% валового внутреннего продукта.
Помимо этого средства Фонда привлекаются для покрытия краткосрочных разрывов в исполнении бюджета, а в случае снижения мировых цен на нефть средства Фонда могут быть направлены на финансирование дефицитов, вызванных ростом расходов в социальной сфере. Поэтому отчисления в Нефтяной фонд осуществляются только в периоды роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, и только в том случае, когда бюджет центрального правительства формируется с профицитом. Ежегодно парламентом страны в рамках общего бюджетного процесса определяется размер доходов, перечисляемых в Фонд.
Нефтяной фонд Норвегии в периоды роста цен на нефть является важным инструментом «стерилизации» избыточной денежной массы, которая увеличивается в связи с высокими «нефтяными» доходами. Это позволяет снизить инфляционное давление, вызванное резким повышением покупательской способности населения. При падении цен на нефть средства Фонда могут быть использованы для стабилизации расходов на социальные нужды. Таким образом, происходит регулирование негативного влияния падения цен на нефть на экономическую ситуацию в стране. Так, консервативная политика Фонда позволила государству в 1998 году добиться профицита бюджета, в то время как произошел обвал мировых цен на нефть. В конце 1999 года Фондом было аккумулировано активов на сумму, эквивалентную 26 млрд. долл. США (18% ВВП Норвегии).
Непосредственное управление инвестициями Фонда осуществляет Центральный банк Норвегии, в то время как приоритетные направления инвестирования, определяющие эффективность произведенных инвестиций находятся в ведение Министерства финансов. Инвестиционная политика Фонда проводится согласно правилам, предполагающим грамотную диверсификацию ресурсов в целях снижения возможных рисков. Около 75 % инвестиций осуществлялось Фондом в Европе, однако в высокой концентрации ресурсов в одном регионе руководство Центрального банка Норвегии усмотрело риск и новые пропорции в 1998 г. составили: Европа
- 40-60 %, Северная Америка 20-40%, Азиатско-Тихоакеанский регион 1030%. Вложений в финансовые рынки развивающихся стран Министерство финансов решило не осуществлять по причине низкой ликвидности таких рынков.
Общий резервный фонд Кувейта был основан в 1960-х годах и финансировался из профицита бюджета, возникающего в связи с эксплуатацией месторождений нефти. В распоряжение Фонда были все правительственные инвестиции, включая зарубежные активы и участие в
отечественных компаниях. Затем, в 1976 году с целью обеспечения безбедного существования жителей государства в настоящем и будущем был создан Резервный фонд будущих поколений. Первоначально его средства складывались из 50 % Общего резервного фонда, 10% от всех доходов страны (нефтяной и не нефтяной сектор экономики), а также из доходов Фонда от инвестиционной деятельности. Так же как в Норвегии, активы Фонда вкладываются за рубежом, для того, чтобы снизить зависимость от экономической ситуации на внутреннем рынке.
Использование средств Резервного фонда будущих поколений возможно только с согласия Национальной Ассамблеи, а любая информация о размере средств Фонда законодательно запрещена. Можно предположить, что этих средств достаточно для безбедного существования жителей Кувейта в будущем. Правительство страны обратилось к использованию средств Фонда в начале 1990-х годов для устранения последствий иракского вторжения и восстановления нефтяной промышленности.
После образования Резервного фонда будущих поколений на Общий резервный фонд возложены не только стабилизационные функции, но и функции управления денежными потоками страны, в том числе управление внутренними инвестициями правительства и обслуживание государственного долга. Формируется Фонд за счет продажи принадлежащих государству активов и отчислений доходов государственных предприятий, за исключением 10 %, направляемых в Резервный фонд будущих поколений.
В 1982 году в связи с большим объемом средств, аккумулируемых фондами, было создано Управление инвестиций Кувейта. Управление было наделено функциями, которые ранее относились к ведению Министерства финансов, по управлению финансовыми запасами страны.
На протяжении двух десятилетий (за исключением периода войны и послевоенного восстановления в начале 1990-х годов) благодаря консервативной финансовой политикой государства бюджет Кувейта является бездефицитным. Кроме того, доходы от инвестиций фондов уверенно занимают вторую строку (после доходов от нефтяного сектора) национальных доходов Кувейта, что составляет 35% общих доходов страны [4].
В 1980 году с целью замещения потерь бюджета в Омане при уменьшении доходов от добычи нефти был создан Государственный общий резервный фонд. Однако несмотря на заявленную цель сбережения для будущих поколений средства Фонда по решению Совета министров с представления Совета по финансам и энергетическим ресурсам часто направляются для покрытия текущего дефицита бюджета. Деятельность Фонда регулируется правилами, которые неоднократно менялись. Так, с момента основания и до 1986 г. в Фонд отчислялось 15% всех нефтяных доходов, затем ставка была снижена до 5%, а с 1989 г. в Фонд отчисляются все доходы, превышающие 15 долл. за баррель.
В 1990 г. в Омане был создан Фонд непредвиденных Расходов, на
который возлагались стабилизационные функции. Средства Фонда должны были поступать из нефтяных доходов, оставшихся после отчислений в Государственный общий резервный фонд. Новая финансовая система просуществовала недолго и в 1993 году Фонд был заменен Нефтяным фондом, основной целью которого было инвестирование в нефтяной сектор.
Схема финансирования фондов стала выглядеть следующим образом: в Государственный общий резервный фонд отчислялись доходы до 2 долл. с барреля (при превышении ценой отметки в 15 долл. за баррель), в Нефтяной фонд отчислялось полдоллара с барреля. При этом все доходы свыше 17,5 долл. за баррель перечислялись в государственный бюджет. Однако из-за покрытия правительством бюджетного дефицита и несмотря на все процедуры, которые должны были обеспечивать непрерывный прирост средств Фонда, его запасы с 1992 г. стали уменьшаться. Министерство финансов страны, занимающееся управлением активов Фонда, инвестировало большую часть средств в иностранные активы, оставшаяся часть помещена в виде депозита в Центральном банке страны [5].
Для защиты экономики Венесуэлы от возможных перепадов, вызванных нестабильностью мировых цен на нефть в ноябре 1998 года в Венесуэле создан Макроэкономический стабилизационный фонд. Основная цель Фонда - стабилизация нефтяных доходов центрального правительства и местных администраций, а также государственной нефтяной компании «Petroleos de Venezuela».
Фонд формируется за счет отчислений, осуществляемых при превышении реальными ценами на нефть определенной отметки. При снижении цены ниже этой отметки, правительству разрешено использовать средства Фонда для покрытия краткосрочных дефицитов. Помимо этого, Центральный Банк Венесуэлы осуществляет инвестирование средств Фонда в иностранные активы.
Отчисления средств в Фонд, осуществляется из трех источников: центральное правительство, местные администрации и государственная нефтяная компания. При этом, для каждого из указанных источников установлена своя стартовая отметка цены. Для центрального правительства -скользящая средняя (за последние пять лет) сумма доходов от налога на прибыль нефтяного сектора, ренты (royalties) и дивидендов, за минусом обязательных трансфертных платежей в региональные правительства и отчислений в Фонд погашения долга. Для региональных правительств эта отметка - скользящая средняя за последние пять лет трансфертных платежей от центрального правительства, а для нефтяной компании - скользящая средняя за последние пять лет цен на нефть, без учета налогов.
Доступ правительства к ресурсам Фонда возможен только с разрешения Конгресса. Решение о расходовании средств Фонда принимается тогда, когда существующие цены на нефть становятся ниже установленной отметки, либо в том случае, если запасы Фонда превышают 80% среднего-
дового уровня доходов (за последние пять лет). Во втором случае средства Фонда могут быть использованы для погашения внешнего долга или на финансирование капитальных проектов региональных правительств. Законодательством установлено, что резервы Фонда в конце года не должны быть меньше 1/3 их величины по состоянию на конец предыдущего года.
После внесения изменений в устав Фонда в 1999 г. его стабилизационная роль значительно снизилась. Так, была изменена процедура определения стартовой цены, а использование средств Фонда стало возможно только с разрешения президента. В 1999-2004 гг. были установлены более низкие отметки цен, при этом только 50% из сумм, превышающих эти значения, должно было отчисляться в Фонд. Средства Фонда стали направляться на погашение долга, а также социальные и инвестиционные нужды.
Для осуществления стабилизационных и сберегательных функций на Аляске создано два фонда - Перманентный фонд Аляски, учрежденный в 1976 г. и Конституционный бюджетный резервный фонд, основанный в 1990 г. как мера борьбы с мировым снижением цен на нефть.
Основными целями Перманентного фонда являются:
- накопление резервов в интересах будущих поколений на случай исчерпания ресурсов и снижения добычи нефти;
- законодательное изъятие большей части поступающих доходов от нефти из под власти государства, с целью недопущения избыточных государственных расходов;
- превращение невозобновляемого богатства в возобновляемое.
Главной задачей фонда является «максимизация стоимости Перманентного фонда штата Аляска путем разумного долгосрочного инвестирования и защита основного капитала с тем, чтобы он приносил доход в интересах всех поколений жителей Аляски» [6].
В Перманентный фонд отчисляется не менее 25% всех нефтяных доходов штата, роялти и федеральных платежей за полезные ископаемые. Резервы Фонда защищены Конституцией и не могут расходоваться без согласия жителей. Его нельзя использовать для борьбы с бюджетным дефицитов - одна часть Фонда расходуется на защиту фонда от инфляции, а вторая ежегодно выплачивается жителям штата в виде дивидендов, размер которых в последние годы постоянно увеличивается.
На сегодняшний день, Перманентный фонд Аляски - один из ста крупнейших инвестиционных фондов мира. Управлением активами Фонда и инвестиционной политикой занимается государственная корпорация APFC. APFC управляется советом из шести попечителей, которых назначает губернатор штата.
Конституционный бюджетный резервный фонд является вспомогательным источником средств на случай возникновения бюджетного дефицита. Законодательством установлено, что все платежи, полученные за счет штрафов и пеней за нарушение налогообложения нефтедобычи и взи-
мания роялти, должны направляться в этот фонд. Средства Фонда, передаваемые в бюджет оформляются как долг и должны быть возвращены обратно в годы, когда бюджет является профицитным.
Профессор университета штата Аляска Ричард Стейнер [6] считает, что у механизма распределения рентного дохода Аляски есть и негативная сторона. Так, нефтяная промышленность, находясь в тесных взаимоотношениях с государственной властью создала себе максимально благоприятный налоговый режим. Например, ставки налога с доходов нефтяных корпораций устанавливаются не на основе раздельного учета доходов, а без учета распределения. Нефтяные компании используют для налогообложения более низкие доходы за рубежом, что позволяет занижать высокие доходы на Аляске. В результате отсутствия постатейного распределения доходов нефтяных корпораций недоплачивают в фонды миллиарды долларов.
Обобщая зарубежный опыт нефтедобывающих государств можно выделить три основных схемы действующего механизма изъятия природной ренты:
Первая схема. Государство посредством системы налогообложения изымает рентный доход нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний.
Автор согласен с мнением [7], считающими недостатком данного механизма изъятия природной ренты то, что налоги нефтедобывающих компаний включаются в калькуляцию затрат и цену реализации. Фактически ренту оплачивают нефтепотребляющие компании, включающие понесенные затраты в себестоимость товаров и услуг для населения. Получается, что в процессе обмена рентный доход изымается у населения и его основная часть возвращается к нефтедобывающим предприятиям.
В результате российских реформ 1992-2000 гг. стало ясно, что данная схема изъятия рентного дохода стимулирует не только экономию продукции, но и экономию исходного ресурса. В то же время, это понижает уровень жизни населения и как следствие, осложняет демографическую ситуацию и приводит к сокращению численности населения. Понимая, что налоговые надбавки к ценам являются причиной инфляции, Правительство России начиная с 2000 г. постепенно переходит от использования данного механизма изъятия природной ренты.
Вторая схема. Природная рента изымается у нефтедобывающих предприятий и направляется в специальные общенациональные фонды на финансирование здравоохранения, образования и другие социальные нужды. Страны, использующие такую схему демонстрируют высокий уровень жизни большей части населения, развитую инфраструктуру и социальную защищенность. Создание финансовых резервов внутри этих стран позволяет эффективно решать многие социально-значимые проблемы. Так, граждане Саудовской Аравии имеют право на бесплатное лечение и обучение
за рубежом, медицинскую страховку, беспроцентные ссуды на строительство дома и покупку автомобиля. В Йемене, где очень низкие налоги населения, практически отсутствует квартплата, а граждане бесплатно ездят на общественном транспорте [3].
Третья схема. По этой схеме, рентный доход нефтедобывающих предприятий непосредственно поступает на персональные расчетные счета граждан этих государств, являющихся равноправными совладельцами природных ресурсов. Примером может служить Кувейт, где при рождении каждый гражданин получает 3 тыс. долл., которые перечисляются на его специальный счет в банке. Ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка составляет 170 долл. и 300 долл. - на неработающую жену. К другим преимуществам, пользующимися в этой стране можно отнести бесплатную медицинскую помощь не только в Кувейте, но и за рубежом, а также бесплатное образование.
Т.Б. Решетилова [8] считает, что ни одна из предложенных схем распределения рентного дохода не может быть абсолютно правильной и ее выбор не является однозначным. К уже рассмотренным диссертантом схемам она добавляет еще одну - отказ государства от изъятий ренты с возможностью регулирования направления ее использования или без такого регулирования. В этом случае рентный доход остается у предприятия-недропользователя (например, для инвестиций в развитие производства). Автор утверждает, что каждая из схем имеет свои преимущества и недостатки.
Так, полное изъятие ренты в пользу государства позволяет не только сконцентрировать средства, но и дает возможность маневрировать ресурсами на уровне отрасли или региона. Основным недостатком по этой схеме распределения может быть попытка уклонения от рентных платежей в связи с незаинтересованностью предприятий.
Распределение ренты между ее получателями на различных уровнях предполагает возможность удовлетворения различных потребностей получателями самостоятельно, без вмешательства государства, при этом существует заинтересованность в сборе рентных платежей. Однако ограниченность осуществления крупных проектов вследствие распределения ренты между несколькими получателями приводит к неэффективному использованию рентного дохода.
Отказ государства от изъятия рентного дохода позволяет решать проблемы финансирования развития производства, отказаться от государственных дотаций в инвестициях. Недостатком этой схемы является, во-первых, незаинтересованность отрасли в получении рентных платежей, а во-вторых, «возможность использования рентных платежей для решения оперативных вопросов, особенно в случае, когда их использование не регулируется» [8, с.140].
Автор согласен с мнением Н.Н. Лукьянчикова [2], считающим, что
за рубежом существует три основных цели использования природной ренты: социальная (выплата дивидендов жителям); стабилизационная; резервная и накопительная в пользу будущих поколений.
Проведенный анализ финансовых механизмов изъятия и аккумулирования природной ренты позволяет утверждать, что значительную роль в использовании средств фондов занимает инвестиционная деятельность. Основным правилом, которого придерживается управляющая компания при инвестировании средств, является высокая долгосрочная доходность в сочетании с высокой надежностью финансовых инструментов. К основным факторам при выборе инвестиционных инструментов можно отнести высокую ликвидность и развитую инфраструктуру рынка, на котором они котируются. Кроме этого, чтобы не допустить влияние колебаний мировых цен на нефть на остальные отрасли промышленности внутри своих стран, управляющим компаниям рекомендуется инвестировать денежные средства фондов в фондовые рынки других стран, как это, например, происходит в Норвегии и Кувейте.
Опыт зарубежных стран показывает, что механизмы изъятия рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов достаточно разнообразны. В обобщенном виде можно выделить три основных налоговых инструмента по изъятию природной ренты: налоги на прибыль; налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы; бонусы и плата за пользование месторождением (ренталс).
Налоги на прибыль связаны с прогрессивным налогообложением прибыли нефтедобывающих предприятий. При этом уровень обычного налогообложения прибыли составляет от 0 до 70%, в то время как ставки налога на прибыль нефтяных компаний - от 50 до 85% (в большинстве стран ОПЕК) [9]. Преимуществом такого налогообложения является установление определенного уровня прибыльности для развития и поддержания отрасли, а недостатком - высокие требования к администрированию (сбор и анализ информации о ценах, издержках и т.д.).
Преимуществом налогов на доход или добычу является простота их администрирования и как следствие роялти - наиболее распространенные в мире инструменты изъятия ренты. Налогом облагается не факт получения прибыли, а факт производства.
Бонусы - это платежи за получение и реализацию права на использование природных ресурсов. Например, бонусом является плата за лицензию на разработку месторождения. К преимуществам бонусов можно отнести то, что они близки к рыночной цене, а к недостаткам - зависимость цены бонуса от стабильности и предсказуемости экономики. Так, неожиданный рост цен на нефть позволит нефтяной компании получить сверхприбыль, поскольку этот рост не учитывался в стоимости месторождения.
Помимо перечисленных налогов, можно выделить специальные инструменты, позволяющие добиваться большего изъятия ренты: индикато-
ры для корректировки налоговых ставок (в зависимости от тех или иных экономических показателей); регулирование возмещения затрат (законодательное определение видов расходов, включаемых в себестоимость для максимально точного определения ренты) и соглашение о разделе продукции (в качестве платы за пользование месторождениями государство получает часть добытых полезных ископаемых).
Таким образом, в зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Доходы от эксплуатации ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.
Список литературы
1. Матвеев Ю.Ф., Субботин М.А. Рентный подход в недропользовании. М.: НИА-Природа, 2003. 244 с.
2. Лукьянчиков Н.Н. Природная рента и охрана окружающей среды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 176 с.
3. Природная рента в экономике России / Б.Н. Кузык (руководитель авт. коллектива), А.И. Агеев, В.А. Волконский и др. М.: ИНЭС, 2003. 192 с.
4. Бобылев Ю. Н. Реформирование налогообложения минеральносырьевого сектора. М.: Институт экономики переходного периода, 2001. 126 с.
5. Львов Д., Белкин В., Стороженко В. Зарубежный опыт формирования и использования рентных платежей в недропользовании.// Нефтьгаз-право. 2003, № 3. С. 15-19.
6. Стейнер Р. Реструктуризация налогообложения нефтедобычи с целью максимизации общественной выгоды. 2001. Ц^:
http://www.greensalvation.org/old/Russian/Facts/H rights/restructure.htm (дата обращения 10.01.2014).
7. Ягуткин С.М., Анищенко Р. Анализ механизма изъятия природной ренты в нефтедобывающей промышленности современных государств. 2007. Ц^: http://www.rusnauka.eom/8. ЫРЕ 2007/Есотт^/20600Лос.Ыт (дата обращения 25.12.2013)
8. Решетилова Т.Б. Горная рента в механизме управления использованием недр. 2-е изд. М.: Изд. МГТУ, 2002. 180 с.
9. Бобылев Ю.Н. Налогообложение в минерально-сырьевом секторе экономики. М.: ИЭПП, 2001. 265 с.
Овчаров Александр Владимирович, канд. экон. наук, доц., aovcharov@mail.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева
THE ANALYSIS OF USE OF THE RENT IN FINANCIAL SYSTEMS OF THE FOREIGN STA TES
A.V. Ovcharov
World experience of withdrawal, accumulation and rent use in a financial system of the state is considered. In foreign practice the author allocates three main tax tools on withdrawal of a natural rent: profit taxes; taxes on the income (royalty) or production, excises; bonuses and payment for using field.
Key words: investment income, subsurface use, financial mechanism, taxation, accumulation.
Ovcharov Alexander Vladimirovich, candidate of economic sciences, docent, aovc-harov@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University
УДК 338.2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
А.В. Овчаров
Рассмотрены возможные механизмы распределения рентных доходов в системе государственных финансов России. Автор считает, что для перехода к устойчивому развитию экономики необходимо изменить систему государственных финансов, и параллельно осуществлять снижение налогов. Решение указанных вопросов в значительной мере может быть осуществлено за счет усиления рентной составляющей в системе налогов, сборов и других обязательных платежей в сфере природопользования.
Ключевые слова: природная рента, недропользование, налогообложение, финансовая система, бюджетный доход.
По сравнению с большинством стран мира Россия занимает громадную территорию, которая составляет 1/8 части мировой суши и на которой сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы. По объёму разведанных запасов минерального сырья и топливноэнергетических ресурсов Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых за-