Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / программы профессиональной переподготовки / программы повышения квалификации / дистанционные образовательные технологии / образовательный портал / онлайн-курсы / онлайн-конференции / вебинары / непрерывное медицинское образование / information technologies / professional retraining programs / advanced training programs / distance learning technologies / educational portal / online courses / online conferences / webinars / continuing medical education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Свиридова Татьяна Борисовна, Половинка Вячеслав Степанович, Голдина Елена Александровна

Сегодня информационные технологии активно проникают в экономику, промышленность и многие другие области, включая организацию здравоохранения и сферу медицинского образования. Использование информационных технологий в подготовке медицинских специалистов стало неотъемлемой частью современного образовательного процесса [8]. Теперь студенты и слушатели могут получать доступ к огромному объему обучающей информации, используя интернет-контент и электронные учебники. Это открывает перед ними новые возможности для самостоятельного изучения материала и расширения своих познавательных способностей. Введение: дистанционные образовательные технологии открывают новые возможности и переворачивают традиционные представления о том, каким должно быть обучение. С каждым годом дистанционные образовательные технологии (ДОТ) все больше внедряются в медицинскую практику и могут стать одним из решений в получении знаний в системе непрерывного медицинского образования, а как же использоваться в традиционной системе повышения квалификации и профессиональном развитии медицинских работников. ДОТ предлагают гибкость и доступность в обучении, что позволяет медицинским специалистам обучаться в любое время суток и в своем собственном темпе. Цель исследования: проанализировать эффективность использования дистанционных образовательных технологий в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве. Материалы и методы исследования: в данной статье рассматривается образовательная деятельность одной из кафедр филиала Военно-медицинской академии в г. Москве. В рамках исследования мы провели социологический опрос слушателей повышения квалификации по удовлетворенности дистанционными образовательными технологиями. Исследование проводилось методом анкетирования и проведением качественного анализа. Результаты: статистического анализа показывают удовлетворенность слушателей использованием дистанционных образовательных технологий. Они также указывают на важные факторы, которые могут влиять на уровень удовлетворенности и требуют учета при разработке и улучшении дистанционных образовательных программ. Эти результаты могут служить основой для разработки рекомендаций и дальнейших исследований в этой области. Выводы: дистанционные образовательные технологии эффективны в контексте современной системы образования и требований военно-медицинских организаций, такое обучение позволяет медицинским работникам получить доступ к новейшей и актуальной информации. Слушатели могут изучать последние научные открытия и исследования, обновлять свои знания и умения без необходимости покидать свои рабочие места. Но несмотря на все преимущества дистанционного обучения, необходимо отметить и его недостатки. Важное замечание касается требуемой самодисциплины и мотивации со стороны обучающихся. Это требует дополнительных усилий и ответственности со стороны каждого участника процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Свиридова Татьяна Борисовна, Половинка Вячеслав Степанович, Голдина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN AN EDUCATIONAL MILITARY MEDICAL ORGANIZATION

Today, information technologies are actively penetrating the economy, industry and many other areas, including healthcare organization and medical education. The use of information technology in the training of medical specialists has become an integral part of the modern educational process. Now students and trainees can access a huge amount of educational information using online content and electronic textbooks. This opens up new opportunities for them to study the material independently and expand their cognitive abilities. Introduction: Distance learning technologies open up new opportunities and overturn traditional ideas about how learning should be. Distance learning technologies (DOT) every year They are increasingly being introduced into medical practice and can become one of the solutions in obtaining knowledge in the system of continuing medical education, as well as being used in the traditional system of professional development and professional development of medical workers. DOT offers flexibility and accessibility in training, which allows medical professionals to study at any time of the day and at their own pace. The purpose of the study: to analyze the effectiveness of the use of distance learning technologies in the branch of the Military Medical Academy in Moscow. Materials and methods of research: this article examines the educational activities of one of the departments of the branch of the Military Medical Academy in Moscow. As part of the study, we conducted a sociological survey of advanced training students on satisfaction with distance learning technologies. The study was conducted by means of a questionnaire and qualitative analysis. Results: statistical analysis shows the satisfaction of students with the use of distance learning technologies. They also point out important factors that can affect the level of satisfaction and need to be taken into account when developing and improving distance education programs. These results can serve as a basis for the development of recommendations and further research in this area. Conclusions: distance learning technologies are effective in the context of the modern education system and the requirements of military medical organizations, such training allows medical professionals to get access to the latest and relevant information. Students can study the latest scientific discoveries and research, update their knowledge and skills without having to leave their jobs. But despite all the advantages of distance learning, it is necessary to note its disadvantages. An important point concerns the required self-discipline and motivation on the part of the students. This requires additional efforts and responsibility on the part of each participant in the learning process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

УДК 614.2

DOI 10.24412/2312-2935-2024-2-773-788

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Т.Б. Свиридова, В.С. Половинка, Е.А. Голдина

Филиал федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве

Сегодня информационные технологии активно проникают в экономику, промышленность и многие другие области, включая организацию здравоохранения и сферу медицинского образования. Использование информационных технологий в подготовке медицинских специалистов стало неотъемлемой частью современного образовательного процесса [8]. Теперь студенты и слушатели могут получать доступ к огромному объему обучающей информации, используя интернет-контент и электронные учебники. Это открывает перед ними новые возможности для самостоятельного изучения материала и расширения своих познавательных способностей.

Введение: дистанционные образовательные технологии открывают новые возможности и переворачивают традиционные представления о том, каким должно быть обучение. С каждым годом дистанционные образовательные технологии (ДОТ) все больше внедряются в медицинскую практику и могут стать одним из решений в получении знаний в системе непрерывного медицинского образования, а как же использоваться в традиционной системе повышения квалификации и профессиональном развитии медицинских работников. ДОТ предлагают гибкость и доступность в обучении, что позволяет медицинским специалистам обучаться в любое время суток и в своем собственном темпе.

Цель исследования: проанализировать эффективность использования дистанционных образовательных технологий в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве. Материалы и методы исследования: в данной статье рассматривается образовательная деятельность одной из кафедр филиала Военно-медицинской академии в г. Москве. В рамках исследования мы провели социологический опрос слушателей повышения квалификации по удовлетворенности дистанционными образовательными технологиями. Исследование проводилось методом анкетирования и проведением качественного анализа. Результаты: статистического анализа показывают удовлетворенность слушателей использованием дистанционных образовательных технологий. Они также указывают на важные факторы, которые могут влиять на уровень удовлетворенности и требуют учета при разработке и улучшении дистанционных образовательных программ. Эти результаты могут служить основой для разработки рекомендаций и дальнейших исследований в этой области. Выводы: дистанционные образовательные технологии эффективны в контексте современной системы образования и требований военно-медицинских организаций, такое обучение позволяет медицинским работникам получить доступ к новейшей и актуальной информации. Слушатели могут изучать последние научные открытия и исследования, обновлять свои знания и умения без необходимости покидать свои рабочие места. Но несмотря на все преимущества дистанционного обучения, необходимо отметить и его недостатки. Важное

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

замечание касается требуемой самодисциплины и мотивации со стороны обучающихся. Это требует дополнительных усилий и ответственности со стороны каждого участника процесса обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации, дистанционные образовательные технологии, образовательный портал, онлайн-курсы, онлайн-конференции, вебинары, непрерывное медицинское образование

ANALYSIS OF THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN AN EDUCATIONAL MILITARY MEDICAL ORGANIZATION

T.B. Sviridova, V.S. Polovinka, E.A. Goldina

The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow

Today, information technologies are actively penetrating the economy, industry and many other areas, including healthcare organization and medical education. The use of information technology in the training of medical specialists has become an integral part of the modern educational process. Now students and trainees can access a huge amount of educational information using online content and electronic textbooks. This opens up new opportunities for them to study the material independently and expand their cognitive abilities.

Introduction: Distance learning technologies open up new opportunities and overturn traditional ideas about how learning should be. Distance learning technologies (DOT) every year They are increasingly being introduced into medical practice and can become one of the solutions in obtaining knowledge in the system of continuing medical education, as well as being used in the traditional system of professional development and professional development of medical workers. DOT offers flexibility and accessibility in training, which allows medical professionals to study at any time of the day and at their own pace.

The purpose of the study: to analyze the effectiveness of the use of distance learning technologies in the branch of the Military Medical Academy in Moscow.

Materials and methods of research: this article examines the educational activities of one of the departments of the branch of the Military Medical Academy in Moscow. As part of the study, we conducted a sociological survey of advanced training students on satisfaction with distance learning technologies. The study was conducted by means of a questionnaire and qualitative analysis. Results: statistical analysis shows the satisfaction of students with the use of distance learning technologies. They also point out important factors that can affect the level of satisfaction and need to be taken into account when developing and improving distance education programs. These results can serve as a basis for the development of recommendations and further research in this area. Conclusions: distance learning technologies are effective in the context of the modern education system and the requirements of military medical organizations, such training allows medical professionals to get access to the latest and relevant information. Students can study the latest scientific discoveries and research, update their knowledge and skills without having to leave their jobs. But despite all the advantages of distance learning, it is necessary to note its disadvantages. An

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

important point concerns the required self-discipline and motivation on the part of the students. This requires additional efforts and responsibility on the part of each participant in the learning process.

Keywords: information technologies, professional retraining programs, advanced training programs, distance learning technologies, educational portal, online courses, online conferences, webinars, continuing medical education

Введение. В современном быстро развивающемся мире дистанционные образовательные технологии играют все более активную роль в подготовке медицинских работников, особенно в системе дополнительного профессионального образования [4,6]. Они предлагают уникальные возможности и преимущества, которые ранее были недоступны при традиционной схеме подготовки медицинских кадров.

Непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков стало неотъемлемой необходимостью в современном здравоохранении. Очевидно, что высокая потребность в квалифицированных медицинских специалистах и значительный уровень ответственности перед пациентами требуют от медицинских и фармацевтических работников постоянного развития своих профессиональных навыков в системе непрерывного медицинского образования. Основная задача непрерывного медицинского образования -обеспечить медицинских специалистов актуальной информацией, предоставить возможности освоения последних технологических и достижений в отрасли [5].

В целом, применение дистанционных образовательных технологий в обучении медицинских работников в системе дополнительного профессионального образования является неотъемлемой частью современного образовательного процесса [7,1]. Оно открывает новые возможности и переворачивает традиционное представление о том, каким должно быть обучение. В связи с этим, развитие дистанционных образовательных технологий в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве является актуальным и необходимым по ряду вышеперечисленных причин, к ним так же можно отнести и снижение затрат на образовательные расходы, гибкость и доступность в обучении.

Цель исследования проанализировать эффективность использования дистанционных образовательных технологий в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: - проанализировано применение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации медицинских работников;

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

- выявлена удовлетворенность слушателей обучением в дистанционном формате.

- установлено мнение слушателей о доступности изложенного учебного материала в

дистанционном формате;

- выявлены преимущества дистанционного обучения перед традиционным;

- изучены трудности для слушателей при обучении в дистанционном формате;

В итоге, проведенное исследование позволило сделать выводы о том, насколько эффективны и перспективны дистанционные образовательные технологии в контексте современной системы образования и требований военно-медицинских организаций.

Методы исследования. В качестве объекта исследования, в данной статье рассматривается образовательная деятельность кафедры филиала Военно-медицинской академии в г. Москве. В рамках исследования мы провели социологический опрос слушателей повышения квалификации по удовлетворенности дистанционными образовательными технологиями.

Исследование проводилось методом анкетирования и проведением качественного анализа.

Результаты. Сфера медицинского образования не стоит на месте и активно внедряет новые технологии в учебный процесс. Используются интерактивные доски, компьютерные программы и различные образовательные приложения, которые позволяют делать занятия более интересными и понятными для слушателей. Кроме того, информационные технологии помогают разнообразить методы преподавания и подходы к обучению, что способствует развитию творческого мышления и умений работать в команде.

В соответствии со статьей 16 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, которые преимущественно реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Можно констатировать тот факт, что до 2020 года внедрение дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации носило постепенный и умеренный характер, но критическая ситуация, вызванная коронавирусной инфекцией COVID-19, стала своего рода катализатором активного применения дистанционных технологий в образовательном процессе. Фактически, в период пандемии, применение дистанционного

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

режима обучения стало единственно возможной формой обучения для студентов и слушателей [3].

В 2016 году филиал Военно-медицинской академии в г. Москве открыл свой дистанционный образовательный портал. Он стал одним из инструментов для слушателей ординатуры и циклов ДПО, позволяющий получать знания в удобной для них форме из любой географической точки, где имеется доступ к сети «Интернет». Благодаря ДОТ стало возможным проведение онлайн лекций, вебинаров и иных образовательных мероприятий. Это значительно упростило процесс обучения в период распространения инфекции COVID-19 и позволило Военной образовательной организации сохранить прежний уровень подготовки слушателей. В связи с тем, что наполнение дистанционного образовательного портала происходило постепенно в течение нескольких лет, филиалу не пришлось в авральном режиме работать в столь сложный для страны период 2020-2021 годов.

В настоящее время дистанционный образовательный портал филиала Военно-медицинской академии представляет собой образовательный комплекс, который позволяет обучаться одновременно большому количеству слушателей. ДОТ состоит из отдельных курсов, в которых размещены учебно-методические материалы циклов ДПО, которые реализуются на кафедрах:

- Управления сестринской деятельностью;

- Терапия неотложных состояний;

- Управления военным здравоохранением;

- Хирургии с курсом онкологии и лучевой диагностики;

- Хирургии неотложных состояний;

- Кибернетической медицины и информационных технологий;

- Организации и тактики медицинской службы;

- Интегративной и восточной медицины.

В дистанционном образовательном портале помещены учебные материалы и для подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре:

- по специальность «Терапия»;

- по специальности «Неврология»;

- по специальности «Хирургия»;

- по специальности «Сердечно-сосудистая хирургия»;

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

- по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;

- по специальности «Кардиология»;

- по специальности «Лечебная физическая культура»;

- по специальности «Травматология и ортопедия»;

- по специальности «Урология».

Размещены и материалы по программе научно-педагогических кадров, проводящих научные исследования в рамках подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в аспирантуре.

Медицинский колледж, школа сестер и братьев милосердия, территориальные курсы для повышения квалификации среднего медицинского персонала так же могут воспользоваться дистанционно- образовательной средой филиала.

Каждый слушатель имеет доступ ко всем обучающим ресурсам, размещенным на образовательном портале: текстовым материалам и учебникам, видеолекциям, видеоурокам с практическими примерами, презентациям, электронным учебникам, приложениям, в том числе игровым.

В дистанционном образовательном портале собраны разнообразные материалы и ресурсы, которые помогают обучающимся успешно осваивать учебный материал и повышать свою компетентность по каждому циклу повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Начиная с введения комплексных онлайн-курсов, где знания представлены в форме интерактивных модулей, видеоматериалов и тестовых заданий, слушатели курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут изучать свои циклы более глубоко и полноценно [10]. Кроме того, доступ к различным электронным библиотекам (библиотека Военно-медицинской академии, консультант врача, «Лань») позволяет студентам и слушателям ординатуры и циклов ДПО быть в курсе последних научных исследований и новых разработок в медицинской и социальной сферах.

Специальные разделы портала посвящены отработке практических навыков, включая простые медицинские услуги, уход за пациентами и навыки коммуникации. Здесь студенты и слушатели могут просмотреть видеоматериалы с демонстрацией различных манипуляций, изучить подробные инструкции (алгоритмы) и руководства по выполнению этих практических навыков. На портале филиала ВМедА в г. Москве доступны специальные форумы и чаты для

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

общения и обмена опытом. Это позволяет создать динамичное и интерактивное обучающее сообщество, где каждый может получить поддержку и помощь от других участников.

Ключевым элементом успешного обучения в дистанционном формате является контроль за успеваемостью слушателей. Роль преподавателя в этом процессе особенно значима, поскольку именно он отвечает за оценку знаний и эффективность обучения. В отличие от традиционной формы изложения материала, где преподаватель видит обучающихся, получать обратную связь и следить за их активностью, в дистанционном формате обучения становится намного сложнее. Чтобы обеспечить эффективный контроль за процессом усвоения информации слушателей, преподаватель должен использовать различные инструменты и методы. В филиале используются задания и тесты различной сложности, чтобы проверить уровень знаний и понимания материала. Это позволяет не только оценить успеваемость слушателя, но и помочь ему в случае возникновения затруднений.

Преподаватель имеет возможность использования онлайн-конференции или вебинары, чтобы обсудить вопросы и сделать обратную связь более эффективной. Это дает возможность слушателям задать свои вопросы и получить дополнительные пояснения по сложным для восприятия темам. Преподаватель может проводить индивидуальные консультации со слушателями, чтобы помочь им в изучении материала, а также используется дополнительная возможность обсуждения проблем и поиска путей их решения, есть возможность предложить дополнительные материалы для самостоятельного изучения [2].

Контроль преподавателем образовательного процесса в дистанционном формате играет решающую роль в формировании знаний, умений и навыков у слушателей. Это требует от преподавателя гибкости в выборе инструментов и методов контроля, а также активного взаимодействия с обучающимися.

В целом, дистанционный образовательный портал представляет собой новое средство обучения, которое обладает множеством преимуществ, но также имеет и свои ограничения. В рамках нашего исследования мы провели социологический опрос слушателей повышения квалификации по удовлетворенности дистанционными образовательными технологиями в филиале ВМедА в г. Москве. Опрос проводился в рамках внутренней оценки качества образовательной деятельности и использовались анкеты, которые обычно применяются для независимой оценки условий обучения.

Анкетирование проходило с сентября 2020 года по ноябрь 2023 года путем заполнения анкеты на сайте дистанционного образовательного портала. В анкете 10 вопросов, которые

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

касались непосредственно дистанционных образовательных технологий и опрос проводился анонимно. В нем приняли участие 3292 респондента, большинство из которых слушатели циклов повышения квалификации, «Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП)» - 2162 человека, «Порядок обращения с медицинскими отходами» - 961 человек, «Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» - 102 человека (рис. 2). Их них 97% (3201 человек) составили респонденты женского пола и 3% (91 человек) мужского пола (см. рис.1).

мужсой

женсий 97%

Рисунок 1. Распределение респондентов по полу

Рисунок 2. Распределение респондентов по циклам повышения квалификации.

В условиях реализации дистанционного обучения 89% (2926 человек) слушателей обучались без отрыва от производства и 11% (349 человек) оформляли учебный отпуск и находились в домашних условиях или в библиотеке, или в компьютерном классе филиала, 1 % (27 человек) респондентов не ответили на это вопрос.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2926

_349

LJ 27

Без

командированного удостоверения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебный отпуск

Нет ответа

Рисунок 3. Распределение слушателей по месту нахождения в период обучения. На вопрос удовлетворены или слушатели обучением в дистанционном формате 97% (3185 человек) ответили положительно, при этом 2% (81 человек) не удовлетворены процессом обучения в дистанционном формате и 1% (26 человек) слушателей затруднились ответить на этот вопрос.

4000 3000 2000 1000 0

Я^

_81 26

Удовлетворены Не удовлетворены

Нет ответа

Рисунок 4. Распределение слушателей по вопросу удовлетворенности обучения в дистанционном формате

Следующий вопрос был о доступности изложения материала в ДЭС. При оценке доступности учебно-методических материалов, научной и методической литературы при обучении в дистанционной форме большинство опрашиваемых 80% (2642 человека) дали положительный ответ, скорее да, чем нет - 17% (548 человек), не удовлетворенность выразили 2% (54 человека), затруднились ответить 1% (48 человек) респондентов.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

I-2642

3000 2000 1000 0

Доступно Скорее да Не доступно Затруднились

ответить

Рисунок 5. Распределение слушателей по вопросу доступности изложения учебного материала на портале

Изучая вопрос удовлетворенности слушателей дистанционной образовательной средой филиала ответы распределились следующим образом: 71% (2342 человека) удовлетворены работой электронно-информационной образовательной среды, скорее да, чем нет - 21% (689 человек), не удовлетворенность выразили 5% (154 человека), затруднились с ответом 3% (98 человек).

Рисунок 6. Распределение слушателей по вопросу удовлетворенности электронной образовательной средой

В следующем вопросе мы уточнили мнение слушателей о нагрузке на преподавателя в дистанционном формате обучения. Выяснилось, что 47% (1543 человека) респондентов считают, что нагрузка на преподавателей при дистанционном обучении увеличилась, 32% (1054 человека) указывают на то, что нагрузка на преподавателя осталась прежней, на

782

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

уменьшение нагрузки при применении ДОТ указали 17% (569 человек), 4% (126 человек) затруднились ответить на этот вопрос.

Рисунок 7. Мнение слушателей о нагрузке на преподавателя в дистанционном формате обучения

Следующий вопрос анкеты был о преимуществах дистанционного обучения. Слушателям необходимо было выбрать из следующих вариантов ответов:

- Возможность учиться в удобное для слушателей время - 2345 человек;

- Доступность материала в любом месте, благодаря Интернету - 569 человек;

- Возможность совмещать работу с учебой - 3021 человек;

- Возможность скачивать учебный материал - 1690 человек;

- Возможность обмениваться опытом с коллегами (общение в чатах) - 689 человек;

- Обучение в комфортной и привычной обстановке - 946 человек;

- Получение практических навыков - 679 человек;

- Нет преимуществ - 63 человека.

В следующем вопросе анкеты мы осведомлялись о трудностях при дистанционном обучении. Слушателям необходимо было выбрать из следующих вариантов ответов:

- Недостаточное владение компьютерными технологиями - 362 человека;

- Большое количество материала (контента) для изучения - 184 человека;

- Сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя - 243 человека;

- Сложно сосредоточиться при самостоятельном изучении материала - 321 человек;

- Сложно удерживать внимание при просмотре видеолекций - 123 человека;

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

- Сложно разобраться с интерфейсом инструментов для дистанционного обучения (электронно-информационной образовательной среды филиала - 237 человек;

- Не хватает очных дискуссий с преподавателями - 423 человек.

Нет преимуществ р 63

Получение практических навыков _679

Обучение в комфортной и.______ 946

Возможность обмениваться 689

Любой учебный материал доступен.__

Возможность совмещать работу с. Доступность материала в любом. 569 Возможность учиться в удобное..._

1690

3021

2345

Рисунок 8. Преимущества дистанционного обучения

Не хватает очных дискуссий с. Сложно разобраться с интерфейсом. Сложно удерживать внимание при.

423

123

Сложно сосредоточиться при... Сложность выполнения . 243 321

Большое количество материала. Недостаточное владение . 184

362

0 100 200 300 400 500

Рисунок 9. Трудности при дистанционном обучении

В заключительном вопросе о том, что слушателям понравилось больше всего при обучении в дистанционном формате, были предложены следующие варианты ответов:

- Индивидуальный темп обучения - 2678 человек;

- Возможность повторно посмотреть видеозапись лекции - 1678 человек;

- Возможность скачать материалы лекции, презентации - 694 человека;

- Самообучение - 341 человек;

- Возможность протестировать себя - 151 человек;

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

- Возможность пользоваться современными образовательными технологиями - 97

человек.

Возможность пользоваться... 0 97

Возможность протестировать себя ° 151

Самообучение -__341

Возможность скачать материалы... 1

Г

Возможность повторно посмотреть... с 1 A7S

Индивидуальный темп обучения

0 500 1000 1500 2000 2500 3000

Рисунок 10. Больше всего понравилось при дистанционном обучении

Результаты: мы проанализированы ответы обучаемых на циклах дополнительного профессионального образования повышения квалификации и может констатировать, что 97 % слушателей выразили удовлетворенность дистанционными образовательными технологиями. В период своего обучения слушатели могли выполнять свои должностные обязанности и не оформлять учебный отпуск. Более 80% опрошенных отметили, что материал доступно изложен. Респонденты в более чем 70% удовлетворены работой электронно-информационной образовательной средой филиала. При изучении мнения слушателей о нагрузке на преподавателя в дистанционном формате обучения отметили 47%, что нагрузка на преподавателей при ДОТ увеличилась и 32% указывают на то, что нагрузка на преподавателя осталась прежней.

Слушатели определили преимущества дистанционного обучения. К ним они отнесли: возможность совмещать работу с учебой, возможность учиться в удобное для них время, любой учебный материал доступен для скачивания. Больше всего понравилось слушателям при дистанционном обучении: индивидуальный темп обучения, возможность повторно посмотреть видеозапись лекции, возможность скачать материалы лекции, презентации или другие учебно-методические материалы.

При всех положительных ответах были и вопросы о трудностях, возникших при дистанционном обучении. К ним слушатели отнесли нехватку очных дискуссий с

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

преподавателями, недостаточное владение компьютерными технологиями, сложность в сосредоточении при самостоятельном изучении материала.

В целом, результаты статистического анализа показывают удовлетворенность слушателей использованием дистанционных образовательных технологий. Они также указывают на важные факторы, которые могут влиять на уровень удовлетворенности и требуют учета при разработке и улучшении дистанционных образовательных программ. Эти результаты могут служить основой для разработки рекомендаций и дальнейших исследований в этой области.

Важно учитывать эти факторы при выборе формата обучения и находить баланс между дистанционным и традиционным образованием для достижения наилучших результатов в подготовке медицинских работников в системе дополнительного профессионального образования.

Выводы: эра информационных технологий открывает перед нами огромные возможности для развития и прогресса в различных областях. Образование является одной из таких сфер, где технологии играют все более важную роль, помогая нам обеспечить качественное и доступное обучение для практикующих медицинских работников.

Одним из преимуществ дистанционного обучения является его гибкость и доступность. Медицинским работникам, занятым в практическом здравоохранении трудно уйти в учебный отпуск, чтобы иметь возможность посещать традиционные лекции в образовательных организациях. Однако, с помощью дистанционных образовательных технологий, они могут учиться и развиваться в удобное для них время и удобном темпе.

Кроме того, дистанционное обучение позволяет медицинским работникам получить доступ к новейшей и актуальной информации. Они могут изучать последние научные открытия и исследования, обновлять свои знания и умения без необходимости покидать свои рабочие места.

Однако, как и у любой новой технологии, у дистанционного обучения есть свои ограничения и недостатки [9]. Один из главных минусов заключается в необходимости самодисциплины и мотивации. Медицинским работникам может быть сложно организовать свое время и наладить режим самостоятельного обучения.

Научно-практический рецензируемый журнал

"Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

Список литературы

1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине. Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-3. - С. 545-547; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29752 (дата обращения: 31.01.2024)

2. Дистанционное образование: трансформация, преимущества, риски и опыт [Текст]: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 16-18 декабря 2020 года. -Уфа: Издательство БГПУ им. М.Акмуллы, 2020. - 590 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зраева И.М. Опыт применения дистанционных образовательных технологий в ведомственном вузе. Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 12-18

4. Койчубеков Б.К., Омарбекова Н.К., Абдуллина З.Т., Мухаметова Е.Л. Информационные технологии в медицинском образовании. Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2. - С. 56-58; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4836 (дата обращения: 31.01.2024)

5. Краснопольский И.А. Системы непрерывного медицинского образования в мире: практика, проблемы, пути развития. Методология и технология непрерывного профессионального образования №3 (3) 2020. С.6-14

6. Лонская Л.В., Малютина Т.В. Информационные технологии как условие успешной подготовки медицинских кадров. Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24228 (дата обращения: 31.01.2024)

7. Марухно В.М. Дистанционное образование в медицине. Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 154-156; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005 (дата обращения: 31.01.2024)

8. Никитин Ю.Б., Котюргина А.С., Федорова Е.И. Информационные технологии в современном медицинском образовании. Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V1. - 0,4 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2019/196008.htm

9. Панкратова О.П. Организация обучения в вузе на основе дистанционных технологий. Информационные системы и технологии в моделировании и управлении. - 2017. - С. 351-355. EDN: YYVSGL

10. Свиридова Т.Б., Голдина Е.А., Шахова Н.В. Дополнительное профессиональное образование с применением дистанционных образовательных технологий. Актуальные научные исследования сборник статей XIII Международной научно-практической

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

конференции : в 2 ч.. Том Часть 2. Пенза, 2023 Издательство: Наука и Просвещение (Пенза) С. 121-124

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study did not have sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Свиридова Татьяна Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой (управления сестринской деятельностью) филиала ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ в г. Москве, 107392, г. Москва, ул. Малая Черкизовская, 7, e-mail: t-sviridova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9918-5118; SPIN: 8583-4574 Половинка Вячеслав Степанович - кандидат медицинских наук, доцент, начальник филиала ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ в г. Москве, 107392, г. Москва, ул. Малая Черкизовская, 7, polovinka.vs@yandex.ru, ORCID: 0000-00028287-2958; SPIN:6954-5228

Голдина Елена Александровна - старший преподаватель, кафедры (управления сестринской деятельностью), филиала ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ в г. Москве, 107392, г. Москва, ул. Малая Черкизовская, 7, Elena-goldina@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7103-2366; SPIN: 6776-0102

Information about the authors Sviridova Tatyana Borisovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, 107392, Moscow, Malaya Cherkizovskaya str, 7, e-mail: t-sviridova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9918-5118; SPIN: 8583-4574

Polovinka Vyacheslav Stepanovich - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the branch, The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, 107392, Moscow, Malaya Cherkizovskaya str, 7, polovinka.vs@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8287-2958; SPIN:6954-5228

Goldina Elena Alexandrovna - Senior Lecturer, Department of Nursing Management, The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, 107392, Moscow, Malaya Cherkizovskaya str, 7, Elena-goldina@mail.ru, ORCID: 0000-0001-71032366; SPIN: 6776-0102

Статья получена: 02.02.2024 г. Принята к публикации: 25.06.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.