Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА "ЛОНГИТЮД" И ДРУГИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ'

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА "ЛОНГИТЮД" И ДРУГИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕФЕКТЫ РЕЧИ / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Маренкова А.Б.

В статье проанализированы распространенные существующие компьютерные технологии, направленные на исследование речевого развития детей дошкольного возраста. Анализ проведен с учетом сравнения программно-методического комплекса «Лонгитюд» и других компьютерных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Маренкова А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE DIAGNOSIS OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE MATERIAL OF COMPARING THE PROGRAM-METHODOLOGICAL COMPLEX" LONGITUD "AND OTHER COMPUTER SOFTWARE

The article analyzes the widespread existing computer technologies aimed at studying the speech development of preschool children. The analysis was carried out taking into account the comparison of the software and methodological complex "Longitude" and other computer programs.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА "ЛОНГИТЮД" И ДРУГИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ»

УДК 376.37

Маренкова А.Б. студент магистратуры кафедра коррекционной педагогики Академия психологии и педагогики ЮФУ Научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н. доцент кафедры коррекционной педагогики ЮФУ

Россия, г. Ростов - на - Дону

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ЛОНГИТЮД» И ДРУГИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ

ПРОГРАММ

Аннотация: в статье проанализированы распространенные существующие компьютерные технологии, направленные на исследование речевого развития детей дошкольного возраста. Анализ проведен с учетом сравнения программно-методического комплекса «Лонгитюд» и других компьютерных программ.

Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа, дефекты речи, экспертная система, компьютерные технологии.

Marenkova A.B.

graduate student department of correctional pedagogy academy ofpsychology and pedagogy SFedU Scientific adviser: Muratova M.A. Ph.D. associate professor of the department of correctional pedagogy of SFedU

Russia, Rostov-on-Don

ANALYSIS OF THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE

DIAGNOSIS OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE MATERIAL OF COMPARING THE PROGRAM-METHODOLOGICAL COMPLEX" LONGITUD "AND OTHER COMPUTER SOFTWARE

Abstract: The article analyzes the widespread existing computer technologies aimed at studying the speech development of preschool children. The analysis was carried out taking into account the comparison of the software and methodological complex "Longitude " and other computer programs.

Key words: correctional pedagogical work, speech defects, expert system, computer technologies.

Информационные технологии в современном обществе являются перспективным средством логопедической работы с детьми, имеющими дефектами речи.

Все чаще в специальной педагогике эффективным средством обучения становятся компьютерные технологии. Среди специалистов ведутся дискуссии о методах, форме специального обучения и о характере профессионального мышления логопедов. Новые задачи, методы, разработки обходных путей в коррекционно-развивающем обучении позволяют достичь максимальных успехов в развитии ребенка с нарушениями речи (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.) [3],

[4].

Нетрадиционные методы и приемы в ходе диагностики и коррекции речи способствуют познавательной активности детей, повышают эффективность логопедической деятельности в целом. Одним из средств оптимизации обследования и коррекции речи являются компьютерные программы.

В современном обществе психологам, логопедам необходимы удобные в применении, эффективные диагностические методики.

На сегодняшний день многие специалисты в коррекционно -развивающей работе с детьми, имеющими деффекты речи, используют специальные или адаптированные компьютерные программы.

Результат от применения информационных технологий зависит от профессионализма логопеда, от возможности внедрять компьютерные средства в процесс обучения каждого ребенка, для создания интереса и успешной работы детей.

Нами были проанализированы современные компьютерные программы и определены их особенности и преимущества.

В рамках нашего магистерского исследования по теме «Использование программно-методического комплекса «Лонгитюд» в логопедической работе с дошкольниками», которое проводилось на базе МБДОУ № 69, мы проанализировали различные компьютерные программы и программные комплексы.

Мы сравнили экспертную систему «Лонгитюд» с другими аналогичными компьютерными программами:

^ «Цицерон. ЛОГО диакорр 1»;

^ "Диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста" (DiagLite) Мельниковой О.А.;

^ «Логопедическое обследование детей» В.М. Акименко;

^ «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» Нурминского Е.В.

Нами выделены основные достоинства программно-методического комплекса «Лонгитюд»:

1. Возможность печати речевых карт, индивидуальной программы развития;

2. Фиксация, сохранение и анализ полученных данных, можно отследить и просмотреть информацию как на одного ребенка, так и на группу испытуемых («Экран звукопроизношения»);

3. Содержание программы включает большое количество стимульных материалов;

4. Программно-методический комплекс позволяет работать в отсроченном режиме, внося коррективы в предыдущие обследования.

5. Дает рекомендации по использованию различных подходов к коррекции речи;

6. Экспертная система подробно описывает данные по звукопроизношению всех звуков;

7. Программно-методический комплекс «Лонгитюд» является не компьютерным тестом, а экспертной системой.

Диагностика развития речи и индивидуальные рекомендации создаются на основе заложенных в программу знаний экспертов.

Программно-методический комплекс «Лонгитюд» является экспертной системой, в которой выдается заключение, учитывая индивидуальные особенности ребенка и анамнестические данные, а компьютерная программа «Цицерон. ЛОГО диакорр 1» является тестовой системой, в которой заключение выдается на основе подсчета средних значений [7].

В компьютерной программе Мельниковой О.А. "Диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста" (DiagLite) диагностика детей проводится с детьми 5-7 лет, в отличие от программно-методического комплекса «Лонгитюд», в котором обследование речевого развития может проходить с детьми трехлетнего возраста.

Компьютерная программа В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей» создана для тестирования и обработки данных. Данная программа проводит обследование речи детей в возрасте от 4 до 8 лет. Стоимость компьютерной программы В.М. Акименко незначительно выше экспертной системы «Лонгитюд». Однако программно-методический комплекс помимо диагностики, «Индивидуальной программы» на каждого ребенка, содержит еще и психологическое обследование детей [1].

Компьютерная программа «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» Нурминского Е. В. позволяет отследить уровень сформированности речи детей в возрасте 4-6 лет. Уровень формирования развития речи определяется, учитывая общую оценку выполнения заданий по таким параметрам:

1. Грамматический строй речи;

2. Активный словарь;

3. Фонетические аспекты.

В отличие от компьютерной программы Нурминского Е.В., экспертная система «Лонгитюд» проводит углубленную диагностику речевого развития и включает речевую карту на каждого ребенка.

Экспертная система "Лонгитюд" - это помощник логопеда, который работает в области индивидуального сопровождения речевого развития ребенка.

Она включает в себя:

- диагностику ребенка с выдачей результатов;

- индивидуальную "Программу развития" обследованного ребенка;

- развернутую Речевую карту;

- заключение (знания психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, врачей) [6].

Итак, мы проанализировали современные программы логопедического обследования и выделили ряд преимуществ программно-методического комплекса «Лонгитюд»:

• Обследование речевого развития детей в возрасте от 3 до 7 лет;

• Программный комплекс «Лонгитюд» это экспертная система;

• Включает обширные методики диагностики речевых нарушений

детей;

• Оптимальная стоимость программного продукта.

Таким образом, можно сказать, что применение новых компьютерных технологий поможет специалистам оптимизировать рабочее время и повысить эффективность диагностического процесса в обследовании речевого развития дошкольника. Опираясь на приведенные выше достоинства данной системы можно с уверенностью утверждать, что программно -методический комплекс «Лонгитюд» является одним из наиболее эффективных и востребованных компьютерных программ в области логопедии.

Использованные источники:

1. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5. -2010.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство 'Лабиринт', М., 1999. — 352 с.

3. Компьютеры в дефектологии / Труш В., Голод В. // Информатика и образование. - 1986. - № 2. - С. 24-28.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. -№ 1.

5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. - 1994. - № 5. - С. 3-9.

6. Методические материалы к программному комплексу для психологических исследований Лонгитюд. / Под ред. С. А. Мирошникова - СПб.: Изд-во «ЛЕМА». - 2019. - 153 с.

7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

8. Sergey A. Miroshnikov, Andrey D. Nasledov, Oksana V. Zashchirinskaia. Criterion validation of the Scale of Psychomotor Development (SPMD) in developmental delay study of pre-school children // Procedia - Social and Behavioral Sciences (2016) Vol. 223, pp. 220-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.