Научная статья на тему 'Анализ использования краудсорсинга в инновационных бизнес-моделях'

Анализ использования краудсорсинга в инновационных бизнес-моделях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1252
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаффорова Е.Б., Меркушова Н.И.

В статье рассматривается сущность краудсорсинга как современной технологии менеджмента и основы инновационных бизнес-моделей. Выделены структурные элементы краудсорсинга, обобщены его достоинства и недостатки. Обозначены проблемы, связанные с применением технологии краудсорсинга в качестве основы инновационных бизнес-моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ использования краудсорсинга в инновационных бизнес-моделях»

40 (343) - 2013

Инновациииинвесшиции

УДК 005.2

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАУДСОРСИНГА В ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЯХ

Е. Б. ГАФФОРОВА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента E-mail: egaffor@yandex.ru

Н. И. МЕРКУШОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: nmerkushova@mail.ru Дальневосточный федеральный университет

В статье рассматривается сущность крауд-сорсинга как современной технологии менеджмента и основы инновационных бизнес-моделей. Выделены структурные элементы краудсорсинга, обобщены его достоинства и недостатки. Обозначены проблемы, связанные с применением технологии краудсорсинга в качестве основы инновационных бизнес-моделей.

Ключевые слова: краудсорсинг, функция менеджмента, бизнес-модель, мотивация.

Чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники.

Дж. НЕЙСБИТ, американский писатель

и футуролог

Отличительной характеристикой современной экономики является переход от конкуренции продуктов и услуг к конкуренции на уровне бизнес-моделей, в основе которых лежат инновационные технологии и методы управления, к которым относится краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - толпа и sourcing - использование ресурсов) - передача отдельных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной офер-

ты, не подразумевающей заключения трудового договора. При этом используются коллективный интеллект и синергия взаимодействия большого количества людей [18]. Автором данного термина является журналист Джефф Хау, который впервые употребил его в статье The Rise of Crowdsourcing в журнале Wired в 2006 г. Популяризация идеи, которая лежит в основе краудсорсинга, началась еще до изобретения самого термина. Например, в 2004 г. журналист Джеймс Шуровьески в своей книге «Мудрость толпы» заявлял, что, во-первых, при правильно заданных условиях поиск решения какой-либо проблемы с опорой на совокупные знания многих людей может быть более эффективной методикой, чем использование экспертов; во-вторых, толпа может быть умной при соблюдении ряда условий: она должна быть разнообразной (состоять из независимых друг от друга людей), децентрализованной и иметь возможность выразить свое мнение в единый вердикт [2, 22].

Широкое распространение краудсорсинга как технологии менеджмента и основной составляющей инновационных бизнес-моделей во многом обусловлено появлением в последнее десятилетие многомиллионной армии пользователей Интернета

и сотовой связи. Хотя как явление краудсорсинг появился намного раньше. Например, в русском фольклоре распространены сюжеты, в которых предлагается всем желающим, например, рассмешить царевну или запрыгнуть очень высоко, выхватив из рук красной девицы платок, в качестве награды выступают женитьба и полцарства в придачу. Другой причиной массовости краудсорсинга является изменение уровня насыщения потребностей. Для значительного количества людей в настоящее время проблемы выживания отошли на второй план как реализованные в достаточной мере для того, чтобы потерять свою остроту. Соответственно, на первый план выходят потребности творчества и самореализации, участия в управлении, признания среди коллег, лидерства, желание улучшить качество процессов, работ, услуг для себя и окружающих.

Одна из первых документально зафиксированных попыток обратиться к коллективному разуму состоялась еще в 1714 г. Тогда британское правительство предложило всем желающим за существенное денежное вознаграждение найти способ определения долготы на море. Хотя оптимальный способ определения долготы нашли только через полвека, но массовый поиск дал импульс развитию точных наук в Европе [4]. Примерами коллективной мудрости являются суд присяжных как институт судебной системы, появившийся, например в России в 1864 г., или поиск преступника с помощью распространения в обществе информации о нем.

Современный краудсорсинг является зонтичным термином для разнообразной группы технологий управления, которые объединены общим свойством -все они зависят от вклада толпы [24]. Дальнейшие успешное развитие и применение краудсорсинга как технологии менеджмента и составляющей инновационных бизнес-моделей связано с научным обобщением существующей практики его использования. Авторами предлагается рассмотреть краудсорсинг, во-первых, как элемент инновационной бизнес-модели организации, направленный на решение отдельных частных задач бизнеса и управления, во-вторых, как основу бизнес-модели организации.

Краудсорсинг в инновационных бизнес-моделях в большинстве случаев используется как метод менеджмента, направленный на решение отдельных частных задач бизнеса и управления, среди которых можно выделить следующие: - решение в рамках глобального проекта небольшой, часто рутинной задачи;

- разработка инноваций в различных отраслях;

- сбор и анализ предложений по улучшению

продукта, услуги, процесса;

- выполнение одной из общих или специальных

функций менеджмента компании.

Рассмотрим эти задачи более подробно.

Решение в рамках глобального проекта небольшой, часто рутинной задачи по идентификации, сортировке и т. д. Наиболее ярко это проявляется в проектах так называемой коллективной науки (croud science). Первым проектом в этой области считается работающий с 1999 г. SETI@home (Search for Extra Terrestrial Intelligence - поиск внеземного разума), использующий метод распределенных вычислений. Любой желающий может скачать специальное приложение, благодаря которому подключенный к Интернету личный компьютер включается в большую сеть, выполняющую ресурсозатратную задачу обработки космических сигналов. Работа SETI@home занимает небольшую долю мощности домашнего процессора, но объединенная сеть из более 3 млн компьютеров в настоящее время имеет вычислительные способности, намного превосходящие мощности любых суперкомпьютеров [8].

В большинстве случаев задачи, решаемые в рамках данного направления (так называемые HITS -Human Intelligence Tasks, задачи для человеческого интеллекта), нельзя формализовать и поручить компьютерам. Такие проекты, как Clickworker (разработанный NASA в 2000 г. и предлагающий изучать снимки Марса для каталогизации кратеров), Stardust@home (разработанный NASA в 2006 г. для изучения миллионов снимков вещества из хвоста кометы Вильда-2 и космической пыли) или Galaxy Zoo (инициированный в 2007 г. астрофизиками Кевином Шавински и Крисом Линтоттом из Оксфорда для классификации изображения галактик по простейшим морфологическим признакам) требуют от краудсорсера пожертвовать свободным временем, участвуя в масштабном проекте. Картотека морфологических типов галактик, собранная усилиями участников последнего проекта, является самой большой в мире, и она уже позволила подтвердить некоторые гипотезы. В настоящее время действует расширенная версия данного проекта - Zooniverse (Зоовселенная), где можно изучать лунную поверхность, солнечную активность, исследовать исторические изменения климата Земли по записям бортовых журналов кораблей прошлого и позапрошлого веков, расшифровывать древние пергаменты и т. д. [8].

С 2000 г. действует проект Distributed Proofreaders, в рамках которого тысячи волонтеров сканируют книги (уже более 23 тыс. произведений), являющиеся общественным достоянием, исправляют ошибки, возникающие при распознавании текста, и результаты выкладывают в открытой электронной библиотеке Project Gutenberg. В Финляндии крауд-сорсеры занимаются оцифровкой национальных архивов. Британское издание The Gardian в 2009 г. создало сайт, на котором разместило сканированные документы о расходах членов британского парламента и призвало пользователей проверять расходы своего депутата, классифицируя документы по категориям: «не интересно», «интересно, но известно», «интересно», «исследуй это». Таким образом, журналисты получали отсортированные документы, что позволяло им профессионально заниматься только самыми интересными моментами [4].

Наиболее известным российским проектом в этом направлении является «Народная карта Яндекса». Всем желающим предлагается добавлять на карту, сделанную на основе спутниковых снимков профессионалами, новый объект или комментарий относительно организаций, расположенных в том или ином здании. После проверки информация появляется на сервисе. В выгоде остаются все участники процесса: сервис получает актуальную информацию обо всех зданиях в 500 городах России и Украины, которую не в состоянии предоставить ни одна картографическая фирма; пользователи получают актуальную карту.

Разработка инноваций в различных отраслях. Долгие годы считалось, что собственные отделы R&D - это главный козырь корпораций. Согласно теории закрытых инноваций все лабораторные разработки должны были осуществляться втайне от конкурентов, при этом любые внешние источники новых идей воспринимались обычно как сомнительные или даже опасные. Но в настоящее время потенциала ученых, работающих внутри компании, часто хватает лишь на то, чтобы она держалась на плаву. Компаниям все сложнее своими силами формировать новые рынки и опережать конкурентов. Понадобилась инновация в самом способе создания инноваций.

Об открытых инновациях впервые заговорил Генри Чесбро, профессор из Гарварда, издавший в 2003 г. книгу «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий». В этой модели специалисты внутреннего отдела R&D не

работают в изоляции, любая компания может объявить конкурс на лучшее решение и таким образом сократить свои расходы на исследования и заплатить только за практический результат, не кормить тех, которые иногда заинтересованы лишь освоить средства, выделенные на R&D. Если задача оказалось неразрешимой, корпорация просто экономит деньги. С другой стороны, таким же образом идеи, не использованные в компании, могут быть проданы другой фирме, в результате может быть достигнута высокая экономическая эффективность за счет синергии компаний друг с другом [12, 19].

Примером перехода к концепции открытых инноваций на основе краудсорсинга является деятельность компании Lego, которая исторически была очень закрытой, жестко контролирующей свою продукцию и свою интеллектуальную собственность. Однако в конце 1990-х гг., когда Lego выпустила новую линию конструкторов Lego Mindstorms, которые содержали программное и аппаратное обеспечение для создания маленьких кастомизируемых и программируемых роботов, ситуация изменилась. Продвинутые пользователи взломали код и модифицировали новые продукты, а затем рассказали о своих инновациях на независимых сайтах. Это поставило руководство Lego перед выбором: либо начать судебное разбирательство против пользователей, либо предложить им участвовать в создании новых продуктов и приложений. Компания пришла к выводу, что процесс будет долгим и дорогостоящим, а сотрудничество с пользователями на основе краудсорсинга может принести значительную пользу.

В 2005 г. в Lego запустили так называемую программу посланников (Ambassador Program), чтобы наладить прямой и оперативный канал общения с фанатами (к февралю 2012 г. в мире насчитывалось уже более 100 тыс. активных взрослых энтузиастов Lego), что обеспечило доступ компании к новым идеям, технологиям и бизнес-партнерам. Энтузиасты Lego предлагают улучшения в существующие продукты, помогают разрабатывать новые линейки продуктов (например, модели архитектурных достопримечательностей) и каналы их дистрибьюции. Также Lego приняла на постоянную работу более 20 фанатов, рассчитывая извлечь пользу из их глубоких знаний, накопленных за долгие годы [1].

Сбор и анализ предложений по улучшению продукта, услуги, процесса. Компания Microsoft предлагала для обсуждения в Интернете находя-

щуюся на стадии разработки программу Windows7, которую опробовали миллионы людей по всему миру, в том числе и в России, и высказали свои пожелания. Автоконцерн Fiat Group в 2009 г. запустил интернет-площадку Fiat Mio и уже спустя год на автовыставке в Бразилии продемонстрировал Fiat Mio FCC III - результат работы более 9 тыс. краудсорсеров, которые в совокупности высказали 6,8 тыс. разнообразных идей.

Выполнение одной из общих или специальных функций менеджмента компании. В настоящее время одной из масштабных областей применения краудсорсинга является привлечение средств для реализации различных проектов (функция - организация финансирования), получившее специальное название - краудфандинг (crowdfUnding). Этот подход используется как в качестве составляющей отдельного бизнеса, так и в качестве бизнес-модели. В июне 2011 г. музыканты российской группы «Би-2» предложили поклонникам профинансировать свою новую пластинку. За шесть месяцев был собран 1 млн руб. В качестве вознаграждения все краудсор-серы получили цифровую запись альбома, а те, кто пожертвовал 1 тыс. руб. и больше, получили также билеты на презентацию альбома [20].

Мексиканская горнодобывающая корпорация Goldcorp выложила карты своих месторождений и SD-модели шахт в Интернете, разрешив всем геологам мира искать золото на своей территории (функция - планирование производства). Убыточное ранее предприятие заработало за счет краудсорсин-га 3 млрд долл. [4].

Компания GetJar создала интернет-сообщество для тестирования продуктов, которые предлагалось бесплатно скачивать (функция - контроль) [9]. Российский медиа-холдинг «СТС Медиа» запустил интернет-проект (авторы проекта получили награду национального телевизионного конкурса «ТЭФИ-2006»), на котором пользователи могут самостоятельно придумывать продолжение полюбившегося сериала (функция - проектирование продукции) [13] и т. д.

В то же время краудсорсинг может также быть основой бизнес-моделей (большинство функций компании выполняется на основе краудсорсинга или в основе основной функции лежит краудсор-синг), которые доказали свою успешность и могут быть тиражированы на многие виды бизнеса.

Одно из первых использований технологии краудсорсинга в качестве бизнес-модели произошло

при распространении программного обеспечения Lunix, хотя Ричард Столлман - один из авторов и основатель движения за свободное программное обеспечение (его принцип - все, что приносит пользу и нужно для работы, должно свободно распространяться) - преследовал цель насаждать идеологию свободы и меньше всего был и остается озабочен коммерческими результатами своей деятельности [21]. Программное обеспечение считается свободным, если им управляет пользователь и выполняются следующие условия: возможность использовать его на усмотрение пользователя; возможность менять исходный код; возможность помогать другим, т. е. делать копии и передавать их кому угодно; возможность сначала изменять, а потом копировать измененное программное обеспечение.

В течение 20 лет свободное программное обеспечение продолжает существовать и использоваться на предприятиях при большом выборе и доступности лицензионных продуктов, несмотря на отмечаемые специалистами недостатки, к которым относятся существенная оплата технической поддержки, более высокая зарплата узкоспециализированному системному администратору, переобучение пользователей, возможная несовместимость специализированного и бесплатного программного обеспечения.

В настоящее время данная бизнес-модель, широко известная в мире IT как концепция открытого кода (open soure), активно используется во многих других областях деятельности. Например, американский стартап Treehouse Labs разработал и запустил в массовое производство систему BiKN (RFID-ридер, совместимый с iPhone, помогает определить нахождение вещей, детей, домашних животных и самого телефона), платформа которой построена с использованием открытых промышленных стандартов. Treehouse Labs предлагает другим компаниям использовать новшество, дополняя собственными сенсорами и приложениями [6]. В 2005 г. Расмус Нильсен, руководитель копенгагенского коллектива художников Superflex, недовольный тем, что Carlsberg, подобно Microsoft, хранит закрытой информацию о рецепте и технологии продукции, создал проект открытого пива, который развивается благодаря творческому краудсорсингу. Изготавливать пенный напиток по этому рецепту может любой желающий [3].

Хрестоматийным примером бизнес-модели на основе краудсорсинга является деятельность

компания Threadless [18], в которой все желающие выполняют следующие действия: предлагают дизайн футболок; голосуют за понравившийся дизайн; покупают футболки, заранее сообщив о своем желании компании; выступают в роли рекламных агентов, предлагая голосовать за свои рисунки или купить футболку (производство начинается при заказе не менее 300 шт.). При этом компания получает возможность бесплатно отобрать для работы и координации деятельности лучших дизайнеров.

Подобным образом построена работа и в японской мебельной компании Muji. Пятьсот тысяч краудсорсеров, зарегистрированные на сайте, предлагают идеи, из которых Muji выбирает самые радикальные, те, которые еще не реализовали другие производители. Прототипы размещаются на странице greatest hits, и если их заказывает не менее 300 чел., то продукция отправляется в серийное производство. Так в каталогах Muji появились книжные полки, которые можно вешать без гвоздей, ночники, светящиеся вдали от розеток, кубические кресла-трансформеры и т. д. И Threadless, и Muji экономят не только на идеях, но и на фокус-группах, запуская в производство только то, что заслужило народную любовь еще на стадии концепта [16].

Еще одним примером бизнес-модели на основе краудсорсинга является деятельность сайта busuu. com. Это инновационное виртуальное сообщество для изучения иностранных языков по схеме p2p (от англ. peer-to-peer, равный к равному). Десятки тысяч людей проверяют чужие упражнения на своем родном языке, а взамен пользуются той же услугой от носителей языка, который учит пользователь. Общее количество пользователей, как указывается на сайте, превышает 7 млн чел. Ресурс предоставляет бесплатно 150 уроков и грамматические правила, есть возможность выйти в видеочат и разговаривать напрямую с другими пользователями, взаимно совершенствуя языковые навыки. Доход создателей ресурса происходит за счет размещения рекламы и продажи дополнительных продуктов.

Широкие возможности для проведения краудсорсинга в качестве основы инновационных бизнес-моделей, его перспективность и востребованность для многих сфер деятельности стали основой для существования таких компаний, как InnoCentive (научные разработки), 99designs. com, Redesignme. com (дизайнерские решения), Ideabounty. com, Atizo. com (маркетинг), CroudSpring. com (решение задач малого бизнеса), Kickstarter. com (кра-

удфандинговая платформа для сбора средств на различные проекты), основной вид деятельности которых - предоставление услуг по организации краудсорсинговых проектов на заказ. В России в этой нише работает с 2001 г. интерактивное творческое агентство E-Generator, входящее в холдинг «Финам». Среди его клиентов Unilever, «Яндекс», «Лаборатория Касперского» и др. Российские сайты Planeta. ru, Boomstarter. ru, SmartMarket. net, Smipon. ru («С миру по нитке» стал известен, когда в 2011 г. предприниматели начали собирать на своей площадке деньги на памятник Стиву Джобсу) копируют американскую краудфандинговую платформу Kickstarter. com, но пока существенно уступают ей по сумме сборов [20].

Для успешной реализации краудсорсинга как элемента и основы инновационных бизнес-моделей необходимо определить его основные структурные элементы, в качестве которых предлагается рассматривать следующие: участники краудсорсинга, организация процесса краудсорсинга, мотивация краудсорсеров.

Участники краудсорсинга. Краудсорсинг предполагает наличие заказчика, многочисленных участников-краудсорсеров, а также потребителей результатов проектов краудсорсинга. Среди заказчиков краудсорсинговых проектов выделяют, с одной стороны, государственные и общественные организации, с другой стороны, частные компании, деятельность которых рассмотрена ранее.

На уровне государства чаще всего краудсорсин-говые проекты направлены на анализ и выработку возможных решений проблем государственного управления. Так, целью амбициозного проекта «Боль-шоеправительство. рф», созданного по инициативе Д. А. Медведева, является налаживание взаимодействия власти с обществом через аккумулирование конструктивных предложений по принятию новых и модернизации уже имеющихся законов. По замыслу разработчиков проекта «Россиябездураков. рф» (презентация прошла 24.01.2012 на заседании президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики) пользователи должны будут регистрироваться, а затем оставлять описание административных препон с указанием названий организаций и фамилий ответственных лиц. При этом не все сообщения публикуются на портале, каждое проходит премодерацию. В первую очередь внимание уделяется фактам, влияющим на жизнь большого числа людей. Примерами негосу-

дарственных проектов, направленных на обсуждение, анализ и улучшение правового поля Российской Федерации являются веб-портал «Твои законы»; независимая площадка по обсуждению законопроектов «Проект Закона», поддерживаемая кругом независимых экспертов; общественная площадка для обсуждения законопроектов, организованная на сайте zakon. р1^го. ги (сайт представляет собой экспертное сообщество на базе Всероссийского профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых компаний) и др. Таким образом, можно говорить о том, что краудсорсинг становится отличительной чертой современной российской политики, способствующей укреплению доверия между гражданами и правительством.

Аналогичные процессы идут и за рубежом. Так, в начале 2012 г. правительство Финляндии запустило проект под названием «Гражданская инициатива», посредством которого зарегистрированные пользователи могли сами предложить проект закона. Если проект получит поддержку 50 тыс. граждан в течение 6 мес., парламент Финляндии обязан будет организовать голосование по данному проекту. Элементы краудсорсинга с успехом используются сеймом Латвии, муниципалитетом Мюнхена и т. д. Исландия является примером страны, конституция которой была написана с использованием технологий краудсорсинга. В то же время мировая практика показывает, что сложные политические проблемы, системный кризис государственного управления с помощью краудсорсинга не решаются [25].

Краудсорсинг предполагает большое количество участников, которые могут быть как внешними (что было рассмотрено ранее), так и внутренними по отношению к организации, использующей данный метод. Для больших организаций характерно использование краудсорсинга среди сотрудников предприятия в целях получения предложений по улучшению деятельности организации. Так, ОАО «Сбербанк России», организовав на своем сайте ряд внешних краудсорсинговых проектов («Очередей. Нет!», некредитные продукты для малого, среднего и крупного бизнеса и т. д.), предлагает сотрудникам также проявить себя, участвуя в создании политики инновационной деятельности. Аналогичные программы, позволяющие обеспечить поток инновационных идей от сотрудников, существуют в ОАО «ЛУКОЙЛ» («Банк идей и инноваций» с 2011 г.), ОАО «ТНК-ВР» («Банк идей» с 2009 г.), ОАО «НК «Роснефть» («Банк инноваций», «Банк

технологий»), ОАО «Альфа-Банк» («Альфа-идея») и т. д. [7].

Многие вузы привлекают сотрудников, студентов и всех желающих к высказыванию предложений через собственные сайты по улучшению различных сторон деятельности учебного заведения. Востребованность и перспективность внутреннего кра-удсорсинга являются причиной вывода на рынок соответствующих программных продуктов. Например, сервис Tell Your Boss Anything позволяет любому сотруднику отправить начальнику анонимное письмо с информацией о недостатках в компании и идеями по совершенствованию деятельности, что не всегда удается по разным причинам сделать лично [17].

Потребителями результатов краудсорсинга могут быть не только его заказчики, но и все общество или его часть. Например, проект Гринпис России «Вторая жизнь вещей» направлен на формирование интерактивной карты доступных пунктов приема вторсырья у населения. Вся работа по наполнению карты, ее моделированию и развитию происходит на волонтерской основе. Картой воспользовалось более 500 тыс. чел. Ее популярность продолжает расти [11].

Организация процесса краудсорсинга. Специфичность краудсорсинга, а именно привлечение большой аудитории к решению поставленных задач, предъявляет специальные требования к его организации для обеспечения качества конечного результата.

Это, во-первых, специальный отбор участников проекта для повышения качества результатов краудсорсинга и/или отсев недостаточно компетентных и активных участников.

Существуют проекты, которые изначально ориентированы на ограниченную аудиторию (чтобы снизить количество пустых предложений и повысить качество получаемого продукта). Например, для радиостанций обычной стала практика обращаться к автолюбителям с просьбой сообщать о ситуации на дорогах. При создании книги «Построение бизнес-моделей» ее авторы А. Остервальд и И. Пинье создали интернет-сообщество для получения советов, комментариев, обмена опытом. Возможность участия в проекте оценивалась сначала в 24 долл., а затем в 243 долл. для сохранения эксклюзивности платформы, что позволило авторам указывать, что соавторами книги являются 470 практиков из 45 стран [14].

Американская компания InnoCentive, основанная в 2002 г. бывшими сотрудниками глобальной фармацевтической корпорации Eli Lilly and Company на деньги своего работодателя, привлекает исследователей-профессионалов. Изначальный замысел был в том, чтобы привлекать к исследованиям и разработкам специалистов за пределами корпорации, но позднее у InnoCentive появились заказчики из разных отраслей, нуждающиеся в научной экспертизе, - Procter&Gamble, Boeing, DuPont, Rockefeller Foundation, NASA. В базе InnoCentive уже более 200 тыс. исследователей из 170 стран, многие из которых имеют ученые степени [4].

Российская компания Witology, созданная в 2009 г. руководителем фонда «Общественное мнение» Александром Ослоном, выступила инициатором примерно 20 краудсорсинговых проектов. Над каждым проектом работало несколько тысяч человек, всего было вовлечено около 100 тыс. чел., которые заходили на ресурс, получали задания и генерировали идеи. Отсев участников проводится с помощью экспертов или голосования краудсорсеров до разумного минимума, в дальнейшем предложения дорабатывает ограниченная группа наиболее компетентных и мотивированных участников.

Компания Lego, понимая, что разные пользователи имеют разные знания, навыки, возможности и т. д., создала разные платформы для краудсорсинго-вой работы. Самые простые платформы - опросы и электронные ящики для идей по заранее заданным темам. Более продвинутая платформа LegoDigital Designer позволяет пользователям проектировать виртуальные модели Lego и содавать инструкции по виртуальному конструированию, которыми можно делиться с другими пользователями. Это позволяет привлекать инноваторов с разными уровнями навыков. Более современная платформа Lego Cuusoo дает пользователям возможность загружать свои проекты (рисунки, фотографии и т. д.) на интернет-страницу, где другие пользователи Lego могут голосовать за проекты. Если проект получает 10 тыс. голосов, Lego рассматривает возможность его запуска в производство. Еще одна платформа, которую использует компания, - форумы для групп пользователей-экспертов и виртуальные кабинеты проектов. Обычно это закрытые форумы. Здесь собирают идеи, предложенные очень опытными пользователями, для дорогостоящих проектов [1].

Во-вторых, организация взаимодействия участников между собой для выработки наилучшего

решения. Общение краудсорсеров между собой может быть очень эффективным в отдельных случаях. Например, при работе проекта Galaxy Zoo на основе результатов общения людей было инициировано исследование совершенно новых для науки объектов и явлений, что превзошло ожидания создателей проекта. В российской практике это наглядно представлено в деятельности Агентства стратегических инициатив.

В-третьих, корректные, однозначно понимаемые формулировки задания и начальных ограничительных условий (например, нельзя предлагать банку выдавать беспроцентные кредиты). Компания Lego, например, столкнулась с ситуацией, когда ей пришлось отменить свое правило запуска в производство тематического конструктора. Так как возникла проблема типа «кто больше кричит, тот и прав», в результате чего достаточное количество голосов набрал проект по фильму «Зомби по имени Шон», взрослая пародия на фильмы про зомби. Компании пришлось сообщить, что данный проект не подходит для ключевой аудитории - детей от 6 до 11 лет [1];

В-четвертых, многократная проверка деятельности отдельного пользователя. Так, в проекте Galaxy Zoo каждая картинка демонстрируется нескольким добровольцам, и вариант классификации принимается, если он совпал в 80 % случаев [8].

В-пятых, формирование процедуры для выбора лучшего решения посредством экспертных методов или путем голосования, которое может учитывать разные возможности (простое голосование; голосование, при котором у активных участников большая весомость голоса; голосование, которое возможно «за» или «против» какой-либо инициативы; возможность отозвать свой голос и т. д.).

Мотивация участников. Структура мотиваци-онных ожиданий исполнителей краудсорсинговых проектов включает следующие позиции: оплата; альтруизм; чувство причастности к значимым событиям и процессам; удовольствие; репутация; возможность получить работу [23].

Значительная часть бизнес-моделей с использованием краудсорсинга не предполагает выплаты каких-либо денежных компенсаций, активно используя в качестве мотиваторов нематериальные факторы. Так, канадскому энтузиасту Брюсу Хадсону, работавшему с проектом Stardust@home практически с начала его основания, позволили дать имя найденной в 2010 г. частице. В 2009 г. в

научном астрономическом издании «Ежемесячные записки Королевского астрономического общества» была опубликована статья, описывающая новый вид галактик, открытый при участии пользователей форума Galaxy Zoo, которые были включены в список соавторов [8].

Российский журнал «Секрет фирмы» предлагает всем желающим поучаствовать в решении проблем реального бизнеса в области стратегического развития. В дальнейшем в журнале проводится анализ высказанных предложений, указываются авторы лучших решений, а также определяется худшее решение (без указания автора).

Агентство стратегических инициатив (asi12. ru) в качестве поощрения активным участникам предлагает бесплатное посещение ведущих экономических форумов, встречи с представителями государственных, общественных и коммерческих организаций (профильные для каждой стратегической инициативы), специальные призы от компании Witology (карта участника проекта «Сноб»; подписка на Harvard Business Review; планшет iPad 3; подарочные сертификаты и т. д.) [15].

Обычно наличие денежных выплат характерно для серьезных проектов, требующих специальных знаний и существенного количества времени для получения результата. Так, в американской компании InnoCentive размер вознаграждения зависит от уровня квалификации краудсорсеров - от 10 тыс. до 100 тыс. долл. за проект. Кроме того, клиенты платят InnoCentive за саму возможность обратиться к знаменитым экспертам. В компании Lego автор инновации, которая закончилась успешным проектом и выходом модели на рынок, получает 1 % от чистой прибыли, генерированной продуктом. На сайте Quirky. com можно изобретать собственные предметы быта и гаджеты. Над оценкой и реализацией проекта работают пользователи под руководством команды экспертов. В случае коммерческого успеха инициатор получает роялти с продаж [1, 4, 16]. Российская краудфандинговая платформа SmartMarket. net планирует, что пользователи с нынешнего года смогут получать долю в проектах, которые спонсируют для последующей перепродажи инвесторам, если они заинтересуются проектом, или владельцу [20].

Но даже в случае выплаты вознаграждения нематериальная мотивация участников сохраняется в обязательном порядке. Так, главной наградой для победителя в области дизайна футболок, выпускае-

мых компанией Thгeadless, является не выплачиваемые 2 000 долл. и различные призы, а имя автора, размещенное на этикетке каждого изделия [4, 18].

Основной задачей в области мотивации кра-удсорсеров является выстраивание оригинальной системы наград, включающей поощрения, виртуальные медали, рейтинги, владение виртуальной валютой и т. д. Именно игровые и мотивационные механизмы позволяют людям самореализовываться, помогая тем самым и себе, и другим.

Таким образом, краудсорсинг в качестве элемента и основы инновационных бизнес-моделей имеет широчайшее поле для применения. Но в то же время, как и любая технология менеджмента, он обладает наряду с достоинствами и рядом недостатков. К достоинствам относятся:

- минимизация трудовых и научно-исследовательских расходов на решение возникающих задач;

- получение инновационных идей;

- определение проблемных областей;

- повышение потребительской лояльности, стоимости компании, бренда;

- возможность привлекать на постоянную работу наиболее перспективных участников краудсор-синговых проектов;

- возможность найти специалиста с узкой специализацией;

- демонстрация прозрачности бизнеса и готовности к сотрудничеству;

- снижение рисков, связанных с неопределенностью спроса на рынке.

Недостатками краудсорсинга являются:

- невозможность полностью контролировать ход работ, планировать результат как по срокам, так и по объемам;

- зачастую низкое качество выдаваемых решений, избыточность и дублирование информации от крадусорсеров, что требует затрат времени и ресурсов на обработку, дополнительную проверку и т. д.;

- высокие требования к организации систем взаимодействия и обратной связи;

- необходимость высокого уровня мотивации участников.

Однозначная перспективность бизнес-моделей на основе краудсорсинга, его широкое распространение во всех сферах деятельности потребуют в дальнейшем, как представляется авторам, решения следующих проблем, связанных с его применением:

- построение систем оценки решений, предлагающихся краудсорсерами, не допускающих манипулирования или существенно ограничивающих его. Использование метода часто предполагает голосование пользователей за понравившийся продукт, идею и т. д. (так называемое краудголо-сование, crowdvoiting). В то же время согласно теореме Гиббарда - Саттертуэйта любой процесс принятия решения, где на голосование выносятся как минимум три инициативы, может сопровождаться манипулированием [10];

- совершенствование системы оценки эффективности краудсорсинга. В настоящее время для проведения таких оценок используются количество и качество идей, сэкономленные средства, повышение стоимости бренда или компании, объем привлеченных ресурсов, т. е. в основном речь идет об экономической эффективности для организаторов краудсорсинга. Но в проектах краудсорсинга очень ценна и важна социальная составляющая как для краудсор-серов, так и для общества в целом. Например, основатели компании Power Practical, используя краудфандинговую платформу Kickstarter, в апреле 2012 г. запустили кампанию по сбору средств для начала серийного производства походных электрогенераторов PowerPot, основанных на явлении термоэлектрических токов, и предложили оформить предзаказ на PowerPot V за 125 долл. либо заплатить 199 долл., чтобы второе такое устройство получил в подарок кто-нибудь из жителей стран третьего мира [5];

- совершенствование программного обеспечения как ключевого ресурса бизнес-модели с использованием краудсорсинга. При организации кра-удсорсинговых проектов, связанных, например, с голосованием за разработку какого-либо закона в масштабах страны, необходимо обеспечить идентификацию гражданина, сохранность его персональных данных, достоверность электронной подписи и т. д.;

- поиск оригинальных и эффективных решений в области поддержки постоянного интереса краудсорсеров. Спад мотивированности у пользователей с течением времени отмечают многие организаторы краудсорсинга, так как создать комфортную среду, в которой хочется работать бесплатно или за незначительные деньги и которая привлекательна для лучших, достаточно сложно. Основные направления мотивации

участников краудсорсинговых бизнес-моделей по степени их влияния выглядят следующим образом: самореализация и повышение социальной роли, включение в игру, получение материальных благ или услуг. Их реализация под конкретное сообщество во многом будет обеспечивать необходимый уровень мотивации краудсорсеров и, следовательно, успех бизнес-модели.

В целом появление краудсорсинга можно назвать новой эпохой в управлении, так как бизнес-модели на его основе позволяют эффективно решать широкий круг задач разной сложности. А учитывая макроэкономическую тенденцию снижения численности работоспособного населения в развитых странах, во многих случаях данный метод может быть решением насущных кадровых проблем. Таким образом, использование краудсорсинга в качестве технологии современного менеджмента и основы инновационных бизнес-моделей становится частью социальной реальности, в которой каждый человек может проявить себя, развивая свой личностный потенциал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. АнториниЮ. М., Муньис-мл. А., Аскилдсен Т. Сотрудничество с сообществом потребителей: уроки от Lego Group // Свой бизнес. 2012. № 6. С. 82-89.

2. Белецкий А. Краудсорсинг и бизнес // B2P (business to people). URL: http://b2p. com. ua/2012/05/03/краудсорсинг-и-бизнес/.

3. Бочарский К. Рынки и ниши // Секрет фирмы. 2012. № 12. С. 72-75.

4. Венседорина О. Аренда коллективного разума // Свой бизнес. 2012. № 9. С. 42-45.

5. Венседорина О. Горшочек, заряди! // Свой бизнес. 2012. № 8. С. 14-15.

6. Венседорина О., Макеева С. Бюро находок // Свой бизнес. 2013. № 1. С. 11.

7. Гарипов А. Инновационный краудсорсинг в России // Нефтяная газета. 2013. 29 июля. URL: http://gazeta. tatneft. ru/news/show/9253.

8. Добрынин С. Лэптопом по галактике // Вокруг света. 2012. № 7. С. 116-121.

9. Дорохов Р., Губский А.« Я был парень, купающийся в кэше» - Илья Лаурс, основатель GetJar // Ведомости. 2013. 02 июля.

10. Карабекян Д. За честные выборы // Вокруг света. 2012. № 8. С. 20-22.

11. Краудсорсинг на страже природы // ЭКА -зеленое движение России. URL: http://ecamir. ru/ experts/Kraudsorsing-na-strazhe-prirodyi. html.

12. Краузова Е. За чужой счет // Свой бизнес. 2012. № 9. С. 66-71.

13. Макурин А. Телемедиум // Свой бизнес. 2012. № 10. С. 176-83.

14. Остервальд А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. М.: Альпина Паблишер, 2012.

15. Призы // Агентство стратегических инициатив. URL: http://asi12.ru/prizy/.

16. Рыцарева Е. Локальная мудрость // Рейтинговое агентство «Эксперт». URL: http://expert. ru/expert/2012/17/lokalnaya-mudrost/.

17. Упатов А. Сервис Tell Your Boss Anything (IT для предпринимателя) // Свой бизнес. 2012. № 12. С. 64.

18. Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012.

19. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. М.: Поколение, 2007.

20. Шамакина К. Народное собирание // Секрет фирмы. 2012. № 10. С. 14-15.

21. Шенгелия В. Я разозлился и решил построить мир свободы // Вокруг света. 2012. № 4. С. 119-122.

22. Шуровьески Дж. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство. М.: Вильямс, 2007.

23. A Doan А., Ramakrishnan R, Halevy A. Y. Crowdsourcing Systems on the World-Wide Web // Communications of the ACM, Vol. 54. No. 4. P. 86-96. URL: http://cacm. acm. org/magazines/2011/4/106563-crowdsourcing-systems-on-the-world-wide-web/fulltext.

24. Geiger D., Seedorf S., Schulze T., Nickerson R., SchaderM. Managing the Crowd: Towards a Taxonomy of Crowdsourcing Processes. In: Proceedings of the Seventeenth Americas Conference on Information Systems (AMCIS), 4-7 August 2011.

25. Meyer D. Finland is about to start using crowdsourcing to create new laws // GIGAOM. URL: http://gigaom. com/europe/online-crowdsourcing-can-now-help-build-new-laws-in-finland/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.