Научная статья на тему 'Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в образовании'

Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3365
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдыко Т. Г., Бушмелева К. И.

В статье исследуются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании. Анализируются плюсы и минусы использования современных технологий в образовательной среде. Отмечается, что тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания (ОЭИ) и ресурсы. В данном случае интеграция подразумевает как физическое объединение различных средств ИКТ, имеющих содержательное наполнение, в одно издание, так и подход, согласно которого различные средства информатизации рассматриваются в качестве ОЭИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурдыко Т. Г., Бушмелева К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в образовании»

параметр, как правило, зависит от множества факторов. Так, например, при прогнозировании спроса идентифицируются факторы, определяющие спрос, определяются взаимосвязи, существующие между ними, и прогнозируются их вероятные будущие значения; из них при условии реализации условий, для которых уравнение множественной регрессии остается справедливым, выводится прогнозное значение спроса. Все, что касается множественной регрессии, концептуально является идентичным парной регрессии, за исключением того, что используется более чем одна переменная. Под этим углом зрения слегка изменяются терминология и статистические расчеты [8].

Термин «коэффициент условно-чистой регрессии» означает, что каждая из величин Ь измеряет среднее по совокупности отклонение зависимой переменной (результативного признака) от ее средней величины при отклонении зависимой переменной (фактора) х от своей средней величины на единицу ее измерения и при условии, что все прочие факторы, входящие в уравнение регрессии, закреплены на средних значениях, не изменяются, не варьируются.

Таким образом, в отличие от коэффициента парной регрессии коэффициент условно-чистой регрессии измеряет влияние фактора, абстрагируясь от связи вариации этого фактора с вариацией остальных факторов. Если было бы возможным включать в уравнение регрессии все факторы, влияющие на вариацию результативного признака, то величины Ь можно было бы считать мерами чистого влияния факторов. Но так как реально невозможно включить все факторы в уравнение, то коэффициенты Ь не свободны от примеси влияния факторов, не входящих в уравнение.

Многофакторная система требует уже не одного, а множества показателей тесноты линейных связей, имеющих разный смысл и применение. Основой измерения связей является матрица парных коэффициентов корреляции.

На основе этой матрицы можно судить о тесноте связи факторов с результативным признаком и между собой. Хотя показатели матрицы относятся к парным связям, все же матрицу можно использовать для предварительного отбора факторов для включения в уравнение регрессии. Не рекомендуется включать в уравнение факторы, слабо связанные с результативным признаком, но тесно связанные (коллинеарные) с другими факторами (по условию факторные признаки в уравнении множественной корреляции не должны быть связаны друг с другом). Совершенно недопустимо включать в анализ факторы, функционально связанные друг с другом, т.е. с коэффициентом корреляции, равным единице.

На основе матрицы парных коэффициентов вычисляется наиболее общий показатель тесноты связи всех входящих в уравнение регрессии факторов с результативным признаком - коэффициент множественной детерминации [8]

R

. 2

7,1,2,,j-1,,,m

= 11-М

. R„

2

К], 1,2.....1-1,

R =

Гц

1

22

П

2m

где |R| - определитель корреляционной матрицы R; Rjj - алгебраическое дополнение элемента rjj той же матрицы R.

Квадрат коэффициента множественной корреляции т принято называть выборочным множественным коэффициентом детерминации, который показывает, какую долю вариации (случайного разброса) исследуемой величины Xj объясняет вариация остальных случайных величин X1, X2, ..., Xn.

Помимо целей прогнозирования множественная регрессия может использоваться для отбора статистически значимых независимых факторов, которые следует использовать при исследовании результативного признака. В частности, при поиске критериев сегментации исследователь может использовать регрессионный анализ для выделения демографических факторов, которые оказывают наиболее сильное влияние на какой-то результирующий показатель, характеризующий поведение покупателей, например, выбор товара определенной марки.

Кроме того, множественная регрессия может использоваться для определения относительной важности независимых переменных [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолов А.И. и др. Прогнозирование успеваемости обучающихся по специальным дисциплинам на основе регрессионных уравнений // Вестн. Поволж. Рег. Сер. Гуманитарные науки, Известия высших учебных заведений. 2009. №1. С. 124-132.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство «Финпресс», 1998. - 416 с.

3. Гришко А.К., Корж В.А., Канайкин В.А., Подсякин А.С. Анализ временных рядов и методов обработки измерительной информации на основе регрессионных и авторегрессионных моделей / Труды Международного симпозиума «НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО»; в 2 т. - Пенза: ПГУ, 2012, т. 1, стр. 246-247.

4. Гришко А.К., Корж В.А., Плотникова И.А. Прогнозирование состояний и совершенствование методов имитационного моделирования систем обработки статистических массивов информации / Труды Международного симпозиума «НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО»; в 2 т. - Пенза: ПГУ, 2011, т. 2, стр. 329-30.

5. Ивахненко А. Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. - Киев. Техника, 1975. 311 с.

6. Кузьминова А.В., Гуров В. В. Анализ регрессионных моделей показателей процессов системы, при исследовании которой требуется разделение ее элементов на классы. // Естественные и технические науки. 2012. № 2. С. 318-322.

7.Гришко А.К. Структурно-логический анализ информационной системы поддержки научных исследований управляемых технических систем / А.К. Гришко, И.И. Кочегаров, В.А. Канайкин, Е.К. Горелова, В.С. Лукин // В сборнике: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ XVIII Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, под редакцией А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. 2014. С. 283-286.

8. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М., МЗ-Пресс, 2004. 67 с.

9. Эконометрика: Конспект лекций / И.В. Орлова, В.Я. Габескирия, А.И. Пилипенко, А.Н. Гармаш, О.М. Гусарова, В.Н. Урадовских, А.А. Якушев. - М.: ВЗФЭИ, 2007. - 76 с.

УДК 519.687.1

Бурдыко Т.Г. , Бушмелева К.И.

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

В статье исследуются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании. Анализируются плюсы и минусы использования современных технологий в образовательной среде. Отмечается, что тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютер-

ныеучебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания (ОЭИ) и ресурсы. В данном случае интеграция подразумевает как физическое объединение различных средств ИКТ, имеющих содержательное наполнение, в одно издание, так и подход, согласно которого различные средства информатизации рассматриваются в качестве ОЭИ.

Ключевые слова:

информация, коммуникации, образование, технологии, программное обеспечение

Тема информатизации образования на сегодняшний момент является актуальной и широко обсуждаемой. Информационные и коммуникационные технологии (далее — ИКТ) приобретают не только познавательный смысл, но и становятся преобразовательной силой в организациях.

Под ИКТ понимают комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и предоставлением информации при персональной, массовой и производственной коммуникации.

На сегодняшний день понятие информационных технологий включает ряд взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, разработку и производство компьютеров и программного обеспечения, связь и телефония, мобильные сервисы, обеспечение доступа в Интернет, обеспечение информационных ресурсов Интернета. А также процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии» [1]. Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей [2]. К средствам ИКТ относятся: ЭВМ; ПЭВМ;

комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;

информационные сети;

устройства ввода-вывода информации; средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией;

средства архивного хранения больших объемов информации;

устройства для преобразования данных из текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;

системы искусственного интеллекта; системы компьютерной графики;

программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.);

современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет);

электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь

с возможностью оперативно получать информацию. Через Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В Интернете опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере (рисунок 1).

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ в высшей школе:

совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;

индивидуализация работы преподавателя; ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

усиление мотивации к обучению;

активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к научно-исследовательской и педагогической деятельности;

обеспечение гибкости процесса обучения. Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого [3].

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».

В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге [6, 7].

обучающие

сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень

усвоения

тренажеры

предназначены для отработки разного рода умении и навыков, повторения или закрепления пройденного материала

информационно-поисковые и справочные

сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации

демонстрационные

визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

имитационные

представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик

лабораторные

позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании

моделируюшие

позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

расчетные

автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции

учебно-игровые

предназначены для создания учебных ситуации, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровои форме

Рисунок 1 — Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, также часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [3].

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать: доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;

интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения;

предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие ИКТ:

предоставление учебников и другого печатного материала;

пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

видеопленки;

трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям; кабельное телевидение; голосовая почта;

двусторонние видео-телеконференции;

односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону; электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мультимедиа, вообще, и средства мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связаны с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежат в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса [3]. При этом слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений - это:

технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.

Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий (далее — ОЭИ), ресурсов и иных средств ИКТ. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ОЭИ можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. Прежде чем переходить к непосредственной классификации ОЭИ необходимо выделить основные параметры, характеризующие ОЭИ, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации. При этом возможные значения подобных параметров требуют как можно более четкой и заранее фиксированной рубрикации. В качестве основных параметров-критериев выделяются [7-10]: тип электронного издания; предметная образовательная область; рекомендуемый уровень образования; рекомендуемый тип образовательного процесса; рекомендуемая форма образовательного процесса; специфика аудитории.

В основу классификации ОЭИ могут быть положены общепринятые способы классификации учебных изданий, электронных изданий и программных средств [5]. Учебные издания различают:

по функциональному признаку, определяющему значение и место учебных изданий в учебном процессе; по целевому назначению;

по характеру представляемой информации; по организации текста; по форме изложения. Электронные издания различают: по наличию печатного эквивалента; по природе основной информации; по целевому назначению; по технологии распространения;

по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания; по периодичности; по структуре.

В статье было определено понятие ИКТ, какие технологии включают в себя информационные средства. Рассмотрены преимущества и недостатки использования современных технологий. Каким образом они влияют на изменение процесса обучения и восприятия информации.

Подводя итог вышеизложенному, можно высказать убеждение, что информационные и коммуникационные технологии при разумном, целенаправленном и всесторонне подготовленном применении их в процессе преподавания и обучения могут эффективно содействовать повышению качества и расширению доступа к получению высшего образования, отвечающего запросам современного общества и потребностям рынка труда. Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапиева М. С. Использование информационных технологий при обучении в системе образования вуза // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 572-574.

2. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/stydrjkk/home/sredstva-ikt

3. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

4. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.html

5. Принципы классификации ОЭИ образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=214&page=621

6. Веренцов Д.С., Хакимова Е.Г. Модуальные технологии в образовательном процессе вуза: в 2-х т. // Пенза, 2015. — Т.1 —C. 212-213

7. Таньков Н.Н., Гордеева Т.Д., Тишулин П.Б. Совершенствование умения использовать интернет-ресурсы как условие развития информационно-технологических компетенций преподавателя иностранного языка в вузе: в 2-х т. // Пенза, 2014. — Т.1 — C. 346-347

8. Артемов И.И. Повышение долговечности шаровых опор легковых автомобилей / И.И. Артемов, А.А. Войнов // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2007. № 9. С. 43-50.

9. Северцев Н.А. Системный анализ определения параметров состояния и параметры наблюдения объекта для обеспечения безопасности //Надежность и качество сложных систем. 2013. № 1. С. 4-10.

10. Дедков В.К. Компьютерное моделирование характеристик надежности нестареющих восстанавливаемых объектов / В.К. Дедков, Н.А. Северцев // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2010. Т. I. С. 368-370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.